Приметы илья муромец и соловей разбойник

Обновлено: 13.11.2024

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Похожая примета

Сегодня день рождения Ильи Муромца. Кто ж не знает этого богатыря? Правда, вряд ли наши внуки, зачитываясь былина про Илью и Соловья- Разбойника, ухахатываясь над мультяшными Змеем Горынычем, Алешей, Ильей и Добрыней, злым купцом Колываном, Владимиром Красно Солнышко, понимает, что речь идет о реальных, в общем-то, людях.

А еще сегодня православная церковь чествует Исповедника Харитона, 11 октября - Собор отцов Киево-Печерской Лавры, крупнейшего и известнейшего из мужских монастырей. Кстати, именно там принял монашество Илия Печерский, тот самый богатырь из Мурома по прозвищу Чоботок, с которого, считается, и писали Илью Муромца, народного заступника и великого воина.

11 октября, на Харитона, мечтающие связать себя узами брака тайком пробирались к ведуньям и ведьмакам с угощениями (пироги, мед, пряники), стараясь умилостивить, чтоб на свадьбе на них не навели порчу.

. -Куда мусор потащила, - кричит бабка Катя. - Нельзя сегодня, тем более, с утра. Наговорят на него гадость какую-нибудь, будет в дом раздор и нищета.

"А ведь верно, была такая примета: нельзя на Харитона выносить мусор из дома", - вспомнила и я. И мести по правилам сор нужно было от дверей, а не к дверям, в центре хаты намести кучу, все собрать и в печи сжечь, золу только на следующий деньо вынести. Тогда никто ваше богатство из дома не заберет, прибыток себе не присвоит. Уж не знаю, как примета помогает, но уборкам от дверей к центру куда чище оказывается, попробуйте. Из всех уголков, из-под диванов и кроватей, столов, туб, шкафчиков все в одну кучу собрать надор, так вы все зло, когда-то вам подброшенное, сумеете найти и сжечь, вернув его вашим "доброжелателям".

Листопад уж больно красивый нынче, всем советую обратить внимание: листва с дерева изнанкой падает - быть хорошему урожаю на следующий год; луна в кругах вся (гало - Руська так это называет) - будет на следующее лето засуха; ивняк на болотах утром в инее - быть долгой суровой зиме.

Кому можно позволить себе такую роскошь - не ходите никуда сегодня, чтоб беду не привлечь к себе и дому, или идите с молитвой, помните, что ваш крест вас обороняет. Суеверным надо бы прицепить к изнанке одежки булавочку, это тоже, говорят, от сглаза спасает, не дает порче прицепиться к вам.

Похожая примета

За песенным преданием об Илье Муромце и Соловье-разбойнике стоят реальные события . Тем более, что приметы места, где Илья захватил в плен Соловья-разбойника, настолько подробно приведены в разных вариантах былины, что исследователям не составило особого труда его разыскать.

В былинах указываются город Муром, село Карачирово (или Карачарово), Чернигов, Брынские (Брянские) леса, речка Смородина, тридевять дубов. Все это отсылает к селу Девять Дубов Хотынецкого района Орловской области России, находящемуся в одном километре от границы с Брянской области, где находится и древний город Карачев, недалеко от которого протекает река Смородиновка.

Путь из Мурома в Киев, действительно, пролегал через Брянщину и Чернигов. Однако то, что Илья направился сражаться с разбойником от Чернигова, является, скорее всего, былинной ошибкой : Чернигов находился уже позади Брянских лесов, от него до Киева оставалось не так уж далеко. Вероятно, здесь слились два самостоятельных предания: одно — о победе Ильи над Соловьем, другое — о спасении им Чернигова. Сочинитель былины уже вольно связал эти два события в одну историю, не позаботившись о географической точности.

Кто же такой Соловей-разбойник?

Иногда его изображают в виде демонического существа — получеловека-полуптицы, исходя из его имени и умения свистеть по-соловьиному. Однако это уже поздняя мистификация предания. В былинах облик Соловья-разбойника, вообще, почти не описывается , но можно понять, что он умеет сидеть верхом на коне, что у него есть большая семья, члены которой живут в «гнезде», однако имеющем какое-то покосившееся окно, орудуют рогатинами, употребляют в пищу обычную человеческую еду, сам же Соловей разговаривает с князем Владимиром и пьет вино.

По былинам получается, что Соловей-разбойник — в полной мере человек , а «птичье» имя его — скорее прозвище за умение свистеть, и живет он с семьей в обычном человеческом доме, который просто по аналогии с его прозвищем назван гнездом. На изображениях эпохи Московского государства, ну, и оттуда — на картинах художников Нового Времени, Соловей-разбойник предстает в облике степного кочевника: с характерными монголоидными чертами лица, одетый в тюркский костюм . Но это, скорее всего, отсылка к вековому противостоянию Руси со Степью: с хазарами и печенегами, половцами, затем монголо-татарами. То есть, у художников любые враги Руси ассоциировались в первую очередь со степняками, поэтому соответствующим обликом наделили и былинного Соловья-разбойника .

Соловей явно ни во что не ставит такую властную и грозную фигуру как киевский князь, даже будучи плененным, требует себе чашу вина, и требование исполняется. Таким образом, Соловей-разбойник — это не птица и не какой-то скрывающийся в лесах преступник. Это — человек, обладающий значительной силой и пользующийся значительным уважением в обществе того времени: только такой человек мог высокомерно вести себя с правителем могущественной страны и предъявлять какие-то требования, будучи в плену у князя .

Как значится в русских летописях, территория современных Брянской и Орловской областей России во времена Древней Руси была западным участком расселения восточнославянского племенного объединения вятичей . Киевский князь виделся вятичам чужеземцем и узурпатором, навязывавшим им — вольным жителям лесов, свои порядки, обиравшим их во время сборов дани, а насаждение христианской религии — посягательством на их духовную самобытность. Даже столетие спустя княжеская власть в землях вятичей держалась плохо, и Владимир Мономах, который, по всей видимости, и является тем князем Владимиром, у которого служил Илья Муромец, совершил на них несколько военных походов .

То есть, Илья Муромец, проезжая через Брянские леса, следовал по, говоря современным языком, «горячей точке» — территории, население которой было охвачено сепаратистскими устремлениями, нежеланием признавать верховную власть киевского князя . Подавить сепаратизм вятичей было сложно и потому, что они часто селились первобытным образом в глубине лесов, где составлявшая главную ударную силу княжеского войска конница не могла развернуться в боевом порядке и легко маневрировать среди деревьев.

В культурных и экономических центрах вятичской земли, расположенных в речных долинах, конечно, держалась официальная власть и заседали младшие князья и княжеские наместники, но в более отдаленных, лесистых районах реальная власть находилась у местных вождей, не признававших киевского князя своим правителем. Не зря Соловей-разбойник сидел в лесах у березы на дубу, и там же где-то находилось его «гнездо».

Таким образом, Соловей-разбойник был, вероятно, вятичским (самое восточное древнерусское племя) племенным вождем , как сказали бы сейчас, «авторитетом», отказывавшимся повиноваться центральной власти. Слово «Соловей» в те времена могло быть личным именем человека, могло быть прозвищем, данным за умение свистеть (что и следует из былины), щебетать по-птичьи, петь или красноречиво говорить . Разумеется, убивающий все вокруг его свист — это мистификация, отнесенная к распространенному в мифологии народов мира сюжета о существах, убивающих людей и животных голосом. В действительности сам по себе свист и звериный крик, о которых говорится в летописи, скорее означают условные звуки, с помощью которых враждебные Киеву вятичские отряды, руководимые Соловьем, координировали свои действия в лесах.

вождь славянского племени вождь славянского племени

Былина сочинялась для потехи людей, а не для обучения их исторической фактологии. Во время ее появления все ее аллегории, вероятно, были вполне понятны людям. Но поколения спустя сама история забылась, и песенное повествование о двух противниках — Илье Муромце и Соловье-разбойнике, превратилось в миф.

Если вам понравилось, нажмите «лайк» и подпишитесь на наш канал. Спасибо, что дочитали до конца! 🙂Позитивных дней🙂

Похожая примета

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также: