Язычество в пословицах и поговорках
Обновлено: 07.11.2024
Исследовательская работа, представленная на конкурсе исследовательских работ.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_literature.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)
Слет научных обществ обучающихся
образовательных организаций общего
и дополнительного образования города
Нижневартовска в 2016-2017 учебном году
Секция 12. Филология (литература).
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и пословицах русского народа».
Петракова Екатерина Александровна, 5«А» класс.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №25».
Вайс Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25».
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс
Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве, невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).
Проблемный вопрос в том, что действительно ли пословица хранит в себе следы язычества?
Актуальность в том, что в современных условиях российской действительности идет процесс осмысления прошлого и настоящего в жизни общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения общечеловеческих ценностей, поэтому весьма актуально изучение духовно-нравственной культуры наших предков.
Цель исследования : проанализировать, как в русских народных пословицах и поговорках интерпретируются языческие представления об устройстве мира, о жизни человека.
Задачи исследования : изучить литературу и Интернет-ресурсы по данной проблеме, рассмотреть систему многобожия на основе языческой мифологии, исследовать на основании изученного, как в пословицах, поговорках, интерпретируются представления об устройстве мира, о жизни человека, осознать влияние языческого мировоззрения на современное мировосприятие
Гипотеза : в русском фольклоре сохранились отголоски языческого мировоззрения славян, несмотря на тысячелетнюю главенствующую роль православной культуры.
Методы исследования. Теоретические – анализ источников, систематизация и обобщение информации. Эмпирические – наблюдение, сравнительный анализ.
Объект: пословицы и поговорки русского народа.
План исследовательской работы:
Октябрь − ноябрь 2016г. – выбор темы исследования, постановка цели, задач. Сбор информации.
Декабрь 2016 г. – январь 2017 г. – сбор пословиц и поговорок, отбор материала и его анализ.
Февраль 2017 г. – оформление исследовательской работы, подготовка презентации.
1 . Велесова книга, перевод и комментарии Александра Игоревича Асова. 2. Даль В.И. Избранные пословицы русского народа. 3. Еременко М.В.Славянские боги. 4. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, суеверия, и поэзия. 5. Мифы и легенды народов мира. 6. Науменко Г.М.Вся славянская мифология. 7. Пословицы. Русская классическая библиотека. 8. Рыбаков Б.А Язычество Древних Славян. 9.Свято-Русские Веды. Книга Велеса 10. Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля.
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Обожествление природы в язычестве.
Жанровое своеобразие пословиц и поговорок.
Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Тема: «Отражение языческого мировоззрения славян в поговорках и
пословицах русского народа».
Петракова Екатерина Александровна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя школа №25», 5 «А» класс
«Различны эпохи, породившие пословицы.
Необозримо многообразие человеческих
отношений, которые запечатлелись в чеканных
народных изречениях и афоризмах… Их тысячи,
десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают
из века в век, от одного поколения к другому,
и не видна та безграничная даль, куда
устремляет свой полет эта крылатая мудрость…»
Обычно считается, что изучение славянского язычества, представляет интерес только для изучения узкого круга специалистов, интересующихся культурой Древней Руси, историей религии или мифологией. В научной литературе можно встретить концепцию «двоеверия», что в древнерусской литературе тесно переплелись христианские и языческие мотивы. И всё же, хотя сам феномен двоеверия трактуется учеными неоднозначно. Не имея представления о язычестве невозможно понять древнерусские памятники литературы и искусства, русское народное творчество в различных его проявлениях (вышивка, резьба по дереву, игры, песни и др.).
1. Теоретическая часть
1.1. Древнерусское язычество.
«Под темными лесами, под ходячими облаками, над частыми звездами, под красным солнышком», - так определяет в своих преданиях русский народ местоположение родной земли. От моря до моря, через леса дремучие, через степи раздольные, через горы высокие идут ее рубежи. И вот на этом неоглядном светло-русском просторе слагались, шли от безбрежного океана стародавних времен к пологим берегам наших дней живучие народные сказания, предания, поверья.
Центральное место в культуре древних славян занимало язычество. Это религия такая же древняя, как и само человечество.
Язычество − совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов, народная религия.
Языческая культура, как историческая межа не могла не пустить свои корни в фольклоре как естественной форме мировосприятия народа. В нем представлены основные морально-этические ценности народа, то, что принято называть его «корнями» или «душой». Фольклор является не только «стержнем народной культуры, но и зеркальным отражением жизни общества в ходе его исторической эволюции».
Таким образом, основные жанры устного народного творчества связаны именно с языческим прошлым русского народа. Заговоры, заклинания, пословицы и поговорки, загадки, обрядовые песни, сказки – все эти жанры в своей образной системе хранят черты древнего мифологического сознания. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Значит, фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры.
1.2. Обожествление природы в язычестве.
Земледельческие обряды и почитание предков составляли основное ядро славянского мировоззрения.
В стародавние годы хлеб являлся для русского народа, для всех славян-земледельцев даром Земли и Неба. Эта могущественная чета возлагала на себя заботу о зарождении хлеба насущного для народа-землепашца, из года в год обновляясь и плодонося. Обнимая Землю со всех сторон, Небо орошает ее животворным дождем, пригревает ее лучами солнечными, и отвечает Мать-Сыра-Земля на это всякими плодами земными. Что ни новая весна – то и новое проявление любви всемогущих богов предстало пытливому взору народа-пахаря.
В стародавние времена у славян понятие о небе отождествлялось со Святовитом. К нему обращались с молитвами об урожае. Сохранились на Руси предания и о других олицетворителях земного плодородия – о Даждьбоге милостивом и ласковом, о Перуне, объединявшем в себе милость с грозною силою бога-громовника. Идею весенней плодоносящей силы воплощал светлый бог Ярило. Десятки, сотни сказаний ходили по Руси, подавая о старине живую весть. Отвела старина Домовому избы-дворы крестьянские; сохранила в темном дремучем лесу Лесовика – лесного хозяина; по лугам гуляет Луговой, живет в воображении народа до сих пор в каждой реке Водяной, с подвластным ему русальим народом.
Человек, наделенный в седые времена именем Волх, считался мудрецом и предсказателем. Умеющий чаровать и кудесить, он – герой многих преданий и легенд. По воображению народного суеверия представлялось, что Волх, с его умением предвидеть будущее, - победитель духов тьмы. Ему предписывают многие подвиги. Из хребта огромной щуки он достает гусли. Его игру и пение слушают зачарованные звери и птицы. Добывает огонь из чрева огненной рыбы,
проглотившей первую искру, которую высек Перун из своего ногтя. Обманывает стражу загробного мира и ускользает с того света живым.
В мифологических рассказах древней Руси все необычно. В этом сказочном мире все живут своей фантастической жизнью, каждое существо в природе разговаривает – общаются между собой звери и птицы, деревья и цветы.
Нет, это не сказки. Просто для земледельца-язычника все реально: и духи, и животные, и растения – в равной мере. В этом мире все стихии требуют особого отношения к себе, со всеми приходится вступать в какой-то договор, потому что все имеет образ и подобие человека, живет с ним не только в поле, в роще и в пути, но и в бревенчатых стенах избы. Язычник-славянин и мифологический мир взаимодействуют и взаимопрорастают друг в друга и вплетаются в общую канву под названием жизнь.
1.3. Жанровое своеобразие пословиц и поговорок.
«Ума и чувства в русских пословицах – на целые книги», справедливо говорил М. Горький. У русских пословиц – мировое признание. «Хороши делают чемоданы англичане, а у нас хороши народные пословицы, » - заметил философ Розанов.
Они просты и понятны. Не нужен особый талант, чтобы ими пользоваться. Пословицы не поются и не рассказываются, они бытуют, живут вместе с нами – из «уст в уста», как что-то свое, родное и близкое.
Пословицы плоть от плоти народа. В них – опыт многих и многих его поколений, память о пережитых драмах, трагедиях, радостях, поучительных происшествиях, колоритных исторических персонажах. В них отражена вся жизнь русского народа.
Чрезвычайная живучесть пословиц равно обеспечивается как заложенной в них житейской мудростью, глубоким многовековым смыслом, так и отшлифованной столетиями формой: эстетичной, легко запоминаемой, в которой нет ничего лишнего. Убери из пословицы внешнюю красоту, и она исчезнет, не останется в народной памяти. Следовательно, пословицам изначально присуща неразъемная слитность формы и содержания.
Сочный язык пословиц делает даже обыкновенную речь образной и красивой, выразительной и убедительной. Меткое пословичное слово позволяет во всей полноте ощутить значимость и многогранность мысли, побуждает слушателя к собственным размышлениям.
Пословицы не стоит воспринимать буквально, однозначно. В них, несмотря на краткость формы, может столько уместиться смысловых оттенков, что приходится удивляться.
Пословицы могут быть использованы и в качестве источника исторических знаний. Они позволяют нам понять, как и на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация,
через какие этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.
В русских пословицах и поговорках легко отыщутся следы древних верований, упоминания о существовавших некогда способах правления страной, применявшихся приемах хозяйствования, правилах жизни. В них сохранились старинные названия русских городов, волостей и губерний; денежных единиц, одежды, национальных блюд; предметов домашнего обихода.
Лапоть, соха, грош, скоморох, боярин – откуда узнаем мы смысл всех этих слов? Чаще всего из старинных пословиц, многие из которых живы и сегодня: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», «Всякий спляшет, да не скоморох», «И мы не на руки лапти обуваем».
Без изучения пословиц не понять русского характера. Они охватывают все стороны жизни человека. По ним можно судить о нравственных устоях народа, присущих ему природных качествах – житейской мудрости, деловой сноровке, замечательной наблюдательности, удивительной смекалке.
Отражая народный душевный строй, пословицы и поговорки в значительной мере формируют внутренний мир русского человека. Русские пословицы деликатны, в них отсутствуют грубость и оскорбления. Ими не воспользуешься в гневе, ими не унизишь ближнего, не оскорбишь родных, не насмеешься над чем-то важным, святым. Они всегда полни веры в конечную справедливость.
Пословицы как фотоснимки народной памяти, пережитых народом событий. И горестных и радостных. Обращение к ним помогает сохранять жизненное равновесие («Жить широко – хорошо, но и уже не хуже»), преодолевать трудности («Все перемелится, мука будет», «Дождемся поры, что и мы из норы»). [1]
2. Практическая часть
2.1.Исследование отображения мировоззрения славян в пословицах и поговорках.
Не кланяюсь богачу, свою рожь молочу.
В пословицах и поговорках отображается основное занятие славян – земледелие.
Называются орудия труда – плуг, соха.
Рад другу, да надобно бресть к плугу.
Кто землю лелеет, того земля жалеет.
Мать- сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Доброе семя – добрый и всход.
У матушки-сошки золотые рожки.
Русского мужика без каши не накормишь.
Каша составляла основное блюдо славянской национальной кухни.
Хлеб – признак достатка.
Где блины, тут и мы; где оладьи, там и ладно.
Блины – прообраз Солнца.
В слове «ладно» отголоски имени славянской богини Лады.
Слово «лад» означает:
2)поддержание определенного жизненного порядка.
Согласно Ладу складывались отношения между близкими и дальними родными в Роду.
Кто учится смолоду, не знает в старости голоду.
Пословицы о трудолюбии. Было устойчивое понимание, что от труда зависит и насколько добротным и сытным будет дом.
Не учи безделью, учи рукоделью!
В труде воля закаляется, а от безделья дурь наживается.
Конь с запинкой, да мужик с заминкой не надорвутся.
Мир животных тесно переплетается с миром человека, они взаимодействуют. Язычник тонко наблюдает природу.
Выменял кукушку на ястреба.
Рыба тухнет с головы.
Хорош и лунный свет, как солнца в небе нет.
Молись в тайне, воздастся в яве!
Интересна пословица присутствием в ней сочетания следов христианства и язычества.
В язычестве не было как таковой молитвы, а пелись гимны славянским богам. Но слово «явь» несет отголоски языческого мировосприятия; так мир делится на «Явь», «Правь», «Навь». Из Велесовой книги по интерпретации А. Асова:
«Ибочто положено Даждьбогом в Прави, нам неведомо. А поскольку битва эта протекает в яви, которая творит жизнь нашу, а если мы отойдем – будет смерть. Явь – это текущее, то, что сотворено Правью. Навь же – после не, и до неё есть Навь. А в Прави есть Явь.» [2]
Была бы голова, будет и булава.
Оружие «булава» мы наблюдаем в былинах.
Воинская удаль считалась главным достоинством. Нужно было уметь защищать и свой дом, семью, Родину.
Котору сторону воюет, в той и горюет.
У нас на Руси силу за пазухой носи.
Пословицы – прекрасный материал для исследовательских работ обучающихся, философов, историков, обществоведов. Каждый найдет в них для себя источник важной информации. Каждый через пословицы может по-новому взглянуть на изучаемые явления и события русской истории. Этнографы по пословицам, в которых легко угадываются и местный говор, и местный колорит, могут многое узнать о региональных традициях, обычаях российский народов и народностей, их укладе жизни и умонастроении.
С успехом могут быть использованы пословицы в качестве источника исторических познаний. Они позволяют нам понять, как и на каких основаниях, на каких ценностях выстраивалась русская цивилизация, через какие она этапы прошла, что из изначально присущего ей сохранила, а что, преодолев, заменила новым.
В начале исследовательской работы мы выдвинули гипотезу, что в пословицах и поговорках сохранились до наших дней отголоски языческого прошлого нашей Родины.
Центральными задачами было изучение фольклорных произведений русского народа, а также провести анализ ряда пословиц и поговорок, отыскать те пословицы, в которых отражается мировоззрение древних славян.
Проанализировав десятки пословиц, с уверенностью можем сделать следующие выводы:
- пословица – это фотография временного исторического отрезка;
- она охватывает все стороны общественной жизни;
- тематика пословиц глубока и всеобъемлюща;
- пословица – носительница русского характера;
- в поговорках и пословицах отражены древние верования и мировоззрение далекого языческого прошлого Руси.
На основе выводов мы предполагаем, что историческое наследие нашего народа можно изучать и на основе малых жанров фольклора.
[1] Пословицы. Русская классическая библиотека. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2013, 33с.
Следующая пословица
От начала времен человек существует рядом с животным миром. И не случайно на первых наскальных рисунках в пещерах Ласко и Альтамира изображены именно животные - древние спутники человека. Животное угрожает, помогает, может стать верным другом или злейшим и опаснейшим врагом…
В эпоху первобытности люди связывали происхождение своего рода с тотемом – животным-предком и верили в кровное родство человека и животного (медведя, волка, лебедя). Во многих древних культурах кошки, собаки, коровы обожествлялись. В языческих традициях славян образ Зверя тоже занимает важное место. Поэтому образы различных животных запечатлены в устном и прикладном творчестве. С миром зверей связано множество примет и поверий.
В фольклоре человек часто сравнивается с животным. Анализируя эти сопоставления, можно многое узнать о своеобразии национального характера, менталитете той или иной нации. По сути, отношение к животному - это то, что отражает степень человечности в самом человеке.
Существует устоявшаяся трактовка образов животных. Она сформирована в значительной степени русскими народными сказками, авторскими баснями. Но есть и другие жанры словесного творчества, отражающие представление человека о животных, - пословицы и поговорки. Их значительно больше, чем сказок. Пословицы короткие, но меткие. Они в меньшей степени, чем сказки, отредактированы современными авторами. Думается, что в пословицах и поговорках образы животных представлены более полно, многогранно. Поэтому мы и обращаемся к этим произведениям фольклора.
Цель нашего исследования: выяснить, каково поэтическое значение слов-образов животных в русском устном народном творчестве (на материале пословиц и поговорок).
Актуальность исследования: попытка классификации анималистических образов в русских пословицах позволит привлечь внимание к фольклору; результаты исследования могут быть применены на уроках русского языка и литературы при изучении тем «Фразеология» и «Русский фольклор». Материал позволит расширить круг ассоциаций, связанных с образами животных.
Материалом для исследования послужат 153 пословицы и поговорки, в которых встречаются названия животных.
Вложение | Размер |
---|---|
obrazy_zhivotnykh_v_russkikh_poslovitsakh_i_pogovorkakh.doc | 95.5 КБ |
vitya_karasev.pptx | 2.9 МБ |
Пословицы и поговорки про Попов
Статья подготовлена по материалам сайта Славянский Портал
пословицы и поговорки про попов
Данной статьёй мы не собираемся никого обидеть или задеть. Эта публикация не претендует на новизну или объективность. Но тема очень острая. Итак, из УНТ (Устного народного Творчества), мы знаем, что пословиц и поговорки несут память народа. Очень любопытно, но фольклор сохранил негативное отношение к попам – служителям церкви. Даже Пушкин, в своей сказке о Попе и его работнике Балде это не опровергает. Почему же у народа сформировался такой образ?
Начнём с того что наш народ не любит лень, а в глазах простого народа попы лентяи. Кроме этого попам всё достаётся легко, они находятся на содержании, их жизнь беспечна, от того и пузо растёт, а народ потом и кровью зарабатывает свой хлеб. Прочитать остальную часть записи »
Древние пословицы славян
Эти древнейшие на Земле основы нравственности изначальной, единой веры всего человечества славяне сохранили и пронесли через тьму веков, невзирая на всю ложь мира сего. Каждая из этих драгоценных заповедей искрилась в русском языке богатейшей россыпью пословиц и поговорок, переливавшихся чудным светом народной мудрости.
Замысел на чужое
— На чужой каравай рот не разевай!
— Не разводи усок на чужой кусок!
— За чужим добром не гоняйся с багром!
— Не надейся, Роман, на чужой карман!
— Воровское стяжание впрок не пойдет.
— Пожалей чужое — Бог даст свое.
— Жизнь на нитке, а думают о прибытке.
— Свои сухари лучше чужих пирогов.
— Чужое-не прочно и большое, а свое — и малое, да правое.
Замысел на действие преступное
— Где клятва — тут и преступление.
— Жить вертко /лукаво/ — помирать терпко.
— Каково житье, таково и на том свете вытье.
— Как жил, так и умер. Каково живется, таково и отрыгнется.
— Лучше смерть, нежели зол живот.
— Чего в другом не любишь, того и сам не делай!
— Жизнь дана на добрые дела.
— Рать стоит до мира, ложь — до правды.
— Лжа /ложь/, что ржа: тлит.
— Что лживо, то и гнило.
— И в бедах люди живут, а в неправде пропадают.
— Вранье не введет в добро.
— Всякую ложь к себе приложь.
— Без правды не житье, а вытье.
— Без правды не живут люди, а только маются.
— Не с ветру говорится, что лгать не годится.
— Кто лжет, тот и крадет.
— Врун, так и обманщик; обманщик, так и плут; плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.
— Проврался, что прокрался: люди долго помнят.
— Лгать, так людей обегать.
— Врать, так с людьми не знаться.
— Соврешь — не помрешь, да впредь не поверят.
— Раз солгал, а на век лгуном стал.
— Все минется, одна правда останется.
— Правда, что шило в мешке — не утаишь.
— Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь!
— Нечего Бога гневить, надо правду говорить.
— Делай не ложью — будет по-Божью.
Клевета
— Бойся клеветника, как злого еретика.
— Клеветники на том свете раскаленные сковороды лижут.
— Ябедника на том свете за язык вешают.
— Клевета — что уголь: не обожжет, так замарает.
— Змею обойдешь, а от клеветы не уйдешь.
— Лихо тому, кто неправду творит кому.
— Бог любит праведника, а черт — ябедника.
Непригодные речи
— Во многословии не без пустословия.
— Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь.
— Плюнешь — не воротишь; выпустишь слово — не поймаешь.
— Язык мой — враг мой.
— Слово — не нож, а до ножа доводит.
— Богу-то молись, да и черту не груби!
Овладеть чужим
— Неправдой нажитое впрок не пойдет.
— Чужое добро боком выйдет.
— Худом нажитое — добро не сотворит.
— Нажитое грехом не устроит дом.
— В чужой прудок не кидай неводок!
— И с умом воровать — беды не миновать.
— Чужой хлеб горек. Чужим куском подавишься.
— Чужой хлеб рот дерет. Чужой кус в рот нейдет.
— Украсть — в беду попасть.
— Вор ворует не для прибыли, а для гибели.
— Раз украл — навек вором ославился.
— Чужая одежа не надежа.
— За свое вступайся, а за чужое не хватайся!
— Неправая нажива — детям не разжива.
— Лучше по миру сбирать, чем чужое брать!
— Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
— Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать.
— Лишнего не бери — души не губи.
Совершить убийство
— Жизнь дает один только Бог, а отнимает всякая гадина.
— Убитый молчит, но за него спросится.
— Мертвый у ворот не стоит, а свое возьмет.
— По чужую голову идти — свою нести.
— Сгубить легко, да душе каково?
Все эти грехи были выражены и в таком виде:
— ментальные грехи /алчность; зависть; отрицание реальности Творца/;
— словесные грехи /лжесвидетельство; грубые слова; ревнивые речи; ложь/;
— физические грехи /нанесение телесных повреждений; похоть; воровство/.
Изначальный смысл некоторых русских пословиц, к сожалению, был искажен. Примером могут послужить опасные недоговорки известных пословиц:
— Пьяному море — по колено, а лужа — по уши.
— В здоровом теле — здоровый дух — редкая удача.
— Повторенье — мать ученья и прибежище для лентяев.
— Кто старое помянет — тому глаз вон, а кто забудет — тому оба.
— В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
— Тише едешь — дальше будешь от того места, куда едешь.
— Ударили по одной щеке — подставь другую, но не позволь себя ударить.
Последняя пословица, безусловно, имеет христианское происхождение. Считается, что ее в современном, недоговоренном евангельском варианте дал Иисус Христос как заповедь для устранения зла. Но если брать только ее первую часть /в евангельском варианте/, то она будет пресекать зло лишь в том случае, когда агрессивность проявит погорячившийся приличный человек, у которого проснется совесть, и он одумается при виде незащищающейся жертвы. Но если нападающим будет садист, то зло будет только увеличиваться, так как он будет с большим удовольствием ломать подставленные челюсти, и, уверившись в своей безнаказанности, нагрешит еще больше. Ответственность за возросшее при этом зло ляжет не только на нападающего, но и на того, кто спровоцировал его на дальнейшее злодеяние. Ибо обиженный имел шанс остановить зло, подставив, в соответствии с первой частью заповеди, другую щеку, т.е. дав агрессору возможность покаяться, и убедившись в неэффективности евангельской части заповеди и перейдя к ее второй, недоговариваемой части, дать негодяю достойный отпор, чтоб ему впредь неповадно было, — пресекая, тем самым, дальнейшее увеличение зла. Подтверждая это правило, Веды утверждают:
— ненаказанное зло увеличивается…
«И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так как нам велено идти к границам нашим и стеречь их от врагов».
Предварительный просмотр:
СЕКЦИЯ: «Русская лингвистика. ЮНИОР»
Образы животных в русских пословицах и поговорках
АВТОР: Карасев Виктор,
ученик 5 «Б» класса
учитель русского языка
- Определение жанра пословицы. Особенности жанра …………………..….…….…5
2. Многообразие животного мира пословиц и поговорок ………………..……….…. 6
3. Образы домашних животных в русских пословицах . ……………….……..8
Приложение 1. Список пословиц и поговорок………………………………………..……..12
От начала времен человек существует рядом с животным миром. И не случайно на первых наскальных рисунках в пещерах Ласко и Альтамира изображены именно животные - древние спутники человека. Животное угрожает, помогает, может стать верным другом или злейшим и опаснейшим врагом…
В эпоху первобытности люди связывали происхождение своего рода с тотемом – животным-предком и верили в кровное родство человека и животного (медведя, волка, лебедя). Во многих древних культурах кошки, собаки, коровы обожествлялись. В языческих традициях славян образ Зверя тоже занимает важное место. Поэтому образы различных животных запечатлены в устном и прикладном творчестве. С миром зверей связано множество примет и поверий.
В фольклоре человек часто сравнивается с животным. Анализируя эти сопоставления, можно многое узнать о своеобразии национального характера, менталитете той или иной нации. По сути, отношение к животному - это то, что отражает степень человечности в самом человеке.
Существует устоявшаяся трактовка образов животных. Она сформирована в значительной степени русскими народными сказками, авторскими баснями. Но есть и другие жанры словесного творчества, отражающие представление человека о животных, - пословицы и поговорки. Их значительно больше, чем сказок. Пословицы короткие, но меткие. Они в меньшей степени, чем сказки, отредактированы современными авторами. Думается, что в пословицах и поговорках образы животных представлены более полно, многогранно. Поэтому мы и обращаемся к этим произведениям фольклора.
Цель нашего исследования: выяснить, каково поэтическое значение слов-образов животных в русском устном народном творчестве (на материале пословиц и поговорок).
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- Найти пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные. При подборе материала мы обратимся к сборнику В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа», т.к. эта книга была создана в 19 веке и без изменений публикуется в наши дни. В.И. Даль сам записывал всё подряд и без изменений;
- Проанализировать и систематизировать собранный материал;
- Составить словарь поэтических образов животных в УНТ (на материале пословиц и поговорок).
Предметом нашего исследования в рамках данной работы будут образы домашних животных, созданные пословицами и поговорками из сборника В.И. Даля.
Гипотеза: в русских пословицах и поговорках часто упоминаются животные, за образами которых в народном сознании закрепились разные, иногда противоречивые характеристики. В этих характеристиках отразилось русское национальное восприятие, наше мировоззрение (в английском фольклоре, например, животные характеризуются иначе; героями пословиц и поговорок являются другие животные).
Актуальность исследования : попытка классификации анималистических образов в русских пословицах позволит привлечь внимание к фольклору; результаты исследования могут быть применены на уроках русского языка и литературы при изучении тем «Фразеология» и «Русский фольклор». Материал позволит расширить круг ассоциаций, связанных с образами животных.
Материалом для исследования послужат 153 пословицы и поговорки, в которых встречаются названия животных.
- Метод частичной выборки материала (анализировались те пословицы, в которых значение образа животного достаточно прозрачно);
- Метод контекстуального анализа;
- Статистический метод;
- Метод концептуального анализа.
Глава 1. Определение жанра пословицы. Особенности жанра
Пословица - малый жанр устного творчества; вошедшая в речевой оборот форма изречения. Она укладывается в одно грамматически и логически законченное предложение. Ей свойственны предельная краткость и простота. Несмотря на это, она отличается большой содержательностью, представляет собой четкое суждение, ясное выражение определенной мысли, обобщение, вывод из жизненных наблюдений и социально-исторического опыта народа.
По сравнению с другими жанрами фольклора пословица обладает рядом особых качеств. Пословицы охватывают самые разнообразные стороны действительности. Они рождаются и бытуют в живой разговорной речи. Основой устойчивости пословиц служат свойственные им верность наблюдений, важность выраженных в них мыслей.
Особенностью пословиц служит совмещение в них общего и конкретного: в конкретной форме передаются общие признаки и черты явлений природы, общественной жизни и личных отношений людей.
Еще одна особенность - ИНОСКАЗАТЕЛЬНОСТЬ. В пословице прямое значение совмещается с переносным.
Пословицы и поговорки, передаваясь из уст в уста, шлифовались, совершенствовались, приобретая предельную точность, меткость и лаконичность . По мнению ученых, появление малых фольклорных жанров восходит к временам первобытнообщинного строя. А. С. Архангельский писал, что пословицы возникают в далеком прошлом, «вместе с языком, народной мифологией, зачатками обычного права». Источником пословиц и поговорок всегда была жизнь во всем ее бесконечном разнообразии.
«Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах.
Меткий и образный русский язык особенно богат пословицами. Их тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях, они перелетают из века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет полет эта крылатая мудрость…» - писал Михаил Шолохов
Познавательная ценность пословиц определяется прежде всего многообразием сведений, которые в них сообщаются. Пословицы дают представление о воззрениях и взглядах народа, о его понимании явлений действительности. Это философский жанр: в пословицах содержится немало важных заключений о закономерностях развития природы и общества.
Пословицы служат воспитанию положительных идеалов - смелости, честности, чувства дружбы, ставят в пример высоконравственное поведение. Поучения и советы нередко преподносятся в виде осмеяния отрицательных качеств людей.
По пословица и поговоркам можно судить о различных сферах жизни человека: семья, работа, здоровье и болезнь, дом и дорога, суеверия, дружба, взаимоотношения с людьми… Во многих высказываниях упоминаются названия животных (как домашних, так и диких), что свидетельствует о тесном взаимодействии людей и животных в старину.
Глава 2. Многообразие животного мира пословиц и поговорок.
В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой слово «животное» определяется так: « Животное. 1 . Живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и питающееся, в отличие от растений, готовыми органическими соединениями. 2. Такое живое существо, в противоп. человеку . Домашние, сельскохозяйственные, промысловые, дикие животные. Хищные животные. 3. перен. О грубом, неразвитом и неумном человеке (разг. презр.)» [4]
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля слова «животное» нет, но дается определение однокоренному слову «живот»: « Живот - жизнь человека и животного; что есть в твари живое, оживляющее плоть, образующее земную жизнь. | собират. все живое, все, что живет, дышит. Лишиться живота, умереть; лишить кого живота, извести или убить. Живот вечный, вечная жизнь» [1].
Таким образом, можно сказать, что животное - это общее название и тому, что живет, и тому, что отличается от человека. Животное может быть противопоставлено человеку и сопоставлено с ним по ряду признаков.
В рамках нашей исследовательской работы были проанализированы 153 пословицы из сборника В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». В них нам встретилось 57 слов-названий животных.
Героями 94 (61 %) пословиц и поговорок стали 16 домашних животных :
- собака (16 словоупотреблений),
- свинья (11),
- лошадь (10),
- кот (9),
- корова (7),
- коза (6),
- курица (6),
- гусь (5),
- петух (5)
- пчела (5),
- овца (4),
- муха (3),
- мышь (3),
- таракан (2),
- баран (2),
- бык (1)
Самые популярные в русском фольклоре животные - собака, свинья и лошадь. Зная характер деятельности крестьянина, удивляться не приходится: именно эти животные играли важную роль в домашнем хозяйстве наших предков.
Названия диких животных употребляются в пословицах 59 раз (39 % пословиц). Всего было упомянуто 40 видов диких животных. Чаще других встречаются волк, заяц, лиса. Например: «Не первую волку зиму зимовать», «Вор что заяц: и тени своей боится», «Это травленая лиса».
Из птиц чаще всего упоминаются ворона, дятел, сорока, глухарь, журавль, кукушка, сокол, лебедь, соловей, синица, тетерев. Лидер птичьего царства - ворона (о ней 7 пословиц). Как правило, о ней говорится в уничижительном смысле: «Плох сокол, что ворона с места сбила».
Героями русских пословиц порой становятся и насекомые: таракан , муха , шмель, пчела, блоха. Пчела занимает первое место, за ней закрепляется представление о трудолюбии, настойчивости, целеустремленности: «Нет пчелки без жальца», «Пчела мала, да и та работает», «Пчелы мед собирают, да сами умирают».
Рыбы и водные обитатели в пословицах встречаются тоже часто: карась, щука, лещ, судак, рак. Наши далекие предки селились по берегам рек. Рыбный промысел занимал важное место в быту славян. «Что ни хвать, то ерш да еж», «Не до шуток рыбке, коли крючком под жабры хватают».
3. Из экзотических животных, не свойственных русскому климату, мы обнаружили черепаху и обезьяну .
Глава 3. Образы домашних животных в русских пословицах
В данной работе мы подробно остановимся на анализе образов домашних животных.
Лидер пословиц - собака (16 пословиц - 10% от общего количества): «От семи собак на распутье огрызается», «Собака лает - ветер носит», «Пес космат - ему тепло, мужик богат - ему добро».
Собака на Руси не давала сельскохозяйственной продукции, но была достаточно колоритной «фигурой». В фольклоре животное оценивается и как верный друг, и как зубастый сторож богачей, и как бесправное, презираемое существо: «Добрый пес на ветер не лает»; «При верном псе сторож спит»; «Купил поп собаку, а сам брехать пошел»; «Любит, как собака палку»; «Жил собакой, околел псом». Можно сказать, что собака - образ, используемый в разных интерпретациях: трусость, малый достаток, нищета, бедность, пустословие - с одной стороны, а с другой - хитрость, успешность, что-то узнаваемое, знакомое каждому.
Одно из первых мест в народных изречениях принадлежит лошади (10 пословиц). Популярность лошади вполне понятна, ведь конь был основой крестьянского хозяйства и транспорта. О лошадях в большинстве изречений говорится с любовью и уважением: «Лошадь — человеку крылья»; «Непродажному коню и цены нет»; «Погоняй коня не кнутом, а овсом»; «Счастье не лошадь, не везет по прямой дорожке», «Старый конь борозды не испортит». Лошадь олицетворяет трудолюбие, работоспособность, здоровье, смирение.
С почетом чаще всего говорилось и о корове (7 пословиц) как о «кормилице» семьи: «Корова во дворе, харч на столе»; «Была бы корова, найдем и подойник»; «Привыкай корова к ржаной соломе»; «Коровушка с кошку, надоили ложку». Корова олицетворяет достаток, пищу, крепкое хозяйство, надежность. «Не краса корове, что часты пестрины», «Корова пестра, да и та без хвоста» - в подобных пословицах над кормилицей слегка подсмеиваются, но все равно чувствуется уважение и любовь к ней (Можно вспомнить самые популярные ласковые деревенские клички коров - Дочка, Зорька, Ночка, Буренка, Майка, Голубка).
Свинья (10 пословиц) в народных изречениях чаще всего не пользовалась уважением, и о ней говорилось с некоторым оттенком юмора: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол»; «Наряди свинью в серьги, а она в грязь». В образе свиньи высмеивается нечистоплотность, невежество, глупость, неумение вести себя в обществе. Часто о свинье говорится в связи с отсутствием божьего, духовного начала: «Свинье на небо не глядеть». Эти представления из фольклора перешли в живую разговорную речь, и сейчас, желая сделать уничижительное замечание, мы, скорее всего, вспомним о свинье.
Кот и кошка (9 пословиц) - частый персонаж фольклора, видимо, в связи с тем, что она жила в доме, на глазах хозяев. Кошачий характер хорошо отражен в пословицах: «Стар кот, а масло любит»; «Что поп, что кот, не поворча не съест»; «Кошки грызутся, мышам приволье»; «Почему кот гладок? Поел да и набок». В образе кошки, кота чаще всего персонифицируются лень, желание вкусно поесть, улизнуть от ответственности за содеянное: «Знает кошка, чье мясо съела».
О козах, козлах (6) и баранах (2) чаще говорилось не в очень почтительных выражениях: «Не учи козу, сама стянет с возу»; «Пустив козла в огород, яблонь страхом не огородишь»; «Глядит, как баран на новые ворота». Эти «герои» фольклора олицетворяют глупость, хитрость, умение найти выгоду, приспособиться. Кроме того, баран, барашек фигурируют в пословицах о взятке, барыше: «Подсунуть барашка в бумажке».
Пословицы про язычество
Следующая пословица
ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ВЕДИЧЕСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И ОБРЯДЫ
ПОСЛОВИЦЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАНЯТИЙ
ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ ХРИСТИАНСКИЕ ВЕРОВАНИЯ
ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ
ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СТАРИННОЕ CУДОПРОИЗВОДСТВО
ПОСЛОВИЦЫ О БОГАТСТВЕ И БЕДНОСТИ
ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ПОНЯТИЯ
ПОСЛОВИЦЫ, РИСУЮЩИЕ ХАРАКТЕРЫ ЛЮДЕЙ
ПОСЛОВИЦЫ НА РАЗНЫЕ ЖИТЕЙСКИЕ СЛУЧАИ
Пословицы и поговорки про родину
Варил черт с москалем пиво, да и от солоду отрекся.
Велика святорусская земля, а везде солнышко.
Видно, город велик, что семь воевод (московская семибоярщина).
Следующая пословица
Славянин — последователь Ведической культуры, человек, целью жизни которого является достижение духовного совершенства. Еще задолго до новой эры славяне обладали четко выраженным понятием нравственности как основы развития души: в этом они видели смысл человеческой жизни.
Архив рубрики «Языческие пословицы и поговорки»
Читайте также: