Что значит красная свитка примета

Обновлено: 13.11.2024

Слово «красный» в славянских языках обычно обозначает не только красный цвет, но также и статус — красивый, главный. Отсюда красная площадь и красный угол. Но не так оценивалась одежда красного цвета, включая злополучную свитку (разновидность кафтана).

Гоголь любил собирать всякие народные побасенки, начиная со своей родины — села Сорочинцы. Сорочинская ярмарка, описанная автором, проводилась в XIX веке в селе Великие Сорочинцы Миргородского района Полтавской области. На Полтавщине считалось, что красная свитка имеет прямое отношение к нечисти. Люди верили, что её владелец напрямую связан с Сатаной и всячески ему содействует. Появление красной свитки среди людей считалось признаком дьявольских проказ и скорых неприятностей. В приметах говорится, что «красная свитка на крылечке — чёртова метка. Чёрт рогатый подкинет свитку под дверь — верный знак, что сам вскоре явится».

«Что пёстро, то и дураку красно» — написано в толковом словаре Владимира Даля, казака луганского. По словам старожилов донбасской земли, красная рубашка считалась признаком недалёкого ума. Её носили только дурачки (блаженные).

«Красному и дурак рад», — так в простонародье говорили в Новопавловской волости Таганрогского округа области Войска Донского Российской империи, посёлке Криндачёвка (сейчас — это город Красный Луч Луганской Народной Республики). Рубахи красного цвета среди рабочего люда носить было не принято. Однажды в этот посёлок приехал молодой человек, который носил такую рубаху, но местные его сторонились, так как красный цвет в мужской одежде считался признаком «умственного неблагополучия» владельца.

Слово «свитка» сформировалась в языке славян. «Съвита» переводится как «одежда». В церковнославянском языке «съвито» — «полотно». Также существуют глаголы, определяющие действие. «Свить» в смысле «соткать» — именно это слово дало корень, используемый в данном понятии.

© Геннадий Спирин

Свитку шили из домотканого сукна, которое изготавливают из овечьей шерсти. Для начала шерсть перебирают, сортируют, промывают и обезжиривают. После пропускают через трепальные машины и вычёсывают. Волокно поступает на прядильный станок и проходит процедуру валяния. И в завершение — промывание и окрашивание.

Полотно отправляют в ворсильную машину и подстригают, очищают щетками на бастовальной установке и спрессовывают. После этого сукно считается готовым для отправки на швейное производство.

С той поры прошло много лет, и в современном мире красная свитка не так страшна. Сменилось не одно поколение, и то, что вчера наводило ужас на простого обывателя, позабылось. Теперь этот элемент одежды, прошедший трансформацию, можно увидеть как на модных показах, так и в повседневной жизни.

В 2015 году итальянский модный Дом Valentino представил на Неделе высокой моды в Париже коллекцию платьев и костюмов, в основу которых легли в том числе традиционные русские и малороссийские одеяния. Среди декорированных оригинальной вышивкой и аппликациями модных новинок была и переигранная на современный мотив красная свитка.

Впрочем, мало ли — может, это как раз и есть свидетельство постоянного присутствия чёрта в мире высокой моды. Хотя, как говорят американские кинематографы, сейчас дьявол предпочитает «Прада»…

События после появления черта

На следующее утро события, связанные с красной свиткой, обсуждала вся Сорочинская ярмарка. Краткое содержание их обрастало леденящими душу подробностями. Тем не менее ярмарка по-прежнему шумела. И вот уже Черевик, которому утром попался на глаза красный обшлаг свитки, ведет на продажу свою кобылу.

Герой идет на ярмарку, заранее не чая ничего хорошего от своей торговли. По дороге ему встречается высокий цыган, который спрашивает его, что он собирается продавать. Черевик недоумевает по поводу этого вопроса, однако, обернувшись, вдруг замечает, что у него нет кобылы. У героя в руках только узда, а к ней привязан красный рукав!

В ужасе Черевик бросается бежать, однако его ловят хлопцы. Герой обвиняется в том, что он украл собственную кобылу. Вместе с подвернувшимся кумом, который бежал от чертовщины, привидевшейся ему, Черевик связан. Он брошен в сарай, на солому. Здесь Голопупенков сын и находит обоих кумов, которые оплакивают свою долю. Он просит выдать за себя Параску, за что освобождает пленников. Солопий отправляется домой. Здесь его ждет кобыла, чудесным образом обретенная, а также покупщики ее и пшеницы.

Сватовство

Вышеупомянутый парубок представляется как Голопупенков сын. Он использует давнее приятельство для того, чтобы отвести Черевика в палатку. О свадьбе все решено уже после нескольких кружек. Однако когда Черевик возвращается домой, его грозная жена не одобряет этой помолвки, и Черевик отступает. Некий цыган, который торгует волов у опечаленного Грицька (так зовут парня), берется помочь ему, хотя и не вполне бескорыстно.

Встреча с Цыбулой

Вот, наконец, путешественники прибывают к куму, казаку Цыбуле. Здесь они на некоторое время забывают это происшествие. Черевик вместе со своей дочерью в скором времени отправляется на ярмарку. Толкаясь между возами, этот герой узнает о том, что ярмарка организована в "проклятом месте". Все боятся появления красной свитки. К слову сказать, уже имеются некоторые верные приметы того, что она здесь. Черевик озабочен тем, что будет с его пшеницей. Однако его быстро возвращает к "прежней беспечности" вид Параски, которая обнимается с парнем, встреченным на дороге.

Похожая примета

Красная свитка на крылечке - чертова метка.
Черт рогатый подкинет свитку под дверь - верный знак, что сам вскоре явится.

Есть из треснувшей, разбитой посуды - к несчастью, к "треснутой" жизни.

Не бери чужой носовой платок - с ним и чужие слезы к тебе перейдут. Любая чужая вещь народом наделяется особенностью хранить память о своем владельце. Считается, что зеркало помнит лица своих предыдущих хозяев, веник - своего домового, и т. д.

Хочешь кошелек подарить - положи в него монетку или купюру, чтобы он никогда пустым не был. Это относится буквально ко всем вещам, которые предназначены для того, чтобы в них что-то хранилось, они чем-то заполнялись. Точно так же не рекомендуется дарить пустыми сумки, чемоданы, даже посуду. Взяв ненадолго сковороду, соседка возвращала ее с тем, что пеклось в ней, чаще всего с блином. Считается, что вещь сразу должна привыкать к тому, что нельзя быть пустой.

Зеркало - это один из самых мистических предметов в доме. С его помощью угадывали судьбу (гадали), его закрывали, когда в доме покойник ("чтобы душа не заблудилась"), его убирали подальше от младенцев (чтобы не испугались и немыми не остались) и т.д. Во всем этом есть как мистический, как и бытовой смысл. Мистически зеркало символизирует собою двойственность существования, границу между мирами, "вместилище душ". Считается, что в зеркале можно увидеть и свою старость, и свою смерть.

После заката солнца ни денег, ни вещей в долг не дают: возврата не будет. Закат солнца символизирует наступление временного царства тьмы, темных сил, которые только того и хотят, чтобы поссорить людей. После заката солнца не позволялось также разрезать новую ковригу хлеба, выбрасывать мусор и т.д. Другими словами, нельзя ни начинать нового дела, ни выносить что-либо из дома (защищенного пространства) за его стены, за порог, ибо это - в ущерб.

Не спи возле белены. Говорят: "Дурит, словно белены объелся".

Не свисти в доме - денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет. Это ассоциируется со свистом ветра, который может унести из дому деньги, добро.

Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется. В основе поверья - отношение к полыни как к одному из оберегов. Считается, что резкий запах этой травы отпугивает не только нечистую силу, но и злых людей, а также противостоит порче.

Не ешь, переступая через порог: нечистый тобою овладеть может.

За кем допиваешь, того грехи принимаешь.

Яблоко со стола упало - к свиданию с возлюбленным.

Посуду с питьем нельзя держать открытой - вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.

Финал

Вот мы и подобрались к финалу, описывая произведение "Сорочинская ярмарка". Краткое содержание этой повести интригует, не правда ли? Чем же закончилась эта история? Не беспокойтесь, черт больше не появлялся. Да и существовал ли он? На достаточно оптимистичной ноте заканчивается повесть "Сорочинская ярмарка". Краткое содержание финала следующее: несмотря на то что неистовая мачеха всеми силами пытается помешать свадьбе, все веселятся, танцуют, включая и ветхих старушек. Их, правда, увлекает один лишь хмель, а не общая радость.

Вроде бы и счастливый финал. Однако Гоголь в самом конце своей повести примешивает нотку щемящей грусти к веселой картине. Он коротко замечает, что на этом свете все преходяще. Молодости, радости, как и самой жизни, когда-то суждено будет завершиться. И в дальнейшем творчестве Николая Васильевича будет слышаться этот финальный аккорд солнечной, светлой повести, все усиливаясь с годами.

Очень интересное произведение - "Сорочинская ярмарка". Краткое содержание для читательского дневника вы можете составить на основе этой статьи, включив в него необходимые цитаты.

Всеобщая паника

Далее забавную сцену всеобщей паники описывает Гоголь. "Сорочинская ярмарка", краткое содержание которой мы составляем, привлекает читателей не только мистикой, но и юмором. Итак, все смешалось в хате: попович упал с громом и треском, кум залез под подол своей жены, а Черевик бросился вон, вместо шапки ухватив горшок. Однако вскоре он обессилел и упал посреди дороги.

Похожая примета

Россия. 2018 (выпуск 2019). ТВ-сериал (8 серий по 50 минут). Цветной.

Язык оригинала: Русский.

Готический хоррор-сериал по мотивам произведений и фактов реальной жизни Н. В. Гоголя.

МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)

Глава 2. КРАСНАЯ СВИТКА

Итак, утро на следующий день после погибели Якова Гуро начинается для Николая Васильевича с неожиданного известия: диканьковский душегуб пойман! Глава местной полиции Александр Бинх сообщает господину дознавателю о том, что этой ночью в собственной хате была зарезана некто Хавронья, жена казака Солопия Черевика. Улики указывают на поповича Афанасия, арестованного на месте преступления. Однако что-то совсем не похож на убийцу этот трясущийся от страха мужичонка, несущий какую-то чушь про чёртову красную свитку и свиное рыло в окне.

И Гоголь решается самостоятельно, без мудрого руководства Якова Петровича, расследовать это непростое дело. Улики и видения Николая Васильевича противоречат друг другу — Гоголя одолевают сомнения: то ли к убийству Хавроньи действительно причастен Чёрный всадник, то ли кто-то хочет навести дознавателя на ложный след. Ситуация осложняется тем, что Николай без памяти влюблён в Лизу — прекрасную жену местного помещика Данишевского.

Непросто пришлось бы юному писарю, но в борьбе с тёмными силами Гоголю помогают верный денщик Яким и суровый, но справедливый следователь Бинх. А кроме того, Гоголю удаётся привлечь на свою сторону ещё двух местных, чья помощь очень нужна в расследовании, — кузнеца Вакулу, наделённому талантом художника, и доктора Бомгарта, который хоть и пьяница, но дело своё знает…


Композитор — Ryan Otter.

Пойдешь вслед за мной на адскую сковородку Всё движется в серебряной воде. Иди спать, а свои пошлые истории при себе оставь. Вы единственные кому я могу доверять.

«Коломийка»: музыка, текст и исполнение — «Бурдон Фолк Бэнд».
«Лети»: музыка и текст — Дмитрий Лорен, исполнение — LOBODA.

Kolomyika/ Коломийка

В главных ролях: Александр Петров (Николай Васильевич Гоголь), Евгений Стычкин (Александр Христофорович Бинх, глава полицейского управления), Таисия Вилкова (Лиза Данишевская), Юлия Франц (Оксана, дочь мельника), Ян Цапник (Леопольд Леопольдович Бомгарт, доктор-патологоанатом), Евгений Сытый (Яким, слуга Гоголя), Аpтём Сучков (Тесак, писарь), Сеpгей Бадюк (Вакула, кузнец), Аpтём Ткаченко (Алексей Данишевский, помещик), а также Марта Тимофеева (Василина, дочь кузнеца Вакулы).

В фильме также снимались: Анастасия Попова (Ганна), Светлана Киреева (Христина), Дмитрий Быковский (Солопий Черевик), Илья Борисов (попович), Антон Момот (Грицко), Мария Мясникова (Параська), Евгений Капитонов (отец Варфоломей), Беата Маковская (Хавронья), Валерий Рыбин (Чёрный всадник).

Камео

Известный актёр Павел Деpевянко — в роли А. С. Пушкина.

Интересные факты

Дважды появляющийся в кадре (в руках Лизы и в руках доктора Бомгарта) серебряный спичечный коробок — настоящая старинная вещь.


Создатели сериала признавали, что спичечный коробок является анахронизмом, так как спички в России начали производить только в 1830-х годах, тогда как действие происходит в 1829-м, но художники картины посчитали такую вольность допустимой в мистическом кино.


Однако на самом деле спички вполне могли появиться и в 1829 году, так как уже в это время в России использовались европейские серные спички, серийное производство которых было налажено в Европе уже в 1810-х годах. И тому есть документальные свидетельства — например, сохранилось письмо А. С. Пушкина из Тригорского в Петербург, написанное в конце 1824 года, в котором поэт просит своего младшего брата Льва Сергеевича прислать ему спички.

Интересные цитаты и реминисценции

Кадр с кровью, вытекающей из свечи, — это цитата из готической хоррор-драмы Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» (1992).

История о красной свитке

Далее кум по просьбе Черевика рассказывает ему о красной свитке в произведении "Сорочинская ярмарка". Краткое содержание по главам данной повести нельзя составить, упустив эту историю. Это очень важная часть произведения.

Итак, один черт был изгнан из ада за какую-то провинность. С горя он пьянствовал, угнездившись под горой, в сарае. Черт пропил все, что имел. Ему пришлось заложить свою красную свитку, однако он пригрозил, что через год придет за ней. Однако жадный шинкарь, которому он был должен, позабыл о сроке. Он решил продать свитку некоему пану, заглянувшему к нему проездом.

Когда черт вернулся, шинкарь притворился, будто никогда не видел этой свитки. Тот ушел, однако вечерняя молитва обманувшего была прервана свиными рылами, которые появились во всех окнах. Эти свиньи на "длинных, как ходули" ногах угощали шинкаря плетьми до тех пор, пока тот не сознался в совершенном им обмане. Но это не очень помогло черту, поскольку вернуть свитку не было возможности: пана, который уехал с ней, ограбил цыган. Он продал свитку перекупке, которая вновь привезла ее для продажи на Сорочинскую ярмарку. Однако торговля почему-то не задалась. Женщина поняла, что дело в свитке, и решила сжечь ее, бросив в огонь. Однако свитка не сгорела. Тогда перекупка решила подсунуть на чужой воз злополучный "чертов подарок".

Новый владелец свитки избавился от нее только тогда, когда порубил ее на части, перекрестившись. Эти части он разбросал вокруг, после чего уехал. Однако этим история не закончилась. С той самой поры каждый год черт появляется во время ярмарки. Он ищет куски свитки, и сейчас ему недостает лишь левого рукава. Когда рассказчик дошел до этого места своего повествования, которое несколько раз прерывали странные звуки, вдруг разбилось окно и показалась "страшная свиная рожа".

Похожая примета

"Сорочинская ярмарка", краткое содержание которой мы рассмотрим, является первой повестью в сборнике "Вечера на хуторе близ Диканьки". Интересно, что в произведении всего 13 глав. Это наводит на определенные мысли. И действительно, речь в повести идет о черте, вернее об истории, связанной с ним.

Произведение начинается описанием роскошеств летнего дня. Действие происходит в Малороссии. Заполненные товаром возы движутся среди великолепия августовского полдня. Пеший люд также спешит на ярмарку, которая проходит в местечке Сорочинец.

Переполох на ярмарке

Вскоре слухами о странном происшествии начала полниться Сорочинская ярмарка. Краткое содержание его заключалось в следующем: появилась вышеупомянутая красная свитка, которую видели многие. Из-за этого события Черевик с дочкой и кумом, которые хотели переночевать под возами, тут же отправляются домой. Их сопровождают перепуганные гости. Хавронья Никифоровна, которая услаждала Афанасия Ивановича своим гостеприимством, вынуждена его спрятать на досках под потолком, где хранится домашняя утварь. Ей приходится сидеть как на иголках за общим столом.

Черевик отправляется на ярмарку

Солопий Черевик бредет, истомленный жарой. Он следует за возом, груженным мешками с пшеницей и пенькой, на котором сидят чернобровая девушка и ее злая мачеха. Красивая Параска привлекает внимание местных парней. Один из них, который одет щеголеватее остальных, восхищается ею и затевает перебранку с ее мачехой. Этот эпизод нельзя упустить, составляя краткое содержание.

"Сорочинская ярмарка" (Гоголь), по главам пересказанная, конечно, не сравнится с оригиналом. Надеемся, что эта статья вызовет у вас интерес к произведению.

Читайте также: