Пословица про соломинку сломавшую спину верблюда
Обновлено: 07.11.2024
Петру, рассекреченному служанкой во дворе первосвященника (Мар.14:66-67), вряд ли угрожал суд и смертная казнь, скорее, над ним могли посмеяться, унизить, выгнать отсюда, но не более. Пока первосвященник оскорблял Учителя, слуги первосвященника оскорбляли бы ученика. Из Евангелий мы знаем, что еврейские руководители планировали казнить только Иисуса.
Петр, такой смелый апостол и будущий руководитель церкви, который только что бросился в одиночку с мечом на вооруженную толпу, сейчас отступил и сломался из-за одной фразы (ладно, из-за нескольких фраз) слабой женщины (или двух слабых женщин согласно другим евангелистам), которая не угрожала ему и не проявляла признаков агрессии.
Что случилось? Почему Петр, так долго державшийся, сдался после вопроса безоружной служанки? Об этом можно много говорить (начав разговор с фразы «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» в Мф.16:22 и пройдя дальше по «7 этапам отпадения Петра»), а я выскажу другую мысль (повторив сказанное в проповеди про Восор и в одной из предыдущих заметок по Мар.14): у Петра накопились усталость, страх, растерянность, дезориентация. В медицине известны усталостные переломы, а в душепопечении – усталостные отступления от Бога.
Вопрос служанки стал соломинкой, сломавшей спину верблюду. Есть такая притча про верблюда, на которого нагрузили огромное количество поклажи, а потом докладывали понемногу еще и еще и еще. И настал момент, когда ему на спину положили всего лишь соломинку, но эта соломинка стала последним грузом, пусть и почти невесомым, который сломал верблюду спину.
Ни к какому искушению не надо относиться легкомысленно. Если мы не будем бодрствовать, достаточно самого слабого повода, чтобы привести нас к греху и падению. Особенно если перед этим мы уже были подвержены какой-то стрессовой или иной нагрузке, как это было у Петра. Поэтому важно постоянно бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение, как незадолго до этого сказал Иисус Петру. А Павел писал об этом другими словами: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:22).
Повторю, потому что это очень важно, это, по сути, средство от согрешения: надо постоянно бодрствовать (вкратце о сути: проверять, о чем я думаю прямо сейчас, и направлять свои мысли к Богу и Его слову) и молиться (вкратце о сути: как можно чаще среди дня обращаться к Богу с просьбами о защите и помощи, благодарностями, поклонением).
Евангелие в том, что Бог 1) исцеляет спину верблюда и 2) не накладывает бремен неудобоносимых (Мф.23:4; Лук.11:46; 1Кор.10:13), которые натирают шею или ломают спину. Его иго благо и Его бремя легко (Мф.11:30). Об этом хотелось бы писать подробнее, но сБп как-нибудь в другой раз :)
Происхождение и раннее использование
Самая ранняя известная версия этого выражения встречается в богословских дебатах о причинности, проведенных Томасом Гоббсом и Джоном Брэмхоллом в 1654-1684 годах:
- Томас ХоббсПоследний диктат Суда, относительно хорошего или плохого, что может последовать в любых действиях, не должным образом вся причина , но последняя часть его, и тем не менее , можно сказать , чтобы произвести эффект обязательно в таком порядке, что и Можно сказать, что последнее Перо сломает спину Лошадям, тогда как раньше было столько возложенных на них, сколько они хотели, но это один сделал это.
В эссе 1724 года подчеркивается не факт того, что он является последней причиной, а, скорее, наименьшей причиной, то есть второстепенной :
Все, что не имеет Силы, должно быть в покое; но как малейшая Солома сломает спину Лошади, или один-единственный Песок повернет Пучок Весов, удерживающий Весы такие же тяжелые, как Мир; так что, без сомнения, как мельчайшие Причины могут определять Действия людей, которых ни другие, ни они сами не осознают .
Заверенные версии пословицы включают в хронологическом порядке:
- «Последнее перо, которое ломает спину лошади» (1677 г.)
- «Это последняя капля, которая перегружает верблюда», упоминается как «восточная пословица» (1799 г.)
- «Это была последняя унция, которая сломала спину верблюду» (1832 г.)
- «Последняя капля сломает спину верблюду» (1836 г.)
- «Как последняя капля ломает спину груженому верблюду» (1848)
- «Это последнее перо сломало верблюжью спину» (1876 г.)
- «Солома, сломавшая ослу спину»
- «Последний перец перчинит спину верблюду»
- «Дыня, сломавшая обезьяне спину»
- «Перо, сломавшее верблюжью спину»
- "Солома, сломавшая спину лошади"
- «Волосы, сломавшие спину верблюда»
- «Последняя унция сломала верблюжью спину»
Следующая пословица
Это неправда, что "то, что нас не убивает, делает нас сильнее". Это сказал какой-то дурак. Я точно это знаю.
Вчера меня опять накрыло стрессом. Так всегда бывает. Тихие, спокойные и размеренные дни и вдруг - тадах! Что-нибудь случается, что выбивает тебя из колеи.
У меня это обычно связано это с работой.
Начальникам принято завидовать - как же! Всеми командует, хорошо зарабатывает, "ничего не делает".
Доля истины тут есть, потому все и рвутся в начальники.
1. Всеми командует. Да, он и должен так делать. Хоть и далеко не у всех получается руководить так, чтоб люди и дело делали и обид не было. Тонкий баланс между демократией и тиранией.
2. Хорошо зарабатывает. Да. Как правило.
3. Ничего не делает.
Моё твёрдое убеждение, что руководитель должен заставить шестеренки вращаться. Вовремя их смазывать, заменять, ремонтировать. Придумывать новые приспособления для улучшения и увеличения.
Но никак не стоять на месте рулевого или на месте механика.
И чем более слажена команда и чем менее она завязана на первое лицо, тем талантливее начальник. Это - его работа. Сделать именно так.
Про что всегда забывают те, кто начальству завидует, так это про ответственность.
Именно ответственность - самая большая нагрузка руководителя. И умным людям это разжевывать не надо.
Когда ты отвечаешь только за то, что делаешь сам, это несоизмеримо проще и легче, нежели ответственность за других людей .
Которые по глупости, халатности, лени, надежде на авось могут тебя подставить по полной .
И как ни подстилай соломки, как ни создавай регламенты и правила, как ни наказывай за их неисполнение, пресловутый человеческий фактор тлеет, как фитиль под твоим благополучием и даже, возможно, жизнью.
И ты подспудно всегда ждешь неприятностей, хоть и гонишь плохие мысли прочь.
Ну и вчера опять случилось. Не очень страшное, вполне разрешимое. Но очень неприятное.
Конечно же, я не впала в панику, как мне и положено, начала разруливать ситуацию.
Но какой это был опять удар по моей психике.
Я недаром начала с отрицания дурацкой фразы насчет "То, что нас не убивает. ".
То, что нас не убивает - нас ослабляет. Причем, ослабляет всю жизнь. И один и тот же человек, сравнительно спокойно переносящий стресс в молодости, в зрелом возрасте может слететь с катушек от ерунды.
Предшественники
Эту фразу сравнивают с рассуждениями Сенеки о том, почему не следует бояться смерти. Начиная с упоминания банальности «мы не падаем внезапно при смерти, но постепенно приближаемся к ней; мы умираем каждый день» ( non repente nos in mortem incidere, sed minutatim procdere; cotidie morimur ), Сенека сравнивает жизнь с жизнью. водяные часы :
Не последняя капля опорожняет водяные часы, а все то, что вытекло ранее; точно так же последний час, когда мы перестаем существовать, сам по себе не несет смерти; он просто сам по себе завершает процесс смерти. Мы приходим к смерти в этот момент, но мы шли долгое время.
Quemadmodum clepsydram non extremum stillicidium excurit, sed quicquid ante defluxit, sic ultima hora, qua esse desinimus, non sola mortem facit, sed sola consummat; tunc ad illam pervenimus, sed diu venimus.
В отличие от образа «последней капли», подчеркивающего драматический финальный результат, Сенека подчеркивает непрерывность последнего часа жизни со всеми часами, которые были до него.
Следующая пословица
Так о чём это я? Ах да. Второй самый важный вопрос жизни, вселенной и вообще: насколько психологический аудит увеличивает шансы в суде/арбитраже/переговорах.
Кто-то из древних афинян жаловался, что в судах де стали выигрывать не те, кто прав по закону, а те, кто лучше владеет риторикой. Я не знаток древнегреческого права, может быть, там так и можно было. Здесь и сейчас на одной риторике выехать вряд ли получится, однако, с её помощью можно добавить веса своей позиции.
То, что делаю я, несколько отличается от классической риторики: воздействие тоньше и незаметнее, приёмы другие … ну да вы и сами уже знаете. Главное же отличие - что я основываюсь на большом массиве экспериментальных данных, которых до последнего времени просто не существовало. И это делает результаты работы предсказуемыми. Предсказуемость в работе - это хорошо.
Ох, опять меня в сторону увело. Что я хочу сказать, так это вот что: важна и сама позиция и то, как она подаётся. Даже самый сильный аргумент не принесёт пользы, если судья пропустит его мимо ушей. И вот тут и начинается моя работа: сделать так, чтобы Вашу позицию услышали, поняли и приняли близко к сердцу. Чтобы увидели ситуацию Вашими глазами.
По оценкам клиентов, моя помощь увеличивает шансы на успех на 5-30% (в зависимости от дела). Это не 100%, потому что 100% шанса на успех не даёт ничего вообще. И каждый отдельно взятый аргумент в деле не гарантирует выигрыша. Да и, в целом, стопроцентных дел не бывает. Ну, я не встречал. Наверное, сознательно отказываться от законных средств убеждения - значит добровольно уменьшать и так далёкие от 100% шансы.
СОДЕРЖАНИЕ
Следующая пословица
Идиома « соломинка, сломавшая верблюжью спину » описывает незначительное или рутинное действие, которое вызывает непредсказуемо сильную и внезапную реакцию из-за совокупного эффекта небольших действий., Ссылаясь на пословицу, «это последняя соломинка, которая ломает верблюжья спина ».
Это порождает фразу « последняя капля » или « последняя капля », означающая, что последняя капля в ряду неприемлемых событий вызывает, казалось бы, внезапную и сильную реакцию.
Последняя капля
То же самое чувство выражается фразой «последняя капля заставляет чашу переезжать», которая впервые встречается на английском языке как «Когда чаша наполняется до краев, последняя (хотя и наименее) добавленная капля заряжается сама по себе, чтобы быть причиной все перебегание »(1655). Изображение последней капли встречается и на многих других языках.
Читайте также: