Снегирев русские в своих пословицах

Обновлено: 24.12.2024

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Следующая пословица

Народ­ные празд­ники, счи­тал Сне­ги­рев, — один из глав­ных устоев пат­ри­ар­халь­ного ста­рин­ного быта: «Народ­ные празд­ники, — писал он, — тор­же­ственно и радостно обна­ру­жи­вая нрав­ствен­ные и рели­ги­оз­ные чув­ство­ва­ния, достав­ляют участ­ни­кам в оных льготу и насла­жде­ние. Нигде с такой пол­но­той и сво­бо­дой не рас­кры­ва­ется лич­ность народ­ная, как в празд­ни­ках: нигде столько, как в них, не сбли­жа­ются люди душою и сердцем».

Из дру­гих тру­дов Сне­ги­рева сле­дует отме­тить изда­ние: «Рус­ская ста­рина в памят­ни­ках цер­ков­ного и граж­дан­ского зод­че­ства» (вып. 1–18, 1846–59; Изд. 2‑е. 1848–60, совм. с А. Мар­ты­но­вым). Боль­шой инте­рес также пред­став­ляют обшир­ный «Днев­ник» и «Вос­по­ми­на­ния» Сне­ги­рева, опуб­ли­ко­ван­ные в «Рус­ском архиве» (1866, 1902-05).

Русские народные пословицы и притчи, изданные И. Снегиревым с предисловием и дополнениями

Предисловие

Тому 17 лет, как изданы мною IV выпуска моего сочи­не­ния Рус­ские в своих посло­ви­цах; в нем я пытался пока­зать отно­ше­ние их к антро­по­ло­гии, физике и исто­рии, кос­нулся не только содер­жа­ния, но и формы сих завет­ных изре­че­ний рус­ского народа, объ­яс­нив неко­то­рые из них парал­лель­ными местами из оте­че­ствен­ных лето­пи­сей и гра­мот, из клас­си­че­ских писа­те­лей, из посло­виц у дру­гих евро­пей­ских наро­дов. Конечно, этот опыт был только нача­лом обшир­ней­шего сочи­не­ния по этой части, раз­ра­ба­ты­ва­е­мой с таким рве­нием и успе­хом уче­ней­шими мужами в Европе. В про­дол­же­ние этого вре­мени, поль­зу­ясь новыми иссле­до­ва­ни­ями и откры­ти­ями в обла­сти рус­ской народ­но­сти и сове­тами бого­сло­вов, юри­стов и фило­ло­гов, я вновь раз­ра­ба­ты­вал рус­ские посло­вицы, каса­ю­щи­еся веры и бла­го­че­стия, нрав­ствен­но­сти, юрис­пру­ден­ции, исто­рии и т. д.

Чем более я вни­кал в этот столь раз­но­сто­рон­ний и столь мно­го­слож­ный пред­мет, обни­ма­ю­щий внеш­нюю и внут­рен­нюю жизнь народа, тем более убеж­дался в необ­хо­ди­мо­сти воз­можно пол­ного собра­ния и отчет­ли­вого изда­ния тек­ста рус­ских посло­виц и прит­чей; потому что напе­ча­тан­ные гг. Кур­га­но­вым, Нови­ко­вым, Бог­да­но­ви­чем и Д. К. не полны, не верны, сме­шаны с пого­вор­ками и сти­хами, нередко пере­ина­чены так, что изгла­жен пер­во­быт­ный их пошиб. Итак, дело, прежде нача­тое мною с конца, до́лжно было начать с осно­ва­ния его, т.е. собрать и сли­чить текст самих посло­виц из всех доступ­ных мне источ­ни­ков, печат­ных, пись­мен­ных и изуст­ных. Для сей цели упо­треб­лены были мною все воз­мож­ные мне сред­ства. В издан­ных доселе посло­ви­цах не нахо­дится мно­гих упо­тре­би­тель­ных в раз­ных обла­стях Рос­сии и вышед­ших из упо­треб­ле­ния, но сохра­нив­шихся в древ­них гра­мо­тах, лето­пи­сях, оте­че­ских кни­гах, пес­нях и сказ­ках; из этих пись­мен­ных памят­ни­ков я заим­ство­вал посло­вицы, кои вошли в текст или слу­жили объ­яс­не­нием и допол­не­нием сход­ных с ними, ходя­щих в народе. Четыре руко­пис­ных сбор­ника посло­виц и прит­чей конца XVII и начала XVIII века, 1) князя М. А. Обо­лен­ского, 2) А. И. Тур­ге­нева, 3) М. П. Пого­дина и 4) соб­ствен­ный мой, доста­вили мне зна­чи­тель­ное посо­бие. Из пре­ди­сло­вия к пер­вому, по всей веро­ят­но­сти, писан­ного Симео­ном Полоц­ким, откры­ва­ется, что еще в конце XVI сто­ле­тия суще­ство­вал пись­мен­ный сбор­ник Рус­ских посло­виц и прит­чей. В своих путе­ше­ствиях по раз­ным губер­ниям Рос­сии я сби­рал мест­ные посло­вицы или доста­вал их посред­ством пере­писки с ино­го­род­ними. Радуш­ное содей­ствие мне в этом слу­чае почтен­ных сооте­че­ствен­ни­ков послу­жило отрад­ным дока­за­тель­ством, что рус­ское сердце все­гда отклик­нется рус­скому и что оте­че­ствен­ное дело все­гда встре­тит в рус­ских живое уча­стие. Неза­бвенно и обя­за­тельно для меня посо­бие, какое ока­зали мне сооб­ще­нием своих заме­ча­ний или мест­ных посло­виц из Псков­ской, Тоболь­ской, Яро­слав­ской, Костром­ской и дру­гих губер­ний: архи­епи­скоп Яро­слав­ский и Ростов­ский Евге­ний (Казан­цев), покой­ный Кирилл (Бого­слов­ский), архи­епи­скоп Каме­нец-Подоль­ский и Брац­лав­ский, док­тор бого­сло­вия П. М. Тер­нов­ский, про­то­и­е­рей и про­фес­сор Ф. А. Голу­бин­ский, действ, ст. сов. И. Ф. Калай­до­вич, П. Ф. Кара­ба­нов, М. П. Пого­дин, Н. И. Кры­лов, Ф. Л. Морош­кин, Петр Илар. Стра­хов, Н. В. Кала­чов, А. И. Лоб­ков, П. С. Мак­сю­тин, П. В. Шере­ме­тев­ский и дру­гие почтен­ные и любо­зна­тель­ные мужи, о кото­рых я упо­мяну в ука­за­нии пись­мен­ных посо­бий по этой части.

Сбор­ник свой я назвал воз­можно пол­ным, потому что совер­шенно пол­ный невоз­мо­жен по бес­чис­лен­ному мно­же­ству и раз­но­об­ра­зию посло­виц, живу­щих в рус­ском народе. Мно­гие из них таятся в раз­ных его слоях, в неко­то­рых семей­ствах и выска­зы­ва­ются только в ред­ких слу­чаях жизни, пред лицом собы­тий. Спро­сите у рус­ского чело­века, кре­стья­нина или посад­ского: какие он знает посло­вицы? Он тот­час не при­пом­нит и не пере­чтет их, но в живой, страст­ной речи он вымол­вит их много. Кто же может под­ме­тить все такие моменты жизни и уло­вить все завет­ные слова в народе? Посло­вицы живущи, пло­дущи и неис­чер­па­емы; нередко одни выте­кают из дру­гих, одни сме­ня­ются дру­гими. Здесь я пред­став­ляю собран­ные мною в про­дол­же­ние трех деся­ти­ле­тий и достав­лен­ные мне усердствовавшими.

Сли­чая напе­ча­тан­ные посло­вицы с изуст­ными и пись­мен­ными, я допол­нял и исправ­лял одни дру­гими, ука­зы­вая в при­ме­ча­ниях парал­лель­ные места, источ­ники и вари­анты (раз­но­сло­вия). Труд, конечно, нека­зи­стый, не бле­стя­щий, но нелег­кий и не излиш­ний. Сколь часто одна и та же посло­вица, про­шедши сквозь несколько веков и чрез раз­ные места, обле­ка­лась в раз­ные формы, пере­ина­чи­ва­ясь в сло­вах и в стро­е­нии речи, там сокра­ща­лась, здесь рас­про­стра­ня­лась, там отно­си­лась к одному, здесь к дру­гому пред­мету, там при­ни­ма­лась в соб­ствен­ном, здесь в пере­нос­ном смысле. Как в народе, так равно и в его языке и посло­ви­цах пред­став­ля­ется смесь древ­него с новым, корен­ного с при­вив­ным, оте­че­ствен­ного с чуже­зем­ным, город­ского с сель­ским. Из этой смеси раз­ных эле­мен­тов сло­жи­лось орга­ни­че­ское целое.

Встре­ча­ю­щи­еся в посло­ви­цах древ­ние, обвет­ша­лые и област­ные рече­ния, пря­мые и кос­вен­ные намеки на собы­тия, более или менее извест­ные, на искон­ные веро­ва­ния, завет­ные обряды, ста­ро­дав­ние обы­чаи и нравы тре­бо­вали объ­яс­не­ний. Но можно ли вполне постиг­нуть и истол­ко­вать все явле­ния обще­ства уже несу­ще­ству­ю­щего, открыть под­лин­ный смысл в неяв­ствен­ных отго­лос­ках минув­шей жизни народа, столько изме­нив­шейся в потоке сто­ле­тий! Кто раз­га­дает все ее загадки и допол­нит недо­молвки! Вре­мена древ­ния, гово­рит посло­вица, дела тем­ныя. Посло­вицы, обни­мая весь народ, его физи­че­скую, нрав­ствен­ную и духов­ную сто­роны, его былое и насущ­ное, состав­ляют пред­мет столь мно­го­сто­рон­ний, раз­но­об­раз­ный и слож­ный, что трудно и едва ли воз­можно обо­зреть его вполне, уло­вить все его суще­ствен­ные и слу­чай­ные изме­не­ния, бес­чис­лен­ные оттенки. Но сколько поз­во­ляли мне мои сред­ства и спо­соб­но­сти, я огра­ни­чился крат­ким объ­яс­не­нием тех только посло­виц, коих про­ис­хож­де­ние и смысл открыли мне извест­ные источ­ники. Не сомне­ва­юсь, что с боль­шими сред­ствами и про­ни­ца­тель­но­стью можно более сде­лать важ­ных и любо­пыт­ных откры­тий в этой обла­сти, где таятся живые семена мыс­лей и чув­ство­ва­ний, где еще не изгла­ди­лись следы неко­гда суще­ство­вав­ших и теперь суще­ству­ю­щих нра­вов, обы­чаев и завет­ных пове­рьев народа. «Муд­рый ура­зу­меет притчу и тем­ное слово», Притч. Солом. 1, 6. Находя в оте­че­ствен­ных посло­ви­цах сход­ство, суще­ствен­ное и слу­чай­ное, с чуже­стран­ными, я при­во­дил в при­ме­ча­ниях парал­лель­ные, подоб­нозна­ча­щие места из биб­лей­ских, гре­че­ских, рим­ских и дру­гих, сколько мне уда­лось их отыс­кать. С осно­ва­тель­ным зна­нием восточ­ных и скан­ди­нав­ских язы­ков такое срав­не­ние может пове­сти ко мно­гим резуль­та­там, важ­ным для фило­ло­гии, фило­со­фии и исто­рии, особ­ливо когда изданы будут посло­вицы всех сла­вян­ских племен.

Следующая пословица

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Следующая пословица

* Конвертация файла может нарушить форматирование оригинала. По-возможности скачивайте файл в оригинальном формате.

Читайте также: