Вятские люди хватские поговорка

Обновлено: 07.11.2024

Все проекты

Для бизнеса

Проекты

Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe

добавлена 11 сентября в 12:57

241 год назад. Указ Сената от 11 сентября 1780 года: " Об учреждении Вятского наместничества из 13 - ти уездов " дворцовая слобода Сарапул получил статус города и стал центром Сарапульского уезда Вятского наместничества.

Класс 35

добавлена 6 августа 2017 в 23:14

Посёлок Симониха города Сарапула. Что там находилось и прочее. По просьбе Романа Гарипова - участника группы " Сарапульская старина ".

Симониха — микрорайон города Сарапула в Удмуртии, Россия. Расположен на противоположном от основной территории Сарапула берегу реки Камы.Посёлок городского типа Симониха был образован в 1949 году. Находился в административном подчинении городу Сарапулу. В 1992 году вошёл в черту города Сарапула.В советское время в Симонихе находилась ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. По перепеси 1959 года - 3389 жителей.Что там было ( районы ) : 1) Затон - ( док, механические мастерс

Класс 123

добавлена 15 декабря 2019 в 17:44

Из исторического очерка Н.Н.Блинова о первых пароходах на реке Каме.

" Пароход, дедушка паровых судов в " приуральске ", был построен в имении господ Всеволожских на реке Чусовой в 1817 году. Он дошёл до г. Сарапула. Там, где ныне пристанские конторки, он остановился навсегда и с течением времени сгнил. Государь Александр 1 не позволил плавать, чтоб " не лишать бедность питаться " ( не лишать заработка бурлаков и всех имеющих к бурлачеству отношение). Уже государь Николай 1 разрешил постройку паровых судов. Такая ранняя постройка парохода на европейской ок

Класс 31

добавлена 4 мая 2019 в 22:52

СКАЗКИ ПРИКАМЬЯ " Жадный рыболов "

Жил на реке Каме жадный рыболов Сашка Закамский. Бывало, в жаркий день полный пестерь рыбы наудит, а всё мало ему. Пока сидит с удочками да жадничает, рыба в пестере вся испортится от жары. И несёт он домой за десять вёрст одну тухлятину. А кому это понравится? Людям не нравится, и рыбе тоже. В омуте на устье Ленвы в ту пору жил мудрый Сом. Когда - то он тоже был жадным, но вот поседел, зубы выпали у него, и стал он пользоваться только малым да необходимым. Схватит, скажем, лягушонка - и доволе

Класс 25

добавлена 9 апреля в 19:41

ВЯТКА И КАМА: НАСЛЕДИЕ . Жители Вятской губернии, участники Первой Мировой войны, призванные и мобилизованные в Сарапуле (Б) Баранов Егор Павлович, 30.03.1894, призван в 1915 г. Баранов Егор Иванович, 20.05.1894, призван в 1915 г. (Баранов Федор Егорович, 1925, рядовой, медаль «За отвагу» в 1945 г.) Баранов Михаил Петрович, 08.11.1893, призван в 1915 г. Баранов Михей Федотович, 1894, призван в 1915 г. Баранов Николай Степанович, 01.12.1891, мобилизован в 1916 г. Баранов Павел Иванович, окт.

Класс 10

добавлена 19 сентября 2019 в 19:30

Из рапорта командира правительственного отряда генерал - поручику Ф. Щербатову о движении войск Емельяна Пугачёва в районе села Сарапула и о преданности ему местных жителей. 1774 г.

" Я, переправляясь через реку Танып, оставя в деревне Бураевой верного старшину Кулея Балтачева с 200 иноверцами, отошёл вёрст 20, получил известие, что злодей точно чрез Каму перебрался, выговаривал итти в Казань, почему и поспешал к Сарапулу. Вчерашнего числа под деревней Садыбаш открыто было моим авангардом злодейское скопище человек до 500, на коих я тот же час приказал ударить, многие были побиты, а большая часть разбежалась по лесам. Живых поймано 5 человек, кои объявили, что сарапульцы,

Класс 35

добавлена 11 декабря 2019 в 22:34

Показания крестьянина Тимофея Злыгостева о событиях в районе Сарапула зимой 1773 года.

" 1774 г. февраля дня при дворцовых царицинских и анатожских управительских делах дворцовой Сарапульской волости села Сарапула крестьянин Тимофей Фёдоров сын Злыгостев допрашиван. А в допросе сказал : прошлого де 1773 г. в декабре месяце, а в котором числе неупомнил, точию пред праздником Рождества Христова дня за четыре, приехав в то село Сарапул из Каракулинской волости от злодейской партии казаков два человека и взяв того села крестьян : волостного старосту Афиногена Суханова, рядовых Фёдо

Класс 42

добавлена 3 января 2020 в 13:23

Записка Сарапульской городской управы Вятскому губернатору о результатах однодневной переписи населения в г. Сарапуле. 28 ноября 1873 г.

" Результаты однодневной народной переписи, произведённой в г. Сарапуле Вятской губернии 28 ноября 1873 г., заключаются в нижеследующем: 1. Всех жителей в г. Сарапуле оказалось 10125 чел., в том числе мужского пола - 5325 или 52,5 %, женского пола - 4800 или 47,5 %. 4. Степень образования жителей г. Сарапула представляется в следующих цифрах: кончивших курс в университетах и академиях - 24, учившихся в средних учебных заведениях: гимназиях, семинариях, коммерческом училище и других - 62, уча

Класс 91

добавлена 7 сентября 2019 в 12:14

Челобитная Крестьян Сарапульского уезда о дозволении везти государеву казну из Сарапула к Амзинскому яму. 1638 год.

Царю государю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Русии бьют челом сироты твои, твоего государева дворцового Вознесенского села, что на Сарапуле, земские старостишка Максимко Григорьев, Осипко Олексеев и вместо всех Сарапулских и всего Сарапулского уезду крестьян. В нынешнем, государь, во 147 году ( примеч. админа 7147 год ( 1639 год )) , по твоему государеву указу, едут в Сибирь на великую реку Лену твои государевы столники и воеводы Пётр Петрович Головин, Матвей Богданович Глебов, диак

Класс 28

добавлена 7 января 2020 в 19:51

" По Каме всё ещё ездят на лошадях " - народный способ оценки толщины льда на реке.

Из письма крестьянки Сарапульского уезда, Татьяны Лавровны Жернаковой, апрель 1894 года. Письма русских крестьян, том 2, стр.235. Фото г. Сарапула нач. XX в., с интернета.

Класс 18

добавлена 3 октября в 09:02

1 комментарий

42 раза поделились

8 классов

Класс 0

добавлена 2 октября в 12:37

Класс 5

добавлена 1 октября в 14:06

Класс 3

добавлена 1 октября в 10:33

3 комментария

4 раза поделились

27 классов

Класс 3

добавлена 30 сентября в 11:46

ВЯТКА И КАМА: НАСЛЕДИЕ . Вятские хроники Первой Мировой. Проводы чехов на фронт Проводы чехов. В городе Сарапуле в 6 часов вечеров состоялись проводы чешских добровольцев, отправляющихся на фронт. Из некоторых домов публика приветствовала чехов овациями и цветами. На проводах при большом стечении народа состоялись взаимные приветствия русских и добровольцев. Крестьянская газета (Вятка) – 1917 г. № 66 от 5 сентября На фото: чехословацкие легионеры времен Первой Мировой войны

Следующая пословица

Мы помним наших земляков:
Халтурин, Киров, Курнаков
И помним Вятский говорок простой.
И если где-нибудь ещё
Знакомое услышишь: "Чё",
Так, значит, Кировчанин коренной!

Мы, вятские – народ бесконечно самокритичный – и в этом, в том числе,- наша уникальность. Про нас ходит много поговорок. Иногда их пытаются объяснить и привязать к тем или иным историческим событиям. На поверку эти объяснения яйца выеденного не стоят и не выдерживают малейшей критики. Полагаю, что всё проще: жизнь на Вятке всегда была не простой, своё место под солнцем надо было отстоять, народ закалился и привык встречать жизненные невзгоды с юмором – без этого не выжить. Я попытался собрать некоторые поговорки. Многие слышал ранее, некоторые сам вижу впервые.

Вятка-Хлынов-Вятка Вятка-Хлынов-Вятка

Эта поговорка всем известна « Мы, Вятские - робяты хватские – «семеро одного не боимися, а как один на один – так все котомки отдадим».

Варианты этой поговорки:

Вятские мужики хватские. Семеро пьяных на полу сидят - не падают.

Вятский - мужик хватский. Столько семеро не заработают, сколько один пропьет.

Мы, вятские, мужики хватские: корову на баню затаскивали - там ишо солома остваалась.

А мы, вятские, робяты хватские: и часы могём, да топор не влазит.

Вятские люди хватские: один внизу, семеро - на возу, и кричат: «Заваливает.»

Мы вятские -- робяты хватские: нам одного яйца мало - подавай пару.

Мы вятские - мужики хватские, когда семеро с ложкой, мы с поварёшкой.

Вятский - он хватский: из семерых с телеги хоть один да свалится.

Вятские - ребята хватские, семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный.

В.И. Ифанов. Как вятским лаптем рыбу глушат. В.И. Ифанов. Как вятским лаптем рыбу глушат.

Шли семеро вятских по полю, и видят - лежит труба. Давай-ка, говорят - набьем пороху, ядро затолкаем и выстрелим в Турцию! Набили - затолкали - выстрелили. Шесть мертвых, один умирая говорит: "А каково теперь в Турции, если здесь столько трупов!"

Вятский слепень налетел на пень и кричит: «Сворачивай!»

Ээй, там… Что за люди на плоту? - Мы не люди, мы – вятские!»

Идут трое вятских, а навстречу им - пьяный хулиган-хулиганище. Поравнялся он с троицей и давай к ним приставать, а потом - и морды чистить. Одному поддаст, принимается за второго, потом третьего отоварит, после чего - опять за первого принимается. Устал, свалился и заснул, а вятские - между собой: «Хорошо, что трое-то, пока одного бьёт, другие отдыхают».

Подошли семеро вятских к реке, стали думать, как через реку переплыть. Сели верхом на бревно, а, чтобы с бревна не свалиться, ноги под бревном связали. И поплыли. Народ на берегу стоит и восхищается: «Вот молодцы - не успели отплыть, а уже лапти сушат!»

Собрались вятские мужики в город. Котомки на плечи - и в дорогу. В глухом лесу из-под моста вылезает детина и приказывает: - А ну скидывай котомки и складывай в кучу. Мужики молча повиновались. Детина сгреб добычу и, не спеша, удалился в лес. Путники молчат. Наконец один из них произнес: - «Вот что значит компания. Котомки-то отобрал, а побить – побоялся».

Почему же вятские хватские. Почему же вятские хватские.

Идти бы на Вятку, да лаптей нет.

В Вятке свои порядки.

Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают.

Вятская начка: сперва раскачка, потом горячка.

Вятский глазам не верит: пощупать надо.

Вятские корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Вятскому-хватскому хоть бочку привези - все будет мало.

Когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков.

Мы, вятские, девки хватские, и по сторонам глазами зырк, аж мороз по коже пробирает.

Вятская девка, которая запевка, глазом востра, умом быстра

Вятские - парни хватские, лаптем щи хлебают.

По-вятски: наугад. Вятский на авось и хлеб сеет.

Вятские - толоконники, Вани.

Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.

Вятские на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.

Приехал в Вятку – береги манатки!

И… не следует путать вятичей и вятских. Славянское племя вятичей дошло, мигрируя на восток, до берегов реки Вятки и ассимилировались с местными народами, предварительно назвав реку именем своего племени. Новгородские ушкуйники пришли на Вятку в ХII веке, ориентировочно, и заселили её берега в борьбе с местными народами, в частности с черемисами (мари) и удмуртами (вотяками), создали Вятскую республику основав города-крепости на берегах реки. Дань, уже вятским ушкуйникам, платила даже Казань. "Сфера влияния" речных пиратов - реки Волга и Северная Двина с притоками.

Следующая пословица

Тонет в реке, так сказать, группа товарищей. Завидев оживление на берегу, начинает кричать: «Люди, люди! Помогите, помогите!» Но на крики никто не реагирует. Озлившись, тонущие, собрав последние силы, выбираются на твердую землю и начинают стыдить жестокосердных: «Что же вы нам не помогли, мы же вам кричали?». На что получают ответ: «Вы кричали: «Люди, люди! А мы не люди, мы – вятские!»

А мы, вятские, робяты хватские: и часы могем, да топор не влазит.

Следующая пословица

Однако, князь Ухтомский, в обязанности которого была вверена безопасность вятских земель, вел себя не как полководец, а как летописец – на бумаге фиксировал донесения о зверствах бандитов и писал в соседние края письма о помощи, посылая их с нарочными.

По материалам газет:
«Кировская правда»
«Вятские губернские ведомости»
Источник

Читайте также: