Фройляйн на корабле плохая примета

Обновлено: 21.09.2024

Наверное, только маленькие дети ни разу не слышали о суеверии, связанном с женским полом и водным транспортом. "Женщина на корабле - к несчастью" - так гласит древнее поверье. С чем это связано и какова история подобного суеверия?

Женщина на корабле: такая ли уж редкость?

Ни для кого не секрет, что на кораблях встречаются преимущественно мужчины. Конечно, в расчет не берутся пассажирские, экскурсионные суда, где гендерная принадлежность не столь важна, а соотношение полов и вовсе не очевидно. Но на кораблях торговых и военных (а еще нужно не забыть про пиратские!) женский пол действительно явление редкое, практически исключительное. Вряд ли можно вообразить себе женщину - капитана корабля (хотя в мире есть и несколько таких; о них разговор будет особый и немного позже) или боцмана в полосатой тельняшке. Это профессии все-таки сугубо мужские, требующие большей выдержки и выносливости, нежели присуща женщинам. Однако даже на подобных судах даме, как правило, находится место. Какая же может быть работа у женщины на корабле?

Корабельные обязанности слабого пола?

К капитанам кораблей в юбках мы еще вернемся, а пока поговорим о других специальностях, более подходящих женскому полу и способных пригодиться в море. Далеко ходить и долго думать не надо: разумеется, в первую очередь это корабельный кок! Или повар, говоря простым языком. Именно женщины в основном выполняют на судах обязанности кашевара - нет, конечно, встречаются среди них и мужчины, но женщин все-таки больше. Так повелось испокон веков, еще с древности, и даже в литературе полным-полно таких примеров.

Кем еще может работать на корабле женщина? Официанткой в ресторане, барменом, горничной, администратором, уборщицей - в общем, всем тем, что называют нынче "обслуживающий персонал". Устроиться на судно при этом не то чтобы очень легко - во-первых, нужно иметь соответствующий опыт работы на берегу, во-вторых, знать иностранный язык (преимущественно, конечно, английский), владеть стандартами обслуживания на международном уровне, обладать стрессоустойчивостью и доброжелательностью.

И такие серьезные требования предъявляют просто к коку или официантке - что уж говорить о женщине, решившей занять место на капитанском мостике. Ах да, ну и самое важное: надо очень любить море, чтобы связать с ним свою жизнь.

Кто придумал примету?

Никому достоверно не известно, с чьей легкой (а может, наоборот, тяжелой) руки стала гулять по миру шутливая примета про окаянный женский пол, который в море приносит лишь горе. О том, что женщина на корабле - плохая примета, не знает разве что ленивый, и суеверие это живет уже веками. Даже в нынешнем, таком прогрессивном столетии многие верят и подчиняются ему - и это при том, что женщины тем не менее постоянно выходят в море.

Однако к вопросу о том, оправдана ли данная примета, вернемся чуть позже. А пока стоит все-таки попробовать выяснить, какие события послужили толчком для подобной выдумки.

Примета о женщинах на корабле: что скрывалось за ней?

Как ни странно, но источник жизни данного суеверия существует отнюдь не в единственном экземпляре. Есть по меньшей мере пять различных версий того, почему же обрела жизнь примета о женщине на корабле. И все они имеют полное право на существование. Откуда именно "ноги растут" и "ветер дует", со стопроцентной вероятностью сказать нельзя - каждый выбирает наиболее предпочтительный и правдоподобный для себя вариант. А вдруг они все верны.

Британская предусмотрительность.

Английский язык - международный не только на суше. Морские волки тоже решают свои межгосударственные вопросы именно на нем. А на языке британцев корабль имеет несколько названий, причем любое из. них - женского рода. Именно как к женщине, she (то есть "она") испокон веков обращались к своему судну британские моряки. Они верили, что у каждого корабля есть собственная душа, и наделяли эту душу женским началом - ведь к женщинам всегда относятся со снисхождением: слабый пол на то и слабый, чтобы прощать его и помогать ему. А значит, морские духи и природные силы не тронут в случае чего корабль, где царит женская душа. По той же причине плавсредства называли женскими именами, их обихаживали, оберегали. И именно поэтому всячески препятствовали восхождению женщины на корабль: ведь они станут соперницами с душой корабля, соперницами за мужское внимание. Которое, разумеется, изначально направлено исключительно на корабль, но которое может ослабеть и переключиться на коварную разлучницу и соблазнительницу. Тогда начнется ревность со стороны корабельной женской души - и кто знает, какими бедами вся эта катавасия может обернуться. Поэтому женщин на корабль лучше не пускать - так рассуждали моряки стародавних времен. А если случалось так, что посторонняя красотка на судне все-таки оказывалась, и оно попадало при этом в шторм, бравые матросы могли и выбросить несчастную за борт, ведь давно всем известно, что лучшим способом задобрить природные силы является жертвоприношение. Кого же приносить в жертву еще, как не женщину?

А в Дании в середине шестнадцатого века, в соответствии с этим морским обычаем, вышел даже королевский указ, гласящий о категорическом запрете появления на любом судне дам и. свиней. Коли же такое все же произойдет - ослушавшихся следовало немедленно топить. Очевидно, так и поступали. В наше время хотя бы не топят - стали гуманнее, человечнее.

Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.

Однако между женщиной и водной стихией все же, видимо, существует некая мистическая связь. Наверное, начать здесь следует еще с отважных амазонок, которые осуществляли свои походы по Черному морю и покоряли прибрежные народы. Или со времен греко-персидских войн, когда, согласно Геродоту, в преддверии знаменитого морского сражения при Соломине на палубе флагманской греческой триеры внезапно возникла фигура женщины в ниспадающем белом одеянии, призвавшая оробевших при виде многочисленного неприятеля греков быть храбрыми и отважными.

На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: "Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море". О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.

В России ситуация с женщинами на море была ничуть не лучше. Так, еще Петр I говаривал: «Женщинам во флоте не бывать». Лишь в октябре 1897 года в России был издан императорский указ «О допущении по вольному найму в учреждения Морского ведомства лиц женского пола к работе по счетной и письменной части». Однако до полноценной службы на флоте наравне с мужчинами тогда еще было далеко.

Кстати, несмотря на предубеждения против женщин на корабле, моряки во все времена охотно дозволяли некоторым из них проникнуть на свой корабль, а точнее – стать его частью. Речь идет о женских фигурах, издревле украшавших носы кораблей и, по древним поверьям, приносившим морякам удачу. Они верили, что прекрасные наяды, русалки и просто изящные красавицы, несущие парусник вперед, смогут умилостивить морских богов и уберечь их от врагов и шторма.

Благодаря женщинам-активисткам и многим другим борцам за равноправие сегодня мечту о службе на флоте могут осуществить многие девушки. Причем, им доступна не только должность кухарки, уборщицы или кока: женщины становятся капитанами дальнего плавания, командирами отделения морской пехоты, водолазами и т.д. А корабли во всем мире все так же называют женскими именами, ведь моряки знают: море благоволит не только отваге, но и красоте.

Похожая примета

Чужой компьютер

Просмотр темы 1 215

Крылатые фразы Смешариков, которые мы используем в разговоре

Михаил Махоткин

Нравится Показать список оценивших

Егор Бредихин

"Дас ист гут" оч часто говорю

Нравится Показать список оценивших

Анна Смирнова

Нравится Показать список оценивших

Леночка Смелова

Нравится Показать список оценивших

DELETED

Нравится Показать список оценивших

Олеся Кожуховская

Похожая примета

Чужой компьютер

Анастасия Козко

Анастасия Козко

перейти к странице

Анастасия Козко

Анастасия Козко запись закреплена

Похожая примета

Сейчас женщина в экипаже корабля - дело не редкое. Есть даже множество женщин-капитанов. А о пассажирках всевозможных лайнеров и паромов и вовсе говорить не приходится. Никто уже не считает, что дама на судне приносит беду, и что пускать ее на корабль категорически нельзя.

Однако так было не всегда. Отношение к прекрасному полу на корабле, изменилось лишь к концу XIX века. До этого считалось, что ступившая на палубу любого корабля женская ножка, неминуемо приведет к беде. Их даже старались не брать в качестве пассажиров, а чтобы взять в команду, и вовсе не могло быть и речи

Конечно история знает исключения и из этого правила. Например знаменитые пиратки Мэри Рид и Энн Бони. Своим присутствием они доказали конечно что примета не работает, ведь хоть и закончила их команда плохо, но как раз таки не по их вине, а по вине мужчин. Но правда в том, что Мэри и Энн находились на корабле в мужской одежде и под видом мужчин. Никто из членов команды не знал их секрет. А еси бы знал, допустили бы на борт?

В эпоху когда корабли еще были парусными, а любой даже не очень дальний поход представлял реальную опасность и был предприятием не из легких, требуя от всех находящихся на борту огромной выдержки и выносливости, моряки были людьми особо суеверными. Эта суеверность в той или иной мере сохранилась и по сей день, но тогда, она была абсолютной и выходила за все рамки. Потому не удивительно, что морские волки относились ко всем приметам, в том числе и связанным с женщинами столь серьезно.

Однако как вообще это поверье появилось? Оказывается, что наверняка ответа не знает никто. Есть конечно несколько версий. Однако на мой взгляд, точный ответ находится где-то посредине и причиной служит обозначенное во всех версиях понемногу.

Конечно первый фактор - сугубо биологический. Находящиеся долгие месяцы без женской ласки в море мужчины, рано или поздно начали бы смотреть на свою пассажирку. ну как на женщину. Разумеется, это привело бы к выяснению отношений между моряками из-за прекрасной дамы и к общему снижению дисциплины. Наверняка капитанов такая перспектива не радовала. Возможно даже что прецеденты уже были, после которых люди и смекнули, что не к добру это - когда женщина поднимается на борт.

Другая причина этого морского суеверия кроется в особенностях английского языка. Известно, что у англичан слово ship (корабль) - женского рода, а соответственно, корабль - это женщина. Потому то их до поры до времени и называли только женскими именами.

А раз корабль - женщина, значит находящиеся на борту мужчины - её мужчины. Считалось, что женщина-корабль, будет ревновать своих мужчин к сопернице, а потому беде не миновать. Со временем, примета произошедшая из английского языка, перекочевала в другие флота.

Этой ревностью корабля к человеку, могли объяснить случаи, когда судно с пассажиркой женского пола оказывалось в неприятности. Разумеется, обвинялась во всем именно дама, а вера в примету только усиливалась.

В заключение стоит добавить, что не смотря на это, женщин очевидно все же на кораблях хоть и нехотя, но при необходимости, перевозили. Иначе как бы в Новом свете появились первые поселенки?

Читайте также: