Памятник пржевальскому в санкт петербурге примета

Обновлено: 21.11.2024

На нашей планете живут только два вида верблюдов: одногорбые (дромадеры) и двугорбые (бактрианы).

Одногорбый верблюд дромадер Одногорбый верблюд дромадер

Одногорбый верблюд широко распространён по северной Африке, Ближнему Востоку и даже Австралии, тогда как двугорбые верблюды встречаются в основном в Центральной Азии.

Бактрия на карте Азии Бактрия на карте Азии

Назван двугорбый верблюд бактриан в честь Бактрии — исторической области на юге Центральной Азии. Сейчас в мире проживает несколько миллионов бактрианов, помимо сельского хозяйства люди держат их в зоопарках и используют в цирках.

А кто такой хаптагай?

Существует и очень редкий дикий собрат бактриана — хаптагай . Первым из европейцев его повстречал и описал великий исследователь Николай Пржевальский в 1878 году, в одном из своих путешествий по Азии.

Николай Пржевальский и хаптагай так и остались связанными навсегда: верблюд дополняет памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге. Николай Пржевальский и хаптагай так и остались связанными навсегда: верблюд дополняет памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге.

К сожалению, дикие верблюды хаптагаи активно вымирают — в мире осталось лишь несколько сотен голов в отдалённых районах Монголии и в землях уйгуров.

Исследователь, военачальник и почетный гражданин

Наибольшую известность Николаю Михайловичу Пржевальскому принесла его исследовательская деятельность. Он много путешествовал, в частности в Центральной Азии, открывал новые реки и горы. Именно Пржевальский первым описал многих представителей животного мира: дикую лошадь (названную впоследствии «лошадью Пржевальского»), тибетского быка, верблюдов. Неслучайно появился памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге. Николай Михайлович являлся членом Петербургской Академии Наук, а также получил звание почетного гражданина города. Помимо этого, имел он воинское звание генерал-майора. Скончался Н. М. Пржевальский в 1888 году в Киргизии. Город, в котором закончил свой жизненный путь великий исследователь, был впоследствии переименован в Пржевальск (ранее – Каракол).

Памятник Пржевальскому: фото и описание

Общая высота скульптуры составляет 3,3 метра, из них высота бюста – 1,5 метра. Пьедестал памятника Пржевальскому в Санкт-Петербурге немного возвышается над землей, как высокая ступенька, на нем стоит гранитный постамент, стилизованный под скалу, у подножия которой лежит верблюд. Венчает эту конструкцию бюст великого исследователя. Пржевальский изображен в военном мундире, лицо его благородно, спокойно и расслабленно. Что-то величественное есть даже в облике верблюда - животное отдыхает перед долгой дорогой и как будто понимает всю важность предстоящего путешествия. На постаменте присутствует надпись: «Пржевальскому – первому исследователю Центральной Азии».

Похожая примета

Фото: Игорь Воеводский/Дмитрий Кутиль

В Петербурге горожане и туристы, как правило, трут на счастье: памятники историческим деятелям досоветской эпохи (особенно любят Петра I), литературным и мифическим персонажам, и особенно – скульптуры животных. Многочисленных Лениных граждане обходят стороной: «Какое от Ильича счастье!», - смеются реставраторы. Впрочем, в этом смысле самому Ленину повезло. «МР» составил список скульптур, которым повезло меньше: их натирают до дыр, веря, что это каким-то мистическим образом принесет натирающему удачу. В итоге – не удача, а разрушение скульптуры.

Фото: Игорь Воеводский

1. Грифоны на Банковском мосту. Туристы и горожане трут позолоченные крылья: некоторые считают, что таким образом они привлекают богатство – более наивные уверены, что якобы могут наскрести себе настоящее золото. Взгромождаясь на грифонов для очередной фоточки в стиле «здесь был Вася», люди хватаются за края крыльев – так что со временем они из золотых стали черными. Пять лет назад грифонов уже реставрировали – правда, по другой причине: в пасть грифонам приноровились кидать бумажки, они размокали и забивали отверстия, из которых должна вытекать влага, конденсирующаяся из воздуха – скульптуры начали разрушаться. Отреставрировали – вернули на место: и снова начались «трения».

«Владимир Сорин, замечательный петербургский реставратор, столкнулся с тем, что когда проводилось обследование статуй, подъехал экскурсионный автобус. Вышла экскурсовод и сказала: «Давайте потрем золотые крылышки грифонов – будете богатыми», - рассказывает главный редактор детского исторического журнала «Автобус», автор нескольких экскурсий на тему Петербурга и вандалов Игорь Воеводский. - И это при том, что слой позолоты – тоньше человеческого волоса. Его разрушить очень легко. Руки наши обладают неимоверным количеством всевозможных бактерий. Люди, перед тем, как потерли, поели пирожок или яблоко: вся эта гадость остается на крыльях. Если посмотреть на нынешнее состояние грифонов и сравнить с фотографиями пятилетней давности, вы придете в ужас».

2. Медный всадник (Сенатская площадь). Так уж повелось, что курсанты Военно-Морского инженерного института в ночь перед выпуском «должны» начистить причинное место у коня Петра I. «Курсанты устраивают всякие безумства, радуясь тому, что закончили учебу. Люди они малокультурные и не могут придумать, как выразить свою радость по-другому», - сокрушается реставратор Владимир Сорин.

3. Памятник Николаю Пржевальскому в Александровском саду (недалеко от Адмиралтейства). Под бюстом великого путешественника примостился верблюд: ему натирают нос, шею, но особенно – горбы. Либо на счастье – либо стремясь взгромоздиться на бронзовое животное. «Народ любит фотографироваться с верблюдом у памятника Пржевальскому. Я веду экскурсию – в этот момент подходят люди и садятся, - рассказывает Игорь Воеводский. – У него стерт верхний слой. В этих местах начинается так называемая «бронзовая болезнь». Она ведет к разрушению статуй». К слову, памятник в советские временами называли «Сталин с верблюдом»: бронзовый Пржевальский (изготовлен в 1892 году) оказался похожим на вождя народов. Ни тогда, ни сейчас тереть на счастье Пржевальского-Сталина не рискуют: во-первых, высоко; во-вторых, с вождями – пусть даже и невольными – никаких хороших примет не связано.

Фото: Игорь Воеводский

4. Грифоны около Академии художеств (Университетская наб., 17) – те самые, которые расположились под сфинксами и сторожат спуск к воде. Читаем на сайте одного из свадебных агентств: «Глядя в глаза ближайшему сфинксу, нужно погладить грифона по голове. При этом другой рукой необходимо держать грифона за правый зуб (по другой версии - гладить ему крылья), тогда вас ждет счастливая жизнь». Мило, не правда ли? А в итоге вот что: «Головы грифонов истерты до блеска, - рассказывает Игорь Воеводский. - Идет разрушение скульптур. Когда проходишь мимо – почти всегда можно увидеть каких-то людей, неистово трущих грифонов».

5. Атланты Эрмитажа. Пальцы атлантов не дают покоя суеверным новобрачным. Из «завлекалочек» в одной из туристических групп «ВКонтакте»: «А если вы уже выходите замуж, вам прямиком к атлантам Эрмитажа. Большие пальцы ног атлантов обладают магической силой (уносить домой не рекомендуется, портит карму), но если подержаться за палец, когда загадываешь желание, то шансы на исполнение вырастают в сотню раз. Особенно эффективны пальцы не левой ноге. Если новобрачные прикоснутся к пальцам в день свадьбы — брак будет удачным!» Вряд ли официальная статистика – если бы кто-то ее вел – подтвердила бы это.

Фото: Игорь Воеводский

6. Барельефы «Гангутский бой» и «Полтавская битва» на постаменте памятника Петру I рядом с Михайловским замком. Копыта коня и ботфорты Петра I гладят на удачу, пятку тонущего моряка – чтобы исключить для себя опасность умереть от воды (по другому поверью, пятку трут учащиеся, чтобы «выплыть» на экзамене). Интересно, что еще лет 20 назад никаких таких примет не было, копыта с пятками никто не трогал, они не «светились».

7. Петр I работы Михаила Шемякина (Петропавловская крепость, у Комендантского дома). Странная скульптура появилась в Петропавловке в 1991 году и страшно полюбилась туристам: пальцы несчастного Петра истерты до невозможности. «Это низкая скульптура, на нее легко взобраться, сидеть у Петра на коленях и тереть пальцы», - возмущается Владимир Сорин. Корреспондент «МР» вспоминает, что когда в конце 1990-х поступала в университет, «знающие» люди учили: якобы потрешь пальцы – удачно сдашь экзамены. Полная ерунда, но тысячи людей покупаются на нее до сих пор. Впрочем, скульптура хотя бы цела – другому шемякинскому творению, памятнику первостроителей Петербурга недалеко от метро «Выборгская», повезло куда меньше: в 2000 году вандалы выломали и похитили большинство металлических деталей.

8. Памятник бравому солдату Швейку в Купчино (Балканская площадь). Нос у относительно свежего памятника персонажу Ярослава Гашека вовсю светится: туристы трут на удачу. Швейк прячет за спиной бронзовую кружку: её тоже усердно натирают любители возлияний.

9. Памятник Остапу Бендеру (Итальянская улица, 2). Ваяя Остапа опирающимся на один из двенадцати стульев, авторы, скорее всего, предполагали, что на предмете мебели люди непременно захотят посидеть. А вот то, что герою Ильфа и Петрова начнут усиленно натирать нос (якобы для того, чтобы повезло в задуманной авантюре), вряд ли предвидели.

10. Бегемотиха Тоня во дворе филфака СПбГУ (Университетская наб., 11). Холостяки трут несчастное животное за правое ухо, незамужние барышни – за левое. Якобы это к браку. Хорошее дело браком не назовут: Тонины уши, будто в подтверждение, выглядят довольно испорченными. К счастью для бегемотихи, во двор филфака далеко не все туристы догадываются зайти. Но есть ведь еще студенты.

Другие скульптуры, которые трут на счастье: фотограф на Малой садовой (трут мизинец и язык собачки), фонарщик на Одесской улице (трут ноги – мол, зарплата вырастет), бюст Нахимова рядом с Нахимовским училищем на Петроградской стороне (курсанты трут нос).

Откуда пошла дурная традиция

В Ленинграде «натирание» скульптур на счастье не практиковалось. Повальное увлечение, по версии Игоря Воеводского, началось в середине 1990-х годов: «Пришло это отчасти с Запада. Но прежде всего – от тех шарлатанов или недобросовестных экскурсоводов, которые хотели таким вот образом отличаться от стандартных экскурсий. Наберите в интернете запрос «необычные», «небанальные», «особые» экскурсии, и вы увидите энное количество предложений потереть на счастье там и сям, загадать желание, плюнуть через плечо туда-то.

Это вкладывается в общую тенденцию коммерциализации всего на свете. Любовь к Петербургу, которая есть у большинства горожан, превратилась в очень выгодный товар. Проводя свои экскурсии, я постоянно натыкаюсь на людей, которые хотят потереть скульптуру, и становятся агрессивными, когда пытаешься их остановить».

Владимир Сорин рассказывает о том, что происходит с бронзовыми скульптурами, когда ежедневно их полируют десятки, сотни, а то и тысячи рук: «Бронза покрыта патиной, которая предохраняет медь от взаимодействия с окружающей средой. Если патину стирать, то медь будет контактировать с элементами атмосферы и окисляться. Таким образом памятники теряют основные художественные качества: получаются будто бы обмылки. Стираются те особенности, которые придавал своему произведению скульптор.

Считается, будто человек произошел от обезьяны. Но глагол «произошел» - неверный. Это действие еще не завершилось. В тех, кто трут скульптуры, живут дикари. Они не очень-то и верят, что от этого действия им привалит счастье. Но вдруг?»

Решение о создании памятника

Пржевальский не был забыт сразу после смерти. В 1891 году была учреждена премия и медаль имени великого исследователя за выдающиеся географические открытия. Примерно в то же время начались разговоры о создании памятника. Средства на изготовление и установку скульптуры были собраны Русским географическим обществом, и его вице-президент лично передал их в администрацию города. Памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге был создан по эскизам его близкого друга. А. А. Бильдерлинг дружил с Николаем Михайловичем и увлекался рисованием. Еще при жизни исследователя он нарисовал акварель «Пржевальский на охоте», а затем предложил эскизы для создания памятника. Придать изображению объем помог известный скульптур И. Н. Шредер. Интересный факт – именно эти мастера в соавторстве работали над памятником, установленным на могиле Пржевальского.

Сталин с верблюдом (и другие городские легенды)

Памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге является невероятно популярным у туристов. А один из самых часто задаваемых вопросов, из года в год звучащих в Александровском саду, о том, зачем Сталину верблюд. При чем здесь главный секретарь ЦК ВКП? Все очень просто - эта скульптура Николая Михайловича слишком сильно напоминает портреты Иосифа Виссарионовича. Если не приглядываться к деталям или не читать надпись на постаменте, бюст действительно можно принять за изображение Сталина. И если животное у памятника Пржевальскому в Санкт-Петербурге смотрится вполне логично и естественно – Николай Михайлович первым описал верблюда и нередко передвигался на них в Азии, то с образом вождя народов оно не совсем сочетается. Впрочем, сходство с товарищем Сталиным это не единственный забавный факт об этой скульптуре. Коренные петербуржцы говорят, что по восприятию памятника можно оценить степень собственного взросления. Все дети думают, что перед ними монумент верблюду, так как из-за низкого роста не могут разглядеть бюст, расположенный высоко. И вот как только ты замечаешь верхнюю скульптуру, можно проститься с детством, а когда наконец-то запоминаешь, кому и за какие заслуги поставлен памятник – ты становишься взрослым.

Где находится памятник Пржевальскому?

Найти бюст, установленный великому русскому исследователю, совсем нетрудно. Если вы хотите увидеть данную достопримечательность собственными глазами, отправляйтесь в Александровский сад. Находится памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге напротив здания Адмиралтейства. Даже без точного адреса найти это место совсем нетрудно. Как пройти к Адмиралтейству, подскажет любой житель города, а прямо напротив этого здания вы увидите знаменитый памятник Пржевальскому.

Похожая примета

Говорят, этого вопроса боялись чуть ли не все экскурсоводы Ленинграда.

Речь идёт о памятнике Николаю Михайловичу Пржевальскому в Александровском саду у Адмиралтейства. Что нам известно о нём? Я думаю, что если спросить, то любой скажет про лошадь Пржевальского. Ну, кто-то ещё вспомнит про его сходство со Сталиным. Хорошо начитанные вспомнят какие-то факты из его биографии. Но, уверен, большинство знают только про лошадь. Признаюсь, в подростковом возрасте задался вопросом: почему верблюд, а не та самая лошадь? А вот сходства с вождём всех народов я как-то не замечал. Ну, детям обычно не до политики.

Фото автора. Фото автора.

Николай Пржевальский прославился своими открытиями, которые он сделал во время нескольких экспедиций в Китай, Монголию и Тибет в 1870-80-х годах, а ещё раньше на Дальний Восток. Надо сказать, что он не просто был путешественником и исследователем, но и военным, читай – разведчиком. Он был офицером Генштаба и состоял в Императорском русском географическом обществе, где основная масса сотрудников тоже была в погонах. Да и сейчас президентом Российского географического общества является министр обороны. Ну а во время экспедиций в тех суровых краях именно верблюд являлся самым оптимальным транспортом. Именно поэтому он у постамента, уже готовый к очередной экспедиции. Без него ни одна азиатская экспедиция Пржевальского не состоялась бы. И на памятнике Пржевальский изображён в мундире и при погонах.

Фото автора Фото автора

Среди его заслуг – географические открытия азиатских горных хребтов и бассейнов рек, а также новых видов млекопитающих, в том числе – дикого верблюда и лошади, которая получила название в его честь (Equus przewalskii caballus). Кстати, не только до той поры неизвестный вид лошади назвали в его честь. Ещё, к примеру, его фамилией названы из животных – пеструшка и поползень, а также несколько растений – бузульник, шалфей, лук, рогоз и др. Им собраны богатейшие зоологические, ботанические и минералогические коллекции. За свои исследования Николай Михайлович стал почётным гражданином Санкт-Петербурга и генерал-майором. Он был действительным и почётным членом 22 различных организаций и обществ, Пржевальскому присуждены 9 золотых медалей от Русского, Берлинского и Лондонского географических обществ. Труды Пржевальского были переведены на многие языки.

Фото автора Фото автора

Пржевальский умер во время своей очередной экспедиции в 1888 году. Инициатором установки памятника знаменитому исследователю выступило Российское географическое общество. Проект памятника разработал друг Пржевальского – Александр фон Бильдерлинг , скульптором был Иван Шрёдер . Его работы многие знают – это памятники Беллинсгаузену в Кронштадте, Крузенштерну в Санкт-Петербурге и Петру I в Петрозаводске. Памятник же Пржевальскому был открыт в 1892 году.

Непростая работа и торжественное открытие

Место для установки новой скульптуры выбирал сам царь. Было решено возвести памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге напротив Адмиралтейства. В Александровском саду в то время уже появлялись скульптуры, посвященные великим людям эпохи. Поэтому памятник Пржевальскому следовало делать в общем стиле. Это бюст, установленный на гранитном постаменте, у основания которого лежит двугорбый верблюд, груженный дорожной кладью. Скульптуры из бронзы были отлиты на заводе К. Берто, а гранитный постамент изготовила фирма «Бюро Вега», принадлежащая Роберту Иоганновичу Рунебергу. Торжественное открытие памятнику состоялось 20 октября 1892 года.

Похожая примета

Николай Михайлович Пржевальский – известный русский исследователь и путешественник, имя которого известно любому гражданину нашей страны. В конце девятнадцатого века властями Санкт-Петербурга было принято решение установить в Александровском саду скульптуры выдающихся людей. Николай Михайлович также оказался среди деятелей той эпохи, имена и образы которых были увековечены в бронзе. Когда именно появился памятник Пржевальскому в Санкт-Петербурге, как он выглядит?

Читайте также: