Какие приметы времени характерные для 20 х годов xx века не встречаются в повести

Обновлено: 14.11.2024

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахтямова Зульфия Ревонеровна

20-е годы ХХ в. в жизни страны оставили неизгладимый след: революции , войны, голод, коллективизация. Все это нашло отражение в литературе. Многие писатели начинают служить большевистской идеологии , а некоторые не воспринимают эту власть и создают произведения, в которых показывают отрицательные стороны новой системы. В литературе, в том числе татарской, появляется большое количество повестей , поскольку этот жанр позволяет оперативнее реагировать на актуальные события.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожая примета

Особое место в многовековом процессе развития европейской литературы, нередко обращавшейся к трагической проблематике, занимает двадцатый век, поскольку этот век оказался предельно трагическим для людей большинства стран мира. Две мировые войны, установление тоталитарных режимов, кризис идей прогресса, рациональности и гуманизма — таковы причины трагизма.
Русская литература XX века не могла не отразить многочисленные коллизии трагического характера. Во многих произведениях, начиная с 20-х годов XX века, не трудно обнаружить трагические мотивы, хотя обращение к данной тематике многие годы не поощрялось. В качестве литературного материала для исследования в диссертации избраны четыре произведения, созданные в разные периоды развития русской советской литературы - рассказ Б. Лавренева «Сорок первый», опубликованный в 1924 году и воспроизводящий одну из возможных ситуаций периода Гражданской войны; две повести В. Быкова («Сотников» и «В тумане»), отражающие обстоятельства и атмосферу начального периода Великой Отечественной войны в западной части СССР (нынешней Белоруссии); повесть В. Распутина «Живи и помни», изображающая одну из ситуаций, возникших в глубине страны, в небольшом сибирском селе,
связанную с событиями Великой Отечественной войны весной 1945 года, уже накануне победы.
Но называть ВСЮ литературу ХХ века трагической - глубокое заблуждение!

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Мухарлямова Гульназ Нурфатовна

Философия жизни и смерти в военной прозе Наби Даули (роман «Разрушенный бастион» и повесть «Между жизнью и смертью») Специфика хронотопа в рассказе турецкой писательницы Севинч Чокум «Матушка Розалия» Инсценировки в татарской драматургии в начале XXI века i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Художественное время и пространство в произведениях татарской прозы 20-30-х годов XX века»

МУХАРЛЯМОВА Гульназ Нурфатоена, старший преподаватель, соискатель кафедры татарской литературы Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань). Автор 21 научной публикации

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ТАТАРСКОЙ ПРОЗЫ 20-30-х ГОДОВ XX ВЕКА

В статье рассматривается проблема художественного пространства и времени. Хроноюпические образы дороги, зари, ночи дают возможность охарактеризовать историческое время, изображенное в изучаемых произведениях. Образы открытого и закрытого пространства позволяют определить состояние страны в переломные для нее моменты.

Хронотоп, историческое время, хронотоп дороги, хронотоп зари, открытое пространство, закрытое пространство, перцептуальный хронотоп

Современное литературоведение и литературная критика предполагают новый подход к рассмотрению и анализу литературных произведений, созданных в советскую эпоху. Наибольшие разногласия вызывают, как правило, произведения, написанные после Октябрьского переворота, в годы становления советского государства. Татарская литература этого периода является объектом изучения истории татарской литературы и литературной критики. Однако многие исследования предполагают традиционный анализ литературного произведения 1920-1930-х годов, в частности рассматриваются сюжет и композиция произведения, идейно-тематические особенности, особенности конфликта (в свете происходящих событий), образная система произведений, в некоторых трудах - проблемы историзма. В то же время исследователи не проявляют внимания к особенностям изображения действительности в произведениях с точки зрения пространственно-временных отношений. Сегодня это пред-

ставляется важным и актуальным для определения особенностей литературного процесса указанной эпохи. Поэтому наша цель - изучение пространственно-временной организации произведений татарской прозы, созданных в 20-30-х годах XX века.

Научная новизна данного исследования состоит в определении роли хронотопа в объективном осмыслении литературных произведений, выявлении своеобразных хронотопических образов, характерных для татарской литературы указанного периода, изучении проблемы использования авторами перцептуального хронотопа.

Художественное пространство и время (хронотоп) являются важнейшими составляющими литературного текста, участвуя в его комплексном идейно-художественном анализе. Хронотоп - это существенная взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе1.

Историческое время, описываемое в произведениях 20-30-х годов XX века, определяется

политическими, общественными и культурными условиями развития страны. Следует отметить, что «приметы времени раскрываются в пространстве, и оно осмысливается и измеряется временем»2. Отсюда следует, что в эпических произведениях историческое время выступает как фон, характеризующий общую историкообщественную атмосферу, определяющий действия персонажей, их взаимоотношения, воздействующий на формирование личности героя3.

В произведениях художественной литературы, созданных в 1920-1930-х годах, выделяется два промежутка времени: дореволюционное время и время становления советской власти. В связи с этим взаимосвязано прослеживаются такие оппозиции, как Прошлое/Будущее, Старое/Новое, Темное/Светлое, Свое/Чужое.

Историческое время, описываемое, например, в романах Г. Ибрагимова «Наши дни», «Глубокие корни», М. Галяу «Кровавые знаки», Ш. Камала «На заре», К. Наджми «Весенние ветры», повестях М. Амира «Агидель», Ш. Усманова «Путь легиона» характеризуется как тяжелое, полное смуты и напряженности. Это связано и с условиями существования людей в дореволюционное время, и с не менее темными революционными событиями, а также со становлением советской власти в стране.

Объективному осмыслению исторического времени в произведениях изучаемого периода способствует так называемый хронотоп дороги, который в большинстве случаев понимается как хронотоп «большой дороги», по которой идет страна к «светлому будущему» в своем историческом развитии. Так, в романах Г. Ибрагимова «Наши дни», Ш. Камала «На заре» дорога олицетворяет сложный и трудный путь, ведущий героев к революции. Следует отметить, что во многих произведениях, по мнению М. Бахтина, хронотоп дороги соответствует жизненному пути литературных героев4. Писатели проводят параллели между ним и «большой дорогой» развития страны в целом.

В большинстве случаев жизненный путь героев представляет собой пересечение горизонтальной и вертикальной проекций. Горизонтальным направлением определяется течение

обыденной жизни, вертикальную проекцию жизненного пути героев составляют их надежды, мечты, стремления к высоким, иногда недостижимым идеалам. Эти проекции, входя в противоречие, приводят к трагедии - смерти героев: Фахри из романа Г. Ибрагимова «Глубокие корни», Таджи из дилогии М. Галяу «Кровавые знаки», Гаяза из повести М. Амира «Агидель».

Хронотоп дороги в таких произведениях, как «Кровавые знаки» М. Галяу, «Путь легиона» Ш. Усманова выступает и в значении реальной дороги, которая способствует раскрытию характера героев, показывает их духовное развитие. В иных случаях дорога указывает на будущее, которое ждет героев впереди.

Историческое время и пространство, изображаемое в произведениях 20-3 0-х годов XX века, определяет и цикличное время суток вечер (закат) - ночь - рассвет. Хронотоп ночи, определяя пространство и время 20-30-х годов XX века, способствует выявлению характера происходящих событий, обусловленных ситуацией в общественной жизни страны. Ночь подразумевается как темное время суток, дающее возможность героям тайно устраивать встречи, обдумывать новые планы, а также ассоциируется со временем, в ходе которого совершаются аресты, обыски, различного рода преступления, убийства.

Хронотоп зари как отличительная черта татарской прозы 1920-1930-х годов определяет историческое время и пространство художественной литературы, воспринимается художниками слова как рождение новой общественной мысли, новых идеалов того времени. Данный хронотоп несет разную смысловую нагрузку: в романе Ш. Камала «На заре», К. Наджми «Весенние ветры» определяется как время суток, приносящее рабочим беспокойство, в романе Ш. Камала «Когда рождается прекрасное», в повести М. Амира «Агидель», повествующих о времени после октябрьского переворота, свет зари освещает дорогу коммунистам к их «светлому будущему».

Определению характера татарской прозаической литературы 20-30-х годов XX века способствует и рассмотрение художественного

пространства. В произведениях выделяются два типа пространства: открытое и замкнутое. Открытое составляют такие хронотопические образы, обретающие символическое значение, как река, лес, сад.

Хронотоп реки выполняет функцию характеристики сложности и противоречивости общественной жизни, символизируя путь страны в данный период времени. В романах К. Над-жми «Весенние ветры», Г. Ибрагимова «Глубокие корни», в повести М. Амира «Агидель» река отождествляется с жизненным путем героев романа, т.к. изменения, происходящие на этой могучей великой реке, указывают и на изменения в жизни героев. Хронотоп реки в повестях Г. Исхаки «Осень», А. Кутуя «Неотосланные письма», Г. Рахима «Идель» выполняет функцию передачи настроения литературных героев.

Хронотоп леса, характеризуя также открытое пространство и символизируя светлое будущее героев, используется в романе Г. Ибрагимова «Глубокие корни», в повести М. Амира «Агидель», описывающих события послереволюционного времени. Хронотоп сада в повести М. Амира «Агидель» выражает мечты и стремления героев, их психологическое состояние, в романах Ш. Камала «Когда рождается прекрасное» и Г. Ибрагимова «Глубокие корни» характеризует состояние страны в определенный отрезок времени, а в повести Г. Рахима «Идель» дает возможность проследить за календарным временем.

Замкнутое пространство в литературных произведениях 20-30-х годов XX века составляют такие распространенные хронотопы, как дом, комната, лачуга, хибарка, а также характерные для изучаемого периода хронотопические образы - барак, казарма, артель, совхоз, коммуна, тюрьма. Каждый из названных хронотопов выполняет не только сюжетообразующую функцию, но и серьезную смысловую нагрузку. Так, в романах Г. Ибрагимова «Глубокие корни», Ш. Камала «Когда рождается прекрасное», в повести М. Амира «Агидель» идея объединения в коллективные хозяйства - артель, совхоз, коммуну путем создания с помощью маленьких пространств отдельных семей

одного общего большого пространства определяется целями и стремлениями героев жить в новом обществе.

Тюрьма в качестве одного из распространенных хронотопов, известных как замкнутое пространство, в литературе изучаемого периода присутствует в романах Г. Ибрагимова «Наши дни», К. Наджми «Весенние ветры» и определяется оппозициями Светлый/Темный, Просторный/Тесный, Узкий/Широкий. Сужение пространства тюрьмы дается через хронотопические образы камеры и карцера.

Хронотопические образы, связанные с местом проживания человека, такие как дом, хибарка, лачуга, комната, казарма, барак, используются в произведениях 20-30-х годов XX века для изображения сферы существования того или иного слоя населения, в результате чего на первый план выдвигается противопоставление двух лагерей: богатых и бедных. Данные хронотопы служат также средством раскрытия характера героев, их внутреннего мира.

Кроме того, хронотопы, представляющие собой жилище человека, способствуют объяснению причин недовольства народа, приведших к переломным событиям в жизни страны. Следует отметить и тот факт, что в период становления советской власти, несмотря на жизнь в новом обществе, пространство, где живут герои, не становятся просторнее и светлее.

Как известно, перцептуальный хронотоп, являющийся субъективным временем и пространством, зависит от происходящих с героями литературных произведений психологических процессов и выступает в форме художественного образа, определяя внешний и внутренний опыт субъекта. Несмотря на тот факт, что перцептуальный хронотоп больше характерен для романтической литературы 20-30-х годов XX века и сравнительно мало используется в произведениях реалистического характера, тем не менее в указанных повестях и романах наблюдается использование таких перцептуальных хронотопов, как воспоминания, размышления, видения, мечтания, сновидения, бред героев.

Воспоминание, являясь одним из распространенных перцептуальных хронотопов в рома-

нах М. Галяу «Кровавые знаки», А. Кутуя «Неотосланные письма», используется для воспроизведения картин из прошлой жизни героев, которые, в свою очередь, помогают не только отобразить чувства и переживания героев, но и понять смысл происходящих в то время событий, определяющихся оппозицией Прошлое/Настоящее/Будущее. Противопоставление Прошлое/Будущее определяет в романе Г. Ибрагимова «Наши дни» и такой перцептуальный хронотоп, как размышление героев. В повести Г. Рахима «Идель» размышления показывают и психологическое состояние героя, связанное с хронотопом одиночества.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перцептуальный хронотоп мечты дает возможность героям повестей Г. Исхаки «Осень», А. Кутуя «Неотосланные письма», романа Г. Ибрагимова «Глубокие корни» жить в перцептивном пространстве и времени, предаваясь мечтаниям о счастливом будущем.

Видения не занимают много места в произведениях изучаемого периода, однако в то же время они способствуют полному пониманию психологического состояния героев в связи с происходящими событиями.

В прозаической литературе 1920-1930-х годов отмечается сравнительно частое использование хронотопов сна и бреда. Сны героев романов К. Наджми «Весенние ветры», Г. Ибрагимова «Наши дни», Ш. Камала «Когда рождается прекрасное» предсказывают описываемые в произведениях будущие события, большинство из которых указывают на тревожность в судьбе страны, определяя оппозицию Высокий/ Низкий. Бред героя связан прежде всего с его состоянием в период болезни. Героя в бреду преследуют страшные картины прошлой жизни, связанные с войной, с революцией. Это наблюдается в романах Г. Ибрагимова «Наши дни», «Глубокие корни», К. Наджми «Весенние ветры», М. Галяу «Кровавые знаки».

Таким образом, изучение проблемы художественного времени и пространства произведений татарской прозы 20-30-х годов XX века дает возможность более объективного и глубокого осмысления их идейно-эстетических особенностей, представления картины происходящих событий, связанных с революционным переворотом и со становлением советской власти в стране.

1 Бахтин М. Формы времени хронотопа в романе//Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 234.

2Его же. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 122.

3 Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства II Ритм, пространство и время. Л., 1974. С. 14.

4Бахтин М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 48.

ARTISTIC TIME AND SPACE IN THE TATAR PROSAIC WORKS OF THE 20-30S OF THE XX CENTURY

The article examines the issue of time and space in art. Chronotopicai images of road, dawn, and night give an opportunity to characterize the historical time depicted in the literary works under study. The images of open and closed space allow characterizing the state of the country during the turning points of its history.

*Рецекзет-ГалимоваЕ.Ш., доктор филологических наук, профессор кафедры литературы Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Текст научной работы на тему «Татарская повесть 20-х годов ХХ века»

ТАТАРСКАЯ ПОВЕСТЬ 20-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Ключевые слова: повесть, революции, идеология, оперативность, объективность.

20-е годы ХХ в. в жизни страны оставили неизгладимый след: революции, войны, голод, коллективизация. Все это нашло отражение в литературе. Многие писатели начинают служить большевистской идеологии, а некоторые не воспринимают эту власть и создают произведения, в которых показывают отрицательные стороны новой системы. В литературе, в том числе татарской, появляется большое количество повестей, поскольку этот жанр позволяет оперативнее реагировать на актуальные события.

Z.R. AHTYAMOVA THE TATAR STORY OF20th YEARS XX A CENTURY

20 years XX of a century in a life of the country have left an indelible trace. This period is well-known for revolutions, wars, famine, collectivization and many other things incidents. Certainly, all this was reflected in literary process. Many writers start to serve new to ideology, and the some people do not perceive this authority, and create such products where they show the negative parties of new system. In the literature of many people living in the Soviet country including in Tatar, there is a plenty of stories as they it is fast, operatively react to pressing questions of a society.

ХХ век - богатая историческими событиями эпоха. Особенно первые три десятилетия отличаются своей сложностью и противоречивостью. Первая мировая война, революции, гражданская война, вынужденные эмиграции, страшный голод, репрессии, Вторая мировая война - все это наложило отпечаток на развитие многих народов, в том числе и татар. Среди них такие важные события, как октябрьская и февральская революции 1917 г., гражданская война, которые оказали влияние на литературу. Несмотря ни на что, она в этот период развивалась, появлялись новые произведения. Каким же образом шло это развитие?

Если до 1917 г. татарская литература развивалась с национальной позиции, то после она развивается в иных социальных условиях. На первое место советские писатели ставили новую жизнь, новых героев. Эта тематика нашла отражение именно в жанре повести. Доктор филологических наук А.И. Кузьмин правильно определяет время, когда быстрыми темпами начинает развиваться этот литературный жанр. «В литературном процессе повесть становилась особенно активной в исторически переломные периоды; в 30-40-е годы Х1Х в., в конце Х1Х и начале ХХ в., в годы гражданской, Отечественной войн» [1, с. 7]. Именно в этот сложный период повесть, оставив остальные жанры прозы в тени, занимает передовые позиции. «В первые десятилетия ХХ в. в русском эпосе возникли жанровые перемещения - от романа к рассказу и повести. Повесть с присущей ей мобильностью как нельзя лучше подходила для исследования основных закономерностей современной писателям жизни и перспектив дальнейшего развития России» [2, с. 73]. Такой же переход был присущ и татарской литературе 1920-х годов. Учитывая то, что в русской прозе жанр повести достаточно изучен, обратимся к русской литературе.

Возникнув у истоков национальной художественной культуры, она оформляется в ХУ столетии после долгой и сложной эволюции как особый литературный вид, переживает ХУ111 в. и, наконец, вобрав в себя все, что отвечало возможностям, заложенным в ее природе, повесть уже в новом качестве вступает в век Х1Х. Особенно, в 80-90-е годы Х1Х столетия в русской прозе преобладают малые жанры - повесть и рассказ. Они продолжают свое существование и в начале ХХ в. По этому поводу Ф.М. Мусин пишет: «Литературоведы это явление объясняют двумя факторами. Во-первых, русская проза стремится оперативно отвечать новым требованиям жизни. Во-вторых, та историческая эпоха сама прокладывает путь к жанровой природе литературы. Известно, что начало ХХ века в жизни России является переходным периодом, связанным с глубокими революционными переворотами» [3, с. 250]. Не будет ошибкой, если 20-е годы ХХ в. назовем таким же пе-

риодом. В связи с этим после революций 1917 г. должна была активно развиваться повесть. Действительно, в русском эпосе в эти годы появляется большое количество повестей. «В первое послевоенное пятилетие (после гражданской войны) появилось большое количество повестей. Исследователи этого периода советской литературы признают ее неоспоримое торжество. “Повесть” на этом этапе преобладала, - пишет В.В. Гура. - Писатели в относительно небольших формах стремились закрепить большой жизненный материал, события революции, основные ее конфликты, хотя бы штрихами нарисовать участвующие в ней массы людей» [4, с.12].

Это же явление, т.е. развитие жанра повести в 1920-х годах, характерно и для татарской литературы. Говоря более конкретно, этот жанр развивается в переломное время, события, происходящие в ней, показывает по горячим следам. В переломное время роман не мог появиться сразу, так как он требует глубокого изучения жизни. Чтобы оценить события, необходимо время. А рассказ, по мнению Ф. Хатипова, «не охватывает очень долгую, продолжительную ситуацию, а оставляет ее для повести» [5, с. 59]. Таким образом, в бурное время развивается повесть.

Когда мы говорим о 20-х годах ХХ в., необходимо указать его границы. По нашему мнению, этот период охватывает время с 1917 по 1932 г., так как после 1917 г. в стране формируется другая система, устанавливается советская власть. Литература, в свою очередь, стремится показать происходящие в стране изменения с помощью художественных образов, поскольку она изучает действительность. В татарской литературе принята такая классификация: литература начала ХХ в. и литература после 1917 г. На первый взгляд может показаться, что они находятся далеко друг от друга и между ними нет никакой связи. Но это неправильно. «Прежде всего, эту эпоху нужно рассматривать в преемственной связи с началом века. Свидетелями этого родства являются продолжение традиций Тукая и в советское время, активная творческая работа и после революции таких писателей, как Г. Ибрагимов, М. Гафури, Г. Камал, Ш. Камал. А.Г. Исхакый в эмиграции сохранил и продолжил национальную миссию нашей прошлой литературы» [6, с. 152]. Не случайно наше деление заканчивается 1932-м годом. В 1930-х годах в стране происходят новые радикальные преобразования - коллективизация. Этот период требует отдельного изучения. В IV томе «Истории татарской литературы» 30-е годы (1932-1941) представлены в отдельном разделе. Поэтому мы показали развитие татарской повести в период с 1917 по 1932 г.

Что представляет собой повесть? До сих пор нет конкретного определения этому жанру. Разные теоретики в разное время выдвигали множество особенностей, присущих этому жанру. Это объясняется тем, что со временем меняются взгляды на литературу, в том числе и на систему жанров. Несмотря на это, есть одна особенность среднего жанра, которая всегда выделяла его среди остальных. Повесть - это форма времени. Как говорилось выше, как только в стране возникают перемены, конфликтные ситуации, на первый план, оставляя остальные жанры в тени, выходит повесть. Таким образом, повесть является самым оперативным жанром к актуальным вопросам времени, резким переменам жизни. Литературовед Ф. Миннуллин отмечает, что кроме оперативности для этого жанра характерна еще демократичность: «Повесть не только оперативный, но и демократический жанр. Она быстро меняется в зависимости от эпохи, легко адаптируется к переменам в жизни. Это говорит о том, что повесть очень интересный. жанр литературы. Поэтому ее полюбили все» [7, с. 16]. Действительно, писатели разных поколений активно работали в этом жанре.

В развитии разных видов повести 20-х годов ХХ в. большую роль сыграли Г. Ибрагимов, Ш. Усманов, А. Шамов, К. Наджми. В их повестях находят отражение революции, гражданская война, голод, классовая борьба. В то же время актуальные проблемы, такие, как будущее народа, исчезновение традиций и обычаев, ассимиляция нерусских народов, судьбы женщин, рассматриваются в творчестве

Г. Исхаки и Г. Рахима. Отрицание всех старых традиций, надежда на новый день, новую жизнь - вот основная идея повестей М. Гафури. Появляются сатирические повести Ф. Амирхана, Ш. Усманова, в которых героями являются рядовые граждане с их житейскими поступками, радостями и горестями на жизненном пути. Проанализировав повести 1920-х годов, Ф. Миннуллин пишет: «Большинство повестей 20-х годов носит очерковой характер. На первый взгляд, они напоминают соединение хорошо запоминающихся отдельных элементов. В них нет основного конфликта и сюжетной линии. Но это только кажется. В действительности, в этих повестях есть образ автора, который собирает в одно целое все отдельные эпизоды. Именно он делает их единым. А если все же учитывать, что в повестях 20-х годов отсутствуют типичные образы и они носят очерковой характер, это является их особенностью, а не пороком» [7, с. 14]. По-нашему мнению, эта мысль относится к повестям, написанным во второй половине 1920-х годов. Говоря более конкретно, такими являются произведения К. Наджми, Ш.Усманова. Потому что в эти годы в прозе появляются большое количество героических повестей, которые показывают жизнь с точки зрения революционной романтики. А первая половина 20-х годов ХХ в. в этом плане совсем другая. Здесь преобладают элементы реализма.

Тема «Татарская повесть в 20-х годах ХХ в. (развитие жанра)» является актуальной. Как известно, в научно-теоретическом отношении важным аспектом изучения литературы является исследование ее жанрово-стилевой структуры. В татарском литературоведении долгое время не уделялось должного внимания этому аспекту, который в настоящее время становится важнейшей задачей национальной литературной науки.

В изучении жанровой природы татарской прозы несомненный интерес представляет повесть 20-х годов ХХ в., так как в этот период, заняв ведущие позиции в прозе, именно повесть отражала характерные тенденции развития национальной литературы в целом. Вместе с тем в наши дни стала очевидной необходимость более объективного изучения и оценки литературного процесса той поры. В советское время проза 1920-х годов изучалась в тогдашних идеологических рамках, т.е. довольно усеченно, из литературного процесса вычеркивался ряд произведений. Так, длительное время «белыми пятнами» в истории национальной прозы оставались творчество Г. Исхаки в эмиграции или повести «Люди» Г. Ибрагимова, «Шафигулла агай» Ф. Амирхана, «Шамсутдин бай» Ш. Усманова, «Идель» Г. Рахима и т.д. Научное осмысление этих произведений позволит воссоздать целостную картину литературного процесса 1920-х годов вообще и роль повести в прозе той поры в частности.

Литература и источники

1. Кузьмин А.И. Повесть как жанр литературы / А.И.Кузьмин. М.: Знание, 1984. 112 с.

2. Давыдова Т.Т. Русский неореализм: идеология, поэтика, творческая эволюция / Т.Т. Давыдова. М.: Наука, 2005.

3. Мусин Ф.М. Олы юлга чыкканда / Ф.М. Мусин // Татар теле hэм эдэбияты: 5 нче китап. Казан, 1976. Б. 231-251.

4. Синенко В.С. Особенности жанровой системы современной советской литературы / В.С. Синенко. Уфа: Изд-во Башкир. ун-та, 1986. 84 с.

5. Хатипов Ф. Эпик жанрлар / Ф. Хатипов. Казан: Татар.кит. нэшр., 1973. 144 б.

6. Мусин Ф.М. Эдэбият тарихын яцача eйрэнY / Ф.М. Мусин// Казан утлары. 2005. № 7. Б. 147-157.

7. Мицнуллин Ф. Прозаныц гражданлык йезе ^генге прозада повесть жанры): эдэби тэнкыйть очерклары / Ф. Мицнуллин. Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. 112 б.

АХТЯМОВА ЗУЛЬФИЯ РЕВОНЕРОВНА родилась в 1983 г. Окончила Набережночелнинский государственный педагогический институт. Аспирант отдела литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан. Область научных интересов - татарское литературоведение. Автор 4 научных публикаций.

THE TATAR STORY OF 20th years xx a century

20 years XX of a century in a life of the country have left an indelible trace. This period is well-known for revolutions, wars, famine, collectivization and many other things incidents. Certainly, all this was reflected in literary process. Many writers start to serve new to ideology, and the some people do not perceive this authority, and create such products where they show the negative parties of new system. In the literature of many people living in the Soviet country including in Tatar, there is a plenty of stories as they it is fast, operatively react to pressing questions of a society.

Похожая примета

В "Собачьем сердце" есть характерные приметы времени с декабря 1924 года по март 1925-го. В эпилоге повести упоминается мартовский туман, от которого страдал головными болями вновь обретший свою собачью ипостась Шарик. Программа московских цирков, которую столь тщательно изучает Преображенский, проверяя нет ли там номеров с участием котов ("У Соломоновского. четыре каких-то . Юссемс и человек мертвой точки. У Никитина. слоны и предел человеческой ловкости"), точно соответствует программам начала 1925 года. Именно тогда состоялись гастроли воздушных гимнастов "Четыре Юссемс" и эквилибриста Этона, номер которого назывался "Человек на мертвой точке".

Повесть начинается с изображения Москвы, увиденной глазами Шарика, бродячего пса, никому не нужного, "знающего" жизнь далеко не с лучшей ее стороны. Картина города реалистична, даже натуралистична: шикарные рестораны, где "дежурное блюдо - грибы, соус пикан", и столовая "нормального питания служащих Центрального Совета Народного Хозяйства", в которой варят щи из "вонючей солонины". Здесь живут "товарищи", "господа", "пролетарии".

Все показывает неприглядную изнанку: кругом разруха, исказились в страшной гримасе улицы, дома, люди. Дома, словно люди, живут своей самостоятельной жизнью (калабуховский дом). Немалое значение в завязке повести имеет зловещий пейзаж: "Вьюга в подворотне ревет мне отходную", "ведьма сухая метель загремела воротами", "вьюга захлопала из ружья над головой".

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ахтямова Зульфия Ревонеровна

Первые этапы развития татарского романа и его особенности «Саяхатнаме» литературное Путешествие в историю Своеобразие татарской детской литературы 1960-2000 годов Антижанровые формы: особенности проявления смеха в татарской литературе начала ХХ века (на примере сатирических произведений Фатиха Амирхана) Татарская детская проза 1920-60-х годов: тематика, проблемы, тенденции i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC TIME AND SPACE IN THE TATAR PROSAIC WORKS OF THE 20-30S OF THE XX CENTURY

The article examines the issue of time and space in art. Chronotopical images of road, dawn, and night give an opportunity to characterize the historical time depicted in the literary works under study. The images of open and closed space allow characterizing the state of the country during the turning points of its history.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мухарлямова Гульназ Нурфатовна

В статье рассматривается проблема художественного пространства и времени. Хронотопические образы дороги, зари, ночи дают возможность охарактеризовать историческое время , изображенное в изучаемых произведениях. Образы открытого и закрытого пространства позволяют определить состояние страны в переломные для нее моменты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожая примета

Читайте также: