Встретить крестный ход примета

Обновлено: 13.11.2024

Во время больших православных праздников на городских улицах часто можно видеть большое количество верующих, которые идут и поют молитвы, а также несут в руках иконы и хоругвии. Это церковное явление именуется крестный ход.

Прообразами крестных ходов считаются различные события из Библии: странствие евреев в Землю Обетованную, поклонение волхвов младенцу Иисусу, путешествие самого Иисуса Христа в Иерусалимский храм и, конечно, Его крестный путь до Голгофы.

Крестный ход в Курске Крестный ход в Курске

В первые века существования христианства проводить крестные ходы было небезопасно – в Римской империи происходили массовые гонения на верующих. Такая же ситуация повторилась и после прихода к власти большевиков – но опасность не останавливала христиан выходить из своих домов и отправляться на крестный ход, подтверждая тем самым свою веру.

И. Репин "Крестный ход в Курской губернии" (1883) И. Репин "Крестный ход в Курской губернии" (1883)

Один из самых известных и масштабных крестных ходов запечатлел на картине “Крестный ход в Курской губернии” русский художник Илья Репин . Картина была написана в 1883 году и она в точности отображает ту процессию, которая шла от города Курска в монастырь Коренная пустынь. Удивительно, но этот крестный ход ежегодно проводится и в наше время! Во главе ее несут икону Божией Матери “Знамение”, которая является покровительницей Курской земли.

Похожая примета

С тех пор крестный ход продолжает свою жизнь. В нем участвуют тысячи и тысячи верующих. О том, что это не просто поход с рюкзаком за спиной, говорят и многочисленные отклики паломников, отважившихся пройти такой нелегкий путь не один уже раз. Свои впечатления о своем Великорецком описала Лидия Доброва.

Эти слова врезались в память, но все я поняла только на четвертый день, во время литургии, на берегу Великой. Когда ощущала необычайное ликование и восторг, непередаваемую, настоящую Пасхальную радость! А тогда, замерзшая и продрогшая в одежде, промокшей от лившего полдня дождя, переминаясь с ноги на ногу от боли и усталости, я только интересовалась, ЗАЧЕМ они идут снова?

Ответы были разными. Многие говорили, что после участия в Великорецком у них весь год был удачным. Одна женщина сказала: «Я иду, чтобы ничего не случилось плохого с моей семьей и детьми». Иные надеются, что на работе всё будет хорошо. Но наиболее ярко и полно, на мой взгляд, ответил пожилой паломник в селе Горохово, где был длинный привал, и все купались в святом источнике (говорят, что люди с плохим зрением уходят отсюда, «забыв» здесь свои очки). Паломники отдыхают в селе, располагаясь прямо вокруг храма на туристских ковриках. Здесь всех кормят горячей кашей и поят чаем.

Разговорившись с пожилым мужчиной, отдыхающим рядом с нами, я задала свой сакраментальный вопрос – ПОЧЕМУ люди приходят сюда снова и снова? Многие возвращаются сюда каждый год. Причем не комфортабельными автобусами, а чаще пешком, с тяжелым рюкзаком, который мешает тебе быстро и легко ходить, да и, думаю, молиться. Когда идешь и только думаешь, как бы дойти до очередного привала, где найти силы снова подняться на следующие 2-3 часа пути, как унять боль в ногах и что бы поесть?

Но обо всем по порядку.

До поездки было много искушений…

На второй год на Великорецкий засобиралась подруга. Она переживала, собирая аптечку, советовалась об одежде с теми, кто уже участвовал в крестном ходе. У меня же нашлись тогда объективные, как мне казалось, причины не идти в ход – здоровье и работа. Позже, слушая после их возвращения те же рассказы и рассматривая фотографии, страдала: ну почему я сама не пошла…

В вагоне почти одни паломники. Все с рюкзаками, к которым привязаны коврики. Кто-то читает правило, иные тихо переговариваются. Все в ожидании чего-то. Никогда я не ездила в таком вагоне! Говорят, что почти весь поезд «Москва-Киров» такой, да и не один он в этот день.

Порою кажется, что святитель Николай тебя просто несет…

Я возлагала большие надежды на Великорецкий в духовном плане, так как моя духовная жизнь до этого была нестабильной: последние несколько лет стала редко причащаться, рассеянно молиться. Кажется, массу навалившихся проблем не решить никогда. Но во время крестного хода думать ни о чем тревожном не хочется, да и не надо. Ты просто впитываешь эту радость, которая видна на лицах многих, которую невозможно скрыть, а откуда она, и почему – пока непонятно.

В первую ночь, лежа на полу спортзала, среди незнакомых женщин, с жестким рюкзаком под головой, я долго ворочалась с боку на бок на моем коврике. Да так и не смогла заснуть. Не подействовали ни таблетка Персена, ни самовнушения, что завтра же идти 50 км . Так в 2 часа вместе со всеми встала и пошла в эти сырые сумерки. Одно из чудес Крестного хода: очень легко вставать в 2 или 3 часа ночи. Это удивительно, но факт!

Нет ничего невозможного в паломничестве

После обеда пошел дождь, а это в походе – испытание. Посреди поля спрятаться некуда, а дождь не интересует, что у тебя привал и негде укрыться, не на что опереться. Всё вокруг мокрое, и нет крыши над головой. Ты чувствуешь, как медленно и неумолимо промокает твой дождевик. А идти еще несколько часов.

Хоть это и маленькое, но чудо: мне приходит мысль укрыться ковриком, и дождь теперь не страшен, остаток пути прохожу в относительно сухой одежде.

Для меня в этом Крестном ходе переломным был вечер второго дня, после пройденных 50 км пути, уже перед самой деревней Монастырское. Ожидая очереди обходить болотистую лужу, я изнемогла и начала роптать. Но тут увидела в лесном просвете золотой-презолотой закат. Смотрю как завороженная, понимая, что таких красивых закатов не видела никогда в жизни. Меня бывалые паломники предупреждали, что закаты и восходы здесь наикрасивейшие, но когда ты все видишь своими глазами!

Похожую историю мне рассказал один наш паломник. Ему 61 год, и в этом крестном ходе ему было идти особенно тяжело: так разболелась спина, что не согнуться и не разогнуться. На третий день пути он взмолился к свт. Николаю и мч. Трифону с просьбой дать сил дойти этот путь до конца и через несколько метров он увидел рядом с дорогой палку. С помощью этого посоха и дошел оставшиеся три дня пути.

Всю дорогу под этим дождем и холодом я была в полной уверенности, что ночевка в теплом доме в селе Монастырском нам обеспечена, что мои друзья позаботились об этом, договорившись с хозяевами, у которых останавливались в прошлом году. К моему ужасу все места в палатках-шатрах уже заняты, а идти искать квартиру нет никаких сил. В изнеможении опустились мы на свои коврики у чьих-то палаток.

В этом селе люди спят прямо на улице

Но в Крестном ходе невозможно быть одиноким, ведь рядом с тобой Господь, Божия Матерь и святитель Николай , который близок к тебе, как никогда. Ты это очень чувствуешь, хоть и понимаешь свое абсолютное недостоинство. Одиночества уже не ощущаешь, т.к. вокруг тебя еще и много добрых людей. Совсем незнакомые, они оказывают тебе помощь, поддерживают тебя, помогают надеть рюкзак, поправят накидку от дождя, которую невозможно надеть самостоятельно, просто протянут тебе горсть с сухофруктами.

Привал. Кусты сирени, заброшенная деревня. Крапивное поле. Девушки мои улеглись прямо среди крапивы. «У вас же аллергия на крапиву?! Другого места не нашлось?» «Где смогли, там и упали». С молитвой идешь дальше.

В Великорецком встретишь людей отовсюду

Что меня еще особенно поразило в этом крестном ходе, так это то, что никто не ругался! Никто никого не теснил, не толкался, не выяснял отношений, что нередко бывает в храмах. Хотя были экстремальные обстоятельства, ведь все уставшие, у многих что-то болит. Даже особенности характера, которые есть почти у каждого, почему-то не проявлялись. Было ощущение, что на всех какой-то покров, делающий всех такими – хорошими, терпеливыми, любящими. Все стараются друг другу помочь, услужить, поддержать. Те, кто везет коляски с детьми, меняются по очереди, везут инвалидов, просто подают руку, помогая перешагнуть через лужу, через дерево. И это все так согревает! Это болото или лес не променяешь ни на какие курорты или развлечения!

На Великорецкий приезжают люди из разных уголков страны и мира. Благодаря фильму «Великорецкий крест» я узнала об американском профессоре. Он рассказывает в фильме о том, как впервые попал на этот крестный ход, и как сначала не понимал (как и я), чему так радуются люди вокруг? Почему сюда приезжают? Он видел эту радость, но сам не мог её прочувствовать. Ощутил её на последний, шестой день, только тогда в полной мере поняв все. И теперь каждый год приезжает сюда снова.

…Когда мы ехали обратно в «паломническом» же поезде, подъезжая к Москве, радовались, что уже через час мы будем дома. А соседи разворачивают билеты и говорят:

Мне трудно было решиться поехать из Москвы, прямым поездом без пересадок, а здесь – вон откуда!

Великорецким крестным ходом многие исцелялись

Мне самой довелось услышать несколько историй. Не могу точно ручаться за их достоверность, но одну из них рассказала моя знакомая по храму, которую я неожиданно встретила уже на вокзале. Родственница одной женщины заболела раком. Она лежала в больнице, где ей сообщили, что ее дни сочтены, но все же паломница отправилась в крестный ход. По возвращении в Москву она бросила вещи в камере хранения и поехала в больницу, ожидая самого худшего. Но оказалось, что больная почти выздоровела, самочувствие стало гораздо лучше!

Другой случай. В 2005году одной женщине тоже поставили онкологический диагноз, назначив операцию на октябрь. Она пошла в июне в Великорецкий крестный ход. А в октябре диагноз не подтвердился.

Я стараюсь передавать эти слова так, как услышала, боясь что-то сама добавлять или исправлять.

Я нисколько не сомневаюсь в этих всех чудесах, так как и по своим друзьям, побывавшим до меня в ВКХ, я увидела, как много хорошего произошло у них в жизни после этого. Особенно это прочувствовала, когда была на свадьбе у подруги через полгода после её Великорецкого!

Не ради корысти и славы, а благородства для!

Отдельное слово хочется сказать о спасателях, которые сопровождали наш крестный ход. Они были всегда рядом. Ты поднимаешься по дороге в горку, из глины и песка, лесом, по узкой тропочке, и сюда же заползает зеленый УАЗик со спасателями, с медиками и аптечкой. По дороге рядом с нами шли люди в сине-красной форме, с саквояжами с лекарствами, и если по цепочке передавали: «Врача!», они искали, кому нужна помощь. Также были замыкающие, которые шли в конце и искали отставших паломников, подвозили их. Нам обрабатывали мозоли, накладывали повязки.

Вот такие люди были рядом с нами.

Поздравляю всех с окончанием этого крестного хода и продолжением его в нашей жизни!

Правда, духовная программа крестного хода была плохо выполнена мною. Ни причаститься, ни исповедаться не удалось. На литургию в Великорецком мы опоздали, перепутав время. Но получила очень много. Впечатление чего-то чистого, радостного, детского. Действительно, кажется, что Небо здесь встречается с Землей! Теперь бы не растерять накопленное.

Слава Богу за этот крестный ход!

И хочется сказать словами одного паломника: « Поздравляю всех с окончанием этого крестного хода и продолжением его в нашей жизни!»

Рассказывает паломник Владимир:

Я собрала еще впечатления людей, побывавших в Крестном ходе в разные годы. Надеюсь, никто из них не против размещения здесь их отзывов.


Вот приехал с Крестного хода. Слава Богу за всё. Те чувства, которые испытал на Крестном ходе, просто не передать словами. Их именно нужно испытать. Правда, я ещё осмысливаю и анализирую всё происшедшее со мной за это время.


Впечатлений не пересчитать! Словами трудно передать то, что пережил и прочувствовал на протяжении всего Крестного хода, а также по его окончании!
В этом году в само село Великорецкое на празднование дня обретения иконы св. Николая приехало еще очень много людей (не сосчитать): и больные, и здоровые, и хромые, и старые, и молодые. Достаточно сказать, что начинают приезжать автобусами накануне вечером!
Это действительно очень важное событие в жизни православных людей! Все события на протяжении всего Крестного хода, так или иначе, неслучайны.


Я ходила в Великорецкий Крестный ход всего два раза, но ощущения незабываемые, и так хочется снова туда попасть! В Крестном ходу говорят, что ногами мы его идем несколько дней, а душой, не останавливаясь, весь следующий год. Если есть возможность – нужно, не задумываясь, идти, ведь начинаешь по-другому осмысливать все происходящее, по-иному относиться к людям, к себе, ведь ты ступаешь на новую ступень своего духовного развития.


По Крестному ходу очень сильно скучаю. Хочется пойти больше, чем посетить любую точку планеты.

Противопожарная троица

— Что делать, что делать, — топнула ногой Марфа. — Вокруг деревни крестным ходом идти! Бог даст — пронесет.

Ее потому в деревне Богомолкой звали, что все проблемы она молитвой решала. После смерти Николая в Боге утешение и силы нашла.

Но взяли из своих домов иконы и пошли. Решительно и с песнопениями. Прямо в тот же день. В чем были, в том и отправились. Марфа только платок сменила с черного на белый. Как-никак событие — крестный ход.

Нельзя сказать, что все местное население поняло их благородный религиозный порыв.

— Вы бы, бабули, лучше воды натаскали побольше, тушить было б чем, — говорили одни.

Третьи просто у виска крутили.

Четвертые не поняли ничего, потому что с утра уже крепко приняли на грудь:

— Огоньку прикурить не найдется, женщины?

Иконы у Мишки не было, так он флаг взял. У отца хранился — военный какой-то. С этим флагом и шел, как в атаку. «Господи, помилуй» подпевал.

— А чей-та у вас тут?

— Да вот Бога молим, чтобы от огня защитил.

Было видно, что юное население относится к затее скептически.

— А моя мамка говорит, что Бога нет.

Но потом рассудили, что все равно ничего более интересного сейчас у них в деревне не происходит, и тоже рядом поехали.

В итоге человек двадцать набралось. Настоящий крестный ход. Хоть и без батюшки. Обошли деревню и по домам разошлись. Только Марфа, Феодосия и Валентина еще акафист прочитали.

— А как читать закончили, говорят, тучи набежали, ливень пошел, — рассказывал мне священник. — Хотя по прогнозу — солнце и ясно должно было быть. Я о чудесах не люблю говорить, ты знаешь. Но в это верю, потому что бабушек этих видел и вижу. Они с Богом, как с родным, говорят. И Он их слышит. А кого Ему еще слышать-то?

Всю ночь шел дождь. Прибил огонь, где он был, намочил траву, дома, деревья. И в тот год больше пожаров не было.

— Вымолили, вымолили, — гоняли с криками по лужам мальчишки на своих великах.

С тех времен, как только где-то что-то горело, все на помощь «святую противопожарную троицу» звали — Марфу, Феодосию и Валентину:

— Что сидите сиднем?! Пошли Бога о дожде просить.

Так и ходили крестными ходами. Потом состарились, сил не стало. И забылось все. Только старожилы помнят. Но и тех все меньше. Но зато теперь там храм и священник. И самые настоящие крестные ходы.

С бабкой Марфой до ее дома дошел и поселился. Беззастенчиво. Она его сначала выгнать пыталась, а он ни в какую. Так и остался. И стал огромным, жирным, ленивым, наглым, неблагодарным котярой. Тихоном.

— Как будто не я здесь хозяйка, а он, — говорила про него старая Марфа.

Крестный ход в Курске

Прошлым летом мне довелось принять участие в самом массовом крестном ходе в России. Он проводится два раза в году – в июне и в сентябре. С самого утра верующие, которые приезжают с разных уголков страны, собираются возле Знаменского собора. Местные власти специально ради этого события перекрывают центральную улицу города, по которой в дальнейшем пройдут люди. В Курском крестном ходе принимает участие в среднем 10 000 человек. Около 20 километров идут пешком, остальное расстояние едут на многочисленных автобусах.

Подходим к деревне Тазово. Скоро привал! Подходим к деревне Тазово. Скоро привал!
Больше всего мне запомнилось, как мы проходили какой-то поселок и местные бабушки выходили из своих домов и падали на колени перед иконой Знамение. Вот она, настоящая русская традиция и культура, которая все еще сохранилась в селах!

И как будто не было этих 150 лет, которые прошли со времен написания Репиным его картины. К слову сказать, великий художник лично присутствовал на этом крестном ходе, чтобы запечатлеть его как можно натуральнее.

Еще один известный и исторический Крестный ход проходит в Казани во время празднования памяти Казанской иконы Божией Матери. Это еще более удивительный процесс – ведь этот ход проходит прямо возле Кремля и Мечети Кул-Шариф! И никаких проблем с мусульманами пока не возникало.

Есть еще одна картина, которая описывает Крестный ход – ее автор русский живописец Василий Перов . Картина “Сельский крестный ход на Пасху” была написана в 1861 и в ней художник отразил те неприглядные вещи, которые, увы, тоже встречались в истории Руси. Но, все же, такая картина была скорее исключением, в большинстве своем Крестные ходы проходили довольно благочестиво и вдохновенно.

В. Перов "Сельский крестный ход на Пасху" (1861) В. Перов "Сельский крестный ход на Пасху" (1861)

Людям, далеким от веры, сложно понять, зачем люди проходят пешком такие расстояния, тратят на это свое время, когда можно очень быстро доехать от точки А в точку Б на транспорте. Но каждый, кто хотя бы раз отправлялся в пеший Крестный ход знает, что когда идешь и молишься, время пролетает незаметно и этот, своеобразный подвиг всегда идет на пользу душе.

Похожая примета

Значение Крестного хода для православного человека

Крестный ход для верующих

Крестный ход. Читать на Правмире:

Крестный ход. Видео:

Великорецкий Крестный ход

Молитвенное шествие на Пасху. Валаам

Молитвенное шествие на Пасху. Богоявленский кафедральный собор в Елохове

Ежегодные Крестные ходы в России

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход обычно самый многочисленный. Он проводится с 3 по 8 июня каждого года. Число паломников исчисляется десятками тысяч. Так в 2008 году насчитали 30 тысяч человек. Стартует Крестный ход из Кирова, идет в село Великорецкое и возвращается снова в Киров. Этот крестный ход считается самым трудным по протяженности и особенностям маршрута.

Георгиевский крестный ход

Георгиевский крестный ход ежегодно совершают в Санкт-Петербурге. Молитвенное шествие с иконой святого Георгия проводят, чтобы почтить память погибших в Великой Отечественной войне.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских проводит Саратовская епархия. Он посвящен памяти погибших во времена гонения на Церковь советской власти. Тогда были убиты насельники пещерного монастыря.

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия»

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» идет по Радонежской земле. Молитвенное шествие с иконой Преподобного Сергия Радонежского проходит по местам, которые связаны с земной жизнью и чудесами по молитвам святому Сергию.

Волжский крестный ход

Волжский крестный ход организуется в Тверской епархии. Он идет от истока Волги к Днепру и Западной Двине, первый Волжский крестный ход проходил по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Виды Крестного хода

Крестный ход может быть посвящен тому или иному чудесному событию, важной дате. Церковному празднику (например, на Пасху). Может проходить по важному для людей участку, чтобы освятить его всеобщей молитвой

Но Крестный ход может иметь и конечную точку. Как путь Христа на Голгофу, когда его сопровождали ученики или путь жен мироносиц ко Гробу Христа.

Крестный ход у католиков

В основном Крестные ходы совершают:

  • На большие церковные праздники
  • Для освящения мест, где произошли православные чудеса
  • Для погребения усопших
  • Для просьбы о спасении в трудные времена или во времена засухи на местах, где необходим дождь (для примера)

Отдельную роль играет и миссионерство. Так, благодаря Великорецкому крестному ходу, многие местные жители из близлежащих сел, могли приобщиться к древней церковной традиции и помолиться.

Крестный ход обычно идет против солнца.

Крестный ход может быть не только взрослым, но и детским. В некоторых епархиях проводят специальный крестный ход для детей.

Совершается он и для людей с особенными потребностями. В Курской епархии проводится крестный ход с сурдопереводом для глухих и слабослышащих.

Запахло жареным

Но вернусь назад. Вспомнил священник покойную бабушку Марфу (и не только ее) в связи с теми пожарами, о которых я вначале говорила.

Говорили, что в тот год, как никогда, бушевали в округе пожары. И дождя не было. Я это и от соседа по улице, деда Вани, слышала.

Это поверье у них такое: пасхальное яйцо в огонь кинешь — он и погаснет.

Бабушка Марфа тогда уже пожилая была, но, говорят, полная сил, проектов и идей, которые в огромном количестве роились в ее седой, но ясной голове. В отличие от сельского начальства, в чьих головах ничего, как правило, не роилось, кроме: «Бог даст, пронесет». Вот и пришли к ней еще две местные возрастные активистки, думать, что делать. Не гореть же.

Фото: МЧС Калуга

Валентина пришла. Она еще жива, я ее знаю. Часто плачет, что муж ее покойный храма в деревне не дождался — умер.

Феодосия пришла. Тоже еще в добром здравии, слава Богу. Ну как — в добром. Не ходит и не помнит ничего. А была, говорят — ого-го. Мужа сковородкой по деревне гоняла.

Видела, как на Литургию ее в храм родственники привезли. Вытащили из машины, занесли, на палку оперли, так она до конца службы и простояла радостная. Кто-то ее на исповедь довел. Она что-то сказала батюшке и вернулась еще более радостная — Бог грехи простил. А через пять минут заплакала.

— Баб Дось, что случилось?

— Грешница я нераскаянная.

Забыла, что только исповедовалась…

Но это сейчас, а тогда с рассудком было все отлично. Собрались они втроем и судили да рядили, что с пламенем наступающим делать.

Православный Крестный ход: история и традиции на Руси

Традиции Великорецкого крестного хода 600 лет. Она связана с историей православного чуда. Считается, что некий благочестивый человек проходил около Великой реки и вдруг увидел Небесный свет, напоминающий пламя горящих свечей. В благоговейном страхе он не решался приблизиться к этому месту. Но, возвращаясь домой, он увидел, что свет все еще горит. Он перекрестился и, преодолевая страх, отправился к этому месту. Оказалось, что рядом с небольшим источником находится образ Святителя Николая. Благочестивый человек, которого звали Семен Агалаков в 1383 году помог Церкви обрести Великорецкий образ Николая Чудотворца.

После этого события в близлежащей деревне стали происходить удивительные вещи: исцеления болящих. И к иконе началось паломничество. Сначала люди ходили по одному, а потом вместе. Стали приезжать люди и из других мест, услышав о чуде. Икону, в конце концов, перенесли в Хлынов, но люди ежегодно приносят ее Крестным ходом с молитвенным шествием на место чудесного обретения. Маршрут настолько тяжел, что первые Крестные ходы совершались по воде.

Современные паломники окунаются и в воду святого источника на месте обретения иконы, когда совершают крестный ход. Там же построена небольшая часовня. А жители сел Медяны и Мурыгино стоят на коленях и осеняют себя крестным знамением, когда молитвенное шествие проходит мимо.

Отец Александр Зверев, настоятель Великорецкой церкви с 1994 по 2005 год рассказывал, что произошло еще одно древнее чудо, когда строители, заложившие церковь на месте явления иконы на утро обнаружили бревна далеко от этого места. Так повторялось несколько дней. И еще одно удивительное событие: в 1554 году большой пожар уничтожил собор, в котором находилась Великорецкая святыня, но икона не пострадала. Год спустя, образ совершил свой первый путь к месту обретения иконы Крестным ходом. Великорецкую икону провожали с большим почетом. Она побывала в Казани, в Нижнем Новгороде. В столице образ встречал Иван Грозный. Царь решил освятить придел собора Василия Блаженного в честь Вятского святого. Михаил Федорович Романов в непростые годы русской смуты также просил принести образ в Москву.

Похожая примета

Если пройтись по нашей деревне, можно встретить огромное количество застарелых пепелищ, которые когда-то были уютными пятистенками. Горят они чаще всего по весне, когда жгут сухостой. Каждый год случаются пожары, история повторяется и повторяется.

Когда мы приехали туда в прошлом году, увидели, что пожар опалил заброшенный сарай в двух-трех десятках метров от нашего участка. До нашего дома, слава Богу, огонь не дошел.

Два года назад у нас дорогу щебеночную сделали, пожарные могут проехать. Правда, добираться им не меньше получаса, так что приедут они в случае чего только к шапочному разбору. Но все равно как-то увереннее себя чувствуешь.

Раньше вместо дороги там была «непаханая целина». Весной к нам доезжали только трактора. И если какой-то дом горел, вызывать пожарных не было никакого смысла, техника все равно застряла бы, если не в первой, то во второй канаве.

Мы сами оставляли машину в километре от дома, у помойки. И шли пешком через поле со всеми детьми, тюками, зверями, колясками и слезами на глазах. Нашу часть деревни местные старожилы прозвали «кукуево» (ну это если сокращенно и цензурно) — за удаленность от какой-либо цивилизации.

— Ой, ты истории просила. Сейчас я тебе расскажу. Сам недавно узнал. Ты бабку Марфу покойную застала? Богомолку?

Пасхальный Крестный ход: правила и значение

Богослужение начинается еще вечером Страстной Субботы. Сначала совершает Полунощница. Эта часть службы исполнена скорбью о земных страданиях Спасителя. Плащаницу Христа (плат с образом Христа во Гробе) окуривают кадилом и перемещают в алтарь. На престоле она пробудет до праздника Вознесения. Далее следует Пасхальная заутреня. Радостный и торжественный звон колоколов возвещает грядущее Воскресение Христово.

Крестный ход проводится и на Пасху

«Погиб твой Колька»

Со старой Марфой я познакомилась года за три до ее смерти. Она жила одна в маленьком нарядном деревянном домике вверх по нашей улице. Как-то я проходила мимо, и бабушка Марфа позвала меня зайти вечером в гости.

Марфа рассказала мне тогда о своей жизни, о том, как родила семерых детей и трое из них умерли. Что у нее 17 внуков и сколько-то там правнуков. Я никого из них никогда не видела.

— Скоро кто-нибудь обязательно приедет и будет жить со мной, — говорит она.

Мне кажется, что на глазах у нее были слезы. Говорила она это больше себе, чем мне. И сама в это верила… И не верила.

Еще рассказала тогда старая Марфа, как погиб ее муж Николай. На фотографии это был цветущий, улыбающийся парень в телогрейке.

Видный был Коля парень, красивый. Тракторист. Девки местные на нем так и висли. А ему, кроме его Марфушки ненаглядной, и не нужен был никто. А она все равно ревновала.

Однажды разошлась прямо не на шутку. Из-за соседки, вдовы — Шурки. Та вечно заходила к ним — то за спичками, то за солью. И тихонько в сторону Николая глазищами стреляла. Знала Марфа, что верен ей муж, а поделать с собой все равно ничего не могла. Детей семеро, а страсти кипят, как у невесты.

В тот день собирался Николай в поле на несколько дней. А Марфа напридумывала себе всякого и давай ругать обоих, его и Шурку-«разлучницу», на чем свет стоит.

— Да ладно, Марфуш, я ж тебя люблю, — пытался успокоить ее Коля.

— Все-все, иди, видеть тебя не могу, кобелина.

Сама чувствовала, что не права, а поделать с собой ничего не могла. Ночью извелась и все думала, что вернется Колька, обнимет она его крепко-крепко и никогда больше не будут они ругаться.

Но не вернулся Николай.

Рано утром стук в дверь:

— Погиб твой Колька. В овраг на тракторе упал.

За один день постарела и поседела тогда рыжеволосая красавица Марфа. Когда хоронили мужа, все на гроб бросалась:

Потом месяц на каждый стук в дверь подрывалась:

Потом в себя пришла. Жизнь жительствует. В колхозе работала, детей вырастила, на пенсии активностями разными занималась. И даже на мужниной гармошке научилась играть.

Но простить себя до самой смерти не могла. Что не обняла тогда на прощание, не поцеловала. Может, и вернулся бы тогда ее Коленька. Тракторист и весельчак.

Еще знаю, как ждала старая Марфа храм. Ждала и верила, что обязательно он будет. Что это за жизнь — без храма. А его в той деревне отродясь не было. Даже до революции. Наш, где мой знакомый батюшка служит, около трех лет назад всего появился. Уроженец этих мест разбогател и решил построить здесь церковь. Ходит в нее всего несколько бабушек. Остальное население к религиозным вопросам равнодушно. У них огороды.

Раньше бабульки эти в Оптину пустынь на службы ездили на единственном автобусе-развалюхе. Рано утром — в Козельск (оттуда они еще три километра до монастыря ковыляли), после обеда — обратно. А еще раньше, когда обитель была закрыта, в Белев пешком ходили, за двадцать километров.

— Подвижницы мои, — говорит о них священник, — святые бабушки. Я когда проповедь выхожу им говорить, мне стыдно становится. Кто я и кто они? Это они меня учить должны.

Когда совсем постарели эти бабушки, дома молились и все ждали, когда же им Бог храм пошлет. И дождались.

Читайте также: