Тренажер пословицы и поговорки

Обновлено: 07.11.2024

Чтобы скачать этот файл, пожалуйста войдите под своим паролем!
Если у Вас ещё нет пароля, зарегистрируйтесь - это быстро и бесплатно.

Предварительный просмотр:

«Использование пословиц и поговорок для развития орфографической грамотности на уроках русского языка»

Непроверяемые безударные гласные.

1.Два медведя в одной берлоге не живут. 2.Худ обед, когда хлеба нет. 3. Мельница сильна водой, а человек едой. 4. Работай до поту, так поёшь в охоту. 5. Дорога ложка к обеду . 6. Без капусты щи не густы. 7. У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз . 8. На вкус, на цвет товарища нет. 9. Слово – не воробей , вылетит – не поймаешь. 10. Видит собака молоко , да в кувшине глубоко. 11. Пустили козла в огород. 12. Не дорог обед, а дорог привет. 13. Правда в огне не горит и в воде не тонет. 14. Не молот железо куёт, а кузнец, что молотом бьёт.15.У коровы молоко на языке .16. Мороз да метели под февраль налетели. 17. Яблоко от яблони недалеко падает. 18.Человек без Родины , что соловей без песни. 19.Где трактор ходит, там золотая пшеница родит. 20. Трактором пахать, не лопатою копать. 21 .Трактор – меже смерть. 22.Не трактор пашет, а тракторист . 23.Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает. 24.Каков мастер, такова и работа . 25.Кто работы не боится, тот везде пригодится.26.У дороги конца нет. 27.Знающий дорогу не устаёт. 28.С хорошим попутчиком – половина дороги . 29. Язык – стяг: дружину водит. 30.Не спеши языком , торопись делом. 31. Языком капусту не шинкуют. 32.Больше землю удобряй, выше будет урожай . 33. Хороший снежок урожай с бережёт. 34.Упустишь время – потеряешь урожай .35.Жить – Родине служить. 36.Сам погибай, а товарища выручай. 37.В сильный мороз береги нос. 38.Всякая дорога вдвоём веселей .39 .Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом. 40.Март с водой, апрель с травой.41. Хороша доля с колхозного поля.42.Сам погибай, а товарища выручай. 43.Собирая по ягодке , наберёшь кузовок.43.Не гони коня кнутом, а гони коня овсом. 44. Корова на дворе – молоко на столе. 44.Не та собака кусает, что лает, а та, что молчит да хвостом виляет.45.Ленивому всегда праздник. 46.В страду одна забота: не стала бы работа. 47.Случается такой год, что в день по сто погод. 48.Два друга – мороз да вьюга . 49. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.50.Не разгрызёшь ореха , не съешь ядра. 51.Учёному везде дорога .52.Что написано пером, то не вырубишь топором. 52.Слово не воробей , вылетит - не поймаешь.53.На смелого собака только лает, а труса кусает.54.Ласточка день начинает, а соловей кончает.55.Хороша нива у дружного коллектива .56. Ссора до добра не доводит.56.Не даром говорится, что нужда коллектива боится. 57. Хороший лён – дохода миллион. 58. Русский солдат не знает преград. 59. Утренний дождь не долог. 60. Ранний пар родит пшеничку, а поздний метличку.60. Весенние ветры приносят летние дожди.61. Русский в словах горд, в делах твёрд.62.Всякая ссора красна миром.63.К дому друга дорога никогда не бывает длинной .64. Утренний дождь путника не остановит.

Проверяемые безударные гласные

1.Большой говорун – плохой работник. 2.Дела, как сажа бела. 3.Сядем рядком да поговорим ладком. 4.Тогда пляши ,когда играют. 5.Утро вечера мудренее. 6.Беда ум родит. 7.За худой головой и ногам непокой.

Проверяемые безударные гласные

1.У страха глаза велики. 2.Не на пользу читать, коли только вершки хватать. 3. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит. 4.Молодец против овец, а против молодца и сам овца. 5.О дереве судят по плодам, а о человеке – по его делам. 6.Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. 7.По платью встречают, по уму провожают.

Парные звонкие и глухие согласные

1.Мёд есть – в улей лезть. 2.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. 3.Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. 4.Хвост голове не указка. 5.Хлеб – всему голова. 6.Хлеб – батюшка , вода – матушка. 7.Хрен редьки не слаще.

Парные звонкие и глухие согласные

1.Мал золотник, да дорог. 2.По Сеньке и шапка. 3.Один с сошкой, а семеро с ложкой . 4. На языке мёд, а на сердце лёд. 5.Старый друг лучше новых двух. 6.Снег глубок – год хорош. 7.Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Разделительный мягкий знак

1 . Где хотенье, там и уменье. 2. Откладывай безделье, да не откладывай дела. 3.Терпенье и труд всё перетрут. 4.Всяк кузнец своего счастья. 5.Птице – крылья, а человеку – разум. 6.Маленькое дело лучше большого безделья. 7.Вся семья вместе, так и душа на месте. 8.Ученье –свет, а не ученье – тьма. 9.Повторенье – мать ученья.

1.Делу время – потехе ч..с. 2. Не торопись отвеч..ть, торопись слушать. 3. Грибы ищ..т –

по лесу рыщ..т. 4. Придёт солнышко и к наш..м окошкам. 5. Чуж..м богат не будешь. 6. Держ.. голову в холоде, ж..вот в голоде, а ноги в тепле.

1. Век ж..ви, век учись. 2. Ж..знь прож..ть – не поле перейти. 3. Яйца курицу не уч..т. 4. Знание – дело наж..вное. 5. Сам погибай, а товарищ.. выруч..й. 6. Ш..ла в мешке не утаишь. 7. Ч..жая душа – потёмки. 8. В ч..жие сани не садись.

Падежные окончания существительных

1.При солнышк… тепло, при матер… добро.

2.На чужой сторонушк… рад своей воронушк… .

3.Птица рада весн…,а младенец – матер… .

4.Не грози щук… морем .

5.Чему научишься в молодост…, пригодится в старост… .

6.Кто мечтает о побед…, тот не думает о смерт… .

7.Друг познаётся в опасност… .

Задание: раскрой скобки .

1.Правда в огне( не горит) и в воде не тонет. 2. Добыча ловца( не) ждёт. 3. После дела за советом (не) ходят . 4.( Не) откладывай дела в долгий ящик. 5.Согласного стада и волк(не) берёт. 6.Семеро одного (не) ждут. 7.Насильно мил (не) будешь.

Задание: раскрой скобки .

8. После драки кулаками(не) машут. 9.Сиденьем города (не) берут. 10.(Не) плюй в колодец: случится напиться. 11.Кто (не) работает, тот (не) ест. 12.Есть калачи – (не) сидеть на печи. 13. Ум бороды (не) ждёт. 14. Дыма без огня (не) бывает.

Задание: вместо точек перед глаголом вставить отрицание НЕ.

1.Слово зря … молвится. 2.Кто в Москве … бывал, красоты … видал. 3.Следы не бусы – обронишь, … соберёшь.4.Кто … сеет, тот … жнёт.

Задание: вместо точек перед глаголом вставить отрицание НЕ.

1.По шилу кулаком … ударишь. 2.За твоим языком … поспеешь босиком. 3.Не стыдно не знать – стыдно … учиться.4.Хвастать … косить, спина … болит.

Задание: вместо точек перед глаголом вставить отрицание НЕ.

1.Торопливость делу … помогает. 2.Семена … отберёшь – урожай … соберёшь.3.Враг побежит, если ты … побежишь.4. … разгрызёшь ореха, так и … съешь ядра.

Безударные личные окончания глаголов

1.Доброе дело само себя хвалит. 2.Правда глаза колет. 3.Труд человека кормит, а лень портит. 4.Кто не сеет, тот не жнёт. 5.Своя ноша не тянет. 6.Улитка едет, когда-то будет. 7.Сытый голодного не разумеет. 8.Видит око далеко, а ум ещё дальше.

Безударные личные окончания глаголов

1.И сила уму уступает. 2.Много видит, да мало слышит. 3.Язык без костей: что хочет, то лопочет. 4.Мягко стелет, да жёстко спать. 5.Перо пишет, а ум водит.6.Одним ухом спит, другим слышит. 7.Друг спорит, а враг поддакивает.

Безударные личные окончания глаголов

1.Говорят в Москве, а слушают по всей стране.2. Кто сеет мир, пожнёт счастье.3. Правда ни в огне не горит, ни в воде не тонет.4.Земля зимой силу копит, а летом отдаёт.5. Ложь дружбу губит, почему дружба её и не любит.6. Кто мало говорит, тот больше делает. 7. На час отстанешь – в день не догонишь. 8.Ударь кремнем о кремень – и добудешь огонь, не ударишь –не получишь и дыма.9. Без росы и трава не растёт.

Безударные личные окончания глаголов

1.Дорога матушка Москва: за золото не купишь, силой не возьмёшь. 2. Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву. 3. Кто любит науки , тот не знает скуки. 4. Усердным трудом всё получишь, а лениться будешь – всё потеряешь. 5. Кто говорит, тот сеет, кто слушает – пожинает.6. Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приставишь.

Безударные личные окончания глаголов

1.Мир строит, война разрушает.2. Наука хлеба не просит, а сама хлеб даёт.3. Солнце сияет, а месяц светит.4. Слово не воробей, вылетит не поймаешь. 5. Маленькая ложь за собой большую ведёт.6. Уходит день – не привяжешь за плетень.7. Кто спит весною, плачет зимою.8. Журавль летает высоко, да видит далеко.

Глаголы 2-го лица единственного числа

1.Тише едешь, дальше будешь. 2.Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь. 3.Что посеешь, то и пожнёшь. 4. за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. 5.Близок локоть, да не укусишь. 6.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 7.Слезами горю не поможешь.

Глаголы 2-го лица единственного числа

1.Без беды друга не узнаешь. 2.Кашу маслом не испортишь. 3.Слышал звон, да не знаешь, где он.4.За чужим погонишься – своё потеряешь.5.Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой. 6.Одной рукой и узла не завяжешь.

Глаголы 2-го лица единственного числа

1. С малого начинай – достигне… большого.2. Летом не соберё…, зимой не найдё… . 3. Если не сдержи… слова, не сдержи… и клятвы. 4. Завяже… пояс на ходу, на ходу он и развяжется. 5. Снег с углём не смешае… . 6 Железо не откуё… - плуга не сделае… .

Глаголы 2-го лица единственного числа

1.Обдумай то, о чём говори…, даже когда шути… . 2. На час отстане… - в день не догони… . 3. Ветер не привяже…, тень не схвати… . 4. Семь раз упадё…, восьмой раз встане… . 5. Упадё… в воду, сухим не выйде… . 6. Пальцем хлеба не отреже… .

Глаголы 2-го лица единственного числа

1. Что в детстве приобретё…, на то в старости обопрё…ся. 2. Начнё… в учении с малого, постигне… и большое. 3. Как поработае… - так пое… . 4. Сожиё… - кулак, разожмё… - ладонь. 5. Из пасти льва добычу не вытащи… . 6. Семена не отберё… - урожай не соберё… .

Глаголы на –тся, -ться

1.Где тонко, там и рвётся. 2.Волка бояться – в лес не ходить. 3.Слухом земля полнится. 4.Грамоте учиться – всегда пригодится. 5.Пуганая ворона и куста боится. 6.В тихом омуте черти водятся. 7.Любишь кататься , люби и саночки возить. 8.Конь познаётся при горе, а друг при беде. 9.Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.

Глаголы на –тся, -ться

Глаголы на –тся, -ться

1.Лиса дважды в капкан не попадается. 2. Только трус отрекается от своего слова. 3. Кто в воду падает, тому нечего бояться дождя. 4. Трудолюбию учатся три года, лени- три дня. 5. Когда гусеница хочет растянуться, она сначала сжимается. 6. Цветы опадают, аромат остаётся. 7. На миру и работа спорится. 8. Будешь лениться – узнаешь голод.

1.Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела. 2.Белый свет не клином сошёлся. 3.Это ещё вилами на воде написано. 4.Одна пчела немного мёда натаскает. 5.Отойдём да поглядим, каково-то мы сидим. 6.Ум за разум зашёл. 7.Подал ручку, да подставил ножку. 8.Легко чужими руками жар загребать. 9.Нашла коса на камень.

Однородные члены предложения

1.За совесть, за честь хоть голову снесть. 2.Кто встал пораньше, ушёл подальше. 3.Не топор тешит, а плотник. 4.Спишь, спишь и отдохнуть некогда. 5.Не игла шьёт, а руки. 6.Семь раз примерь, один отрежь. 7.Много дыму, да мало пылу. 8.Не пером пишут, а умом.

Следующая пословица

Презентацию можно использовать на уроках литературного чтения в 2-4 классах при прохождении темы "Пословицы и поговорки". Ресурс помогает ребятам вспомнить пословицы, объяснить их смысл. Ресурс адресован учителям начальных классов.



Наталья Владимировна Костенко

Наталья Владимировна Костенко
Портфолио
Разработки
Блог автора

ссылки

Неограниченная бесплатная загрука материала «Дидактическая игра "Пословицы и поговорки" (2-4 кл)» доступна всем пользователям. Разработка находится в разделе «Литературное чтение 3 класс» и представляет собой: «игра, викторина, классный час».

Следующая пословица

Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.

1. Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Утро вечера мудренее.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Смелость города берет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник .

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет , а не ученье — тьма .

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало , будет и конец .

Будет день , будет и ночь .

Лучше горькая правда , чем красивая ложь .

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей , а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг .

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь , от работы — здоровье .

Добро побеждает зло .

Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка. Классификация по правилам.

Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка.Классификация по правилам.


Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОПИСАНИЮ СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.


Использование пословиц и поговорок на уроках и внеклассной работе как средство развития универсальных учебных действий младшего школьника

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умен.


Использование пословиц и поговорок в работе по развитию речи.

Известно, что народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный .


«Использование пословиц и поговорок для развития речи на уроках русского языка и чтения»

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повыша.


Развитие орфографической грамотности на уроках русского языка при использовании орфографических словарей

обобщение педагогического опыта.


Использование орфографических сказок для развития орфографической грамотности

Следующая пословица

Одной из важнейших задач уроков русского языка является достижение высокой грамотности учащихся, основы которой закладываются в начальной школе. Успешное выполнение этой ответственной задачи во многом зависит от того, насколько прочно усвоят учащиеся начальных классов грамматический и орфографический материал. Процесс прочного усвоения знаний является центральной частью процесса обучения.

Психология, исходя из единства мышления и речи, считает, что прочному усвоению знаний наряду с другими факторами способствует увлекательность иллюстративного материала, его эмоциональность. В самом деле, ведь куда лучше запоминается то, что существенно и интересно и что к тому же воздействует не только на ум, но и на чувства.

Следовательно, учитель, добиваясь лучшего усвоения орфографических правил и грамматики, должен приводить такие примеры, которые по своему содержанию, по форме привлекали бы внимание учащихся, нравились им и поэтому легко запоминались. В этом отношении идеальными примерами являются пословицы, для которых характерны меткость, краткость и образность языка. Однако в их использовании на уроках русского языка необходимо знать меру, необходимо учитывать, что не всякая пословица или поговорка является актуальной, имеет воспитательное значение, по своему содержанию доступна учащимся.

Рассмотрим, как же может быть организована работа с пословицами на уроках русского языка в начальной школе.

ВложениеРазмер
poslovitsy_i_pogovorki_na_ur._rus_yaz.doc 71 КБ

Читайте также: