Вятские поговорки и пословицы

Обновлено: 07.11.2024

Духовно-нравственные истоки Вятки. Богатство малых жанров фольклора Вятского края. Тема занятия:

1) познакомить с детским фольклором, малыми жанрами фольклора Вятского края, с особенностями данных жанров, самостоятельно определять жанры по различным текстам, способствовать осознанию и осмыслению блока новой учебной информации – фольклора Вятского края; 2) развивать внимание к слову, умение анализировать произведения устного народного творчества; 3) воспитывать уважение к родному краю, его народу, языку, культуре, традициям, семейным ценностям. Цель:

Пословицы, поговорки, загадки, былички , сказки, анекдоты, песни… Вспомните и дополните жанрами детского фольклора. Малые жанры фольклора

Традиционно былички классифицируются по содержанию, в указателях сюжетов и мотивов русских быличек разделы и подразделы выделяются по мифологическим персонажам, например, былички о духах природы, о домашних духах, о черте, змее, проклятых . Былички традиционно считаются жанром-прародителем волшебных сказок. Аналитическая работа с текстом. Былички

Частушка — один из видов словесно-музыкального народного творчества. Это — короткие рифмованные песенки, в большинстве случаев состоящие из четырех строк и исполняющиеся полуговорком в характерной звонкой манере. Особую разновидность частушек составляют двухстрочные песенки («страдания», « семеновна » и др.), исполняемые в песенном стиле. Исполняются частушки под гармонь, баян, балалайку, инструментальный ансамбль, а часто и без всякого музыкального сопровождения. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Частушка

Загадка - жанр устного народного творчества. Загадка иносказательно (не называя) описывает предмет или явление. Цель загадки испытать сообразительность, учить видеть мир по-новому, поэтому она является не самостоятельным жанром, а прикладным. Название жанра «загадка» происходит от слова « гадати » - думать, рассуждать. «Гадание» - выяснение чего-то скрытого, затемненного. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Загадка

Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Скороговорка

Пословица — краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Пословица

Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной. Сказка

Байка - юмористический рассказ, как правило, основанный на реальных событиях. Синонимы- побасенка, рассказ. Самостоятельная работа. Найди вятские байки . Байка

Песня — наиболее простая, но распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя всё, что поётся, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песня

Народная песня — наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества Типы песен. Аналитическая работа с текстом хрестоматии. Народная песня

Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Вывод

- Как вы поняли, что помогает человеку не терять чувство юмора, хорошего настроения и здоровья? -Какой из жанров устного – народного творчества Вам особенно «пришелся по душе»? Почему. -Хотелось бы Вам заниматься фольклором? Рефлексия

1.Самостоятельно прочитай быличку «Колдун, ведьма, знахарь». Определи основную тему и мысль. 2.Выучи скороговорку. Делай каждое утро языковую зарядку, проговаривая скороговорку. 3.Отгадай загадки, нарисуй отгадки. Напиши вятские загадки.(1 вариант) 4.Объясните смысл смысл пословиц из хрестоматии. Сделай рисунки к 1 – 2 пословицам.(2 вариант) 5.Подготовьте доклад по малым жанрам фольклора Вятского края. 7.Напишите мини-сочинение «Фольклор в жизни современного человека». 8. Найди вятские байки. Перескажи близко к тексту.(На выбор) Домашнее задание ( на выбор)

Следующая пословица


Вы не можете комментировать, т.к. не авторизованы.

3

'); if (Deleted || PosterDeleted) < HTML.push('


Комментарий удален

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


конспект урока Малые жанры фольклора

Конспект "Малые жанры фольклора". Урок можно провести в 5-6 классах, можно использовать в неурочной деятельности Отдельно представлена дидактика к уроку.


Конспект урока на тему "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки"

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.


Внеклассное мероприятие по литературе "Родительское слово не на ветер молвится" (Проводится в 5 классе после изучения темы «Русский фольклор. Малые жанры фольклора»)

Внеклассное мероприятие по литературе.

Фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок позволяет познакомить учащихся с новым материалом и повторить ранее изученный материал по устному народному творчеству. Большое внимание на уроке уделяется развитию речи и развитию творческ.


Фольклор коллективное народное творчество. Малые жанры фольклора-5 класс Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора.

Следующая пословица

Ваш браузер устарел
Попробуйте обновить его, чтобы работа ВКонтакте была быстрой и стабильной.

Свернуть

14 дек 2015 в 16:52

Пословицы о Вятке и вятских

Следующая пословица

Лариса Saule

Наши руки не для скуки

С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Дело мастера боится.

Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

Не одежда красит человека, а добрые дела.

Начинать начинай, да смотри же — кончай.

Не боги горшки обжигают.

Не диво дело начать — диво кончить.

Не учись безделью, а учись рукоделью.

Маленькое дело лучше большого безделья.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Душу вложишь - все сможешь.

Глазам страшно, а руки сделают.

Есть терпенье, будет и уменье.

Мастерство везде в почете.

Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет.

Без топора не плотник, без иглы не портной.

Нравится Показать список оценивших

Лариса Saule

Носочки для змеючки

На прожаренном песочке
Возле мутного ручья
Крокодил вязал носочки.
Для себя (замечу я).

Он уже связал жилетку,
Шапку, шарфик, поясок.
Стопкой всё сложил на ветку,
А жилетку - на песок.

Мимо шла змея гадюка.
Нет, скорей всего, ползла.
И внезапно: - ну-ка – ну-ка -
Зашипела не со зла.

Зашептала вдруг шипуче:
- Ах, как я себе хочу
Эти вязаные штучки,
Эту шапочку ничью.

Это всё моё вязанье,
Шапка, шарфик и жилет.
Кыш, змеюка. Досвиданья.
Для тебя носочков нет. –

Я б сама себе связала
Хоть на спицах, хоть крючком,
Только шерсти очень мало
И лежу весь день ничком.

Я мечтаю очень, очень
Поносить хотя б часок
На хвосте один носочек
И на шее поясок.

Чтобы не был очень едким
На зубах смертельный яд,
Мне полезно спать в жилетке
(Так подружки говорят).

-Ладно, ладно, хватит слюни
Лить ручьями на песок.
Для чего тебе в июне
Шарфик, шапочка, носок?

Нет меня на свете злее.
Я кошмарен, просто жуть.
Но змеюку пожалею
И свяжу чего-нибудь.

Приходи чуть-чуть попозже,
Я успею за часок
Шарфик с кисточками, может,
Может длинный поясок.

Так и быть, тебе, соседка,
Я примерно к ноябрю
Полосатую жилетку
Из мохера подарю.-

Следующая пословица

История каждого народа состоит не только из культуры, духа, менталитета, но еще и из языковых особенностей. Кировская область издавна славится своим особенным диалектом: манерой произносить звуки, расставлять ударения в словах. Вятская интонация запоминается надолго, а поговорки и пословицы, придуманные в этом крае, поистине остроумны и поучительны. Так чем же так интересен и своеобразен вятский говор?


История каждого народа состоит не только из культуры, духа, менталитета, но еще и из языковых особенностей. Кировская область издавна славится своим особенным диалектом: манерой произносить звуки, расставлять ударения в словах. Вятская интонация запоминается надолго, а поговорки и пословицы, придуманные в этом крае, поистине остроумны и поучительны.

Так чем же так интересен и своеобразен вятский говор?


- противопоставление гласных и согласных звуков, придание им несвойственной долготы. Например, не "делает", а [делаат], не "бегает", а [бегаат], не "хвост", а [хвосс];

- смягчение согласного "р" перед согласными. Например, не "четверг", а [четверьк];

- употребление мягких шипящих согласных "ж", "ш", "щ". Например, [маш'ина], [муж'ик];

- твердое и долгое произношение мягких шипящих. Например, не "овощи", а [овошшы], не "дрожжи", а [дрожжы];


- исчезновение из слов звука [й]. Например, не "знает", а [знат], не "бывает", а [быват];

- замена буквенных сочетаний "-бм-" на "-мм-" и "-дн-" на "-нн-". Например, не "ладно", а [ланно], не "обмен", а [оммен];

- произношение окончания "-а" вместо "-ы". Например, не "волосы", а [волоса], не "выборы", а [выбора];

- употребление суффикса "ёнок" не только для обозначения детенышей и детей, но и для перевода их во множественное число. Например, [ребенки], [котенки], [жеребенки];

- окончание "-ам" вместо литературного "-ами". Например, не "кусками", а [кускам], не "со словами", а со [словам];


- прилагательные мужского рода зачастую в вятском говоре оканчиваются на "-ой". Например, вместо "старый" - [старой], вместо "умный", "далекий" - [умной], [далекой];

- суффикс "-ти-" сохраняется практически во всех глаголах начальнйо формы. Например, не "есть", а [ести], не "спать", а [спати];

- очень распространенной является привычка употреблять частицу "-то". Например, "ести-то будешь?", "ходил-то куда?", ну и, конечно, символом вятского разговора является сочетание: "так-то да!"

Вот несколько слов, которые весьма популярны на Вятке:

Ба'ско - красиво, замечательно. Соответственно, прилагательное "баский" (употребляется по отношению к неодушевленным предметам, к людям, животным) означает хороший.

Ви'чка - ветка, прут.

Во'шкаться - совершать действия очень медленно, не спеша.

Егоза' - непоседливый, беспокойный (обычно употребляется по отношению к ребенку).

Обу'тки - обувь.

Вятские пословицы и поговорки

Мы, вятские - люди хватские, семеро на одного - не боимся никого.

В Вятке свои порядки.

Вятка - всему богатству матка.

Ходит Вятка с пооглядкой.

Идти бы на Вятку, да лаптей нет.

Язык, свойственный Вятскому краю, формировался издревле и на сегодняшний день в разговоре даже молодых кировчан нет-нет, да проскальзывают исконно вятские словечки. Именно самобытный, своеобразный говор стал причиной того, что куда бы жители Кирова не отправились, их везде узнают!

Читайте также: