Реальные приметы времени в сказке дикий помещик
Обновлено: 13.11.2024
Своеобразное сочетание вымысла и реальности – одна из особенностей сказок Салтыкова-Щедрина. В сказке «Дикий помещик» встречаются реальные названия газет («Весть») , люди (актер Садовский) , отсылки к злободневным социально – политическим темам.
В изображении животных автор следует фольклорной традиции: животные говорят, действуют наравне с человеком. Например, медведь вступает в беседу с помещиком и даже дает ему советы. При этом животные выступают и в своей исходной роли: медведь съедает мужика, мужик ловит рыбу.
Остальные ответы
необычные события 1.летающий рой мужиков 2.одичавший помещик 3. говорящие животные, например медведь 4.исчезновение возвращение крестьян
Похожая примета
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», опубликованная в 1869 году, является актуальной по сей день.
Несмотря на то что в центре повествования лежат взаимоотношения между помещиками и крестьянами – классами, которых в современном обществе уже нет, произведение продолжает быть актуальным, так как взаимоотношения между помещиками и крестьянами можно сравнить с взаимоотношениями между богатыми, влиятельными людьми и бедными людьми, которые не могут постоять за себя. В сказке показана вседозволенность глупого помещика и бесправность народа; то же самое можно наблюдать и в современном обществе, в котором важное место занимают денежные средства. Богатые люди очень часто думают о том, что им дозволено абсолютно все, а бедные люди в свою очередь часто не могут отстоять свои права и свободы.
Мысль М.Е. Салтыкова-Щедрина о том, что помещики не могут нормально существовать без крестьян, можно переформулировать так, чтобы она подходила под жизнь в современном обществе. Часто влиятельные люди, занимающие высокое положение в обществе, презрительно относятся к людям, которые, например, работают в сфере услуг. Так, часто бывают люди презрительно относятся к продавцам или уборщикам, не осознавая, что без людей данных профессий общество бы жило совершенно по-другому. Часто люди негативно отзываются о врачах или учителях, не понимая того, к какому социальному хаосу придет общество, если люди данных профессий исчезнут или откажутся трудиться. В повествовании подчеркивается, что исчезновение крестьян оказало воздействие на жизнь всего общества, а не только на жизнь его конкретного представителя. То же самое касается и современного общества: без определенного слоя населения изменится жизнь всего общества.
Показывая постепенное одичание глупого помещика, демонстрируя то, что физическое одичание происходит параллельно с нравственным одичанием, М.Е. Салтыков-Щедрин выражает важную мысль: неправильное мировоззрение, жестокие по отношению к другим людям мысли и поступки делают из человека животное. Данная мысль актуальна во все времена, ведь часто люди, беря во внимание абсурдные, жестокие и аморальные идеи, приносили вред не только себе, но и другим людям.
Актуальна сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина также потому, что в ней выражается мысль об отсутствии необходимости угнетения и притеснения. Писатель негативно относится к поступкам глупого помещика, который всячески притесняет крестьян. В современном обществе важна мысль о том, что человек является в первую очередь человеком, несмотря на его социальное положение. Ни один человек не в праве ограничивать права и свободы другого человека. Никто не имеет права решать, кто должен дальше существовать на свете, а кто этим правом владеть не может. А те, кто уверен в том, что он имеет право быть судьей чужих жизней, являются по-настоящему глупыми людьми. К сожалению, и в современном мире есть люди, подобные глупому помещику. Неслучайно сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина заканчивается мыслью о том, что главный герой жив по сей день. Писатель с неудовольствием подчеркивает, что такие «глупые помещики» будут во все времена.
Похожая примета
Боясь цензуры, М.Е. Салтыков-Щедрин прибегает к иносказательной форме сказки для того, чтобы передать главную мысль и высмеять пороки самодержавия. Через сказочную форму писателю хотелось показать помещичье общество.
Впервые «Дикий помещик» был опубликован в 1869 году журналом «Отечественные записки».
2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).
«Дикий помещик» относится к жанру сказки. Писатель использует элементы фольклора (зачин, фантастичные элементы).
Как отмечалось, жанр сказки М.Е. Салтыков-Щедрин выбирает неслучайно. Это сказка сатирическая, так как целью писателя было высмеять общественные пороки. Произведение не похоже на назидание, оно похоже на едкую и очень сильную сатиру.
3. Название произведения и его смысл.
Название «Дикий помещик» употребляется и в прямом, и в переносном значении. Помещик дик, потому что невежественен и нравственно отстал. Но помимо этого, помещик, который олицетворяет все дворянство, дик в прямом смысле этого слова. Он одичал и ведет себя абсолютно неадекватно.
4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?
Повествование ведется от третьего лица, наблюдение ведется будто с высоты птичьего полета.
5. Тема и идея произведения. Проблематика.
М.Е. Салтыков-Щедрин отразил в своем произведении события 1860-х гг. Автор поднимает тему социального деления. Крестьяне терпят различные несправедливости от помещиков, которые не умеют жить самостоятельно. Весь этот класс совершенно ничего не умеет делать, помещики похожи на детей, которые не могут выжить в одиночку.
М.Е. Салтыков-Щедрин поднимает проблему неравенства. С этим связан и основной конфликт: тяжелые отношения между классами помещиков и крестьян.
Автор в сказке «Дикий помещик» подчеркивает роль крестьянства. Помещик в произведении становится совершенно диким без помощи крестьян. Именно простой народ становится главной силой страны. Их трудолюбие никогда не сравнится с леностью помещичьего класса. Без крестьян все помещики, по мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, превратились бы в таких же «диких помещиков».
6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
Сюжет сказки довольно прост. Он повествует о помещике, который настолько замучился жить рядом с бедными крестьянами, что они исчезают из его жизни, в результате чего герой остается один и полностью дичает, теряя собственный разум и рассудок.
Начальство, узнавшее о диком помещике, приказывает изловить его и привести в порядок. Распоряжения выполнены, но помещик часто вспоминает о своей жизни в лесу.
7. Система образов произведения.
Центральным персонажем сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина является помещик, который отличается своей бездеятельной жизнью. Он с презрением относится к своим крестьянам, не понимая, что только благодаря им он может вести такой праздный образ жизни. После того как от него уходят все крестьяне, обычный помещик превращается в помещика дикого.
Народ противопоставляется образу помещика. Это трудолюбивые люди, которые привыкли выживать самостоятельно. По мнению М.Е. Салтыкова-Щедрина, именно простой народ является основой всего русского населения. Писатель сочувствует крестьянам, однако автор высмеивает и черты простого мужика – смирение и покорность.
8. Композиция произведения.
Сказка «Дикий помещик» имеет небольшой объем, однако она включает в себя и завязку, и развитие действия, и кульминацию, и развязку.
В центре всего повествования лежит гротескная ситуация, противопоставляющая образ помещика и народа. Гротеск и антитеза – двигатели сюжета.
Завязка сказки включает в себя просьбу помещика избавить его от всех людей, находящихся рядом. Развитие действия – сцена ухода крестьян от помещика и постепенная его деградация. Кульминационным моментом становится полное одичание помещика, когда он перестал вести себя как человек, общаясь лишь с медведем в лесу. Развязка сказки гласит о том, что помещика «изловили» и привели в порядок, однако он тоскует по прежней жизни.
9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.
М.Е. Салтыков-Щедрин широко использует сатирические приемы: гипербола, гротеск, юмор. Аллегории и метафоры позволяют с легкостью понять, о чем идет речь.
В произведении сказочные мотивы сочетаются с реальным бытописанием (к примеру, газета «Весть»), что еще больше подчеркивает актуальность сказки, отразившей современные писателю времена.
10. Отзыв о произведении.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, применяя прием антитезы, смог с помощью аллегорических элементов в сказке «Дикий помещик» показать значение простого народа, без которого жизнь помещиков превращалась в дикое существование. Сатира делает произведение интересным и актуальным во все времена.
Похожая примета
Фантастические события - это как из земель помещика пропали мужики и как в конце отроившийся рой мужиков пролетал и его поймали и снова подселили к помещику. А реальные - это как к помещику по очереди наведывались податной инспектор, генералы и актёр Садовский (в самом деле известный в то время).
Читайте также: