Средства народной педагогики пословицы и поговорки
Обновлено: 07.11.2024
Для устного народного творчества характерно большое разнообразие жанров. Художественный талант народа находил свое выражение и в таких крупных поэтических жанрах, как былина, сказка, историческая песня, и в таких уникально малых жанровых формах, как пословица и поговорка.
Пословицы и поговорки обогащают и украшают наш язык, благодаря чему люди с давних пор приобретали навыки выражать свои мысли доходчиво и лаконично. А. М. Горький писал: «Необходимо знать наш богатейший фольклор, особенно же наши изумительные, чёткие, меткие пословицы и поговорки».
Пословицы – это явление устной речи и искусства, приобщение к которому очень важно уже с малых лет. Это как «живая вода», ибо народное искусство и вправду похоже на чудотворную сказочную воду. Оно приносит радость приобщения к светлым мыслям, тонким чувствам, учит ценить в жизни честность и справедливость. Пословицы и поговорки учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учёбе, как относиться к матери, старшим, к родине.
Пословицы оттачивают мысль, они учат, воспитывают, направляют, активно приобщают человека к богатствам народного языка. В основе всякой пословицы лежит конкретный случай, предмет, факт, явление и т. п. Но это конкретное возведено на уровень широкого обобщения, типичности, а потому позволяет приложить его к множеству сходных явлений, фактов. «Грибы ищут - по лесу рыщут» - это суждение передает житейский факт, очевидный для каждого, кто когда-либо собирал грибы. В нем заключен прямой смысл пословицы: чтобы набрать лукошко грибов, нужно хорошенько побродить по лесу. Одновременно с этим пословица несет с собой и переносный смысл - она приложима ко всем тем случаям, когда хотят сказать, что для достижения желаемого результата нужны активные действия.
Эта особенность пословиц подсказывает нужный подход к знакомству ребенка с ними: сначала дети отдают себе отчет о прямом смысле пословицы, а затем усваивают ее переносный смысл, то широкое обобщение, которое в ней заключено.
Поговорки, в отличие от пословиц, не поучают, а дают меткие определения различным явлениям жизни.
Используя пословицы и поговорки на различных занятиях и в повседневной жизни, учу детей умению ясно выражать свои мысли, лучше понимать жизненные ситуации.
Например, на занятиях по художественной литературе, после чтения и беседы по содержанию какого-либо текста, предлагаю детям подумать, какую пословицу можно применить к данному произведению. Так, после чтения сказки «Через речку по радуге» (В. Машковцев) вместе с детьми решили, что к этой сказке подойдёт пословица «Как аукнется, так и откликнется», так как девочка Настя помогла женщине, привязанной к дереву, освободиться и получила возможность распоряжаться волшебными силами. Был в нашей группе и такой случай. Семья одного нашего воспитанника уезжала на новое место жительства. При расставании некоторые дети даже прослезились. Я им напомнила пословицу – «Гора с горой не сойдётся, а человек с человеком сойдётся», т.е. встреча всегда возможна. Дети повеселели и ещё не один раз вспоминали эту пословицу в течение нескольких дней.
Пословицы и поговорки необходимо подбирать так, чтобы их смысл был понятен детям, или они могли проверить их на практике.
Во время хозяйственно – бытовой деятельности в группе, когда дети без всякого энтузиазма приступают к уборке, подбадриваю их пословицей – «Глаза боятся, а руки делают». Затем делимся на бригады, и каждая бригада выполняет свой фронт работы. Дело, конечно, спорится быстро. При подведении итога работы хвалю детей и говорю, что «Всякое дело мастера боится».
На занятиях по ручному труду или аппликации всегда напоминаю пословицу в начале занятия – «Семь раз отмерь, один раз отрежь». А если кто-то прослушал объяснение и сделал что-то не так, обязательно говорю: «Поспешишь – людей насмешишь», или «После дела за советом не ходят». Многие дети уже сами применяют эти пословицы в различных ситуациях.
В повседневной жизни при помощи пословиц можно показать, как меткое слово может остановить хвастуна и насмешника. Например, одна девочка пришла в детский сад с красивой куклой. Всем с гордостью показывала свою обнову, но никому не позволяла даже к ней прикоснуться. В результате, через некоторое время сидела на стульчике, обнимала свою куклу, но была одна и скучала. Пришлось напомнить ей пословицу — «Кто хвалится, тот с горы свалится», то есть сначала была она в центре внимания, а оказалась в полном одиночестве. После этого она сама предложила свою куклу для общей игры.
На прогулках и во время наблюдений широко применяю поговорки. Например, наблюдая за первыми падающими осенними листьями, говорю детям: «Листья, как птицы: посидят, посидят, а осенью улетят». В пасмурный день, когда видим молнию, сравниваю её: «Молния, словно золотая орлица, на землю садится» или «Молния летит, словно огненная стрела». С наступлением зимы сравниваем солнечное тепло с летним и отмечаем, что «Солнце зимой светит, да не греет», а «Лес зимой словно седой». Предлагаю детям объяснить, почему мы так говорим? Чаще всего дети объясняют это явление тем, что на деревьях лежит снег, поэтому деревья словно седые.
Для развития детской фантазии и обогащения словарного запаса можно провести с детьми такое мероприятие: предложить к какому-нибудь слову придумать различные сравнения. Например, к слову «толстый» дети подобрали такие эпитеты – бревно, Винни Пух, бочка, батон. А к слову «тонкий» — иголка, веточка, лапша, ниточка.
Если дети начинают ссориться, стараюсь выяснить, что произошло, обязательно предлагаю им помириться и попросить друг у друга прощение. Напоминаю, что «Доброе слово, что солнышко в ненастье, а злое, как грязная вода». Объясняю, что говорить друг другу лучше красивые слова. В подобных случаях обязательно привожу пословицу: «Чего в других не любишь, того и сам не делай». То есть, если не хочешь, чтобы тебя обзывали, сам не обзывайся; не хочешь, чтобы тебя кто-то ударил, сам не дерись и т.п.
Чтобы дети лучше запомнили пословицы и поговорки, могли их отличать друг от друга, проводятся различные викторины, игры и конкурсы.
Например,
1. «Узнай поговорку». Дети делятся на команды. Каждой команде предлагаю иллюстрацию, с зашифрованной в рисунке поговоркой. Дети отгадывают.
2. «Продолжи пословицу». Ведущий говорит первую часть пословицы, а дети заканчивают её.
3. «Цветы и ягоды». Учу детей отличать пословицу от поговорки. Поговорки – цветы, пословицы - ягоды.
4. «Подбери подходящую пословицу».
Регулярное использование пословиц и поговорок учит детей лучше понимать выражения народной мудрости, делать логические выводы, понять окружающий мир, различные явления и события.
Актуальной задачей речевого развития является выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.
Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, загадки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".
Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.
Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.
Пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.
«Поговорки для Егорки». В.Волина. Москва: «Олма – пресс», 1999 г.
«Русский фольклор/Сост. В.Аникин. Москва: «Художественная литература», 1985 г.
«Пословицы». М.Кузьмина. ООО «Хатбер - пресс», 2014г.
«Поговорки». М.Кузьмина. ООО «Хатбер - пресс», 2014 г.
«Ласковое слово, что солнышко в ненастье». Москва: «Детская литература», 1979 г.
«Одно дело делаешь, другое не порть». Б.Шергин. Москва: «Детская литература», 1983 г.
«При солнышке тепло, при матери добро». Москва: «Детская литература», 1974 г.
«Делу время, потехе час». Москва: «Детская литература», 1986 г.
«Педагогическая стратегия этнокультурного воспитания детей 5 – 7 лет в условиях полилогического пространства дошкольного образовательного учреждения». Монография. Москва, 2012 г.
Русские народные и современные пословицы о воспитании
- Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло.
- Живое слово дороже мертвой буквы.
- Хорошему надо учиться три года, а дурному — одного часа достаточно.
- Воспитать ребенка — не выпустить цыпленка.
- Голодное брюхо к ученью глухо.
- Выкормил змейку на свою шейку.
- Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются.
- Побои мучат, а не учат.
- Смолоду прореха — под старость дыра.
- Из одной хворостины трудно разжечь огонь, одного сына трудно воспитать.
- Человек без воспитания — тело без души.
- Ученье в детстве так же прочно, как гравировка на камне.
- Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
- К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
- Что вспоено, что вскормлено, то и выросло.
- Человек без воспитания — что тело без души.
- Вещи моют водой, человека воспитывают поучением.
- Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Наказывать легче, чем воспитывать.
- Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Сумел родить, сумей и воспитать.
- Повторенье — мать ученья.
- Идти в науку — терпеть муку. Без муки нет и науки.
- Спасибо тому, кто на ноги поставил; да спасибо и тому, кто на ум наставил.
- Так гни, чтоб гнулось, а не так, чтоб лопнуло.
- Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Понукание — не воспитание.
- Не штука проучить, а штука научить.
- Не нужен ученый, а нужен смышленый.
- Воспитывай лаской, а не таской.
- Не всё таской, нужно и лаской.
- Не хлебом единым сыт человек.
- Ум и воспитание — братья-близнецы.
- Паси, чтобы вскормить; не паси, чтобы озолотить.
- Учение образует ум, воспитание — нравы.
- Кто от кого, тот и в того.
- Не выучит школа, выучит охота.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Воспитай старшего, а младший сам научится.
- Доброму одно слово пуще дубины.
- Человек не для себя родился.
- Воспитание и вежливость в лавочке не купишь.
- Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
- Капризен в детстве — уродлив в старости.
- Беда вымучит, беда и выучит. Что вымучит, то и выучит.
- Сын хорошим не родится, а воспитывается.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Красна птица перьем, а человек ученьем.
- Послушному сыну отцов приказ не в тягость.
- Написано пером — не вырубишь топором.
- Человек неученый — что топор неточеный.
- Глядя на людей хоть и не растешь, а тянешься.
- Детушек воспитать — не курочек перещипать.
- Не тот родитель, кто родил, а тот, кто выкормил.
- Диплом имеет, а дела не разумеет.
- Не гонкой волка бьют, а уловкой.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
- Камень и тот отшлифовать можно, а человека воспитать и подавно.
- Учи других и сам научишься.
- У доброго батюшки добры и детки.
- Учиться никогда не рано и никогда не поздно.
- Один добрый пример лучше ста слов.
- Не выучит школа — выучит охота.
- Не тот отец, что вспоил, вскормил, а тот, что уму-разуму научил.
- Чему научился в молодости, то пригодится в старости.
- Верная указка — не кулак, а ласка.
- Не силою дерутся, а умением.
- Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
- По ученику и об учителе судят.
- Пусти детей на волю, сам будешь в неволе.
- Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
- Всяк мастер на выучку берет, да не всякий доучивает.
- Красен обед пирогами, река берегами, а сходка головами.
- Кто много знает, с того много и спрашивается.
- Не та мать хорошая, которая родила, а та, которая воспитала.
- Сытое брюхо к ученью глухо.
- И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
- Кто не закалит своего сердца, не воспитает ребенка.
- Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
- От умного научишься, от глупого разучишься.
- Воспитывай детей с детства.
- Неразумная опека хуже беспризорности.
- Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет.
- Кто не мог взять лаской, не возьмет и строгостью.
- Гни дерево, пока гнется; учи дитятко, пока слушается.
- И к худу и к добру приучаются смолоду.
- Пока сын мал, будь ему воспитателем; когда вырастет — братом.
- Ум не имеет цены, а воспитание — предела.
- Умел дитя родить — умей и научить.
- Сперва аз да буки, а потом науки.
- Не учась и лаптя не сплетешь.
- Водила за ручку — получила белоручку.
- Не тот отец, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел.
- Недалеко от дерева яблочко падает.
- Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
- Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
- К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
- Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
- Как постелешь — так и поспишь.
- Что посеешь — то и пожнешь.
- Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
- Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
- Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
- Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
- Хороший пример – наилучшая проповедь.
- Не корми калачом, да не бей кирпичом.
- Немой упрёк тяжелее сказанного.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Без строгости и щенка не вырастишь.
- Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
- Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
- Добрый пример лучше ста слов.
- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
- Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
- Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
- Хорошая порка еще никому не помешала.
- Каков привет — таков ответ.
- Умному слово пуще дубины.
- Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
- Добро добро покрывает.
- На хотенье есть терпенье.
- Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
- Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
- Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
- Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
- Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
- На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
- Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
- Родился сам — помоги другому.
- Счастливые родители — выспавшиеся родители.
- Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
- Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Отражение народной педагогической культуры в устном народном творчестве
История педагогической мысли любого народа начинается с народной педагогики: дети всегда мысли и остаются объектом особого внимания и заботы всех народов Земли.
Фольклор был одним из важнейших средств сохранения национальной самобытности, культуры, традиций, обычаев. Благодаря устному народному творчеству ребенок узнавал простые, но очень важные сведения о явлениях внешнего мира, взаимоотношениях между людьми; в процессе общения в семье и за ее пределами у детей формировалась любовь к труду, уважение к земле и хлебу, развивалась находчивость, умение преодолевать трудности. Однако следует отметить, что народная педагогика не была свободна от недостатков, обусловленных влиянием господствующей церковной идеологии, суеверий, патриархальным образом жизни и пр. В целом же, несмотря на то, что в разные эпохи влияние народного мировоззрения на воспитание детей проявлялось по-разному, оно всегда формировало любовь к родине, к труду и человеку труда.
Народная педагогика рассматривала ребенка не только как объект, но и как субъект воспитания, о чем свидетельствует детская субкультура, выражавшаяся в детских играх, считалках данного возраста, при помощи которых дети утверждали себя в качестве общности, отличной от взрослых своей автономией и психологической самостоятельностью.
Составной частью народной педагогики была народная дидактика – содержание, методы и средства обучения, передачи детям трудовых, бытовых, агротехнических навыков и умений, математических, медицинских и других знаний.
Народная педагогика находила свое выражение в конкретном показе трудовых операций, в усвоении народных примет погоды, наблюдении за ростом и развитием растений, определении сроков сбора ларов природы (грибов, ягод, орехов), в сочинительстве загадок-задач, развивавших логическое мышление.
Сказки , являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.
Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.
В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.
Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека - кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.
Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.
Увлекательность сюжета , образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.
Сказка — это особый, вкусно интригующий воображение, жанр литературного творчества, которому присуща феноменальная особенность: сказки любят и мал, и велик, и дети, и взрослые, и бедняк, и богач, и глупец, и умница, и наоборот…
Сказки делятся на два вида : народные (или, как их называют заумные филологи, - фольклорные сказки) и авторские, то есть сказки литературные, написанные конкретным писателем-сказочником. Попробуем посмотреть на сказку со стороны народа и со стороны автора. Итак, что говорят о народных сказках и сказках авторских учебники филологов:
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном, прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза).
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
А лучше всего сказки не исследовать, а сказку читать и сказкой наслаждаться!
Предварительный просмотр:
Пословицы, поговорки, сказки, свидетельствующие о накоплении знаний о воспитании детей.
Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок .
Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.
Народное педагогическое наследие — пословицы и поговорки о воспитании детей. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным родителям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет избежать ошибок и воспитать детей в соответствии с культурными традициями русского народа. Подборка самых интересных русских пословиц о воспитании для размышления:
Пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы и поговорки – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Пословицы и поговорки прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости, опыта познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат - поведение.
Наиболее распространенная форма пословиц и поговорок – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий:
- поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона;
- поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению,
- наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ
Детей наказывай стыдом, а не кнутом.
Наказывать легче, воспитывать труднее.
Хороший пример – наилучшая проповедь.
Верная указка — не кулак, а ласка.
Водила за ручку — получила белоручку.
Побои мучат, а не учат.
Не корми калачом, да не бей кирпичом.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Неразумная опека хуже беспризорности.
У семи нянек дитя без глаза.
Без строгости и щенка не вырастишь.
Пусти детей по воле, сам будешь в неволе.
Что у взрослого на уме, то у малого на языке.
Добрый пример лучше ста слов.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Пожалеешь розгу — испортишь ребенка.
Хорошая порка еще никому не помешала.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Каков привет — таков ответ.
Умному слово пуще дубины.
Немой упрёк тяжелее сказанного.
Сидя у матушки на сарафане умён не будешь.
Добрый пример лучше ста слов.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Учись доброму, так худое на ум не пойдет.
И слепая лошадь везет, коли зрячий на возу сидит.
Добро добро покрывает.
На хотенье есть терпенье.
Кто детям потакает, тот потом слезу проливает.
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ ПРО СВОЕВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.
Дитятко — что тесто: как замесил, так и выросло.
И к худу и к добру приучаются смолоду.
К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь.
Выкормил змейку на свою шейку.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.
Как постелешь — так и поспишь.
Что посеешь — то и пожнешь.
Гни дерево, пока гнется, учи дитя, пока слушается.
Учи сына, когда поперек лавки лежит, вдоль вытянется — трудно будет.
Гни дерево, пока гнется, учи дитятко, пока слушается.
Кто учится смолоду, не знает на старости голоду.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
Следующая пословица
Воспитательный потенциал народных сказок, пословиц, поговорок.
Одним из наиболее действующих средств народной педагогики являются сказки, половицы и поговорки.
Вложение | Размер |
---|---|
poslovitsy_pogovorki_skazki.docx | 33.14 КБ |
Русские народные сказки
Посмотрите на ребенка, который слушает, как мама читает ему русские народные сказки. И вы увидите умные глаза и одухотворенное лицо.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВОСПИТАНИИ
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Лучший способ сделать детей хорошими — сделать их счастливыми.
Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь.
На детские вопросы обычно требуются недетские ответы.
Непросто поставить детей на ноги — особенно ранним утром.
Родился сам — помоги другому.
Счастливые родители — выспавшиеся родители.
Сынок! Послушайся маму и сделай, как сказал папа!
Хорошо воспитанные дети — это не клад, а клад из кладов.
Хорошо еще, когда на детях природа отдохнула, хуже, когда посмеялась.
Следующая пословица
Лекция 4. Основные средства народной педагогики (пословицы, загадки)
План:
1.Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
3. Загадки как средство народного воспитания
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 1999. – 168 с.
2. Узакбаева С.А., Кожахметова К.Ж. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин. – Алматы: Өнер, 1998. – 64 с.
3. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. – М.: Педагогика, 1991. – 256 с.
4. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики казахов. Изд. 2-ое. – Алматы: БАУР, 2006. – 364 с.
1. Пословицы, их роль в народной педагогике и формы выражения
Важным средством народного воспитания является слово. «Слово – величайшее из человеческих духовных сокровищ. В повседневном общении с матерью ребенок усваивает язык, который называют материнским» [1, с. 137]. Словесные средства воспитания в народной педагогике: частушки, скороговорки, песни, загадки, пословицы, поговорки, назидания, басни и т.д.
Пословица – жанр фольклора, афористически сжатое, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом, в ритмически организованной форме («Что посеешь, то и пожнешь»). Пословицы представляют собой воспитательное средство, направленное на воспитание определенных качеств личности, а также отражают житейские советы, пожелания в труде. Пословицы отражают коллективное мнение народа, т.к. создаются всем народом; направлены от старших к младшим (детям и молодежи). Воспитательное значение пословицы отражено в следующих словах Я.А. Коменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое какое-нибудь высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, то есть слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, менее знакомое» [1, с. 63]. То есть в пословице, с одной стороны, содержится готовый вывод; вместе с тем, она заставляет задуматься о смысле, выраженном ее словами. Таким образом, как отмечает Г.Н. Волков, «ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину» [1, с. 65].
Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению; наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. Особенно большую ценность для изучения воззрений народа представляют собственно педагогические наставления: «Детей побоями не учат, добрым словом учат»; «Грамотный человек – словно солнце, неграмотный – что черна ночь»; «Не тот глуп, кто не учился, а тот, кто не хочет учиться»; «Сырое дерево гни, пока не высохло, ребенка учи в свое время»; «Не учили, когда поперек лавки ложился, а на всю вытянулся, так не научишь». По мнению Г.Н. Волкова, «это – своего рода морально-педагогический кодекс народа» [1, с. 66].
Пословицы, как педагогические суждения, многозначны. Многозначность пословиц предполагает многосторонние и многочисленные связи их друг с другом, их взаимные дополнения, разъяснения, комментарии. Эта многозначительность в значительной степени обусловлена высокой поэтичностью пословиц. Различают следующие формы выражения пословиц:
- как совет (предсказание, правило) – обобщающая информация о детях, родителях, воспитании;
- как фрагмент теории (близки к педагогическим принципам);
- как выражение философских идей;
- как остроумный афоризм.
В зависимости от содержания различают виды пословиц, в которых отражено: 1. Родина – чужбина; молодость – старость; здоровье – хворь; ум – глупость; правда – кривда; строгость – кротость; работа – праздность. 2. Дети – семья; грамота, ученье, признательность, взаимность. 3. Род (племя), честь (почет), добро – зло, жених – невеста, дом (двор).
Например, в казахских пословицах о человеке отражены такие качества как:
- сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь людям:
Человек – опора человеку.
Человеком быть легко, человечным быть трудно.
Человеку без человека жизни нет.
Хорошего коня похвали, хорошего человека поддержи.
- Честь и достоинство:
Человек – достойное имя человека.
Самая святая пища – хлеб, самое святое имя – человек.
Каждого приветствуют по его достоинству.
Родившись человеком, надо и умереть человеком.
У каждого человека есть своя высота.
Человека обмануть – преступление перед совестью, брата обмануть – преступление перед матерью.
Труд украшает человека, а человек свое время.
Три дела человеку делают честь:
колодец, вырытый в пустыне;
мост, проложенный через реку;
дерево, посаженное у дороги.
Земля красна плодами, джигит – делами.
- Героизм, смелость, решительность:
Крепкое бревно нужно для подпорки потолка; стойкий джигит – для опоры народа.
Смелого лодка и в шторм не утонет.
Нет земли без цветов, а народа без героев.
Крепости покоряются отважным.
Батыр с дубинкой труса с саблей одолеет.
- Настойчивость, упрямство:
Вершину одолеет идущий.
Настойчивый и из сита воды напьется.
Кто ищет, тот всегда найдет, что ищет.
Бегущий обгонит, лежащий отстанет.
К настойчивому джигиту счастье само идет навстречу.
- Знания, учение, ум:
Для ученого мир светел, для неуча мир темен.
Не стремись удивить красноречием, стремись удивить знанием.
Нет жизни без знания, нет знания без учения.
Учение – основа знания, знание – основа счастья.
Сильный победит одного, ученый – тысячу.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку.
2. Воспитание трудолюбия в пословицах
Труд является целесообразной деятельностью человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей, и выступает основой развития человека. Его ведущими функциями являются утилитарно-практическая (обеспечивает создание материальных и духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека); развивающая (способствует умственному и физическому развитию человека, развитию его эмоциональной и волевой сфер); воспитательная (способствует формированию в процессе труда личностных качеств человека и нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности).
Воспитание подрастающего поколения у всех народов тесно связано с трудовой деятельностью. Через труд осуществляются отношения человека с другими людьми, с обществом, с природой. Воспитание детей в труде является лучшей традицией народа. Оно с древнейших времен было важнейшей обязанностью родителей. Трудовые знания и опыт складывались веками и передавались из поколения в поколение. Взрослые своим трудом показывали детям пример высокой нравственности, ответственности и дисциплины. Г.Н. Волков отмечает: «Труд в народной педагогике занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда. Не все продается и покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями и навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела» [1, с. 138].
Трудовое воспитание было тесно связано с повседневной жизнью, с выполнением домашних обязанностей, овладением навыками выполнения различных дел. Положительная сторона народного трудового воспитания – это совместный труд взрослых и детей, способствовавший приучению их к реальным жизненным ситуациям. Участие детей в трудовой деятельности рассматривалось как потребность; детей с раннего возраста приучали к труду. Это способствовало формированию трудолюбия, ответственности, добросовестности, старательности. Трудовое воспитание в народной педагогике имеет много общего. Оно направлено на формирование трудолюбия; достижения мастерства в деле, профессии; искоренение праздности и лени. Народ высмеивает человека, который ищет легкой работы. Поговорка гласит: «В дождливый день много найдется желающих кур поить». Труд воспет в казахских пословицах «Жить без труда, как жить без огня», «Пока на лбу пот не выступит, в котле не забурлит», «Скот множится у того, кто умеет его пасти», «Имя джигита трудом славится», русских – «Горька работа, да хлеб сладок», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
3. Загадки как средство народного воспитания
Загадка является комбинированным средством воздействия на сознание, её цель – умственное воспитание в единстве с другими сторонами формирования совершенного человека.
Загадка – жанр народно-поэтического творчества, иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего. Загадки оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они в равной степени выполняли все эти функции, но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание. Загадки развивают мышление детей, приучают их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; различные загадки об одном и том же явлении позволяет давать всестороннюю характеристику данному явлению. Загадки обогащают человека знаниями из различных областей жизни, причем совокупность сведений о природе и обществе в процессе разгадывания загадок приобретается ребенком в процессе активной мыслительной деятельности. Загадки не только учат анализировать явления и предметы окружающей действительности и их признаки, но и имеют поучительный смысл. Например, загадка о месяце одновременно представляет собой и поэтический афоризм о человеческой жизни:
Когда я молод был,
В процессе воспитания детей загадки также имеют диагностическую функцию – позволяют выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития и творческого мышления ребенка. Особенности загадок состоят в том, что они: приучают анализировать предметы и явления, сопоставлять их свойства и качества; развивают мышление; способствуют воспитанию нравственных качеств (добро, правда и т.п.); воспитывают эстетический вкус, т.к. имеют высокопоэтическую форму; являются привлекательными, т.к. применяются в игровой форме.
Различают следующие группы загадок: о человеке (его личностных качествах – чистота, правда и т.д., об отдельных органах – глаза, зубы, волосы и т.д., о труде и орудиях труда); о природе (солнце, лесе, растениях, животных и т.д.). Загадки могут быть представлены в различной форме – вопросы, миниатюрные рассказы, стихи, песни-загадки и т.д.
Таким образом, пословицам и загадкам присуща лаконичность; они развивают наблюдательность, сообразительность, быстроту мышления.
Следующая пословица
В любой пословице всегда присутствует «педагогический момент» - назидательность: под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера , типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.
Пословицы - не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.
Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.
Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает. Примером ниже приводим русские пословицы, которые учитель, воспитатель могут использовать в воспитательном процессе.
Родина-чужбина
Родимая сторона - мать, чужая - мачеха.
Где сосна взросла, там она и красна.
И кости по родине плачут (по преданию - в некоторых могилах слышен вой костей).
Читайте также: