Граффити является приметой городов

Обновлено: 22.12.2024

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Кузовенкова Юлия Александровна

Молодежные солидарности в граффити-туризме Карьерные траектории граффити-райтеров: трансформируя давление в удовольствие и признание Между властью и протестом: граффити-фестивали в коммуникативном пространства города Диалектика музея и улицы сквозь призму становления стрит-артиста i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth art practices of graffiti and street art exist in the Russian cultural space more than thirty years. During this time, they have evolved norms of behaviour and ideals, have appeared rules of the use of urban space . Marked questions received almost no coverage within the Russian humanities. However, it is difficult to find a city in Russia where the art practices would not exist. This work is based on interviews conducted with members of the Samara graffiti and street art communities. It is an attempt to introduce the concept of urban space , existing within the art practices. There are three main types of work of street artists: tagging, bombing and murals. The interviews highlight the specific functions of each of the types of works and the relationship between the functions and the places for every type of works.

Центр распространения граффити-культуры

Формального и единого центра распространения граффити культуры, как такового, не существует. Одни считают, что центром этого направления является город Сан-Паулу, который является вдохновением для граффитистов со всего мира. Этот город часто сравнивают с Нью-Йорком 1970-х годов, здесь царит похожая атмосфера. Период с 1969 по 1974 год принято считать в истории революционным. Именно тогда зародилось огромное количество направлений, а центр развития этого вида искусства переместился из Филадельфии в Нью-Йорк. С тех пор именно Нью-Йорк принято считать центром развития граффити.

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Кто платит

Деньги жильцов, собранные на капремонт, не могут быть направлены на изготовление граффити. «Это будет нецелевое расходование денежных средств, за которое может наступать ответственность вплоть до уголовной. Однако размещение граффити при производстве капремонта становится все более и более востребованным. И здесь есть свои механизмы, как сделать размещение стритарта почти законным», — прокомментировал заслуженный юрист России Иван Соловьев. Для того чтобы оплатить изготовление граффити, понадобится или найти спонсоров, или скинуться самостоятельно жильцам, подчеркнул эксперт.

Фото: Александр Зеликов/ТАСС

Разрешение и согласование

После всех согласований в органах местного самоуправления нужно получить разрешение на изменение паспорта фасада здания. «В этом документе содержится информация о материале, способе отделки и цвете фасада, а также о его архитектурных деталях. Покраску должны проводить согласно паспорту фасада, поэтому в него нужно внести изменения», — объяснила юрист. Не лишним будет и поддержка депутатами всех уровней, городской администрацией и управляющей компанией, уточнил Соловьев.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кузовенкова Юлия Александровна

Молодежные арт-практики граффити и стрит-арт в российском культурном пространстве существуют более тридцати лет. За это время в их рамках успели сформироваться нормы поведения и идеалы, сложилась своя специфика освоения городского пространства . Обозначенные вопросы практически не получили освещения в рамках отечественной гуманитарной науки. При этом в России трудно найти город , в котором не существовали бы упомянутые арт-практики. Данная работа построена на интервью, проведенных с представителями самарских граффитии стрит-арт-сообществ. В ней делается попытка представить концепцию городского пространства , существующую в рамках указанных арт-практик. Выделяются три основных вида работ уличных художников: тэгинг, бомбинг и муралы. Материалы интервью позволяют констатировать наличие специфических функций у каждого из видов работ, а также связь этих функций с особенностями выбираемых под данные работы городских пространств .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Виды и стили классического граффити

Pissing

Blockbuster

Bubble

Masterpiece

Throw

Wildstyle

Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:

Мировой опыт противостояния граффити и государства

Во всём мире царит двоякое отношение к уличному искусству. Во многих странах граффити до сих пор принято считать вандализмом, а людей которые наносят рисунки штрафуют или же приговаривают к административному наказанию. В некоторых странах и штатах за такую деятельность даже лишают свободы.

Фото документалиста мира граффити Марты Купер для издания Subway Art

В 2006 году член городского совета по имени Питер Валлоне предложил выпустить законопроект, согласно которому всем лицам, не достигшим 21 года, запрещалось иметь при себе настенные маркеры или же аэрозольную краску. Тогда модельер Марк Эко подал в суд за нарушение прав художников и в том же году состоялось слушание. Требования Марка Эко были удовлетворены, а поправки в законодательстве удалили. Известен случай,когда в Чикаго в 1992 году к продаже были запрещены аэрозольные краски и другие средства нанесения рисунков на стены. И в том же году был издан закон, который налагал штраф, размером в 500 долларов на тех, кто наносит граффити на стену.

При этом размер штрафа превышал сумму, которая налагалась за нахождение в алкогольном опьянении в общественных местах, а также за нарушение религиозной службы. В 2005 году была создана система, позволяющая заносить рисунки в единую базу данных, что облегчало поиск художника, ведь по общему очерку было легче обнаружить их автора. Одним из первых посаженных был Джозеф Монтана, которого называли королем граффити. Он расписал более, чем 200 зданий, за что его и приговорили 2,5 годам лишения свободы.

Полицейские грузят работу Бэнкси в автомобиль. Нью-Йорк, 2014

Ожесточенная борьба с уличной живописью протекает и на Востоке. В Иране и Израиле это направление искусства преследуется законом. А в Сингапуре ученика американской школы приговорили к 4 годам лишения свободы. При этом, в Гонконге очень почитаем райтер (graffiti writer – граффити-художник) по имени Цан Цу Чой, который получил прозвище “Король Коулуна”, и часть его работ находится под официальный защитой.

Обратная сторона: становление граффити как нового направления в искусстве

Одна из уличных работ Кита Харинга Первую славу Жан-Мишель Баския обрел как граффити-художник под псевдонимом SAMO

Среди современников особую известность получил уличный райтер по прозвищу “Бэнкси”, чья личность до сих пор окутана тайной. Он поднимает актуальные вопросы и высмеивает абсурдность ситуаций в современной политике. Многие его работы были признаны мировыми шедеврами.

Похожая примета

Граффити (Graffiti от итал. graffito — надписи) — это уличная живопись. Споры относительно того, стоит ли считать граффити отдельным направлением искусства или актом вандализма не стихают до сих пор. К граффити принято относить любые изображения, размещенные на поверхности стен, зданий, и других общественных объектов. Что это, как появилось это направление, как оно развивается, что принято считать граффити в современном искусстве?

С чего начать

Начать стоит с разработки макета рисунка, который хочется разместить на одном из фасадов своей многоэтажки. Сначала изготовляется эскиз, который необходимо согласовать с ведомством, отвечающим за культурный облик города, пояснил Соловьев. По его словам, эскиз должен соответствовать формату, решениям и общей концепции, архитектурному и архитектурно-градостроительному облику города.

Напомним, что закон, обязывающий согласовывать с московскими властями размещение граффити на фасады зданий, был принят в мае 2018 года. Согласно документу, рисунки, нанесенные без разрешения мэрии, должны быть удалены.

Текст научной работы на тему «Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта»

Особенности освоения городского пространства сообществами граффити и стрит-арта

Молодежные арт-практики граффити и стрит-арт в российском культурном пространстве существуют более тридцати лет. За это время в их рамках успели сформироваться нормы поведения и идеалы, сложилась своя специфика освоения городского пространства. Обозначенные вопросы практически не получили освещения в рамках отечественной гуманитарной науки. При этом в России трудно найти город, в котором не существовали бы упомянутые арт-практики. Данная работа построена на интервью, проведенных с представителями самарских граффити- и стрит-арт-сообществ. В ней делается попытка представить концепцию городского пространства, существующую в рамках указанных арт-практик. Выделяются три основных вида работ уличных художников: тэгинг, бомбинг и муралы. Материалы интервью позволяют констатировать наличие специфических функций у каждого из видов работ, а также связь этих функций с особенностями выбираемых под данные работы городских пространств.

Ключевые слова: граффити, стрит-арт, молодежные сообщества, город, пространство, коммуникация

Yuliya A. Kuzovenkova Use of urban space by graffiti and street art communities

Youth art practices of graffiti and street art exist in the Russian cultural space more than thirty years. During this time, they have evolved norms of behaviour and ideals, have appeared rules of the use of urban space. Marked questions received almost no coverage within the Russian humanities. However, it is difficult to find a city in Russia where the art practices would not exist. This work is based on interviews conducted with members of the Samara graffiti and street art communities. It is an attempt to introduce the concept of urban space, existing within the art practices. There are three main types of work of street artists: tagging, bombing and murals. The interviews highlight the specific functions of each of the types of works and the relationship between the functions and the places for every type of works.

Keywords: graffiti, street art, youth community, city, space, communication

Анри Лефевр в знаменитой книге «Производство пространства» писал, что пространство есть продукт отношений, которые в нем протекают. Некогда индустриализация произвела раскол города на центр и периферию. В наши же дни можно наблюдать, как различные социальные группы в стремлении к самореализации «перепрофилируют» городские территории, прибегая к коммуникационным стратегиям, отличным от уже существующих в их рамках. Данная ситуация становится возможной благодаря конвенциональной природе сценариев поведения. Так возникают новые социальные пространства, которые приходят на смену старым или начинают существовать параллельно с ними в одном физическом пространстве, указывая на появление новой социальной группы горожан и ее маргинальный статус. Именно в такой ситуации в подавляющем большинстве городов России сейчас существуют сообщества граффити и стрит-арта. Их представители действуют в городской среде, превращая улицу из пространства потока (М. Кастельс) в экспозиционное пространство, предполагающее уже

не простое перемещение горожанина по улице из точки А в точку В, а эстетическое восприятие работы неизвестного автора на очередной стене дома или заборе, результатом чего должен стать внутренний диалог зрителя с художником.

С правовой позиции граффити и стрит-арт можно квалифицировать по части 1 статьи 214 УК РФ «Вандализм» [1]. Неправомерность действий уличных художников маргинализирует эти сообщества, но вовсе не приводит к их искоренению. Граффитчики и представители стрит-арта на протяжении уже нескольких десятилетий (в Самаре история граффити начинается с 80-х гг. ХХ в.) отстаивают свое право на город.

На сегодняшний день особенности освоения городских пространств членами указанных сообществ в российской гуманитарной науке не стали объектом для серьезного и систематического исследования. В американской науке, напротив, сложилась длительная традиция изучения феномена граффити, в том числе изучение специфики его пространственной локализации. Так, представители социальной географии, изучавшие данное явление в период расцвета (70-е гг. ХХ в.), Дэвид Лей и Роман

В рамках данной статьи мы рассмотрим специфику освоения городского пространства российскими граффитчиками и художниками стрит-арта. Для решения поставленной цели нами были проинтервьюированы двенадцать самарских граффитчиков и четыре стрит-артиста, имеющие стаж рисования не менее одного года. Анализ интервью показал, что можно выделить несколько видов работ, расположение которых подчиняется определенным правилам. К классическим типам работ граффитчиков относятся бомбинг и тэгинг. К стрит-арту - муралы. У каждого из видов работ есть свои функции, которые обуславливают критерии для выбора места под рисунок. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Граффитчики так определяют свой род деятельности: «Граффити - это творческий спорт» [Инф. 6]. Граффити предполагает активность художника, т. е. готовность идти на риск ради размещения очередного рисунка на опасном и от того престижном месте: «Изначально граффити - это действие» [Инф. 12]. Главное в деятельности граффитчиков - адреналин: «От вандализма не уйдут - это для них адреналин» [Инф. 7]. Это обуславливает выбор мест: в подавляющем большинстве они нелегальные.

К граффити относятся тэгинг и бомбинг. Тэгинг - рисование на стенах, как правило, с помощью фломастера, небольших надписей, представляющих собой ник-неймы. Из-за замкнутости данного сообщества их система ком-

муникации является «языком для посвященных», граффитчики не стремятся сделать свои шрифты читабельными для всех горожан: «Кто знает - тот поймет» [Инф. 13]. Некоторые работают над совершенствованием своего шрифта, чтобы тем самым получить одобрение внутри своего сообщества. Кто-то, наоборот, не видит в этом смысла: «Зачем мне тратить время на стильные, райтерские тэги, если отклик от каллиграфии и от обычных печатных букв один и тот же? Для меня, ответ очевиден» [Инф. 3].

Тэг выполняет несколько функций:

- дает знак сообществу граффитчиков, что один из них такой-то конкретный граффитчик: «По-честному, что можно сказать тегом? У него цель - не посыл, а метка. Простое упоминание о персоне художника» [Инф. 3] или «Тэгинг как отметина, что человек все еще действует» [Инф. 2];

- помогает граффитчику добиться известности в своей среде: «Ты показываешь себя в среде райтеров. Если их (тэгов. - Ю. К.) много, то о тебе думают, что ты крутой, ты исписал весь город» [Инф. 8] или «Тэг это элемент веселья, как реклама себя, как листовки» [Инф. 6];

Места расположения тэгов - это стены домов вдоль улиц, по которым ходят граффитчики. Чем чаще граффитчики ходят теми или иными улицами, тем больше на домах будет их повторяющихся тэгов. Для того чтобы избежать единообразия, принято рисовать свой тэг на стене в разных вариациях. Граффитчики говорят о том, что по месту расположения тэга (высоко или низко, на стене или стекле и т. п.) можно понять в каком настроении и состоянии шел их автор.

Но не все граффитчики разделяют устремление покрыть своими тэгами максимально возможную территорию. С возрастом у некоторых меняется взгляд на работу с ними: «Сейчас для этого я не выберу новый дом. Те, кто тэгает везде, раздражают. Хочется культуры» [Инф. 8]. Внутри граффити-сообщества есть свое, субкультурное понятие вандализма, которое связано с запрещенными местами для нанесения рисунков. В частности, тэги нельзя наносить на чистые, недавно покрашенные стены, на памятники архитектуры и скульптуру, на чужие рисунки. При выборе места рекомендуется отдавать предпочтение ролл-ставням и дверям, а не стенам.

Тэгинг тесно связан с бомбингом (нанесение на стены с помощью баллончиков или валиков шрифтов большой площади, как правило, разноцветных): «Во время тэгинга можно ходить по городу, искать места для бомбинга» [Инф. 2]. Задача граффитчика: «бомбить, бомбить, бомбить» [Инф. 7]. В первую очередь именно бомбинг дает воз-

Ю. А. Кузовенкова

можность получить острые ощущения в процессе рисования из-за того, что рисунки наносятся на запрещенные и труднодоступные места и этот процесс может занимать продолжительное время: «Место выбирается в зависимости от того, что хочешь. Если шрифт - чтобы было видно, чтобы место было запрещенное, если просто порисовать, то какое-то заброшенное место и недалеко от дома» [Инф. 5]. По причине отсутствия адреналина легальные места не пользуются у граффитчиков уважением и спросом: «У райтеров нет интереса к рисованию на стенах, если нет адреналина, рисуют в запрещенных местах. Для них это и искусство, и спорт» [Инф. 15]. Таким образом, основная функция бомбинга - дать возможность получить адреналин. Вторая - творческое самовыражение.

Если показатель качества тэгинга - количество надписей и оригинальность каллиграфического решения, то у бомбинга - количество (но в значительно меньших числовых показателях), наличие своего узнаваемого стиля и мастерство исполнения: «Оригинальность и стиль играют важную роль» [Инф. 9], а также места расположения. У бомбинга есть четкая иерархия мест:

- на первом месте подвижной состав, как правило, вагоны электричек и грузовых поездов;

- на втором месте руф-топ (верхняя часть стены под крышей);

- наименее ценными являются легкодоступные стены внизу строений. Данная иерархия обусловлена уровнем опасности и сложности нанесения рисунка.

Есть ряд критериев, которые предъявляются к местам расположения шрифтов: большая проходимость, сложность достижения, хорошая просматриваемость. Так, согласно самим граф-фитчикам: «Самые ценные места там, где много людей проходят» [Инф. 15] или: «Чем ближе к центру города, тем опаснее, так как там больше камер наблюдения» [Инф. 14]. Некоторые граффитчики выбирают места, в которых есть удобные пути для отступления: «Места должны хорошо просматриваться и можно быстро оттуда убежать, если что. Тренируемся сначала за гаражами, а когда что-то получается, идем, рисуем на руф-топах, на лайнах» [Инф. 10] (лайн -большая свободная часть стены у земли).

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такое требование к месту расположения шрифта, как хорошая просматриваемость, свя-

зано с тем, что граффитчики видят в горожанах зрительскую аудиторию. Но при этом они не ждут исключительно положительных отзывов: «Главное - не оставить людей равнодушными» [Инф. 10] или «Негативные и позитивные эмоции лучше, чем ничего» [Инф. 16]. Вместе с тем все граффитчики отмечают, что в первую очередь их интересует мнение своей собственной среды об их творчестве. Остальные горожане всегда вторичны.

Практика бомбинга регулируется теми же правилами освоения городского пространства, что и тэгинг: существует запрет рисования на памятниках архитектуры, на новых или отреставрированных зданиях, на чужих рисунках. В случае с бомбингом нанесение рисунка одного граффитчика (или команды граффитчиков) на рисунок другого являться свидетельством конфликта между ними. Граффитчики прибегают к такому средству для того, чтобы выразить свое негативное отношение, презрение и т. п. к какому-либо представителю своего сообщества. В некоторых случаях подобное противостояние в рисунках может вылиться в непосредственное столкновение.

Стрит-арт (сюжетные или абстрактные композиции, отдельные фигуры, инсталляции) менее всего ориентирован на получение адреналина. О стрит-арте можно говорить как о промежуточной форме между вандализмом и формами официального искусства. Часто стрит-артисты указывают на тягу к творчеству как на побудительный мотив занятий этой практикой: «Благодаря отцу я всегда любил рисовать, поэтому решил попробовать себя в стрит-арте» [Инф. 1]. Он ориентирован на легализацию, претендует на новую форму эстетики в современном искусстве и гораздо чаще, чем шрифты появляется в легальных

местах для рисования (в первую очередь речь идет о фестивалях уличного искусства, галереях). Но легальные места не являются приметой исключительно стрит-арта. Граффитчики тоже могут там рисовать: «Сейчас нелегальщики не имеют ничего против легального проявления граффити, никогда не против сами порисовать спокойно там, где можно, просто основная их деятельность сопровождается адреналином» [Инф. 8].

Представители стрит-арта различают граффити и стрит-арт: «Граффити не искусство, а стрит-арт внушительная тема, революционная. А граффити - только пометка территории и адреналин» [Инф. 7]. В рамках стрит-арта также есть особые критерии выбора мест для рисования. Во-первых, это тяготение к спокойным местам: «Чтобы можно было спокойно порисовать и вписывалось в окружающую среду» [Инф. 4] или: «Места выбираю исходя из нескольких факторов: чтобы никто не помешал, рисую, как правило, довольно долго. Важно, чтобы местные жители не возмущались и не вызвали полицию. Хорошо подходят какие-то заброшенные здания. Еще качество стены играет роль, не люблю кирпич, там много швов. И неокрашенные бетонные плиты сильно впитывают краску, надо либо грунтовать и ждать, когда высохнет, либо искать что-то лучше» [Инф. 1]. Но, представители стрит-арта не ограничивают себя рисованием исключительно на стенах: «Это не значит, что человек должен выбирать между стеной, холстом и бумагой; работой в мастерской и на улице. Можно заниматься всем сразу» [Инф. 1].

Среди стрит-артистов есть художники, которые целенаправленно располагают свои работы на хорошо просматриваемых местах с большой проходимостью. Подобные работы, как правило, призваны поднимать важные для городского сообщества вопросы, обращать внимание на проблемы, требующие решения. Примерами таких работ могут служить уже не существующие сегодня композиции самарского художника Арта Абстрактова «Синька» и «Плющ» [5], поднимающие темы алкоголизма и наркомании. Таким образом, художники превращают улицу из «пространства потока» в «пространство диалога» на различные темы.

Подводя итог изложенному материалу, можно констатировать наличие связи между функциями рассмотренных арт-практик и спецификой выбора мест для них. Уличное пространство «перепрофилируется», и «пространство потока» превращается в среду для коммуникаций, в первую очередь, для своего сообщества уличных художников. Горожане, непричастные к этой культурной среде, как зрители вторичны

для граффитчиков в силу того, что не знакомы с нормами и правилами этой среды. Стрит-арт, в свою очередь, ориентирован на горожан как непосредственную целевую аудиторию.

Все интервью записаны автором статьи в 2015-2016 гг. Информанты:

Инф. 1 - С. Ч., 29 лет, начал рисовать в 1999 г.

Инф. 2 - Д. Э., 30 лет, начал рисовать в 2003 г.

Инф. 3 - С., 19 лет, начал рисовать в 2014 г.

Инф. 4 - М. Ч., свой возраст не назвал (ориентировочно 22-24 года), начал рисовать в 2008 г.

Инф. 5 - Ан. Ч., 31 год, начал рисовать в 2000 г.

Инф. 6 - Ж., 19 лет, начал рисовать в 2007 г.

Инф. 7 - А. А., 27 лет, начал рисовать в 2007 г.

Инф. 8 - М. З., 27 лет, начал рисовать в 2003 г.

Инф. 9 - И. А., 25 лет, начал рисовать в 2007 г.

Инф. 10 - В., 23 года, начал рисовать в 2008 г.

Инф. 11 - А. Г., 21 год, начал рисовать в 2009 г.

Инф. 12 - Ал. Ч., 21 год, начал рисовать в 2008 г.

Инф. 13 - К. Э., 30 лет, начал рисовать в 2000 г.

Инф. 14 - молодой человек себя не назвал, ориентировочно 23-24 года.

Инф. 15 - молодой человек себя не назвал, ориентировочно 19-20 лет.

Инф. 16 - В., 20 лет, начал рисовать в 2008 г.

2. Ley D., Cybriwsky R. Urban graffiti as territorial markers // Annals of Assoc. of Amer. Geographers. 1974. Vol. 64, Dec., issue 4. P. 491-505.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Gangs: the origins and impact of contemporary youth gangs in the United States / ed. by S. Cummings, D. J. Monty. New York: State Univ. of New York Press, 1993. 358 p.

4. Lachmann R. Graffiti as career and ideology // Amer. j. of sociology. 1988. Vol. 94, № 2. P. 229-250.

2. Ley D., Cybriwsky R. Urban graffiti as territorial markers. Annals of Assoc. of Amer. Geographers. 1974. 64 (4), 491-505.

3. Cummings S., Monty D. J. (eds). Gangs: the origins and impact of contemporary youth gangs in the United States. New York: State Univ. of New York Press, 1993. 358

4. Lachmann R. Graffiti as career and ideology. Amer. j. of sociology. 1988. 94 (2), 229-250.

История граффити: от древнего мира к новому времени

Сейчас граффити принято называть любой вид уличного искусства и раскрашивания стен; вне зависимости от степени профессионализма нанесения изображений. В истории этот термин используется уже достаточно давно. Причём раньше происходило разделение на два понятия, такие как “дипинти” и “граффити”. Термин произошел от глагола “graffiare”, что в переводе с итальянского означает “царапать”. Глаголом “дипинти” же обозначали надписи, сделанные краской.

Классическое представление скрэтчинга в граффити — выцарапавание тегов на стеклах

Интересный факт: раньше техники царапания и нанесения краски зачастую объединялись. Примеры такой техники наблюдались у гончаров, которые выцарапывали на верхнем слое краски надписи, обнажая таким образом внутренний слой. Конечно, такую методику сейчас сложно назвать граффити в классическом понимании этого слова, но тогда это были одними из первых примеров применения техники. Особенно часто мастера таким способом подписывали свои работы.

Принято начинать отсчет истории граффити с момента, когда были обнаружены настенные надписи. Первые примеры были найдены в странах Древнего Востока, в Риме, а также в Греции. Позже, любая графика, которая была нанесена на поверхность стен, обозначалась как граффити, и во многих странах она расценивалось, как акт вандализма. Невероятно, но первые рисунки появились уже в тридцатом тысячелетии до нашей эры. Именно наскальные изображения стали прототипом этого направления в искусстве. Тогда, в качестве инструментов использовались натуральные пигменты и острые предметы: такие, как кости животных, камни и осколки затвердевших пород.

Родоначальники граффити — древние наскальные рисунки

Первый прототип граффити, такого каким мы привыкли видеть его сейчас, расположен в городе Эфес, который находится в Турции. Ранее он принадлежал Древней Греции и даже сохранил отметки этой культуры. Первым текстом послужила реклама услуг проституток. Рисунок изображал след ладони, отдаленно напоминающий сердце, цифру и отпечаток ноги. Весь этот рисунок трактуется, как сумма оплаты за определенные услуги.

Примечательно и то, что граффити практически одновременно появилось в разных частях света. Даже в Египте на территории исторического комплекса Гиза исследователи нашли множество надписей и рисунков, которые также были отнесены к этому стилю. Считается, что они были оставлены строителями и религиозными деятелями времени.

Уже в эпоху Ренессанса, такие известные художники, как Микеланджело и Рафаэль отправлялись в золотой дом Нерона где вырезали собственные имена, после чего они приступали к активной работе. Позже, французские солдаты оставляли надписи во время египетской кампании, возглавляемой Наполеоном. Лорд Байрон также оставил в греческом храме Посейдона свой след. И во время Второй Мировой Войны советские солдаты сделали огромное количество надписей на стенах Рейхстага.

Похожая примета

Граффити стали не только неотъемлемой частью современной уличной культуры — сегодня эти элементы используются в обустройстве городских пространств, оформлении фасадов жилых комплексов и дизайне интерьеров. Но, несмотря на практическое применение, искусство граффити остается одной из самых актуальных форм самовыражения для художников, отражением их социальной и политической позиции.

«РБК-Недвижимость» рассказывает о самых знаменитых уличных рисунках со всего мира.

Каллиграффити на крыше «Красного Октября». Покрас Лампас, Москва

В июле 2019 года в Екатеринбурге закатали в асфальт новую работу известного каллиграфа Покраса Лампаса, самый крупный арт-объект этого года. Однако «Супрематический крест» на площади Первой пятилетки с цитатой Казимира Малевича — не самая известная работа художника. Жители Петербурга наверняка помнят огромную каллиграфию Лампаса на льду Финского залива, а римляне — узоры площадью 1250 кв. м на крыше Квадратного Колизея.

В 2015 году работа Покраса Лампаса вошла в Книгу рекордов Гиннесса. Художник расписал крышу «Красного Октября» в Москве. Для мирового рекорда Покрасу потребовалось 730 л краски и два дня работы. Площадь каллиграффити — 1625 кв. м, а ее длина сопоставима с высотой 22-этажного дома. Своей работой художник хотел привлечь внимание к современному искусству, а также к тому, что человек все может сделать сам, стоит только захотеть. Первый манифест Лампас отразил размером граффити: это единственное художественное произведение в России, которое видно из космоса. Второй Покрас доказал на собственном примере: каллиграф не заканчивал художественной школы или курсов и всему научился сам, а его работы — полная импровизация.

«Весь мир». Кит Харинг, Пиза

Стиль Кита Харинга вырос из уличной культуры Нью-Йорка и сделал его одним из самых известных американских художников. Главными темами работ Харинга были любовь и единство, а его фирменным символом стал «Радиоактивный младенец» (The Radiant Baby).

Однажды друг пригласил Кита в итальянскую Пизу. Художник решил нарисовать фреску на северной стороне церкви Святого Антония, которая была захоронена во время бомбардировок Второй мировой войны. «Туттомондо» (Tuttomondo) по-итальянски означает «весь мир». Фреска олицетворяет будущее, в котором главными идеалами становятся единство и мир. На рисунке изображены 30 динамичных фигур; они соединены и переплетены, символизируя мир и гармонию. Картина признана одной из самых больших фресок, когда-либо сделанных в Европе, ее площадь — 180 кв. м (высота 10 м и ширина 18 м). «Туттомондо» — последняя публичная работа, сделанная Китом Харингом в 1989 году, спустя год художник умер.

«Братский поцелуй». Дмитрий Врубель, Берлин

Берлинская стена была построена в 1961 году для разделения Западного и Восточного Берлина во время холодной войны. В 1980-х годах она стала популярным местом для самовыражения художников граффити. Эта фреска Дмитрия Врубеля, также известная как «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», стала самой известной среди граффити на Берлинской стене. На рисунке изображен поцелуй коммунистических лидеров Леонида Брежнева (Советский Союз) и Эриха Хонеккера (Восточная Германия). На создание фрески художника вдохновила фотография, которая запечатлела этот момент в 1979 году во время празднования 30-летия основания Германской Демократической Республики. Эта работа Врубеля стала символом борьбы за воссоединение Германии и против СССР. Кроме «Братского поцелуя» на Берлинской стене художник нарисовал граффити Danke, Andrej Sacharow! («Спасибо, Андрей Сахаров!»).

«Братский поцелуй», одно из самых известных произведений граффити в мире, вдохновило художников Вильнюса на создание граффито Make Everything Great Again («Сделай снова все великим»). В 2016 году в городе появилось изображение президента России Владимира Путина и президента США Дональда Трампа в аналогичной позе.

«Этносы». Эдуардо Кобра, Рио-де-Жанейро

Бразильский стрит-арт-художник Эдуардо Кобра вошел в Книгу рекордов Гиннесса как автор самой большой уличной росписи, нарисованной одним человеком. Картина расположена в центре Рио-де-Жанейро. Фреска площадью 3 тыс. кв. м (15,5 м в высоту и 190 м в длину) называется «этинас» («этносы», или этническая принадлежность), она символизирует пять олимпийских колец и континентов мира, а также их древние племена. Работа была заказана во время Олимпийских игр 2016 года в Рио, чтобы подчеркнуть силу единства народов. На создание огромного рисунка уличный художник потратил два месяца, 400 л и более 3,5 тыс. баллончиков краски. Портовая улица, украшенная граффити Кобры, выходит на Олимпийский бульвар — главную улицу болельщиков в Рио.

«Девочка с воздушным шаром». Бэнкси, Лондон

Английский граффитчик Бэнкси стал одним из самых скандальных уличных художников. Его работы считаются произведениями искусства, а их уничтожение — вандализмом, несмотря на то что для многих сам факт нанесения граффити — вандализм. Граффито «Девочка с воздушным шаром» (Girl with Balloon) появилось в 2002 году в Лондоне. Бэнкси нарисовал две версии в разных частях города. На одной из них художник оставил надпись Thereʼs always hope («Надежда есть всегда»). В 2014 году картину вырезали из стены и выставили на продажу за £500 тыс. В том же году граффито стало символом поддержки беженцев из Сирии: специально для этой кампании Бэнкси нарисовал еще одну версию граффито, где девочка закутана в платок. Огромные проекции рисунка в день годовщины сирийского конфликта появились на Эйфелевой башне в Париже и на колонне Нельсона в Лондоне.

Согласно данным опроса Samsung в 2017 году, изображение девочки с воздушным шаром британцы назвали любимым произведением искусства. А в октябре 2018 года авторскую версию работы, выполненную акриловыми и аэрозольными красками на холсте, выставили на аукцион Sotheby’s. Сразу после покупки картины за $1,4 млн ее разрезал встроенный в раму шредер. Спустя несколько дней автор потребовал переименовать работу и назвать ее Love Is in the Bin («Любовь в мусорной корзине»).

Собрание собственников

Cамым важным документом при легализации площади для граффити станет разрешение собственника здания. «Согласно Жилищному кодексу России, для того чтобы нанести граффити на стены жилого дома, потребуется провести общее собрание жильцов и получить поддержку более 50% собственников дома, которое и станет разрешением собственника здания», — рассказал юрист НП ЖКХ «Контроль» Бахрам Арбобов. С нежилыми зданиями немного проще, они, как правило, принадлежат городу или подведомственным организациям, которые подчиняются главе управы, согласующим макет, уточнила Данильченко.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Похожая примета

Ассоциация региональных операторов капитального ремонта (АРОКР) при поддержке Минстроя запустила программу «Портрет памяти». Акция дает возможность жителям многоэтажек во время капремонта украсить фасады зданий портретами знаменитых ученых, изобретателей, писателей, актеров, музыкантов и других выдающихся личностей.

Эксперты рассказали, как законно сделать красивое граффити на своем доме.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Как избежать штрафа

К граффити относят любые надписи и изображения, которые выполнены на поверхностях зданий — стенах, крышах и лестницах. Нередко этот вид искусства ассоциируются с вандализмом. «За него, согласно ст. 214 УК РФ, грозит штраф в размере до 40 тыс. руб., заработной платы или другого дохода осужденного за период до трех месяцев, или обязательные работы на срок до 360 часов, или исправительные работы на срок до одного года, или арест на срок до трех месяцев, также принудительные работы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок. Чтобы не подпасть под действие этой статьи, необходимо законно оформить площадку под граффити», — объяснила юрист Виктория Данильченко, председатель «Коллегии адвокатов Виктории Данильченко».

Реализация

При наличии эскиза граффити, а также всех согласований и разрешений совместно с фондом капремонта можно реализовать проект. «К сожалению, четкого алгоритма в виде региональных законодательных актов о порядке проектирования, согласования и размещения объектов уличного искусства пока не существует. Однако данный вид искусства набирает все большую популярность у жителей мегаполиса и, возможно, нормативные акты, регулирующие данный процесс, появятся в скором времени», — резюмировал юрист.

Зарождение современного граффити

Примеры граффити нового времени принято считать базой, на основе которой было создано современное направление. Многие культурологи считают, что современный вид напрямую связан с хип-хопом и брейк-дансом. Однако, это заблуждение, ведь первая волна рисунков появилась 1920-х годах в метрополитене Нью-Йорка, что служит весомым опровержением этой теории. Рисунки часто можно встретить на поверхности вагонов, а также в пешеходных переходах.

Надписи на вагонах поезда в Нью-Йорке, 1920-е

Затем, во время Второй Мировой Войны стало распространяться выражение “Kilroy was here”. Эта надпись появлялась еще долго после окончания войны. Со временем, она стала дополняться и изображением. Эта фраза использовался американскими солдатами во время войны, из-за чего фраза и укрепилась в американской культуре.

Затем была волна появления надписей по всему Нью-Йорку, гласивших «Bird Lives». В Париже, при забастовках 1968 года стала популярна фраза “L’ennui est contre-révolutionnaire”, что в переводе означает “Скука контрреволюционна”. Как видно из этих примеров, граффити на протяжение всего существования человека было прочно вплетено в его культуру.

Материалы и техника создания

Современными райтерами используется целый ряд инструментов:

  • аэрозольная краска (и множество техник нанесения)
  • маркеры
  • валики
  • кисти
  • наклейки
  • картонные трафареты и др.

В качестве эксперимента использовались магнитные светодиоды и проекции рисунков. Художники занимаются не только реставрацией, но и трансформацией старых работ, используя новую технику нанесения. “Yarnbombing” предусматривает использование трикотажных изделий, которые крепятся к рисунку. Образуется нечто промежуточное между классическим граффити и инсталляцией.

Читайте также: