Приметы весны беседа в старшей группе

Обновлено: 02.05.2024

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: познакомить детей с признаками весны.

Задачи:

Образовательные задачи:

• расширить диапазон знаний детей о весне, о весенних приметах;

• знакомить детей с погодными явлениями весны как времени года, учить их называть;

• расширить представления детей о жизни перелетных птиц, диких животных весной, условиях, необходимых для жизнедеятельности;

• пополнять речевой запас слов новыми понятиями, совершенствовать словообразование;

Развивающие задачи:

• продолжать развивать умение узнавать и называть время года;

• развивать умение детей замечать изменения в природе;

• развивать умения использования в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

Воспитательные задачи:

• воспитание отзывчивости, бережного отношения ко всему живому, к флоре и фауне родного края;

• формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы;

Материалы: иллюстрации по теме «Весна. Приметы весны», репродукции известных картин русских художников: А. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Весна. Большая вода», И. Левитан «Март», А. Г. Венецианов «На пашне. Весна»; материалы видео презентации;

Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц и закличек о весне, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Перелетные птицы», «Птицы. Первое чтение», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому».

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Весна. Весенние приметы»

Ход занятия.

Вводная часть. Беседа о весне.

Воспитатель:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса,

Значит, к нам пришла…

Дети: Весна!

Воспитатель: Правильно, ребята, весна. Весну издавна любил народ. Люди называли ее «весна - красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнить и прочесть нам стихотворение о весне?

Дети читают стихи ранее заученные в группе.

Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать о весне как о прекрасном времени года, о ее приметах. Давайте представим с вами, что мы попали на весеннюю поляну. Для этого нужно просто закрыть глаза и послушать весеннюю капель.

Дети закрывают глаза, слушают звук металлофона.

Выглянул из норки Крот:

"Кто же это так поёт?

Может, снежная метель?

Нет, да это же капель!

Значит, время просыпаться

Да за дело приниматься,

Строить новые дома -

Ведь на улице Весна!”

Да, ребята, весной все звери в лесу просыпаются, покидают свои берлоги, норы, обзаводятся потомством.

Ребята, какие приметы весны вы еще знаете?

Проводится игра с мячиком «Приметы весны»

Цель: вспомнить приметы весны как времени года.

Дети:

- солнце светит ярко и греет;

- появились первые проталинки на земле;

- дни длиннее, а ночи короче;

- побежали весенние ручейки;

- мы зимнюю теплую одежду поменяли на легкую;

- вся природа просыпается от зимнего сна;

- на деревьях и кустах набухают почки;

-птицы прилетают с теплых стран.

Воспитатель: Молодцы!

Беседа продолжается с использованием видео презентации «Весна. Весенние приметы».




Воспитатель: Вот сколько нового и интересного мы с вами узнали.

А теперь давайте поиграем.

Игра «Назови ласково» (с массажным мячиком)

Цель: совершенствование грамматического строя (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

А сейчас немного отдохнем. Повторяйте вместе со мной.

Физкультурная минутка «Весна – красна»

Весна - красна, ты с чем пришла? (руки в стороны, поклониться)

С цветами, с травой, с лошадкой вороной (руками указать на траву, цветы, взять поводья)

Мы на ней поскачем по траве луговой (подскоки на месте)

К воде ключевой (наклониться, зачерпнуть воображаемую воду)

Солнышку улыбнёмся (улыбнуться)

Домой к мамочке вернёмся (сесть на свои места)

А теперь давайте разобьемся на команды и устроим соревнования. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

Конкурс «Птичьи вопросы».

Вопросы для 1 команды – команды «Грачи»:

- Назовите зимующих птиц (воробей, синица, сорока, дятел, ворона, снегирь).

- Какие птицы не умеют летать? (пингвин, страус, киви)

- Назовите птицу-маму, которая не заботится о своих птенцах? (кукушка)

- У Аленушки-сестрицы унесли братишку птицы. Какие птицы унесли в сказке братца Иванушку? Как называется эта сказка? («Гуси-лебеди»)

Вопросы для 2 команды – команды «Скворушки»:

- Назовите перелетных птиц (скворец, грач, ласточка, стриж, кукушка, журавль, дикие утки, гуси).

- Какие птицы улетают в теплые края последними? (водоплавающие)

- Какое любимое лакомство синиц? (сало)

- В какой сказке главная героиня спасает от верной смерти птицу, заботится о ней? Как имя главной героини? Какую птицу спасла героиня? (сказка Г. Х. Андерсена «Дюймовочка», главная героиня – Дюймовочка, птица – ласточка).

Воспитатель: Ребята, птицы возвращаются весной в наши края. Начинают вить гнезда, обзаводятся потомством и заботятся о своих маленьких птенчиках. Под крышей нашего детского сада поселились ласточки, они принесли на своих крыльях весну нам. Птицы приносят большую пользу человеку и природе. К ним надо бережно относиться, охранять их, как и все живое на земле нашей.

Травка зеленеет,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

Давайте с вами внимательно рассмотрим ласточку на картинке. Какая она?

Дети: Спинка и крылья, хвостик черного цвета, а грудка – белая.

Воспитатель: Все верно, ребята. А какой хвостик у ласточки?

Дети: Хвостик как будто разрезан на две части.

Воспитатель: Хорошо, молодцы! Все верно, вы внимательные ребята.

Ребята, я предлагаю разукрасить ласточек на бумаге.

Дети разукрашивают розданные воспитателем заготовки ласточек и делают сгибы по пунктирным линиям.

Ласточки закрепляют на картоне голубого цвета. Рассматривают полученную композицию, беседуют, делятся впечатлениями.











Подведение итогов занятия.

Публикации по теме:

«Весна». Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада Цель: закрепить знания детей о весне, о ее признаках, формировать навыки ориентировки и развивать произвольность и концентрацию внимания.

Конспект НОД по математическому развитию в старшей группе «Путешествие в сказку «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие.

Конспект НОД по познавательному развитию «Весенние чудеса» Познавательное занятие в разновозрастной группе «РАДУГА» Воспитатель Панова Ирина Михайловна г. Красноярск, МБДОУ № 273 Тема: Весенние.

Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А в санях сидит царица-белокожа, светлолица» Конспект НОД по развитию диалогической речи в старшей группе детского сада «А В САНЯХ СИДИТ ЦАРИЦА - БЕЛОКОЖА, СВЕТЛОЛИЦА» Цель: Развивать.

Конспект НОД по познавательному развитию в младшей группе «К нам весна шагает» Программное содержание: знакомить с характерными признаками весны, формировать у детей представления о простейших связях в природе, развивать.

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема «Весна. Весенние приметы.»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе. Тема «Весна. Весенние приметы.» Программные задачи: Образовательные: - Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения. - Систематизировать знания детей.

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Весенние чудеса» Программное содержание: - формировать знания детей о весеннем времени года; -знакомить с названиями времен года, их последовательностью;.

НОД по познавательному развитию. «Весенние явления в неживой природе» Цель: • Дать представление о весенних явлениях природы, о взаимосвязи природных явлений. Задачи: • Расширить знания детей об изменениях.

ОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «В гости к деду Природоведу» ОД по познавательному развитию в средней группе детского сада «В гости к деду Природоведу» Форма работы с детьми: игра – путешествие.

Похожая примета

Задачи. Продолжать знакомить детей с изменениями в природе, с изменениями в жизни животных и растений.

Материалы: иллюстрации с изображением весны, комплект карточек "Весна" и "Зима", чистые листы бумаги, карандаши цветные.

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнёт,

В лесу подснежник расцветёт (весна)

Правильно, это весна. А какие вы заметили изменения в природе с приходом весны (Ответы детей.) Конечно, снег тает, с крыш течет капель,появились лужи,потекли ручейки.

А какие изменения произошли у растений? (Ответы детей.) Правильно, зазеленели первые травинки, на деревьях появились почки. Что происходит с животными и птицами с приходом весны? (Ответы детей.) Правильно, снегири улетели, прилетели грачи, весело запели птички, появляются первые насекомые, в лесу просыпаются медведь и ежик. Сейчас я раздам вам карточки, вы должны выбрать карточки с изображением весны и убрать карточки с изображением зимы. Молодцы, все справились. И в завершении, я хочу предложить вам нарисовать приход весны. Возьмите лист бумаги, карандаши и начинайте рисовать, а затем мы сделаем выставку ваших рисунков.

Публикации по теме:

Беседа с детьми старшей группы «История возникновения кинематографа» Цель: Познакомить с историей возникновения кино, с известными актерами немого кино; развивать зрительную и речевую активность, художественный.

Беседа с детьми старшей группы о пожарной безопасности Задачи: Обучающие задачи: 1. Закрепить у детей понятие пожарной безопасности. Развивающие задачи: 1. Закрепить с детьми знания о правилах.

Беседа с детьми старшей группы «Профессии наших мам» Беседа с детьми в старшей группе. Тема «Профессии наших мам». Цель: Формировать целостные представления дошкольников о профессиях. Задачи:.

Дидактическая игра «Приметы весны»

Дидактическая игра «Приметы весны» Дидактическая игра по развитию речи: «Приметы весны» Цель: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Задачи: Активизировать.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Приметы весны» Цель: формирование и систематизирование знаний детей о характерных признаках весны. Задачи: Образовательные: - Активизировать познавательную.

Конспект музыкального занятия «Приметы весны» (подготовительная группа) Цель: Формировать ритмические способности детей. Обогащать музыкальные впечатления, вызывать эмоциональный отклик на весенние приметы. Задачи:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» «Приметы весны» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности «Познавательное развитие» на тему: «Приметы весны» в старшей группе. Воспитатель:.

Конспект прогулки в средней группе «Приметы ранней весны» Дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с. Унароково, воспитатель первой категории Радчук И. И. Конспект прогулки в средней.

Похожая примета

Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ» - проводится с использованием резинового мяча.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)
- Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель);
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли);
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька);
- Если капли капают, какие они? (капающие);
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для ВЕСНЫ? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц? (март)
- А какая погода у нас на улице? (Холодная)
- А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.)
- Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
- Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком. А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)
- Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем их, поиграем в игру «Весна»
Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Игра «Приметы Весны» - проводится с использованием тканевого мяча.

Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.
- А какие приметы весны вы еще знаете?
- небо стало высокое и голубое.
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
-мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую - весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
- прилетают перелетные птицы с юга.
- птицы строят гнезда и выводят птенцов.
- Молодцы, ваши ответы радуют меня.
Игра «Капельки или раздели на слоги» - проводится с использование стеклянных декоративных камней.
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие тонкой моторики и тактильной чувствительности.


-Ребята, пока мы играли в мяч, посмотрите, как много капель накапало в наш тазик. Опустите в тазик руки и найдите предметы, связанные с весной. Дети находят в тазике по одному предмету. И название предметов делят на слоги.
(Сосулька, солнышко, подснежник, скворец, дерево, капля, туча, ручей, муравей и др.)
Будем мы сейчас водить
Будем вслух произносить
Слово нужно повторить
И на слоги разделить
- Чтобы дальше выполнять задания, а теперь я предлагаю поиграть в игру
«Веснянка»

Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло (идут по кругу)
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетело сто грачей (летят по кругу)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки вверх)
Звучит музыкальное сопровождение «Пение птиц». Детям предлагается сесть на ковер и прислушаться.
- Что вы слышите? (пение птиц)
- Как одним словом назвать птиц, которые зимовали с нами?
- Как одним словом назвать птиц, которые возвращаются из теплых стран?
Игра «Выбери»
Цель: уточнение и расширение знаний о зимующих и перелетных птицах.
Дети выбирают себе птиц, называют ее.


- На столах лежат два кружочка – синий и зеленый
- Синий кружочек – зимующие птицы
- Зеленый – перелетные птицы.
- Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично!
Игра «Посчитаем птиц»

- Перед вами целая улица с домами. Рассмотрите и ответьте на вопросы.
- Кто живет в этих домах? На какие группы можно разделить их (на зимующие и перелетные)
- Кто соседи у ласточки?
- Кто живет слева от клеста?
- Кто живет справа от клеста?
- Внимательно рассмотрите номера домов, какие числа соседи числа 2(1 и 3)
- Какое число стоит перед числом 5(4)
- Какое число стоит после числа 7(8)
- Между 5 и 7?
- Какое число меньше, чем 5 на 1(4)
- Молодцы!
Заключительная часть.
-Стук в дверь и в группу заносят коробочку и письмо от жителей сказочного города. Посмотрите, ребята, наши старания были не напрасны. В городе «Красивой речи» наступила волшебная «ВЕСНА» (показываю обратную сторону письма уже с раскрашенным изображением города) Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным.
- А вот подарки вам, ребята!
Чупа – чупсики для вас!
Вы ребята, молодцы,
Через все прошли преграды
Получайте леденцы!
И с гостями попрощайтесь
На прогулку собирайтесь!
Итог:
- Ребята, вы справились со всеми заданиями на пять с плюсом. Скажите, каким было наше путешествие?
- Что больше всего запомнилось из нашего путешествия?
- Что помогло нам преодолеть этот путь и выдержать все испытания?
А теперь поздравьте гостей с наступающим праздником 8 марта (дети дарят подарки, изготовленные своими руками)

Похожая примета

- воспитывать бережное и заботливое отношение к миру природы.

Интеграция образовательных областей:

- наблюдение за изменениями в природе во время прогулки;

- беседы о птицах;

- рассматривание иллюстраций с изображением птиц;

- чтение художественной литературы;

- разгадывание загадок о птицах;

- индивидуальная работа с детьми по разучиванию стихов.

- мультимедийная презентация «Перелетные птицы»;

- аудиозапись «Пение птиц».

- изображения перелетных птиц;

- изображения гнезд грача, ласточки, скворечника;

- набор геометрических фигур (прямоугольник, треугольник, круг) для составления скворечника на каждого ребенка.

Природа. Здравствуйте, ребята, я – Матушка Природа, хочу пригласить вас в свое царство.

По волшебному пути

В сказку нужно нам войти.

Музыка сейчас раздастся,

В волшебное царство нам попасть удастся.

Закрываем глаза, кружимся и произносим волшебные слова: «Покружись, покружись, в волшебном царстве окажись». (Дети кружатся под музыку).

В царстве природы много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста, давайте улыбнемся им и друг другу.

- Какое время года сейчас в природе?

- Сколько месяцев – братьев у весны? Назовите их.

- Какой сейчас месяц?

- В марте весна какая: ранняя или поздняя?

- Расскажите, пожалуйста, о приметах весны с помощью мнемотаблицы.

(Дети рассказывают о весне с помощью мнемотаблицы).

Природа. В мире природы весна, а перелетные птицы до сих пор не прилетели. Так позовем их к себе, как делали дети в древней Руси: в марте они выходили на улицу закликать весну и перелетных птиц с помощью закличек.

Уж вы птички, щебетушечки,

Прилетайте к нам

Весну ясную, весну красную

(Дети ходят по кругу и произносят закличку. Включается аудиозапись «Пение птиц»).

Природа. Дети, слышите, к нам вернулись птицы. А какие мы сейчас узнаем в лесном кинотеатре с помощью волшебного зеркала. Присаживайтесь на стулья и все внимание на волшебный экран.

(Включается презентация «Отгадай птицу», в которой дети по голосу должны угадать птицу и рассказать о ней все, что знают).

Природа. Кукушка хочет поиграть с вашими глазами.

Воспитатель. Дети, что делают птицы после того, как вернутся на родину? ( Сроят гнезда). Для чего им гнезда? (Для выведения птенцов).

Воспитатель. Птицы просят вас помочь отыскать им свои гнезда.

(Проводится дидактическая игра «Помоги птице отыскать гнездо»).

Скворец ( грустно). А у меня нет скворечника, я опоздал, и все скворечники были уже заняты.

Воспитатель. Ребята, что же делать, как мы можем помочь нашему гостю? (Ответы детей).

– Давайте сделаем скворечники. (Показать картинку с изображением скворечника).

– Взгляните на изображение скворечника. (Показ картинки).

Основание скворечника, сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется леток.

– Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»?

(Потому что птицы влетают в него).

– А вот эта жердочка под летком называется насест.

– Догадаетесь ли вы, почему? От слова «сесть», ведь на него садится птица.

Пальчиковая игра «Скворечник».

Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.

Из скворечника торчат клювы (Показываем клювы, соединив большие пальцы с остальными).
Маленьких скворчат. (Соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду).
Клювик раз, (Показываем клюв одной рукой).
Клювик два. (Показываем клюв другой рукой).
Лапка, лапка, ( Кладем поочередно руки на стол, растопырив пальчики).
Голова. (Делаем «замок»).
Кук, и спрятались. (Показываем домик над головой или прячем руки за спиной).

Воспитатель. Дети, за дело. Сделаем для скворцов скворечники.

(Включается аудиозапись «Пение птиц». Дети на фланелеграфах собирают скворечник из геометрических фигур).

Ребенок. Готовы скворечники, можно селиться,

Готовы дома, дома – терема!

Летите, летите, веселые птицы.

Скорей занимайте дома!

Скворец благодарит детей за скворечники и улетает занимать самый красивый и уютный скворечник, говорит, что в остальные скворечники прилетят его друзья скворцы.

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

По волшебному пути

В детсад нужно нам прийти.

Музыка сейчас раздастся,

В детсад нам попасть удастся.

Закрываем глаза, кружимся и произносим волшебные слова: «Покружись, покружись, в детсаду окажись».

Воспитатель. Ребята, скажите, пожалуйста, что мы делали в царстве природы? Каких перелетных птиц мы здесь встретили? Для какой птицы мы построили домик? Как он называется? (Ответы детей).

Читайте также: