Случай с евсейкой пословица к рассказу

Обновлено: 05.07.2024

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Следующая пословица

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах.

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью.

Следующая пословица

Чтение и анализ произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Глоссарий по теме

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создается с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Диалог — разговор двух героев.

Синонимы — слова одной части речи, близкие по значению.

Ключевые слова

Рассказ, герой рассказа, вымысел, художественный приём сравнение, творческий пересказ, план для краткого и подробного пересказа, чтение по ролям.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С. 4-11
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 52-54
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

На уроке мы узнаем, как построен рассказ М. Горького

Научимся выделять основные события в рассказе;

Сможем сочинить продолжение рассказа

Основноесодержаниеурока

Раздел называется «Были и небылицы». Какие же произведения могут быть в разделе с таким заголовком? Небылица — это веселое произведение устного народного творчества. Во 2 классе мы читали такую небылицу:

На горе стоит гора,

А на той горе лужок,

А на том лужку дубок,

А на том дубку сидит

Ворон в красных сапогах,

Во зелёненьких серьгах.

Чёрный ворон на дубу

Там играет во трубу.

Утром он в трубу трубит,

К ночи сказки говорит.

Еще небылицей называют вымысел, то, что невозможно в жизни. А быль — это описание того, что было в действительности, происходило на самом деле.

Мы прочитаем произведения, в которых авторы мастерски сочетают вымысел и события, которые могли происходить на самом деле. А читая произведения, постараемся понять, для чего авторы включают в рассказы невероятные события.

Познакомимся с историей создания произведения «Случай с Евсейкой» М. Горького.

Максим Горький известный русский писатель. Жил он в конце 19 - начале 20 веков. Максим Горький — это литературный псевдоним.

Псевдоним — имя, которым человек заменяет настоящее.

Настоящее имя писателя Алексей Максимович Пешков. Детские годы писателя были очень тяжелыми. Он рано потерял родителей, воспитывался в семье дедушки. Немало лишений досталось и на юношество. Эти годы Максим Горький описал в своих рассказах «Детство», «В людях», «Мои университеты». Возможно, потому что сам узнал лишения и нищету, Горький, став известным писателем и публицистом, занимается благотворительностью, помогает бедным людям, беспризорным детям.

На своей родине — в городе Нижний Новгород — писатель способствовал открытию школы, книжного магазина, подарил около тысячи книг публичной библиотеке. Сейчас в городе открыт музей Максима Горького.

Именно благодаря сочувствию и желанию помочь попавшим в беду людям появился рассказ «Случай с Евсейкой».

Вот как это произошло.

15 декабря 1908 года на юге Италии в городе Мессине случилось страшное землетрясение. Максим Горький, в это время живший неподалёку, постарался помочь пострадавшим, обратившись к жителям многих стран с призывом о помощи. Откликнулись многие, в том числе ребята из школы близ Баку. Дети поставили спектакль, а вырученные деньги отправили в Италию. Между писателем и детьми завязалась переписка. В одном из писем дети попросили Максима Горького сочинить рассказ про воробьишку и «какой-нибудь выдуманный рассказ, чтобы мальчик удил рыбу».

Вот так и получилось, что лучшие свои детские произведения: сказки “Воробьишко”, “Самовар”, рассказ “Случай с Евсейкой”, писатель создал по заказу маленьких читателей.

Чтение и анализ произведения:

Прочитаем произведение, постараемся понять главную идею текста и то, каким способом писатель доносит ее до читателя.

Читая произведение, отвечаем на вопросы:

  • Какой случай произошел с главным героем - Евсейкой?
  • Что увидел мальчик на морском дне?
  • С чем сравниваются морские обитатели? Какие слова подбирает автор, чтобы передать, как выглядит и передвигается каждое животное?
  • Евсейка удивился тому, что рыба говорит и он ее понимает. А чему во внешности мальчика удивились рыбы?
  • Сложно найти общий язык собеседникам, так непохожим друг на друга. Нужно быть очень терпеливым и находчивым, чтобы продолжать разговор. Есть ли эти качества у Евсейки?
  • Евсейка оказался действительно терпеливым и вежливым. Старается найти подходящую тему для разговора и не обидеть болтливую рыбу. Но стерпит ли он насмешки?
  • Как же будет Евсейка выпутываться из этой неприятной истории?

Проанализируем прочитанное произведение. Что же мы прочитали: рассказ или сказку?

Вспомним, какие произведения называют в литературе рассказом и сказкой.

Рассказ — это литературное произведение небольшого объема, в рассказе описываются реалистичные события, непродолжительные по времени.

Сказка — это произведение о вымышленных героях и событиях. Сказка бывает народная и авторская.

В произведении М. Горького правдиво описаны обитатели подводного мира, значит, это рассказ, но вот только в жизни они не разговаривают, а в сказке могут, значит, это сказка.

Главный герой — обычный мальчик, он любознательный, любуется морскими обитателями. Он вежливый, старается поддержать разговор с болтливой рыбой. Он смелый и находчивый, придумывает, как вернуться на берег. Но только в сказке мальчик может так долго находиться под водой без специального оборудования, все видеть и слышать.

Сюжет развивается так, как это обычно бывает в рассказе:

- завязка (Евсейка попадает в воду)

- основная часть (наблюдение за подводным миром и разговор с его обитателями)

- самый напряженный момент (предложение поиграть и согласие рыбы)

- развязка (Евсейка возвращается на берег).

Также нет и других признаков волшебной сказки, таких как троекратные повторы, волшебные предметы, помощники, постоянные эпитеты.

В рассказе М. Горького описаны реальные события, но есть и вымышленные, сказочные. Возможны они становятся, потому что мальчик, сидя на берегу, заснул. Перечитаем начало и конец рассказа:

А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать…

Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!

Евсейка заснул, а всё, что с ним происходило, - только приснилось ему.

Итак, произведение М. Горького «Случай с Евсейкой» - это рассказ.

Автор придумывает сказочные события, чтобы показать читателям, что даже в самых невероятных ситуациях человек может проявить лучшие стороны характера: сохранить спокойствие, быть вежливым, проявлять интерес к происходящему.

Обратили ли вы внимание при чтении на то, как выразительно описаны морские обитатели? Прием, с помощью которого писатель добивается выразительности при описании, называется сравнение.

Сравнение — художественный приём, в основе которого лежит сопоставление предметов по общему признаку. Создаётся с помощью слов КАК, СЛОВНО, ТОЧНО, ПОДОБНО, БУДТО.

Разбортиповоготренировочногозадания

1. Впиши пропущенные слова:

— Откуда это вы взяли, что все рыбы — ___________?

— Что такое — папа?

— Так себе… Вроде _________, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…

Тут ___________испугался: скажи-ка ей, что ест!

Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зелёное небо и солнце в нём, жёлтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал _____________:

— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…

Пропущены слова: немые, меня, Евсейка, неправду.

2. Что невозможно в действительности, а какие события могли произойти на самом деле? Распредели события рассказа:

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всю мочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.

Евсейке все приснилось

События, которые могли произойти

Рыбёшка смеётся, разговаривает

Рыба приятно улыбается

Поплыла рыба, будто танцуя, и поёт во всюмочь

Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут

Евсейка нырнул и тотчас достиг морского дна.

Евсейка хотел стать авиатором

Евсей хотел беззаботно посвистеть, но —оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точнопробка.

Евсейке все приснилось

Разбортиповогоконтрольногозадания

Соедини название морского обитателя и сравнение, с помощью которого его описывает автор:

Следующая пословица


Евсейка нырнул и, опустившись на морское дно, уселся на подводный камень, с интересом посматривая вокруг. Он долго любовался обитателями моря, сновавшими вокруг него, пока над его ухом кто-то громко не спросил, кто он такой?

Евсейка увидел перед собой большую рыбу и очень удивился, что она разговаривает. Он знал, что рыбы говорить не могут. А чудеса продолжались. Вокруг него суетились разноцветные рыбки и посмеивались над ним, называя двухвостым.

Большая рыба спросила Евсейку, зачем он приплыл, и мальчик решил сказать, что он просто гуляет. Рыба стала сомневаться, что мальчик гуляет по морскому дну, и высказала предположение, что он – утопленник.

Евсейка обиделся на рыбу и решил доказать, что он может двигаться свободно, но почему-то не смог даже встать с камня. Мальчик испугался, но плакать не стал, потому что в воде слезы все равно не будут заметны.

Евсейка решил выбраться из моря с помощью маленькой хитрости. Он предложил большой рыбе плыть на поверхность, чтобы половить мух. Рыба согласилась, и тогда они вдвоем поднялись на поверхность. Вынырнув на поверхность, Евсейка обнаружил, что он по-прежнему сидит на камне, совершенно сухой, а его удочка плавает далеко в море.

Таково краткое содержание рассказа.

Рассказ учит не терять бдительность во время монотонной работы. Если человека сморит сон, то это может привести к непредсказуемым последствиям. Евсейка задремал во время рыбалки, свалился с камня, и чудом избежал серьезных проблем.

В рассказе мне понравился главный герой, Евсейка, который даже во сне сумел найти решение проблемы и выбрался с морского дна на поверхность моря.

Какие пословицы подходят к рассказу Горького «Случай с Евсейкой»?

Где стал, там и спал.
Не верь тишине морской: тихо море, покуда на берегу стоишь.
Как ни бейся, на что ни надейся, а себя не теряй.
Он везде, как рыба в воде.

Рубрика: Отзывы Метки: о книгах Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также: