Приметы православие и язычество дзен
Обновлено: 13.11.2024
Славяне – это особый народ. В их мировоззрении причудливым образом переплетались христианство и язычество, благочестие и суеверность, вера в высшие силы и страх перед нечистью.
Из этого формируется вывод, что славянская магия также стала уникальной. Ее отличительной особенностью было внедрение потустороннего даже в самые бытовые мелочи.
приметы и суеверия. приметы и суеверия.Как же это выглядело?
Само по себе жилище почиталось славянами как нечто особенное, оберегающее от злых духов. Поэтому люди старались строго соблюдать заветы отцов и дедов: закрывать на ночь окна и ставни, оставлять обереги в прихожей, задабривать домового, регулярно чистить помещение с помощью особых заговоров. Также и традиция при переезде первой впускать в дом кошку тоже пошла из древности. Ведь животное четко видит и понимает обстановку.
Сидеть на столе считалось неприличным, поскольку его сравнивали с Престолом Божиим. Также запрещалось разговаривать во время приема пищи (все ели молча, предварительно вознеся благодарственную молитву). Любая еда принималась с благодарением, а выбрасывать ее в принципе не допускалось: это трактовалось как большой грех неблагодарности Богу.
- Кухня (в частности печь)
В любом доме это было территорией обитания Домового. Именно там ставилось угощение (молоко и конфеты), а во время стряпни нельзя было ругаться или сквернословить. Этим человек осквернял дар богов, а также злил Домовика: тот ненавидит склоки и сразу принимается шалить для хозяйского вразумления.
- Иные вещи, предназначенные для быта
Это и расческа, и веретено, и подушки, и кровати. Например, супружеская постель считалась святой: на нее не допускалось даже просто присесть, дабы не украсть семейное счастье. На расческу часто читался заговор, чтобы волосы росли быстрее и были блестящими, красивыми и густыми.
Женщины нередко колдовали с различными травами, развешивая их по всему дому (для здоровья, для благополучия, для защиты от злых людей).
Таким образом, бытовая магия окружала весь славянский быт.
но с другой воспринимается как нечто инфантильное. Словно семья и не жила толком, но каждое движение и слово сверяла с народными приметами. Причем так вели себя не только женщины, старики и дети, но и мужчины.
Похожая примета
Христианская вера и суеверия совершенно противоположные друг другу понятия. Верующий христианин не обращает внимания на черных кошек, женщин с пустыми ведрами, не боится передать вещь через порог и не стучит по дереву. Но натура человеческая неисправима: даже в церквях обитают суеверия. Мы предлагаем вашему вниманию подборку забавных примет, в которые православному человеку верить не стоит.
Свобода, провозглашенная и дарованная человеку христианством, не каждому оказывается по плечу. Сколько ни учит Библия, что нехорошо христианину веровать во всякие суеверные глупости, сколько ни объясняет, что верующему подобает уповать лишь на волю Божью — натура человеческая не меняется. И суеверия живут и процветают — даже в храмах. Кому не приходилось слышать от чрезмерно "воцерковленных" прихожан и прихожанок, что свечку-де нельзя ставить и передавать левой рукой и нельзя ходить между подсвечником и иконой — "а то боженька обидится".
Что такое суеверие? Не более, чем попытка "зафиксировать" и подчинить себе некий невидимый "духовный" закон, найти прямую и однозначную связь между тем, что происходит сейчас, и будущим. Ведь коли связь найдена — следовательно, можно управлять и контролировать то, что случится в грядущем. Уповать на непостижимую и необъяснимую волю Божью куда сложнее. Проще уж точно знать, что встретить черную кошку — к несчастью, а просыпать соль — к ссоре. То-то хорошо: вроде как не ты виноват, что невежливо поговорил с родным человеком, а просто судьба такая: соль просыпалась. Или зеркало разбилось.
Но считать себя христианином при этом все-таки хочется. Вот и рождаются странные суеверия, слегка "облагороженные" христианским и церковным колоритом и из-за этого имеющие "благочестивый" вид. Так во что же зачастую веруют наши братья и сестры? Попробуем привести примеры, прокомментировать и заодно попытаться понять: откуда растут ноги у "церковных суеверий".
В православном храме очень сильная энергетика и поэтому женщине обязательно надо быть в платке, иначе передоз может случиться. Мужики-то народ сильный — справятся, а вот женщине лучше предохраниться. — вот так пытаются люди, не читавшие Священное писание, "объяснить" покрытые женские головы. Странно, что не предлагают сразу свинцовыми ковриками укрыться. А ведь на самом деле о платках для женщин писал апостол Павел, уточняя при этом, что покрывать головы должны не все, а только замужние дамы. Платок имеет непосредственное отношение к взаимоотношениям внутри семьи:
"Муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов", — писал апостол Павел в первом послании к Коринфянам, совершенно не представляя, что спустя несколько тысяч лет его слова "перетолмачат" на "энергетический новояз".
Но "передоз энергетики" — еще не худшее, что может случиться с женщиной в храме. Опасность подстерегает практически всюду! Например, девочек женщине крестить плохо, женское счастье они отнимают у крестной своей.
Это суеверие весьма сомнительно даже на фоне своих "собратьев". Дело в том, что, по правилам, у девочки обязательно должна быть мама-крестная, как у мальчика — отец-крестный.
Впрочем, женщины за свои обиды могут и "отплатить". Если женщина на мужчину в церкви глянет — у него детей не будет, — гласит другое суеверие. Разумеется, некоторые женщины так глянут, что ничего не будет — ни детей, ни счета в банке, ни машины, ни квартиры. Но не все же! И как можно верить в это суеверие, учитывая, сколько детей у православных отцов, исправно ходящих в церковь — странно даже представить.
Поверья предоставляют множество простых и легких способов избавиться от грехов, чтобы не идти трудным и длинным путем покаяния и настоящего внутреннего перерождения.Полезно тереть нательный крестик, так грехи стираются, — учит нас "народная мудрость". Полезно тереть лампу Аладдина, из нее, говорят, джинн вылезти может, а тереть крестик — совершенно бессмысленное занятие: только мозоль на пальце натрешь.
Убьешь паука — простится 40 грехов, — за что-то не любит не любит несчастное членистоногое другое суеверие. А можно еще мух в доме поубивать: бедный паук сам умрет от голода, и грехи все равно будут списаны. Не хотите убивать насекомых? Для вас есть еще один способ избавиться от сорока страшных прегрешений: помыть в доме полы после покойника. Не в том смысле, конечно, что беспокойный мертвец вылез из могилы и натоптал в прихожей. Следует всего лишь убраться после вынесенного гроба. Дело, безусловно, полезное, но к прощению и оставлению грехов отношения все-таки не имеет.
С похоронами вообще связано традиционно много суеверий, от жутковатых до очень забавных. И все они преподносятся прямо-таки как благочестивейшая традиция!
Перед погребением усопшему на лицо кладут блин. А после похорон на поминках блин этот подсовывают священнику, чтобы он его съел. Если съест — покойнику Царство небесное.Главное — батюшке не рассказывать, что он только что съел, а то и батюшка за тем же столом отдаст Богу душу.
На канун в храм приносят испеченные из теста лесенки, чтобы усопшему было сподручнее на небеса карабкаться, — требует суеверие. Интересно, а перила к этим лесенкам следует приделывать, чтобы было, по чему скатываться, если на небесах не примут?
О том, чтобы дорогой усопший попал без хлопот в рай, "прицерковные" суеверия заботятся особо. Нельзя хоронить покойника с драгоценностями — они его в рай не пустят. Ну, разве что золотой цепочкой за украшения на райских вратах зацепится.
Касательно одного суеверия рассказывают целую историю. Правящему архиерею провинциальной епархии пришло письмо от прихожан одного храма с жалобой на нового настоятеля. В жалобе ни много ни мало священника обвинили в том, что он не пускает души в рай. Оказывается, предыдущий настоятель придерживался местного обычая: при выносе гроба за церковные ворота ему наливали стакан водки, он его выпивал и со словами "эх, понеслась душа в рай" швырял пустой стакан в закрытые ворота.
Отлично устроился батюшка! Надо думать, что на следующий после похорон день он взывал к прихожанам: люди добрые! Дайте опохмелиться, а то ж душа горит!
С помощью церковных традиций суеверные люди пытаются шантажировать даже… Бога!Чтобы человек потерявшийся нашелся — заказывают поминовений на Литургии за упокой, мотивируя, тем, что если он жив, то Богу будет неудобно, чтобы поминали его за упокой, и Он его нам "выдаст". Нужно ли говорить, что подобное взаимоотношения куда больше приличествуют дикарям и языческим божкам, но никак не христианам со Спасителем.
"Поискал Исуса не ради Исуса, а ради хлеба куса", — неодобрительно говорили в старину о священниках, принявших сан не ради труда во славу Божью, а из-за того, что место больно "хлебное". Но и поныне в храм идут, ища не небесных сокровищ, а земных выгод. Поэтому немудрено, что существуют церковные суеверия, нацеленные на обогащение совсем не духовными дарами…
Чтобы были деньги, надо в красный угол положить старый медный пятак. С этим пятаком надо предварительно обойти вокруг храма 3 раза. Умиляет в этом суеверии то, что речь идет не о нынешней пятикопеечной монетке, на которой изображен святой Георгий Победоносец, а о советском пятаке. Видать, на небесах по СССР такая же ностальгия, как у нынешнего поколения бабушек и дедушек, поэтому деньги современной России там не котируются.
Поведение в храме тоже строго регламентируется всякими суевериями. О запрете передавать свечку левой рукой и проходить между иконой и подсвечником уже было сказано. Но это не все: оказывается, ставя свечу, ни в коем случае нельзя подтапливать ее основание (многие так делают, чтобы свечка стояла устойчивее). Объяснение этому звучит на грани кощунства — Христу ноги жжешь. Но суеверные прихожанки, испуганно хватающие человека со свечкой за рукав, считают, что они очень благочестивы и богобоязненны.
Спиной к алтарю стоять нельзя, Бог отвернется, — пугает еще одно поверье. Действительно, существует благочестивая традиция, согласно которой при открытых Царских вратах нельзя поворачиваться к ним спиной. Ведь именно алтарь, видный при отверзнутых вратах, считается "святая святых" каждого храма. Но нельзя же мнить Бога мстительным и мелочным деспотом, способным отвернуться от человека из-за его, может быть, даже случайной невежливости!
Стоять в храме нужно обязательно пятками вместе, а ноги развести. Если пяточки вместе не сложишь, то никакой благодати не будет. С благодатью у суеверных "христиан" отношения вообще сложные. Согласно другому поверью, ее надо "ловить" (например, когда священник благословляет народ с амвона или обходит храм с кадилом) и прятать в карман, а иначе "Бог не простит".
Диву даешься, сколько диких правил и страшных, непрощаемых грехов придумывают себе люди, лишь бы немного "упорядочить" непонятные отношения с Господом. И искренне веруют в свои выдумки, пугая себя и других, вместо того, чтобы услышать простые и ясные заповеди Христа, Который призывает не убивать пауков и класть блины на лицо покойника, чтобы попасть в Царствие Небесное, а просто искренне веровать, любить и каяться в грехах. В общем, если когда-нибудь зайдя в храм, вы услышите что-нибудь из вышеприведенного списка: знайте — это как раз то, во что православному христианину верить совершенно необязательно.
Похожая примета
От язычества к православию
Началось все в далёких двухтысячных. Я на тот момент был ярым националистом (не нацистом) и патриотом России. Благодаря этим чувствам осознал, что алкоголь и другие наркотики не что иное как оружие. инструмент контроля численности нашей страны. Благодаря алкоголю и наркотикам за 20 лет погибло народу столько же, сколько за Вторую Мировую войну. без выстрелов, без танков, без потерь у врага. Я активно боролся за здоровый образ жизни и за интересы русских в России. Были субкультурные движения, политические партии и организации, но религиозной платформы я никакой не имел. В моей семье воцерковлённых не было, в церковь мать шла только когда случалась какая-то беда. Да и закрепились в памяти те несколько раз, когда меня против воли тащили в храм, а там вонь, бабки какие-то, скучно и тяжело.
Но вернёмся к моей деятельности. На тот момент интернет уже стал полем битвы. битвы за умы и сердца людей. Именно благодаря моей активности в политической ветке на одном из городских форумов (тогда такой формат был популярен) меня приметил и начал мне писать один форумчанин. Его ник был Яромир. Он мне начал писать про то какие я говорю правильные слова и как он меня поддерживает, но с недоумением поинтересовался у меня как же при всём при этом я не интересуюсь родной верой славян? Как я могу, будучи таким патриотом, отрываться от корней? На тот момент мой невинный разум кроме двух абзацев из школьной истории о язычестве ничего и не знал, и я впервые в жизни слышал от него, что кто-то верит в языческих богов и сейчас. Но любопытство меня одолевало и мы договорились о встрече, на которой он все мне расскажет.
Встретились на одном из культовых городских мест, где по одной из гипотез было языческое капище (такого слова я тогда ещё не знал). Человек оказался тактичный, аккуратный, спокойный. для меня горящего сердцем за Русь даже слишком спокойным )). Первая встреча прошла в формате вопрос-ответ и интерес к этой теме не пропал, а увеличился. Встречи стали проходить более регулярно, и наши принципиально разные характеры дополняли друг друга. Довольно быстро я втянулся в атмосферу неоязычества и неприятного отношения к православию. На тот момент под православием понималось ещё именно христианство, «славить правь» появилось значительно позже.
Нравится Показать список оценивших
Радикальные акции были в почёте. Вся радикальная молодёжь тогда вдохновлялась подвигами Дмитрия Боровикова принявшего имя Коловрат. Наши друзья из города Брянска сели в тюрьму за убийство бомжей. Несколько уголовных дел было возбуждено и на нашу банду и каким-то чудом никто из нас не сел. Обыски у нас дома, слезы родителей - ничто не могло нас остановить. Но чуть позже один "прихожанин" нашего капища все же крепко отличился и кинул в храм самодельную бомбу. Благодаря этому меня впервые допросили на детекторе лжи )). Не смотря на провинциальность нашего города - резонанс был федерального масштаба. За нас за язычников взялись по-настоящему крепко. Силовики запугали всех настолько, что по большому счёту уничтожили всю деятельность. Некоторые из нас не унывали, шифровались как могли, но яркой деятельности уже не получалось. Все свелось к какому-то очень индивидуальному язычеству и ношению секир и молотов на шее. не более.
Нравится Показать список оценившихНравится Показать список оценивших
Разочарованию не было предела. Уже не один месяц я изучал эту тему, а Бог продолжал звать меня к себе. Появился интересный знакомый, который как и я был молодой, сильный и бородатый. Таких православных я никогда не встречал. Он пригласил меня с собой в храм, вместе помолиться. Несколько месяцев я не решался, но Господь продолжал меня толкать. Я месяцами настраивался, раскаивался в своих грехах, особенно в самых страшных. против Бога и Церкви. И однажды я все же решился и поехал на службу в монастырь. Это очень известный монастырь, на святом месте с великой историей. Встретился там со своим новым другом, который мне все показал.
Ещё несколько месяцев я готовился к генеральной исповеди и причастию. Груз греха и стыд - долго не позволяли рассказать об этом. Но с божьей помощью справился. На момент написания этого текста я уже четвёртый год считаю себя русским православным воцерковлённым человеком. И написал я этот текст только потому, что на себе, на своей душе, на своей обычной жизни понимаю и знаю куда ведёт неоязычество. Молюсь за людей, которых я привёл в это деструктивное движение и надеюсь на то, что они услышат правду.
Похожая примета
Каким бы материалистом ни был человек, в его душу заложена потребность веры во что-то, что превосходит физический мир. Кто-то верит в высший разум, кто-то в абстрактную силу Вселенной, кто-то еще во что-то (вплоть до карикатурных искусственно выдуманных религий). Кто-то обрел счастье познания Христа. Но очень часто всех этих людей объединяет еще одна общая вера — суеверия. Почему они столь сильны и так прижились в повседневной жизни человека?
Что такое суеверие
Суеверием принято называть безотчетную веру в некое внешнее, формальное действие или же в наличие у предмета каких-либо магических, сверхъестественных сил или способностей. Уже из этимологии слова «суеверие» понятно, что речь идет о «суетной вере».
Большое распространение суеверий связано с тем, что человек не может совсем ни во что не верить. Как бы ни старались уверить нас заядлые материалисты, что нет ничего, превосходящего физический мир — но социологические опросы свидетельствуют, что примерно половина населения России верит в те или иные приметы и суеверия.
На самом деле, отвергая все суеверия и приметы, человек обретает большую свободу. Он больше не зависит от мелких формальных действий, ему не нужно тратить силы своего ума и внимание на то, чтобы не нарушить какую-то примету. Человек может возвысить свой ум к Богу, заняться молитвой, построением личных духовных отношений с Господом.
К счастью, многие обладатели домашних питомцев черного цвета с уверенностью убеждают нас в том, что их кошки не приносят ничего, кроме тепла и радости в дом.
- Пустое ведро. Плохой приметой считается, если вам перешли дорогу с пустым ведром на перевес. Объясняется это тем, что раз ведро не заполнено — в него «складывается» вся ваша удача и успешность сегодняшнего дня.
Абсурдность такой веры даже объяснить трудно — в ведро можно сложить помидоры или налить воды, но на постороннего человека повлиять пустое ведро никак не может.
- Разбитое зеркало. Суеверного человека осколки зеркала на полу могут повергнуть в настоящий мистический ужас. Считается, что разбить зеркало — это очень дурной знак, который вещает чуть ли не смерть. Связано это с верой в то, что зеркало не только отражает внешность человека, но и задерживает частичку его души. Поэтому считается опасным смотреться в древние зеркала — там могут оставаться души умерших хозяев. Отсюда же пошла практика закрывать тканью зеркала в доме, где находится покойник перед похоронами — чтоб его душа не «застряла» в зеркале.
Для православного человека совершенно очевидно, что душа ну никак не может находиться в стекле. После смерти душа идет к Богу, в Вечность, и вместо того, чтобы тратить свои силы и время на завешивание зеркал в доме, гораздо лучше встать и помолиться об упокоении близкого человека.
- О запрете входить в ворота. Наверное, одно из самых смешных на практике суеверий. Всем знакома картина: в храме после службы стоит очередь людей, которые по отному проходят в тесную узкую калиточку, в то время как рядом распахнуты широкие въездные ворота, в которые никто не идет. Почему так? Если спросить «старожил», они вам авторитетно объяснят, что через ворота завозят покойников, поэтому ходить там нельзя ни в коем случае.
К сожалению, тогда ходить нельзя вообще нигде. Потому что покойников возят и по улицам, и по дорогам. Более того — в подъезды тоже заходить не стоит, ведь и туда их заносят. Про храмы и говорить не приходится, ведь зачастую покойников там могут оставлять и на ночь. Почему же примета касается исключительно открытых ворот? Вопрос риторический.
- О запрете проходить под лестницей. В чем-то схожее суеверие с воротами, только под лестницей нельзя проходить по причине того, что лестница со стеной и землей образует треугольник, который якобы каким-то образом соотносится со Святой Троицей. Проходя под лестницей, человек разрушает Троицу и тем самым обижает Бога.
У этого суеверия хотя бы есть какая-то практическая польза — под лестницей действительно иногда ходить опасно, ведь она может упасть. Для православного человека вопрос техники безопасности — это единственная возможная причина обойти лестницу стороной. Нельзя в каждом треугольнике видеть Святую Троицу, это формализм и излишняя погоня за внешним.
-
О рассыпанной соли. Беда всех хозяек — рассыпанная соль на столе. Что с ней только не делают, чтобы отвести беду — и чертят на ней кресты (что вообще можно рассматривать как кощунство), и посыпают сверху сахаром (чтоб «подсластить» удачу), и много еще действий можно придумать.
Поверье, что рассыпанная соль притягивает беду идет с тех времен, когда соль была дорогой, и рассыпать ее было жалко. Позже досада о порче продукта трансформировалась в суеверие о бедах.
- Узелки и амулеты «на удачу». Многие люди верят, что если они будут носить на себе определенные вещи (например, красные нитки на запястье, булавки под одеждой, перышки или узелочки на шее), то это убережет их от сглазов и принесет удачу.
Истоков у таких поверий много и они все перепутаны. Действительно, существуют оккультные амулеты (например, пентаграммы, перевернутые кресты), которые используются для привлечения демонических сил. Такие вещи носить на себе не только бесполезно в плане защиты от сглаза, но, напротив — опасно. Одев на себя подобную вещь, человек сам добровольно впускает в свою жизнь темные силы.
Всякие булавки и узелочки более безобидны — они не несут в себе особого мистического смысла. Однако не стоит забывать, что одевая на себя подобные вещи, человек забывает о Боге и считает, что его защитой становится какой-то предмет. В жизни же православного христианина есть только один Заступник — Господь Наш Иисус Христос.
- Нельзя показывать на себе болезни или больные места. Эту примету можно понять — никто не хочет болеть, особенно если речь идет о тяжелых заболеваниях. Поэтому и выливается страх за свое здоровье в примету, что если показать на себе больное место, то обязательно заболеешь.
Однако мы должны помнить, что Господь никогда не допускает болезнь просто так. Каждый человек, который столкнулся с проблемами здоровья, может вынести для себя большую духовную пользу из этого. В Евангелии сказано, что даже волос не упадет с головы человеческой без воли на то Господа, так почему же мы верим, что простое указание на свое тело может привести к болезни?
- Нельзя возвращаться домой после выхода. Считается, что если человек собрался и вышел из дому по своим делам, то ему не нужно больше возвращаться назад, даже если он что-то забыл. Из этого суеверия можно извлечь чисто практическую пользу и смысл — собираться нужно внимательнее, тогда не придется тратить время на возвращение за забытыми вещами. Ведь, действительно, опоздав на важную встречу из-за необходимости вернуться домой, можно получить серьезные неприятности в жизни. Но причина в этом будет вовсе не мистическая.
Забивая себе голову этими и подобными суевериями, человек постепенно уходит от Бога. Нельзя одновременно верить в силу каких-то предметов, вещей или действий и в силу Божью. Это вещи взаимоисключающие.
Важно! Задача православного христианина — истреблять в своей душе все существующие суеверия, часто насажденные нам родителями с самого детства, а также не допускать появления новых. Только вера в Господа Иисуса Христа может дать мир и покой человеческой душе, а также защитить от любых козней злых сил.
Читайте также: