Приметы осени для дошкольников

Обновлено: 14.11.2024

Цель: расширять знания детей о характерных признаках осени.

1. Уточнять знания детей об осени, ее приметах, названиях осенних месяцев.

2. Учить наблюдать за природой, делать соответствующие выводы.

3. Развивать словарный запас детей по лексической теме «Осень».

4. Воспитывать бережное отношение детей в природе, желание заботиться о ней.

Приметы как часть фольклора

Современная литература возникла на основе фольклора – устного народного творчества. Фольклор – это не только былины и сказки, лирические, дорожные и трудовые песни, небылицы и бывальщины. Есть в фольклоре и малые жанры: пословицы, поговорки, загадки, приметы – это все элементы эпоса.

Фольклор – душа народа, его генетика и культура. Невзирая на малый размер, приметы и пословицы считаются равноправными произведениями, потому что мудрость в них заключена в концентрированном виде.

Приметы – это конкретные сведения о причинно-следственных связях в природе и окружающей действительности. Они дают советы людям, как вести себя в той или иной ситуации. Приметы – это не суеверия, они содержат многолетние наблюдения, прогнозы, советы.

До изобретения письменности приметы устно передавались из поколения в поколение, позднее люди начали их записывать. Наши предки старались строго соблюдать их, чтобы избежать бед и неприятностей. Жизнь людей в те далекие времена была тесно связана с природой, от погоды зависел хороший урожай – самое важное для земледельцев. Люди внимательно следили за природой, запоминали все проявления погоды, за тысячи лет собрали огромное количество наблюдений. И сегодня эти предсказания остаются актуальными. Мы пользуемся ими, чтобы определить, какая погода ждет нас ближайшей осенью и будущей зимой.

Похожая примета

обобщить и закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

учить детей называть характерные приметы осени.

учить устанавливать связь между признаками в природе

умения делать выводы, отстаивать свою точку зрения.

закрепить навык образования прилагательного от

развивать внимание, мышление, память через игры и игровые упражнения.

развивать творческие способности, мелкую моторику рук

воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

(Стулья расставлены полукругом по количеству детей.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете,если отгадаете загадку:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень.

Открывается дверь и заглядывает ёжик.

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Я к вам пришел за помощью, помогите мне понять,что происходит: раньше у меня было так много друзей, мы играли, бегали, смеялись. Вот, например, мой друг, зайка серенький, такой был веселый, забавный, а теперь я его не вижу. Правда, бегает по поляне другой заяц, белый, но я от него прячусь — ведь я с ним не знаком.

Медведь косолапый куда-то ушёл, и нет его. Рыжий бельчонок ускакал, а его место занял другой, серенький, да и все мои братишки исчезли, я один остался. Подскажите, что происходит? Как мне теперь жить, что делать?

Дети рассказывают ёжику об изменениях в природе, о поведении животных, об основных признаках осени.

Ёжик: так что, уже осень наступила? И вы можете это доказать?

Дети «доказывают» ежу, что за окном осень, ссылаясь на характерные признаки этого времени года, описывают осеннюю погоду.

Воспитатель: предлагаю вам поиграть в игру, которая научит ёжика различать погоду

(Проводится игра с мячом.)

Игра «Погода осенью»

Посмотрите, что у меня в руках? Букет из осенних листьев. Кому в руки попадет этот букетик, тот отвечает. Готовы к игре?

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда дует ветер - ветреная

Когда идет дождь - дождливая.

Воспитатель: Молодцы, вы правильно говорили о погоде

Воспитатель: А как вы думаете, осень всегда бывает

одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них осень изображена. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, что каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали месяцы. А что происходит с природой в сентябре, октябре, ноябре?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, засохли, небо в тяжелых свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз, лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы, вы верно назвали осенние месяцы и

Игра «Осенние слова»

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень.

А теперь послушайте пословицы про осень.

Коли ясно, то и осень прекрасна.

Осень идет, и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами.

От осени к лету поворота нету.

Лето со снопами, осень с пирогами.

Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

Приметы

В сентябре лето кончается, осень начинается.

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

В сентябре синица просит осень в гости.

Гром в сентябре - к долгой осени.

Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень.

В октябре до обеда осень, а после обеда зима.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

Когда гусь улетает, снег выпадает.

Ёжик: Ой, я слышу про снег! Даже страшно стало, ведь скоро зима, а у меня нет норки. Где же я буду листочки для своего зимнего домика искать?

Воспитатель: Не волнуйся, ёжик, ребята тебе помогут. Смотри, мы сейчас превратимся в осенние листочки.

Физминутка «Листочки».

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Воспитатель: Сейчас сделаем листочки для ёжика, согласны?

Дети лепят листочки из соленого теста, заготовленного заранее.

Воспитатель: Какие красивые листочки у вас получились, ёжик будет рад. Листочки оставим на ночь, а завтра их разукрасим. Ёжик, не печалься, смотри, сколько листьев будет у тебя.

Ёжик: ну спасибо вам, ребята! Успокоили, обогрели, и так много нового узнал от вас. А за листочками я вернусь. До свидания!

Дети прощаются с ёжиком. Воспитатель предлагает подвести итоги

Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня с вами рассуждали, какие приметы осени вы знаете?

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Зайчики шубки на белые, а то лиса или волк заметят, медведь залег в берлогу, ежи спрятались до весны в своих норках Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень давно хозяйничает в природе. Вы активно работали, помогли ёжику, красивые листочки сделали.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Осень» Дидактическая игра «Осень» Цель: Формировать представления детей о времени года-осени. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя.

Реализация проекта «Уж небо осенью дышало…» Тема проекта * У природы нет плохой погоды*. Образовательная деятельность (занятия) Развитие речи. 1. * Осень*Цель: Закрепить знания детей.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята., сегодня наше занятия я бы хотела начать с загадки

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (осень)

Сегодня мы с вами поговорим об прекрасном времени года об осени.

Скажите мне, а что такое осень (время года, лужи, листья, птицы улетают.

Посмотрите вот на эту картину внимательно, а я прочту вам рассказ, который называется «Осень»

На смену лету пришла (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает … (из-за туч). Деревья надели (разноцветный наряд). (Красные, желтые… листья горят на солнышке, а затем (падают, укрывают) землю золотым ковром. Дождик (моросит) и заставляет прятаться… (по домам). Птицы собираются в стаи (и улетают в теплые края). Звери делают (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Осень длится три месяца. Скажите, как называются эти месяца по порядку? сентябрь (показ иллюстрации, потом наступит октябрь (показ иллюстрации, и последний месяц осени – ноябрь (показ иллюстрации).

Скажите, а что происходит осенью с природой (природа готовится ко сну). Сейчас я предлагаю немного отдохнуть, а потом поговорить об осенних приметах.

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

(Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх)

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

(Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками. Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз)

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

(Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашел его, друзья?

(Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я, это я, это я!

(Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой.)

В небе жаворонок пел.

(Дети выполняют маховые движения руками. Вращают кистями поднятых рук)

Порезвился в вышине,

Спрятал песенку в траве.

(Слегка помахивая руками, опускают их через стороны вниз)

Тот, кто песенку найдет,

(Дети приседают, руками обхватывают колени)

Будет весел целый год.

(Дети стоя весело хлопают в ладоши)

Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию и подробнее поговорить о приметах осени.

(Показ презентации «Осень»)

А сейчас выходите ко мне, я предлагаю вам немного поиграть

Дидактическая игра «Подбери слова».

Я буду говорить начало предложения, а вы должны закончить его.

Моросит (дождь).

Дует. (ветер).

Вянет (трава).

Желтеют. (листья).

Опадают (листья).

Льет (дождь).

Улетают (птицы).

Созревают (овощи, фрукты).

Собирают (урожай).

Вы молодцы! А сейчас я вам предлагаю вспомнить приметы осени и назвать их.

Рефлексия скажите а каком времени года мы с вами говорили? Что интересного происходит в природе осенью? Что вам больше понравилась на занятие?

Прикреплённые файлы:
osen_rllu5.pptx | 4442,67 Кб
Публикации по теме:

Конспект комплексной НОД по экологии в старшей группе «Приметы осени» «Приметы осени»(проводится в конце ноября, как заключительное по теме «Осень»). Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,.

Конспект музыкального занятия «Приметы весны» (подготовительная группа) Цель: Формировать ритмические способности детей. Обогащать музыкальные впечатления, вызывать эмоциональный отклик на весенние приметы. Задачи:.

Конспект занятия «Как мы искали весенние приметы» Как мы искали весенние приметы Цель: развивать у детей связную речь. Программное содержание: учить детей прилагательные к существительным.

Конспект занятия по развитию речи: «Приметы весны» (вторая младшая группа). Цели: -закреплять представления детей о весне, ее приметах; - продолжать знакомить с понятием «дикие животные», с названиями детенышей,.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень». Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать.

Конспект занятия по речевому развитию с использованием интерактивных технологий «Весенние приметы» в средней группе Конспект открытого занятия по развитию речи «Весенние приметы» в средней группе. Составила и провела вос-ль Павлова Н. В. Цель: систематизировать.

Конспект занятия «Приметы весны» Конспект открытого занятия «Приметы весны» (средняя группа) Задачи : продолжать знакомить детей с приметами весны, развитие грамотной,.

Конспект занятия в старшей группе «Приметы зимы» Программное содержание: Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах. Изучать характерные признаки зимы.

Развлечение для детей средней группы «Приметы осени» (Под музыку «Осенние дорожки» муз. О. Поляковой дети входят в зал.) Ведущий: Осень спешит после жаркого лета, В красные, желтые листья одета,.

Похожая примета

Перечислим осенние месяцы — сентябрь, октябрь, ноябрь. Раннюю осень называют золотой: травы, листья на деревьях и кустарниках будто покрываются золотом. В чистом голубом небе золотятся верхушки берез, лип и осин.

В прохладном, прозрачном воздухе летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки недолгого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются.

В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки.

Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья.

Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу.

Осеньюу людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые.

Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни

На дорожку упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая — куст малины

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Словно их накроет тень.

Станет пасмурной река —

Третья верная примета.

Осень бродит близко где-то.

Ранним утром на поляны

Лягут белые туманы,

А потом уж, жди не жди,

Пеленой затянут просинь —

Значит, наступила осень.

Вопросы и задания

1. Сколько примет осени перечислено в стихотворении? Вспомните и назовите их.

2.Составьте рассказ о времени года с опорой на план:

— Осенние месяцы.

— Приметы ранней и поздней осени.

— Животный мир (подготовка к зиме).

— Осенние работы людей.

Игра «Четвертый лишний»

Подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.

а) Сентябрь, октябрь, ноябрь, март;

б) картофель, яблоко, свекла, морковь;

в) подосиновик, сыроежка, рябина, груздь;

г) грач, стриж, ласточка, воробей;

д) лиса, белка, горностай, заяц (не меняет окраску);

е) белка, мышь-полевка, заяц, барсук (не делает запасы).

Выучите и выразительно расскажите стихотворение (на выбор).

Щедрая осень

Осень устали не знает.

Заглянув во все сады,

Собирать нам помогает

Наклоняя ветки, рвет,

А в бочонки и кувшины

Льет густой янтарный мед.

Осень! Твой красив убор!

Янтарем горит узор.

Сарафан с цветной каймой,

Полушалок с бахромой

И рябины кистьями.

Бусы, как кораллы!

(Полушалок — шаль небольших размеров.)

Осенью бывают

На кустах блестят,

Льется на тропинку

Приходи к нам, осень, в гости!

Приходи к нам, осень, в гости!

Принеси рябины гроздья,

Меду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

Любим мы твои дары.

Нет в году щедрей поры!

Осень в пестром сарафане

Как красива осень

В пестром сарафане!

В чистом небе просинь,

Клен горит, как пламя.

Над водой березка

И плывут листочки

Вниз по тихой речке.

Улетают птичьи стаи,

Меньше света и тепла,

Листья с кленов облетают,

Значит, осень золотая

В наш родимый край пришла!

Настурций алый куст

Под окном горит.

Куст и свеж, и густ,

И красив на вид.

Осень серебром

Но живым костром

Алый куст горит!

Спасибо тебе, осень,

За щедрые подарки —

За лист узорный яркий,

За лесное угощенье —

За орехи и коренья,

За бруснику, за калину

И за спелую рябину.

Мы спасибо говорим,

Осень мы благодарим!

Осенний лес

Лес осенний красок не жалеет —

Ярки грозди ягод и листы.

То сверкают бронзой, то алеют

Пышные осенние кусты.

Скоро ветер налетит холодный

И сорвет узорчатый наряд,

И в лесу закружится свободный

Золотой осенний листопад.

Он укроет землю покрывалом,

С нею он поделится теплом,

Когда на листве сухой опалой

Заискрится иней серебром.

В лужицы ложатся,

Ветки гнутся и шуршат,

Словно шепчут: «Листопад».

Устилает старый сад.

Листья, словно бабочки,

В воздухе порхают,

И крыльцо, и лавочку

Устилает старый сад.

Падают на кочки

На цветы, на травы

И на дно канавы,

Устилая все кругом

Осенний букет

Больше нет цветов в бору

И в лесу раздетом.

Листьев кленов принесу

Я домой их принесу,

Ими стол украшу.

И нарядно, как в лес

Станет в доме нашем.

Публикации по теме:

Консультация «Одежда детей в осенний период» «Одежда детей в осенний период» Осенняя погода очень переменчива, поэтому тщательно готовьтесь к походу в детский сад: продумывайте, как.

Конспект занятия «Приметы осени» «Приметы осени» Цель: Создание условий для эмоционального восприятия примет осени. Развитие рефлексии чувств. Задачи: 1. Способствовать.

Беседа про космос в детском саду в подготовительной группе Представьте, что ясным морозным вечером вы вышли на улицу и посмотрели на небо. Сколько звезд! Какие они яркие! Кажется, будто сказочный.

Беседа с детьми «Сказка про микроба» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «ДСКВ № 29» Беседа с детьми «Сказка про микроба» Подготовили воспитатели:.

Дидактическая игра для детей старшей группы «Приметы осени» Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Возрастная группа: старшая Тема Открытое мероприятия ДОУ «Дидактическая.

Картотека игр на прогулке «Осенний период» Осенний период Карточка №1 Деятельность Содержание Задачи (развивать, закреплять и т. д.) Наблюдения за предметами ближайшего окружения.

Картотека наблюдений в осенний период Наблюдение № 1 Наблюдение за изменениями в природе. Предложить детям самостоятельно найти признаки осени в окружающей природе. Загадка:.

Открытое занятие с использованием лэпбука «Приметы осени» в первой младшей группе Тип НОД: Тематическое занятие по обобщению и систематизации знаний по теме «Приметы осени» с использованием лэпбука. Образовательные области:.

Презентация «Приметы осени» Осень - чудесное и красивое время года! В будничной суете мы не замечаем красоту, которая нам дарит природа. Когда же начинается осень,.

Сценарий постановки ко Дню Победы «Сказка про бабку, про дедку да про бравого солдата Кондрата» Сценарий постановки, посвящённой празднованию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Цели: знакомить детей с историей родной.

Осенние приметы

Согласно современному календарю осень начинается 1 сентября. А вот наши предки считали началом осеннего сезона 2 августа – Ильин день. Этот народный праздник признавали днем перехода лета на осень.

Есть еще ряд праздников, тесно связанных с народными приметами:

  • 7 августа – день Анны Зимоуказательницы, с этого дня в северных регионах России начинались утренние заморозки.
  • 14 августа, на первый Спас, провожали лето.
  • 29 августа – Иван Постный, осени отец крестный.
  • Крестьяне замечали, что если 27 октября на дорогах будет грязь, то через 4 недели наступит настоящая зима.

Природа

Осень раскрасила деревья яркими желто-оранжевыми красками, но все чаще на небе появляются тучи, идут дожди, с каждым днем становится все холоднее. Люди наблюдали за погодой, чтобы понять, чего ждать от зимы и весны, каков будет урожай.

Осенняя погода говорила о следующем:

  • Дождливое лето и теплая сухая осень обещали позднюю весну.
  • Осенние заморозки, трава, поутру покрытая инеем, – к солнечной погоде, завершению дождей.
  • Редкие, медленно плывущие по небу облака – к похолоданию.
  • Большое количество метеоров – к плохому урожаю.

Яркие звезды предвещали хорошую сухую погоду. Если же они потускнели, крестьянин понимал, что времени на уборку урожая у него осталось очень мало.

Листопад

Наши предки обращали внимание на деревья, на особенности листопада:

  • Если на березе первыми пожелтели нижние листья, весна будет поздней.
  • Стремительное опадание листвы – к тяжелой, суровой зиме.
  • Неторопливое изменение окраски листьев, равномерное осыпание – зима будет короткая и мягкая.
  • Большое количество желудей в дубраве предвещает лютые морозы.
  • Обильные кисти рябин – к дождливой осени.
  • Красные ягоды калины в сочетании с зеленой листвой предвещают теплую осень.
  • Пока на ветках вишни держатся листья, какими глубокими бы ни были сугробы, они все равно растают.
  • Полностью оголенные ветви березы и осины предвещают урожайный год.

Многолетние наблюдения достоверно подтверждали, что запоздалое опадание листьев сулит серьезные морозы и поздний приход весны. Наши предки учитывали, какой стороной листья ложатся на землю – если лицевой, к холодам, если обратной стороной – к мягкой зиме.

Поведение птиц и животных

Люди давно заметили, что птицы и животные предчувствуют изменения погоды, начало прихода очередного времени года. Перелетные птицы заранее начинают готовиться к отбытию в теплые края, собираться в стаю.

Наблюдение за птицами породило следующие предметы:

  • Если до праздника Покрова Святой Богородицы, который отмечают 14 октября, все птицы улетят на юг, пора ожидать приход снега и наступление холодов.
  • Если птицы во время перелета поднимаются на большую высоту, зима будет холодная, если летят низко – ждите скорого окончания осени.
  • Поздний отлет журавлей предвещает затяжную осень.

Люди поняли, что птицы заблаговременно готовятся к перелету, чтобы холода их не застали.

По месяцам

Каждая осенний месяц вносил изменения в природу, появлялись новые приметы.

Сентябрь земледельцы считали самым достоверным предсказателем:

  • Мягкая паутина, летающая в воздухе, опутывающая травы и кустарники, обещала долгое тепло.
  • Так же люди трактовали осенние грозы с громом.
  • Утренние густые туманы пугали приходом болезней.
  • Холодный сентябрь – к сухой весне без снега и дождей.

Для октября характерны дожди, грязь, сырость, первые заморозки и снег. Сухой октябрь обещал бесснежный январь, первый снег в октябре – начало настоящей зимы через 40 дней.

Ноябрь – самый тяжелый месяц в году с черными ночами, короткими днями. Деревья облетели, птицы улетели на юг. Большой снег в ноябре обещает хороший урожай зерновых, ясная сухая погода – неурожайный год.

О зимних приметах и о том, как интересно рассказать о них детям, читайте в статье «Народные приметы на урожай зимой».

Похожая примета

Приметы про осень связаны с урожаем и предстоящей зимой. Суровая зима с морозами и вьюгами – тяжелое испытание не только для людей, но и для природы. Поэтому так важно уметь отмечать признаки, по которым можно представить, каким будет зимний сезон. Ну а для детей наблюдение за природой – интересная игра, тренирующая память, внимание, логическое мышление.

Народная мудрость и дети

Фольклор – сказки, былины, пословицы, приметы и поговорки – имеет огромное значение для развития дошкольников и детей младшего школьного возраста. К сожалению, русский язык упрощается, многие слова и образы выходят из употребления, словарный запас оскудевает.

Знакомство с образцами народного фольклора полезно по следующим причинам:

  • обогащает речь ребенка;
  • улучшает образное мышление;
  • помогает понять историю народа;
  • облегчает изучение русского языка и литературы.

Именно малые формы народного творчества, такие как прибаутки, приметы, пословицы и поговорки, дети запоминают легче всего: они воспринимают их не только умом, но и чувствами.

Например, тема занятия – приметы, касающиеся поведения домашних животных, птиц и насекомых. Необходимо подготовить список примет и набор карточек с рисунками, среди которых ребенок выберет правильный ответ.

Образцы примет, связанных с осенью, для игры:

  • Кошка во время сна лапой прикрывает нос – к похолоданию. Кот чихает – к дождю, чешет за ушком – к снегу, приглаживает шерсть за ушами – к хорошей солнечной погоде, точит когти – к перемене погоды.
  • Муравьи прячутся в муравейник и заделывают все ходы – к затяжным дождям.
  • Муравьи осенью строят высокие муравейники – к холодной зиме.
  • Комары, летающие поздней осенью – зима обещает быть теплой.
  • Если пчелы заделывают леток в улье практически полностью – к холодной зиме, если отверстие большое – серьезных морозов не жди.
  • Если собака легла на спину и раскачивается в разные стороны, ожидайте ветра, катается на спине – к приближающимся морозам, много спит – к холодам и ухудшению погоды.

Во время игры взрослый зачитывает вопросы, а задача детей – найти карточку с изображением животного или насекомого, которого касается примета. Знания, полученные в игровой форме, лучше запоминаются.

И для современного человека приметы остались актуальными подсказками. Они обогащают наш язык и знания о природе.

Читайте также: