Устное народное творчество былины пословицы поговорки
Обновлено: 07.11.2024
Сост. и примеч. В. Аникина
Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья
На обложке русский лубок XVIII–XIX вв. из собрания Государственного литературного музеяРусский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, — говорившиеся нараспев, под звон струн, — о славных подвигах богатырей, защитников земли народа — героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. она была достоинством и умом народа. она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
Следующая пословица
Эта работа предназначена и несомненно будет интересна для учителей начальных классов общеобразовательных школ. Она поможет глубже узнать особенности произведений устного народного творчества, в плане изучения их, согласно Программам обучения.
Статья знакомит с особенностями фольклорных произведений, через которые каждый ребёнок входит в мир человеческой культуры. Она научит любить этот мир, обогащать знаниями в литературе, приобретать новых друзей, уметь жить с пользой для людей.
Особое внимание в работе уделено малым фольклорным жанрам, былинам и преданиям.
"Подлинную историю . народа нельзя знать, не зная устного народного творчества", - справедливо заметил М. Горький. Эта статья поможет понять важность изучения произведений устного народного творчества. Знакомство с его сокровищами поможет глубже узнать нашу Родину.
Ключевые слова: фольклор, пословицы, поговорки, былины, предания.
Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Это эпос - произведения повествовательного рода: песни о памятных событиях истории, героях; разнообразные сказки, предания об основании городов, рассказы о жизни выдающихся людей. Это и народно-песенная лирика: песни сопровождали разные обряды - свадьбы, похороны, праздники (встречу Нового года, масленичное веселье, заклинание весны, прославление трав и деревьев, купальское возжигание костров, сбор урожая). Наконец, это и драма: о Петрушке, хороводные игры, изображавшие попавшего в тенета зайца, сеяние проса, спор за невесту. Все виды и роды когда-либо существовавших, а также ещё продолжающих существовать в народном быту непрофессионально созданных эпоса, лирики и драмы в совокупности и образуют то, что именуется устным творчеством народа или фольклором (от английского слова folklore, в буквальном переводе означающую "народная мудрость, народное знание") [3].
Основная масса произведений устного народного творчества возникла в глубокой древности, однако и по сей день мы используем их, в большинстве случаев даже не подозревая об этом: поём песни и частушки, рассказываем анекдоты и байки, читаем любимые сказки, загадываем друг другу загадки, употребляем в речи поговорки, учим и повторяем скороговорки.
Начало фольклор берет в далекой древности. Он зарождался и возник еще тогда, когда большая часть человечества ещё не имела письменности, а если и имела, то это было уделом единиц – образованных монахов, ученых и прочих гениев своего времени. В песне, загадке, пословице, сказке, былине, других формах фольклора люди вначале формировали свои чувства и эмоции, запечатлевали их в устном произведении, после передавали свои знания другим, и тем самым сохраняли свои мысли, опыт, чувства в умах и головах своих будущих потомков.
Особое место в фольклоре занимает детский фольклор. Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе каждого педагога стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
Большое значение в воспитании детей произведениями устного народного творчества отмечали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Они считали, что под влияние чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребёнок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребёнка, - невозможно представить детского мышления и детской речи [2].
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день детский фольклор – обширная, специфическая, многосоставная область народного творчества. Она включает в себя классический детский фольклор (это «поэзия пестования», т.е. произведения, создававшиеся и исполнявшиеся взрослыми, носители которых дети дошкольного возраста) и школьный фольклор в его устных и письменных формах, в том числе и речевые образования, вошедшие в детскую традицию.
В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова [3].
Изучая детский фольклор, можно многое понять в психологии детей того или иного возраста, а также выявить их художественные пристрастия и уровень творческих возможностей. Многие жанры связаны с игрой, в которой воспроизводятся жизнь и труд старших, поэтому здесь находят отражение моральные установки народа, его национальные черты, особенности хозяйственной деятельности.
К детскому фольклору не раз обращался великий знаток русского языка, "собиратель слов" В.И. Даль при составлении знаменитого четырёхтомного "Толкового словаря живого великорусского языка" (1863-1866). А первым сборником детского фольклора, изданным в России, были "Детские песни" (1868), собранные П.А. Бессоновым. К народному творчеству обращаются поэты и прозаики, интерпретируя и обрабатывая или заимствуя его формы [1].
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическими эпосом, сказками и многочисленными произведениями малых жанров.
Пословица – это краткое мудрое изречение, имеющее поучительных смысл.
В пословицах – народный ум, народная правда, мудрое суждение о жизни и людях.
Широко известны пословицы и Родине «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «С родной земли – умри, не сходи»; о книге и знаниях: «Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».
Сохранилось много старых пословиц, в которых осуждаются те, кто угнетал народ, кто жил за счёт его труда, - бояре, нечестные судьи, жадные попы, царь: «Белые руки чужие труды любят», «Мужичьими мозолями и бары сыто живут», «Поповские глаза завидущие, а руки загребущие».
Однако народ верил в свои силы, надеялся, что рано или поздно добьётся свободы: «Князья в платье и бояре в платье, будет платье и на нашей братьев».
Сложил пословицы трудовой народ, поэтому в них ценится хорошая, дружная работа, мастерство человека, его умная выдумка: «Берись дружно – не будет грузно», «Встать пораньше, да шагнуть подальше», «Дело мастера боится».
Некоторые пословицы высмеивают лентяев, болтунов, неорганизованных людей: «У растрепы Дарьи каждый день аварии».
Пословицы легко и быстро запоминаются, потому что похожи по складу речи на короткие стихотворения: «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».
Часто встречаются в нашей устной речи и такие выражения: «Как снег на голову», «Легок на помине». Это все поговорки – яркие и меткие народные выражения.
Например, о хороших товарищах говорят: «Они настоящие друзья». Но если вспомнить поговорки, то можно сказать иначе: «Их водой не разольешь», «Живут душа в душу». Очевидно, что поговорки помогли нам выразить своё восхищение дружбой двух людей.
Пословицы и поговорки очень похожи друг на друга, но между ними есть некоторое различие. Если пословица – законченная мысль («Чудеса в решете: дыр много, а вылезьте некуда»), то поговорка – мысль незаконченная («Чудеса в решете»). Пословица делает поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка даёт яркую, меткую оценку событию или человеку. В.И. Даль очень ярко и точно сказал, что поговорка – это цветок, а пословица – это ягодка.
Особое место в русском фольклоре занимают былины, народный героический эпос. Былины повествуют об историческом прошлом народа. Следовательно, эпос отражает национальное самосознание, отвечая на вопросы: кто мы такие, каковы наши корни, наша история? Прошлое в былинах идеализировано. Это нереальное прошлое, а такое, как оно представлялось народу. Былины не говорят о печальных событиях: о тяжком монгольском иге, о кровавых княжеских междоусобицах. Былины – это история побед над врагами родной земли, врагами и реальными, и вымышленными [4].
По своему характеру былины подразделяются на героические, основная тема которых — борьба с внешним врагом и защита Руси, и новеллистические, описывающие главным образом общественный и семейный быт средневекового Русского государства.
События, о которых повествуются в былинах, связаны с двумя древними городами: Киевом и Новгородом.
Широко известны такие былинные герои (рис. 1), как старый казак Илья Муромец, всегда готовый встать на защиту родной земли; образованный дипломат и храбрый змееборец Добрыня Никитич; хвастливый, но смелый Алёша Попович, искусный новгородский гусляр Садко, пленивший своей игрой морского царя [5].
Чаще всего былины говорят: о любви к Родине, о доблести и беззаветной храбрости, о бескорыстии и верности долгу.
В реальности былины – это песни, исполнявшиеся речитативом. Исполнителей былин называли сказителями (рис. 2). Былинное повествование велось неторопливо, с подробным описанием.
Язык былин – особый поэтический язык, складывавший веками. В нем много старинных слов, уже вышедших из употребления, и в то же время — это язык той области, где жил сказитель: в северных былинах и звучит северный говор. Это язык поэтический с особой ритмической организацией.
Ритм заставлял менять обычные ударения: бога́тырь вместо богаты́рь; два-три слова сливались в одно: чисто́поле, матьсыра́земля [4].
Искусство сказителя ценилось высоко, и выдающихся сказителей знали далеко за пределами их сел и деревень.
Предание - это то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени.
Название "предание" достаточно точно отражает суть этого жанра. Это рассказ исторического содержания, народная историческая проза, которая передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению.
Грамотность и книги были доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти каждому человеку. И поэтому простому народу предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом.
Предания не отображают весь ход событий. Они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории. Условно можно выделить две большие группы преданий: исторические и топонимические.
Первые повествуют о памятных событиях и известных деятелях прошлого. Они подразделяются на ряд циклов: о походе Ивана Грозного на Казань, о Разине и Пугачеве, о разбойниках и кладах.
Значительное число составляют топонимические предания. Как правило, в их основе – история отдельного села, местности. Цель их – объяснить происхождение географических названий. Район распространения таких преданий обычно ограничен одним или несколькими близлежащими селениями. Почти у каждого села есть предания о его основателях, первожителях и условиях возникновения.
Предания в отличие от других жанров фольклора не выделяются столь отчетливо из бытовой прозы и не отличаются структурной самостоятельностью и законченностью. Они отличаются своим кругом тем и сюжетов, установкой на правдоподобность, истинность повествования. Каким бы неправдоподобным, недостоверным ни было повествование, рассказчик всегда старается, чтобы в него поверили. Поэтому прежде всего он стремится подтвердить реальность рассказа специальной оговоркой – «об этом все знают», «так старики говорят».
Особый интерес для народной исторической прозы представляет частная жизнь исторической личности (рис. 3). Яркие, выдающиеся деятели хотя и отличаются в преданиях от обычных людей, но по каким-то признакам похожи на простых смертных. У них есть своя личная жизнь, они могут заниматься делами отнюдь не героическими, будничными, напрямую общаться с простонародьем. Рассказывается, например, как Петр I становится крестным отцом сына бедного крестьянина, как один из крупнейших полководцев XVIII в. граф Румянцев ловит рыбу в своем имении, а Суворов шутит со своими солдатами.
В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам.
Силачи в преданиях - всегда простые люди, представители той среды, в которой о них и рассказывается: среди казаков - это казак, в бурлацких рассказах - бурлак. Такой силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника, но во всем остальном такой же, как все. Но иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами.
Такие персонажи указывают на связь преданий с другими фольклорными жанрами, в центре которых стоит исключительная личность: с былинами, историческими песнями, сказками, народными верованиями.
Мы рассмотрели былины, предания, поговорки и пословицы – все эти жанры фольклора имеют свои особенности, они по-разному исполняются, различны их функции в жизни народа, у них разные образы и поэтические приемы. Вместе с тем все они – конкретные проявления высокого искусства слова, народного устно-поэтического творчества.
Список литературы:
- Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учебник для студ. высш. И сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2000. – 472 с.
- Дановский А.В. Детская литература. Хрестоматия. Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. 2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. школы». Сост. А.В. Дановский. М., «Просвещение», 1978. – 416 с.
3. Детская литература: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №03. 08 «Дошк. воспитание» / В. П. Аникин, В. В. Агеносов, Э. З. Ганкина и др.; Под ред. Е. Е. Зубаревой. – 3-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989.- 399 с.
Следующая пословица
Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.
Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.
Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.
Жанры фольклора
Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.
Пословицы и поговорки
Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.
Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.
Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.
Пример русских пословиц:
«Береженого Бог бережет»
«Мал золотник, да дорог»
«Копейка рубль бережет»
Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.
Пример русских поговорок:
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Когда рак на горе свистнет» (никогда)
Приметы
Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.
Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.
Хозяйственные приметы
Из березы течет много сока — к дождливому лету.
Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.
Ни в марте воды, ни в апреле травы.
Илья жниво зачинает, лето кончает.
Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.
Без воды зима не встанет.
Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:
Народные приметы по звездам
Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.
Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.
Народные приметы по воздушным явлениям
Народные приметы по животным
Воробьи купаются в песке — к дождю.
Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.
Поверье
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.
Сказки
С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.
Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.
Былины
Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Семейный фольклор
Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.
Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.
Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».
Колыбельные песни
Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.
Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.
Пестушки и потешки
Скороговорки
Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:
- Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
- Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
- Тур туп, тупогуб.
- У быка губа тупа.
- Сыворотка из-под простокваши.
Свадебные песни
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).
Окказиональный фольклор
Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.
Заклички
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На меня по ложке.
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.
Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.
Заговор
И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.
Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.
Следующая пословица
Начав готовиться к экзамену по литературе, мы видим, что один из элементов содержания, проверяемых заданиями, - это фольклор. Сами по себе фольклорные произведения на экзамене не встретятся, однако пригодится знакомство с ними, умение разбираться в ряде жанров фольклора, выделять фольклорные мотивы.
Фольклор (от англ. folk – народ, народный и lore – мудрость) – устное народное творчество.
Можно назвать следующие отличительные черты фольклора .
1) Он возник до появления письменности, предполагает устный характер творчества, когда произведения передаются из уст в уста.
2) Это коллективное, массовое творчество, выражающее представления общины, рода, а не отдельной личности. Произведения фольклора анонимны, их автор – народ.
Фольклор входит в литературу в широком смысле слова, но противопоставлен литературе в узком смысле слова, так как она носит письменный характер, литературное произведение имеет автора.
Современное литературоведение выделяет жанры фольклора (виды произведений), которые принадлежат трем родам литературы – лирике (поэзии), эпосу (прозе) и драме (театру): лирические жанры, эпические жанры, драматические жанры. Можно выделить также лиро-эпические жанры – т.е. жанры, имеющие отличительные черты как лирики, так и эпоса.
Лирические жанры фольклора представлены различными видами народных песен (кроме исторических).
Обрядовые песни – песни, сопровождавшие обряды, связанные с религиозными и народными праздниками (Новым годом, Рождеством, Святками, Масленицей, Пасхой, Троицей), а также со значимыми семейными событиями (похоронами, свадьбой). Примерами праздничных обрядовых песен могут служить колядки (песни, исполняемые во время Святок), масленичные песни, веснянки (песни, призывающие весну). Пример свадебной обрядовой песни – «А мы просо сеяли, сеяли….».
Колыбельные песни – песни-заговóры, призванные успокаивать и оберегать ребенка. Например: «Баю-баюшки, баю…», «Котик серенький. ».
Семейные песни – песни, отражающие проблемы семейных взаимоотношений. Например: «Матушка, матушка, что во поле пыльно. », «Ой, мороз, мороз…», «Как со вечера пороша…».
Любовные песни – песни, отражающие взаимоотношения влюбленных. Например: «При лужке-лужке…», «Ах вы, сени, мои сени…», «По улице мостовой…».
Причитания – песни, изображающие семейное горе: похороны, уход сына или мужа в рекруты, разлуку невесты с семьей после свадьбы (похоронные, рекрутские, свадебные причитания).
Частушки – короткие шуточные народные песенки из четырех стихов, отличающиеся быстрым темпом исполнения.
Обратимся к эпическим жанрам фольклора .
Сказка – вымышленный, нередко фантастический развлекательный рассказ. Выделяют три типа сказок: 1) волшебные: «Царевна-лягушка»; 2) о животных: «Журавль и цапля»; 3) бытовые: «Солдатская шинель».
Сказ – повествование от лица рассказчика (сказителя). Особый стиль сказа воспроизводит речь рассказчика – бытовую, разговорную речевую манеру с характерной лексикой (словами) и фразеологией (выражениями).
Предание – повествование на историческую тему, посвященное реальным или вероятным событиям прошлого. Примерами могут послужить предания из летописи XII века «Повесть временных лет» («Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича», «Сказание о белгородском киселе», предание о вещем Олеге, других киевских князьях), предания о русских царях Иване Грозном, Петре I, о восстании под предводительством Емельяна Пугачева, о покорении Ермаком Сибири.
Легенда – повествование, сочетающее реальное и фантастическое. Широко известны легенды о затонувшем острове Атлантиде, корабле-призраке «Летучем голландце», о Дракуле, Робин Гуде, докторе Фаусте, а также библейские легенды – о сотворении мира и человека, о грехопадении, о всемирном потопе, о Вавилонской башне.
Пословица – краткое изречение, содержащее поучение и выражающее законченную мысль. Например: «Доброе начало – половина дела», «Тише едешь – дальше будешь», «Дело мастера боится», «Правда что шило в мешке – не утаишь», «Чтение – вот лучшее учение».
Поговорка – яркое, образное народное выражение, содержащее оценку; соотносится с понятием «фразеологизм». В отличие от пословицы поговорка не содержит поучения и не выражает законченной мысли. Например: «попал как кур в ощип», «от горшка два вершка», «ума палата», «свалился как снег на голову», «гол как сокол».
Термины "сказка", "пословица", "поговорка" могут встретиться в заданиях с кратким ответом. Причем нет строгого требования различать пословицу и поговорку: достаточно указать один из терминов.
Кратко охарактеризуем лиро-эпические жанры фольклора .
Историческая песня – относительно небольшое лиро-эпическое произведение, повествующее о событиях истории. Народ сложил песни о царе Иване Грозном, походе Ермака в Сибирь, восстании Степана Разина, Петре I, восстании Емельяна Пугачева, полководце Александре Суворове, событиях Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.
Былина – песня-сказание о богатырях и народных героях. Тематика былин героическая, патриотическая. Вспомним, например, былины «Садко», «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Прославленные образы былинных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича стали воплощением героизма русского народа.
Баллада – песня с острым, драматическим сюжетом, основа которого – необыкновенный случай. Широко известны английские и шотландские народные баллады «Королева Элинор», «Три баллады о Робин Гуде». По духу к балладам близки, например, русские народные песни «По Муромской дорожке…», «По Дону гуляет…».
Основной драматический жанр фольклора – народная драма . Народный театр включал в себя постановки двух типов – театр живого актера (представления скоморохов, балаган) и театр кукол (театр Петрушки, вертеп – рождественский театр).
В заключение напомним, что для произведений фольклора характерны следующие особенности композиции и средства художественной выразительности : зачин («В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были…»), запев («Козлятушки-ребятушки, отопритеся, отворитеся, ваша мама пришла…»), присказка («Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»), троичность событий, повторы («шел-шел»), замедление действия (ретардация), гипербола («Снял Иван свою шапку и бросил в избушку. От того удара избушка зашаталась, чуть по бревнам не раскатилась»), постоянные эпитеты (« добрый молодец», « красна девица», « сыра земля»), отрицательное сравнение, эпический параллелизм («То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит – то мое сердечко стонет, как осенний лист, дрожит»).
Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!
Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал!
Читайте также: