Вятские люди хватские поговорка
Обновлено: 07.11.2024
Все проекты
Для бизнеса
Проекты
Русский EnglishБеларускаяქართულიУкраїнськаТатар телеҚазақ тіліՀայերենO'zbek tiliRomână (MD)Azərbaycan diliRomână (RO)Türkçe
добавлена 11 сентября в 12:57
241 год назад. Указ Сената от 11 сентября 1780 года: " Об учреждении Вятского наместничества из 13 - ти уездов " дворцовая слобода Сарапул получил статус города и стал центром Сарапульского уезда Вятского наместничества.
Класс 35
добавлена 6 августа 2017 в 23:14
Посёлок Симониха города Сарапула. Что там находилось и прочее. По просьбе Романа Гарипова - участника группы " Сарапульская старина ".
Симониха — микрорайон города Сарапула в Удмуртии, Россия. Расположен на противоположном от основной территории Сарапула берегу реки Камы.Посёлок городского типа Симониха был образован в 1949 году. Находился в административном подчинении городу Сарапулу. В 1992 году вошёл в черту города Сарапула.В советское время в Симонихе находилась ремонтно-эксплуатационная база Камского речного пароходства. По перепеси 1959 года - 3389 жителей.Что там было ( районы ) : 1) Затон - ( док, механические мастерс
Класс 123
добавлена 15 декабря 2019 в 17:44
Из исторического очерка Н.Н.Блинова о первых пароходах на реке Каме.
" Пароход, дедушка паровых судов в " приуральске ", был построен в имении господ Всеволожских на реке Чусовой в 1817 году. Он дошёл до г. Сарапула. Там, где ныне пристанские конторки, он остановился навсегда и с течением времени сгнил. Государь Александр 1 не позволил плавать, чтоб " не лишать бедность питаться " ( не лишать заработка бурлаков и всех имеющих к бурлачеству отношение). Уже государь Николай 1 разрешил постройку паровых судов. Такая ранняя постройка парохода на европейской ок
Класс 31
добавлена 4 мая 2019 в 22:52
СКАЗКИ ПРИКАМЬЯ " Жадный рыболов "
Жил на реке Каме жадный рыболов Сашка Закамский. Бывало, в жаркий день полный пестерь рыбы наудит, а всё мало ему. Пока сидит с удочками да жадничает, рыба в пестере вся испортится от жары. И несёт он домой за десять вёрст одну тухлятину. А кому это понравится? Людям не нравится, и рыбе тоже. В омуте на устье Ленвы в ту пору жил мудрый Сом. Когда - то он тоже был жадным, но вот поседел, зубы выпали у него, и стал он пользоваться только малым да необходимым. Схватит, скажем, лягушонка - и доволе
Класс 25
добавлена 9 апреля в 19:41
ВЯТКА И КАМА: НАСЛЕДИЕ . Жители Вятской губернии, участники Первой Мировой войны, призванные и мобилизованные в Сарапуле (Б) Баранов Егор Павлович, 30.03.1894, призван в 1915 г. Баранов Егор Иванович, 20.05.1894, призван в 1915 г. (Баранов Федор Егорович, 1925, рядовой, медаль «За отвагу» в 1945 г.) Баранов Михаил Петрович, 08.11.1893, призван в 1915 г. Баранов Михей Федотович, 1894, призван в 1915 г. Баранов Николай Степанович, 01.12.1891, мобилизован в 1916 г. Баранов Павел Иванович, окт.
Класс 10
добавлена 19 сентября 2019 в 19:30
Из рапорта командира правительственного отряда генерал - поручику Ф. Щербатову о движении войск Емельяна Пугачёва в районе села Сарапула и о преданности ему местных жителей. 1774 г.
" Я, переправляясь через реку Танып, оставя в деревне Бураевой верного старшину Кулея Балтачева с 200 иноверцами, отошёл вёрст 20, получил известие, что злодей точно чрез Каму перебрался, выговаривал итти в Казань, почему и поспешал к Сарапулу. Вчерашнего числа под деревней Садыбаш открыто было моим авангардом злодейское скопище человек до 500, на коих я тот же час приказал ударить, многие были побиты, а большая часть разбежалась по лесам. Живых поймано 5 человек, кои объявили, что сарапульцы,
Класс 35
добавлена 11 декабря 2019 в 22:34
Показания крестьянина Тимофея Злыгостева о событиях в районе Сарапула зимой 1773 года.
" 1774 г. февраля дня при дворцовых царицинских и анатожских управительских делах дворцовой Сарапульской волости села Сарапула крестьянин Тимофей Фёдоров сын Злыгостев допрашиван. А в допросе сказал : прошлого де 1773 г. в декабре месяце, а в котором числе неупомнил, точию пред праздником Рождества Христова дня за четыре, приехав в то село Сарапул из Каракулинской волости от злодейской партии казаков два человека и взяв того села крестьян : волостного старосту Афиногена Суханова, рядовых Фёдо
Класс 42
добавлена 3 января 2020 в 13:23
Записка Сарапульской городской управы Вятскому губернатору о результатах однодневной переписи населения в г. Сарапуле. 28 ноября 1873 г.
" Результаты однодневной народной переписи, произведённой в г. Сарапуле Вятской губернии 28 ноября 1873 г., заключаются в нижеследующем: 1. Всех жителей в г. Сарапуле оказалось 10125 чел., в том числе мужского пола - 5325 или 52,5 %, женского пола - 4800 или 47,5 %. 4. Степень образования жителей г. Сарапула представляется в следующих цифрах: кончивших курс в университетах и академиях - 24, учившихся в средних учебных заведениях: гимназиях, семинариях, коммерческом училище и других - 62, уча
Класс 91
добавлена 7 сентября 2019 в 12:14
Челобитная Крестьян Сарапульского уезда о дозволении везти государеву казну из Сарапула к Амзинскому яму. 1638 год.
Царю государю и великому князю Михаилу Фёдоровичу всея Русии бьют челом сироты твои, твоего государева дворцового Вознесенского села, что на Сарапуле, земские старостишка Максимко Григорьев, Осипко Олексеев и вместо всех Сарапулских и всего Сарапулского уезду крестьян. В нынешнем, государь, во 147 году ( примеч. админа 7147 год ( 1639 год )) , по твоему государеву указу, едут в Сибирь на великую реку Лену твои государевы столники и воеводы Пётр Петрович Головин, Матвей Богданович Глебов, диак
Класс 28
добавлена 7 января 2020 в 19:51
" По Каме всё ещё ездят на лошадях " - народный способ оценки толщины льда на реке.
Из письма крестьянки Сарапульского уезда, Татьяны Лавровны Жернаковой, апрель 1894 года. Письма русских крестьян, том 2, стр.235. Фото г. Сарапула нач. XX в., с интернета.
Класс 18
добавлена 3 октября в 09:02
1 комментарий
42 раза поделились
8 классов
Класс 0
добавлена 2 октября в 12:37
Класс 5
добавлена 1 октября в 14:06
Класс 3
добавлена 1 октября в 10:33
3 комментария
4 раза поделились
27 классов
Класс 3
добавлена 30 сентября в 11:46
ВЯТКА И КАМА: НАСЛЕДИЕ . Вятские хроники Первой Мировой. Проводы чехов на фронт Проводы чехов. В городе Сарапуле в 6 часов вечеров состоялись проводы чешских добровольцев, отправляющихся на фронт. Из некоторых домов публика приветствовала чехов овациями и цветами. На проводах при большом стечении народа состоялись взаимные приветствия русских и добровольцев. Крестьянская газета (Вятка) – 1917 г. № 66 от 5 сентября На фото: чехословацкие легионеры времен Первой Мировой войны
Следующая пословица
Мы помним наших земляков:
Халтурин, Киров, Курнаков
И помним Вятский говорок простой.
И если где-нибудь ещё
Знакомое услышишь: "Чё",
Так, значит, Кировчанин коренной!
Мы, вятские – народ бесконечно самокритичный – и в этом, в том числе,- наша уникальность. Про нас ходит много поговорок. Иногда их пытаются объяснить и привязать к тем или иным историческим событиям. На поверку эти объяснения яйца выеденного не стоят и не выдерживают малейшей критики. Полагаю, что всё проще: жизнь на Вятке всегда была не простой, своё место под солнцем надо было отстоять, народ закалился и привык встречать жизненные невзгоды с юмором – без этого не выжить. Я попытался собрать некоторые поговорки. Многие слышал ранее, некоторые сам вижу впервые.
Вятка-Хлынов-Вятка Вятка-Хлынов-ВяткаЭта поговорка всем известна « Мы, Вятские - робяты хватские – «семеро одного не боимися, а как один на один – так все котомки отдадим».
Варианты этой поговорки:
Вятские мужики хватские. Семеро пьяных на полу сидят - не падают.
Вятский - мужик хватский. Столько семеро не заработают, сколько один пропьет.
Мы, вятские, мужики хватские: корову на баню затаскивали - там ишо солома остваалась.
А мы, вятские, робяты хватские: и часы могём, да топор не влазит.
Вятские люди хватские: один внизу, семеро - на возу, и кричат: «Заваливает.»
Мы вятские -- робяты хватские: нам одного яйца мало - подавай пару.
Мы вятские - мужики хватские, когда семеро с ложкой, мы с поварёшкой.
Вятский - он хватский: из семерых с телеги хоть один да свалится.
Вятские - ребята хватские, семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный.
В.И. Ифанов. Как вятским лаптем рыбу глушат. В.И. Ифанов. Как вятским лаптем рыбу глушат.Шли семеро вятских по полю, и видят - лежит труба. Давай-ка, говорят - набьем пороху, ядро затолкаем и выстрелим в Турцию! Набили - затолкали - выстрелили. Шесть мертвых, один умирая говорит: "А каково теперь в Турции, если здесь столько трупов!"
Вятский слепень налетел на пень и кричит: «Сворачивай!»
Ээй, там… Что за люди на плоту? - Мы не люди, мы – вятские!»
Идут трое вятских, а навстречу им - пьяный хулиган-хулиганище. Поравнялся он с троицей и давай к ним приставать, а потом - и морды чистить. Одному поддаст, принимается за второго, потом третьего отоварит, после чего - опять за первого принимается. Устал, свалился и заснул, а вятские - между собой: «Хорошо, что трое-то, пока одного бьёт, другие отдыхают».
Подошли семеро вятских к реке, стали думать, как через реку переплыть. Сели верхом на бревно, а, чтобы с бревна не свалиться, ноги под бревном связали. И поплыли. Народ на берегу стоит и восхищается: «Вот молодцы - не успели отплыть, а уже лапти сушат!»
Собрались вятские мужики в город. Котомки на плечи - и в дорогу. В глухом лесу из-под моста вылезает детина и приказывает: - А ну скидывай котомки и складывай в кучу. Мужики молча повиновались. Детина сгреб добычу и, не спеша, удалился в лес. Путники молчат. Наконец один из них произнес: - «Вот что значит компания. Котомки-то отобрал, а побить – побоялся».
Почему же вятские хватские. Почему же вятские хватские.Идти бы на Вятку, да лаптей нет.
В Вятке свои порядки.
Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают.
Вятская начка: сперва раскачка, потом горячка.
Вятский глазам не верит: пощупать надо.
Вятские корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).
Вятскому-хватскому хоть бочку привези - все будет мало.
Когда Колумб открыл Америку, там уже было семеро вятских мужиков.
Мы, вятские, девки хватские, и по сторонам глазами зырк, аж мороз по коже пробирает.
Вятская девка, которая запевка, глазом востра, умом быстра
Вятские - парни хватские, лаптем щи хлебают.
По-вятски: наугад. Вятский на авось и хлеб сеет.
Вятские - толоконники, Вани.
Вятка всему богатству матка. Ходит Вятка с пооглядкой.
Вятские на руку не чисты: вчера с нами ночевали, онучку украли.
Приехал в Вятку – береги манатки!
И… не следует путать вятичей и вятских. Славянское племя вятичей дошло, мигрируя на восток, до берегов реки Вятки и ассимилировались с местными народами, предварительно назвав реку именем своего племени. Новгородские ушкуйники пришли на Вятку в ХII веке, ориентировочно, и заселили её берега в борьбе с местными народами, в частности с черемисами (мари) и удмуртами (вотяками), создали Вятскую республику основав города-крепости на берегах реки. Дань, уже вятским ушкуйникам, платила даже Казань. "Сфера влияния" речных пиратов - реки Волга и Северная Двина с притоками.
Следующая пословица
Тонет в реке, так сказать, группа товарищей. Завидев оживление на берегу, начинает кричать: «Люди, люди! Помогите, помогите!» Но на крики никто не реагирует. Озлившись, тонущие, собрав последние силы, выбираются на твердую землю и начинают стыдить жестокосердных: «Что же вы нам не помогли, мы же вам кричали?». На что получают ответ: «Вы кричали: «Люди, люди! А мы не люди, мы – вятские!»
А мы, вятские, робяты хватские: и часы могем, да топор не влазит.
Следующая пословица
Однако, князь Ухтомский, в обязанности которого была вверена безопасность вятских земель, вел себя не как полководец, а как летописец – на бумаге фиксировал донесения о зверствах бандитов и писал в соседние края письма о помощи, посылая их с нарочными.
По материалам газет:
«Кировская правда»
«Вятские губернские ведомости»
Источник
Читайте также: