Учись вежливости у невоспитанного смысл пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Цель: учить детей вежливо общаться со взрослыми и детьми, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, не перебивать говорящего, выслушивать собеседника.

- продолжать учить детей правилам вежливости;

- закреплять знания о вежливости и вежливых словах и об использовании слов в повседневной жизни;

- закреплять правила культуры поведения в общественных местах;

- продолжать развивать культуру речевого общения;

- расширять словарь детей посредством знакомства с новыми словами;

Воспитательные:

- воспитывать привычку соблюдать нормы поведения в обществе;

- приучить детей к самостоятельности в поступках и мыслях;

Предварительная работа: Чтение детям рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», Л. Н. Толстого «Косточка», «Котенок», Н. Носова «Карасик».

Методические приемы: Беседа с детьми, отгадывание загадок, чтение стихов, словесные игры

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение,а вы послушайте внимательно и ответьте о чем в нем говорится:

Придумано кем — то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

— Доброе утро! Солнце и птицы!

— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Правильно, дети. Сегодня мы с вами поговорим о вежливости и культуре поведения. Ваши родители хотят, чтобы вы - их дети выросли вежливыми и культурными людьми. А вы знаете, что такое вежливость? Можете объяснить?

Ответы детей (Вежливость это быть внимательным к людям; всегда стараться говорить вежливые слова; соблюдать правила культуры поведения на улице и дома; помогать старшим ;не обижать девочек и малышей ; не грубить;)

Воспитатель: Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и культурно вести себя на улице и в общественных местах.

Сейчас я прочитаю вам рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Слушайте внимательно, чтобы понять, что же это за волшебное слово.

После прочтения рассказа проводится беседа.

• Как называется рассказ? («Волшебное слово»)

• Почему В. Осеева назвала свой рассказ «Волшебное слово»? (Потому что мальчика учат говорить вежливые слова, которые он забыл, а без них никак нельзя)

• Какое «волшебное слово» говорил мальчик? (пожалуйста)

• Какие еще «волшебные слова» вы знаете? (спасибо, добрый день, здравствуйте и др.)

• Почему эти слова называют «волшебными»? (когда говоришь вежливые слова, то люди становятся добрыми, вежливыми)

Воспитатель: Правильно, ответили. Молодцы. Предлагаю всем отдохнуть.

Проводится физкультминутка «Вежливый зайчик».

На заре зайчишка встал.

- С добрым утром,- всем сказал, (поклониться вперёд)

Солнышку и кочкам, (поклоны вправо- влево)

Маме и братишкам,

Елочке и шишкам.

Ветру, небу, облакам, (машут руками)

На дорожку вышел, (ходьба на месте)

А навстречу мыши!

- Здравствуйте, сестрёнки! – (поклониться)

Говорит он звонко.

- Здравствуйте, лисята, (повороты в стороны)

Он здоровался с друзьями:

С кабанами, муравьями,

С рыбками, стрекозами,

Белками и козами.

Вдруг навстречу страшный волк, (изображают волка)

Лес испуганно примолк!

Бедный зайка задрожал, (изображают испуганного зайчика)

Хвостик маленький поджал.

А потом закрыл глаза,

Тихо «Здравствуйте» сказал.

Даже волк его не съел,

Улыбнулся, подобрел. (улыбнуться и поклониться)

Говорит ему в ответ:

- И тебе, косой, привет!

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему волк не съел зайчика? (Ответы детей.)

Воспитатель: Я хочу предложить вам поиграть со мной в игру «Доскажи словечко». Я начну, а вы закончите.

Игра «Доскажи словечко»

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь… (добрый день)

Друг другу на прощание

Мы скажем… (до свидания)

Друг друга не стоит винить,

Лучше скорее… (извинить).

До чего ж оно красиво

Слово доброе… (спасибо).

Когда виноваты,сказать спешите

Прошу вас, пожалуйста… (извините).

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше … (не перебивай).

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого… (спасибо).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит… (добрый день).

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь… (здравствуйте).

Воспитатель:Ребята, про вежливость и доброту люди придумали пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них.

Пословицы и поговорки

Учись добру- плохое на ум не пойдет.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добрые слова дороже богатства.

Не ищи красоты, а ищи доброты.

Сумел провиниться, сумей и повиниться

Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.

На всякие приветы надобно иметь ответы.

Доброе слово и кошке приятно.

Воспитатель: Кто из вас знает и может прочесть нам стихи о вежливости, вежливых словах, о доброте?

Дети читают стихи.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори: «Простите»

Или лучше – «Извините».

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «Спасибо» -

Станет бабушка счастливой!

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

«Добрый вечер», «Добрый день»

Говорить нам всем не лень!

«Утро доброе» мы скажем,

Поутру проснувшись, маме.

Воспитатель: Теперь, я вам прочитаю стихотворение, а вы слушайте внимательно, если оно учит вежливости и добру,вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если нет - молчите.

Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где мы должны использовать вежливые слова? (в магазине, в автобусе, дома, в детском саду, на улице, т. е везде). А какие слова мы должны использовать всегда и везде? Как вы думаете? (спасибо, извините, будьте добры, пожалуйста, прости, до свидания, всего доброго и др.). Придумайте предложение с различными вежливыми словами.

Игра «Придумай предложение»

- Лера, будь добра, передай мне карандаш.

- Дима, извини, я не хотел тебя обидеть.

- Сережа, спасибо, что ты дал поиграть своей игрушкой.

- Даша, извини, что я опоздала к тебе на день рождение.

Воспитатель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь я, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Мы с тобой одна семья».

Дети встают в круг и выполняют движения, согласно тексту.

Мы с тобой одна семья:

Потрогай нос соседа,

Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:

Обними соседа справа,

Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:

Поцелуй соседа справа,

Мы с тобой друзья!

Воспитатель: Давайте подумаем и признаемся себе, всегда и везде ли мы вежливы?

(Все вместе разбирают и обыгрывают ситуации, происходящие в группе, на улице, дома, в магазине, в транспорте).

Воспитатель: Я надеюсь, вы поняли, как надо вести себя в общественном месте и на улице. Чтобы вы лучше запомнили вежливые слова и когда их нужно произносить, давайте поиграем.

Игра «Вежливый ручеек».

Основное правило игры: каждый ребенок, выбирая себе пару, должен сказать вежливое слово.

Воспитатель: Я знаю, что все вежливые люди не бывают злыми, это всегда умные и добрые люди. И я уверена, что вы станете вежливыми, добрыми, чуткими и внимательными.

Публикации по теме:

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Конспект НОД «В поисках вежливых слов» (подготовительная группа) Цель: познакомить детей с понятием «квест», закрепить правила вежливого поведения. Задачи: закрепить знание гласных и согласных букв, умение.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию Тема: «В мире доброты» МБДОУ детский сад «Солнышко» с. Цветочное Белогорского района.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «10 заповедей» Тема: «Семья в моей жизни. Пятая заповедь» Цели: формировать представления о жизненном идеале семьи согласно Пятой заповеди. Задачи: формировать.

Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Волшебные рыбки» Конспект занятия по нравственному воспитанию в старшей группе «Волшебные рыбки». Цель: воспитание толерантного отношения к людям с ограниченными.

Презентация проекта «В стране вежливых слов и поступков» Актуальность. Вежливость - одно из важнейших качеств культурного человека. Не имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее.

Развлечение «Путешествие в страну вежливых слов» для детей старшей группы «Путешествие в страну вежливых слов» (для детей старшей группы) Цели: • формирование у детей представлений о вежливости; • привлечение.

Сценарий развлечения «В стране вежливых слов» для детей 5–7 лет «В стране вежливых слов» Цель: создание радостной, праздничной атмосферы. Задачи: формировать коммуникативные навыки и элементарные представления.

Сценарий праздника «В мире вежливых слов и добрых поступков» Занятие «В мире вежливых слов и хороших поступков» Цель: Формировать у детей культуру поведения. Закрепить умение использовать в речи.

Проект «Вежливых слов не одно и не два» «Вежливых слов не одно и не два» Время проведения: 01.04.2017 по 15.05.2017 Название проекта: Вежливых слов не одно и не два» Тип проекта:.

Следующая пословица

Конспект нод «Уроки вежливости».

МБОУ им. Л. Н. Толстого филиал в с. Домачи

Автор : Мерзликина Надежда Ивановна, воспитатель группы полного дня пребывания детей дошкольного возраста.

Цель. Расширять знания детей о культуре поведения.

• Формировать у детей навыки поведения в общественных местах;

• Формировать положительные взаимоотношения между детьми;

Учить детей использовать в речи слова: здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста и др.

• Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания, уважительное отношение к окружающим.

Чтение художественной литературы:

- Волшебное слово. В. Осеева;

- Медвежонок невежа. А. Барто;

Разучивание частушек, пословиц, рассматривание картин, беседы.

Оборудование и материалы.

Оформление центральной стены (в центре Незнайка, в руках у него книга «Уроки вежливости».Вокруг него сказочные герои: Петрушка, Буратино, Фея, Мальвина. Письма для дидактической игры.

Действующие лица: Мальвина, Буратино, Петрушка, Незнайка – дети начальных классов.

Ход нод.

Воспитатель. К нам на занятие пришла девочка, очень воспитанная и добрая. А кто она мы узнаем отгадав загадку.

Эту девочку мы знаем,

От всех кукол отличаем,

С голубыми волосами

И красивыми глазами,

Она вежлива была,

В домике в лесу жила

И учила Буратино,

Эта девочка. (Мальвина.)

Воспитатель. Правильно, дети, это Мальвина. Давайте с ней поздороваемся. Мальвина очень хорошо знает правила поведения. Она пришла посмотреть, как вы знаете правила поведения, как умеете пользоваться волшебными словами и как ведете себя в разных ситуациях. Поэтому все сели красиво и послушали меня.

Очень скоро все вы пойдете в школу, будете хорошо учиться, узнаете много нового и интересного. А когда вы школу закончите и станете совсем взрослыми, то пойдете работать. Какие профессии вы знаете? Кем работают ваши родители? Кем бы вы хотели работать?

Как много профессий вы назвали, вы все выберете ту профессию, которая вам нравится, но чтобы быть хорошим работником нужно быть вежливым с другими людьми, добрым, отзывчивым, смелым, трудолюбивым и уметь доводить начатое дело до конца. А всему этому нужно учиться.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о мальчике одном

Его зовут… впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем

“Спасибо”, “Здравствуйте”, “Простите”

Произносить он не привык,

Простого слова “извините”

Не одолел его язык.

Не скажет он друзьям по саду

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он так:

Алешка, Петька, Ванька, Толька

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече “Добрый день!”

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае “Здорово!”

Он вместо “Здравствуй” говорит.

А вместо слова “До свиданья”

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье

“Ну, я, пошел, пока, всего”.

Воспитатель. Дети, каких вежливых слов не знает мальчик? А вам бы понравилось, если бы вас называли так как этот мальчик? А какими «волшебными» словами вы умеете пользоваться?

Для того, чтобы быть вежливыми, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами». От таких слов становится теплее, радостнее и светлее. В слове заключается великая сила. Доброе слово может улучшить настроение.Есть такая поговорка: «Доброе слово и кошке приятно». Давайте мы с вами тоже улучшим наше настроение и сделаем небольшую разминку.

Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружок,

Встанем мы вместе с тобою в кружок.

Дружно по кругу с тобою пойдём,

Здороваться вместе начнём:

Здравствуй, мой весёлый носик,

Здравствуй, мой болтливый ротик!

Солнцу привет, небу привет!

Здравствуйте, слышим в ответ!

(корчат рожицы)

- Мы очень вежливые ребята и хотим вам спеть вежливые частушки:

1. Заиграй ка балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте,

2. Коля ссорится с друзьями

В ход пускает кулаки

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

3. В поезд входят три юната

- Ух, народу сколько тут!

Занимай места, ребята,

А то бабушки займут

4. Петя ловит, ловит рыбу

Может лодку смастерить,

Только «здравствуй» и «спасибо»

Не умеет говорить.

5. Заиграй-ка балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте,

Воспитатель. Дети, вежливые частушки спели нам Буратино и Петрушка? (Критика детей)

Мальвина. Буратино, Петрушка, оставайтесь у нас на занятии, вы научитесь быть вежливыми!

А сейчас мы поиграем в игру: «Вежливо – невежливо»

Если вежливо – хлопаем в ладоши, невежливо – топаем ногами.

– Поздороваться при встрече.

– Толкнуть, и не извиниться.

– Перебивать во время разговора.

– Уметь соблюдать на занятиях тишину.

– Уметь выслушать друга.

– Пропустить вперед девочек.

– Уходя,сказать: «До свидания»

– Помочь поднять упавшую вещь.

– Обозвать обидным словом соседа.

Сказать в столовой: «Приятного аппетита».

Мальвина. Ребята, а какие волшебные слова вы знаете?

Спасибо, благодарю, извините, простите, здравствуйте, до свидания, доброе утро, спокойной ночи.

Воспитатель. Дети, а что обозначают наши волшебные слова? Вот, например, слово «спасибо» - старинное слово, оно означает «Спаси Бог» за наши добрые дела, слова. А слово «благодарю» - дарю тебе благо, за твою чуткость, отзывчивость.

Буратино. Ребята, мне у вас очень нравится! Я хочу с вами поиграть в игру «Передай ключик».

Все становятся в круг. Я буду читать короткий стишок, а вы, должны мне подсказать правильное слово в конце, а после этого передать ключик стоящему слева.

Вечером, спать ты хочешь очень.

Всем скажи: (спокойной ночи).

Ярко солнышко встало опять – (доброе утро) должны вы сказать.

Мы всегда перед едою, без капризов … (руки моем).

Пора за стол. Всё для еды накрыто

Приятно желаем (аппетита)

Мы поведением своим

Другим пример покажем:

Сначала вкусно поедим,

Потом… (спасибо) скажем.

Гость решил. Домой пойти,

Скажем… (доброго пути)

Без лишних слов

Мы желаем: … (будь здоров)

Волшебники – гномы немало для нас

Чудесного сделать могли бы,

Но больше чудес совершает в сто раз

Волшебное слово! (спасибо)

Мальвина. Какой молодец наш Буратино. И вы, ребята тоже молодцы. А теперь я хочу вам напомнить, что вы должны быть не только добрыми и вежливыми, но и аккуратными, следить за своим внешним видом, вещами. Чистить ботинки, гладить рубашку, платье, пришивать пуговицы, стирать носовые платки.

Воспитатель. Дети, на наше занятие мы пригласили Незнайку, но он что-то не идет. А вы знаете, что опаздывать нехорошо, когда ты приглашен.

Вбегает Незнайка, шапка не боку, пуговица оторвана, откусывает на ходу яблоко.

Незнайка. Ой, куда это я попал? Как вас здесь много! Что вы тут делаете? Зачем собрались? Это детский сад?

Воспитатель. Незнайка, ты задал много вопросов, а самое главное сделать забыл!

Незнайка. Что я забыл? Ничего я не забыл. Вот сейчас доем яблоко и всё всем расскажу. Что со мной произошло, пока я к вам в детский сад добирался! У них там тоже интересно, но я там с мальчишкой подрался. Мне там игрушка понравилась, а они мне не дали. Вот я и стукнул одного и игрушку сломал, чтобы не жадничал в другой раз.

Воспитатель огорченно смотрит на Незнайку и качает головой.

Незнайка. Ну вот, а потом я вспомнил, что вы приглашали меня в гости в детский сад. А адрес детского сада я не знаю. Но одна девочка проводила меня к вам, она и яблоком меня угостила.

Мальвина. Незнайка, а ты спасибо девочке не забыл сказать?

Незнайка. Спасибо? А зачем? Она сама меня яблоком угостила и проводила меня к вам.

Мальвина. А где же она? Девочка?

Незнайка. Да она там, недалеко от вашего садика упала, ногу подвернула.

Воспитатель. Как? Ты оставил девочку в беде и не помог?

Незнайка. Ну я же к вам спешил, торопился, боялся опоздать. Да она наверное сейчас придет сюда. А вот и она!

Девочка. Здравствуйте, ребята. Как я рада вас видеть. Меня зовут Маша. Извините за опоздание, но у меня случилось несчастье. Я упала и подвернула ногу.

Воспитатель. Не расстраивайся, Машенька, садись пожалуйста отдохни.

Незнайка бросается к стулу и первым садится на него.

Мальвина. Незнайка, уступи место Маше.

Незнайка. А я тоже устал и хочу посидеть.

Мальвина. Мне стыдно за тебя, Незнайка! Какой ты невоспитанный.

Воспитатель. Дети, хорошо себя ведет Незнайка? Что неправильно сделал Незнайка?

Ошибки в поведении Незнайки. (Нехорошо опаздывать, нужно следить за своим внешним видом, забыл поздороваться, нельзя задавать сразу много вопросов, нельзя перебивать старших, некрасиво жевать, когда вокруг много людей, нельзя драться, нельзя ломать игрушки, чтобы тебе что-то дали, нужно вежливо попросить. Не сказал спасибо Маше за яблоко и за то, что проводила его в детский сад. Оставил Машу в беде, не помог ей, не уступил место и первый сел на стул.

Воспитатель. Вот видишь, Незнайка, сколько ошибок в твоем поведении. Нехорошо быть невоспитанным и невежливым.

Воспитатель. Ну раз ты все понял, тогда может быть вместе с детьми вспомнишь пословицы и поговорки о доброте и вежливости?

• Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

• Вежливые слова, что весенний день.

• Добро – украшает человека.

• В ком добра нет, в том и правды нет.

• За добро, добром платят.

• Если сделал доброе дело, то молчи, а тебе сделали – расскажи.

• Учись вежливости у невоспитанного человека.

• От вежливых слов язык не отсохнет.

• Вежливость украшает человека.

Воспитатель. Молодцы, много пословиц знаете. А теперь давайте все вместе споем «Вежливую песенку» Автор Т. Мурина.

Мальвина. Спасибо вам за интересное занятие. А я приготовила вам в подарок книгу «Школа вежливости и доброты». Чтобы вы ее читали и никогда не забывали, как нужно себя вести.

Гости прощаются и уходят.

Публикации по теме:

Конспект НОД по английскому языку «Английские уроки вежливости» для детей подготовительной группы Конспект Непосредственной образовательной деятельности по английскому языку на тему :”Английские уроки вежливости ” для детей подготовительной.

Конспект занятия для детей старшей общеобразовательной группы «Уроки вежливости» Урок вежливости Цель: Сформировать у детей навыки вежливости, через знакомство с творчеством С. Я. Маршака. Задачи: Формировать у детей.

Конспект занятия в старшей группе «Уроки вежливости» Конспект занятия в старшей группе «Уроки вежливости» Цель:Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать.

Познавательное занятие в средней и старшей группах «Уроки вежливости» Цель: закрепить знание детей об этических правилах поведения : дома, в гостях, в общественных местах, во время разговора. Задачи: учить.

Развлечение «Уроки вежливости» в средней группе Конспект развлечения «Уроки вежливости» (средняя группа) Цель: формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;.

Сценарий совместного познавательно-игрового мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Уроки вежливости и доброты» Сценарий совместных познавательно - игровых мероприятий для детей старшего дошкольного возраста: «Уроки вежливости и доброты». МБДОУ д/с.

Занятие по расширению представления о культурном поведении «Уроки вежливости» Цели: обобщать знания детей по теме «Уроки вежливости». Задачи: -Раширить представление о культурном поведении. -Развивать умение самостоятельно.

Уроки вежливости в наше время в образовательных учреждения все чаще ставится акцент на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения.

Уроки вежливости и жизнь группы в стихах На заметку педагогам: В течение всего времени пребывания детей в детском саду очень удобно использовать речевки, небольшие стихотворения.

Занятие по художественной литературе. Чтение М. Алимбаева «Уроки вежливости» Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область: «Социум» Раздел: Художественная литература. Тема: Чтение.

Следующая пословица

966. Прочитайте пословицы о речевых отношениях и объедините их в три группы: 1) о формулах вежливости, важных для ведения беседы; 2) о правилах ведения диалога; 3) о типичных ошибках в построении диалога. Добавьте в каждую группу по собственному примеру.

1. Лошадь узнают в езде, человека — в общении. 3

2. Вежливость познается среди хамства. 2

3. Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани. 1

4. Из дурного рта выходит только скверное слово. 1

5. От приятных слов язык не отсохнет. 3

6. Учись вежливости у невоспитанного. 2

7. Умный языком, глупый руками. 1

8. Пожуй, прежде чем проглотить; послушай, прежде чем говорить. 1

9. Язык — один, уха — два, раз скажи, два раза послушай. 3

10. Умный не говорит, невежда не дает говорить. 1

11. Дед говорит про курицу, а бабка — про утку. 3

12. Вы слушайте, мы будем молчать. 2

13. Глухой слушает, как немой речь говорит. 3

14. Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдется. 2

967. На основании приведенных пословиц и поговорок сформулируйте правила речевого поведения для говорящего. Приведите известные вам пословицы и поговорки о правилах речевого поведения говорящего.

1. Ножом убивают в безлюдном месте, словом — на людях. 2. Корову ловят за рога, а людей — за язык. 3. Будешь следить за языком — он охранит тебя, распустишь его — он тебя продаст. 4. Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя. 5. Лучше захромать на ногу, чем на язык. 6. Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь. 7. Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя, 8. Яйцо курицу уму-разуму учило. 9. Слова — жемчуг, но когда их много, они теряют цену. 10. У лжеца дом сгорел — никто не поверил. 11. Мечет бисер перед свиньями. 12. Смысл слова зависит от того, каким тоном оно сказано.

968. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте правила для адресата.

1. Сто человек — сто мнений. 2. Нет дров, которые не дымят, нет людей, которые не ошибаются. 3. Если тебе не ясно, не спеши с выводами. 4. Слону снится одно, погонщику — другое. 5. Иногда и дурак умное слово молвит. 6. Чрезмерная мудрость хуже глупости. 7. Человек спрятан за своими словами, хочешь узнать человека — вслушайся в его речь. 8. Во сне кошки — одни только мыши. 9. Если бы искренность горела, дрова были бы вполовину дешевле. 10. Начал с кувшина, кончил о бочке. 11. Ничего, что дом сгорел, зато клопы подохли. 12. Родился раньше отца и пас дедовский табун. 13. Буквы кривые, да смысл прямой. 14. Немного слов — много оговорок.

969. Прочитайте пословицы и поговорки и сформулируйте типичные ошибки в построении высказывания.

1. Танцевать не умеет, а говорит, что пол кривой. 2. Конь скачет, а всадник похваляется. 3. Его из деревни гонят, а он просится в старосты. 4. Вода всю мельницу унесла, а ты спрашиваешь, где желоб. 5. Каждый может ругать построенный дом, но не каждый может его построить. 6. Кто сам ничего не делает, тот любит поучать других. 7. Нет, нет, взять не могу, положите мне в карман. 8. Гнев шагает впереди, ум — сзади. 9. Свой ум и чужое богатство всегда преувеличивают. 10. Причину и пластырь можно приклеить куда угодно. 11. Люди не любят того, чего не знают. 12. Лучше хорошо молчать, чем плохо говорить.

I. В 10.15 по московскому времени в квартиру Люси позвонил сосед Женька.

— Здравствуйте, — сказала Люся, так как Женька молчал и смотрел глазами — большими и рыжими.

— Ладно, — ответил Женька. Слово «здравствуйте» он понимал как обращение и понимал буквально: будьте здоровы.

Люся удивилась, но ничего не сказала. Она была хорошо воспитана и умела скрывать свои чувства.

— У меня сломалась бритва, — сказал Женька. Голос у него был красивый. — Я бы побрился бритвой вашего мужа. Но это зависит не только от меня.

— Пожалуйста, — Люся не умела отказывать, если ее о чем-то просили.

II. — Добрый день, — поздоровался Юра.

— Да, — согласился Женька, потому что считал сегодняшний день для себя добрым.

Юра удивился этой форме приветствия <. >, но Юра был человеком воспитанным и делал вид, что все правильно.

— Как дела? — спросил Юра у Женьки.

— На работу устраиваюсь, — с готовностью откликнулся Женька. — Странная, в общем, работа, но дело не в этом. Когда человек работает, он не свободен, потому что по большей части делает не то, что ему хочется. Но, с другой стороны, человек не всегда знает, что ему хочется. — Женька вдохновился и похорошел. Он любил, когда интересовались его делами и когда при этом внимательно слушали, — Видите ли.

Женька запнулся, ему показалось — Юра что-то сказал. <. > Женька понял, что слушал Юра невнимательно, и ему самому стало неинтересно.

— Я пойду. — неуверенно проговорил Женька.

971. Почему специалист должен следить за своей речью? Составьте памятку «Как не должен говорить образованный человек».

Специалист - вне зависимости от области его специализации - это тот человек, к которому обращаются за советом и помощью. Он выполняет определенные задачи и должен быть авторитетом. Следовательно, следить за всеми аспектами своего внешнего облика и поведения. Правильная, четкая и аргументированная речь, не засоренная лишними словами - сразу же производит достойное впечатление. Если речь и манеры подкачали - даже нужный внешний вид не спасет.

972. Объясните иностранцу, какие правила речевого этикета принято соблюдать в России.

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, он может быть словесным и невербальным. Порядок приветствия также имеет значение: младший первым приветствует старшего, мужчина - женщине, девушка - взрослого мужчину, младший – старшему.

973. Приведите примеры использования тактик вежливости в официальной обстановке или в быту.

Приветствие: Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!

Прощание: До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)

Благодарность: Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!

Просьба: Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…

Извинение: Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…

Предложение: Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…

Приглашение: Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…

Следующая пословица

Пословицы о вежливости - это еще одна важная тема. Правила вежливым изучают с самого детского сада. Общаться с вежлимым человеком гораздо приятнее. Это вызывает положительные эмоции.

Доброе дело скрытности не любит

Пословицы о вежливости для детей

Доброе дело одно одного лучше, худое - одно одного хуже

Пословицы о вежливости для школьников

Читайте также: