Устаревшие слова в пословицах презентация

Обновлено: 22.11.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Следующая пословица

Устаревшие слова Архаизмы Подготовил учитель русского языка и литературы Каримова Э.С .

Активный состав словаря Пассивный состав словаря Слова, которые активно употребляют в речи Слова, сравнительно редко употребляемые в речи. Архаизмы Неологизмы Лексика с точки зрения активности употребления

Устаревшие слова Историзмы Архаизмы устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением предметов или явлений в современных реалиях . Примеры : боярин, холоп, смерд, челобитная. это слова, обозначающие названия существующих предметов, вытесненных другими словами. Примеры: ловитва (охота), позорище (театр), десница (правая рука) Повет – орган местного управления в губернии или уезд Это историзм, т.к. понятие ушло в историю Длань – ладонь Это архаизм, предмет ведь не исчез!

Историзмы царь купец боярин витязь бурлаки крепостные дружинник

звания, сословия, должности, профессии старой России: конюший, лакей, стольник, земство, помещик, урядник, офеня, коновал, лудильщик, пильщик, фонарщик; явления патриархального быта: барщина, оброк, отруба, закуп; виды производственной деятельности: мануфактура, конка; виды исчезнувших технологий: лужение, медоварение Историзмы

Стали историзмами и слова, возникшие в советскую эпоху: будённовец, продотряд, комбед, ликбез, лишенец, нэп, нэпман, продразвёрстка, махновец. Историзмы употребляются в тех текстах, в которых речь идёт о предметах и явлениях прошлого. Это может быть как учебная литература, так и художественное произведение. Историзмы помогают автору создать речевой колорит описываемой эпохи.

Архаизмы лицедей ─ актер повинен ─ обязан молвить ─ говорить токмо ─ только гаркать ─ кричать дошлый ─ хитрый лепота ─ красота незнамо ─ неизвестно студенец ─ колодец сухмень ─ засуха тороватый ─ щедрый ушкан ─ заяц хмарный ─ пасмурный

Словарь устаревших слов. В словарь включены историзмы и архаизмы, представлены некоторые устаревшие фразеологические обороты, формы вежливого обращения, названия должностей. В словаре раскрываются значения этих слов, дается их грамматическая и стилистическая характеристика, на примерах ─ иллюстрациях показано, как они функционировали в речи.

Алтын ─ монета в три копейки. Арапчик ─ голландский червонец. Аршин ─ русская мера длины, равная 0,71 м; линейка, планка такой длины для измерения. Радеть ─ стараться, заботиться, оказывать содействие. Разболокаться ─ раздеваться. Раменье ─ большой дремучий лес, окружающий поле; опушка леса. Ретивое ─ сердце. Рамена – плече. Словарная статья

Найдите лишнее слово Видеоигра амбар ратник лучник Золотник указы приватизация дьяк 1 2 3 Цирюльник дискета кольчуга галера 4 Сарафан плеер сундук лучина

АМБАР (тюрк.) - зернохранилище. ГАЛЕРА (итал. galera) - деревянное гребное военное судно, созданное в 7 в. венецианцами. Длина до 60 м, ширина до 7,5 м, осадка 2 м, один ряд весел (до 32 на борт). Экипаж с воинами до 450 человек. ДЬЯК (от греч. diakonos — служитель) - начальник и письмоводитель канцелярии разных ведомств в России до 18 века. ЗОЛОТНИК - русская дометрическая мера массы (веса), равная 96 долям (4,266 г). КОЛЬЧУГА - доспех, рубашка из железных колец. Появилась в 1-м тыс. до н. э. в Ассирии. В средние века широко распространена в Европе и Азии. Словарь

ЛУЧНИКИ - в древности и в средние века пешие и конные воины, вооруженные луками. ЛУЧИНА – тонкая длинная щепка, используемая в качестве светильника ПРИВАТИЗАЦИЯ (от лат. privatus — частный) - передача государственного или муниципального имущества (земельных участков, промышленных предприятий, банков и других финансовых учреждений, средств транспорта, связи, массовой информации, зданий, акций, культурных ценностей и т. п.) за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов. РАТНИК – воин; в царской России: рядовой государственного ополчения. Словарь

САРАФАН (от перс. серапа — почетная одежда) - русская народная женская одежда; обычно безрукавное платье, надеваемое поверх рубахи. В 14-17 вв. сарафаном называли также верхнюю мужскую одежду. СУНДУК – большой ящик с крышкой на петлях для хранения вещей. УКАЗ - в ряде стран нормативный акт главы государства. ЦИРЮЛЬНИК – парикмахер, владеющий также элементарными приемами врачевания. Словарь

Выпишите слова в два столбика «историзмы», «архаизмы»: Треуголка, веретено, чело, глас, кафтан, рыбарь, кольчуга, ветрило, царица, крепостной. Историзмы Архаизмы Треуголка, веретено, кафтан, кольчуга, царица, крепостной. Чело, глас, рыбарь, ветрило.

Какое слово является устаревшим? Дружество Пионер Губернатор Секретарь Приземлиться Влачить Компьютеризировать Отбежать

Какое слово является устаревшим Приказчик Бумага Писатель Отрывок Серебро Злато Красота Белоснежный

Какое слово является устаревшим? Врач Медик Доктор Врачеватель Вульгарный Кулинарный Облыжный Прибрежный

Следующая пословица

Урок и презентация по теме "Устаревшие и новые слова" . Где учащимися знакомятся с архаизмами и неологизмами.

ВложениеРазмер
ustarevshie_i_novye_slova.docx 40.81 КБ
ustarevshie_slova_4_klass.ppt 2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование : карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Тип урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Средства обучения, форма работы

I. Организационный момент

II. Словарная работа

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  1. Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
  2. Запишите предложение в исправленном виде.
  3. К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)

5. Найдите «четвёртое лишнее».

  1. Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.
  2. Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.
  3. Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

- Почему найденные вами слова лишние?

- К какой группе устаревших слов они относятся? (Историзмы )

- Для чего необходимо изучать устаревшие слова?

Слайд №34- 35. Работа в парах. Самопроверка.

V. Знакомство с новыми словами (неологизмами).

Знакомство с новым понятием .

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

  1. Прочитайте выписанные слова. Почему их можно считать неологизмами?
  2. Составьте с одним из неологизмов предложение.

Саммит – съезд, встреча на высшем уровне.
Интернет – глобальная компьютерная сеть.
Менеджер – специалист по управлению производством.
Модем – устройство для передачи цифровой информации. Без модема нельзя выйти в интернет.

Хакер – специалист в области компьютерных технологий, способный получить несанкционированный доступ к системам с секретной (конфиденциальной) информацией.

- Какую роль в языке играют неологизмы?

(За счёт появления новых слов обогащается словарный состав языка. Необходимы названия для новых предметов, явлений.)

Слайд №41.работа в парах.

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Домашнее задание.

Выписать из художественного произведения А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» 5 предложений с устаревшими словами. (Стр. 37-45)

Таблица для работы на уроке.

1. Закончи формулировку определения: Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает… Запишите предложение в исправленном виде.

5. Найдите «четвёртое лишнее».

Обувь: кеды, босоножки, ботфорты, кроссовки.

Одежда: пальто, плащ, шуба, кафтан.

Предметы быта: стол, утюг, коромысло, кастрюля.

Выпишите только те слова, которые в современном языке являются неологизмами.

Лоджия, компьютер, саммит, Интернет, космонавт, менеджер, фломастер, юбилей, модем, ракета, хакер.

Составьте с одним из неологизмов предложение.

Урок по курсу «Русский язык» в 4 «А» классе.

Тема: «Устаревшие и новые слова»

1. Познакомить учащихся с новыми понятиями: устаревшими словами (историзмами и архаизмами) и неологизмами; углубить знакомство с лексическим запасом русского языка.

2. Развивать ОУУН учащихся на основе дидактического материала; развивать умение решать частично-поисковые задачи; творческое мышление; развивать умение осуществлять само и взаимопроверку.

3. Воспитывать осмысление и усвоение важности изучения темы и информации в ней; любовь к родному языку.

Оборудование : карточки – таблицы, презентация Microsoft Power Point.

Тип урока: усвоение и изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности учащихся: работа в парах; индивидуальная работа, общеклассная работа.

Средства обучения, форма работы

I. Организационный момент

II. Словарная работа

Найдите и исправьте ошибки в словарных словах:

Биседа, плоток, партред, ограном, спосиба, облоко, чорный, мебиль, канверд, Пийзаш.

Обменяйтесь тетрадями, проверим (1 учащийся выходит к доске и исправляет ошибки, учащиеся проверяют работу соседа и оценивают её).

Индивидуальная работа, общеклассная работа.

Тема урока – «Устаревшие и новые слова». Сегодня вы узнаете, как называются слова, которые в нашей речи давно уже не употребляются, а также слова, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники.

IV. Знакомство с устаревшими словами (архаизмами и историзмами).

1. Закончи формулировку определения.

Слова, вышедшие из активного употребления, называются…

2. Привести пять примеров устаревших слов, используя словарь учебника (стр 264 – 269).

3. Выпишите устаревшие слова:

Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Объясните, что обозначают эти устаревшие слова.

4. Прочитайте предложение.

При ответе на экзамене ученик возводит очи и, приставив перст к челу, соображает…

  1. Найдите случаи неоправданного употребления устаревших слов.
  2. Запишите предложение в исправленном виде.
  3. К какой группе устаревших слов относятся данные? Докажите.

Проверка. Исправленный вариант. При ответе на экзамене ученик поднимает глаза и, приставив палец ко лбу, соображает… (Это архаизмы.)

Следующая пословица

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: