Медовый спас в 2021 приметы

Обновлено: 21.11.2024

Медовый Спас начинается ровно за две недели до Успения Пресвятой Богородицы, 14 августа. В славянской традиции в этот день прихожане освящают в церкви мед, мак и овощи, готовят медовые коврижки и в целом наделяют "жидкое золото" особенными, почти магическими свойствами.

Православный Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, который сегодня отмечают 14 августа, был установлен в IX веке. Новое звучание, название и собственные приметы праздник обрел после того, как восточные славяне стали исповедовать православие и наделили этот день особыми народными смыслами.

Ореховый, или Третий Спас: что за праздник, традиции и приметы

Ореховый Спас, который также называли Третьим, Хлебным, Полотняным или Холщовым, завершает августовские празднования в честь Иисуса Христа и Богоматери — Девы Марии. Третий Спас отмечается после окончания Успенского поста, на следующий день после праздника Успение (окончание земной жизни) Богородицы.

Третий Спас — это праздник прощания с летом, наступления осени, приближения главной осенней страды, выпечки хлеба из зерна нового урожая, сбора лесных орехов и грибов, продажи изделий народных ремесел и т. д.

Рецепты на Медовый Спас

Как хорошие хозяева, накрыв праздничный стол, ждут прихода гостей, так и верующие ждут церковного благословения на вкушение меда, тем более, что мед – один из самых вкусных и полезных постных продуктов. Он очень полезен для здоровья: нормализует работу многих внутренних органов, улучшает состав крови, повышает иммунитет.

Перед тем, как мед освящать, убедимся в его должном качестве. Специалисты говорят о двух способах определения качества меда.

Первый – переливание. Нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной, непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорошо приготовлен. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее.

Второй способ – обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если темнеет от графита, значит, мед не качественный.

Настоящий мед легко растирается между пальцами и впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки.

Когда мед выбран и освящен, можно приступить и к приготовлению постных продуктов на радость домашним.

Постная медовая коврижка

1 стакан сахарного песка, 1 стакан воды, 2 ст. ложки меда, 1 ч. ложка соды, 0,5 ч. ложки разрыхлителя, 2 ст. ложки какао или кофе, 0,5 стакана изюма, 0,5 стакана измельченных орехов, 0,5 стакана растительного масла, 1,5-2 стакана муки, по щепотке корицы и кориандра.

В миску насыпать сахар, налить воду и растительное масло, немного нагреть, добавить мед. Размешать, чтобы сахар и мед растворились. Смешать в отдельной посуде соду, какао или кофе, пряности, потом добавить это в смесь масла, воды и меда и тщательно вымесить, чтобы не было комков.
Добавьте орехи, изюм и муку с разрыхлителем. Муки нужно столько, чтобы тесто напоминало густую сметану. Выпекать в форме, выстланной пекарской бумагой или смазанной маслом и присыпанной мукой, 30-35 минут при 200 градусах.

Коврижку можно есть в таком виде или разрезать поперек и прослоить любым джемом или вареньем.

Меренга медовая

Пшеничную муку хорошо перемешать с сахарной пудрой, добавить натертую цедру 1 лимона, толченые корицу и гвоздику по вкусу, немного соды и меда (столько, чтобы тесто было не очень крутым, но и не жидким).

Из теста раскатать лепешки толщиной 5 мм, вырезать кружочки и печь на смазанном маслом противне. Когда печенье охладится, сбрызнуть белой сахарной глазурью.

Квас медовый

800 г меда, 2 лимона, 25 г дрожжей, 5 л воды.

В кипящую воду положить мед и хорошо размешать.
Когда жидкость остынет до 20° C, ввести дрожжи, лимонный сок или лимонную кислоту и оставить стоять на 10-12 ч.
Остудить, разлить в бутылки и закупорить их.

Салат медовый

2 моркови;
2 яблока;
8–10 грецких орехов;
сок 0,5 лимона;
2 столовые ложки меда.

Монастырский мед

1 кг меда, 3 л воды, 2 ч. ложки хмеля.

Мед размешать с водой и кипятить на слабом огне в течение 3 час. В марлю положить хмель, небольшой камешек и, завязав ее узелком, опустить в кастрюлю с медом (камешек необходим для того, чтобы хмель не всплывал). Мед с хмелем кипятить 1 час, периодически, по мере выкипания, добавляя горячую воду.

Мед снять с огня и еще теплым процедить через марлю в стеклянную или деревянную посуду. При этом емкость должна быть заполнена не более чем на 4/5 объема. Посуду оставить в теплом месте (у печки, батареи) для брожения меда. Как правило, оно начинается через день-два после того, как мед сварен.

Когда мед побродит (перестанет шипеть), в него влить полстакана хорошо заваренного чая (1 ч. ложка заварки на 1 стакан кипятка). Затем мед, не мешая, процедить через фланель (лучше несколько раз).

Процеженный мед уже готов для употребления. Однако превосходный вкус он приобретет через год хранения в прохладном месте.

Яблочный Спас: что за праздник, традиции, приметы и запреты

Самый любимый в народе и самый известный из Спасов — это Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. Яблочный Спас — это народное название праздника Преображение Господне. Праздник посвящен событию, отраженному в евангельских источниках: апостолы во время молитвы на горе Фавор узрели преображенного воскресшего Иисуса Христа.

Яблочный Спас — это время Успенского поста: мясная и молочная пища, а также яйца под запретом, но можно есть освященные плоды нового урожая. Апостольская традиция предписывала на Преображение освящать свежий мед и плоды нового урожая (в первую очередь виноград), до этого дары природы есть строго возбранялось — традиция зародилась в монастырях, но потом стала народной.

На Руси роль апостольского винограда играли яблоки, с ними связаны славянские традиции Яблочного Спаса. До сих пор жив довольно популярный запрет есть свежие яблоки до Яблочного Спаса, а также в этот день пробовать неосвященные плоды. На Руси считалось, что нарушение этого запрета, особенно женщинами, может навлечь беду на все село.

Начиная с 19 августа свежие яблоки можно было есть, с ними делали выпечку, их заготавливали, ими торговали, одаривали нищих и тех, у кого не было садов. На Яблочный Спас до сих пор есть традиция дарить друг другу освященные яблоки и яблочные пироги, устраивать застолья с выпечкой и так далее.

Согласно приметам, какая погода на Яблочный Спас, такой и осень будет. Также, по приметам, сидеть дома в этот праздник — плохое решение, особенно для девушки. На Руси Яблочный Спас был временем гуляний, на которых парни и девушки могли познакомиться поближе. Девушки в этот день гадали на суженого.

Медовый Спас: традиции и приметы

Начиная с Медового Спаса разрешалось есть освященные плоды нового урожая, а также свежий мед, который также предварительно освящали в храме.

Мед считается главным символом праздника: на Руси его в этот день ели во всех видах: с чаем, с маком, в постной выпечке.

Согласно традиции, на Медовый Спас последний раз в сезоне окунались в открытые водоемы (это считалось защитой от болезней и сглаза) и приводили в порядок колодцы.

На Руси в этот день девушки гадали на суженого, в ходу были и различные привороты. Например, считалось, что девушка, умелая по части выпечки, своими лакомствами с использованием меда и мака может приворожить понравившегося парня.

Федеральное агентство новостей  / 

Похожая примета

Спасы — праздники в честь Спасителя Иисуса Христа — отмечаются в августе. На Руси эти праздники всегда были одними из самых любимых. Спасы — Медовый, Яблочный и Ореховый — это фруктовое изобилие, хлеб нового урожая, а также последние теплые дни, которыми грех не насладиться. Подробности — в материале ФАН.

Спасы 2021: когда отмечают

Медовый Спас отмечают 14 августа; Яблочный Спас — 19 августа; Ореховый (Третий) Спас — 29 августа.

Что нельзя делать 14 августа

Отметим сразу, церковь не одобряет гаданий и ворожбы, особенно в пост. На Руси в этот день нельзя было есть скоромную пищу (мясную, молочную, а также яйца) и даже рыбу. Разрешалась только горячая постная пища с растительным маслом.

По народной традиции в праздник запрещалось есть неосвященные плоды и мед. На Руси до 19 августа (до Яблочного Спаса) старались не употреблять в пищу яблоки нового урожая, хотя другие плоды (естественно, освященные) есть было можно.

При этом есть поверье, что на Медовый Спас отпускаются все бабьи грехи, совершенные за год, поэтому женщины довольно часто нарушали запреты.

Также на Медовый Спас, как и в любой церковный праздник, запрещены ссоры, споры, сквернословие, под запретом дурные поступки и нечистые помыслы. На Руси строго осуждали скупердяев, которые жадничали в Медовый Спас, в этот день было принято особенно щедро одаривать нищих.

О следующих за Медовым — Яблочном (19 августа) и Ореховом (29 августа) Спасах читайте на сайте ФАН.

Смысл Медового Спаса

Само название «Спас» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости веры в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт свое положение как опасное, гибельное. И если мы это свое подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой смертью.

Изнесение Честных древ для нас – это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара – могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Ко дню, когда мы вспоминаем и чтим означенные события, приурочено и начало Успенского поста. Пост этот, двухнедельный и строгий, подготавливает нас к празднованию Успения Пречистой Владычицы Богородицы 28 (15) августа.

Жизнь Пречистой Владычицы была полна невзгод и лишений, Ей суждено было перенести муку матери, видящей мучения распятого Сына, и не только Сына, но предвечного Бога, безгрешным Своим человеческим естеством страдающего невинно за грехи всего мира.

Конечно, эта боль, эти страдания Голгофского предстояния были главной скорбью Пречистой Владычицы в Ее земной жизни. И воспоминание этого события снова возводит нас к трепетному созерцанию непостижимой тайны искупительной Крестной Жертвы Спасителя, Жертвы, преобразившей орудие смерти в животворящее победоносное Древо Креста Господня. Само Успение Пресвятой Богородицы осознаётся христианами как праздник разрешения от многотрудных уз земной жизни, праздник полного воссоединения Пречистой Матери со Своим Возлюбленным Сыном.

Но период, предшествовавший этому торжеству, был полон житейских горестей, скорбей тем больших, чем большую праведность являла Пресвятая Богородица. В напоминание о скорби пречистой Матери, о необходимости воздержанной и строгой жизни и установлен этот пост.

Проповедь архиепископа Челябинского и Златоустовского Феофана на начало Успенского поста

Похожая примета

Медовый Спас – 14 (1) августа. В этот день Православная Церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Что можно делать на Медовый Спас

  • Поблагодарить пасечника за его труд. На Медовый Спас чествуют пчеловодов и их труд, поэтому поездка на пасеку будет отличной идеей.

  • Искупаться напоследок. Те, кто продолжал плавать в открытых водоемах даже после Ильи, окончательно закрывали купальный сезон после Медового Спаса. Считалось, что с этого времени вода зацветает и, искупавшись в ней, можно заболеть. Кроме того, Медовый Спас иначе называли Спасом на воде — верили, что все водоемы в этот день очищают тело и душу, избавляют от грехов и болезней. Поэтому на Медовый Спас купались не только сами, но и омывали домашний скот.

Похожая примета

Медовый Спас, который также называют Первый, Маковый, Мокрый Спас, либо Спас-на-водах, отмечается 14 августа. В 2021 году праздник приходится на субботу. Русская православная церковь 14 августа чтит три святыни: Животворящий Крест Господень, образ Спасителя и икону Владимирской Божией Матери, а также ветхозаветных мучеников Маккавеев, в честь которых Спас иногда по созвучию называют Маковым.

«Водные» названия праздника связаны с церковной традицией совершения в этот день малого освящения воды.

14 августа — первый день Успенского поста, во время которого в течение двух недель под запретом мясные и молочные продукты, а также яйца (подробнее — в материале ФАН).

Что нельзя делать на Медовый Спас

  • Работать. Разве что вы пасечник — мед собирать, конечно же, можно. На Медовый Спас все ходили друг другу в гости, праздновали и угощались, а на полевых и домашних работах стояло негласное табу. Да и август — месяц, когда дел в поле уже не так много, все ждали жатвы, поэтому денек полениться в это время было не зазорно.

  • Устраивать шумные застолья. Праздник-праздником, однако следует помнить, что церковь не одобряет разгулье в важные для православных дни, поэтому отмечать следует тихо, с семьей и друзьями. Этот запрет не только церковный, но и вполне бытовой: пчелы не выносят громких звуков, они их нервируют, из-за чего те могут покусать пасечника.

Это интересно Мед: польза и вред для здоровья
Золотистое лакомство и любимое народное средство для лечения простуды. Узнайте, в чем польза и вред меда для здоровья мужчин, женщин и детей, а также как правильно хранить и выбирать этот продукт
Приметы погоды

  • Перелетные птицы покидают свои гнезда и улетают на юг — наступает время холодных ночей.

История Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввел в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец – законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твердостью пошел на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твердо перенес муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э., и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Святые мученики Маккавеи

Медовый Спас: что за праздник, традиции и приметы

Медовый Спас (Маковый, или Мокрый Спас, а также Спас-на-водах), который отмечается 14 августа, это первый день Успенского поста. Праздник, отмечаемый 14 августа, в православии называется Происхождение честных древ Животворящего креста. Также в этот день чтят память ветхозаветных мучеников Маккавеев, имя которых для русского уха созвучно слову «мак».

Медовый Спас — это время освящения в храмах свежего меда и плодов нового урожая — винограда, яблок, других природных даров. По традиции до освящения плоды нового урожая не ели, это считалось грехом, особенно для женщин. Существовали очень строгие запреты на этот счет: суеверие гласило, что такое нарушение со стороны матери может повлечь смерть ее ребенка.

Успенский пост, который начинается 14 августа, на Руси называли «лакомкой», то есть легким: освященные плоды нового урожая скрашивали постный стол. День был посвящен свежему меду, которому приписывали целебные свойства: его ели как лакомство, иногда смешивая с маком (популярным блюдом на Медовый Спас в память Маккавеев), использовали для постной выпечки.

Поскольку 14 августа церковь проводит малое освящение воды, праздник также называют Мокрый Спас, или Спас-на-водах.

«Водная» составляющая праздника определяет народные традиции: в этот день на Руси было принято приводить в порядок колодцы, а также окончательно завершать купальный сезон. Считалось, что на Мокрый Спас нужно напоследок окунуться в открытую воду, чтобы набраться здоровья на целый год. После этого на Руси купаться было не принято до следующего лета. Зимние крещенские купания — традиция гораздо более поздняя.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает мед нового сбора, и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и вкушая мед уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый Спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по Промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается Православной Церковью в этот день.

Читайте также: