Кот в храме примета
Обновлено: 23.11.2024
Увы, но по сложившимся церковным традициям собак считают «нечистыми» животными, и якобы поэтому им запрещено забегать и заходить в храм, кроме того, некоторые церковные служащие говорят прихожанам, что если собака забежала в храм, то после этого его надо заново освятить.
Котам же в православных храмах дозволено все. Они вольно ходят по всему храму, могут зайти за алтарь, даже во время службы некоторые пушистые особи норовят впереди архиерея пройти через царские ворота.
Однажды, будучи на отпевании покойника в храме, когда батюшка читал молитвы, в зал вошла кошка, неизвестно откуда она взялась, ведь окна и двери были закрыты. Батюшка заметил визитера и улыбнулся, глазами стал показывать на кошку родственникам умершего. Все стали шушукаться. Это был хороший знак. Ведь кошки на астральном уровне чувствуют негативную энергию и могут забирать её на себя. Вот и этот пушистик забрал и очистил негативную энергетику покойника. Так же как внезапно появилась кошка, так никто и не заметил, как она ушла.
Очень любопытно, но кошка в Библии никогда не упоминается, а вот про собак пишется, причем всегда в негативном контексте. Например Апостол Павел сравнивая отступников-еретиков с псами, призывает их опасаться. А Апостол Петр, ссылается на пословицу «Пес возвращается на свою блевотину, а умытая свинья снова идет валяться в грязи (2Пет. 2:22)
Почему такая несправедливость по отношению к братьям нашим меньшим?
По иудейским традициям, собака презренное воплощение нечистоты. Главное основание такого утверждения- собака, совершенно нечистоплотное животное, ест всякую гадость, вплоть до экскриментов, собаки очень шумные и суетливые животные, отвлекают человека от раздумий и молитв. По многим поверьям, собака первое животное, в кого чаще всего может вселиться дьявол.
Безусловно, собака в храме может попортить церковную утварь, нагадить, или начать громко лаять, покусать кого-нибудь из прихожан.
Кошек же наоборот, иногда заводят в храмах специально. Священнослужители считают, что кошки, своей природной бесшумностью, мягкостью, располагают человека к молитве, снимают негатив и умиротворяют. Но есть и практическая сторона этого вопроса- кошки отличные мышеловы. Кошки охотятся на мышей, не позволяя им грызть просфоры, свечи и деревянные иконы, то есть они приносят реальную помощь в храме. А вот на Святой горе Афон, кошки даже несут службу - они ловят змей, коих там великое множество.
Похожая примета
В православии собак считают за «нечистых» животных, и в церковь по этой причине их не пускают. А некоторые священники даже говорят, что стоит собаке войти в храм хоть на минутку, то всё придётся не только вымыть, но ещё и освятить.
Кошачий род – дело совершенно другое. Их и в церковь пускают, и даже в алтарь. Были даже такие казусные случаи, когда во время службы сначала кот, задрав хвост, из царских ворот выходит, а уже за ним идёт архиерей.
За что любят кошек
Кошек не просто в церковь могут пустить, их любят, они живут при монастырях, а бывает, что и молебны им служат, а прихожане в это время стоят с котами на руках. В воротах некоторых монастырей специально для кошек отверстия проделаны – это ведь, как известно, зверь, который гуляет сам по себе, потому у него должна быть свобода передвижения.
Возможно, монахи любят кошек за их мягкость, бесшумность, отсутствие суетливости. Животное никогда не мешает молиться и пробуждает в человеке всё самое лучшее и тёплое. Но есть и исторические факты, поясняющие любовь к кошкам.
«Дьявольская» мышь и монастырь с кошками
Оптинский старец, один из последних, покинувший мир живых в 1928 году, сказывал, что существует предание, якобы кошкой был спасён Ноев Ковчег. Она съела мышь, которую дьявол послал, чтобы она прогрызла в днище дырку.
Святая Елена, мать императора Константина Великого, прибыв на Кипр, была обеспокоена нашествием на остров змей. Тогда императрица распорядилась помочь жителям острова, для чего туда из Египта была привезена тысяча кошек. Змей вскоре не стало.
Впоследствии Елена стала там основателем мужского монастыря, а местные монахи стали опекаться котами и кошками. В XVI веке остров был частично захвачен турками, и размеренная жизнь «кошачьего» монастыря была нарушена. Однако сегодня обитель вновь возрождают к жизни, и теперь здесь будет женский, а не мужской монастырь. Но кошки в нём продолжают жить.
В качестве ещё одного чисто житейского оправдания присутствия кошек в храме и даже в алтаре приводят их способность уничтожать мышей. Те ведь и просфорки способны погрызть, и свечи из воска. Поэтому от котов церкви – очевидная польза.
Похожая примета
Удивительно, но по сложившейся церковной традиции собаку считают «нечистым» животным, и якобы поэтому ей непозволительно заходить в храм, более того, некоторые церковники пугают прихожан, рассказывая им о том, что даже если собака забежит в храме на минуту, то помещение надо не просто вымыть, но и заново освятить.
Фото: Кириллица КириллицаКоты же в православных храмах не только чувствуют себя вольготно, но и без опаски могут заходить в алтарь, спать там, а в некоторых казусных случаях во время службы норовят, задрав хвост, выйти через царские ворота впереди архиерея. Но почему такая несправедливость?
Видео дняОпять виноват Старый Завет
Любопытно, но кошки в Библии ни разу не упоминаются, в то время как о собаках вспоминают довольно часто и все время в негативном контексте. Например, во Втором послании апостол Петр ссылается на пословицу, которая звучит так: «Пес возвращается на свою блевотину, а умытая свинья снова идет валяться в грязи (2Пет. 2:22)
Апостол Павел сравнивает отступников-еретиков с псами и призывает их опасаться.
Возможно, подобное отношение к собакам связано с тем, что согласно иудейской традиции собака была воплощением презренной нечистоты. В общем-то надо признать, что свои основания под этим есть:собака – не особо чистоплотное животное, может и в тухлятине вываляться, и экскременты съесть, а кроме того, это довольно шумное и суетливое животное, отвлекающее человека от размышлений. Кроме этого, суеверные люди считают, что именно в собаку чаще всего вселяется дьявол.
Завет не виноват
Однако преподаватель-библеист Свято-Тихоновского университета, священник Александр Прокопчук, считает, что понятие «нечистоты» в этом контексте к собаке не походит, поскольку в Священном Писании речь идет прежде всего о тех животных, которых человек употребляет в пищу.
Книга Левит совершенно точно говорит, что иудеям позволительно есть только тех травоядных животных, которые жуют жвачку и у которых раздвоены копыта. То есть по Библии и кошка, и собака одинаково «нечистые» животные.
Один сплошной материализм
Известно, что будучи митрополитом Смоленским и Калининградским, нынешний Патриарх Русской православной церкви Кирилл всячески защищал собак, говоря, что православная церковь никогда не называла собак «нечистыми», а запрет впускать псов в храмы обусловлен традицией и гигиеной; и никакого канонического запрета не существует.
Просто, в отличие от собак, которые могут вывозиться в грязи, кошки – животные чистоплотные и «не создают гигиенических проблем».
В самом полном требнике Петра Могилы – сборнике чинопоследований, которым пользуются священники во время служб, нет чина освящения храма после собак или других животных.
Следовательно, главная причина, по которой собак не пускают в храм – это сами собаки, которые могут не просто натоптать, но и задрать лапу на подсвечник, начать лаять или, испугавшись толпы, кого-нибудь покусать.
Кошка собаке не товарищ
Но почему тогда кошек не только пускают в храм и позволяют входить в алтарь, но священники и монахи относятся к ним с огромной любовью, позволяя им жить в монастырях, а в некоторых храмах даже служат молебны о призвании помощи бездомным животным, при которых прихожане держат «мурлык» на руках?
В старых владимирских и суздальских монастырях в воротах даже есть специальные отверстия для кошек.
Возможно, происходит это потому, что монахи считают, что кошка своей мягкостью, бесшумностью и отсутствием суеты располагает человека к молитве, побуждает в нем самые лучшие, теплые чувства. Но есть и исторические оправдания такой любви к кошкам.
Про «дьявольских» мышей и «кошачий» монастырь
Один из последних оптинских старцев по имени Нектарий, умерший в 1928 году, рассказывал предание, по которому кошка во время Великого потопа спасла Ноев Ковчег, слопав мышь, которая по наущению дьявола пыталась прогрызть дырку в днище.
Есть предание о святой равноапостольной Елене, матери императора Константина Великого, корабль которой однажды причалил к острову Кипр, где императрица узнала, что жители острова страшно страдают от нашествия змей.
Чтобы помочь им, императрица велела завести на остров из Египта тысячу кошек, и вскоре со змеями было покончено, а Елена основала на полуострове Акротири Свято-Никольский монастырь, в котором монахи заботились о множестве котов и кошек. Этот «кошачий» монастырь существовал вплоть до XVI века, когда часть Кипра захватили турки. Сейчас обитель возрождается, правда, вместо мужского монастыря здесь сделали женскую обитель, но кошки живут в нём до сих пор.
Есть и совершенно житейское оправдание тому, что кошек пускают даже в алтарь – они охотятся на мышей и не позволяют им грызть просфорки и восковые свечи, то есть приносят в храме конкретную пользу и этим служат Богу. А на Святой горе Афон они тоже несут свою службу – ловят змей.
О материальном
Патриарх Кирилл, пребывая ещё в чине митрополита Смоленского и Калининградского, был ярым защитником собак. Он говорил, что в Православии эти животные «нечистыми» никогда не считались, а в храм их не пускают, потому что традиция такая – соблюдать гигиену. Однако ни о каком каноническом запрете речи нет.
Собака действительно способна выкачаться в грязи, кошка же – никогда. Это животное очень чистоплотное и в смысле гигиены проблем с ней не возникает.
Если взять наиболее объёмный требник с чинопоследованиями, то можно убедиться, что нет такого чина, чтобы освящать церковь, если собака в неё зашла. Поэтому собак в храм не пускают просто потому, что они и грязные следы от лап после себя оставить могут, и лапу на подсвечник задерут, и залаять могут, а то ещё и укусят кого-нибудь, если чего-то испугаются.
Похожая примета
В одной из своих статей, я уже поднимала тему про животных, живущих при церкви и об отношении церковнослужителей к братьям нашим меньшим. Там, в основном, речь касалась собак, о которых споры идут и по сей день среди верующих. Здесь же хочу рассказать о кошках.
Кошки на территории монастыря. Кошки на территории монастыря.Привилегии у усатых-полосатых несопоставимы ни с какими другими животными. В Русской Православной Церкви отсутствуют чёткие уставные уложения о правах животных в храме, но в тоже время действуют неписанные правила, разрешающие котам и кошкам не только жить при церквях, но и даже в алтарь входить. В паломнических поездках многим приходилось видеть в монастырях жирных и упитанных котов. Ухоженные с лоснящейся шерстью они пользуются любовью и монашествующих и мирян, уютно живут и сытно обитают! В Боголюбовском женском монастыре живёт огромный, чёрный котяра, а насельницы обители называют его :"Наш Архиерей!"
Православная журналистка Анна Черняева рассказывает: "В Пасхальную ночь наблюдала такую сцену. в самый торжественный момент распахнулись Царские Врата, и с пением:"Христос воскресе из мертвых" духовенство вышло на крестный ход. В толпе заохали:"Батюшки, кота несут!" Действительно, на руках одного из дьяконов важно сидел усатый-полосатый.
- Что за нововведение? - спросила я у знакомого алтарника.
- Зверюшка больно шустрая. Забежала в алтарь, пока ловили - выходить пора. Вот и отправились с ней."
В этом неравенстве перед другими животными есть и чисто практический смысл. В старину не было супер средств по борьбе с мышами и крысами, и они наносили непоправимый урон церкви, портили свечи, хлеб, деревянную утварь и богослужебные книги. И единственным способом борьбы с этой напастью, были кошки. Вот и допускались они везде и всюду. На Руси кошка традиционно была уважаемым и умным животным, которого любили и привечали. Это отношение даже в сказках прослеживается, как черта нашего национального менталитета, где кот - неизменно персонаж положительный, затейник и забавник, а порой и мудрец, некий такой домашний хранитель и от бед избавитель.
У преподобного старца Нектария Оптинского жил удивительно воспитанный кот, который слушался и любил старца. Батюшка Нектарий говорил: "Герасим Иорданский был великий старец, потому у него был лев; а мы малы - у нас только кот.". Ну, а как в монастырях у нас в России любят кошек об этом свидетельствует тот факт, что, например, в Ярославской, Вологодской областях, а особенно - севернее в Карелии и под Архангельском можно встретить и по сей день особенные поворотные дверцы для кошки не только в дверях изб, но и во входных вратах храмов. И это не дань моде, а настоящая реальность.
Теперь предоставим слово священнослужителям.
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве: "Ещё при Патриархе Алексии Втором был случай. В какой-то большой праздник отворяются Царские Врата, а откуда-то сбоку вдруг выходит красивый откормленный кот, хвост трубой, и медленно и торжественно шествует впереди Патриарха на литию. Кота отловили, привели к Святейшему, посадили на стул, и Святейший совершенно серьёзно обратился к коту: "Кот, а кот! Что же ты Устава не знаешь?! Разве можно выходить на литию впереди Патриарха? Ты должен выходить позади всех, после протоиереев и иереев. Чтобы этого больше не повторялось." Все вокруг смеялись, но так и не поняли, усвоил кот урок литургики или нет."
Протоиерей Павел Великанов: " Животные находятся в особых отношениях с человеком: Бог сам приводил животных к человеку и смотрел, как человек будет называть их по именам. Но до поры до времени эти отношения были дружественными, а потом стали враждебными. При этом домашние животные, их способности общаться с человеком являются осколками Рая - доступными нам остатками от первозданного мира."
Оптинский кот Мурзик. Оптинский кот Мурзик.Иеромонах Сергий (Филиппов):
" Если имеется возможность помочь бездомным животным, христианин обязан это сделать. Для верующих будет грехом, если он так не поступит. "Будьте милосердны!" - один из призывов Христа и каждому из нас. Человек с каменным сердцем не может стать участником Царства Небесного. Нельзя любить людей и в то же время ненавидеть остальное творение Бога".
Что сказано в Старом Завете
В Библии о котах – ни слова, а вот о собаках есть, и один негатив. Пример тому – во Втором послании апостола Петра, где фигурирует его ссылка на пословицу: пёс, мол, на блевотину свою вернётся, как и вымытая свинья вернётся валяться в грязи.
Есть предположение, что к собакам так относятся потому, что у иудеев они считаются за воплощение презренных нечистот. Хотя, если разобраться, доля правды в таком утверждении имеется, ведь собак сколько-нибудь чистоплотными созданиями не назовёшь. Да и не поразмышляешь спокойно в компании с таким питомцем – она будет постоянно суетиться и отвлекать. А кто в суеверия верит, говорят, что в собак и дьявол может вселиться.
Не в Завете дело
По убеждению святого отца Александра Прокопчука, выражение «нечистоты» в Старом Завете к собаке никакого отношения не имеет. Священное Писание толкует только о животных, которые являются пищей для людей.
Читайте также: