Сочинение по пословице конспект урока

Обновлено: 22.11.2024

В последнее время наряду с традиционными видами сочинений (сочинения на основе опыта и наблюдений учащихся, сочинения на литературные темы, сочинения-миниатюры, сочинения по репродукциям картин, сочинения сказок, сочинения по фильмам, спектаклям, по иллюстрациям и др.) учителя все чаще используют в своей работе сочинения по пословице, сочинения-мозаики, сочинения-поздравления и др.

Предлагаю описание хода урока по подготовке к сочинению по пословице.

Тема. Сочинение по пословице

Цели урока. Сообщить сведения о пословице; познакомить с творчеством В. И. Даля; формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление; обогатить словарный запас; развивать устную и письменную речь.

Оборудование. Портреты В. И. Даля, Л. Н. Толстого; карточки с текстами.

Организационный момент.

Постановка темы и целей урока.

Учитель. Ребята, тема сегодняшнего урока по развитию речи «Сочинение по пословице».

У. Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения, потренируемся в его написании.

Подготовительная беседа.

У. Прочитайте запись на доске.

Дети. «Пословица - мудрость народная. Пословица недаром молвится».

У. Как вы понимаете эти выражения? Что такое пословица?

Д. Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали что-то важное и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит, либо хвалит, либо ругает вас.

У. Правильно, ребята, в каждой пословице - свой скрытый смысл, своя правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить ее.

Прочитайте пословицы, записанные на доске, и попробуйте объяснить их смысл.

Повторение - мать учения.

При солнышке тепло, а при матери добро.

Новых друзей наживай, а старых не теряй.

Дети выполняют задание.

Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о Родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и др.

Рассказ о творчестве В. И. Даля.

Владимир Иванович Даль, великий русский писатель (учитель показывает портрет), увлекался сбором пословиц. Целых пятьдесят три года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу «Пословицы русского народа».

Также Даль написал много рассказов и сказок специально для детей, составил «Толковый словарь». А какие произведения Даля вы читали?

V. Знакомство с новым материалом.

У. Пословицы мы не просто используем в своей речи, чтобы научить кого-то мудрости. Мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот многие известные русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословицам.

Детям раздаются карточки с текстам

Худо тому, кто добра не делает никому.

«Гришенька! Одолжи мне на минутку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен».

«Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ : «Книги твои, сам и укладывай». (К. Д. Ушинский)

Вместе тесно, а врозь скучно.

Говорит брат сестре:

-Не тронь моего волчка.

Отвечает сестра брату:

- А ты не тронь моих кукол.

Дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно.
Отчего детям стало скучно? (К. Д. Ушинский)

Глупой птице свой дом не мил.

Девочка любила играть на улице, а как придет в дом - скучает.
Мать спрашивала:

-Отчего ты скучаешь?

-Глупой птице свой дом не мил. (Л. Н. Толстой)

Как глядишь, так и видишь.

Мальчик лежал на земле и смотрел на деревню сбоку. Он сказал:
- Дерево кривое.

А другой мальчик сказал:

- Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так
и видишь. (Л. Н. Толстой)

Учащиеся вслух зачитывают рассказы.

У. Мы с вами убедились в том, что писатели раскрыли смысл каждой пословицы конкретным примером, случаем. Давайте разберем первую карточку. На какую пословицу написан рассказ?

Д. Худо тому, кто добра не делает никому.

Bom вообрази себе, — сказал я, — что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за все добро, его попрекать стал, — и выйдет к тому, что «ложкой кормит, а стеблем глаз колет».

-Да как ее напишешь? - сказал Федька».

Видите как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице Далее ребята легко научились писать такие сочинения. Они с огромным увлечением писали, сочиняли. Лучшие были напечатаны в журнале. Сам Лев Николаевич признавался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Ребята а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

VII Устное составление рассказа и плана сочинения.

У. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. На доске.

Что можно сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Д. Если есть какое-то дело, задание, лучше его выполнить сегодня, завтра могут быть непредвиденные обстоятельства, и это дело останется не сделанным.

У. Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то Вдруг вы кому-то что-то пообещали. Не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему, любит откладывать все на потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, в магазин за хлебом - потом?

Д. Лодыри и лентяи.

У. Значит о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история?

У. Кто это, мальчик или девочка?

У. Итак главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можете придумать своему герою имя и фамилию.

О чем будет ваша история?

Д. О том как однажды нужно было сделать какое-то дело, лодырь его отложил и чем это закончилось.

У Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть нашего плана.

Пункты плана в ходе разбора записываются на доске.

Как начнем эту часть?

С одним мальчиком (девочкой) приключилась такая история.

У. О чем напишем в основной части?

Д. Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело.

У. Как назовем вторую часть?

Д. Лень победила.

У. Чем закончим сочинение?

Д. К чему привела лень. Напишем, что случилось с лентяем.

У. В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать. Можете написать, чему учит эта история.

VIII. Написание сочинения.

У. Итак, обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновик и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать, навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно на завтра (если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы. Итак, желаю вам успехов.

Написание текстов-рассуждений чаще представляет собой смешанный тип текста - рассуждение и повествование (в основной части повествуется о какой-то истории для доказательства).

К примеру, вот какое сочинение по пословице написала Мария К.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня

Жили когда-то два брата-близнеца. Они были, как две капли воды, похожи друг на друга, но характер у них был совсем разный. Их звали Коля и Кирилл.

Однажды мальчикам нужно было сделать уроки. Кирилл выполнил уроки через полчаса после школы. А Коля говорит: «Я сделаю попозже вечерком». Наступил вечер. Кирилл уговаривает Колю: «Ну, сделай уроки. Лучше не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня». а Коля отвечает: «Как же вечером делать уроки? Уже поздно, и я устал. Лучше сделаю завтра». Коля совсем забыл, что утром нужно было идти уже в школу. А Кирилл специально не на-
поминал брату, чтобы ему это послужило уроком. Наступило утро. Коля просыпается и смотрит на часы. Времени осталось мало. Он почистил зубы, поел. Мальчик понял, что на уроки осталось немного времени. И уроки сделал наспех. Пришел он в школу. Коля не выучил тему урока, и за это ему поставили «двойку», а за домашнее задание он получил «кол». А вот Кирилл получил «пять» и «пять».

«Говорил же я тебе, не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», - произнес с досадой Кирилл.

Следующая пословица

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование: листы с заданиями, проектор, ноутбук, выставка книг « Пословицы, поговорки»

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

III. Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

IV. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

-Владимир Иванович Даль - великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей. (5 слайд)

И составил «Толковый словарь»

VII. Определение пословиц по рисунку .

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)

«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)

«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)

VIII. Работа в группах.

-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны. (9,10,11 слайды).

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

Что стало с вороной?

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

Сел Иван в чужие сани,

Сани полетели сами-

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

IX. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

- Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.

Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.

- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что "ложкой кормит, стеблем глаз колет".

- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

- О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

XII. Чтение готовых сочинений и оценка.

XIII.Рефлексия (15 слайд)

XIV. Домашнее задание

1уровень - Худо тому, кто добра не делает никому.

- Найти и прочитать рассказ, к которому можно подобрать эту пословицу

2 уровень - Вместе тесно, а врозь скучно.

Объяснить смысл пословицы, привести примеры из жизненного опыта.

3 уровень - Что посеешь, то и пожнешь.

Объяснить смысл пословицы

Следующая пословица

Цели: Формировать умения составлять текст-повествование с элементами описания по заданной пословице.

Развивать наблюдательность, мышление.

Обогащать словарный запас учеников.

Развивать устную и письменную связную речь учащихся.

Постановка темы и целей урока.

Сегодня нам предстоит познакомиться с новым видом сочинения - сочинение по пословице. Мы выясним особенности такого сочинения и потренируемся в его написании. Уверена, что вам это удастся.

«Пословица- мудрость народная. Пословица недаром молвится».

- Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

- Какие пословицы вы знаете? Объясните их смысл.

Все пословицы можно разделить на группы: о труде, о дружбе, о матери, о Родине, о человеке и его качествах, об учении и другие.

Великий русский писатель Владимир Иванович Даль занимался сбором пословиц. Он их собирал 53 года и позже издал книгу «Пословицы русского народа».

Знакомство с новым материалом.

На уроках литературного чтения мы с вами часто подбираем пословицы к рассказам, сказкам. А вот К.Ушинский и Л. Толстой создавали литературные произведения по пословицам.

А что вы знаете об этих авторах?

Великий русский писатель Л.Н.Толстой был графом. В то время школ было мало, а в деревнях их вообще не было. И Лев Николаевич открыл школу в своей усадьбе в Ясной Поляне. В назначенный день дети робко вошли в школу, они очень волновались. Но вот граф улыбнулся, заговорил и робость прошла. Ребятишки с удовольствием стали учиться. Но книг для детей было мало. И Л.Н.Толстой создаёт «Новую азбуку» и «Русские книги для чтения». В школе он учил детей и писать сочинения по пословицам. Сам писатель признавался, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

Замечательный русский писатель, педагог К.Ушинский создал для детей своеобразную энциклопедию об окружающем мире, о космических планетах и материках, об истории страны, о растениях и животных. Эта книга называлась «Детский мир».

Работа в группах.

-Каждая группа получит карточку с текстом. Ваша задача прочитать, обсудить, попробовать самим придумать небольшой рассказ по данной пословице.

«Не ладно скроен, да крепко сшит».

Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:

- Какое у тебя, братец, некрасивое колючее платье! - Правда,- отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Зайчик вместо ответа только вздохнул. К. Ушинский .

«Худо тому, кто добра не делает никому».

«Гришенька! Одолжи на минуточку карандаш». А Гриша в ответ: «Носи свой; мой мне самому нужен». «Гриша! Помоги мне уложить книги в сумку». А Гриша в ответ: «Книги твои, сам и укладывай».

«Тайное всегда становится явным».

Купила мама слив и хотела дать их детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? Все сказали:- «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже : - «Нет, я не ел» . Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь». Ваня побледнел и сказал: - «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л. Толстой

«Как глядишь, так и видишь».

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево сбоку. Он сказал: - «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: - «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

- Мы с вами убедились, что писатели раскрыли смысл пословиц конкретным примером. Вы тоже коллективно попытались это сделать и у вас неплохо получилось. А сейчас каждый из вас самостоятельно придумает рассказ к пословице «Тише едешь – дальше будешь».

Устное составление рассказа.

- Объясните смысл пословицы. - Кто, по - вашему, будут герои рассказа?

- О чём будут ваши истории? - Сколько частей будет в вашем рассказе?

Итак, обдумайте сначала историю, сделайте на черновик наброски. Важно, чтобы идея вашего рассказа совпала со смыслом пословицы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пословица-не зря молвится» (Работа над пословицами. Пословица век не сломится.)

Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это "свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.

сочинение по пословице в стихах

небольшая творческая работа ученицы 4 класса по выбранной пословице : Мал золотник, да дорог.

Презентация к сочинению-рассуждению по пословице "Без ученья нет уменья".

Презентация по русскому языку к сочинению - рассуждению по пословице "Без ученья нет уменья". Развивающая программа Л.В.Занкова 3 класс.

Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.

Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Сочинение по пословице"

Русский язык. Урок по развитию рече.

Сочинение учащегося по пословице "Под лежащий камень вода не течет".

Образец сочинения по пословице учащегося 4 класса. Для отработки умения на основе данной информации и собственного жизненного опыта обучающихся определять конкретную жизненную ситуацию для интерпретац.

Презентация к уроку родного (русского) языка по теме "Сочинение- рассуждение по пословице"

Следующая пословица

Цель: сообщить сведения о пословице, познакомить с творчеством В.И. Даля, Л.Н.Толстого; формировать умение составлять тексты повествования с элементами описания по заданной пословице; развивать наблюдательность, мышление, обогащать словарный запас, развивать устную и письменную речь, воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.

Оборудование: листы с заданиями, проектор, ноутбук, выставка книг « Пословицы, поговорки»

I. Орг. момент

II. Речевая разминка.

-Прочитайте текст: (1 слайд)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила бабка с палкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Лошадь ела сало, а мужик овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

_ Что вы прочитали? (это перевёртыш)

-Прочитайте с удивленной интонацией

-Какие жанры устного народного творчества вы знаете (пословицы, поговорки, скороговорки, считалки, сказки и т.д.)

I II . Подготовительная беседа.

-Прочитайте запись с экрана (2 слайд)

Пословица-мудрость народная.

Пословица недаром молвится.

-Как вы понимаете эти выражения?

- Что такое пословица?

Пословица - это краткое народное изречение с назидательным содержанием. В пословицах мудрость народа, то есть люди подмечали и слагали пословицы. Если кто-то говорит пословицу вам, то он недаром ее произносит: либо хвалит, либо ругает вас.

- Правильно, ребята, в каждой пословице свой скрытый смысл, своя скрытая правда жизни. Каждую пословицу нужно понять, объяснить её. Народ давно стал сочинять пословицы. Их можно разделить на группы: о труде, о родине, о матери, о человеке и его качествах, о дружбе, об учении и другие.

I V. Проверка домашнего задания.

-Дома вы приготовили пословицы и рисунки. Объясните смысл ваших пословиц, а ребята определят к какой группе они относятся.

V. Физкультминутка (слайд3)

VI. Рассказ о творчестве В.И. Даля (слайд 4)

-Владимир Иванович Даль - великий русский писатель увлекался сбором пословиц. Целых 53 года он собирал пословицы. В 1861 году он написал книгу « Пословицы русского народа». Также Даль написал много рассказов и составил много сказок специально для детей. (5 слайд)

И составил «Толковый словарь»

VI I . Определение пословиц по рисунку .

-На экране появится рисунок, а вы должны назвать пословицу и объяснить ее (6,7,8 слайд)

«Любишь кататься люби и саночки возить». (За свои удовольствия надо расплачиваться)

«Яблоко от яблони недалеко падает» (Дети похожи на своих родителей. Говорится с осуждением, когда дети имеют те же недостатки, что и их родители)

«Заруби себе на носу» (Запомни на всю жизнь)

VIII . Работа в группах.

-Помните ли вы, что многие русские писатели и педагоги создавали литературные произведения по пословице. У вас на партах даны тексты Е. Ефимовского « Яма», Р. Сефа «Ворона и лисица», «Сани». Вы должны прочитать текст и узнать пословицы на которые они написаны. (9,10,11 слайды).

Рыл яму злодей на дороге лесной,

Чтоб ночью свалился прохожий.

Прохожий ведь вылезет тоже!

Ещё двое суток разбойник потел.

Летела из ямы землица.

— Годится! (Не рой другому яму - сам в неё попадёшь).

-Неприятность может случиться с тем, кто желает или делает её другим

Присела на куст,

Подумав, что куст

Безопасен и пуст.

Но в этом кусте

Со страшной рогаткой.

Он тихо прицелился

Что стало с вороной?

Но очень пуглива

Ворона с тех пор.

(Пуганая ворона куста боится)

- Говорится, когда кто-то проявляет излишнюю осторожность, тревогу, хотя для этого нет основания)

Сел Иван в чужие сани,

Сани полетели сами-

Через пень перелетели,

Подскочили раз другой.

Наш Иван лежит в постели

С забинтованной ногой. ( Не в свои сани не садись)

I X. Рассказ о Льве Николаевиче Толстом.

- Ребята, кто такой Л.Н.толстой? (12 слайд).

Какие произведения Толстого вы читали?

-Л.Н. Толстой основал свою школу в Ясной поляне для крестьянских детей. Он обучал их грамоте, в том числе и написанию сочинений. О том, как писатель учил этому детей, и написана статья под названием « Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят» Одно из воспоминаний Толстого из этой статьи посвящено тому, как он учил своих ребят писать сочинение по пословице. Послушайте отрывок из этой статьи:

Давно уже чтение сборника пословиц Снегирева составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений. На каждую пословицу мне представляются лица из народа и их столкновения в смысле пословицы. В числе неосуществимых мечтаний мне всегда представлялся ряд не то повестей, не то картин, написанных на пословицы. Один раз, прошлою зимой, я зачитался после обеда книгой Снегирева и с книгой же пришел в школу. Был класс русского языка.

- Ну-ка, напишите кто на пословицу, - сказал я.

Лучшие ученики - Федька, Семка и другие навострили уши.

- Кто на пословицу, что такое? скажите нам? - посыпались вопросы.

Открылась пословица: ложкой кормит, стеблем глаз колет.

- Вот, вообрази себе, - сказал я, - что мужик взял к себе какого-нибудь нищего, а потом, за свое добро, его попрекать стал, - и выйдет к тому, что "ложкой кормит, стеблем глаз колет".

- Да ее как напишешь? - сказал Федька, и все другие, навострившие было уши, вдруг отшатнулись, убедившись, что это дело не по их силам, и принялись за свои, прежде начатые, работы.

- Ты сам напиши, - сказал мне кто-то.

Все были заняты делом; я взял перо и чернильницу и стал писать.

- Ну, - сказал я, - кто лучше напишет, - и я с вами.

Видите, как Толстой познакомил своих ребят с сочинением по пословице. Сам Л.Н. признался в том, что дети писали гораздо интереснее любого взрослого.

-Ребята, а вы хотите научиться писать сочинение по пословице?

X. Устное составление рассказа и плана сочинения.

-Прочитайте пословицу и объясните её смысл (13 слайд)

«Что можно сделать сегодня не откладывай на завтра» (дети объясняют)

-Эта пословица говорится в качестве совета преодолеть лень и сделать работу сейчас.

Совершенно верно. Бывает так, что от вашего дела зависит еще что-то. Вдруг вы кому-то что-то пообещали, не смогли выполнить и подвели человека.

Кто по-вашему любит откладывать делана потом: уроки сделаю потом, помою посуду потом, схожу в магазин потом? (лодыри и лентяи).

-Значит, о чьей истории мы будем писать, с кем могла приключиться эта история? (с лодырем)

-Кто это мальчик или девочка?

И так, главное действующее лицо рассказа - лентяй. Можно придумать своему герою имя и фамилию.

- О чем будет ваша история? (о том, как однажды нужно было сделать какое-то дело. Лодырь его отложил и чем это закончилось).

-Когда начнете писать, опишите, кто поручил это дело, в какой день это произошло. Это будет первая часть вашего плана. С какого слова начнем писать эту часть? (однажды)

-Как назовем эту часть?

-О чем напишем в основной части? (Как лодырь вел себя, придумывал разные причины, чтобы отложить дело) Начало формы

-Как назовем эту часть?

Чем закончим сочинение? (к чему привела лень, что случилось с лентяем)

-В этой части сочинения вы можете рассказать, что было на душе у лодыря, когда ничего уже нельзя было сделать?

-Как назовем эту часть?

Можете написать чему учит эта история.

План. (14 слайд)

1) Порученное дело.

2) Дело отложено.

3) Лень победила.

XI. Написание сочинения

-Обдумайте сначала про себя историю, затем сделайте наброски на черновиках и приступайте к выполнению. Не забудьте, ваш рассказ должен быть настолько ярок, чтобы человек, который будет читать ваше сочинение навсегда понял, что откладывать дела никогда не нужно назавтра.( если только безвыходное положение). Важно, чтобы главная идея вашей истории совпала со смыслом пословицы.

Читайте также: