Приметы мусульманские после похорон

Обновлено: 14.11.2024

Ответьте, пожалуйста, на какие моменты нужно обращать внимание при погребении покойного. Недавно пришлось с этим столкнуться, поняла, что деталей не знаем и многое сделали неправильно. С уважением, Раиса Ибрагимова, Тетюши.

Между учеными нет никаких разногласий в том, что перенос покойного к месту захоронения, является ваджибом. Несение покойного считается благодеянием и выражением уважения к нему. По мнению ученых, перенос тела покойного в мешке, или иным неприемлемым образом, расценивается как харам.

После того, как тело покойного было обмыто и обернуто в саван, его укладывают в табут или кладут на специальные носилки. Сунной является перенос табута (ящика) или носилок четырьмя людьми с двух сторон. То есть люди стоящие с левой стороны ящика или носилок кладут их себе на правое плечо, а те, кто стоит с правой стороны, кладут их на левое плечо. Тело покойного следует нести головой вперед.

Сунна при переносе тела покойного:

1) При переносе тела покойного, двигаться мелкими быстрыми шагами. Доказательством этому служит хадис, в котором посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).

2) Сопровождение тела покойного. По общему мнению, участие в похоронной процессии является поощряемым действием. Так как сообщается, что Берра ибн Азиб (радыяллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повелел нам участвовать в похоронной процессии, навещать больных, говорить чихнувшему человеку «ярхамукяллах», отвечать на приглашение в гости, оказывать помощь обиженным и угнетенным» (Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Участие в похоронной процессии включает в себя три элемента:

а) Участие в джаназа – намазе. Сообщается, что Зайд бин Сабит, сказал: «Совершив джаназа – намаз, ты снимаешь с себя свой долг».

б) Сопровождать тело покойного вплоть до могилы, и ждать до окончания захоронения. Так как в одном из хадисов, переданном от Абу Хурайры, сообщается: «Тот, кто примет участие в джаназа – намазе, получит один карат вознаграждения. Если же останется до окончания погребения, то получит два карата вознаграждения. А каждый карат подобен горе Ухуд» (Бухари, Муслим).

в) После погребения покойного, просить у Аллаха Всевышнего прощения для него.

3) Находиться в состоянии смирения и раздумья. Людям, принимающим участие в погребальной молитве, следует, находясь в состоянии смирения размышлять о своем будущем и извлечь необходимые уроки из смерти покойного. Не следует разговаривать о мирских делах и смеяться.

4) Следует накрыть чем-либо тело покойного. Покойника, лежащего на носилках, куполообразно прикрывают досками или же ветвями деревьев.

5) Не садиться до тех пор, пока покойный не будет положен на землю. Людям, принимающим участие в похоронной процессии желательно не садиться, пока носилки с телом покойного не будет сняты с плеч тех, кто их нес. Так как в этот момент может потребоваться помощь. В одном из хадисов сообщается, что посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Увидев похоронную процессию, встаньте на ноги. Те же, кто участвует в ней пусть не садятся до тех пор, пока покойный не будет погребён» (Абу Дауд, Тирмизи).

4. Действия, являющиеся порицаемыми (макрух) при похоронах:

1) Откладывание погребальной молитвы и захоронения. Например, откладывание погребальной молитвы из-за пятничного намаза, с тем, чтобы в погребальной молитве приняло участие еще больше людей. Однако в том случае, если из-за похорон может быть пропущен пятничный намаз, следует в первую очередь выполнить его.

2) Садиться до того как носилки с покойным будут положены на землю, и вставать на ноги после того, как носилки с телом покойного будут положены на землю.

3) Участвовать в похоронной процессии верхом на ездовом животном. Сунной является сопровождение похоронной процессии пешком. Так как в одном из хадисов сообщается: «Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) никогда не участвовал в праздничном или погребальном намазах, будучи верхом» (Навави). Передается, что Савбан (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды мы вместе с посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) отправились на джаназа – намаз. Он увидел некоторых людей верхом и сказал им: «Неужели вам не стыдно? Ангелы Аллаха Всевышнего следуют пешком, а вы едете верхом»» (Ибн Маджа, Тирмизи).

Не возбраняется ехать верхом при возвращении с похорон. Так как в хадисе, переданном от Джабира ибн Семуры (радыяллаху анху) сообщается: «Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) привели коня и возвращаясь с похорон Ибн Дахдана, он сел на этого коня, а мы шли рядом с ним пешком» (Ахмад, Муслим, Насаи).

4) Следуя за похоронной процессией не следует читать громким голосом зикр, Коран, или же кричать. Например, говорить громким голосом: «Просите прощения для покойного!» Имам Байхаки передавал, что сподвижники считали неприемлемым повышать голос при зикре во время похоронной процессии и во время сражения.

5) Нельзя нести за покойным огонь или кадило. Так как наличие огня или кадило может вызвать ассоциации, что якобы покойный будет брошен в ад. В хадисе, переданном Абу Даудом, говорится: «Не следуйте за похоронной процессией с криками и огнем».

6) Также макрухом считается участие женщин в похоронной процессии. Так как в одном из хадисов говорится: «…Вы получили грех, не получив никакого вознаграждения, возвращайтесь обратно» (Ибн Маджа).

Наиболее предпочтительным является сразу же после смерти, подготовить тело покойного и похоронить. Доказательством этому служит ранее приведенный хадис: «Торопитесь похоронить умершего. Если он был благочестивым человеком, то быстрое погребение будет для него благом. Если же он был плохим человеком, то вы скорее снимите его со своих плеч» (Бухари).

Также предпочтительно хоронить покойных на кладбище. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) хоронил умерших сподвижников на кладбище Баки в Медине. Поскольку на кладбище бывает много посетителей, поэтому для покоящихся там делается больше дуа.

Также разрешено хоронить покойного в доме. Так как посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) был похоронен в комнате Айши (радыяллаху анха). Однако хоронить покойного в доме является макрухом. Так как таким образом хоронят только пророков. Так же нежелательно хоронить покойных в мавзолеях и склепах, так как это противоречит сунне.

Иман и священная книга мусульман

Иман – это не сама религия ислам, а лишь вера в ее истинность. Мусульмане убеждены, что существует единый Господь – Аллах. Все, кто не преклоняется перед ним, неверующие. Законы жизни изложены в Священной книге Коран. Это учение, которое должен знать каждый мусульманин, следовать правилам.

Иман – один из спорных моментов Корана, т. к. представители различных мировоззренческих школ ислама придерживаются разных мнений касательно того, на чем основывается Иман.

По описанию из Корана, Иман представляет собой верование в истинность ислама, основывается на 3 столпах:

  • признание того, что Аллах – единый истинный Бог, так же как и Священное Писание и посланники, причем это подтверждается словесно, т. е. на внешнем уровне;
  • признание воли Аллаха внутренне – сердцем, это позволит открыться для верования, впустить Бога, довериться ему и следовать тем основам, что содержит Священная книга;
  • добрые дела: недостаточно прийти к Аллаху на уровне слов и принятия умом, следует проявить веру – оказывать помощь, творить добрые дела, т. к. основой Имана является подтверждение приверженности исламу через выполнение его предписаний, совершение основных религиозных обязанностей.

Представители некоторых мусульманских школ утверждают, что достаточно одного из проявлений – словесного. Это обусловлено тем, что верующий не двуличен, а высказывает то же, что и на сердце. На второй план отодвигается земная жизнь и деяния человека. Другие считали, что между верой и религией можно поставить знак равенства. При этом действия человека сами по себе являлись подтверждением его верований. Были и такие, кто признавал все три столпа, но вносили и свои критерии определения верующих – это люди, которые осознают истинность Аллаха, как корень человека, а деяния мирские, включая и акты повиновения, как ветви.

Отправление молитвы

Мусульманские национальные поминки и обычаи народов

Существует большое количество вариантов, как правильно проводить поминальную трапезу, когда умирает член семьи. Причем отличается не только дата (3, 7 дней после смерти у мусульман, 40 или 52 день), но и поведение родных, блюда. Если посчитать, окажется, что существует как минимум 6 способов отметить дату поминок, а то и больше.

Поминки у татар

Кремация под запретом. Перед погребением тело омывают, закрывают саваном. Причем поминки у татар проводятся на 7 и 40 день. Принято считать, что наиболее подходящим для выражения соболезнования родным является 3 день. Татарин не может не прийти, если его пригласили. Игнорирование такого приглашения считается позором. Правила одинаковые, когда организуют татарские поминки в разные дни. Традиционные блюда: лепешки, долма, плов, фасоль.

Поминки у татар начинаются и оканчиваются чтением Корана

Поминки у азербайджанцев

Основным поминальным блюдом является халва. Ее подают, когда отмечают 40 дней в исламе: заворачивают в лаваш, угощают соседей. Обязательно угощают неимущих. Как считалось ранее, так верят и сегодня, что это милостыня, которая облегчает участь умершего. Поминальная трапеза проводится в присутствии муллы на 7 и 52 день.

Поминки у казахов

Принято готовить много блюд. Исключением является лишь пост. Но в течение всего года набирается достаточно поводов для устроения трапезы – дней, когда можно поминать умерших. Священнослужители обеспокоены этим, т. к. некоторые жители Казахстана берут кредит, чтобы богато отметь поминки.

Поминки у киргизов

Дата похорон, поминовения отмечается довольно щедро, т. к. принято резать скотину. Стало традицией обеспечивать определенный уровень этого мероприятия. Например, когда нет скота, его нужно приобрести. Вокруг дома располагают шатры с пищей, зовут всю округу.

Поминки у турков

Принято вспоминать об умершем на 40 день с момента смерти и первую годовщину. Разрешается употреблять мясо любого вида, но в остальные – нельзя. Для сравнения есть одно отличие от процесса поминания христианина – отсутствие цветов на могиле. Женщины чаще всего не допускаются на поминки, если они все же пришли, подходить к могиле можно, когда мужчины выйдут.

Садака для небогатых поминок

Так называется милостыня. Ее раздают неимущим во имя усопшего. Это позволяет облегчить душу последнего. Обычно приносят домашнюю птицу, сладости. Мужчины раздают деньги. Подобные традиции есть у представителей разных религий: татар из Казани, Крыма, узбеков, азербайджанцев.

Когда проводят поминки по-татарски, отдавать продукты, деньги нужно по силам. Будет неправильно, если члены семьи останутся ни с чем, отдадут все тем, кто не оценит стараний: станут использовать кредитные средства, деньги умершего. Все должно быть в меру, когда отмечают 3, 7 день после смерти у мусульман, а также 40 и 52.

Что происходит с душой в исламе после разложения тела

Не всегда тела умерших разлагаются. Большинство людей исчезает. От физической оболочки остается только небольшая часть – копчик, подобный зерну. Их него будет восстановлено тело, когда придет время. Святые сохраняют свои тела. Бесплотные оболочки остальных людей пребывают на Первом и Втором Небе (зависит от многих факторов) или между Первым Небом и землей. Неверующие же попадают на Седьмую землю.

Сроки траура в исламе: светлая и короткая печаль

Поминальные дни у мусульман после похорон начинаются не сразу. Сначала необходимо выдержать определенный период траура – первые 3 дня. Принято вести себя спокойно, под запретом завывание, сильная скорбь. Гостей лучше встречать позднее, пока не закончится траур, в семье умершего не должен никто останавливаться на ночлег – таких людей размещают у себя соседи (если возникла острая необходимость). После гибели близкого необходимо провести дни траура в молитвах.

Проявления скорби

Запрет на излишне громкие стенания связан с правилами Корана. Согласно им, громкий плач – это грех. Но нельзя также предаваться веселью. Подобные проявления недопустимы во время похорон и в дни, когда семья умершего придерживается траура.

Одновременно с тем прочие деяния не должны отвлекать членов семьи от забот о душе умершего – молитв. При этом грусть должна быть умеренной.

Траур мусульманской женщины по мужу

Жена выдерживает траур 4 месяца и 10 дней с момента, как умер ее муж. Есть ряд ограничений, которых нужно придерживаться:

Траурный цвет у мусульман

Согласно исламской религии, траурными могут быть разные цвета: черный, белый, но первый из них все же применяется с такой смысловой нагрузкой намного чаще. У женщин выбор шире: они могут носить лиловые и темно-зеленые одеяния, это не будет нарушением законов Шариата. Не считают столь необычные цвета и неуважением к умершему.

Ангелы милости и возвращение души в захороненное тело

При появлении Азраила вскоре душа покойного переходит на следующий этап. При этом смерть не всегда легкая. Мусульмане верят, что человека ждет все то, что он совершил при жизни. Дальнейшие события с бесплотной оболочкой будут происходить по-разному, это зависит от того, каковы были поступки человека. К праведнику смерть приходит, словно вода, тихо льющаяся из кувшина. Они отходят в мир иной незаметно: без боли, страданий. Грешники, умирая, сильно мучаются. Так определяется жизнь после смерти у мусульман.

Верующие считают, что после похорон душа возвращается к телу, которое вынужденно оставила. Это происходит при условии, что умерший уже находится под землей. Не следует ждать, что это произойдет, если имел место факт кремации. Такая связь между этапами перехода души объясняет, почему сжигание тела запрещено. Бесплотная оболочка не сможет вернуться. Она становится неприкаянной, обречена на вечные муки.

Для сравнения христианство основано на других догматах: душа тоже вечна, но она получает возможность вернуться в тело после Воскрешения, кода придет Царствие небесное. Человек воскреснет вне зависимости от способа погребения.

Видео: вся правда о смерти мусульманина в Исламе

Похожая примета

Что означает смерть для мусульман. Последние минуты жизни умирающего

Коран подробно описывает процесс перехода нетленной оболочки между мирами. Смерть – важный этап существования человека, причем на умершем сказывается даже малейшее отступление от веры в Ахират (загробную жизнь). Причина такого подхода заключается в том, что путь души в вечности – это основа Имана или мусульманской веры.

Столь строгое выполнение правил религии обусловлено тем, что каждый, кто почитает Коран, всегда помнит о смерти и о том, что ожидает нетленную оболочку: возмездие или награда за совершенные при жизни поступки.

Считается, что душу после того, как перестает существовать физическая оболочка, забирает Ангел смерти.

Когда умирает мусульманин, присутствующие помогают ему принять правильную позу, которая поспособствует более быстрому и легкому переходу бестелесной оболочки в мир иной. Правила:

  • умирающего размещают так, чтобы его лицо было направлено в сторону Киблы (ориентация, направление на Каабу – это главная святыня мусульманской веры);
  • верующий должен при этом лежать на правом боку;
  • когда нет физической возможности повернуть человека в нужном направлении, его просто укладывают в ту позу, которая будет наиболее удобной;
  • умирающий должен произнести свои последние слова –Шахада, термин означает свидетельство о вере в Единого Бога, после этих слов нельзя ничего говорить;
  • дают чистую воду;
  • читают 36-ю суру.
Многие правила определяет Шариат –это название целого комплекса предписаний, которые способствуют формированию нравственности, ценностей, основ религиозной совести. Они подкреплены Кораном, сунной Мухаммеда (единого пророка).

Похороны у мусульман: 4 важных этапа

Процесс погребения у мусульман – важный обряд, проводится при условии обязательной подготовки, сопровождается прочтением молитв. Если у христиан многие обычаи привнесены из языческих верований, хоть и изменили смысл, по Иману, каждое действие во время прощания с умершим является священным, определено Аллахом, донесено до народа через его пророка.

Согласно исламской вере, кремацию проводить запрещено, однако некоторые манипуляции с телом не под запретом (вытягивание конечностей после смерти, подвязывание нижней челюсти).

Важно соблюдать последовательность подготовки и погребения умершего:

  1. Обряд подготовки тела. Тот, кто омывает умершего (называется Гассал), сначала освобождает кишечник, затем проводит очищение, начиная с половых органов, которые закрывают отрезом ткани. Заканчивают процедуру омовением лица. Все это время усопший должен находиться на боку (левом, правом), но не спине или животе. Вода обязательно содержит порошок кедра. Рекомендуется мыть умершего людям одного с ним пола, исключение составляют супруги. Иногда нет возможности провести ритуал по правилам:альтернатива омыванию, если нет воды: не всегда под рукой есть нужное количество жидкости для омовения умершего, в таком случае обряд не проводится, его заменяет очищение песком/землей.
  2. Облачение в белый саван. Мусульманством не принято использовать гробы. Умерших хоронят в специальном одеянии – саване (белая материя, но не шелк). Существуют разные варианты:
  3. обертывание мужчин: предусматривается 3 отреза, их размеры должны быть достаточными, чтобы полностью закрыть тело;
  4. одежда воинов: их не очищают водой, используют саван или обычную одежду, для сравнения простым мужчинам разрешен только саван;
  5. саван для женщины: предусматривается 5 отрезов ткани, каждый используется для определенной части тела, но один – общий, закрывает умершую полностью;
  6. как оборачивают плод: живорожденного хоронят, как взрослого человека, с прочтением молитвенных слов, мертворожденного (старше 4 месяцев) погребают, как взрослого, но не произносят священных слов, не обращаются к Аллаху, если плод еще меньше, используют ткань при погребении.
  7. Чтение заупокойной молитвы. Это обязанность имама, которого специально зовут, когда хоронят покойного. Главное условие – совершение джаназа-намаза. Обращаться к Аллаху необходимо, стоя лицом к святому месту – Мекке.

Страшный суд

Когда начнет вершиться суд над мусульманами, они должны будут пройти по мосту, который находится прямо над Адом. Праведники увидят свет, который поведет их сквозь темноту. Грешников же поглотит пламя. Тот, кто не принял волю Аллаха при жизни или творил много недобрых дел, будет предан мучениям: одеждой его станет смола и огонь, а водой – терний.

Ритуал погребения и молитвы. Место захоронения мусульманина, размер могилы. Похоронить в день смерти

Сунна (священное предание, описывающие жизнь пророка Мухаммеда, как образец для верующих) определяет порядок проведения всех обрядов перед погребением, во время процессии, а также после нее. При этом участвуют все, кто проживает в населенном пункте, где умер человек. Нарушение погребального обряда ляжет тяжким грехом на каждого. Основные этапы похорон:

Причем похороны должны происходить в тот же день, когда человек упокоился с миром, но обязательно – до захода солнца. Отмечают некоторые исключения:

  • смерть наступила ночью – обряд погребения переносится на следующий день;
  • верующий умер в море, допустимо ожидать, когда судно причалит к берегу, в иных случаях (если путешествие очень длительное) можно провести погребение в воде.
Глубина могилы мусульманина соответствует его росту с поднятыми руками, ширина – 80 см, в ней предусматривается ниша (ляхд), ее размеры таковы, что внутри может поместиться только человек с поджатыми коленями или в позе поясного поклона. Из-за этого кажется, будто умерший находится в могиле сидя.

Погребение без произнесения молитвенных текстов не признается совершенным.

Воскрешение всех душ в Судный день

Все жившие восстанут из мертвых. Они явятся на равнину, где предстанут перед Аллахом под палящим солнцем, будут наги, необрезаны. Так представлен в Священной книге загробный мир. Праведники укроются у трона Господа, где тень. Всех будут судить по делам их. Чтобы понять, что происходит после смерти в исламе, нужно получить представление о том, чем отличается пребывание в загробном мире праведников и неправедных. Так, если первые получают привилегированное положение, то вторые понесут наказание не только за свои грехи, но и за прегрешения других людей, которых они одурачили.

Во время Судного дня на весах будут взвешены греховные и праведные дела мусульманина.

Ему вручат книгу, в которой они записаны. Если перевесит та, что содержит список добрых дел, умерший получит снисхождение. Грешник же не заслуживает даже капли сочувствия, будет наказан адом.

Судный день

Похожая примета

После смерти душа покидает тело. Каждая религия по-своему описывает ее дальнейший путь. Причем погребальная процессия у представителей разных конфессий, народов почти всегда заканчивается одинаково. Но поминки у мусульман отличаются, они проходят при условии выполнения множества правил. Традиции нельзя нарушать, т. к. народ, исповедующий ислам, верует в единый (вечный) путь души, как и в то, что деяния людей влияют на него.

Содержание показать

Видео: положение поминок в Исламе

Что будет после смерти: вопрос каждого верующего

Живущие на земле не могут предугадать, что будет происходить потом. Существуют Священные книги, в которых описываются основные моменты перехода. Можно читать труды сведущих людей или искать свидетельства очевидцев, выживших после клинической смерти. В любом из случаев невозможно получить точный ответ на вопрос, что происходит с душой у мусульман после смерти. Остается верить в то, что завещал Господь.

Один из основных столпов исламской религии – переход в загробный мир после смерти, обретение более возвышенной жизни. Мусульмане веруют в это превыше всего. Они считают, что земная жизнь – подготовка к данному этапу. И начинают готовиться к переходу с малых лет, когда приобщаются к своей религии. Это одна из причин, объясняющих, почему исповедующий ислам не боится смерти. Но такое восприятие возможно только у тех, кто был праведником, ибо грешникам воздастся сполна за все деяния. Смерть будет внушать сильный страх.

Джибриль (Архангел Гавриил) сказал пророку Мухаммеду, чтобы тот жил, как ему хочется, делал то, что считает приятным, т. к. придется умереть на исходе жизни, не узнав всех радостей мирских. Наказал любить, кого пожелает, ведь потом тот покинет их. Но за все деяния на земле придется заплатить.

Исламская религия

Когда и как проходят поминки у мусульман: правила по Шариату

По правилам Шариата траурными являются только первые 3 дня с момента смерти, но не 7, 40 или 52. Отмечать их не рекомендуется. Ранее считалось, что дома у покойного родственники не должны вкушать пищу в течение 3 дней, но это несколько преувеличенное требование, основанное на необходимости больше молиться. Другие правила:

  • приглашают всех родных, которые должны обязательно приходить на подобные мероприятия, отказ возможен в крайних случаях;
  • пока не пришел имам, Коран читает самый старший мужчина среди членов семьи;
  • женщины и мужчины собираются в разных помещениях;
  • во время поминальной трапезы нельзя разговаривать.

Нужно помнить, что правилами Шариата не предусмотрено поминовение посредством трапезы. Правила об этом отсутствуют, как нет и запрета на совершение подобных действий. Но современные мусульмане все чаще выступают за проведение поминок.

Причем в каждом регионе сформировались свои традиции, которые считаются правильными.

Поминальный стол

Поминальная трапеза у мусульман

На стол ставят те же блюда, что готовятся дома каждый день. Не приветствуется собирать богатую трапезу. Поминают простой пищей. Отсутствие денег у покойного не является препятствием к проведению поминальной трапезы, т. к. мусульманство запрещает устраивать поминки на средства, принадлежащие умершему.

Правило разделения пришедших по половому признаку действует не всегда. Когда нет возможности предоставить отдельные помещения, помянуть могут только мужчины. Если интересно, как проходят поминки у мусульман, важно запомнить, что постепенно жесткие правила смягчились. И вот уже сегодня есть прецеденты: жена и муж могут находиться в одном помещении на поминках. Это следствие постепенного устаревания традиций.

Что означает смерть и мирская жизнь в исламе

Один из столпов ислама – вера в скорое окончание жизни на земле. Это единственное, что принято считать определенным. Смерть послужит переходом к жизни возвышенной. Тело умрет, начнет разрушаться, причем описывают основные процессы, которые происходят: разложение и тлен. Однако это не конец жизни, т. к. душа продолжит существование в мире, невидимом человеку. Вера столь сильна, что мусульмане даже не задаются вопросом, когда, как и куда могут попасть, что происходит в этом месте. Они беспрекословно доверяют откровениям Пророка Мухаммеда (хадисам), который получил знания от Аллаха (шахада).

Становление ислама началось через 16 лет после завоевания Руси, когда в 1256 г. на ханский трон Золотой Орды сел первый мусульманин – Берке (имел титул хана). Прочнее эта религия укоренилась, когда очередной хан обратил всех подданных в мусульманство (1312 г.).

Что происходит с душой и телом на 52 день

Если 3, 7, 40 дней после смерти у мусульман – общепринятые дни поминания, то 51 и 52 соблюдаются радикальными верующими. Они считают, что необходимо уделить внимание покойному, т. к. происходит разрушение тела, полное отделение мягких тканей от костей, их разделение. Но чаще всего отмечают 52 дня после смерти у мусульман. На самом деле в редких источниках говорится, что отделение костей происходит на пятьдесят первый день. Это объясняет, почему мусульманские поминки могут проводиться в разное время – зависит от региона. Такая дата, как 51 день у мусульман, не слишком распространена.

Когда можно раздавать милостыню в честь усопшего

Милостыня, как и подношения, помогает очистить душу умершего от грехов. Нетленная оболочка освобождается от последствий плохих деяний благодаря участию близких. Можно одновременно читать молитвы, раздавать милостыню, совершать паломничество. Количество добрых дел родных влияет на уровень греховности покойника. Но это вовсе не значит, что теперь на третий, седьмой или сороковой день не устраивают поминки. Чем чаще это будет происходить, тем больше шансов на улучшение участи умершего.

Особые дни поминания согласно Шариату

Согласно Шариату, поминки после смерти человека не проводятся. Но родные могут собраться за одним столом. Это будет обозначать, чтоони пришли не столько поминать, сколько правильно проводить умершего. Поминки в исламе можно устраивать и во время высокочтимых дней. Кроме того, люди, проживающие в разных регионах, отмечают свои поминальные даты:

Похожая примета

Коран содержит подробные правила существования верующего человека. Жизнь и смерть имеют определенное значение, отличное от символизма многих прочих религий. Считается, что человек существует подобно дереву, дающему плоды, оставляющее косточки, из которых вновь произрастает молодое растение. Побег символизирует новую, более возвышенную жизнь, в которую переходит умерший. Не следует ставить знак равенства между существующими религиями. Они отличаются. Чтобы избежать ошибок, необходимо узнать, что означает жизнь после смерти в исламе. Это позволит выбрать правильный путь.

Содержание показать

Поминки у мусульман на 3, 7 или 9, 40 день

На 3 и последующие дни проведения поминок меню может быть одинаковым. Если изменить его, ничего страшного не произойдет. Основные блюда, которые чаще всего ставят на стол во время поминального обеда:

Свинина под запретом, из нее не готовят блюда на поминальный стол.

Отмечают определенные даты, т. к. каждая из них – это определенный этап перехода и трансформации души в загробном мире. Эти дни считаются наиболее важными для бестелесной оболочки, поэтому родные не просто собираются за столом, они поминают усопшего.

Кто был на похоронах мусульманина, не забудет этого никогда.

Больше всего поражает, с каким трепетом родные и друзья покойного стараются выполнить все предписания Шариата и похоронить близкого, как настоящего мусульманина. Начиная от предсмертного состояния и в течение года после похорон, родственники будут старательно выполнять определенные ритуалы. Многие из них могут показаться необычными незнающему человеку, но для истинных мусульман обряды важны и священны. Сами похороны проходят в несколько этапов.

Подготовка к похоронам

Коран призывает готовиться к смерти на протяжении всей жизни, чтобы по ее окончании с легким сердцем принять столь сложное испытание. Особые ритуалы, прописанные в Шариате, начинают выполняться, пока больной человек еще жив. Первым делом приглашают имама — мусульманского священника, чтобы над смертным ложем читался “Калимат-шахадат”. Кроме чтения молитвы, делают следующее:

Умирающего укладывают на спину ногами к Мекке, что олицетворяет путь души к святому месту.

Громко плакать запрещено, чтобы умирающий мог сосредоточиться на своем последнем испытании и не горевал о мирском. Поэтому сердобольных женщин могут не подпустить к кровати или вообще вывести из дома.

Сразу после смерти покойному закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок. Тело накрывают тканью, на живот кладут тяжелый предмет.

Похороны у мусульман нужно провести как можно скорее, желательно в тот же день. Поэтому обычно последователей Ислама не везут в морг, а сразу же готовят к погребению.

Омовение и обмывание (тахарат и гусуль)

В Исламе строгое отношение к чистоте. Если не соблюдаются очищающие обряды, тело умершего считается оскверненным, а душа — не готовой к встрече с Аллахом. Тахарат — это омовение, очищение материального тела, в то время, как гусуль — скорее, ритуальное обмывание.

Сперва выбирают Гассала — ответственного человека, который будет проводить обряды омовения и обмывания. Это должен быть близкий родственник, обычно кто-то из старших. При этом женщины омывают женщин, мужчины — мужчин, но жена может омыть мужа. Еще, как минимум, три человека будут помогать Гассалу проводить очистительные обряды. Если нет возможности, чтобы покойного омыл человек его пола, вместо омовения водой проводят обряд Таяммум — очищение землей или песком. Тахарат проходит в специальном помещении на кладбище или при мечети. Перед началом омовения в помещении зажигают благовония. Гассал трижды моет руки и надевает перчатки. Далее прикрывает тканью нижнюю часть покойного и совершает процедуру очищения. Потом следует обмывание (гусуль). Тело покойного обмывают 3 раза: водой с кедровым порошком, камфорой и чистой водой. Все части тела омывают и вытирают поочередно, голову и бороду моют с мылом.

Окутывание в саван (кафан)

По обычаям мусульман мужчин и женщин хоронят босыми, одетыми в простую рубаху (камиса) и окутанными в несколько полотняных кусков. Богатого и уважаемого мусульманина, который не оставил после себя долгов, окутывают в дорогую ткань. Но не в шелк: мужчине-мусульманину даже при жизни запрещено носить шелка.

Мужской саван — это рубаха, кусок ткани для окутывания низа тела и большой отрез ткани, чтобы окутать все тело с головой со всех сторон.

Женский саван состоит из такой же рубахи, только до колен, куска ткани для нижней части, большого отреза ткани, чтобы окутать тело со всех сторон, а также из отреза для волос и еще одного для груди. Новорожденных и совсем маленьких детей окутывают одним отрезом полностью. По мусульманским обычаям покойного облачают в саван самые близкие родственники, обычно те же, кто принимал участие в омовении.

Погребение (дафн)

Мусульманские захоронения проходят только на кладбище. Кремация под большим запретом, она приравнивается к горению в аду. Если мусульманин кремировал тело родственника, это значит, что он обрек своего близкого на адские муки. В могилу покойного опускают ногами вниз, над женщинами при этом держат покрывало: даже после смерти никто не должен видеть ее тела. Имам кидает в могилу горсть земли, произносит суру. Потом место захоронения поливают водой, семь раз кидают землю. После похорон мусульманина все уходят, но один человек остается читать молитвы за душу покойного. Кстати, так как мусульман хоронят без гроба, после похорон дикие животные могут учуять запах и раскопать могилу. Этого допускать нельзя: осквернять могилу и мертвое тело — страшный грех. Мусульманский народ нашел выход в жженом кирпиче. Им укрепляют могилу, чтобы ее нельзя было раскопать, а жженый запах отпугивает животных.

Мусульман хоронят без гроба. Вместо него используют специальные носилки с крышкой (тобут). Покойного на носилках относят к могиле, где имам начинает читать джаназу. Это очень сильная и важная молитва в исламской традиции. Если ее не прочитать, похороны мусульманина считаются недействительными.

Сразу после похорон не устраивают никаких пиршеств. Первые три дня после смерти родные должны только молиться об умершем, а готовку и хозяйственные дела свести к минимуму. На 3, 7 и 40 дни после похорон, а также через год, проводятся поминальные трапезы. Все эти дни (до сорокового) в доме покойного не должна звучать музыка. Роскошные поминки с изысканными блюдами среди радикальных мусульман осуждаются. Исламом запрещает “объедать” семью покойного, вынуждать скорбящих родных хлопотать по хозяйству. Вместо этого нужно всячески поддерживать, помогать, как морально, так и материально. Поминальная трапеза должна быть простым обедом в кругу близких.

Поминки в Исламе — это прежде всего поминовение умершего, молитва за его душу и возможность для семьи сплотиться, чтобы легче пережить горе. Алкоголь на поминках у мусульман под строгим запретом.

Ангел Азраиль в момент смерти человека

Когда изучается та часть Священной книги, в которой говорится о вознесении духа умершего, нужно понимать, что происходит с душой у мусульман после смерти. Так, при переходе появляется ангел смерти Азраил. На самом деле это имя используют иудеи, которые придерживаются сходного верования касательно вознесения души. В мусульманстве принято говорить Маляк аль-маут. Он находится ближе всех к Аллаху. Отправляется за душами умерших по его же приказу.

Если интересует вопрос, что ждет мусульманина после смерти, нужно помнить о том, что человек получает вознаграждение или наказание по деяниям своим при жизни. По этой причине забирают души праведников и грешников разные ангелы. Ими управляет Маляк аль-маут. Если говорить кратко, то людям разного вероисповедания являются различные сущности.

Так, души праведников забирают ангелы, которых называют Нашитат. Неверных ждет другая участь, поэтому умирая, они попадают в распоряжение ангелов, именуемых Назиат.

Особый статус Пророков и шахидов

В мире нас окружают святые люди, те, что отреклись от своего «Я», заботились об окружающих, вели к Аллаху. Такие люди ранее и сейчас остаются после смерти в телах своих. Плоть не разрушается, а душа продолжает молиться. Шахиды тоже сохраняют свои тела. Но не следует сравнивать их с пророками. Бестелесные оболочки шахидов не могут попасть в физическую оболочку. Они пребывают в раю, став птицами.

Вечная жизнь в Раю для мусульман и вечный Ад для иноверцев

Как праведники будут пребывать в Раю, так и мученики, которые при жизни отреклись от Аллаха вольно или невольно, попадут в вечный ад. Такое разделение происходит уже на этапе смерти, прослеживается при отделении души от тела, а также при встрече с ангелами.

На каждом из этапов можно увидеть явные различия между праведниками и грешниками несмотря на то, что они проходят одни и те же этапы при переходе между мирами: от земной к загробной жизни.

Женщина на кладбище, согласно Шариату

Умерших мусульманок принято хоронить несколько иначе, нежели мужчин. Разница заключается в том, что при переносе тела над ним удерживают покрывало. Это принято делать для того, чтобы никто не видел покойницу.

Пришедшие на кладбище женщины не нарушают никаких правил, но у мусульман это считается условно неуместным. Беременным вовсе запрещено ходить на похороны.

Барзах до перехода в иной мир

Барзахом называется состояние, в котором оказывается умерший (его душа) после смерти. Из мира живых человек уже ушел, но еще не обратился к жизни вечной. Описание происходящего с ним на этом этапе будет понятно верующим.

Барзах

Допрос ангелов смерти

Согласно учению, после похорон и возвращения души к телу появляются ангелы: Мункар и Накир. Они ведут допрос, причем его продолжительность напрямую зависит от того, какой была жизнь у человека. Вопросы касаются Аллаха, пророка Мухаммеда. Душа держит ответ перед ангелами за жизнь земную.

Благоденствия праведного в могиле до воскрешения

Праведник поднимается к небесам, оказывается в раю. Затем душа возвращается к телу ожидать дня Воскрешения. Ангелы, которые ведут допрос праведника, не задерживаются дольше, чем на 7 дней. Считается, что такая душа после смерти в исламе пребывает в покое, благоденствии. Она легко проходит испытание допросом, т. к. при жизни человек хорошо изучил Коран, открыл дверь сердца Аллаху, принял его царствие, а также выполнял все религиозные обряды. Ему не за что держать ответ.

Мучения грешников

Те, кто не повиновался законам Аллаха, получают первое наказание – такой человек умрет и будет мучиться. Его гибель может быть внезапной, но она всегда причиняет неимоверные страдания. После этого грешник попадает туда, где порицается, получает худшие имена (ад), а затем возвращается к телу для очередных мучений, но уже могильных.

По делам его воздается: на протяжении 40 дней покойник получает удары палками, у него испрашивается о жизни земной, законах Шариата.

Концепция ада в исламе

Унижение души неверующего

Беспросветные мучения непризнающего Аллаха

Те, кто отвернулся от Бога, не получат прощения его. Они подвергнутся вечному мучению. Причем не считается по дням время пребывания грешников. Загробная жизнь в исламе может быть страшнее ужасной фантазии живого человека. По этой причине те, кто верует, избегает искушений, устремляется в мечеть, и даже, оставаясь наедине с собой, испытывает страх перед Господом.

Читайте также: