Женщины истрепанные как пословица что значит
Обновлено: 07.11.2024
Феноменальное творчество Владимира Маяковского вобрало в себя плеяду идей и новшеств, создав внутри традиционного, хоть и разнообразного русского литературного процесса, почву для развития нового течения — футуризма. Но несмотря на наличие множества проб пера различных авторов до Маяковского и после него, никто не смог достичь его успеха. Создается впечатление, что своим творчеством Маяковский создавал условия для своего писательского бессмертия, стремился светить вечным, ярчайшим огнем через столетия. Мноомудрый Литрекон предлагает Вам разбор поэмы «Облако в штанах» по плану.
История создания
Стоит отметить, что первое название поэмы — “Тринадцатый апостол” было забраковано, очевидно, потому что Маяковский на тот момент не заработал имиджа антрирелигиозного фанатика, обращающегося к библии только в случае, если нужно подпереть чем-то ножку шатающегося стола или высмеять ее, как неотъемлемый элемент ограниченного буржуазного мировоззрения. Тем не менее, принципиальность цензора нисколько не умалила уровня эпатажа в поэме. Априори сложно сделать менее эффектным произведение, в предисловии которого красуются лозунги “Долой вашу любовь”, “Долой ваше искусство”, “Долой ваш строй”, “Долой вашу религию”.
Главная тема четвертой части
Анализ стихотворения "Облако в штанах" переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога. Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение. Даже на оскорбление идет герой ("крохотный божик") и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.
Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать "без мук". Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии. Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце. Его несет он, подобно тому, как собака - лапу, "перееханную поездом".
Третья часть поэмы
Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности - поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении. Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма "Облако в штанах", анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его "пропитое лицо". По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.
"Облако в штанах" (Маяковский). Композиция произведения
Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею. Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это "четыре крика": "долой вашу любовь", "долой вашу религию", "долой ваш строй", "долой ваше искусство". О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. "Облако в штанах" - поэма, разбирать которую весьма интересно.
Композиция
Следующая пословица
Один из расхожих мифов о том, что якобы русские женщины очень любили, когда их мужья поколачивали. И прямо таки упрашивали о том! Даже поговорку об этом сложили: «БЬЁТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ». Во как! Суровые такие вот русские нравы…
Ох, и любят искажать историю нашу, традиции да обычаи. Немало о Руси небылиц сочиняли и в стары времена, да и нынче.
И верят теперь в это и сами русские. Увы.
Какое же основание есть для утверждения того, что якобы существовал такой вот дикий обычай на Руси. Что якобы для русской женщины крепость супружеской любви равна побоям?
А во-первых, оказывается, в качестве аргумента обычно приводится рассказ, содержащийся в «Записках о московитских делах» некоего австрийского барона Сигизмунда Герберштейна, написанные в 1549. В них говорится о том, что некий немецкий кузнец по прозвищу Иордан женился на русской, и супруга обвинила его в нелюбви к ней на основании того, что Иордан ее ни разу не побил. И как писал Герберштейн, «немного спустя Иордан жестоко побил жену и признавался мне, – говорит Герберштейн, – что после этого она стала любить его гораздо больше, чем прежде. Кончилось тем, что он побоями изуродовал свою жену. »
Однако, здесь я соглашусь с мнением Олеария, который заметил: «Чтобы, однако, русские жены в частом битье и бичевании усматривали сердечную любовь, а в отсутствии их - нелюбовь и нерасположение мужей к себе. этого мне не привелось узнать, да и не могу я себе представить, чтобы они любили то, чего отвращается природа и всякая тварь, и чтобы считали за признак любви то, что является знаком гнева и вражды. »
Конечно на Руси, как в прошлом, так и в настоящем времени, к сожалению, были мужья разные: и жестокие, и невежественные, и насилие в семьях было и есть, особенно на фоне алкоголя. Но, чтобы любая нормальная женщина видела в жестоком проявлении к ней ЛЮБОВЬ?
Тем более, что многочисленные жалобы избитых жен и их родственников в исторических документах разных эпох, обращенные к представителям светской и духовной власти, говорят о том, что они не видели в проявлении мужней жестокости признаков каких-то нежных чувств.
Смысл названия
Развитие темы любви в третьей части поэмы "Облако в штанах"
Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь "жирных". Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь - извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как "любовница" Ротшильда - "обжиревшей". Настоящая любовь противопоставляется похоти.
Развитие темы любви во второй части
Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы "Облако в штанах". Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу. Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и "цветочек под росами", и "любовь", и "барышню". Пошлы и мелки эти темы, а поэты, "рифмами пиликая", "выкипячивают" "варево" из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как "проказы", уличной толпы, бросаются сознательно от улицы. Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями "венецианского лазорья".
Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя - пиликающим "поэтикам".
Композиция
Поэма является тетраптихом — произведением, поделенным на четыре равновесные в идейно эквиваленте части.
“Я обижен на этот пошлый мир, я не буду биться лбом о постамент, поклоняясь колоссу на глиняных ногах, он может в любой момент упасть и захоронить меня под собой, а мне ведь еще нужно станцевать на его костях!”.
Чему учит?
Произведение «Облако в штанах» заставляет задуматься о том, что помимо всем известных анатомических, есть еще два принципиально важных признака того, что человек жив: он любит и он ненавидит. Именно любовь и ненависть ведут человека к прогрессу, будоражат в нем кровь, призывая действовать. Потому, сокрытие этих двух невероятно сильных чувств рамками наигранного приличия и пафосного этикета — есть величайшее, без преувеличения преступное лицемерие.
Маяковский подводит нас к здравой мысли о том, что человек может приступить к активным действиям лишь откровенного разочаровавшись. Никто не готов изменять то, к чем он чувствует любовь или привязанность.
Следующая пословица
Поэма “Облако в штанах” занимает особое место в творчестве Маяковского. Краткий анализ “Облако в штанах” поможет понять, что поэма состоит из четырёх частей и имеет революционный характер. Разбор произведения можно использовать для подготовки к уроку литературы в 11 классе.
Первая часть поэмы
Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: "Долой вашу любовь". Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.
"Облако в штанах" открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой. Так мучительно оно, что ему кажется, будто "ржут" и "хохочут" канделябры в спину, двери "ляскают", "режет" ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время. Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как "голова казненного" с плахи.
Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. "Облако в штанах" Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. "Корчится", "стонет" герой, скоро "издерется рот" криком.
Трагическое известие
Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием "Нате". Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой "Джоконды" из Лувра, а себя самого - погибшей Помпее.
Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что "спокоен", однако сравнивает эту невозмутимость с "пульсом покойника". Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.
Суть: о чем поэма?
Собственно, и здесь поэт не нарушает своей традиции, и уже в предисловии авторитетно и непринужденно обещает “дразнить нашу мысль об окровавленный сердца лоскут”.
Первая часть
Читатель знакомится с лирическим героем — пылким и красивым двадцатидвухлетним юношей и его возлюбленной — неосмотрительной особой, пугающейся автомобильных гудков, но не находящей опасности в праведном гневе молодого человека, которому она спешит признаться в том, что ее ведут под венец. И зря! Ведь нет ничего страшнее чем убийственное спокойствие лирического героя, подобное сну Везувия, готового разразиться праведным испепеляющим гневом. Герой разочаровывается в любви к милой сердцу даме, что приводит к обрушению его веры в любовь как таковую. Гнев юноши неразличим окружающими, но он губителен для человека, подвергающего сомнению все вокруг, кроме его собственного любовного абсолюта, который только что разорвало на куски. Герой просит выстонать через столетия первый его крик. Занавес.
Вторая часть
Здесь герой высказывает свое творческое “фи” по отношению к искусству, развитие которого повернуло в русло удовлетворения изощренных амбиций безумцев, чье незаслуженно праздное существование возведено в условиях буржуазного общества в культ. Культ лжи и эффектности, которые не несут за собой ни пользы, ни созидания, что противоречит природе искусства.
Юноша, отрицая авторитеты, заключает, что гвоздь в его сапоге страшнее фантазии Гёте, выражая тем самым беспомощность отвлеченных рассуждений великих авторов в решении глобальных проблем, сжимающих свои тиски каждый день с новой силой. Занавес.
Третья часть
Апофеозом всеобличительной демагогии становится, по классике жанра, рассуждение о мировой истории, целиком, к негодованию юноши, состоящей из ошибок и угнетения. Здесь перед нами в карикатурных, порой гротескных образах предстают Бурлюк, Северянин, Наполеон, Бисмарк, Ротшильд и прочие достойные и недостойные люди.
В этой части поэмы отправляется в стремительный путь через поколения третий крик поэта — “Долой ваш строй!”. Строй, в котором предпочтение отдается красивым словам, приводящим к мерзким последствиям: уродству того, что должно быть прекрасным, необязательности того, без чего, на самом то деле, честный и добрый мир немыслим. Занавес.
Четвертая часть
Так сложилось, что разочаровавшийся во всем человек зачастую находит отдушину в религии. Но и тут герой, к несчастью своему, обладающий критическим мышлением и пребывающий во всеохватывающей ненависти, наступает на грабли, лишая себя последней возможности все обдумать и остановить акт морально-этического самосожжения.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Облако в штанах.
История создания – написано произведение в 1914 году, в этот период поэт был влюблён в Марию Денисову, однако чувства его не получили ответа, но были воплощены в стихах. Впервые оно было издано в 1915 году.
Тема поэмы – центральной можно назвать тему любви, однако к ней также добавляются тема поэта и толпы, нового искусства, отрицания господствующего строя и, наконец, отрицания Бога.
Композиция – поэма делится на части, каждая из которых имеет собственную тему, причём если в первой части лирический герой ждёт встречи со своей любовью, а после отрицает само это чувство, то в последней он обвиняет Бога в том, что тот не позаботился о человеке, не дал ему счастливой любви. Всего частей четыре.
Жанр – поэма-тетраптих.
Стихотворный размер – акцентный стих, в котором проявилось новаторство Маяковского как поэта.
Так может и многоуважаемый немец Сигизмунд Герберштейн и его немецкий кузнец Иордан когда-то недопоняли великого и могучего русского языка, и жалобы молодой жены на отсутствие интимной жизни с супругом в иносказательной форме он принял за жалобу на то, что он её не избивает?
Разберем и другую поговорку: «ЛЮБИ ЖЕНУ, КАК ДУШУ, ТРЯСИ ЕЁ КАК ГРУШУ». Её тоже обычно приводят в пример об исконной традиции бить жён на Руси. Хотя поражает вроде бы противоположный совет, такая странная нестыковка: люби и тут же «тряси». Но, во-первых: в пословице говорится «тряси», а не «бей». А во-вторых: садоводы прекрасно знают, что грушевое дерево как раз трясти и НЕЛЬЗЯ.
Собирать плоды с груши нужно с максимальной осторожностью, поскольку они легко могут повредиться от любого случайного удара. Нельзя встряхивать плоды с дерева.
Плоды нужно срывать так осторожно, чтобы не повредить плодовых ветвей. Если ветви будут повреждены, то урожай в следующем году будет значительно меньше.
Так значит, и эта поговорка, оказывается, советует бережно и трепетно относиться к жене, а вовсе не бить её.
Это моя версия, не претендующая на истинность. Как и все фразеологизмы, народные выражения теряют корни в истории и времени.
Но ведь действительно многие исконные пословицы, поговорки, традиции, и сама история наша подверглись огромному искажению. Что-то происходило случайно со сменой языка, мировоззрения, религии, а что-то искажалось намеренно. Ведь как много русских пословиц, потеряв свою второю половину, поменяли значение и смысл на противоположное.
В любом случае, я за то, чтобы не принимать на веру все то, что нам рассказывают о якобы «истинных» русских и славянских «традициях». Все нужно проверять, взвешивать, осмысливать. И только так мы сможем возродить настоящие родные традиции, культуру, нацию!
С уважением, Рада Бычкова (этнограф, психолог, ведьма, шаман)
(Славянский воронежский центр "ВЕЛЕСОВ ЖРЕБИЙ")
Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал! Если Вам интересно то, о чем я пишу, заходите на мою страничку в ВК и добавляйтесь в друзья. Буду рада делиться Знаниями, мыслями, теплом и добром.
История создания
Поэма Маяковского интересна ещё и тем, что, несмотря на наличие центральной темы, она многотемна, причём остальные можно проследить по главам.
Так, в первой главе лирический герой ждёт свою возлюбленную (Маяковский никогда не скрывал, кому посвящено его произведение), причем ожидание это для него скорее мучительно, чем приятно. Он понимает, что надежды на ответное чувство нет, но всё же готов выслушать слова Марии. Тема второй части – поэзия, которая, по мнению Маяковского, должна быть поэзией борьбы – но далеко не все произведения и творцы соответствуют этому образу. Третья часть – это отрицание всего государственного строя, который жесток и бесчеловечен. Здесь появляется образ тринадцатого апостола из первоначального названия поэмы – это человек, который противостоит хозяевам жизни.
Наконец, в четвёртой части Маяковский снова возвращается к теме любви, которая на этот раз тесно связана с темой Бога: поэт не просто отрицает религию, он насмехается и над самим Создателем, который не подарил людям возможность счастливой любви. Лирический герой пытается донести свои чувства до возлюбленной – но остаётся с окровавленным сердцем.
Следующая пословица
В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. "Облако в штанах" - произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось "Тринадцатый апостол". Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом. По частям, последовательно проведем ее анализ.
"Долой ваш строй!"
Существующий строй рождает "бойни", расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается "человечьим месивом", опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество. Именно поэтому поэт призывает "долой ваш строй!". Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать "окровавленные туши". Герой, становясь "тринадцатым апостолом", противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.
Проблематика и тематика
Многопроблемное и многотемное произведение - "Облако в штанах". Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. "Красивый, двадцатидвухлетний" лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, "как пословица" женщины; "залеженные", как больница, мужчины. Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, "нахальный и едкий", то ранимый, расслабленный, "безукоризненно нежный" - "облако в штанах", а не мужчина. Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.
Средства выразительности
Ритмика стихотворения новаторская: использован модернистский подход, когда за ориентир берётся маршевый ритм и биение пульса. Все выразительные средства в нём используются не для красоты слога, а для того, чтобы более точно и ёмко передать мысль, которую поэт вкладывал в свои строки.
Основная идея
Смысл поэмы «Облако в штанах» заключается в том, чтобы задеть русское самолюбие, которое так не кстати спит внутри несчастных и преданных людей с заводной скважиной в боку. Безусловно, полезно иногда работать в холодном рассудке, забывая о жарких чувствах. Однако недопустимо допускать раз за разом убийство мечт и чувств на улицах безъязыкой Москвы, разбирая последствия одного убийства в Сараево. Неуместное праведничество губительно. Потому, чтобы построить мир, в котором можно слышать честные речи, ожидать искренней любви, нужно сперва этот мир возненавидеть.
Можно с большой уверенностью сказать, что это произведение о том, как несчастный человек, придающийся бунтарству на фоне отрицания своего горя, вдруг осознает, что ему нужен совсем другой идеал, в стремлении к которому он не повторит испытанного страдания. Таким идеалом для лирического героя стала революция. Такова главная мысль поэмы “Облако в штанах”.
Финал поэмы
Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо "лапу с клещами звезд".
Таков анализ произведения "Облако в штанах". Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха "Облако в штанах" можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский - весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.
Жанр, направление, размер
Как уже ни раз было сказано, “Облако в штанах” — поэма. Поэма, обладающая исключительным жанровым своеобразием, однако соблюдающая свою хрестоматийную роль — изложение синтеза чувств, созданного им, как продукта духовной деятельности, причиной которой стало влияние сильного образа и чувства.
Жанровое своеобразие поэмы “Облако в штанах” — закономерное явление для литературного направления, по правилам и без правил которого творил и вытворял Маяковский. Футуризм — направление, питающее неприязнь ко всем рамкам, долговременное давление которого деформирует человеческий разум, превращая его в бездумную кашу. Свобода мысли и ума, идей: их формулировок и воплощений — то, чем Маяковский наполнял свои произведения.
Помимо “лесенки”, ставшей визитной карточкой произведений Маяковского, следует упомянуть об огромном количестве окказионализмов, формирующих уникальную семантическую структуру произведения “Облако в штанах”.
Критика
Безусловно, новаторская и революционная поэма Маяковского вызвала небывалый ажиотаж и общественный диспут, однако мало какой эксперт мог составить точное мнение о подобном литературном феномене. Многим могло не нравиться, как откровенно распахнул поэт смирительную рубашку в своем эпатажном произведении, однако все отдавали должное гениальной форме изложения, актуальности идей поэмы, ее пользы для привлечения молодежи к активным действиям по построению великого будущего на осколках самовластья.
Стоит отметить, что именно в рассматриваемый нами период своего творческого рассвета, Маяковский знакомится с главой русской литературы — М. Горьким. Ему он лично читает только что написанную поэму “Облако в штанах”, получая в ответ одобрительную рецензию. Горький был восхищен низким голосов и высокими идеалами юного поэта и обеспечил ему, как потом оказалось, ошеломительно успешное литературное будущее.
Проблемы
Проблематика поэмы «Облако в штанах» тоже может быть доработана Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости правки.
- То, что “Облако в штанах” — по большей части политическое произведение определяет факт того, что его центральной проблемой является страдание от природы свободного человека в капиталистическом мире, где он обречен быть невольником. Лирический герой рассматривает своих современников, как тараканов в банке, чей вынужденный быт мучителен и, вероятно, не имеет никакого смысла.
- Проблема роли искусства в общественной жизни волнует лирического героя не меньше. Он диагностирует, что искусство стало пафосным лекалом, дополнением к богатству, изящным способом его опредметить. Юноша жалеет, что искусство перестало воспевать настоящую красоту, освещать настоящие проблемы, принося тем самым пользу миру, нуждающемуся в отдушине от пошлой бытности.
- Проблема эмоциональной качки, из которой, собственно, и состоит поэма, освещается Маяковским неспроста: поэт всегда отличался импульсивностью и вспыльчивостью, поэтому вопрос контроля своих эмоций и их природы был для гения актуален. На примере лирического героя читатель видит, что минутное чувство может привести к последствиям, исправление которых займет куда больше времени.
- Освещается и проблема религиозного толка. Лирический герой изможден ударами судьбы, которые инициирует его критический рассудок, и прибегает к осознанию того, что он абсолютно один в своей борьбе: перед ним не возникает белой фигуры в нимбе. Автор считает, что Бог — оскудевший в своих силах символический атрибут прошлого, имеющий, по большому недоразумению, огромный вес в настоящем, от которого, для более стремительного движения к прогрессу, обществу необходимо избавиться.
Главные герои и их характеристика
Система образов и главные герои поэмы «Облако в штанах» отражены Многомудрым Литреконом в таблице.
Героиня, наивность и необязательность которой становится катализатором праведного гнева главного героя, из которого он позже заключит о нелепости окружающего его мира.
Тематика поэмы “Облако в штанах” описана подробно, но если Вам нужны какие-то дополнения, обратитесь к Многомудрому Литрекону в комментариях.
Ох, что-то этот Сигизмунд Герберштейн недопонял, или нарочно исказил в своих «Записках». И мы к этому еще вернемся!
Что еще подтверждает этот странный миф о битье жен как выражении любви на Руси?
Ну, еще ссылка на «Домострой», где, дескать, поп Сильвестр учил мужей «вразумлять» жён плёткой. И этот отрывок, вырванный из контекста, очень любят цитировать:
«Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку и ногу и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»
Но если мы откроем исходный текст, то увидим, что этот фрагмент касается «воспитания» СЛУГИ, и то, в том случае, если «…слову жены, или сына, или дочери слуга не внимает, наставление отвергает, не слушает и не боится их, и не делает того, чему муж, или отец и мать его учат…» или «если по вине и по справедливому розыску виновный не кается и не плачется о грехе своем и о вине» .
И здесь в данном случае это поучение направлено как раз на максимальную защиту бедного сословия от жестокого обращения и увечья в то суровое время. Несмотря на то, что это были вольнонаемные люди, наниматели порой считали себя вправе безнаказанно учинять им побои.
Жену же «Домострой» рекомендует «наказывать»: « …должен муж жену свою наказывать, наедине вразумлять ее страхом, а, наказав простить и приласкать, и любовью наставить и рассуждением, но при этом мужу на жену не гневаться, а жене на мужа — жить им всегда в любви и в согласии.» .
При этом вспомним, что слово «наказывать» на средневековой Руси было синонимом слова «учить», и родственно словам «указывать», «подсказывать», «сказывать».
То есть «Домострой» оказывается не так уж и плох, это мы уже многого недопонимаем и воспринимаем буквально. Видимо, как и плохо понимающий русскую речь и обычаи Сигизмунд Герберштейн.
Что же еще подтверждает миф о любви русских женщин к мужниным побоям? Обычно еще ссылаются на такие вот пословицы: «БЕЙ БАБУ МОЛОТОМ – БУДЕТ БАБА ЗОЛОТОМ», «БЬЁТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ», «ЛЮБИ ЖЕНУ, КАК ДУШУ, ТРЯСИ ЕЁ КАК ГРУШУ» или на слова из народной плясовой песни:
«… Бей жену к обеду,
А к ужину опять,
Чтоб щи бы горячи,
Каша масленая;
А жена – та бы до мужа
Была ласковая».
Во многих других же песнях, пословицах, традициях наших предков мы видим уважение к женщине, жене, матери. Видимо произошли потери исконных смыслов русских пословиц и нужно их восстановить! Разберемся.
Вернёмся к поговорке «БЕЙ БАБУ МОЛОТОМ – БУДЕТ БАБА ЗОЛОТОМ». Старинные пословицы и поговорки, как и сказки, былины, песни, имеют подчас не прямой буквальный смысл, а завуалированный, зашифрованный. И эта пословица тоже имеет их несколько.
Это сейчас для нас «баба» имеет одно значение – в грубом смысле женщина. А еще не так давно «бабой» называли сжатый на поле сноп, несколько составленных хлебных снопов на жниве. Даже загадка такая есть: «Баба с кривой головой и соломой подвязана!». Отгадка: это СНОП!
Ну, а молот (молотило) – это специальное древнее приспособление для молотьбы снопов, дабы отделить зерно от соломы.
Также, раньше словом «золото» назывался вовсе не металл, а зерно, подтверждений чему осталось множество, как в русском языке, так и в исторических событиях. Слово «золото» произошло от «злата», «злака». То есть золото=злато=злаки. Злаковые культуры это те, которые дают злато, то есть золото. А металл стали называть золотом потому, что он имеет цвет очень похожий на цвет спелого зерна. Тоже самое имеет место быть и в английском языке. Одна из очень популярных песен Стинга называется «Fields of Gold» - «Золотые поля», где под этим фразеологизмом подразумеваются поля спелого ячменя.
Вот и получается, что эта поговорка-загадка о молотьбе хлеба! Бей «бабу-сноп» «молотом-молотилом» и станет она «хлебом-золотом», который и прокормит и обеспечит достаток!
Но поскольку старинные пословицы и поговорки, сказки, былины, песни, имеют не прямой буквальный смысл, а многоуровневый, то только этим смыслом поговорка не исчерпывается! Ведь еще в русском языке под молотом иногда подразумевается . мужской член.
Вспомним, как в песне шуточной поется:
«…я не так уж молод,
Но еще могуч мой молот,
Наковальня стонет звонко,
коль в руках моих девчонка».
И теперь обратимся ко второй поговорке «БЬЁТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ» и к словам народной песни Олонецкой губернии:
«…Ах, что это за муж,
Что жену свою не бьет!
Бей жену к обеду,
А к ужину опять,
Чтоб щи бы горячи,
Каша масленая;
А жена – та бы до мужа
Была ласковая».
Ну, разве ж от побоев кто станет ласков? Смирен и покорен – да, но ласков… Но, если вспомнить, что старинные пословицы и поговорки, сказки, былины, песни, имеют не прямой буквальный смысл, а многоуровневый, завуалированный, зашифрованный, содержат часто игру слов, то станет ясно, что и здесь – явная игра слов и явный подтекст.
Существует множество различных церковных циркуляров и указов иерархов, направленных против мата, начиная с самых ранних времён христианства на Руси. Окончательно статус «нецензурного» он приобрёл в XVIII веке во время жёсткого отделения литературной лексики от разговорного языка. Так «похабное» значение глагол jebati/jebti мог приобрести уже и в общеславянскую эпоху. И его могли заменять в речи, песнях, пословицах иным «приличным» словом, как раз словом «бить».
Вот и получается, что изначально поговорка «БЬЁТ – ЗНАЧИТ ЛЮБИТ» в контексте супружеской любви скорее некогда имела значение «Е…бёт – значит любит!». Тогда и слова народной песни «…Ах, что это за муж, Что жену свою не бьет. » приобретают другой смысл. Все становиться на свои места! ))) Так же как становиться понятной и другая поговорка: «МИЛЫЙ ПОБЬЁТ, ТОЛЬКО ПОТЕШИТ».
Читайте также: