Стол это престол пословица
Обновлено: 07.11.2024
В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга - будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.
- Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
- Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
- В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: "вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие". Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что "услышал" ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.
Следующая пословица
Насыщение большого количества людей малой пищей — это одно из тех чудес, которое совершил Иисус Христос, и которое поминается всеми четырьмя евангелистами.
Пища — это Божий дар. Принимать её нужно так, как делал Христос перед насыщением большого числа людей. Он принял хлеб от учеников и воззрел на небо. Нужно и нам воззреть на небо перед тем, как съесть земной хлеб. То есть нужно благодарить Бога до еды и после еды. И смотреть на еду, как на подарок.
Хлеб — всему голова. Это не простые слова. Потому что, согласно традиции, когда человек садился за стол, и на столе было что-то поесть и был хлеб, то благословлялся только хлеб. Это самая главная еда человеческая.
Наш народ — земледельческий. Он хлебом живёт и хлебом выживает. Есть народы, которые не знают цены хлеба, потому что не выращивают его. Но большинство люде мира выживают именно этим плодом земли.
Господь ел хлеб смирения. Он не ел всякие там булочки, пирожные… Он ел грубую пищу простолюдина.
Необходимо вернуть себе понимание пищи, как подарка, как таинства. Вкушая пищу, мы причащаемся плоти мира. Мы через еду постоянно подтверждаем, что мы и мир одного естества.
Нужно за столом всё доедать. Некоторые радушные хозяйки так много кладут своим гостям на тарелки, что гости пугаются и даже больше не ходят к ним. Я, например, люблю всё доесть, и я не люблю ходить к таким хозяевам. Тарелки должны оставаться пустыми. И класть нужно на тарелку столько, сколько можно скушать. Чтобы оставалось минимум объедков.
Не употребив старое, нельзя покупать новое. Нельзя загружать холодильник новой пищей, а недоеденное выбрасывать. Не нужно варить борщей на неделю, а потом выливать их в унитаз. Надо стараться распоряжаться пищей таким образом, чтобы сварить и скушать, и чтобы было чисто.
Это, на самом деле, не мелочи. Это многое может сказать о человека: как он относится к еде, жизни, деньгам, здоровью, чреву своему ненасытному.
Апостол Павел говорил, что для некоторых людей Бог — чрево. Если для кого-то Бог — чрево, то кто же он сам? Действительно, если служишь только чреву, то перестаёшь быть человеком, превращаешься во что-то другое.
Надо пересматривать своё отношение к пище.
Мы страдаем, что дети не знают вкуса хлеба, и перебивают этот вкус всякими сладостями — шоколадками, вафельками, печеньками, конфетками.
И вкуса настоящего хлеба они не знают. А хлеб — это самая вкусная пища.
Ой, боюсь, не забрал бы Господь у нас хлеб за наше хамство. Потому что вафельками сыт не будешь.
Мы, действительно, развратили свой вкус тысячами разновкусиями и потеряли благоговение перед этой едой святой. Есть такая пословица:
«Коли хлеб на стол, так и стол — престол, а коли хлеба ни куска, то и стол — доска».
Мы — дети цивилизации, которая живёт на пластмассе и асфальте. Нам нужно всё возвращать, всё вспоминать…
Итак, нужно бережно относиться к пище. Помните, такую полушуточную-полусерьёзную фразу:
«Если не будешь есть пищу, как лекарство, то будешь есть лекарство, как пищу».
То есть лекарство и еда связаны между собой. Поэтому нужно быть с этим внимательнее.
Ещё нужно помнить, что у человека два рода пищи. Когда дьявол искушал Христа, то сказал Христос:
«Не хлебом одним будет жив человек, но всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».
Ведь если у человека есть хлеб, но нет глагола Божьего, он тоже умирает. Когда Христос кормит человека, он думает об этих двух видах голода. Когда Христос исцеляет человека, он обязательно думает о его душе.
Насыщение малыми хлебами большого количества людей — на это нужно смотреть, как на образ будущей апостольской проповеди. Миллионы людей (даже крещёных) погибают от жажды слышания слов Господних. Потому что не везде проповедуется Евангелие. Ой, не везде.
Христос говорит нам (священникам, катехизаторам): «Вы дайте им есть». И мы начинаем шуршать по сусекам и приносим скудную еду — пять ячменных хлебов и две рыбки. И нужно отдать Христу то, что у тебя есть. А Он разломит, даст тебе обратно, и оно начнёт умножаться.
Если бы пять хлебов и две рыбы не были принесены Господу, и, если бы Он их не преломил и не раздал, то люди остались бы голодными. И пять хлебов остались бы пятью хлебами, две рыбы — двумя рыбами. Этого было бы мало даже для самих апостолов. Но пища, принесённая Христу, умножилась.
Это знак. Все свои таланты, знания и умения нужно отдать Богу, тогда они умножатся. А если мы их оставим у себя и для себя, то они сгниют и даже нас самих не накормят.
Отдающие всегда имеют. И рука дающего не оскудеет. Это касается и духовных и материальных вещей.
Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.
Следующая пословица
Вокруг нас, в современных домах, развелось очень много домашних столов: стол обеденный, стол компьютерный, стол придиванный, столик кофейный… стол рабочий, например, у меня. Очень, чрезвычайно много столов, с точки зрения… да-да, вы правильно догадались – с точки зрения наших предков.
Знаете ли вы, например, что стол считался недвижимым имуществом и в случае переезда или продажи дома оставался новым хозяевам? Разумеется. Он был один этот стол – тот, который стоял в красном углу. Стол, еще раз подчеркиваю, всегда был напрямую связан с красным углом, самым значимым и важным, буквально святым местом в каждом доме. Столы были разные: у восточных и западных славян они были высокие, у южных – низкие и круглые, а у некоторых – даже глиняные! Самая близкая аналогия в наших современных домах этому сакральному месту-предмету – это тот стол, за которым мы едим. Питая тело, питаем и дух –так было принято считать раньше, сейчас эта традиция, мягко говоря, видоизменилась, но тяга к ней осталась до сих пор: чаепития с подружками на кухне, обсуждения чего-то важно непременно за едой… мы, современные люди, по-прежнему не отделимы своими духовными переживаниями от еды, а, значит, и от стола, несмотря на то, что он стал для нас всего лишь предметом быта.
Стол – в представлении предков - неотделимая часть дома. Настолько неотделимая, что он принимал участие в основных обрядах и по важности в них, и мог сравниться по своей сакральной значимости, вероятно, только с порогом. Неподвижность, основательность, неотделимость – вот основные характеристики стола. Стол – это символ жизненного пути, родившегося младенца клали на стол, впрочем, и до родов, стол иногда использовали повитухи. Особенно при тяжелых родах – сливали. Например, воду по четырём ножкам стола и давали выпить эту воду для усиления потуг. Умершего клали на стол попрощаться с домом и открывали его тело для прощания родных. Если человек отправлялся в долгое путешествие, обязательно прощался со столом, целуя его, и точно так же здоровался, возвратясь целым и невредимым.
Стол считался, несомненно, фигурой отцовской, так называемым мужским углом. В отличие от печи, которая считалась «углом» женским. В некоторых славянских регионах говорили так: «печь-матушка, колыхай моё дитятушко, стол-батька, наблюдай моё дитятко». И как в православных церквях священники только мужчины, так и стол возглавлял только отец семейства или старший в роду. Даже когда мужчины уходили на войну, их место оставалось стабильным и незанимаемым.
Неотделимость домашнего стола от церковно-языческих представлений предков привело к тому, что возникли такие пословицы: «Стол – это престол божий», «Стол – то же, что в алтаре престол, сидеть за столом дружно, вести себя нужно как в церкви». Именно от этого – нельзя класть на стол лишние предметы, локти и браниться за столом, именно поэтому на столе и находился все время хлеб (как символ тела Христа, вообще как символ тела, как символ и семейного тела – общего). А на Севере пошли еще дальше – и, считая стол ладонью Бога, запрещали по нему стучать, чтобы не беспокоить Бога лишний раз. До того момента, пока дети не научались вести себя за столом подобающим образом они за стол не допускались, подкармливаясь как маленькие вертолётики – на ходу, с маминых рук (собственно весь педагогический прикорм построен на этом).
Сакральная точка пути – стол. Начало и конец, альфа и омега. Неудивительно, что место за таким столом служило важным показателем семейного и социального положения человека. Сидели по старшинству, во главе – глава семейства. Каждый входящий за стол выходил по той же стороне и тем же образом, что и садился за стол.
К сожалению, сейчас утрачены даже то небольшое количество традиций, которые я успела назвать выше. Мы едим на ходу, семьей собираемся редко, за кухонным столом (или за столом, за которым едим, красим ногти, работаем, раскидываем детские игрушки и т.д.), полностью обесценивая его значение для нашей культуры в целом, и для нашей внутрисемейной «психики» в частности. У семей больше нет места, где можно чинно не торопясь сесть и пообщаться. Нет места, где все члены семьи ощущали бы важность происходящего. И у нас даже нет общей, устоявшейся иерархии за столом. Места часто путаются, пришедший гость может занять место хозяина дома, а дочь сесть на место матери. Всё это, даже по мнению современных психологов, до добра не доводит: когда нет четких ориентиров внутри семьи, нет четкой иерархии, непонятно кто кому подчиняется, где чьи права и каковы обязанности. Соблюдая минимальные традиции питания и поведения за столом, которые достались нам от наших далеко не глупых предков, вы можете уравновесить быт в семье, помочь себе самой справляться с детьми и ценить то, что у вас есть – ведь общий стол, общее питание, позволяют нам общаться друг с другом и говорить о том, что не расскажешь на бегу.
Верните стол на место! В семью :) Ешьте спокойно, не торопясь, общаясь, если не с Богом, то друг с другом – и вы увидите, как много прекрасного и интересного вы до этого пропускали.
Следующая пословица
ШКОЛА СЛАВЯНСКОГО ВЕДОВСТВА "ВЕЛЕСОВ ЖРЕБИЙ" запись закреплена
СТОЛ - БОЖЬЯ ЛАДОНЬ. АЛТАРЬ В РУССКОЙ ИЗБЕ.
Cтол на Руси — предмет особого почитания. Для восточных и западных высокий стол обычно стоял в красном углу.
Он составлял неотъемлемую принадлежность дома; например, при продаже дома стол обязательно передавали новому владельцу.
Его никогда не передвигали, не переставляли с места на место.
По сути - это священный предмет в доме, своего рода алтарь, про него говорили на Руси: «стол — это престол» и «стол — это ладонь Божья».
«Стол — то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» (Олонецкая губерния). Например, не разрешалось помещать на стол посторонние предметы, так как это место самого Бога.
У восточных и западных славян на столе постоянно находился хлеб и соль, что как бы превращало его в престол, ср. поговорку: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Постоянное пребывание хлеба на столе магически привлекало достаток и благополучие в дом. На Русском Севере не разрешалось стучать по столу, ибо стол — это ладонь Бога или Богоматери, протянутая людям. Там же стол называли материнским сердцем, подразумевая, во- первых, сердце матери и, во-вторых, сердце Богородицы.
В Орловском уезде во время обеда и ужина крестьяне старались подольше посидеть за столом, «потому что, по их мнению, сколько за столом просидишь, столько в царстве небесном пробудешь».
Во многих славянских обрядах известен ритуальный обход стола, как алтаря (свадьба, родины и др.). На Украине и в Белоруссии вокруг стола обносили новорожденного; в Костромском крае вокруг него баба-повитуха трижды обводила роженицу со словами: «Освободи, Господи, душу грешную, а другую безгрешную». В то же время вне ритуала обход стола возбранялся: человек должен был выходить из-за стола на ту же сторону, с которой входил за него. Во многих местах считалось, что у того, кто, выходя из-за стола, обойдет его кругом. умрет кто-нибудь из ближайших родственников.
Символика стола у восточных славян как сакральный центр жилища. По белорусскому обычаю, отправляющийся в путь «целует домашний стол: если предстоит дальний путь, он целует средину стола, близкий — один или оба угла его, приходящиеся на избу. То же целование стола делается и по возвращении с пути».
Место, занимаемое за столом, — важный показатель семейного и социального положения человека, что многократно обыгрывается в обрядах и фольклоре.
Наиболее почетным считалось место во главе стола, в красном углу под иконами. Если в семье не было отца, то его место занимал старший женатый сын, если же он еще не был женат, то главенство принадлежало матери. Женщины, как правило, пожилые, могли занимать почетные места за столом и во время определенных обрядов: кума на крестинах. крестная мать одного из молодых на свадьбе. Следили, чтобы хозяин сидел не в самом углу под иконами. а немного отодвинувшись, как бы оставляя место для Бога, по белорусской пословице — “на куте сядзит альбо поп, альбо дурак”. До сих пор можно слышать объяснение, что женщины не садятся в красном углу, так как они “нечистые”, т. е. у них бывают месячные.
В 16—17 вв. в русских городах женщины подавали кушанья на стол, а сами ели позднее.
Вкусовые качества пищи, согласно “Домострою”, зависят не только от мастерства стряпухи, но и от поведения участников трапезы. Если едят с благоговением и в молчании или ведя духовную беседу, то еда и питье бывают в сладость, а если похулят их, то они словно превращаются в отбросы. Нужно хвалить дар Божий и есть с благодарностью, тогда Бог пошлет благоухание и превратит горечь в сладость.
В традиционном быту за еду благодарили Бога, а не хозяйку.
В народном обычае места за столом были строго распределены. Во главе стола, под образами, всегда сидел глава семьи, старший мужчина. Рядом с ним – почётные гости, далее – по убыванию возраста и заслуг.
Для мужчин предназначена была лавка вдоль стены, для женщин – приставная лавка со стороны печи. Раздачей пищи занимался хозяин дома, глава семьи: резал хлеб, делил мясо и т.д.
Трапеза начиналась всегда с молитвы, к еде приступали только по знаку главы семьи.
«Ломать стол» - это значит выходить из-за стола раньше, чем из-за него поднялся самый старший, что было строго запрещено.
Лит.:
Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. Л., 1983;
Топорков А.Л. Происхождение элементов застольного этикета у славян // Этнические стереотипы поведения. Л., 1984;
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: Этнографические очерки. Л., 1990.
Читайте также: