Соедини начало и конец пословицы

Обновлено: 22.11.2024

Цель: развитие внимания, мышления, речи.

Описание. Каждая пара (группа) детей получает распечатку карточки. Требуется соединить стрелками пословицы (левый столбик) с их значениями (правый столбик).

Вариант 1

Всё делай вовремя.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Нехорошо заглядываться на чужое.

На чужой стог вилами не указывай.

Другому человеку не запретишь говорить.

Вариант 2

Рыбак рыбака видит издалека.

И маленькое существо может за себя постоять.

И Москва не вдруг строилась.

Люди, интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

Мал ёрш, да колюч.

В любом деле нужен опыт, который приобретается постепенно.

Вариант 3

Конь корове не товарищ.

Разные люди друг друга не понимают.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Каждый желает получить то, чего у него нет.

Слепой всегда о глазах мечтает.

Чтобы чего-то достигнуть, надо сначала потрудиться.

Вариант 4

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Ища выход из сложной ситуации, человек пробует различные варианты, даже самые безнадёжные.

Утопающий и за соломинку хватается.

Сделать хорошо два дела одновременно не удастся.

На словах и так и сяк, а на деле никак.

Некоторые люди очень хорошо о каком-либо деле говорят, да при этом ничего не делают.

Вариант 5

На языке мёд, а под языком лёд.

Всё нужно делать вовремя.

Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.

Сам натворил беду, сам и ищи выход из неё.

Дорога ложка к обеду.

Двуличный человек говорит о ком-либо хорошо, а думает при этом плохо.

НАЧАЛО ЗДЕСЬ. А ГДЕ КОНЕЦ?

Цель: развитие внимания, мышления, речи. Описание. Каждая пара (группа) детей получает распечатку карточки. Требуется соединить стрелками начало пословицы (левый столбик) с её концом (правый столбик).

Следующая пословица

Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.

1. Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Утро вечера мудренее.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Смелость города берет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник .

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет , а не ученье — тьма .

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало , будет и конец .

Будет день , будет и ночь .

Лучше горькая правда , чем красивая ложь .

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей , а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг .

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь , от работы — здоровье .

Добро побеждает зло .

Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Следующая пословица

В публикации размещены олимпиадные задания с ответами и баллами по литераурному чтению для 4 класса: 1) пословицы, поговорки, крылатые выражения; 2) анализ литературного произведения.

ВложениеРазмер
repnikova_n.v._literaturnoe_chtenie.doc 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по литературному чтению для 4 класса.

ПОСЛОВИЦЫ ПОГОВОРКИ КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ

Соедини части «крылатого выражения»:

Льёт, как зеницу ока.

Беречь, как ножом отрезать.

Дрожать, как осиновый лист.

Сказать, как из ведра.

Торопиться, как своих ушей.

Не видать, как на пожар.

Льёт, как из ведра. Беречь, как зеницу ока.

Дрожать, как осиновый лист. Сказать, как ножом отрезать.

Торопиться, как на пожар. Не видать, как своих ушей. по 1 баллу

Составь из данных слов поговорку и запиши её:

народ, лесистый, форсистый, край

Край лесистый, народ форсистый. 1 балл

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

1 – б, 2 – в, 3- а Всего 3 балла

Каждое выражение сопоставь с его значением:

1)Голова дырявая а) отругать

2) Каша во рту б) быстро

3)Шею намылить в) мастер

4) Золотые руки г) невнятная речь

5) Со всех ног д) забывчивый человек

1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 - б Всего 5 баллов

Терпенье и труд, семь раз отмерь, без труда, тише едешь, вылетит – не поймаешь, не поле перейти, один раз отрежь, а в своём глазу бревна не заметит, дальше будешь, слово не воробей, жизнь прожить, не выловишь и рыбку из пруда, всё перетрут, в чужом глазу соринку видит.

Терпенье и труд, всё перетрут.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Без труда, не выловишь рыбку из пруда.

Тише едешь, дальше будешь.

Слово не воробей, вылетит, не поймаешь.

Жизнь прожить, не поле перейти.

В чужом глазу соринку видит, а в своём бревна не заметит. Всего 7 баллов

Прочитай, каждое выражение сопоставь с его значением:

1) Стоит по горло в воде, а пить просит. а) трудолюбие

2) Уплыли годы, как вешние воды. б) старость

3) Дома как хочу, а на людях как велят. в) зависть, жадность

4) Чему быть, того не миновать. г) приличие

5) Всякое умение трудом дается. д) судьба

Ответы: 1 –в, 2 – б, 3 – г, 4 – д, 5 – а Всего 5 баллов

7. Закончи крылатые выражения:

Поди туда – не знаю куда, _________________________________________________

Скоро сказка сказывается, _________________________________________________

Это всё присказка, ________________________________________________________

Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Это всё присказка, сказка будет впереди. 3 балла

Почини « сломанные» пословицы:

У семи нянек кулаками не машут.

Чем хвалишься, от того и наберешься.

Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.

После драки дитя без глазу.

С кем поведешься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего

У семи нянек дитя без глазу.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

После драки кулаками не машут.

Не суйся в волки, если хвост – тёлкин.

Чем хвалишься, на том и провалишься.

С кем поведёшься, от того и наберёшься. Всего 6 баллов

Соедини стрелками начало и конец фразы:

Будет и на нашей улице дома лучше.

Волков бояться - сплыло.

Было, да век учись.

В гостях хорошо, а праздник.

Век живи - в лес не ходить.

Будет и на нашей улице праздник.

Волков бояться - в лес не ходить.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Век живи - век учись. Всего 5 баллов

В предлагаемых пословицах и поговорках допущены ошибки.

Исправьте их и запишите верно.

а) В гостях хорошо, а дома – хуже. ______________________________________________

б) Ус хорошо, а два – лучше. ___________________________________________________

в) Дыма без коня не бывает. ____________________________________________________

В гостях хорошо, а дома лучше.

Ум хорошо, а два лучше.

Дыма без огня не бывает. Всего 3 балла

Соотнеси начало и окончание поговорки.

1) Пушинка к пушинке – а) проживёт и семейка

2) Была кучка, б) и выйдет перинка

3) Копейка к копейке - в) стал ворошок

Пушинка к пушинке – выйдет перинка.

Была кучка – стал ворошок.

Копейка к копейке – проживёт и семейка. Всего 3 балла

а) С кем поведёшься, _____________________________________________________________.

б) Старый друг __________________________________________________________________.

в) Волков бояться - ______________________________________________________________.

от того и наберёшься;

….лучше новых двух;

…в лес не ходить. Всего 3 балла

Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:

а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________

б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________

в) …Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________

Назови автора всех этих басен. __________________________________________________________

а) «Ворона и Лисица»,

в) «Слон и Моська».

И. Крылов по 1 балла

Составь пословицы. Все они подходят по смыслу к стихотворению «Не ветер бушует над бором…», назови автора, напиши его фамилию на свободной строке:______________________________________________

1) Береги нос а) а проснуться трудно.

2) В зимний холод б) в большой мороз.

3) В мороз заснуть легко, в) всякий молод.

4) Мороз не велик, г) и на лету птицу бьёт.

5) Мороз и железо рвёт д) да стоять не велит.

Н.А. Некрасов 2 балла

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

В мороз заснуть легко, а проснуться трудно.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт. По 1 баллу

Закончи фразеологический оборот:

Упрямый, как ________________________________

Жить, как ___________________________________

Плестись, как ________________________________

Болтливый, как _______________________________

Здоровый, как ________________________________

Осёл, как кошка с собакой, черепаха, курица лапой, сорока, бык, по 1 баллу

Распредели данные высказывания на две группы, выпиши их номера.

1. Яблоко от яблони недалеко падает.

2. А Васька слушает да ест.

3. С кем поведёшься, того и наберёшься.

4. От радости в зобу дыханье спёрло.

5. Готовь сани летом, а телегу зимой.

6. А ларчик просто открывался.

Пословицы поговорки:1,3,5 по 1 баллу

Когда так говорят?

1) Яблоку негде упасть ______________________________________________________

2) Яблоко от яблони недалеко падает ____________________________________________

3) Попасть в яблочко __________________________________________________________

1)чрезвычайная теснота, многолюдность

2) дети своим поведением и поступками похожи на родителей

3) Делать или говорить именно то, что нужно, именно так, как надо, в нужное время, в нужный момент.

Попасть в цель по 2 балла

Вспомни русскую пословицу, смысл которой похож на следующие пословицы народов мира.

1) Пика не кладется в мешок. ( Польша)

2) Молчаливый рот – золотой рот. (Германия)

3) Прежде чем сказать, поверни язык семь раз. (Вьетнам)

4) Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)

1. Шила в мешке не утаишь.

2. Молчание золото.

3. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

4. В тихом омуте черти водятся. По 2 балла

Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетаниями.

Яблоку негде упасть. _____________________________________________

Слышно, как муха пролетит. _______________________________________

Сел в галошу. ___________________________________________________

Как рыба в воде. _________________________________________________

Сидеть, как на иголках. ___________________________________________

Комар носа не подточит. __________________________________________

Родился в рубашке. ______________________________________________

Ответ: очень тесно; очень тихо; попал в неловкое положение;

очень уверенно себя чувствует; волноваться, переживать;

качественно сделано; удачливый, везучий по 2 балла

Составь пословицы и поговорки:

1)Чужая сторона а) страхом огорожено.

2)Чужое добро б) и дерево улыбнется.

3)Кто грамоте горазд, в) человека словом.

4)На родине тебе г) прибавит ума.

5)Оленя ловят веревкой, д) тому не пропасть.

Чужая сторона прибавит ума.

Чужое добро страхом огорожено.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

На родине тебе и дерево улыбнется.

Оленя ловят веревкой, а человека словом. По 1 баллу

Как понимаешь значение поговорок:

1)Будешь спрашивать — и на Махреньгу дорогу найдешь.

2)Что летом ногами приволочишь, то зимой губами подберешь.

Приведи примеры пословиц и поговорок с таким же значением.

  1. расспрашивая людей, можно добраться куда угодно
  2. лето сбирает, а зима поедает

Лето — припасиха, зима — подбериха.

Язык до Киева доведёт. По 1 баллу

АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Запиши, под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты.

Примеры, какого литературного приема остались? Напиши.

а) глядел из печки огонек ___________________________________

б) лес, точно терем расписной _______________________________

в) буре плач его подобен ___________________________________

г) белоснежная лебедушка __________________________________

д) уж небо осенью дышало __________________________________

е) седые моря _____________________________________________

е-эпитет Всего 6 баллов

а) сонный брег_________________________________________________

б) зима хлопочет и ворчит________________________________________

в) ветер бушует_________________________________________________

г) побежали ручьи______________________________________________

д) выступает, будто пава_________________________________________

е) в листве сквозной____________________________________________

б – метафора, олицетворение

е – эпитет всего 6 баллов

Выбери и подчеркни жанровые особенности стихотворения «Поёт зима - аукает. »,

назови автора, напиши его фамилию на свободной строке_________________________________________.

г) чудесные превращения

д) волшебные предметы

е) передача чувст, настроения автора

Есенин; а, б, е 4 балла (1 балл за каждый правильный ответ)

Прочитайте отрывки из стихотворений Ф.И.Тютчева. Выпишите метафоры.

1) Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

2) Зима еще хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит.

Шумят, бегут и будят, блещут и гласят…

хлопочет, ворчит, хохочет, шумит. По 1 баллу

Поведет через лесок дорожка,

Оборвется на краю болота.

Золотая ягода морошка,

Как тебя попробовать охота.

Мох пружинит под ногами хлюпко,

И вода макушки кочек лижет.

На березках карликовых юбки

Шаловливо ветерок колышет.

Вдалеке серебряной монетой

Озеро блестит среди осоки.

Отпевая северное лето,

Журавли проносятся высоко.

Ох, вкусна ты, ягода морошка,

Да обратно надо возвращаться.

Ягоды в берестяном лукошке,

Словно крошки солнца, золотятся.

Бабушка и Сережа ходили в лес за морошкой.

Морошка — это такая желтая ягода, похожая на малину. Только она у самой земли растет, и надо искать в траве. Бабушка собирала морошку в большую стеклянную банку, а Сережа клал прямо в рот. Попадались ягоды сочные, сладкие, а попадались и кислые. Бабушка сказала, что это такие, которые в тени береглись под листочком — вот и не поспели. А те, что зрели на солнышке, на припеке, были душистые, вкусные.

В лесу летали комары, гудели, злились. Приходилось все время их отгонять. Бабушка велела Сереже надеть кепку, чтобы голову не накусали. Один комар сел на ягоду, на морошку. Сережа комара прогнал, а ягоду съел. Самая сладкая ягода!

  1. Найди и выпиши слова, при помощи которых авторы рассказали о морошке.
  1. Одинаково ли рассказано о морошке в этих произведениях?

В чем ты видишь сходство и различие?

  1. Подчеркните в стихотворении: сравнения - одной чертой,

метафоры – двумя чертами,

эпитеты – волнистой линией

  1. Как вы понимаете выражение «отпевая северное лето, журавли проносятся высоко»?
  1. Подбери заглавие к каждому произведению.

1 - Золотая ягода, ох, вкусна, словно крошки солнца золотятся

- это такая желтая ягода, похожая на малину; сочные, сладкие, кислые, душистые, вкусные (0,5 – 1 б)

2 – сходство – вкусная ягода, нравится, её пробуют с удовольствием,

Различие – описание морошки (эпитеты, сравнения)… (по 1б)

3 – сравнения: словно крошки солнца; озеро - серебряной монетой

метафоры: поведет дорожка; мох пружинит хлюпко; вода лижет; шаловливо ветерок колышет; журавли проносятся, отпевая лето; ягоды золотятся

эпитеты: золотая ягода; северное лето

олицетворение – вода лижет макушки кочек; на березках карликовых юбки (по 1 б)

Следующая пословица

Распредели пословицы на группы. Сначала прочитай пословицы о Родине, потом о трудолюбии.

Решение

О Родине:
Родина — мать, умей за неё постоять.
О трудолюбии:
Под лежачий камень и вода не течёт.
Делаешь наспех — сделаешь на смех.
Делу — время, а потехе — час.
Где труд, там и радость.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Читайте также: