Свинья под дубом смысл поговорки

Обновлено: 24.12.2024

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Впервые вниманию читающей публики «Свинья под дубом» Ивана Андреевича Крылова была предложена на страницах «Северной пчелы».

Басня написана примерно в 1823 году. Ее автору в эту пору 54 года, он занимается каталогизацией в Публичной библиотеке, его произведения переводятся на европейские языки, а сам он неоднократно награжден как лучший баснописец страны. Размер традиционен для И. Крылова – ямб, излюбленной рифмовке он также не изменяет: есть и перекрестная, и смежная, и опоясывающая. Произведение нравоучительно, есть в нем и социальная заостренность, сходный сюжет можно отыскать и у Эзопа. Образ Свиньи в народном сознании наделен россыпью отрицательных черт. Итак, «Свинья наелась жолудей» (слово написано в устаревшей орфографии). «До-сыта, до-отвала»: еще один пример устаревшего правописания слов и ударения в них. Следом она еще и «выспалась под ним» (один из типичных для басен И. Крылова приставочных глаголов, придающих особый колорит истории). «Глаза продравши»: просторечие, как и «рыло». Героиня подрывает корни дерева. Вступает второе действующее лицо, Ворон: оно засохнуть может. «Хоть век его не будь»: гипербола. Обнаруживается невежество Свиньи, которая не видит связи между деревом и его плодами, все время роется в земле, не поднимая голову. «Я от них жирею»: налицо животный эгоцентризм. В разговор включается и сам Дуб, наградивший героиню эпитетом «неблагодарная!» Приставочный глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство немногих сказанных им слов. «Эти жолуди на мне растут». Кажется, Свинья слышит только саму себя. Чем заканчивается сама история, остается только догадываться. Была ли Свинья пристыжена или пропустила справедливый упрек мимо ушей? Мораль басни переводит конфликт в область широкой метафоры, перенесенной на человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». А между тем, даже и они пользуются плодами «ученых трудов». Писатель добавляет, что такие люди находятся «в ослепленье», то есть, их можно и пожалеть. Впрочем, если Свиней становится много, то достанется не только Дубам, но и Воронам. И противостоять они этому, похоже, не в силах. Кстати говоря, оба положительных образа басни традиционно ассоциируются с долголетием, мудростью, знанием.

Дидактический посыл «Свиньи под дубом» И. Крылова широко используется в отечественной педагогике.

Анализ стихотворения Рубцова “О московском кремле”

В 1968 году Рубцов написал стихотворение “О Московском Кремле”, которое по ряду признаков напоминает оду. В произведении поэт отдает дань уважения месту, сыгравшему важную роль в судьбе русского народа. Сейчас Кремль представляет собой древнейшую часть Первопрестольной и главный ее символ, а также носит почетное звание официальной резиденции президента Российской Федерации. При советской власти его значение было не меньшим. Большевики вернули столицу из Петербурга в Москву, вновь подарив Кремлю функцию политического центра.

Следующая пословица

Произведение представляет собой иронический рассказ. Идеей написания стали жизненные проблемы, о которых в то время говорить открыто запрещалось. Действующими персонажами басни являются ворон и свинья. Автор представил образы с противоположными характерами, выступающие в роли порока и добродетели. С этим произведением дети знакомятся на уроках русской литературы в 5 классе.

История создания начинается с эпизода жизни свиньи, которая нашла ветвистый дуб с больши́м количеством желудей. Она начинает их есть. После отдыха она принимается рыть корни и искать новую пищу.

Ворон сидел на макушке дерева и все это время пристально наблюдал за действиями свиньи. В басне птица представлена как здравомыслящий персонаж. Такая характеристика помогает доказать читателям, что на любое глупое существо найдется умное и подскажет, как правильно поступить. Главное — это уметь слушать.

Ворон делает замечание свинье о том, что ее рытье может навредить всему дереву. Поврежденные корни высохнут, и дуб полностью погибнет.

Свинья не хочет слушать пернатого и говорит, что какова дальнейшая судьба дерева, ей вовсе не интересно. Она хочет есть и будет продолжать свои действия. Животное не осознает, что под высохшим дубом она больше не сможет полакомиться желудями.

Если разбирать произведение подробно и по плану, то можно увидеть, что эта история описывает особенность значения каждой мелочи в жизни человека.

Посредством аллегории и представленных образов писатель хочет донести до читателей, что нельзя губить начало. Благодаря использованию художественных приемов, баснописец аллегорически изображает людей, которые не желают принимать научные труды, но при этом используют их результат в жизни, не чувствуя при этом угрызений совести и благодарности.

Шутливая форма описания содержит в себе мораль. Говоря своими словами, басня «Свинья под дубом» — это олицетворение невоспитанности и примитивного мышления. А также в произведении высмеиваются и другие общественные пороки, например:

  • Эгоизм.
  • Невежество.
  • Скудоумие.
  • Жадность.

Люди, которые думают только о себе, не понимают, какой вред причиняют своими действиями окружающим.

Образ животного, который помогает раскрыть мораль басни «Свинья и дуб», представлен автором как наглый, упрямый и некультурный персонаж, думающий только о своем брюхе.

Свинья под дубом читательский дневник, краткое содержание

Свинья объелась желудями, которые лежали под огромным старым дубом. После сытной трапезы она улеглась под деревом спать. Проснувшись, решила рылом подрыть могучему дубу корни. Это увидел Ворон, сидевший на дереве. Он предупредил хрюшку, что дерево может засохнуть и погибнуть, если обнажить корни. Свинья сказала, что это ее волновать не должно, потому что мало толку от дуба. Пусть засыхает, главное, чтобы были желуди, которые она ест. Тогда рассердился дуб и призвал свинью поднять рыло вверх и обратить внимание, откуда падают ее любимые желуди.

Сочинение. Басня И.А. Крылова «Свинья под Дубом». Восприятие, толкование, оценка

Басня «Свинья под Дубом» была написана И.А. Крыловым в 1823 г., впервые опубликована в «Северной пчеле» в 1825 г. Данный сюжет разрабатывался в басне Эзопа «Путники и платан»: «Путники шли дорогою в летнюю пору, в полдень, изнемогая от жары. Увидели они платан, подошли и легли под ним отдохнуть. Глядя вверх на платан, стали они между собою говорить: «А ведь бесплодное это дерево и бесполезное для людей!» Ответил им платан: «Неблагодарные вы! сами пользуетесь моей сенью и тут же обзываете меня бесплодным и бесполезным!» — Так не везет и некоторым людям: они делают ближним добро, а благодарности за это не видят». Также этот сюжет присутствует в басне Г.Э. Лессинга «Дуб и свинья». К этой же теме обращались и русские баснописцы, в том числе анонимные. Существует версия, что «скрытый адресат» басни — профессор, историк и литературный критик М.Т. Каченовский.

В этой басне, используя прием олицетворения и гротеска, Крылов аллегорически противопоставляет невежество и истинное просвещение. Персонажами басни становятся свинья, ворон и дуб. Главной героиней выступает Свинья. В ее поступках и рассуждениях проявляются такие качества, как лень, обжорство, глупость, неблагодарность, невежество. Все ее поведение определяется чисто животными инстинктами: «наелась желудей досыта, до отвала», «выспалась», «глаза продравши, встала». Перечисляя внешние действия, автор подчеркивает отсутствие у Свиньи каких-либо интересов, стремлений. Она воплощает у Крылова самые низменные человеческие инстинкты. Наевшись и выспавшись, Свинья начинает подрывать корни у Дуба. Причем вряд ли она сама может объяснить, зачем это делает. Рыть землю — это еще один животный инстинкт.

Свинью пытается вразумить Ворон. И этот образ у Крылова не случаен. Ворон — вещая, мудрая, ученая птица, несущая пророчества. Пытаясь остановить свинью, он приводит логические доводы:

Ведь это дереву вредит, — Ей с Дубу Ворон говорит, — Коль корни обнажишь, оно засохнуть может.

Однако она остается безучастной к доводам Ворона:

Пусть сохнет, — говорит Свинья, — Ничуть меня то не тревожит, В нем проку мало вижу я; Хоть век его не будь, ничуть не пожалею; Лишь были б желуди: ведь я от них жирею.

Затем в разговор включается и сам Дуб. Автор называет его вековым. Дуб в русской литературе всегда являлся символом долголетия и крепости жизни. В данном случае это значение уточняется: Дуб здесь воплощает вековой человеческий опыт, все положительное, доброе, культурное, накопленное людьми за много лет. Он также приводит свинье логические доводы:

Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.

Однако в этом-то все и дело — Свинья не может «поднять рыло», оторваться от земли. В этом контексте слова Дуба у Крылова становятся символическими. Этот персонаж хочет донести до Свиньи простую истину: если ты не хочешь развиваться, совершенствоваться, узнавать новое и накапливать жизненный опыт, то ты изживешь сам себя. Фактически в сюжете басни здесь разворачивается поговорка: «рубить сук, на котором сидишь».

Мораль басни заключается последних строках ее:

Невежда так же в ослепленье Бранит науку и ученье И все ученые труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Воссоздавая манеру живого разговора, Крылов использует фразеологизмы: «глаза продравши», «вкушает их плоды». Мы находим разговорные слова и выражения («жирею», «до отвала», «проку мало», «примолвил», «рыло»), устаревшую форму деепричастия («продравши»).

Мораль басни Свинья под дубом

Невежда так же в ослепленье
Бранит науку и ученье
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Анализ стихотворения Тютчева “Как нас ни угнетай разлука”

Роман Федора Тютчева и Елены Денисьевой длился без малого 14 лет. Возлюбленная поэта скоропостижно скончалась от чахотки в 1864 году, оставив на попечении Тютчева троих детей, из которых выжил только один ребенок. Елена Денисьева была не только музой поэта, но и его последней любовью. Поэтому смерть этой женщины Тютчев переживал очень болезненно. Он признавался, что утратил смысл существования, осознав, что ни успешная карьера, ни высокое положение в обществе лично для него не имеют уже никакого значения.
Подробнее…

Свинья под дубом главная мысль

Не стоит рубить сук, на котором сидишь. Ведь свинья питается плодами дуба, в то же время подрывая его корни, что вредит дереву. Автор в басне высмеивает глупых и неблагодарных людей, которые часто уничтожают то (или тех), за счет чего живут. Показывает, что банальное невежество может привести к уничтожению ценностей и разрушениям, которые эти невежды сами создать не в силах, зато с легкостью уничтожают блага тех, кто хоть что-то сделал сам.

Следующая пословица

Басня Крылова Свинья под дубом – оригинальный текст от автора, мораль и анализ басни. Читайте лучшие басни Крылова в этом разделе!

Рисунок свинья под дубом, поэтапно карандашом

  1. Рисуем дуб. Сначала ствол из двух полос и пушистую верхушку.

В басне отлично подобраны герои: мудрый Ворон, Свинья, не видящая дальше носа ничего и старый Дуб. Читайте детям поучительные басни, обращая внимание на глубокую мораль.

Несколько интересных Басен

  • Басня Эзопа Осел, Онагр и Лев
    Текст и анализ басни Осел, Онагр и Лев
  • Басня Эзопа Лисица и Крокодил
    Текст и анализ басни Лисица и Крокодил
  • Басня Эзопа Олень и Виноград
    Текст и анализ басни Олень и Виноград
  • Басня Эзопа Гусыня, несущая золотые яйца
    Текст и анализ басни Гусыня, несущая золотые яйца
  • Басня Эзопа Растолcтевшая Лисица
    Текст и анализ басни Растолcтевшая Лисица

Свинья под дубом слушать

Анализ 2

Произведение представляет собой форму небольшого иронического рассказа, называемую басней, которая раскрывает насущные общественные проблемы посредством изображения образов животных и птиц, а также завершается авторским высказыванием в форме морали басни.

Действующими персонажами басни являются Свинья и Ворон, представленные поэтом в образе двух противоположных характеров, выступающих в роли порока и добродетели.

Интересная сюжетная линия произведения повествует об одном из эпизодов жизни Свиньи, которая, обнаружив растущий ветвистый дуб с большим количеством созревших желудей, вдоль утоляет ими свой неуемный аппетит, а после короткого отдыха в виде сна принимается за рытье подкорневой системы дуба в поисках новых желудей.

Сидевший на ветке дуба умный и здравомыслящий Ворон делает Свинье замечание о ее недальновидных действиях, которые впоследствии приведут к гибели дерева, поскольку вырытые корни окажутся засушенными.

Однако Свинья, отличающаяся наглостью, упрямством, бескультурьем, невежеством и необразованностью, не желает слушать птичьих наставлений, поскольку ее не интересует дальнейшая судьба дуба, а нужны только желуди, не понимая, что под засохшим дубом пищи уже не будет.

Посредством применения в басне «Свинья под дубом» художественного приема в виде иносказательной аллегории писатель демонстрирует в виде морали басни безразличных невежд, не принимающих научные и просветительские труды, при этом пользующихся их результатами в повседневной жизни, не испытывая чувства благодарности.

Шутливая манера повествования и изображения образов персонажей, выполненная эзоповым языком, отражает авторский замысел, заключающийся в изобличении общественных пороков в виде эгоизма, примитивного мышления, невежества, скудоумия, отсутствия надлежащего воспитания, способных причинить непоправимый вред своими недальновидными действиями.

Басня Свинья под дубом читать

Свинья под Дубом вековым
Наелась жёлудей до-сыта, до-отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит»,
Ей с Дубу Ворон говорит:
«Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».—
«Пусть сохнет», говорит Свинья:
«Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею;
Лишь были б жёлуди: ведь я от них жирею».—
«Неблагодарная!» примолвил Дуб ей тут:
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти жёлуди на мне растут».

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

Суть басни

Аллегорические образы помогают выразить основную мысль и цель высказывания автора, которая означает то, что не все ценят дары природы. И убивая это, люди убивают себя. Свои мысли автор выражал посредством литературных приемов:

  1. Эпитет — «дубом вековым».
  2. Просторечие — «глаза продравши».
  3. Возвышенная лексика — «корни обнажишь».
  4. Обращение — «могла поднять ты рыло».

Мораль «Свинья под дубом» высмеивает тему эгоизма. Некоторые не замечают других вокруг себя и пользуются благами, которые предоставляет природа, самостоятельно, при этом ругая и упрекая других.

Кроме Крылова, такие приемы использовали многие авторы, они не могли высказать проблемы вслух, а описывали их в своих сочинениях и сказках. Баснописец Лессинг использовал подобные методы иносказания для того, чтобы озвучить свое недовольство происходящим вокруг с помощью другого языка.

Крылов умел правильно высказываться, он характеризовал своих героев и высмеивал их каждый раз по-разному, всегда неся при этом какой-то смысл и мораль. Свинья и ворон представлены как два разных уровня мышления. Вывод можно сделать только один: свинья — глупая, ворон — мудрый.

Анализ стихотворения Брюсова «Каменщик»

Рубеж 19 и 20 веков ознаменовался революционными брожениями в обществе, которые поддерживали многие русские литераторы. Среди них оказался и Валерий Брюсов, который в тот момент считал себя декадентом и видел мир исключительно в мрачных тонах. Как и Александр Блок. Валерий Брюсов был убежден, что России необходима революция, которая смогла бы коренным образом изменить ситуацию и уравнять людей в своих правах. Позже поэт переменит свое мнение, равно как и литературные пристрастия, став символистом.

Следующая пословица

Ограниченность взглядов является довольно распространенным пороком общества и отдельных людей. Как правило, даже современные люди, которые обладают образованием и, казалось бы, более-менее развитой культурой мысли, не могут увязать причины и следствия, понять зависимость одного от другого.

В басне Свинья под дубом рассказывается о свинье, которая кушает желуди под дубом. Ненасытное животное в поисках желудей начинает не просто рыскать, но и рыть корни у дуба в надежде отыскать там немного пищи. Дуб, наблюдая за этим действом, обращает внимание свиньи на элементарный факт: именно он является источником желудей и если свинья подроет корни, то и желудей не останется.

Такое поведение является распространенным, хотя не всегда люди могут признать этот факт. Например, отношение к природе у людей порой довольно странное. Люди используют природные ресурсы, пользуются разнообразными благами, но при этом безмерно вредят планете.

Суть заключается в простом факте: на самом деле природа дает все эти блага и если пользоваться природой безраздумно, то ничего не останется. Тем не менее, человечество в каком-то смысле подобно ненасытной свинье, которая подрывает корни у дуба, с которого кормится. Поэтому басня, хотя и не нова, по-прежнему остается актуальной.

Крылов рассматривает различные негативные качества, такие как: ограниченность взглядов, то есть невежество; забота только о собственном благе и удовольствии, пренебрежение другими; отсутствие понимания взаимосвязи между причинами и следствиями. Довольно интересным тут является факт анатомии свиней, который следует здесь отметить. На самом деле свиньи физиологически не могут поднять голову, они на протяжении всего своего существования могут вообще не видеть небо, в связи с собственной физиологией.

Этот факт вполне может быть метафорой существования невежественного человека. Такой человек подобно свинье смотрит только перед собой, только вниз, он увлечен своими элементарными интересами и более ничем. Такой человек не видит «неба» и даже не может понять откуда появляются «желуди», которые его питают.

Идея басни

Аллегорическая сказка учит тому, что не нужно считать бесполезными плоды любых знаний или науки только из-за того, что человек этого просто не понимает. Такое же иносказание прослеживается в басне Крылова «Мартышка и очки», где высмеивается обезьяна. Все начинается с того, что она ругает очки и ломает их, так как не увидела в них пользы. Но в действительности мартышка просто не умеет их правильно использовать. Рассуждения о том, чему учит басня «Свинья под Дубом», мораль этого произведения:

  1. Раз съев желуди, свинья не видит смысла в дальнейшем использовании Дуба, то есть считает, что дерево одноразовое, и уничтожает его. Она не осознает, что дуб ежегодно может давать множество плодов, которые прокормят не только ее, но и других животных, живущих поблизости.
  2. Так происходит и в реальности — один невежественный человек своим действием может сломать жизнь и отнять ресурсы у многих людей, так как заботится только о собственном благополучии и не осознает, что все в мире приносит намного больше пользы, чем может показаться. Необходимо только приглядеться и подумать.

Свинья под дубом герои

  • Дуб – является образом мудреца, который не пытается свинью наставить на истинный путь, просто повторяющий истину.
  • Свинья – ее образ высмеивает ленивых людей и невежество. Свинка не способна вверх поднимать голову, поэтому Крылов выбрал ее не случайно. Это усиливает образ ничего не желающего слышать и знать человека.
  • Ворон – герой, который желает вразумить свинку. Но Ворон наивен и не может понять, что свинья его вряд ли услышит и сделает так, как он сказал.

Басня Свинья под дубом - анализ

Что ни говори, а Крылов умел, с только ему присущей легкостью, да ещё и в шутливой форме преподнести нам на блюдечке пороки людей во всей красе. Вот и басня Свинья под дубом не становится исключением. Кстати говоря, спорный вопрос, кто является главным героем басни. Думаете, логично предположить, что свинья? Скорее всё же дуб, лаконично объясняющий нам мораль истории. Но, рассмотрим всё по порядку. Итак, действующие лица басни:

Анализ стихотворения Маяковского «Отношение к барышне»

Не секрет, что Владимир Маяковский, как и многие поэты первой половины 20 века, вел довольно неупорядоченный и хаотичный образ жизни. Это касалось не только творчества, работы и бытовой неустроенности, но и взаимоотношений с женщинами. Считается, что музой поэта была Лиля Брик, однако это не мешало Маяковскому заводить романы на стороне. К некоторым из своих избранниц, среди которых – русские эмигрантки Татьяна Яковлева и Мария Денисова – поэт питал действительно очень возвышенные и нежные чувства. Другие женщины, в числе которых Элли Джонс и Лилия Лавинская, рожали от Маяковского детей.

Читайте также: