Церковный календарь на 2019 приметы обычаи

Обновлено: 21.11.2024

Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).

Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского "два на десяте" – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.

По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
†Богоявление, или Крещение Господне 19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

(за неделю до Пасхи) (на 50-й день после Пасхи)

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.

На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

14 января Рождество св. Иоанна Предтечи (за 6 мес. до РХ) 7 июля 12 июля 11 сентября

В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

    епископ Александр Милеант Ю. РубанЮ. Рубанпрот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздник 4 октября по народному календарю – обычаи, традиции и обряды

4 октября по народным традициям отводился подготовке к молотьбе зерна, поэтому день называли Замолотки.

Главная примета 4 октября: Нельзя есть до захода солнца женщинам, так как вместе с едой будут «проедены» красота и молодость. Чтобы утолить голод, нужно пить травяные отвары и чай с медом.

Сделайте генеральную уборку сегодня и примите ванну – в этот день на первом месте – чистота!

В Дохристианские времена славяне 4 октября чествовали бога Сварога. Он считался покровителем Огня, а значит, и домашнего очага. Поэтому дом в этот день должен был сверкать от чистоты и уюта.

Еще на этот день проходил праздник «Дворы». Уборкой занимались в основном девушки на выданье. А парни посылали сватов в самое чистое домохозяйство. Если во дворе было не убрано, то девушки на выданье там не было.

На 4 октября приходились и замолотки. Вечером начинали топить овины – здания для молотьбы зерна. Обычно их строили в два этажа, на первом – разводили костер, а на втором – раскали снопы. Овин, приходящийся на Кондрата да Ипата называли именинным.

Так 4 октября из смолотого зерна готовили кашу, чтобы укрепить отношения в семьи. Ее заливали медом и делили на две части. Первую должна была съесть жена, а вторую – муж.

На завтрак готовили овсяную кашу для молотильщиков. «Хозяину — хлеба ворошок, а молотильщикам – каши горшок», — наговаривали при этом. Когда вечерело, для работников накрывали стол с пирогами и брагой.

На Кондратия и Игната лечили кормящих матерей от мастита. Для этого брали яичную скорлупу, из которой вылупился цыпленок. Ее опускали в святую воду, которую нагревали до кипения. Отвар помешивали двумя ложками сразу – серебренной и деревянной. Затем, его давали выпить женщине, а скорлупу закапывали в чистом поле в борозде.

Похожая примета

В России 4 октября 2021 по народному календарю праздник – Кондратьев день. Другие названия праздника: «Кондрат да Ипат», «Замолотки», «День плодородия и земледелия», «Дворы».

В статье рассказывается, как отмечается народный праздник 4 октября, почему его называют Кондратьев день, обычаи и традиции, поверья и народные приметы на 4 октября, а также, что нельзя делать в этот день по приметам.

Какой сегодня церковный праздник

3 октября отмечается 3 православных церковных праздника.

Сегодня, 3 октября, служители православной церкви вспоминают о великом подвиге Черниговского князя Михаила и его боярина Феодора. В период нашествия хана Батыя он вызвал к себе правителя захваченного и разрушенного Чернигова и потребовал от него поклониться своим идолам.

Михаил, веровавший в Иисуса Христа, отказался от приношения жертв. Он оставался верным христианству и даже под страхом смерти не поклонился татарским идолам, за что и поплатился жизнью. Вместе с ним жестоким пыткам был подвергнут боярин Федор, не отрекшийся от Христа.

Также в этот день христианская религия вспоминает о житие великомученика Евстафия Плакиды, который занимал почетный пост полководца в римской армии. Он был выходцем из знатного и очень богатого рода.

Несмотря на то, что изначально Евстафий был язычником, он вел добродетельную жизнь, помогал всем страждущим и нуждающимся, за что и славился своей добротой и милосердием во всей империи.

Однажды, во время охоты, он увидел Иисуса Христа в образе оленя, заговорившего с ним человеческим голосом. После этого знатный полководец отрекся от язычества и принял крещение. За это Евстафий вместе с семьей был доставлен к императору, лишен всех почестей, а после упорного отказа принести жертву языческому богу – отправлен на казнь.

Также 3 октября отмечается день:

  • Прп. и блгв. кн. Олега Брянского (ок. 1285)
  • Собор Брянских святых

Праздники христианские

Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Похожая примета

В православном календаре 3 октября 2021 года церковный праздник – день памяти мучеников и исповедников Михаила и Феодора. Праздничный день 3 октября на Руси называли Астафьев день или Астафий Ветряк, так как в этот день православные верующие почитают память великомученика Евстахия Плакиды.

Подробно о том, какой сегодня церковный праздник 3 октября и том, что можно и что нельзя делать сегодня православным христианам, читайте в статье.

Народные приметы на 11 сентября о погоде

Приметы на Ивана Головосека:

  • гремит гром – быть долгой и тёплой осени;
  • пролетел гусь – пойдёт дождь;
  • много грачей – задержится солнечная погода;
  • долго не улетают скворцы – к сухой осенней поре;
  • журавли отправляются на юг – зимой рано выпадет снег;
  • рано утром кувшинки закрыты – будет холодно и дождливо;
  • улитки не выходят из раковин – зима придёт преждевременно;
  • в небе летит лебедь – снега выпадут рано.

Про этот день говорили: «С Ивана-поста мужик осень встречает, баба своё бабье лето начинает», а также «Иван Предтеча гонит птицу за море далече».

Что нельзя делать 11 сентября по народным приметам, а что можно

Народный праздник изобилует многими запретами.

По приметам, 11 сентября нельзя:

  • веселиться;
  • танцевать;
  • петь;
  • шить;
  • вязать;
  • венчаться;
  • резать мак;
  • копать картофель;
  • рубить капусту;
  • рвать яблоки;
  • резать круглые предметы;
  • сквернословить;
  • выяснять отношения;
  • осуждать ближних;
  • употреблять алкоголь.

Также нельзя 11 сентября употреблять продукты красного цвета, которые ассоциируются с пролитой кровью пророка, носить одежду в багровых тонах, работать в поле и огороде.

В этот день наши предки избегали включать в рацион яблоки. При этом говорили, что убийцы святого катали его голову на блюде подобно таким плодам. По той же причине не употребляли картофель.

По приметам, 11 сентября можно:

Кроме этого, на Ивана Головосека читали заговоры для лечения психических заболеваний, снятия болевых ощущений при различных заболеваниях.

В некоторых регионах России 11 сентября устраивали «репный праздник». Он проводился очень скромно, без песен, плясок, хмельных напитков.

Вместо этого хозяйки готовили из репы разнообразные блюда, которыми угощали нищих, больных, путешественников. Также в эту дату полагалось поминать усопших воинов.

Похожая примета

В России 11 сентября 2021 по народному календарю праздник - Иван Постный. Другие названия этого праздника: Иван Головосек, Иван Предтеча, Иван пролеток.

Статья расскажет: как полагается проводить народный праздник 11 сентября, с чем связано его название, какие существуют обычаи и традиции, поверья и народные приметы на 11 сентября 2021, а также, что нельзя делать в этот день по приметам.

Что можно делать 3 октября всем православным

На Руси Евстафия Плакиду называли Австафий Ветряк, так как обычно в этот день дули сильные ветры. 3 октября судили по ветру о будущем урожае – если он дул с южной стороны, это сулило щедрый и плодородный год.

Что можно 3 октября:

  1. В Астафьев день мужчины отправлялись на поле или огород и удобряли почву конским или коровьим навозом – считалось, что если подкормить грунт 3 октября, можно получить щедрый урожай на следующий год.
  2. 3 октября можно отправляться на мельницу и молоть зерна из нового урожая для того, чтобы в семье всегда был достаток и богатство.
  3. Астафьев день считался праздником мельников – их старались уважить, угостить лучшими лакомствами, преподносили различные дары.
  4. Женщины поджигали пучок полыни, зверобоя или можжевельника и обходили с ним все жилище – это считалось надежным оберегом от нечистой силы и порчи.
  5. Чтобы избавиться от безденежья, постоянных ссор и другого негатива нужно вымыть окна и зеркала 3 октября, добавив в воду немного святой воды.

В церковный праздник 3 октября можно провести обряд для укрепления здоровья. Для этого выносили одежду на улицу и подставляли ее ветру. Согласно примете, если подставить вещи под солнечный свет или дать им слегка померзнуть под порывистым ветром, это защитит человека от различных болезней на весь год.

Что нельзя делать сегодня по церковному календарю?

В православный праздник нельзя принимать и дарить подарки. На Руси считали, что в этот день можно отдать часть своего счастья или же получить чужие беды.

3 октября нельзя:

  1. Возвращать одолженную кастрюлю, сковороду или другую кухонную посуду пустой – ее обязательно нужно было наполнить какими-либо продуктами, иначе в семье может столкнуться с голодом.
  2. После мытья рук нельзя отряхивать капли воды в ладоней, иначе можно призвать к себе нечистую силу.
  3. 3 октября запрещается выяснять отношения и затевать конфликты – они могут перерасти в серьезные скандалы.

В церковный праздник 3 октября нельзя проводить важные переговоры, начинать новые дела и проекты – они не принесут ожидаемых результатов. Лучше перенести решение важных дел на другой день.

Праздник 11 сентября по народному календарю – народные приметы, обычаи, и традиции

11 сентября в православии чествуют Иоанна Предтечу, крестившего Иисуса Христа в водах священной реки Иордан. Святой был известен своим преданным служением Господу, многочисленными пророчествами, бесстрашным обличением человеческих грехов. Пророка усекли мечом, после чего осквернили его мёртвую главу. Впоследствии все, кто был причастен к убийству богоугодника, понесли справедливое и суровое наказание.

В праздник Ивана Головосека полагается соблюдать строжайший пост. Эта традиция и дала ему одно из названий название. В старину славяне сложили поговорку: «На Ивана постного не варят щей».

До наступления праздника старались завершить уборку конопли. Считалось, что в противном случае весь пост придётся обходиться без растительного масла, которое в прошлом преимущественно получали из этой культуры.

Главная примета 11 сентября: чтобы не навлечь беду, не прикасайтесь к острым предметам! С давних пор в день почитания Иоанна Предтечи старались не использовать ножи, ножницы, лопаты, топоры, серпы, спицы, гвозди, вилки. Прикасаться к ним считалось на Руси страшным грехом и осквернением светлой памяти великомученика. Ослушание каралось свыше болезнями, неудачами, нищетой и даже - лишением жизни.

Издавна считается, что дата 11 сентября завершает собой летний период. Наши предки говорили: «Иван Постный пришёл, лето красное увёл», «Иван Постный – осени крёстный». С этого дня начинается долгожданное бабье лето, длящееся вплоть до наступления 22 сентября.

В этот день было принято собирать огородные корнеплоды, лекарственные коренья. Обязательно убирали репу, которая являлась для крестьян основным компонентом первых блюд.

Славяне верили, что 11 сентября активизируется всяческая нечисть. В старину многие люди опасались ведьм, бродящих по деревням, выпрашивающих еду или вещи. Чтобы защититься от колдуний, нужно было закопать под воротами или под порогом мак с семенами.

Читайте также: