Приметы про святую воду

Обновлено: 13.11.2024

19 янва­ря, в день Кре­ще­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, пра­во­слав­ные хра­мы пере­пол­не­ны, око­ло них даже быва­ют оче­ре­ди. Поче­му? Все про­сто: в этот празд­ник совер­ша­ет­ся освя­ще­ние воды, кото­рое назы­ва­ют Вели­ким водо­освя­ще­ни­ем. К сожа­ле­нию, Кре­ще­ние сопро­вож­да­ет­ся шлей­фом раз­лич­ных народ­ных суе­ве­рий, не име­ю­щих осно­ва­ния в цер­ков­ной тра­ди­ции. Свя­щен­ник Васи­лий Куцен­ко, кли­рик хра­ма во имя пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла г. Сара­то­ва, раз­ве­ет неко­то­рые из них.

Правда ли, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи?

Это не так! Купа­ние в про­ру­би (иор­да­ни) — это ста­рин­ный доб­рый народ­ный обы­чай, кото­рый не явля­ет­ся все же цер­ков­ным таин­ством. Остав­ле­ние гре­хов, при­ми­ре­ние с Богом и Его Цер­ко­вью воз­мож­но толь­ко в таин­стве пока­я­ния, во вре­мя испо­ве­ди в храме.

Крещение в Крещение?

На Кре­ще­ние Гос­подне есть тра­ди­ция купа­ния в про­ру­би. Но это имен­но купа­ние, а не Таин­ство Кре­ще­ния, как пола­га­ют неко­то­рые люди. Хотя, если позна­ко­мить­ся с исто­ри­ей празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня, то мож­но уви­деть, что имен­но этот день был рань­ше днем, в кото­рый при­ни­ма­ли кре­ще­ние взрос­лые люди. Уве­ро­вав­ший в Гос­по­да Иису­са Хри­ста чело­век в тече­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни гото­вил­ся при­нять Таин­ство Кре­ще­ния, кото­рое явля­лось новым рож­де­ни­ем для жиз­ни с Богом и вступ­ле­ни­ем в Цер­ковь. Такие люди назы­ва­лись огла­шен­ны­ми. Они изу­ча­ли Свя­щен­ное Писа­ние и осно­вы хри­сти­ан­ской веры и гото­ви­лись перед при­ня­ти­ем Кре­ще­ния пока­ять­ся во всех сво­их гре­хах, ведь при­ня­тие хри­сти­ан­ства долж­но начи­нать­ся с пока­я­ния, то есть с изме­не­ния жиз­ни. Поэто­му Кре­ще­ние без пока­я­ния было попро­сту невоз­мож­но. И вот в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня епи­скоп совер­шал Таин­ство Кре­ще­ния взрос­лых. Такие кре­ще­ния так­же совер­ша­лись нака­нуне празд­ни­ка Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Вели­кую Суб­бо­ту (суб­бо­та перед празд­ни­ком Пас­хи), на саму Пас­ху и на празд­ник Пяти­де­сят­ни­цы, кото­рый так­же назы­ва­ет­ся днем Свя­той Тро­и­цы или Соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов. Вели­кое водо­освя­ще­ние в день Кре­ще­ния Гос­под­ня явля­ет­ся напо­ми­на­ни­ем для совре­мен­ных хри­сти­ан о древ­нем кре­ще­нии огла­шен­ных. Но нуж­но пом­нить, что при­ня­тию Таин­ства Кре­ще­ния пред­ше­ство­ва­ли под­го­тов­ка, пока­я­ние в гре­хах и под­твер­жде­ние искрен­но­сти сво­их наме­ре­ний перед цер­ков­ной общи­ной. Поэто­му нель­зя ска­зать, что оку­нуть­ся в про­рубь-иор­дань и при­нять Кре­ще­ние — одно и то же.

Святая вода… из-под крана?

Мно­гие люди порой авто­ри­тет­но заяв­ля­ют, что вода на Кре­ще­ние ста­но­вит­ся свя­той вез­де, и нет нуж­ды идти за ней в храм, мож­но набрать дома из-под крана.

Если пони­мать неко­то­рые сло­ва (напри­мер, «днесь — то есть сего­дня, сей­час — вод освя­ща­ет­ся есте­ство…») из чина Вели­ко­го водо­освя­ще­ния в широ­ком смыс­ле, то мож­но ска­зать, что дей­стви­тель­но про­ис­хо­дит освя­ще­ние всех вод. Но опять же важ­но понять, что про­ис­хо­дит это не само по себе, а по молит­вам Церк­ви. Цер­ковь про­сит, что­бы Гос­подь Бог освя­тил воды, дал Свою бла­го­дат­ную силу, очи­ща­ю­щую и освя­ща­ю­щую есте­ство воды. К сожа­ле­нию, часто быва­ет так, что мно­гие при­хо­дят в храм имен­но за водой, не участ­вуя при этом в бого­служении празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня. Полу­ча­ет­ся, что кре­щен­ская вода ста­но­вит­ся само­це­лью. А это непра­виль­но. Преж­де все­го мы долж­ны про­сла­вить Бога за его бла­го­де­я­ния к роду чело­ве­че­ско­му, кото­рые Он явил через Сво­е­го Сына, Гос­по­да Иису­са Хри­ста, взяв­ше­го на Себя гре­хи все­го мира, ведь имен­но в память Кре­ще­ния Хри­сто­ва на иор­да­ни и совер­ша­ет­ся освя­ще­ние воды.

Выпил воды — и все хорошо?

Есть такое суж­де­ние: иску­пав­шись в кре­щен­скую ночь в про­ру­би, мож­но изба­вить­ся от всех болез­ней, гре­хов и сгла­за, а если в тече­ние года забо­ле­ешь, нуж­но пить кре­щен­скую воду для исцеления.

Нуж­но рас­ста­вить акцен­ты: отдель­но — болез­ни и грех, отдель­но — сглаз. Сглаз, пор­ча и тому подоб­ное — это суе­ве­рие. И избав­лять­ся нуж­но толь­ко от одно­го — от веры в суе­ве­рия. Хри­сти­ане верят в Бога, а не в сгла­зы, пор­чи, при­во­ро­ты и т. п. Обра­ща­ясь к Богу в молит­вах, мы про­сим, что­бы Бог защи­щал нас от зла. Напри­мер, в молит­ве «Отче наш» есть сло­ва: «Изба­ви нас от лука­во­го», то есть от дья­во­ла. Дья­вол — пад­ший ангел, кото­рый про­ти­вит­ся Богу и хочет отвра­тить чело­ве­ка от Бога, поэто­му мы и про­сим, что­бы Бог изба­вил нас от дья­во­ла и все­го того зла, кото­рое он пыта­ет­ся посе­ять в людях. Если чело­век искренне верит в Бога, в то, что Гос­подь Бог защи­ща­ет веру­ю­щих от вся­ко­го зла, то одно­вре­мен­но с этим верить в пор­чу, сглаз и тому подоб­ное — невозможно.

При­ни­мая кре­щен­скую воду (как и любую дру­гую свя­ты­ню, напри­мер, просфо­ру или освя­щен­ный елей — мас­ло), чело­век может молить­ся Гос­по­ду о том, что­бы эта свя­ты­ня послу­жи­ла бы ему сред­ством исце­ле­ния от болез­ней. В чино­по­сле­до­ва­нии Вели­ко­го водо­освя­ще­ния есть такие сло­ва: «О еже бытии воде сей освя­ще­ния дару, гре­хов избав­ле­нию, во исце­ле­ние души и тела и на вся­кую поль­зу изряд­ную Гос­по­ду помо­лим­ся» (рус­ский пере­вод: «Дабы ста­ла эта вода освя­ще­ния даром, от гре­хов избав­ле­ние, для исце­ле­ния души и тела и для вся­ко­го полез­но­го дела при­год­ной, Гос­по­ду помо­лим­ся»). Мы про­сим, что­бы через упо­треб­ле­ние аги­асмы чело­век полу­чал бла­го­дать Божию, очи­ща­ю­щую гре­хи, вра­чу­ю­щую душев­ные и телес­ные немо­щи. Но все это не некое меха­ни­че­ское или авто­ма­ти­че­ское дей­ствие: выпил воды — и все ста­ло сра­зу хоро­шо. Здесь необ­хо­ди­ма вера и надеж­да на Бога.

Похожая примета

Крещенская вода, называемая также в простонародье святой, представляет собой источник силы, просветления и здоровья. Многие люди не знают, как использовать ее правильно, однако это не трудно и требует лишь веры в Бога.

Крещенская вода — христианское достояние

Вода становится святой после того, как ее благословит священнослужитель. Однако на крещение такими свойствами в той или иной мере наделяется все вода. Крещение Христа освятило все воды мира, и один раз в году к ней можно притронуться. 19 января вода становится не просто жидкостью, которую можно пить. Она наполняется Божьей благодатью и просветлением.

Будьте осторожны в своих мыслях, когда пьете святую воду или умываетесь ею. В церкви помните о вежливости и умеренности, не набирайте много воды, а также отвернитесь от всех негативных мыслей.

Помощь святой воды от сглаза, порчи и неудач

Эта вода способна помочь любому человеку, чья главная задача в такой день — это истинно и от всей души верить в Бога и любить его. Вода не будет иметь никакой силы в противном случае, поэтому если у вас есть сомнения, то можете даже не начинать использовать ее для очищения.

Второй момент — это чтение молитв. Они не обязательны, однако перед употреблением святой воды для исцеления, снятия порчи или сглаза лучше вспомнить и молитвенные слова. Если вы пьете или умываетесь святой водой просто для удачи и Божьей помощи в насущных делах, то можно произнести «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Умываясь или готовясь пить воду, можете обратиться за благословением к Святой Матроне. Матрона помогает в бедах, и ее покровительство убережет вас от всего дурного, сделав воду целебной. Лучше прочитать молитву вначале, но можно сделать и наоборот.

Каждый истинно верующий сможет огородить также свое жилище от бед путем окропления углов и дверей святой водой. Это поможет абсолютно от всего — от несчастного случая, от темных сил, от беды и от сглазов и проклятий. Для этого можно прочитать следующую молитву, которая произносится священниками при благословении жилища:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Будьте благодарны Богу. После получения благословения, после исцеления или снятия сглаза, необходимо читать благодарственные молитвы. Это очевидно, поскольку обращаться к Богу только в моменты печали и беды — кощунство, лицемерие и эгоизм. За помощь необходимо благодарить, причем от всей души.

Как пользоваться святой водой?

При­ме­не­ние свя­той воды в повсе­днев­ной жиз­ни пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на доста­точ­но мно­го­раз­лич­но. К при­ме­ру, ее упо­треб­ля­ют нато­щак в неболь­ших коли­че­ствах, обыч­но вме­сте с кусоч­ком просфо­ры (осо­бен­но это отно­сит­ся к вели­кой аги­асме (воде, освя­щен­ной нака­нуне и в самый день празд­ни­ка Кре­ще­ния Гос­под­ня), кро­пят свое жилище.

Осо­бен­ным свой­ством свя­той воды явля­ет­ся то, что, добав­лен­ная даже в неболь­шом коли­че­стве к воде обыч­ной, она сооб­ща­ет бла­го­дат­ные свой­ства и ей, поэто­му в слу­чае нехват­ки свя­той воды ее мож­но раз­ба­вить простой.

Нель­зя забы­вать, что освя­щен­ная вода – это цер­ков­ная свя­ты­ня, с кото­рой сопри­кос­ну­лась бла­го­дать Божия, и кото­рая тре­бу­ет к себе бла­го­го­вей­но­го отношения.

Свя­тую воду при­ня­то упо­треб­лять с молит­вой: “Гос­по­ди Боже мой, да будет дар Твой свя­тый и свя­тая Твоя вода во остав­ле­ние гре­хов моих, в про­све­ще­ние ума мое­го, в укреп­ле­ние душев­ных и телес­ных сил моих, во здра­вие души и тела мое­го, в поко­ре­ние стра­стей и немо­щей моих по без­пре­дель­но­му мило­сер­дию Тво­е­му молит­ва­ми Пре­чи­стыя Тво­ея Мате­ри и всех свя­тых Тво­их. Аминь”.

Хотя и жела­тель­но — из бла­го­го­ве­ния к свя­тыне — при­ни­мать Бого­яв­лен­скую воду нато­щак, но по осо­бой нуж­де в помо­щи Божи­ей — при неду­гах или напа­де­ни­ях злых сил — пить ее мож­но и нуж­но, не колеб­лясь, в любое вре­мя. При бла­го­го­вей­ном отно­ше­нии свя­тая вода оста­ет­ся све­жей и при­ят­ной на вкус дол­гое вре­мя. Хра­нить ее сле­ду­ет в отдель­ном месте, луч­ше рядом с домаш­ним иконостасом.

Как освящают воду?

Водо­освя­ще­ние быва­ет малое и вели­кое: малое совер­ша­ет­ся в тече­ние года неод­но­крат­но (во вре­мя молеб­нов, совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния), а вели­кое — толь­ко в празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня (Бого­яв­ле­ния). Водо­освя­ще­ние назы­ва­ет­ся вели­ким по осо­бен­ной тор­же­ствен­но­сти обря­да, про­ник­ну­то­го вос­по­ми­на­ни­ем еван­гель­ско­го собы­тия, кото­рое ста­ло не толь­ко пер­во­об­ра­зом таин­ствен­но­го омо­ве­ния гре­хов, но и дей­стви­тель­ным освя­ще­ни­ем само­го есте­ства воды через погру­же­ние в нее Бога во плоти.

Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся по Уста­ву в кон­це литур­гии, после заам­вон­ной молит­вы, в самый день Бого­яв­ле­ния (6/19 янва­ря), а так­же и в наве­че­рие Бого­яв­ле­ния (5/18 янва­ря). В самый день Бого­яв­ле­ния водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся с тор­же­ствен­ным крест­ным ходом к источ­ни­кам воды, извест­ным под назва­ни­ем “хода на Иордан”.

Зачем освящают воду?

Вода зани­ма­ет важ­ное место в нашей повсе­днев­ной жиз­ни. Одна­ко она име­ет и выс­шее зна­че­ние: ей свой­ствен­на целеб­ная сила, о чем неод­но­крат­но гово­рит­ся в Свя­щен­ном Писании.

В Ново­за­вет­ное вре­мя вода слу­жит духов­но­му воз­рож­де­нию чело­ве­ка в жизнь новую, бла­го­дат­ную, очи­ще­нию от гре­хов. В раз­го­во­ре с Нико­ди­мом Хри­стос Спа­си­тель гово­рит: “Истин­но, истин­но гово­рю тебе, если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие” ( Ин.3:5 ). Сам Хри­стос в нача­ле Сво­е­го слу­же­ния при­нял Кре­ще­ние от про­ро­ка Иоан­на Пред­те­чи в водах реки Иор­дан. В пес­но­пе­ни­ях служ­бы это­му празд­ни­ку гово­рит­ся, что Гос­подь “очи­ще­ние водою роду чело­ве­че­ско­му дару­ет”; “Струи освя­тил еси Иор­дан­ския, дер­жа­ву сокру­шил еси гре­хов­ную, Хри­сте Боже наш…”.

Различна ли по своим свойствам вода, освященная в день Крещения и в крещенский сочельник?

– Абсо­лют­но ника­ко­го отли­чия нет! Вер­нем­ся во вре­ме­на пат­ри­ар­ха Нико­на: он спе­ци­аль­но уточ­нял у Антио­хий­ско­го пат­ри­ар­ха, нуж­но ли освя­щать воду в сам день Кре­ще­ния Гос­под­ня: ведь нака­нуне, в сочель­ник, уже воду освя­ти­ли. И полу­чил ответ, что гре­ха в том не будет, это мож­но сде­лать еще раз, что­бы все мог­ли взять воды. А у нас сего­дня при­хо­дят за одной водой, а назав­тра за дру­гой – дескать, тут вода силь­нее. А чем же она более силь­ная? Так и видим, что люди даже не слу­ша­ют молит­вы, кото­рые чита­ют­ся на освя­ще­нии. И не зна­ют, что вода освя­ща­ет­ся одним чином, чита­ют­ся одни и те же молитвы.

Свя­тая вода абсо­лют­но оди­на­ко­ва в оба дня – и в день Кре­ще­ния, и в сочель­ник Крещенский.

свя­щен­ник Миха­ил Михайлов

Похожая примета

О том, что святая вода обладает особенными свойствами, знают, пожалуй, все. Однако и здесь многие заблуждаются, веря мифам и суевериям. Попробуем разобраться в том, чем же уникальна святая вода, и так ли нужно верить всему, что ей приписывают.

Святая вода обладает уникальными целительскими свойствами и не портится, если налить ее в чистую тару. Однако среди фактов есть и мифы, суеверия и заблуждения, которые никак не относятся к религии и православной вере.

5 суеверий и мифов про святую воду

2. Согласно суевериям, всякий автоматически считается крещеным, если в день праздника обольется святой водой или окунется в прорубь. На самом деле таинство крещения заключается именно в проведении обряда, совершаемого священнослужителем. Сам по себе факт обливания крещенской водой не делает человека крещеным.

3. Распространенный миф, который до сих пор не развенчан, заключается в том, что святая вода не может испортиться. Вода, какой бы она ни была, может и будет портиться, если в нее попадут микробы и бактерии. Набирая воду в чистые емкости, можно добиться того, что она простоит длительное время, однако при попадании в нее посторонних включений вода все равно придет в негодность.

4. Еще один миф заключается в том, что тару из-под святой воды нельзя выбрасывать. Священнослужители развенчивают это суеверие, и просят верующих просто высушить тару, и если есть возможность, сдать ее в переработку.

5. Многие полагают, что святую воду можно наливать в ванну для купания детей. На самом деле святой водой пользуются в определенное время, например, во время обряда крещения. В остальные дни святую воду дают пить и умывают младенцев.

Факты о святой воде

Святая вода обладает уникальной структурой, отличной от обычной водопроводной и даже родниковой воды. Это видно, если рассмотреть воду под микроскопом. С водой проделывали множество экспериментов и даже смешивали ее с обычной, и тогда вся вода по структуре становилась святой.

Святыня, коей является святая вода, не терпит небрежного отношения. Ее нельзя использовать в бытовых целях: мыть ей полы, растапливать баню, мыть ноги. Святой водой исцеляются и причащаются, освящают жилища.

Святую воду можно зарядить на привлечение богатства и любви, если делать это с чистыми помыслами. Благодаря ее уникальным свойствам можно изменить жизнь к лучшему и избавиться от неприятностей, в том числе от кошмарных сновидений и неурядиц.

Крещенскую воду можно использовать и в том случае, если она простояла год. Ей пользуются так же, как и вновь набранной святой водой: умываются и пьют натощак, чтобы причаститься.

Святая вода — великая святыня для верующих, и к ней стоит относиться соответствующе. Намоленной водой можно исцелять недуги и с ее помощью привлекать в жизнь позитивные перемены, а также защититься от любого зла. Многие используют святую воду для того, чтобы освятить место жительства, тем самым обезопасив себя от недоброжелателей.

Освятить может каждый?

Ино­гда мож­но услы­шать, что обыч­ный чело­век, не свя­щен­ник, может сам освя­тить воду. Вот что на это могу я сказать.

Молит­вы Вели­ко­го водо­освя­ще­ния, как и все дру­гие цер­ков­ные молит­во­сло­вия, совер­ша­ют­ся от лица всей Церк­ви. Свя­щен­ник, при­зы­вая веру­ю­щих к молит­ве, про­из­но­сит: «Миром Гос­по­ду помо­лим­ся!» (рус­ский пере­вод: «В мире, то есть в мир­ном состо­я­нии, Гос­по­ду помо­лим­ся!») — мы помо­лим­ся, то есть все те, кто нахо­дит­ся на бого­слу­же­нии. Веру­ю­щие люди — не наблю­да­те­ли про­ис­хо­дя­ще­го, а живые участ­ни­ки бого­слу­же­ния, вме­сте со свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми воз­но­ся­щие еди­ную молит­ву к Богу. Поэто­му мож­но ска­зать, что в освя­ще­нии каж­дый веру­ю­щий участ­ву­ет сво­ей молит­вой, ста­но­вя­щей­ся еди­ной молит­вой всей Церк­ви. Поэто­му, что­бы поучаст­во­вать в Вели­ком водо­освя­ще­нии, каж­дый из нас может прий­ти на бого­слу­же­ние в храм 18 и 19 января.

Бабушка привезла мне крещенскую воду, которую ей дала знакомая, но она отдает затхлостью и я боюсь ее пить. Что делать в таком случае? София

Ува­жа­е­мая София, в силу раз­ных обсто­я­тельств, хотя и весь­ма ред­ко, быва­ет так, что вода при­хо­дит в состо­я­ние, не допус­ка­ю­щее внут­рен­нее упо­треб­ле­ние. В таком слу­чае ее сле­ду­ет вылить в какое-то непо­пи­ра­е­мое место, — ска­жем, в про­точ­ную реку, или в лесу под дере­во, и сосуд, в кото­ром она хра­ни­лась, боль­ше не пус­кать в быто­вое употребление.

Про­то­и­е­рей Мак­сим Козлов

Действительно ли вода всю неделю является крещенской?

Кре­щен­ская вода явля­ет­ся тако­вой с момен­та сво­е­го освя­ще­ния и год, и два и более, пока не иссяк­нут ее запа­сы дома. Взя­тая в хра­ме в любой день, она нико­гда не теря­ет сво­ей святости.

Архи­манд­рит Амвро­сий (Ерма­ков)

Бывает ли, что святая вода “не помогает”?

Свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник пишет: “Вся бла­го­дать, иду­щая от Бога через свя­той Крест, свя­тые ико­ны, свя­тую воду, мощи, освя­щен­ный хлеб (арт­ос, анти­дор, просфо­ры) и др., вклю­чая Свя­тей­шее При­ча­стие Тела и Кро­ви Хри­сто­вых,— име­ет силу лишь для тех, кто досто­ин этой бла­го­да­ти через пока­ян­ные молит­вы, пока­я­ние, сми­ре­ние, слу­же­ние людям, дела мило­сер­дия и про­яв­ле­ние дру­гих доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ских. Но если нет их, то эта бла­го­дать не спа­сет, она не дей­ству­ет авто­ма­ти­че­ски, как талис­ман, и бес­по­лез­на для нече­сти­вых и мни­мых хри­сти­ан (без добродетелей)”.

Чуде­са исце­ле­ний про­ис­хо­дят и в наши дни, и они бес­чис­лен­ны. Но чудес­ных дей­ствий свя­той воды удо­ста­и­ва­ют­ся лишь те, кто при­ем­лет ее с живой верой в обе­то­ва­ния Божия и силу молит­вы Свя­той Церк­ви, те, кто име­ет чистое и искрен­нее жела­ние изме­не­ния жиз­ни, пока­я­ния, спа­се­ния. Бог не тво­рит чудес там, где хотят видеть их толь­ко из любо­пыт­ства, без искрен­не­го наме­ре­ния вос­поль­зо­вать­ся ими к сво­е­му спа­се­нию. “Род лука­вый и пре­лю­бо­дей­ный,— гово­рил Спа­си­тель о сво­их неве­ру­ю­щих совре­мен­ни­ках,— ищет зна­ме­ния; и зна­ме­ние не даст­ся ему”. Что­бы свя­тая вода при­нес­ла нам поль­зу, будем забо­тить­ся о чисто­те души, о высо­ком досто­ин­стве наших помыс­лов и поступков.

Причастие незаменимо

Кто-то пола­га­ет, что Вели­кая аги­асма может заме­нить Свя­тые Хри­сто­вы Таи­ны. Нет, не может.

Веро­ят­но, это суе­ве­рие так­же свя­за­но с непра­виль­ным пони­ма­ни­ем цер­ков­ных тра­ди­ций. Освя­щен­ная в празд­ник Кре­ще­ния вода, даже явля­ясь вели­кой свя­ты­ней, как уже было ска­за­но, все же не может заме­нить при­ча­ще­ния Тела и Кро­ви Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Хотя, напри­мер, есть опре­де­лен­ные сход­ства в прак­ти­ке При­ча­ще­ния и упо­треб­ле­ния аги­асмы — при­ча­щать­ся и пить аги­асму нуж­но нато­щак. Этим под­чер­ки­ва­ет­ся осо­бен­ное отно­ше­ние к воде, освя­щен­ной на Крещение.

По пра­ви­лам Церк­ви, Вели­кую аги­асму реко­мен­до­ва­ли упо­треб­лять в каче­стве духов­но­го уте­ше­ния людям, кото­рые по раз­лич­ным при­чи­нам нахо­ди­лись под отлу­че­ни­ем от Таин­ства При­ча­ще­ния, то есть речь шла не о пол­ной и рав­но­знач­ной замене, а лишь о духов­ном утешении.

Повлияют ли необычные погодные условия в России на ход праздника Крещения и освящение вод?

В любом цер­ков­ном празд­ни­ке необ­хо­ди­мо раз­ли­чать его смысл и сло­жив­ши­е­ся вокруг него тра­ди­ции. В празд­ни­ке Кре­ще­ния Гос­под­ня глав­ное – это Бого­яв­ле­ние, это Кре­ще­ние Хри­ста Иоан­ном Пред­те­чей, гла­са Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой воз­люб­лен­ный» и Духа Свя­то­го, схо­дя­ще­го на Хри­ста. Глав­ное для хри­сти­а­ни­на в этот день – это при­сут­ствие на цер­ков­ной служ­бе, испо­ведь и При­ча­ще­ние Свя­тых Хри­сто­вых Таин, при­ча­ще­ние кре­щен­ской воды.

Сло­жив­ши­е­ся тра­ди­ции купа­ния в холод­ных про­ру­бях не име­ют пря­мо­го отно­ше­ния к само­му Празд­ни­ку Кре­ще­ния Гос­под­ня, не явля­ют­ся обя­за­тель­ны­ми и, что осо­бен­но важ­но, не очи­ща­ют чело­ве­ка от гре­хов, о чем, к сожа­ле­нию, мно­го гово­рит­ся в СМИ.

К подоб­ным тра­ди­ци­ям не нуж­но отно­сить­ся как к маги­че­ским обря­дам – празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня празд­ну­ют пра­во­слав­ные и в жар­ких Афри­ке, Аме­ри­ке, и в Австра­лии. Ведь и паль­мо­вые вет­ви празд­ни­ка вхо­да Гос­под­ня в Иеру­са­лим были заме­не­ны вер­ба­ми в Рос­сии, а освя­ще­ние вино­град­ных лоз на Пре­об­ра­же­ние Гос­подне – бла­го­сло­ве­ни­ем уро­жая яблок. Так­же и в день Кре­ще­ния Гос­под­ня будет освя­ще­ны все воды неза­ви­си­мо от их температуры.

про­то­и­е­рей Игорь Пче­лин­цев, пресс-сек­ре­тарь Ниже­го­род­ской епархии

Вода — не лекарство

Слы­шал неод­но­крат­но, что нуж­но добав­лять кре­щен­скую воду в ван­ноч­ку, в кото­рой купа­ют мла­ден­цев, что­бы они не боле­ли. Это тоже одно из суе­ве­рий. Каж­дый чело­век может забо­леть. И вели­кие свя­тые стра­да­ли от физи­че­ских болез­ней. Напри­мер, пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский не мог выпря­мить спи­ну из-за полу­чен­ной трав­мы: на него напа­ли раз­бой­ни­ки и жесто­ко изби­ли. Свя­тая Мат­ро­на Мос­ков­ская от рож­де­ния до кон­ца сво­их дней была сле­пой. Никто не запре­ща­ет давать свя­тую кре­щен­скую воду мла­ден­цам (все же луч­ше пить свя­тую воду), в том чис­ле и во вре­мя болез­ни. Но в оче­ред­ной раз нуж­но напом­нить о том, что упо­треб­ле­ние свя­ты­ни — это не меха­низм, а дей­ствие, кото­рое тре­бу­ет веры и надеж­ды на Бога.

Суще­ству­ет тра­ди­ция: водой, взя­той в хра­ме в день Кре­ще­ния Гос­под­ня, окроп­лять дома, участ­ки и все, что там нахо­дит­ся. Поэто­му вполне мож­но окро­пить кре­щен­ской водой и свое жили­ще, и домаш­ние вещи. При этом мож­но петь или читать тро­парь (глав­ное пес­но­пе­ние) празд­ни­ка: «Во Иор­дане кре­ща­ю­щу­ся Тебе, Господи…».

Похожая примета

Нель­зя забы­вать, что освя­щен­ная вода – это цер­ков­ная свя­ты­ня, с кото­рой сопри­кос­ну­лась бла­го­дать Божия, и кото­рая тре­бу­ет к себе бла­го­го­вей­но­го отношения.
Одна­ко при­сут­ству­ет в народ­ном созна­нии мно­го суве­рий о свя­той воде, о кото­рых в этой ста­тье гово­рят священнослужители.

Только Великая агиасма

Суще­ству­ет рас­про­стра­нен­ное мне­ние, что есть вода «бого­яв­лен­ская», а есть «кре­щен­ская». Отли­ча­ют­ся эти «воды» датой освя­ще­ния — 18 янва­ря (в кре­щен­ский сочель­ник) и 19 янва­ря (в день Кре­ще­ния Гос­под­ня). Но это мне­ние — заблуждение.

Дей­стви­тель­но, Вели­кое водо­освя­ще­ние совер­ша­ет­ся два­жды. Пер­вое водо­освя­ще­ние — нака­нуне празд­ни­ка Кре­ще­ния, 18 янва­ря, вто­рое — в сам день празд­ни­ка. Но ника­ко­го отли­чия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 янва­ря исполь­зу­ет­ся один и тот же чин (то есть после­до­ва­тель­ность молитв) водо­освя­ще­ния. Вода, освя­щен­ная по это­му чину, назы­ва­ет­ся Вели­кой аги­асмой, то есть Вели­кой свя­ты­ней. Не быва­ет отдель­но «бого­яв­лен­ской» и отдель­но «кре­щен­ской» воды, но толь­ко — Вели­кая агиасма.

Точ­но отве­тить на вопрос, с чем свя­за­на прак­ти­ка двух водо­освя­ще­ний, слож­но. Извест­но, что уже в VI веке в Пале­стине суще­ство­ва­ла тра­ди­ция совер­ше­ния освя­ще­ния воды в реке Иор­дан нака­нуне и в сам день празд­ни­ка Кре­ще­ния. В Древ­ней Руси суще­ство­вал обы­чай, кото­рый сохра­ня­ет­ся и до сих пор в неко­то­рых местах, совер­шать Вели­кое водо­освя­ще­ние 18 янва­ря в хра­ме, а 19 янва­ря — вне хра­ма, устра­и­вая крест­ный ход к спе­ци­аль­но при­го­тов­лен­ной про­ру­би — иордани.

Можно ли употреблять некрещеным святую воду, освященное на мощах святых масло и просфоры?

С одной сто­ро­ны, мож­но, пото­му что ну какой же может быть вред чело­ве­ку от того, что он попьет свя­той воды, или пома­жет­ся мас­ли­цем, или упо­тре­бит просфо­ру? Но толь­ко нуж­но заду­мы­вать­ся, с какой сто­ро­ны это может быть ему полезно.

Если это неко­то­рое при­бли­же­ние чело­ве­ка к огра­де цер­ков­ной, если он, еще не реша­ясь кре­стить­ся, ска­жем, быв в про­шлом воин­ству­ю­щим ате­и­стом, теперь, по молит­вам сво­ей жены, мате­ри, доче­ри или кого-нибудь еще из близ­ких, уже не отвер­га­ет хотя бы этих внеш­них как бы зна­ков цер­ков­но­сти, то это доб­ро и педа­го­ги­че­ски это будет под­во­дить его к более суще­ствен­но­му в нашей вере — к покло­не­нию Богу в духе и истине.

А если же тако­вые дей­ствия вос­при­ни­ма­ют­ся как свое­об­раз­но­го рода магия, как некое «цер­ков­ное лекар­ство», но при этом чело­век вовсе не стре­мит­ся к тому, что­бы воцер­ко­вить­ся, что­бы стать пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном, толь­ко успо­ка­и­ва­ет себя, что вот я нечто такое совер­шаю и это послу­жит каким-то обе­ре­гом, то тако­го рода созна­ние про­во­ци­ро­вать не нуж­но. Вот исхо­дя из этих двух воз­мож­но­стей вы решай­те при­ме­ни­тель­но к вашей кон­крет­ной ситу­а­ции, нуж­но или не нуж­но пред­ла­гать кому-либо из ваших близ­ких свя­ты­неч­ки церковные.

Что делать, если крещенская вода испортилась?

Есть сви­де­тель­ство свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста, жив­ше­го в IV веке: «В этот празд­ник все, почерп­нув воды, при­но­сят ее домой и хра­нят весь год… Суще­ство этой воды не пор­тит­ся от про­дол­жи­тель­но­сти вре­ме­ни, но… целый год, а часто два или три года она оста­ет­ся непо­вре­жден­ною и све­жею и после столь дол­го­го вре­ме­ни не усту­па­ет водам, толь­ко что взя­тым из источ­ни­ков». Но быва­ет и так, что кре­щен­ская вода может испор­тить­ся. Это про­ис­хо­дит или из-за небреж­но­го хра­не­ния, небла­го­го­вей­но­го отно­ше­ния к свя­тыне, или по каким-либо дру­гим, вполне есте­ствен­ным при­чи­нам. В таком слу­чае нуж­но вылить свя­тую воду в непо­пи­ра­е­мое место (в хра­мах для это­го спе­ци­аль­но устра­и­ва­ют­ся «сухие колодцы»).

Почему святая вода может испортиться?

Такое слу­ча­ет­ся. Воду надо наби­рать в чистые емко­сти, в кото­рых вода не долж­на пор­тить­ся. Поэто­му, если мы рань­ше в этих бутыл­ках хра­ни­ли что-то, если они не очень чистые, не нуж­но в них наби­рать свя­тую воду. Пом­ню, летом одна жен­щи­на ста­ла нали­вать свя­тую воду в бутыл­ку из-под пива…

Часто при­хо­жане любят делать заме­ча­ния: напри­мер, одно­му наше­му свя­щен­ни­ку ста­ли объ­яс­нять, что освя­щал он воду непра­виль­но – до дна бака не достал… Из-за это­го, мол, вода не освя­тит­ся… Что же, батюш­ка водо­ла­зом дол­жен быть? Или что крест не сереб­ря­ный… Не надо до дна доста­вать и крест может быть дере­вян­ный. Не нуж­но делать из свя­той воды культ, но и отно­сить­ся нуж­но бла­го­че­сти­во! У одно­го мое­го зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка, году в 1988, была буты­лоч­ка с водой, кото­рая хра­ни­лась у него с 1953 или 1954 года…

Нуж­но отно­сить­ся к воде бла­го­че­сти­во и акку­рат­но и само­му вести бла­го­че­сти­вую жизнь.

Свя­щен­ник Миха­ил Михайлов

Читайте также: