Приметы во время отпевания в церкви

Обновлено: 21.11.2024

Батюшка, я недавно пошла в церковь, свечку поставить и попала на отпевание, я достояла до конца, и когда уже гроб вынесли, я поставила свечки.Я слышала, что это плохая примета, что надо немедленно уйти, а до конца достояла, искренне людям сожалея.Что Вы думаете?

протоиерей Дионисий

Баку Православный христианин

Здравствуйте, Евгения!
Не нужно верить в приметы. То, что Вы сделали, достойно православной христианки. Думаю, Вы не просто стояли, наблюдая за службой, но и молились. А это очень важно. Нечасто сейчас встретишь человека, который станет молиться за незнакомых ему людей, соболезнуя им. Помощи Вам Божией!

Погребальные приметы, которым уже не следуют

Со временем часть не оправдывающих себя поверий уходит в прошлое и свод примет меняется. Так, сейчас совершенно отказались от бытовавшего прежде запрета приносить на похороны живые цветы.

Точно так же не соблюдается правило «впереди гроба не идут». Современная похоронная процессия как раз строится в таком порядке, что перед гробом идут те, кто несёт портрет, награды, венки.

Практически не выполняется и ничем не обоснованный запрет стирать вещи мужа (жены) в течение года после смерти.

После заочного отпевания

В тех случаях, когда погребение уже состоялось, и возможен доступ к месту захоронения, землю, полученную после отпевания, крестообразным движением высыпают на могилу. Венчик и разрешительную молитву сжигают.
Если место захоронения недоступно, землю таким же образом высыпают на любую могилу, над которой установлен восьмиконечный православный крест.В дальнейшем близкие усопшего заказывают поминальные службы, подают в храме записки об упокоении и молятся за его душу келейно, то есть, дома.

Похожая примета

Подготовка к погребению и сами похороны у нас проводятся по определённым правилам, далеко не всегда рационально обоснованным, однако имеющим очень давние, отчасти дохристианские истоки. Тем не менее, они мирно уживаются с православной похоронной обрядностью и в некоторой степени дополняют её. Так образуется общий культурный комплекс, внятный всем христианам восточной ветви.

Обычаи «народного» православия требуют следующих обязательных действий:

  • Сразу после кончины человека все зеркала в его доме занавешивают, часы останавливают. И зеркала, и часы должны оставаться в таком состоянии 40 дней.
  • Хоронят на третий, в крайнем случае, на четвёртый день после смерти. Если отсрочка составит неделю и больше, быть в доме новым похоронам.
  • Усопшего не оставляют в комнате одного.
  • Со времени кончины до самого погребения родные умершего непрерывно, по очереди читают Псалтырь.
  • Омывают тело покойного только в светлое время суток.
  • Погребальную одежду выбирают нарядную, светлую, саван должен быть белым. Умершую незамужнюю девушку одевают в свадебный наряд.
  • В доме, где умер человек, зажигают свечу или лампадку, которая горит до окончания похорон. Свечу обыкновенно ставят в стакан с пшеницей.
  • Пока не прошли похороны, в доме покойного не стирают и не делают уборку.
  • В одной комнате с гробом не должны находиться домашние животные.
  • Пришедшие на прощание с покойным приветствуют друг друга только кивком головы.
  • Глаза и рот умершего должны быть закрыты.
  • Руки усопшего складывают на груди крестом, правую поверх левой.
  • Ноги и руки умершего связывают. Перед погребением завязки снимают и укладывают в гроб.
  • Под голову, а иногда также плечи и ноги покойного в гробу подкладывают подушечки из ваты.
  • Вместе с телом в гроб укладывают те личные вещи покойного, которыми он привык пользоваться при жизни, то есть, протезы, очки, часы, трость и т.п.
  • Головы умерших женщин покрывают косынкой. Также все женщины, присутствующие на похоронах, надевают платки, головные уборы.
  • В гроб не кладут живые цветы, там могут оставаться только искусственные или засушенные растения.
  • Ни фотографии, ни вещи живых людей в гроб не помещают.
  • Из гроба ничего не забирают. Все, что посчитали нужным туда положить, должно быть захоронено с усопшим.
  • Покойного не выносят из дома до полудня и после захода солнца.
  • В погребальных обрядах не участвуют беременные женщины и дети.
  • Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами.
  • Особо следят за тем, чтобы гроб не ударили о косяк двери, иначе похороны в доме скоро повторятся.
  • Вынося гроб из дома, приговаривают: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрывают в доме или квартире находящихся там людей.
  • После выноса гроба человек, не родственный умершему, моет в доме все полы.
  • Гроб и крышку не несут кровные родственники покойного.
  • Обходят гроб с телом только у головы, поклонившись покойному при этом.
  • Во время отпевания вокруг гроба ставят четыре зажженные свечи, располагая их у головы, у ног и у каждой руки.
  • Прощаясь с покойным, целуют венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  • Каждый, кому встретится похоронная процессия, осеняет себя крестным знамением. Мужчины снимают головной убор.
  • Улицу перед траурной процессией не переходят, чтобы не навлечь на себя невзгоды.
  • Все участники похорон бросают в могилу по горсти земли.
  • Цветы, привезённые на похороны, обязательно оставляют на могиле.
  • Все, что использовалось для предания тела земле, то есть, верёвки, полотенца и т.п., оставляют в могиле и закапывают.
  • В день погребения не посещают могилы других родственников или знакомых.
  • На гроб с умершим из окон дома или квартиры не смотрят.
  • Стулья, на которых стоял гроб, на сутки переворачивают ножками вверх.
  • Перед тем, как после похорон войти в свой дом, чистят обувь и моют руки.
  • После похорон в течение суток не ходят по гостям.
  • Наутро после похорон родственники и близкие умершего могут нести на могилу завтрак.
  • Из дома покойного нельзя ничего не выносят, пока не пройдёт неделя со дня смерти. Вещи умершего раздают не раньше, чем пройдут сороковины.
  • Шесть недель после похорон в доме покойного, на подоконнике стоит стакан воды и тарелка с едой.
  • На могилах юношей и девушек, в изголовье сажают калину.
  • Об умершем человеке говорят только хорошее.
  • Воздерживаются от бурных рыданий по усопшему.

Похожая примета

Неоднозначные приметы

Некоторые обстоятельства и действия, связанные с похоронами, могут быть истолкованы двояко. Так происходит, например, когда знатоки обычаев разъясняют символику погоды в день похорон. Одни считают, что солнечная погода сопровождает погребение человека с чистой и светлой душой, а сильный долгий дождь сопутствует душам грешников. Другие же говорят, что дождь во время похорон – это плач небес об ушедшем из жизни.

Разные мнения есть и о том, что делать с иконой, извлечённой из гроба после отпевания. Обычно её советуют взять домой для молитв об усопшем. Однако некоторые предпочитают отдать эту икону в церковь.

Вопрос и ответ

В каких случаях требуется разрешение на то, чтобы отпеть покойного, и почему это требует продолжительного времени?

Чаще всего такая ситуация складывается при похоронах самоубийц, которых, вообще говоря, не отпевают. Однако совершение обряда может быть разрешено, если покойный свёл счёты с жизнью вследствие психического заболевания или пожертвовал собой во имя спасения людей. Как то, так и другое необходимо подтвердить справкой с диагнозом или свидетельствами очевидцев. Решение принимает не приходской священник, а епархиальное управление, что требует времени.

Можно ли совершить отпевание, если похороны по гражданскому обряду были давно, и свидетельства о крещении нет, но старшие родственники помнят, что покойного крестили в православном храме?

Вероятнее всего, в этом случае отпевание будет совершено, однако необходимо подробно описать ситуацию священнослужителю и предоставить решение ему.

Бывает ли так, что крещёного православного не отпевают, даже если родственники хотели бы этого?

Если покойный, будучи крещёным в православии, в своём волеизъявлении указал, чтобы его не отпевали, это решение должно быть в точности выполнено.

Похожая примета

Смерть – это всегда трагедия, она всегда неожиданна. Еще более скорбен уход из жизни близких людей. Скорбь наполняет сердце, и только в слезах и молитве находим мы отраду и утешение.

Что говорить о нас, если даже Христос плакал, придя ко гробу своего друга Лазаря! Тот, Кто победил смерть, Тот, Кто знал, что через полчаса воскресит Лазаря, лежащего уже четвертый день во гробе, плакал.

«Плачу и рыдаю, когда помышляю смерть, и вижу во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида. О чудо! Что это за таинство! Как предаемся тлению, как сопрягаемся смерти. Воистину, Бога повелением, подающего преставившемуся упокоение». Эта стихира поется в чине отпевания.

Мы плачем о разлуке с милыми сердцу, потому что смерть – это не естественное состояние для человека, призванного к вечной жизни… И важно помнить, что эта разлука лишь временна, и у Бога все живы. В Царствии Небесном души родных встречаются, а в аду нет.

Человек перестал жить на этом свете, и с этим окончились суеты мирские, труды, беды, огорчения и страдания. Он словно путник, дошедший до цели, словно выпускник, уже сдавший все экзамены.

ЦЕЛЬ НАШЕЙ ЖИЗНИ

Наша жизнь должна быть такой, чтобы мы всегда были готовы сдать этот экзамен, чтобы сердце наше было чисто перед Богом, чтобы, представ Ему, мы бы не услышали «истинно говорю вам: не знаю вас», но напротив: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Для этого нужно регулярно молиться и в доме, и в храме, потому что молитва – это общение с Богом, нужно регулярно очищать свое сердце в таинстве исповеди, нужно регулярно причащаться Святых Христовых Таин, нужно жить по-христиански. Смерть грешников люта потому, что грешный человек всей своей жизнью отвергает Бога, но встреча эта неизбежна. Зато многие святые умирали так, что улыбка и радость пребывала с ними до последнего момента, когда смерть смыкала их уста, прославляющие Бога.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ

Перед смертью очень важно для каждого православного христианина приступить к таинствам Исповеди и Причащения. Через исповедь Господь нам прощает грехи, а причастивших Светлых Христовых Таин мы соединяемся с самим Господом Богом. Все святые угодники перед смертью старались причащаться Светлых Христовых Таин.

ЧТО МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ДЛЯ УСОПШЕГО

И вот, мы стоим у гроба. Что же можем мы сделать для усопшего, как можем выразить свою любовь? Дорогой гроб, цветы, венки, памятник, могила в престижном месте, застолье на поминках – это нужно скорее нам самим, чем покойному.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТПЕВАНИЯ

ПОДГОТОВКА К ОТПЕВАНИЮ

1. Чтение псалтири об упокоении: псалтирь читается с зажжёнными церковными свечами каждый день. Допускается чтобы её читали родные и близкие по очереди, вслух, перед святыми иконами.

2. Ежедневные молитвы об упокоении. Поминание на утренних и вечерних молитвах. Можно прочитать канон за усопшего.

3. У усопшего на груди должен быть освящённый нагрудный крестик, который уже не снимается с усопшего.

4. Погребение усопшего совершается на третий день после смерти, так как Господь Иисус Христос воскрес из мертвых на третий день.

7. Отпевания не совершаются над не крещёнными в православной вере и самоубийцами.

ПЕРЕД ОТПЕВАНИЕМ В ХРАМЕ

1. Предоставить в церковную лавку свидетельство о смерти, справку о причине смерти.

2. Занести в храм надгробный Крест для освящения, гроб с телом усопшего, цветы.

4. На усопшего возлагается погребальный набор. В руки усопшему вкладывается крест как символ исповедания Христа, разрешительная молитва. В разрешительную молитву вписывается имя усопшего в родительном падеже. (то, которое было наречено при крещении). На голову возлагается венчик как символ венца от Бога и устремления всех помышлений к Богу. На грудь обыкновенно возлагается икона Спасителя (мужчине) или Пресвятой Богородицы (женщине). Покрывало устанавливается от ног до рук. На подушку одевается освящённая наволочка.

5. На гроб устанавливаются четыре подсвечника с освящёнными свечами: возле головы, ног и рук.

6. Перед отпеванием у усопшего развязываются руки и ноги.

7. Согласно церковному этикету, во время отпевания мужчины стоят в правой части храма, а женщины в левой.

8. Перед отпеванием мобильные телефоны нужно перевести на беззвучный режим или отключить.

ОТПЕВАНИЕ

Чин отпевания – это особый обряд об усопшем, в котором Церковь провожает своего члена в жизнь вечную.

1. Во время отпевания все присутствующие должны обязательно молиться вместе со священником о душе покойного. Стоять во время отпевания нужно благоговейно, вслушиваясь в слова песнопений и молитв.

2. Недопустимо отвлекаться на свои мысли и на разговоры о столе, автобусах и других житейских вопросах. Что, как не наша совместная общая молитва будет наилучшим проявлением любви к усопшему!

3. В начале отпевания все предстоящие зажигают свечи и гасят их после прочтения Евангелия. Свечу нужно держать в левой руке, а правой наносить на себя крестное знамение. Погасшие свечи ставятся на тетропод (заупокойный подсвечник).

5. Во время прощания с усопшим, нужно обходить гроб по часовой стрелке, свечи ставить на подсвечник, лобызать икону на центральном аналое. Далее нужно подойти ко гробу, целовать икону на груди, венчик на лбу, затем, попрощавшись, отойти на своё место. По окончании отпевания, священник читает разрешительную молитву, совершает чин предания земле, посыпая усопшего землей со словами «Господня земля и исполнение ея вселенная, и вси живущие на ней», потом гроб закрывается и заколачивается.

6. Во время прощания с усопшим нельзя ходить между амвоном и центральным аналоем, а также чтобы не мешать совершать отпевание между священником и усопшим.

7. В конце отпевания священник отдаст одному из родственников усопшего икону с груди усопшего. Её надо хранить дома с остальными иконами и молится перед ней.

8. После совершения отпевания совершается вынос гроба с телом усопшего. В начале нужно нести надгробный Крест, гроб с телом усопшего, далее идёт священник и потом все остальные.

ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМЕ

Сорокоуст (поминовение на 40 дней) о упокоении (а также поминовение на полгода, год) – поминовение усопшего в храме Божиим.

В храме Воскресения Христова сорокоуст входит в стоимость отпевания.

Панихида, лития – особые заупокойные службы об усопших, обыкновенно совершаются в те дни, когда в храме не служится Божественная литургия и в заупокойный день недели (суббота).

Поминовение на кладбище

Наша память об усопших – это прибранные могилки и наша молитва. Придя на могилку можно пропеть «Со святыми упокой» и «Вечная память», затем прочитать молитву о упокоении (есть почти в любом молитвослове), помянув по именам усопших, поцеловать крест на могилке.

Молится можно с зажжёными освящёнными свечами или с неугасимой лампадой.

Недопустимо употреблять на кладбищах алкоголь, курить, оставлять на могилах водку, сигареты, конфеты, различные продукты. Также недопустимо после Пасхи приносить на могилки освященные пасхи, яйца, куличи.

На кладбище следует вести себя благоговейно, не хоть по чужим могилам, громко не разговаривать, не говорить скверные слова, не употреблять спиртные напитки.

ПОМИНАЛЬНАЯ ТРАПЕЗА (СТОЛ)

СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ КУТЬИ

Кутья – это православное поминальное блюдо, которая символизирует веру в вечную жизнь, воскресение и в Царствие Небесное.

Другое название Кутьи — Коливо.

В рождество, венчание, крещение, православные праздники… так же готовят Кутью, но называют её уже по другому — Коливо.

Коливо — это православное праздничное блюдо. Когда Коливо уже готово, ее необходимо освятить в церкви на службе и перед трапезой прочитать молитву. Коливо благословлённое в церкви и подается на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.

К Кутье (Коливу) принято подавать в отдельном соуснике постное молочко — Узвар, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молочко.

Кутья
Из расчёта на 25-30 человек.

Ингредиенты:
Рис длинный – 100 грамм
Изюм – 70-100 грамм
Цукаты – 50 грамм
Мед или сахар – 1 столовая ложка
Вода очищенная – 600 миллилитров

Приготовление:
1. По православным обычаям фрукты, которые добавляют в Кутью, ассоциируются с райскими плодами, которые Бог даровал всему человечеству. В это блюдо можно добавлять не только изюм, но и по-желанию сухофрукты: курагу, чернослив, и также цукаты и мак.

Итак, выкладываем изюм в маленькую кастрюлю, заливаем его обычной водой и оставляем на 20-30 мин. После промываем его под проточной водой.

Вливаем в кастрюлю с сухофруктами 200 мл очищенной воды и провариваем его на среднем огне 5 мин. Если используете курагу или чернослив, после варки нарезаем их на маленькие кусочки.

2. В истории поминальные обеды символизируют собрание учеников Христа, которые были рады Воскресению их наставника и ждали каждый раз за столом его появления. Поэтому в раннехристианских обществах, проводя совместные трапезы, выражали любовь друг к другу и почитали умерших, рассказывая истории о них и вспоминая приятные моменты в их жизни. А когда Воскресший Христос явился к своим ученикам, он ел мед. Поэтому с давних времен на поминальный обед ставят мед или добавляют его в другие блюда, чтобы усопший мог насытиться райской сладостью.

Для того чтобы этот ингредиент хорошо впитался в рис, и Кутья получилась сладкой, необходимо его немного растопить.

Итак, выкладываем мед ложкой в маленькую кастрюлю и, постоянно помешивая, подогреваем его на среднем огне буквально 1-2 мин. Время контролируем самостоятельно, так как мед может быть засахаренным, а из-за этого с ним придется немного дольше повозиться. Вместо меда в Кутью можно добавить другой сладкий компонент – сахар. Для этого просто растворяем его в небольшом количестве горячей воды.

3. Измельчаем цукаты до тех размеров, которые вам больше нравятся. Этот ингредиент добавляют во многие блюда, например в пасхальный кулич. Ведь цукаты – это вареные в сиропе фрукты с плотной консистенцией. Они очень сладкие и служат прекрасным заменителем конфет. Поэтому, когда добавляете цукаты в Кутью, осторожно с сахаром, чтобы блюдо не пересластить.

4. Для начала замачиваем рис в кастрюле средних размеров с обычной водой на 1-2 часа. После – сливаем воду и заливаем рис уже очищенной водой. По пропорциям на 100 гр крупы необходимо 400 мл воды. Что касается риса, то можно взять или круглозернистый или длиннозернистый.

Ставим кастрюлю с крупой на плиту, доводим до кипения и после убавляем огонь до минимума. В процессе варки рис не перемешиваем ложкой. Не волнуйтесь — не подгорит. На маленьком огне рис будет «дышать», испаряя потихоньку воду.

Время от времени проверяем рис. Когда в кастрюле практически не останется воды, а зерна крупы станут мягкими, добавляем изюм или другие сухофрукты, измельченные цукаты, и вливаем мед или сахарную воду. Все хорошо перемешиваем ложкой и держим на огне еще 1-2 минуты.

5. Перекладываем ложкой готовую Кутью из кастрюли в глубокую тарелку или пиалу. Разравниваем поверхность блюда ложкой и по желанию украшаем изюмом и цукатами. И теперь накрываем крышкой от кастрюли, чтобы Кутья потихоньку остывала.

По православным традициям после того, как освятили Кутью, за столом читают молитву и начинают поминальную трапезу с ложки этого сладкого блюда.

Ангела за трапезы!

ДНИ ОСОБОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШЕГО

3-й день после смерти (в отсчет дней всегда включается сам день кончины) – обыкновенно день отпевания, по преданию, душа до 3-го дня находится на земле, прощаясь. Добродетельная душа посещает те места, где обыкновенно творила добро, а душа человека, любившего свое тело, скитается возле гроба или дома. В третий день душа предстает на поклонение Богу.

9-й день – по преданию, после поклонения Богу, до 9-го дня душе показывается Рай, и душа добродетельная радуется, созерцая это блаженство, а грешная – скорбит. Вслед за тем душа снова возносится на поклонение Богу.

40-й день – по преданию, до 40-го дня душе показывается ад. После чего она вновь предстает перед Богом, и совершается суд, определяющий место пребывания души до Страшного Суда. Это день наиболее усердной молитвы об усопшем.

Годовщины (смерти, рождения, именины) – поминовение в эти дни служит проявлением нашей любви, не прекращающейся со смертью.

В эти дни нужно молится об упокоении усопшего, заказывать в храме обедни и панихиды, ставить свечи об упокоении, посещать могилу.

ДНИ ОБЩЕЦЕРКОВНОГО ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ

Мясопустная вселенская родительская суббота – за девять дней до начала Великого поста. Мясопустной она называется потому, что совершается на неделе мясопустной – последней неделе перед Великим постом, когда благословляется вкушение мяса.

Субботы 2-й, 3-й, 4-й седмицы (недели) Великого поста.

Радоница – вторник, девятый день после Пасхи, в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя. Обыкновенно верующие приходят на могилы своих близких, духовенство служит на кладбищах пасхальные литии об усопших.

Троицкая вселенская родительская суббота – перед праздником Святой Троицы, на сорок девятый день после святой Пасхи.

Дмитриевская родительская суббота – установлена святым благоверным князем Димитрием Донским в память воинов, погибших на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю).

День Победы ( 09 мая) – установлено Архиерейским Собором РПЦ в 1994 году накануне 50-летия победы в Великой Отечественной войне. В этот день совершается панихида по всем погибшим в годы Великой Отечественной войны.

НАЗВАНИЯ ЗАУПОКОЙНЫХ БОГОСЛУЖЕНИЙ

  • Лития
  • Панихида
  • Парастас
  • Отпевание
  • Обедня об упокоении.

НЕКОТОРЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ МОЛИТВЫ И ПЕСНОПЕНИЯ

Тропарь: Со духи праведных скончавшеся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче. (Упокой, Спасе, душу раба Твоего с духами праведных во блаженной жизни с Тобой, Человеколюбец).

Кондак: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная. (Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыханий, но жизнь бесконечная).

Икос: Сам един еси бессмертный, сотворивый и создавый человека земнии бо от земли создахомся и в землю тоюжде пойдем, якоже повелел еси создавый мя и рекий ми, яко земля еси и в землю отыдеши, аможе все человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь Аллилуия. (Ты один бессмертный, сотворивший и создавший человека, земные мы, из земли сотворены и в землю же и уйдем, как повелел Создавший меня и сказавший «прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19), куда и все люди уйдут, надгробное рыдание превращая в песнь Аллилуия).

Молитва об усопших:

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику — небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков.

Послание апостола Павла к Фессалоникийцам, читаемое при отпевании:

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. (1Фес. 4:13-17)

Евангелие от Иоанна, читаемое при отпевании:

О ПОМИНОВЕНИИ НЕ КРЕЩЁННЫХ МЛАДЕНЦЕВ

Не дай Бог когда либо столкнуться со смертью детей, однако, нужно упомянуть и об этом. Крещеные младенцы отпеваются по особому чину, как не имеющие личных грехов.

Некрещеные младенцы не отпеваются в церкви и не поминаются.

Тем не менее, если есть опасность смерти младенца или взрослого, нужно приложить все усилия, чтобы покрестить его. Священник для крещения может быть допущен даже в реанимационное отделение в любое время суток.

МОЛИТСЯ ЛИ ЦЕРКОВЬ ЗА САМОУБИЙЦ
В наше время распространено мнение, что на Троицкую родительскую субботу якобы поминают самоубийц. Но это не правда – Церковь никогда не молится за самоубийц.
На богослужении Троицкой родительской субботы совершается поминовение «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». На каноне утрени родительской субботы поминаются очень многие «категории» усопших: «иже покры вода, и брань пожат, трус же обяът, и убийцы убиша и огонь яже попали верные», а также «усопшия в мори или на земли» и многие другие усопшие. Но есть одно важное, НО: не самоубийцы. Нигде в богослужении не говорится о «самовольно живот свой оставивших».
Самоубийство — это хула на Святого Духа, которая, по слову Писания, «не простится людям» «ни в сем веке, ни в будущем» (Евангелие от Матфея, глава 12, стихи 31-32).
Это осмысленный отказ от великого дара – жизни. И, более того, это грех, который не прощается. Не прощается он потому, что в нем нельзя покаяться на таинстве Исповеди,
ведь смерть наступает в сам момент совершения этого греха. Родственники самоубийцы могут молиться за него дома, однако никакое церковное поминовение самоубийц невозможно.

Вопрос и ответ

Допустим, сложившиеся народные традиции действительно следует соблюдать. Но стоит ли уделять внимание действиям «колдующих»?

В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.

А есть ли приметы, связанные с появлением ворона на кладбище?

Да, примет, имеющих отношение к похоронам, настолько много, что уместить их в одной статье практически невозможно. Ворон, прилетевший на кладбище во время похорон, как считается, пророчит новую смерть и следующие похороны. Если же этой птицы не видно, но слышится характерное карканье, это предвещает скорую финансовую прибыль.

Можно ли найти объяснение для запрета оставлять умершего в одиночестве?

Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.

Совершение чина отпевания, когда отсутствует тело

Чтобы совершить отпевание уже после похорон, надо обратиться в любой православный храм и согласовать дату, время и место проведения обряда. Если необходим выезд к месту захоронения, потребуется обеспечить проезд священнослужителя и участников церемонии в обе стороны, а также позаботиться об их размещении по месту прибытия.

Предварительно согласованное заочное отпевание совершается так, как если бы тело умершего находилось здесь же. Священник облачается в белые одежды, что символизирует рождение усопшего в ином мире для встречи с Творцом.

Молитвенные песнопения произносятся священником и церковным хором. Хорошо, если родственники и близкие, держащие в руках зажженные свечи, смогут присоединиться к произнесению молитв. Для этого следует располагать текстами чинопоследования.
По окончании молитвословий священнослужитель передает близким покойного венчик, землю и лист с текстом разрешительной молитвы.

Обстоятельства, при которых покойного отпевают после того, как он похоронен

Чин отпевания совершается спустя время после захоронения тела в следующих случаях:

  • в силу внешних причин умерший православный христианин был погребён далеко от дома, без участия родственников и священнослужителя;
  • в населённом пункте, где провели захоронение, отсутствует православный храм, и нет возможности пригласить священника;
  • похороны прошли давно, и в то время чин отпевания совершён не был;
  • человек погиб при катастрофе, техногенной или природной, и доступа к телу нет;
  • потребовалось время, чтобы получить разрешение на то, чтобы совершить отпевание.

Отпевание — особый обряд, который, согласно христианскому вероучению, освобождает покойного от земных прегрешений и направляет его душу к жизни вечной.

Магические действия на похоронах

Часть стародавних традиций погребения действительно забывается. Однако последователи всяческих оккультных наук всё ещё норовят появиться на похоронах. Специалистов по практической чёрной магии можно распознать по необычным действиям и странным просьбам, а именно:

  • полежать на том месте, где скончался человек;
  • раздобыть простынь, на которой лежал умерший;
  • завладеть завязками с рук и ног усопшего;
  • сколоть иголками губы покойного, а потом забрать их незаметно;
  • подменить личные вещи умершего;
  • пересыпать себе зерно из стакана-подсвечника;
  • унести воду или мыло после омовения тела покойного;
  • выйти спиной вперед вслед за гробом;
  • вязать узлы на тряпках, стоя возле гроба с усопшим;
  • собрать землю с могилы;
  • обсыпать солью кого-либо из присутствующих;
  • вложить в гроб чужие вещи;
  • закопать вещи или предметы в могилу;
  • унести воду, по обычаю оставленную в доме умершего на подоконнике и т.п.

Всё это предпринимается с тем, чтобы связать с покойным живых людей, обрекая их на болезни и смерть. Поэтому к посторонним на похоронах надо относиться внимательнее, не допускать к гробу незнакомцев, сразу же пресекать разного рода манипуляции, попытки что-либо похитить или вложить в гроб.

Кроме того, если при уходе за могилой были найдены какие-то закопанные предметы, их надо извлечь, не прикасаясь голыми руками, и уничтожить в огне.

Читайте также: