Какую фотографию выбрать на памятник приметы

Обновлено: 20.09.2024

Эксперт в сфере ритуального бизнеса Игорь Саванович рассказал «Кур

Поместить фотографию на памятник можно двумя способами. Первый — выгравировать изображение на камне, второй — сделать медальон с фотографией и разместить его на памятнике. Эксперт в сфере ритуального бизнеса Игорь Саванович рассказал «Кур'еру» всю правду о фотографиях на памятниках.

Фото на памятник.

Паша – художник в одной из наших местных ритуальных контор. Он по праву считается высококлассным специалистом: дело свое знает прекрасно да еще и талантлив. Клиенты у него не переводятся, едут даже из соседней области. И мне он, конечно, все сделал по высшему разряду. Бабушка Аня и дед Петя теперь смотрят на наш бренный мир с отличных портретов. А еще Паша мне много чего интересного рассказал про свое дело за то время, пока возился с моим заказом. Я ведь долго не могла выбрать и понять, чего именно хочу. Например, мечтала превратить старые черно-белые фотографии в цветные, думала даже о портретах на стекле или боль шой керамогранитной заготовке – на половину стелы. Паша меня от этого уберег и попутно сообщил массу информации обо всех плюсах и минусах разных типов мемориального портрета – честно, по-соседски, так сказать. Отговорил от глупостей и рассказал всякие поучительные истории из своей обширной практики.

Вначале мы вместе придирчиво выбирали фотографии-исходники.

В дело лучше всего идут студийные фото, например, для документов. Если они даже старые, их реально обновить и улучшить должным образом. Можно с успехом убрать со старенького фото заломы, увеличить его, повысить четкость и контрастность. С цветных снимков ʺснимаютʺ так называемую вуаль, делают цветокоррекцию и так далее. Стоимость таких услуг зависит, конечно, от сложности работы. Простая ретушь (чистка фото от царапин и пятен, разводов и грязи) делается за 200 – 300 рублей. Серьезное Восстановление – это уже долгое дело за этак 2,5 или 3 тысячи. Если же нужна прорисовка, то она обойдется в 8 – 10 тысяч рублей.


Многие мастера умеют делать чистенький фоторисунок с какого-нибудь древнего маловразумительного образца, но Пашка этого не любит. Он говорит, что все равно такое изображение смотрится ненатурально. А ведь нам хочется, чтобы ушедшие смотрели на нас с памятника как живые, верно? Нормальный ретушер не возьмется радикально менять образ на выбранной фотографии. Не будет, например, делать на серьезном лице улыбку, перерисовывать прическу, убирать бороду либо ʺсниматьʺ шляпу. Все это почти гарантированно сделает облик человека не таким, каким его помнят близкие, а значит, заказчик будет недоволен результат ом. Ну и от ʺокраскиʺ черно-белых вариантов Паша тоже меня предостерег. Сказал, что даже он не сможет сделать подобные снимки достаточно естественными. А зачем на памятнике какой-то дешевый лубок? Гораздо лучше будут смотреться винтажные монохромные портреты – яркие, четкие, с хорошим балансом белого.

Такие он мне и сделал, слегка отретушировав снимки из фотоателье, датированные 70-ми годами прошлого века. Наверное, я бы до сих пор думала, что лучше было все же их окрасить, если бы не насмотрелась в мастерской керамики с портре тами в искусственном цвете. Они меня совершенно не впечатлили своей какой-то наивной грубоватостью. Как расцвеченные от руки открытки конца 19-го века, честное слово.

Разновидностей мемориального фото теперь много:

  • это и старые добрые фотоовалы на металле и керамике;
  • и портреты, выполненные прямо на камне, – прежде всего гравированные;
  • цветные портреты, тоже нарисованные (только красками) непосредственно на поверхности стелы;
  • фотографии на стекле, в том числе объемные.
  • Пашка описал мне практически все популярные нынче технологии.
Классикой жанра (до сих пор вполне востребованной) остаются портреты на металлических и фарфоровых таблицах.

Они сейчас бывают всякой формы – классической овальной, круглой, прямоугольной, в виде арки и даже фигурные: например, можно найти сердце или, например, книгу. Их делают цветными и черно-белыми, в виде сепии, с рамками, надписями, разными фонами и без оных.

С виду металлические и керамические фотографии могут быть весьма похожими, но профессионал различает их сразу. Керамический вариант всегда выглядит четче и ярче – это первое. Во-вторых, металлическая основа всегда слегка изогнутая, выпуклая. Это немного искажает изображение и не позволяет крепить ф ото в выемку на камне. Такие металлические портреты привинчивают только с помощью саморезов. Как кому, а мне это не очень нравится – некрасиво. Лучше смотрится, когда портрет вмонтирован прямо в камень. Но это можно сделать только тогда, когда его заказываешь вместе с памятником, а при изготовлении в стеле делается соответствующая по размерам ниша.

Мне вот тоже пришлось все-таки прикреплять портреты сверху, я же их делала на старые надгробия. Но Паша мне посоветовал заказать особые саморезы – декоративные, из нержавейки под бронзу, немецкие. Он прикрепил портреты на гранит с помощью какой-то навороченной аккумуляторной дрели.

Еще один урок, который я вынесла относительно крепления керамики, – ни в коем случае не делать на ней отверстия для саморезов самостоятельно. Надо сразу заказывать портрет со всеми нужными дырками, иначе получится, как у одного обозленного клиента Пашкиной конторы. Он пришел туда качать права в связи с порчей приобретенного фарфорового портрета, который пошел трещинами. А случилось данное прискорбное событие, когда товарищ начал лично сверлить овал для крепежей. Орал и требовал сатисфакции этот дяденька долго, но деньги ему назад так не отдали – ибо сам виноват.

Новое слово в ритуальном бизнесе – это широкоформатная керамика и портреты на керамограните.


Причем первые – это выбор, так сказать, VIP-кл асса, а второе – своеобразный компромисс между металлом и фарфором. Большие портреты на памятник нынче в моде. Их делают в том числе и на фарфоровых таблицах. Выглядят они, конечно, шикарно, но и цена у них… Соответствует, в общем. Как пояснил Паша, широкий формат – это все, что больше, чем 18х24 см. У них на фирме цены на него считаются ʺсредними по больницеʺ. Например, овалы на российской керамике размером 24х30 стоят 8 000, на итальянской 15 000. Такие же прямоугольники соответственно 9 и 16 тысяч, а арки – 10 и 17 тысяч рублей. Самые большие портреты (50х70, а по спецзаказу и 50х100) будут оценены в 50 – 65 тысяч. Ну, это уже для огромных мемориалов, конечно.

Керамогранит – это нечто среднее по качеству между металлокерамикой и фарфором. Его главным недостатком является очень большой вес, который влечет за собой трудности надежного крепления такого портрета к камню. Лучше всего вставлять такую фотографию в специальную нишу на стеле, а не приделывать ее сверху. А то может и саморезы вывернуть, если очень крупная. Обычные овалы на таком материале стоят от полутора до восьми тысяч рублей, а широкий формат в цене достигнет и 50-ти тысяч. Прямоугольные и арочные варианты, как водится, несколько дороже.

Еще одно современное ноу хау – портреты на стекле.

фото на стекле

Они появились максимум лет 15 назад, но на наших кладбищах встречаются уже довольно часто. Как обещают некоторые производители, срок их сохранности и роскошного вида – не менее 50-ти лет. Что могу сказать? Трудно такое дело прогнозировать зар анее, не пережив эти полвека вместе со стеклянными фото и не убедившись лично в их долговечности. И Пашка тоже сомневается. Конечно, стекло используется ударостойкое, жаропрочное (ведь изображения на нем обжигаются в печах и буквально впекаются в поверхность). От выцветания их оберегает стеклянная толща. Но кто знает, как поведет себя это прочное сегодня стекло через несколько десятилетий? Не потеряет ли прозрачности, не покроется ли сеткой микротрещин? Не перестанет ли быть сверхпрочным? Это может показать лишь время.

А иногда, увы, и ждать долго не приходится. Вот недавно шла по кладбищу – увидела одно такое фото. Скажу вам, смотрится оно не очень-то. Подошла поближе и поняла, что его поверхность попорчена какими-то мелкими царапинками, как на старом оргстекле. Наверное, данный эффект получился из-за некачественного изготовления или плохого материала. Пашка утверждает: сразу понять, что изделие таит в себе некий дефект, практически невозможно. Поэтому лучше и не рисковать – не идти с заказом в непроверенную фирму, с которой потом даже гарантийной замены не вытрясешь.


Есть еще портреты на стекле с 3D эффектом, то есть объемные. Это уже немного другая история. Их не прикрепляют к памятнику, а ставят рядом с ним. Иногда даже заказывают вместо традиционного надгробия. Как я поняла, они получаются из такого же прочного стекла с изображением, которое становится трехмерным за счет умножения плоскостей. То есть, на металлическую или другую основу друг за другом, на небольшом расстоянии, устанавливают стеклянные пластины с напечатанным на них рисунком, в том числе портретом. Все это могут заключить в прозрачный куб. Получается весьма необычное стереоизображение. Мне Паша показывал видео с подобными мемориальными портретами. Не знаю, как кому, а мне не очень понравилось. Кажется жутковатым иметь такие портреты близких на их могилах. Как будто мертвые восстали из гробов. Кстати, стоит все это каких-то огромных денег – аж до нескольких сотен тысяч.

Чуть не забыла о гравировке!

А ведь она сейчас не менее популярна, чем керамика. Еще пару десятилетий тому назад на российских кладбищах не было настолько большого количества гравированных портретов, как сегодня. Дело в том, что резьбой по камню в основном занимались вручную. Процесс был долгим и трудным. Художники брали за него нехилые деньги, а результаты не всегда были удовлетворительными. Часто портрет выходил мало похожим, ведь не каждый художник, желающий заработать, – хороший портретист.

Правда, не на каждом камне можно сделать гравированный портрет. Он невозможен на светлой поверхности, на цветном камне, его не увидишь на мраморе. Причина проста: вырубленные черты на таких поверхностях будут просто не видны без подкраски. А с подкраской они будут смотреться грубо и схематично. Идеальным фоном для гравированных изображений является карельский гранит. В природе он светло-серый, а после полировки становится черным. Это идеальный вариант для контрастной гравировки, состоящий из множества оттенков серого цвета на темном фоне.

Один из минусов портрета на граните – это эффект его ʺисчезновенияʺ во влажной среде – от дождя, росы и так далее. Чтобы этого не случилось, можно использовать специальную обработку стелы, которая называется ʺантидождьʺ. Кроме этого, делают так называемое ʺзабеливаниеʺ портрета акриловой краской. Второй способ мне не очень нравится, потому что портрет становится более тусклым. И мыть от грязи или там пятен забеленный образ нельзя, так как акрил уничтожатся от трения и его надо восстанавливать. Короче, на своих могилах я использую ʺантидождьʺ.

Некоторые сегодня предпочитают гравировку в цвете.


Это, как теперь говорят, модный тренд. Для получения таких портретов их вначале вырезают на камне (станком, а потом дорабатывают руками). Получившийся результат расписывают красками. Паша уверяет, что техника росписи мало отличается от того, как делают иконы – краски наносят слоями на особую грунтовку. Считается, что для портрета на камне можно использовать любые краски для наружных работ. Самые дешевые из них – масляные, потом идут акриловые, за ними – алкидные, латексные, силиконовые и самые дорогие минеральные. Последние считаются очень стойкими. По слухам, они дают гарантию портрету в 15, а то и 20 лет. Однако Паша далеко в этом не уверен. Ведь минеральные краски и хороший силикон привозят из-за бугра. Если раньше можно было надеяться на европейское качество, то теперь это – наверняка Китай. Со всеми вытекающими.

В общем, цветной портрет на памятнике – лотерея. Он может продержаться без реставрации 5 лет, а может прийти в совершенную негодность годика за 2. А стоит удовольствие дороговато. Акриловый портрет 24х30 см. идет от 35 – 40 тысяч рублей. Силиконовый или минеральный – от 50 – 60 тысяч. Отдельных сумм будут стоить последующие реставрационные работы (которые не за горами).


Один знакомый Пашкин художник учит своих клиентов, как можно продлить жизнь мемориальным цветным портретам. Например, надо как-то затенять стелу, ведь ультрафиолет – главный враг краски. Если это возможно, то нужно постараться развернуть памятник лицом на северную сторону. Это позволит цветам сохраниться вдвое дольше. Если же сторона южная или западная, то на камень должна хотя бы падать хорошая тень (от деревьев, кустов или даже … ширмы). И еще: некоторые клеят на портрет полимерную пленку для защиты от солнечных лучей, чего делать ни в коем случае нельзя. Вот печальный жизненный пример. Однажды клиент этого Пашиного приятеля ʺзащитилʺ так свеженький портрет. Буквально за лето пленка загрязнилась и местами начала слегка отставать. Мужчина захотел от нее избавиться – а не тут-то было. Пленка прикипела к камню так, что счистить ее получилось только вместе с краской и мелкими деталями гравировки. После такого безобразия памятник пришел в полную негодность. Потом его заново полировали и гравировали. Цветного портрета клиенту больше не захотелось.

Я тоже решила избежать изысков и крайностей, почему и приобрела старую добрую керамику. И не жалею. Все эти новомодные навороты – только лишняя трата денег, да еще и с непонятными рисками. И вообще, нечего Бога гневить, устраивать на могиле какой-то невозможный пантеон. Чай, не язычники мы, не буддисты. Хочешь почитать покойных близких – чти их в сердце своем да поминай в молитвах. И вообще, считаю, что роскошь на кладбище надо запретить законодательно. Пусть будут газончик, небольшие памятники или скромные гробницы, неброское оформление – и никакого выпендрежа. Кто скажет, что я не права?

Портрет

Иллюстративное фото Портрет умершего вырезается на памятнике гравировальным станком. Лет двадцать назад, когда эта технология только появилась, гравировка станком стоила дорого, поэтому художники вырезали портрет вручную. Сейчас так почти никто не делает. Это дольше, да и стоит ручная работа на порядок дороже. Для сравнения: чтобы выгравировать портрет, у художника уйдёт примерно двое суток, а станок за это время может сделать 10 портретов. После того как станок выгравирует портрет, художник всё равно дорабатывает его. Вносит окончательные штрихи. После гравировки все портреты покрываются специальной краской, чтобы рисунок был виден даже на мокром камне.

Пять наивных вопросов эксперту

Похожая примета


Заказываю памятник маме на кладбище.
Вопрос в том, какую сделать фотографию. Есть фотография последняя с паспорта, официальная-строгая и есть художественная, но там мама молодая, лет 20 с чем-то, умерла в 59.
Папа за то, чтоб сделать фотографию с паспорта, ведь не девушка похоронена. Брат сказал: я со всем согласен, какую сделаете, ту и хорошо.
А я хочу ту, где мама молодая. Думаю что это память о всей жизни человека, а не только о том времени, когда жизнь кончилась.
Никогда раньше с памятниками не сталкивалась, не знаю как поступить, чего посоветуете?

2 Если умирает пожилой человек, какие фотографии лучше выбирать: «в старости» или «в молодости»?

Когда умирает пожилой человек, то, как правило, его близкие выбирают из последних фотографий, сделанных при жизни, где умерший выглядит привычно для них. Но бывают и те, кто хочет запечатлеть умершего в его молодые годы. Обычно так делают пожилые люди, когда заказывают памятник сами себе при жизни.

Медальоны

Они бывают разными в зависимости от материала заготовки, на которую наносится изображение.

Медальон на металлокерамической заготовке. Это самый бюджетный вариант. Такой медальон может иметь разную форму и размеры (9×19, 13×18,18×24). Медальон на металлокерамической заготовке недолговечен, и уже через двадцать лет его придётся заменить.

  • Плюсы:
  • низкая стоимость
  • мягкая передача полутонов чёрно-белых изображений;
  • простота крепления медальона
  • Минусы:
  • низкая светостойкость (быстро выгорает на солнце)
  • подвержен коррозии
  • нечёткость изображения
  • Плюсы:
  • влагостойкость
  • цветопередача
  • Минусы:
  • недостаточная чёткость и контрастность

Медальон на керамогранитной заготовке. Отличается точной цветопередачей. Максимальный размер такого медальона 40×60 см. Может быть как овальной, так и прямоугольной формы. При изготовлении керамогранитного медальона края изделия остаются необработанными. Это смотрится грубо и неаккуратно, поэтому для того, чтобы памятник с таким медальоном выглядел эстетично, медальон необходимо заключать в рамку.

Срок службы такого медальона — 50 лет.

  • Плюсы:
  • механическая прочность
  • высокая устойчивость к царапинам
  • влагостойкость
  • стойкость к перепадам температур
  • точность цветопередачи
  • Минусы:
  • необработанные края

Медальон на фарфоровой заготовке. Имеет зеркально-глянцевую поверхность. Обычно устанавливается на стеле. Размеры: от 9×12 см до 30×40 см. Срок службы такого медальона также 50 лет.

  • Плюсы:
  • фотореалистичность
  • объёмность изображения
  • светостойкость
  • стойкость к перепадам температур
  • химическая стойкость
  • Минусы:
  • стоимость
  • сложность установки

Медальон состоит из стеклянной и керамогранитной пластины, ультрафиолетовой печати и плёнки. На итальянский керамогранит наносится ультрафиолетовая печать, сверху — прозрачная УФ плёнка и стеклянная пластина. После этого медальон «запекается» при высокой температуре. Получается, что фотография запечатана в стекле. Такой медальон может быть абсолютно любого размера. Форма: овальная, прямоугольная или в виде арки. Гарантия — 50 лет, хотя он прослужит и все сто.

  • Плюсы:
  • Фотореалистичность
  • Светостойкость
  • Влагостойкость
  • Стойкость к перепадам температур
  • Минусы:
  • Стоимость
  • Незащищённость от прямых ударов

В Слуцке памятники с фотомедальоном на стеклянной заготовке делает небольшое количество организаций. Наша организация одна из них.

Похожая примета


15.08.2015 1 комментарий к записи Какую фотографию близкого человека лучше выбрать на памятник?

24_nuzhno_li_foto_na_pamyatnik-225x300

Они вроде бы успокоились немного, но одна проблема продолжала их угнетать изнутри. А можно ли фото, где сфотографированы двое, пополам разрезать и одну половину изготовителям памятника отдать? Причем если второй человек ещё жив? Ведь их энергетические ауры неразрывно связаны. Что будет, если этот механический процесс как-то отразится на втором, живом?

Отвечаю им: если действительно не нашлось другого фото, кроме общего, нужно бы мнением живого человека поинтересоваться. Бывают личности с твёрдым моральным стержнем внутри, которые в судьбу не верят. Им глубоко безразлично, от какого фото изображение на памятнике отделено. Другие, наоборот, верят в порчи, сглазы и ауры. Тогда лучше общие фотографии не использовать, таких людей это будет морально угнетать. Суеверия ещё никого до добра не доводили. А если подходящего снимка усопшей нет, советую обратиться к фотохудожнику. Он и из паспортной фотокарточки такой образ выгравирует, что память будет на долгие годы.

3 Можно ли изменить детали на фото, например, цвет рубашки?

Поменять можно почти всё. У нас есть специальные каталоги, в которых можно подобрать фон, одежду и головной убор.

После обработки фотография обязательно высылается на сверку родственникам. Я с клиентами общаюсь в мессенджерах Viber и WhatsApp. Так оперативнее. Например, недавно у нас был заказ из Риги, который вёлся полностью удалённо.

Фото предоставил Игорь Саванович Фото предоставил Игорь Саванович

1 Какого качества должны быть фотографии?

Чем выше разрешение у фотографии, тем лучше. Например, у фотографий советского времени отличное разрешение. Если у выбранной фотографии плохое качество — не надо расстраиваться. Почти любой снимок можно отретушировать: добавить контрастности, убрать шум и царапины.

Похожая примета


12.11.2017 5 комментариев к записи Лучшее фото для памятника: мифы и реальность.

Недавно я обновляла портреты на памятниках бабушки и дедушки. Сами стелы сохранились очень хорошо. Сделаны-то они были давно (один памятник поставили более 20-ти, а другой аж 38 лет назад), но зато из гранита. А этот камень, кажется, и вправду вечный – недаром так его называют. Только вот фотографии на керамике здорово повыцвели и портили весь вид. Ну я и решила, не дожидаясь горячего весеннего сезона (когда все дружно кинутся приводить в порядок могилы перед Пасхой), заняться вопросом новых красивых фото. А за консультациями и изготовлением обратилась к своему соседу по лестничной площадке.

4 Какой памятник лучше выбрать?

Эксперт в сфере ритуального бизнеса Игорь Саванович рассказал «Кур

Фото предоставил Игорь Саванович

Всё зависит от бюджета, но я бы посоветовал гранитный памятник с фотомедальоном на стеклянной заготовке. На данный момент это самый оптимальный вариант по соотношению цена/качество/эстетика.

5 Есть ли какие-то новинки в сфере ритуального бизнеса?

Эксперт в сфере ритуального бизнеса Игорь Саванович рассказал «Кур

Недавно на выставке в Москве видел памятники с инкрустацией. Таких в Беларуси ещё нет. Я уже веду переговоры, чтобы привезти инкрустированные памятники в Слуцк.

Читайте также: