Когда начинать сенокос по народным приметам

Обновлено: 13.11.2024

Даже если вы на столько явный и безоговорочный специалист по тому как правильно хранить сено, когда следует начало сенокоса и каким способом происходит быстрее и лучше сушка травы; всё равно, полагаю, будет не безынтересно узнать, что думали и как относились к заготовке сена 200 лет назад.

Сам не являясь супер специалистом в области заготовки сена, обратившись к старинным изданиям посвящённым сельскому хозяйству, с большим удовольствием отметил для себя некоторые моменты, которые описаны в книгах и применяются на практике. С другой стороны, нашёл ряд ситуаций, которое взял себе на заметку.

Очень хотелось бы поделиться найденным материалом с другими. Поэтому предлагаю коротко «пройтись» по небольшой компиляции информации из прошлого, посвящённой заготовке и хранению сена для домашнего подворья. Итак, поехали.

Сенокос превращался в праздник

При благоприятных условиях уборка сена считается одною из приятнейших сельских работ. Время года, теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов, — все вместе имеет что-то обаятельное, отрадно действующее на душу. Бабы и девки имеют обычай для работы в лугах надевать на себя не только чистое белье, но даже одеваться по-праздничному. Для девок луг есть гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисуются перед женихами.

Радостной картине, обрисованной Селивановым, вторят многие другие рассказы о сенокосе из разных губерний и уездов. «Покосы — самое веселое время в Анастасеве», — писали из Стрелецкой волости Одоевского уезда Тульской губернии, где косьба проводилась сообща, а потом уже скошенное сено делили по душам. Все участники наряжались в лучшее платье, особенно девушки; на покосе много пели. Обед подавали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и соленое свиное сало. Лучшее, праздничное платье ярких расцветок на общих покосах отмечено и в материалах по Орловскому уезду (Орловской губернии). Здесь на лугу составляли хороводы, играли на гармониках и пищиках или на жалейках (тростниковые дудочки). Особенное веселье молодежи начиналось, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень высотой, а затем группами катили эти валы под общую «Дубинушку» к тем местам, где предполагалось ставить копны.

В Скопинском уезде Рязанской губернии молодые женщины, девицы и парни также одевались во время покоса в лучшее платье. Убирая сено, пели, шутили. В Вельском уезде Вологодской губернии мужчины на покос надевали ситцевые рубахи, а женщины — ситцевые сарафаны; и то, и другое — по большей части красного цвета, из покупной ткани (в обычное время здесь ходили в рубахах и сарафанах своей работы). Для обеда объединялись по нескольку семей. После обеда старики отдыхали, а молодежь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».

Сенокос продолжался дней двадцать, а то затягивался и на месяц, и соответствующий настрой сохранялся в течение всего этого времени. По окончании сенокоса устраивался праздник всей общины. Для оплаты общего угощения выделяли часть луга, и сено с этого луга продавали — покупатели были свои же односельчане. На вырученные деньги покупали чай, баранки и водку (выпивка за счет общины называлась «мирское»), закуску приносил каждый свою. На праздник сбегалась вся деревня, включая детей: пели, плясали, наблюдали борьбу вызвавшихся охотников, перебрасывались шутками.

В селе Никольском Вязниковского уезда Владимирской губернии и прилежащих к нему семи деревнях к сенокосу «поемных» лугов приступали одновременно крестьяне всех селений. Обычно назначалось это на 8 июля («на Казанскую»). На лугах ставили шалаши из тонкого теса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивался на козлах котел. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными в разных местах холщовыми пологами. Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где оставались маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодежь же обычно не появлялась дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям.

«Время сенокоса почитается за праздничное событие и ожидается с нетерпением, в особенности молодыми людьми», — писал в Географическое общество информатор из этой волости в 1866 году. Молодые умудрялись веселиться, несмотря на тяжелый и напряженный по срокам труд. В деревне каждый шаг был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни здесь одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни».

В Тамбовской губернии (Кирсановский уезд) мужчины и женщины, а в особенности девушки, на сенокос «убирались в самое хорошее одеяние», как на «самый торжественный праздник», в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. Причину этого различия современник видел в том, что на сенокосе собирались «в один стан», а на жатве каждая семья работала отдельно.

Серпом и косой

Простая на первый взгляд техника уборки хлеба включала немало приемов, учитывавших особенности данного злака, стадию его вызревания в конкретном случае, погоду во время жатвы. Убирали зерновые культуры серпами и косами. Жали или косили в зависимости от того, какой вырос хлеб. И в этом надо было уметь разобраться. Если рожь выросла высокой и густой, либо полегла от дождей и ветров или тяжести зерен, либо опутана вьющимися травами — во всех этих случаях предпочитали серп. Не очень густую и невысокую рожь косили «под крюк», то есть такою косою, на древко которой приделаны зубья или грабли, чтобы скошенная рожь не перепутывалась и одновременно с косьбою сгребалась в рядки.

Выбор между косой и серпом зависел еще и от степени влажности зерна — утреннее сырое зерно от косы не осыпалось, а подсохшее можно было уже только жать серпом; подобное же различие делалось между перезрелым и недозрелым хлебом. Таким образом, косу и серп один и тот же человек мог менять в течение дня в зависимости от погоды, времени дня и участка поля. Меняли также и виды кос. Наряду с крюком применяли литовку и горбушу. «Утром, покамест сыровато, зерно не сыплетца — ярово на крюк крючуют, потом, как подсохнет, жнут», — объясняла крестьянка.

Так же поступали с пшеницей и ячменем — жали или косили в зависимости от того, какими они выросли. Овес почти всегда косили, но и здесь бывали исключения. При дождливом лете на хорошей почве овес вырастал высоким и густым, тогда его жали. Горох нередко косили простыми косами, без «крюков». Гречу убирали преимущественно крюками.

Выбор лучшего варианта продолжался и в самой жатве: если рожь полностью созрела и чиста, то есть нет сорняков, то ее, сжатую, сразу же связывали в снопы; если же много было травы, то жали «на горсти» — складывали кучками («горстями»), чтобы трава засохла на солнце, потом уже вязали снопы.

Не было рутины и в крестьянских способах кладки, сушки, хранения хлеба. На юге (южнее Калуги), где можно было рассчитывать высушить колосья прямо в поле, сжатые горсти и снопы долго лежали не увязанными, а когда укладывали связанные снопы в крестцы и копны, обращали их колосьями наружу. В северных районах с большой влажностью (Вологодчина, например) снопы вязали сразу же и в скирды укладывали колосьями внутрь. В таких районах хлеб досушивали в овинах. Русская деревня знала овины нескольких типов. Простейшие из них состояли из дощатых колосников, на которых укладывали снопы; огонь раскладывали прямо на земляном полу в середине овина. Другие овины делали с глинобитной печью и топили ее сухостойным лесом или соломою. Делались в овинах и добротные кирпичные печи со сводом, косыми продушинами и закрывающейся трубой, которые исключали попадание искр в снопы. В Олонецкой губернии, например, делалось строение из двух частей: одна часть — с потолком, полом и печью для просушки хлеба называлась ригач; другая — без потолка, но с очень плотным полом, служила для молотьбы и называлась гумно, или овин.

Одновременно с завершением жатвы зерновых начинали уборку овощей. Хорошо просушенные овощи — морковь, свеклу, редьку, репу, картофель и др. — складывали поленницами и кучами в обширные погребные ямы. Огурцы, арбузы и даже дыни — солили. Часть овощей старались убрать уже в конце августа, особенно те, которые закладывали в подполье под картошку. Считалось, что после Ивана Постного (29 августа) можно начинать копать картошку, а к середине сентября копку картошки, как правило, заканчивали и начинали рубить капусту. Крестьяне владели разнообразными способами заготовки овощей на зиму. Помимо сухого хранения в погребах, амбарах и ямах, применялись соление, малосольная обработка и квашение капусты рубленой и пластовой, соление огурцов, лука, квашение свеклы и пр.

К числу поздних осенних работ относилась уборка и первичная обработка технических культур — льна и конопли. «Рвать коноплю» обычно начинали в конце сентября — начале октября. Снопы конопли, погруженные для вымачивания в озеро, например, 4 октября, вынимали из воды 1 ноября; «мяли» коноплю после просушивания в ноябре.

Крестьяне знали, что промедление в сроках уборки конопли грозило потерей масличной части ее продукции (прядильное сырье сохранялось и в случае наступления морозов и выпадения снега). Но другие осенние работы не всегда позволяли убирать технические культуры в точно выбранный срок.

Приметы на 10 июля

В цвету трава – косить пора.

На траве роса – легче ходит коса.

На острую косу много сенокосу.

С косой в руках погоды не жди.

Не хвались травой – хвались сеном.

Также 10 июля было принято потчевать странников. В этот день богатые подавали милостыню веря, чем больше дашь, тем больше заработаешь за год.

Похожая примета

Сенокос (покос) — косьба травы на сено, заготовка сена. В старину у наших предков косьба сена сопровождалась различными обрядами. Лучшим временем сенокошения считалось после Петрова дня (12 июля) и до Прокла (25 июля). Косили русские крестьяне раньше сообща всем селом, затем каждый получал необходимое количество сена.

Время сенокоса у крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях уборка сена была одной из приятнейших сельских работ. Лето, тёплые ночи, купание после утомительного зноя, благоуханье лугов, — всё вместе имело отрадное действие на душу.

Мужчины и женщины, а в особенности девушки, для работы в лугах одевались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней, рисовались перед парнями.

На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, делали шалаш и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям.

Косить начинали «со светом», то есть утром. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи.

На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено, немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет.

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке».

Вечером на лугу водили хороводы, играли на гармониках и жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем группами катали эти валы под общую песню к тем местам, где предполагалось ставить копны.

Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, собирали землянику, играли в горелки, катались на лодках, «играли песни». На Полесье это было самое песенное время — с утра и до вечера.

Дивная красота страды

Щапов подчеркивает дружный и умелый труд способных к работе людей всех поколений крестьянской семьи в страдную пору:

Рано утром, часа в три-четыре, отец семьи, старик 70 – 80 лет, озабоченно будит всю свою семейную рабочую артель. Начинается общая рабочая суматоха: бабы варят, жарят, доят коров, и выпускают в степь, на поскотину, наливают в лагуна квасу, в туезки кислого молока, в битки, в турсуки накладывают шанег, пирогов. Молодые мужчины «имают» лошадей и запрягают в телеги или крюки, ставят на телеги лагуны, туязья, турсуки и битки, собирают и кладут серпы и косы, вилы и грабли и т.п. Сам патриарх осматривает и налаживает тяжи у телег, спицы у колес, помогает сыновьям запрягать лошадей, проверяет, все ли взяли. Когда молодые уезжают, он поит телят и загоняет в утуг, то шлею починит и повесит на спицу «на предамбарье», то поправит жерди в утуге или огороде, то выпрямит «частокол».

Славились непревзойденные мастера по конкретным видам работ в страду. При этом в оценку нередко входила и эстетическая сторона труда.

Г. Потанин, длительно наблюдавший русских крестьян Алтая в 50-х годах XIX века, писал о крестьянине станицы Чарышской:

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Сроки жатвы

Как важно было точно определить срок жатвы для каждой культуры! Здесь, разумеется, учитывали, прежде всего, степень зрелости, но также и погодные условия, надобность в рабочих руках для других срочных дел, особенно для посева озимых, сроки которого отчасти накладывались на жатву. Считалось грехом убирать хлеб недозрелый, с зерном «восчаным», клейким. Однако иногда, в силу местных особенностей, делались исключения. Так, в Оренбуржье, как писали в журнале Вольного экономического общества, ячмень жали «всегда в прозелень, для того, что у спелого солома и колос пополам ломятся и спадают». В этом случае сжатый ячмень расстилали, чтобы дозрел.

Рожь в средней полосе Европейской России начинали жать обычно около Ильина дня (20 июля, то есть 2 августа нашего стиля). Несколько позже сеяли озимые. Так, в Тульской провинции в 60-е годы XVIII века лучший срок сева озимой ржи определяли около 1 (14) августа, второй срок — 6 (19) августа. Считалось, что хороший хозяин, хоть десятинку, хоть две, но непременно посеет до Преображения (то есть до 6 (19) августа). Но был и третий срок — около 15 (29) августа. Их так и определяли — ранний, средний и поздний сроки сева озимых. Близкие сроки были и за Уралом. В Енисейском уезде и северной части Ачинского 1 (14) августа сеяли озимую рожь; в южных частях этих уездов и в соседнем Канском с этого числа начинали жать, а сев мог пройти и раньше. В Красноярском уезде сеяли озимь после 20 июля (2 августа). С 6 августа старого стиля жатва в этой части Сибири становилась почти повсеместной.

В рамках выработанных сроков происходили определенные колебания, вызванные разными возможностями отдельных крестьянских хозяйств, а отчасти и тем, что крестьяне по-разному оценивали, какого роста должны достигнуть к началу морозов всходы озими. Семьи многочисленные и зажиточные за счет большого числа работников справлялись с одновременным исполнением различных видов летних работ. Одиночки, малосемейные и бедняки вынуждены были распределять их во времени. Для соотношения сроков жатвы и сева озимых имело значение также наличие семян: если были резервы из прошлогоднего урожая, то можно было засеять озимые до начала уборки. Каждый крестьянин в своем хозяйстве был одновременно и агрономом, и экономистом, — наблюдения за вызреванием он должен был увязать с хозяйственными возможностями семьи.

«С первого же Спасу (1 августа), а то и пораньше, озими сеют и боронят, — рассказывала крестьянка Тулуновской волости Нижнеудинского уезда Виноградова. — Разе у кого хлеб есть, да работников много — ну те после Бориса-Глеба сеют (то есть имеют возможность сочетать сев озимых с сенокосом в конце июля и, кроме того, имеют зерно на семена до начала жатвы). Одне стараютца посеять озимые так, чтобы она (озимь) до снегу из краски вышла. Она, как только вырастет с вершок, с полтора, красна бывает, а после, как станет подрастать, краску теряет и начинает разнеживатца. Другие стараютца угадать, чтобы озимь успела до снегу разгнездиться».

Сочетание двух этих признаков считалось верной гарантией хорошего урожая озимых — «хлеб уйдет от мороза». Ю. А. Гагемейстер, основываясь на местных материалах Енисейского округа середины XIX века, так излагал представления крестьян:

Как скоро покажется отверстие в зерне и оболочка его покраснеет, то уже иней не повредит зерна.

На сроки жатвы оказывала влияние и степень обеспеченности хозяйства работниками. Одиночки и малосемейные жали сначала озимую рожь, потом, около Успенья (15 (28) августа), принимались за уборку яровых; большие семьи и те, в которых нанимали работников, нередко жали все хлеба одновременно, если, конечно, созревание их позволяло.

Существенно различались сроки жатвы северной и южной хлебопахотной полосы. Так, в южных уездах Тобольской губернии жатва начиналась с 20 июля, а в северных — с середины августа. В сроках уборки яровых существовала обычно своя последовательность: сначала жали рожь, потом — ячмень, позднее — пшеницу. Но определенное давление оказывал рынок: случалось, что оставляли недожатым ячмень, чтобы успеть убрать вовремя более дорогую пшеницу.

Похожая примета

10 июля в народном календаре отмечается как день Самсона. Еще этот праздник называют Самсон-сеногной или Самсон Сеночный.

Этот день всегда был самым разгаром в сенокосе. Важно, чтобы не было дождя. В противном случае, дожди будут до самой осени.

Чтобы сено было славным, нужно было хорошо прогреть его на солнце. Поэтому крестьяне просили покровителя не посылать дождей.

КОГДА НАЧИНАТЬ СЕНОКОС

При сенокосе всего важнее пора, в которую должно приступать к снятию и уборке сена. Эта пора бывает не одинакова, по месту, по травам и по погоде. K сожалению, эта пора не наблюдается везде надлежащим образом.

Следуя общепринятому обычаю, которому едва ли кто может показать основание, в России начинают сенокос по святцам, большею частью после Петровок или c Казанской. Где слепо наблюдается этот обычай, там почти всегда снимают сено, добротою хуже надлежащего, количеством меньше, а нередко и вовсе лишаются сена от сильного действия жары.

Всякий может рассудить, что сено не может поспевать в одну пору и в Новгородской губернии и в Херсонской, потому что в Новгородской рожь поспевает в конце июля (после Ильина дня), а в Херсонской в июне (до Петровок). Если же сено не может в разных местах поспевать в одну пору, стало быть не благоразумно и снимать его в одну пору.

Погода также не бывает согласна c праздниками: праздники наступают в свои числа постоянно, но созревание трав зависит от погоды. В мокрое или холодное лето трава поспеет к сенокосу позже, нежели в лето жаркое: по этому и сенокос в первое лето должен начаться также позже, а в последнее лето раньше.

Если же косишь постоянно c положенного праздника, то в обоих случаях сна снимется меньше: в первом, холодном и сыром лете потому, что трава не успеет дойти до надлежащего своего роста; во втором жарком лете потому, что трава частью засохнет во время созревания семян, а частью выгорит от жары.

Часто откладывают сенокос для того, чтобы трава ещё подросла. Это не хорошо. Когда трава поспела, надобно всегда снимать её немедленно:

Во-первых, потому, что поспевшая трава не только не подрастает больше, а напротив начинает подсыхать;

Во-вторых, потому, что не должно терять времени, особенно в сельском хозяйстве; не откладывать того до завтра, что можно сделать сего дня.

Бывают случаи, что отложивши сенокос на неделю, лишаются всего сена от наступивших потом дождей, которые останавливают уборку и сгнаивают сено. Сверх того, ранняя уборка сена даёт более времени, и времени тёплого, к подросту отавы; при поздней же уборке сбор отавы бывает маловажен.

Начало сенокоса

Признано, что лучшая пора к началу сенокоса бывает тогда, когда трава начнёт цвести. Это пора спелости сена; тогда оно бывает самое добротное и в отношении доброты самое изобильное.

Молодое сено, то есть, снятое прежде зацветания трав, бывает вкуснее: но его снимается менее, потому что трава не достигаешь ещё тогда полного своего роста; притом такое сено бывает не столь добротно для здоровья и крепости скота, как сено из травы созревшей, потому что молодое сено в желудке скотины больше бродит, производит ветры и пучит её.

Сено из перезревшей для него травы, то есть из такой, в которой уже налились и поспели семена, бывает также недобротно, только по другим причинам. В то время, когда станут созревать семена, все зелёные части в растении, особенно в травах, лишаются своей деятельности, начинают блёкнуть, сохнуть и валиться. Тогда скошенные травы, дают сено жёсткое, малосочное и малопитательное, которое, следовательно, хозяйству принесёт прибыли менее спелого.

Известно, что соломистые или злачные травы (аржанец, полевица, мятлик и проч.) зацветают раньше трав широколистных, каков клевер и т.п. то и можно рассчитывать начало сенокоса раньше или позже, смотря потому, каких трав больше растёт на лугу.

Сушка травы

После покоса важное дело сушка травы (сена). Сено должно быть сухо , чтобы не могло сгореть; но притом необходимо, чтобы в нём сохранилась вся питательная сочность и вкус.

Для соблюдения этих условий не хорошо сушить скошенную траву одним ветром и солнцем, и ещё хуже подвергать её на ночь действию росы.

Солнце и ветер сушат траву только снаружи, а внутрь её не проникают; трава же бывает сыра не от наружной мокроты, а от своего внутреннего сока. И потому, чтобы выгнать из травы внутреннюю сырость, надобно долго траву раскладывать на солнце и ветре, чтобы получить сухое сено. Притом же, кроме дождей такую сушку замедляет ещё роса, которая, по ночам, на раскиданное сено падает снаружи.

Это замечание оправдывается опытом: иногда, сено, сушенное на ветре и солнце, кажется на вид таким сухим, как будто бы переломиться хочет: но когда его складывают в стог, а особенно в сеновалы, сено отлегает и становится влажным. Эта влажность показывается от того, что сено от солнца запеклось только сухою коркою, а изнутри излишняя влага не выгналась, и потом в куче проникла наружу.

Существенная же невыгода сушения на воздухе состоит в том, что от действия солнечного жара и течения ветра уносится из травы вместе c влагой множество, и притом самых лучших, питательных частиц, которых сено лишается на всегда.

Кто только гулял по лугам при свежескошенном сене, знает, какое благоухание разливается тогда в воздухе и служит доказательством, какое множество драгоценнейших частиц отделяется из травы, при сушке её на сено и как осторожно надобно поступать, чтобы сохранить их в нём наиболее.

Лучший способ сушить сено

Всего лучше сушить сено так: Скошенную траву оставлять для сушки раскиданную в валах по лугу; на ночь же собирать её в кучи или небольшие копны, в которых она остаётся сохраннее от действия росы и разгорячается от брожения внутреннего сока.

От этого жара влажность испаряется из всего состава травы, а не снаружи только, трава высыхает гораздо скорее и пахучих, питательных частиц теряет менее, потому что сказанное небольшое брожение, отделяя излишнюю воду из травяного сока, те частицы остаются в составе травы. Таким образом высушенное сено бывает мягко, вкусно и питательно.

Надобно, только смотреть, чтобы трава в копнах не сгорела и не почернела; для предупреждения чего копны утром раскрывать, чтобы трава охлаждалась и проветривалась: складывание в кучи на ночь и раскрывание повторять, пока сено не получит надлежащей сухости. При таком способе трава скоро высыхает; на третий день самые жирные травы можно складывать в стога.

Как поступать с сушкой сена в дождливый период

Даже в дождливую погоду, когда опасно раскидывать по лугу траву, хорошо собирать её в кучи, делая их тогда по выше и по уже. Трава в таких кучах сохнет и в мокрую погоду, частью от внутреннего тепла и частью от того, что в кучах продувается ветром.

Конечно сырой траве, в мокрую погоду, не хорошо долго оставаться в кучах; но если и в такую погоду будут иногда по временам ясные часы, то сено высохнет довольно изрядно, по крайней мере не испортится вовсе.

Сено сушить в разброс на солнце и воздухе, тем ещё не выгодно, что в нём остаются только стебли широколистных трав, а листья, цветки и семенные головки большей частью осыпаются и пропадают. При сушке же в кучах сено остаётся гибким и листья составляющие лучшую питательнейшую часть сена на нём удерживаются.

Ещё способ сушить сено в дождливую погоду

Избрав благоприятную минуту, надобно поскорее скосить известное пространство луга, больше или меньше, смотря по вероятности на продолжение хорошей погоды и тот час же провялить скошенную траву, подкидывая и переворачивая её несколько раз сряду.

Просушив сено таким образом, сколько позволить погода, должно скидать его в скирды, устроенные следующим образом:

Воткнуть в землю кружком шесть приготовленных заранее жердей, на расстоянии полутора аршина одну от другой, связать их вверху в одно место и накидать на них довольно рыхлой слой провяленного сена, толщиною около двух аршин при основании, а к верху идущий тоньше и тоньше так, чтобы из того составилась правильная пирамида.

Внизу стога, у самой земли, оставляются три сквозные отверстия, служащие поддувалами, а одно в самом верху c восточной стороны, для выхода воздуха. Наконец вершина пирамиды накрывается коническою соломенною шапкою, утверждённою на обруче, для того чтобы вода, стекая по соломе вниз, не проникала внутрь стога.

Дней в пять или в шесть сено просохнет до такой степени, что его можно уже складывать обыкновенными стогами. Оно бывает зелено и вообще сохраняет в себе все требуемые от него хорошие качества. При употреблений этого способа сушки сена, нельзя однако оставлять его без всякого надзора.

Но должно непременно наблюдать, не оказывается ли в нём брожения, и в таком случае следует тот час же прекратить его, проткнув стог местах в десяти или более заостренным довольно толстым шестом. Эти боковые отверстия увеличивают в стоге обращение воздуха и сено, проветриваясь, необходимо высыхает.

Другой способ сушки сена в период дождей

Для лучшей и скорейшей просушки сена на низменных и сырых местах, а равно и на сухом грунте, только в дурную погоду - наготовить зимою побольше кольев, длиною от двух до двух c половиною аршин (2 м), заостряют их c одного конца, a c другого и до средины, прикрепляют к ним по три или по четыре поперечины, одну над другой, пересекающиеся под углом.

Потом, во время сенокоса, втыкают эти колья в землю на известном друг от друга расстоянии и кладут на них скошенную траву довольно большими копнами, которые и держатся на них очень твердо, помощью выше сказанных поперечин.

Высокая выпуклая поверхность этих висящих копен очень удобна для стока дождевой воды, между тем как внутренняя вынутая их пустота беспрестанно проветривается свежим воздухом, беспрепятственно проходящим снизу до верху.

Каждая такая копна может безопасно стоять на месте по нескольку недель, до тех пор, пока благоприятная погода и досуг дозволят окончательно просушить это сено и свезти его куда следует.

Этот способ заслуживает тем большее внимание, что однажды сделанная издержка на колья c поперечинами, послужит на многие годы. В некоторых местах Сибири скошенную в ненастье траву ставят не пирамидально, но стеною, которая сверху уже, а снизу шире. Эту стену поддерживают подставками.

Хранение сена

Высушенное сено сберегается или в сараях или в стогах и скирдах. В стога и скирды надобно складывать сено ровно и плотно; хорошо сложенное сено укладывается потом ещё плотнее само собою и в таком состоянии может лежать долго, не теряя ни силы ни вкуса.

Сено, высушенное хорошо, при пособии куч надёжнее к сохранению, нежели сено сушенное на ветре и воздухе, потому что последнее сено может иногда слишком отволгнуть и от того слежаться. Если же сено от сырости слежится, то оно теряет цвет и вкус, так что скот ест уже его неохотно.

Чем отличается стог от скирды?

Стог от скирды отличается тем, что он круглый, а скирда продолговата. Поэтому, в скирдах сено лучше проветривается и можно его брать по частям, потому что отнявши часть скирда, остальная может быть по прежнему закрыта. Стог же для употребления надобно непременно весь разбирать, что иногда бывает неудобно.

Широкий бок скирды надобно ставить к той стороне, откуда бывает более сухих ветров, а к дождливой стороне ставить узким боком.

В скирдах и стогах заводятся мыши и портят сено. Но чтобы им как можно затруднить вход в сено - стога и скирды делают на подмостках, сколько можно выше. Говорят, что подстилка под сено веток ольхи, крушины или полыни, удаляет мышей от стогов.

Уборка сена в стога и скирды

Она очень удобна по многим отношениям; для ней не нужно особых строений и стога или скирды можно ставить на всяком месте, да и сено сберегается в них c меньшими хлопотами.

Когда стога и скирды сложены как должно, сено сохраняется в них очень хорошо, потому что выходящие из него пары, так легко производящее плесень и затхлость, могут вылетать из стога тотчас, как покажутся. При переменной мокрой погоде, возить сыроватое сено в стога и скирды можно безопасно. Стога и скирды позволяют убирать каждый сорт сена особо и беречь его из года в год.

Как сложить стог

На сухом и гладком месте делается остожье (падрина) из сухого хвороста, который накладывается круг, саженей в пять (10,6 м) поперечником и на поларшина (35 см) высотой (иногда остожье срубается из дерева или складывается из камней по которому мыши не могут ни как доставать до стогов).

B средине остожья ставится отвесно ящик, сколоченный из четырёх досок, шириною в поларшина. Вместо ящика можно ставишь осминный мешок, туго набитый сухим сеном или соломою, тогда на остожьѳ укладывать приготовленное сено около мешка или ящика рядами, весьма ровно и тщательно, потому что от хорошей ровной укладки сено лучше сохраняется.

Когда несколько рядов сена положено, то ящик или мешок приподнять и снова класть сено. Таким образом, по мере возвышения сена, ящик или мешок будет подниматься и оставлять за собою от самого остожья проход, составляющий отдушную трубу, подобную дымовой.

Так вести навиванье стога и трубы в нём до верху. Стог делается по обыкновенному, снизу - уже, в плечах - шире, а к верху сводится остро, крышкою, чтобы дождевая вода могла легко скатываться. Вышиною стога навиваются различно. Прочность и сохранность стога наиболее зависит от ровности укладки и уминания сена при навивании.

Остожьѳ производит в отдушной трубе течение воздуха и в первые дни после укладки , если сено было сыровато, сырость выходит из трубы паром на подобие дыма. Недели через две, когда по опыту можно судишь, что сено довольно испарилось и в стоге нет больше внутреннего жара и брожения, отдушная труба закрывается сверху соломенным колпаком.

То, что здесь говорится о складывании сена в стога, можно употребить и при складывании его в скирды. Только в скирдах, по причине их большей длины, употреблять не одну, а несколько отдушных труб для каждой скирды, смотря по её величине.

Сложенное таким образом сено, складывается так плотно, что для употребления режут его ножом; оно лежит без вреда по нескольку лет и сохраняет приятный запах, вкус и все питательные качества.

Хранение сена в сараях (сеновалах)

Для размещения например 4000 пудов (64 тн) сена должен быть сарай в 20 сажень (42 м) длины, в 4 (8,4 м) ширины и в 1 сажень (2 м) вышины: он делится на три части, в каждой c особыми воротами, для въезда возов, или для внесения и выноски сена.

Сарай c тремя отделениями и в каждом из них c местами на право и на лево от ворот, составляешь всего шесть особых сараев, для поклажи отлично приготовленного зелёного сена. Впрочем в нём можно класть особо сено каждого рода, то есть: клеверное, болотное, осоковое, лесное, тростниковое и т.д., чтобы по свойствам и доброте, зимою свободно употреблять его на корм, соответственный лошадям и другой скотине, c видимою в этом различии пользою.

Сарай строится следующим образом: избирают под него место возвышенное, сухое и ровное. Под две продольные и четыре поперечные стены, врывают стулья из соснового или дубового дерева в расстоянии один от другого на 3—4 аршина (2,84 м), вышиною от поверхности земли на 3—4 вершка (15 см). На них кладут первый основный венец и продолжают до последнего, на котором строится крыша.

Стропила под крышу не должно утверждать на стенах, чтобы они от давления не наклонились в сторону, а со временем и вовсе не упали. Но каждую пару стропил, по концам c шипами, уставляют на балки, на расстоянии одна от другой на 3—4 аршина. Балки же должны быть по ватерпасу врублены в стену и иметь по концам по мере шипов, впадины.

Балки потребной длины приготовляются из брёвен елового дерева, по полам (для экономии) распиленных. Они составляют связь, а поставленные на них отвесно стропилы, хотя тягостью соломенной крыши и давят, но не сильно, стены, отвесно же на стульях, по ватерпасу выстроенные.

Врубать в стенах балки по ватерпасу, значит, брать меру от стульев, зарытых по ватерпасу же в землю, до поверхности балок, шестиком.

Внутри сарая кладут под пол балки такие же как под крышею, но прочнее, из соснового леса, на стульях, врытых в землю по ватерпасу же, в расстоянии одна от другой на 3—4 аршина, вышиною от поверхности земли наравне c первым венцом строения и настилают пол из горбылей или брёвнышек, распиленных пополам, гладкою стороной вверх. Просверливают их против балок и прибивают сосновыми из стержня, а не дубовыми гвоздями.

Имея свободный доступ со всех сторон, воздух проходит между первым венцом строения и поверхностью земли, и не только выгоняет из под пола испарения от земли выходящие, но и осушает пол. Без этой предосторожности испарина вбирается вся в сено и портит его, а пол, если под ним нет свободного течения воздуха, скоро плесневеет и гниёт.

Когда сено кладётся в сараях c какой-нибудь подстилкой, то перезимовавши на ней, весной становится поблёкшим как бы белым, от того, что всасывает в себя после зимы, новую, из земли выходящую испарину. Когда же зимует на полу, под которым ходит воздух, то сохраняет свой цвет. Земля несравненно более испаряет летом, нежели зимой.

При израсходовании сена, когда пол обнаружится, должно всю труху тот час сметать в кучу, что бы получишь её чистою и не топтать ногами в обуви, наносящей всякую нечистоту. По постройке сенного сарая, не худо, отступив от стен на один аршин, окопать его канавкою, для отвода кровельной воды в сторону и тем удалить сырость.

Памятка для хозяина

Нет сомнения, что сено, скошенное в то время, когда ещё травы находятся в полном цвете, несравненно питательнее и вообще лучшего качества, нежели то, которое косят позже, когда уже поспевает семя.

Замечено однако, что по прошествии двух или трёх лет, лучшие кормовые травы на лугах исчезают. Это весьма естественно, потому что эти травы, как однолетние и двухлетние, не допущены до произведения семян и следовательно не могли вновь засеваться. Луга делаются от этого скуднее сеном .

Лучше употребить простой способ, заимствованный из лесоводства: каждое лето оставлять на одном лугу траву до созревания семян, а на прочих, скашиваемых по выше означенному правилу, оставлять там и сям небольшие полосы, c которых зрелые семена могли бы рассеваться по всюду. И таким образом луга будут всегда приносишь хорошее сено.

Заключение

Если вы успели обратить внимание - представленные выше советы не открывают каких-либо невероятных секретов и открытий. Всё это явления обычной деревенской жизни, где способы заготовки сена максимально упрощены и подогнаны к обычным условиям ведения сельского хозяйства.

Здесь уже некогда и ни к чему экспериментировать, а просто для достижения определённого результата следует осуществить ряд последовательных действий и своевременно обратить внимание на некоторые нюансы. В противном случае, участь лентяев и бестолковых, с кривыми руками, обычно бывает весьма не привлекательна.

Начало сенокоса

В Зарайском уезде тогдашней Рязанской губернии, как и всюду, косить начинали «со светом», то есть по росе. «Чем росистее трава, тем легче косить». Помните, в известной пословице: «коси, коса, пока роса, роса долой, и мы домой»? На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, устраивали шалаши и оставались там до конца сенокоса. В котелках, подвешенных на жердочках, варили обед и ужин.

«По вечерам картина таборов очень живописна и оживлена», — отмечает В. В. Селиванов. Предоставим ему слово и для рассказа о том, как сушили сено.

Казалось бы, несложные приемы. Но сколько нужно было внимания, трудолюбия, заинтересованного и добросовестного отношения, чтобы четко и вовремя выполнить их.

10 июля: приметы и поверья

  1. Если на Самсона дождь, то идти ему до самого Бабьего лета.
  2. Если в этот день ясно солнышко светит, то в ближайшие семь недель будет солнечно.
  3. Если конский щавель «плачет», т.е. на листьях появились липкие капельки, то будет дождь.
  4. Если звездчатка с утра не раскроет свои лепестки, то к вечеру пойдет дождь.
  5. Радуга поперек реки – к ясной погоде.
  6. Пчелы стали злые – к засухе.
  7. Стрекоза рывками летит, сильно шурша крыльями – к непогоде.

Использование текстовой информации разрешается только при указании активной гиперссылки на сайт. Использование фотографий запрещается без согласования с редакцией КГУП «Алтайская правда»

Похожая примета

Во второй половине лета в жизни русского крестьянина наступал самый главный период — жаркая пора сбора урожая, или, как еще называли на Руси, — страда.

Об этом совершенно особом времени крестьянского года рассказывает историк Марина Михайловна Громыко в своей книге «Мир русской деревни». Публикуем наиболее интересные фрагменты этого исследования.

Читайте также: