Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры приметы и суеверия лаврентьева елена владимировна
Обновлено: 21.11.2024
«В каждой исторической эпохе наблюдаются явления, до некоторой степени только ей свойственные…»
В 1834 году Императорская Российская Академия опубликовала книгу врача Поликарпа Пузино «Взгляд на суеверие и предрассудки».
«В самом деле, кто из нас не слыхал, — пишет автор, — что есть дни счастливые и несчастные? Что встреча с попом или монахом весьма неблагополучная; что не должно стричь ногтей в пятницу; что спустившийся на руку паук предвещает денежный прибыток; что рассыпанная на столе соль означает ссору, и пр.».
«…Суеверие, — утверждает Пузино, — есть мать большей части заблуждений наших. Сим именем называется та слабость ума человеческого, которая и маловажным видам приписывает сверхъестественную силу».
Книга, обличающая суеверные приметы и поверья, появилась не случайно: вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были распространены в среде дворянства пушкинской поры. Отрицательное отношение к суевериям, характерное для дворянского просветительства XVIII века, в начале следующего столетия сменилось их оправданием.
«Эпоха романтизма, поставив вопрос о специфике народного сознания, усматривая в традиции вековой опыт и отражение национального склада мысли, реабилитировала народные "суеверия", увидев в них поэзию и выражение народной души».
Вопрос взаимоотношения «истинной веры» и «суеверия» в первые десятилетия XIX века был весьма актуален. Вспомним характеристику Германна из «Пиковой дамы»: «…имея мало истинной веры… имел множество предрассудков». Как известно, христианское духовенство осуждало веру в приметы, называя их орудиями демонов. И тем не менее бытовое суеверие прекрасно уживалось с «набожностью» (религиозностью). «Бабушка Щербатова была очень богомольна (здесь и далее курсив мой. — Е. Л.), но вместе с тем и очень суеверна и имела множество примет, которым верила». Мать Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» также «…была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света…».
Действительно, в сознании многих людей, современников вышеупомянутых персонажей, понятия «набожность» и «суеверность» (суеверие) тоже были неотделимы друг от друга. Так, П. А. Вяземский в письме к жене от 12 июля 1830 года называет суеверие «набожностью неверующих». С. Н. Глинка, вспоминая свою мать, отмечает: «Глубокая чувствительность удваивала земное бытие матери моей, а душевная ее набожность переносила мысль ее в мир духовный. Суеверие не волновало ее ума».
«Набожность до суеверности» была так распространена в среде русского дворянства, что в противовес ей неоспоримым достоинством в глазах современников выглядела «набожность без суеверия». Приведем ряд примеров:
«Императрица (Елизавета Петровна. — Е. Л.) была государыня слабая, набожная до суеверности и, следовательно, боязливая и малодушная, повелела моего отца отставить от службы из Сержантов порутчиком[1]». (Из письма В. А. Озерова А. Н. Оленину.)
«Она набожна без суеверия и наружных форм; она сострадательна и благотворительна без хвастовства, и, не вмешиваясь в политические толки, она с горячностью любит свое отечество!»
«Сам молодой человек мне нравится. Он набожен без суеверия, по влечению сердца, и это одно уже ставит его выше толпы нашего знатного юношества, которое полагает гордость своих лет и звания в том, чтобы не уважать ничего, что уважается другими».
«Он сам был хороший сочинитель… но притом был благочестив и набожен без суеверия, верен своему слову, честен и благотворителен; память его доныне благословляется во всей окрестной стране».
Как видим, определение «набожен (набожна) без суеверия» являлось в то время речевой формулой.
Если рассматривать возможность сосуществования «набожности» и «суеверия» не с религиозной, а с психологической точки зрения, никакого противоречия не существует. Во-первых, суеверные приметы никогда бы не укоренились в сознании, если бы не переплетались с христианскими воззрениями. Во-вторых, они поддерживают мистическое настроение верующих, поэтому возникает естественное желание их оправдать, примирить с «истинной верой». В этом отношении интересно письмо В. К. Кюхельбекера к В. А. Жуковскому (1840): «Есть разные поверья: иные мрачные, давят, стесняют душу. Есть другие, которые, хотя и не освящены церковью, однако, мне кажется, безвредны; а если и нет им прочной, истинной основы в Откровении, по крайней мере тем хороши, что хоть тешат страждущее сердце. Решите сами: таково ли верованье наших сибирских учеников Шигимуни, будто иногда небо рождением дитяти возвещает помилование его отцу и матери?»
Такое переплетение суеверных и религиозных представлений было характерно для дворянской среды первой половины XIX века. Неслучайно среди множества примет особое место занимают так называемые церковные приметы. Связанные с ними сюжеты довольно часто повторяются в мемуарной литературе. Так, страшным предзнаменованием считалось по ошибке в церкви «помянуть за упокой» здравствующего человека. «…Священник во время обедни, на ектений, ошибся и вместо того, чтобы помолиться "о здравии" княгини Кочубей, он помянул ее "за упокой". Она, разумеется, как всегда, находилась в церкви, и можно себе представить, какое неприятное впечатление эта ошибка произвела на женщину уже старую и необыкновенно чванную».
Многочисленными были «венчальные» приметы. Если над головой невесты, чтобы не испортить головного убора, держал венец какой-нибудь мужчина, браку прочили неблагополучное будущее: верили, что жена изменит мужу, так как вместо двух венчались трое. Кто под венцом свечу выше держит, кто первым ступит на «розовый атлас», разостланный перед новобрачными, тот будет властвовать в семье.
«Это дурное предзнаменование!» — произнес А С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер. Неприятное впечатление произвела подобная случайность и на А. С. Грибоедова. Если свечи под венцом гаснут, то это предвещает скорую смерть одного из новобрачных. Чья свеча короче — тот скорее умрет.
Дурным предзнаменованием считалось не праздновать своих именин или дня рождения. Именины — «день ангела, соименного кому святого» (Даль). Празднование дня рождения также связано с христианской традицией. В этом смысле данная примета так или иначе стоит в одном ряду с церковными приметами.
Автор популярных «Записок современника» С. П. Жихарев пишет в дневнике: «Отпраздную тезоименитство свое по преданию семейному: иначе было бы дурное предзнаменование для меня на целый год».
«Итак, мне 38 лет, — сообщает в июле 1830 года своей жене П. А. Вяземский. — …Я никому не сказывал, что я родился. А хорошо бы с кем-нибудь омыться крещением шампанского, право, не из пьянства, а из суеверия, сей набожности неверующих: так! Но все-таки она есть и надобно ее уважить».
Письма, записки, дневники, автобиографическая художественная проза изобилуют описаниями именин. Обычай праздновать именины в начале XIX века обретает характер светского ритуала[2]. Понятно, почему завоевывает популярность названная примета. Перед нами тот случай, когда суеверие оказывается на службе интересов светского общества.
В XVIII веке понятие «суеверие» не имело четких семантических пределов. В начале XIX столетия оно становится более определенным. Автор опубликованной в «Библиотеке для чтения» за 1834 год критической статьи, посвященной разбору книги П. Пузино, отмечает многообразие суеверных «сюжетов», бытовавших в среде дворянства: черти, колдуны и колдуньи, чернокнижники, гадания, видения, пасьянсы, домовые, лешие, вампиры, призраки, вещие сны, предчувствия и др.
Обширный список существовавших «суеверий» представлен и в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»:
Татьяна верила преданьям Простонародной старины, И снам, и карточным гаданьям, И предсказаниям луны. Ее тревожили приметы; Таинственно ей все предметы Провозглашали что-нибудь, Предчувствия теснили грудь. (5,V)
Похожая примета
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 198
- КНИГИ 653 756
- СЕРИИ 25 020
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 258
«Это дурное предзнаменование!» — произнес А. С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер.
Вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были широко распространены в среде дворянства пушкинской поры. Слова, предметы, поведение людей и животных — всё имело в глазах даже самого просвещенного человека первой половины XIX века свой тайный смысл.
О том, во что верили, чего боялись, чего старались избегать, а чего страстно желали Александр Сергеевич Пушкин и его современники, читатель узнает из первых рук: из воспоминаний, писем, газетных и журнальных публикаций того времени, любовно собранных и тщательно, со вкусом организованных автором книги.
Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия
«В каждой исторической эпохе наблюдаются явления, до некоторой степени только ей свойственные…»
Должно ли считать счастливым предзнаменованием сорочку, в которой иногда родятся младенцы?
Должно ли опасаться новобрачным заговоров?
Анекдот о Разумовском и одном из его управителей
Народные охотничьи суеверия и приметы[20]
Искание кладов накануне Иванова дня
Опасно ли звонить в колокола во время грозы?
Появление совы есть ли зловещее предзнаменование?
Отчего бывают предчувствия?
Гадальщица на кофе
Предсказание С. И. Муравьеву-Апостолу
Сны предвещают ли будущее?
Справедливо ли, что кометы — предвестницы несчастий?
Одновременная галлюцинация Василия и Сергея Львовичей
Галлюцинация Льва Сергеевича
Кончина Алексея Михайловича Пушкина
Видение сына Данте
Явление одного Голландца, в самую минуту своей смерти, сотоварищам своим
Призраки и видения
Любопытное известие о привидении, известном под названием белой женщины
Поразительное видение лорда Литтельтона
О возможности преждевременного погребения, доказанной действительными опытами
О чихании, или О причинах желания при сем здоровья
Обычай желать здоровья при чиханье
Нравы и суеверие неаполитанцев
Обычаи, поверья и предрассудки нынешних греков
Горные шотландцы имеют особенное свойство двойного зрения…
Предрассудки и суеверия башкирцев
Письма из Лондона
Простонародные и святочные обряды
Видение шведского короля Карла XI
Достопамятное видение Катерины Медицис
Чудесное приключение, бывшее в Германии в 1821 году
Иозефина и предсказательница
Видение принцессы Папанцин
Предзнаменование смерти Екатерины Великой
Число 12 в жизни императора Александра I
Предрассудки, или Что встарь, то и ныне
Большая церковь Зимнего дворца.
Портрет молодой женщины с двумя детьми
Кормилица с ребенком.
Гостиная в доме Нащокиных в Москве
Сервиз с изображением цветов и плодов на синем фоне
За чайным столом. Волосков. Л. Я.
Интерьер в мезонине
Рукописные альбомы Ольги и Елены Панэ.
Медальон с портретом молодой женщины
Гребень с камеей
А. С. Пушкин и В. А. Жуковский.
Портрет молодого человека в сером фраке
Гадание на картах
«Исполнение желания». Шарада
Ворожея со свечой.
Подсвечник с гасильником
Зеркальце из туалетного набора.
Портрет княгини Е. И. Голицыной.
Голицына Н. П. Рисунок
Голицына. Н. П. Силуэт
Пиковая дама. Карты игральные
Игроки рисунок И. Теребенева
Принадлежности ломберного стола
Подсвечник на одну свечу.
Игроки А. Дорогов
Ломберный стол из нащокинского домика.
Всеволожский Н. В.
Дуэль Ленского с Онегиным
Пара дуэльных пистолетов
Императрица Елизавета Петровна.
Стакан. Александр I — победитель.
Николай I в море
Граф Степан Степанович Долгоруков
Князь Юрий Владимирович Апраксин.
Графиня С. В. Строганова.
Часы каминные. 1835 г.
Антон Антонович Дельвиг
Ольга Сергеевна Павлищева
Вид на Мойку в летнюю ночь.
Княжна В. Ф. Гагарина (княгиня Вяземская)
Князь Петр Андреевич Вяземский
Портрет Алексея Степановича Стромилова с семьей.
Ваза с охотничьими сценами
Охотники на болоте.
Охотник в засаде
Прогулка в коляске. А. Брюллов.
Петербург. Нарвские ворота. Сухопутный пароход от Ораниенбаума до Санкт-Петербурга.
Похожая примета
- ЖАНРЫ 360
- АВТОРЫ 277 198
- КНИГИ 653 756
- СЕРИИ 25 020
- ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 611 258
ЛитМир - Электронная Библиотека > Лаврентьева Елена Владимировна > Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия
Добавить похожую книгу
9.29 (14)
Автор: Стариков Николай Викторович
Похожа
Непохожа
Автор: Апанович Н. М., Луговая Е. И.
Похожа
Непохожа
Автор: Куренкова Римма Аркадьевна
Похожа
Непохожа
Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия
Автор: Лаврентьева Елена Владимировна
Серии: Живая история: Повседневная жизнь человечества
Оценка: 10 ( 1 )
Количество страниц: 125
Книга закончена
Язык книги: Русский
Выберите формат скачивания:
fb2 | QR код | Размер: 2,1 Мбайт | Добавлено 25 октября 2012, 8:22 |
«Это дурное предзнаменование!» — произнес А. С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер.
Вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были широко распространены в среде дворянства пушкинской поры. Слова, предметы, поведение людей и животных — всё имело в глазах даже самого просвещенного человека первой половины XIX века свой тайный смысл. О том, во что верили, чего боялись, чего старались избегать, а чего страстно желали Александр Сергеевич Пушкин и его современники, читатель узнает из первых рук: из воспоминаний, писем, газетных и журнальных публикаций того времени, любовно собранных и тщательно, со вкусом организованных автором книги.
Мне нравится ( 0 )
Чтобы оставить свою оценку и комментарий вам нужно зайти на сайт или зарегистрироваться
*.*.28.242
Очень понравилась книга! Написано всё доступным языком! Кстати, во многие вещи до сих пор верим и мы, а есть ли смысл? Обязательно прочтите, если заинтересовал ответ на вопрос.
Похожая примета
«Это дурное предзнаменование!» — произнес А. С. Пушкин, когда его обручальное кольцо упало неожиданно на ковер.Вера в приметы, интерес к обрядам, гаданиям были широко распространены в среде дворянства пушкинской поры. Слова, предметы, поведение людей и животных — всё имело в глазах даже самого просвещенного человека первой половины XIX века свой тайный смысл.О том, во что верили, чего боялись, чего старались избегать, а чего страстно желали Александр Сергеевич Пушкин и его современники, читатель узнает из первых рук: из воспоминаний, писем, газетных и журнальных публикаций того времени, любовно собранных и тщательно, со вкусом организованных автором книги.
Читайте также: