Семик праздник на руси пословицы
Обновлено: 22.11.2024
Семик считается языческой основой праздника, приходящегося на седьмую неделю Пасхи. Предположительно, в древности он входил в единый весенний праздничный цикл, начинала который Масленица, и был его завершением. С принятием христианства языческий семик был приурочен к Троице, но продолжал древние обряды и верования.
Один из самых главных и ответственных периодов народного земледельческого календаря падает на седьмую неделю после Пасхи. Неделя эта носит название «семиковой», «русальной», «зеленой», «гряной», особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.
В народных обычаях празднование христианского праздника совместилось с дохристианскими праздниками, отмечавшими конец весеннего периода жизни природы. Перед днём Св. Троицы (всегда выпадающий на воскресенье) отмечался в четверг языческий праздник Семик. В течение столетий древние обряды семицкой недели постепенно переносились на Троицу. Троица впитала в себя всю обрядность Семика. В других – обрядовые действия раскладывались на Семик и Троицу.
Семик - седьмой четверг после Пасхи считался очень большим праздником, он открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем - березкой, девичьи гулянья, поминание умерших.
Деревни и села на этот небольшой период буквально преображались: дома и улицы украшаются срезанными березками, ветками, цветами. На Троицу прихожане являются на обедню в церковь с букетами полевых цветов, а пол в храме устилается свежей травой.
Те, кто придерживался старинных обычаев, утром посещали кладбища, где и встречали семик.
Веселье начиналось после обеда. Молодежные гулянья, игры, хороводы происходили или в лесу, вокруг березки, или в деревне, куда с песнями вносили срубленное и украшенное деревце.
Для празднования семика избирался особый дом, куда приносили разных припасов для пира, не забивая солода и хмеля; варится брага, затираемая, заквашиваемая и сливаемая при пении веселых песен. В самый же семик, в полдень, начинается торжество. Посреди двора воткнуто срубленное с ветвями и листьями дерево, под которым стоит горшок с водою. Девицы ходят по двору или сидят, а мальчуганы держат в руках заготовленные кушанья, другие - ведро с пивом на палке. Более веселая, бойкая девушка подходит к дереву, опрокидывает горшок с водою, выдергивает дерево из земли и затягивает песню. С пением:
Ио, ио, семик-тройца,
Туча с громом сговаривалась:
Пойдем, гром, погуляем с тобой,
Во ту слободу, в Радышевчину,
Ио, ио, семик-тройца! -
идут в лес, где происходит пир».
На обширной русской территории троичный обряд с молодым деревом справлялся, разумеется, неодинаково, каждая губерния и даже деревня имела свой набор и последовательность действий, свой обязательный песенный репертуар, при том, что основные элементы обряда сохранялись. К. числу таких элементов относятся: выбор и украшение дерева, совместная трапеза под ним, плетение венков, кумление. срубание дерева с последующим уничтожением его, хороводные песни и игры под ним, гадание на венках, брошенных в воду.
Главным объектом поклонения в эти дни была береза, которая издавна почиталась русскими людьми. В поверьях русского народа она выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от зла, нечистой силы, изгоняющее болезни. Береза символизировала женское начало, считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Одновременно с этим береза воспринималась как дерево, связанное с душами умерших. В дни Семика – Троицы в некоторых местностях России главными праздничными деревьями считались дуб, клен или рябина. Кроме ветвей деревьев в обрядах этих дней использовались различные травы и цветы: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». В Семик – Троицу деревенские и городские улицы, дома снаружи и внутри украшали срубленными березками или ветками березы, полы в домах покрывали плотным ковром из трав, на божницу ставили букеты цветов. Этот обычай, распространенный по всей России, вошел и в церковную практику. В день Троицы внутри церкви ставили срубленные березки, пол устилали душистыми травами, верующие стояли во время праздничной службы с ветками березы и букетиками цветов – зарей. Церковь рассматривала цветы и зелень как знак жизни, а сам обычай приносить их в храм – как выражение радости и благодарности Богу.
Троицкие празднества включали в себя, как уже говорилось выше, и поминовение умерших. Они проводились в Троицкую субботу, предшествующую дню св. Троицы и считавшуюся у русских главным весенним поминальным днем, и в Духов день. Поминая предков в дни возрождения природы, люди надеялись на их помощь, защиту, доказывали, что для умерших нет забвения.
Cемик, Четверток. Четверг на седьмой неделе после Пасхи, за три дня до Троицы. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей. Семик открывает троицко-семицкий празднично-обрядовый цикл. В народном сознании он знаменовал собой переходный период от весны к лету, характеризующийся в природе зеленением растений. Семик знаменовал прощание с весной и встречу лета. В некоторых местностях с Семиком связывался посев ячменя.
Семицкие аграрные обряды и ритуальные действия – обходы полей, гуляние и трапезы девушек и молодых женщин на поле, величание ржи, «вождение колоска», качание молодежи на качелях, исполнение круговых игр с мотивами сеяния, роста, созревания мака, льна, проса – были направлены на стимуляцию роста посевов. Девушки и молодухи, не имеющие детей, устраивали в Семик обряд кумления, направленный на получение ими продуцирующей силы, необходимой для деторождения. Участие девушек-подростков в семицких девичьих гуляниях, кумлении, хороводах закрепляло за ними статус достигших брачного возраста.
В этот день деревенские девушки, собравшись гурьбой, направлялись в рощи, леса или на берега озер, и рек и устраивали игры, пляски, пели песни, завивали венки. Затем их бросали в воду и по тому, что происходило с венком в воде, гадали о своей судьбе.
Другой важнейшей составной частью семицких обрядов было почитание мертвых, их поминовение и чествование. Считалось, что от благорасположения духов предков зависит хозяйственное и личное благополучие: урожай, приплод скота, здоровье и жизнь людей. Посещали могилы умерших, обметали их зеленью, украшали березовыми ветками и цветами.
Семик являлся единственным в году днем поминовения заложных покойников – самоубийц, опоиц, умерших без покаяния, проклятых родителями, казненных преступников, колдунов. На кладбищах и местах массовых погребений служили вселенскую панихиду. На могилы заложных покойников приносили ритуальную пищу: крашенные яйца, вино, блины и булки, испеченные из муки, собранной «по завету» по всем домам селения. Прямо на кладбище после поминовения также раздавали нуждающимся милостыню.
Семик считался одним из лучших, веселых летних праздников: каждая изба украшалась березками, пол посыпался свежескошенной травой. Молодые девушки срубали в лесу молодую березку, украшали ее лентами и цветами, приносили на место гуляний и под семицкой березкой устраивали веселый пир, пели обрядовые песни, водили хороводы. Березовыми (или кленовыми) ветками и цветами девушки украшали и себя. Это называлось заламыванием или завиванием березки.
В этих обрядах отчетливо виден отголосок дохристианских верований. Семицкие обряды – с традиционной березкой и зеленью в центре их, видимо, ставили целью восхвалить духов растительности и задобрить их.
С принятием христианства функции Семика в значительной степени перешли на Троицу, обрядность которой впитала в себя множество языческих ритуалов.
Другие популярные православные праздники:
Семик в православии – это время после Пасхи на седьмой седмице в четверг. В этот день поминают усопших, умерших не своей смертью, а также не крещенных детей. Семик произошло от слова «семя». Родители, деды, прадеды – это и есть семя, от которого мы все и произошли на свет, как семена дают свои ростки и всходы на полях. Так как дата праздника постоянно меняется, наверное многих интересует, какого числа Семик в 2018 году. В 2018 году по церковному календарю Семик будет 24 мая .
Как правильно отмечать Семик и что нельзя делать в этот день?
На Руси Семик считался Пасхой для мертвых. Именно в этот день души, которые не сумели обрести долгожданный покой, получали возможность искупить свои грехи и приобщиться к Царствию Небесному. Чтобы помочь своим близким, умершим не своей смертью, на кладбище оставляли помин и украшали могилу березовыми ветвями. Посещение кладбища в Семик очень важно, поэтому этой традицией лучше не пренебрегать.
Чтобы весь год прошел успешно и злые духи не пытались навредить семье, было запрещено наводить порядок дома, а также выполнять черновые работы в полях. Богине Леля могла наказать за такое неуважение к ее празднику, и чтобы избежать неприятностей в будущем многие люди до сих пор отказываются от тяжелой работы в этот день.
Чтобы деньги водились целый год, в праздник Семик нужно было подать милостыню страждущим или тем, кто особо нуждался в помощи. Считается, что любое доброе дело, сделанное в этот день, вернется к человеку в десятикратном размере.
Семик - весенний народный праздник, отмечавшийся в четверг на седьмой неделе после Пасхи. Неделя, на которую он приходился, называлась семицкой (семиковой) неделей и заканчивалась Троицей.
Семик считается древним языческим праздником, одним из тех, что играли важную роль в весеннем периоде жизни людей. Ритуалы Семика и семицкой недели включали в себя действия, связанные с поминовением умерших, а также празднества девушек.
Обряды поминовения всех усопших начинались во вторник, когда на кладбищах устраивали поминальную трапезу с раскладыванием на могилах яиц, окрашенных в желтый цвет, лепешек, блинов. Эти поминки назывались задушными, то есть поминками, устроенными для душ умерших, которые, по поверью, бродили в семицкую неделю по земле, не находя себе пристанища Поминальные тризны продолжались и в четверг. Причем во многих губерниях России поминовение умерших в Семик считалось едва ли не главным поминовением года Очевидец из Пермской губернии писал: «Ни один день из поминальных, установленных церковью, не почитается как Семик - четверг перед Троицыным днем Хотя церковью в этот день не установлено поминовение умерших, оно, по установившемуся обычаю, совершается во многих приходах епархии, не исключая и некоторых городов. В этот день на кладбище собиралось много народу даже из смежных, если у кого-либо там были схоронены умершие» (Русские 1997, 529).
В Семик поминали также заложенных покойников, то есть людей, умерших неестественной смертью: самоубийц, опойцев, людей, погибших в результате насилия. Этот обычай был распространен на большей части территории Европейской России, но особенно в ее северо-восточных, центральных и западных губерниях. Верили, что их души не находят покоя после смерти, бродят по земле и являются опасными для живых. Для их успокоения женатые мужчины и замужние женщины в этот день выстаивали в церкви панихиду, то есть службу, состоящую из молитв о прощении грехов и упокоении умерших в Царстве Небесном. Обряды Семика восходят к средневековому обычаю хоронить в этот день людей, умерших на улицах, погибших от рук злодеев и не востребованных родственниками. Обычно в течение года их не хоронили, а свозили в специальные помещения, называвшиеся убогими домами, божедомками, скудельницами, и только в Семик с отпеванием погребали в землю. В конце XVIII в. убогие дома перестали существовать, обнаруженных мертвецов сразу же хоронили в специально отведенных для этого местах, но традиционная панихида по ним в Семик сохранилась. Впоследствии поминание в церкви умерших неестественной смертью было перенесено на Троицкую субботу. В южнорусских губерниях в Семик матери устраивали поминки по своим умершим детям (малолетним, некрещеным, мертворожденным). Они приглашали соседских детей и угощали их кашей и медовой сытой.
На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её.
Семик был также днем веселья и гуляний, которые продолжались вплоть до Троицы. Его характерной чертой была трапеза в лесу, в поле, как говорили, «под ракитовыми кустами». В трапезе принимали участие как женщины, так и мужчины. В складчину готовили яичницы, караваи, сочни, сырники, варили пиво, настаивали брагу и бузу - хмельной напиток из гречневой муки. Празднество сопровождалось весельем, плясками, пением песен. Семицкий четверг и следовавшие за ними дни отмечались в старину девичьими гуляньями: хороводами около берез в роще, кумлением, плетением венков и гаданием на них о женихах. С течением времени часть этих обрядов была перенесена на Троицу.
На Семик девушки гурьбою шли в лес, выбирали молодую берёзку и заламывали её (чаще всего вершинку). Не отламывали совсем, а оставляли висеть и заломанную ветвь заплетали венком. Затем около берёзки начинался весёлый обряд. Из веточек и травы делали чучело кукушки и забавным образом «крестили» её. Во время «крещения» девушки «кумились»: будущие «кумы», просунув лицо в завитый берёзовый венок, целовались и тут же обменивались нательными крестиками. Шуточная церемония роднила их, и покумившиеся зачастую оставались добрыми подругами на долгие годы.
История праздника Семик, который выпал на 24 мая 2018 года
До появления христианства на Руси Семик считался одним из главных праздников, который было принято отмечать с размахом и большими народными гуляньями. К нему всегда готовились заранее, убирались в доме, подготавливали список усопших, чтобы их помянуть. Перед этим событием также было принято наводить чистоту на могилах близких, приводя их в порядок. Наши предки верили, что принеся на кладбище цветы, угощения и напитки, они сумеют передать все это своим близким в мир иной. До сих пор эта традиция сохранилась, и на Семик несут в храмы на поминальный стол булки, конфеты и сладости, а также заказывают панихиду, чтобы помянуть всех тех, кто ушел из жизни.
Значение праздника
Традиции пришли к нам еще с 17 века и сохранились до сих пор. В этот день поминали усопших, ухаживали за могилками и молились за души безвременно скончавшихся людей. Души усопших, умерших не своей смертью, не могут найти упокоение и спускаются на землю в дни Святой Троицы для получения чистоты от Духа Святаго. Очень важным является то, с каким чувством поминают в этот день близких людей. Семик по-другому называют «Зеленые Святки». Также можно встретить названия: «семицкая неделя», «зеленая неделя», «семицкий четверг» или «клечальная неделя», в Чехии и Словакии его называют «русальда».
В деревнях и селях существует много традиционных обрядов, связанных с березой. Это означает – окончание весны и начало лета, когда весь мир преображается и земная поверхность превращается в зеленый ковер. Природа обновляется, начинаются летние сельскохозяйственные работы. Она является символов жизненной силы и главным объектом для поклонения. Береза издревле почиталась народом и считалась деревом счастья, которое приносит добро в дом, оберегает от зла и нечистой силы, излечивает болезни, покровительствует незамужним девушкам и семейным женщинам. Дома украшали зелеными веточками березы, свежескошенной травой и полевыми цветами. К алтарю ставили букеты цветов. Эта традиция и сейчас почитается в храмах.
Тематика праздника Семик и особенности поминовения
В 2018 году языческий праздник Семик выпадает на 24 мая. В этот день разрешено поминать «заложных покойников», то есть тех людей, которые покинули этот мир не своей смертью. К ним относятся самоубийцы, убитые, замученные, а также все те, кто погиб при невыясненных обстоятельствах. К категории поминовения также относятся колдуны, маги и ведьмы, не сумевшие обрести покой после жизни. Наши предки верили, что именно в Семик можно помочь душе освободиться и обрести покой, даже если она в силу своих земных деяний застряла в пограничном состоянии между мирами. Если этого не сделать, то неупокоенная душа может стать заложницей нечистой силы, которая вредит людям и может навести проклятье на весь последующий род.
Традиции и обряды на Семик
Утром до полудня посещают кладбище. В послеобеденное время по традиции на Руси водили хороводы вокруг березы, ходили в лес и на речку, пели песни, плели венки, гадали, молодежь играла в веселые игры, веселилась и гуляла до утра. Из березовых ветвей делали кукушку, которую крестили, затем поцеловавшись, обменивалась нательными крестиками, что означало крепкую дружбу и родство. Этот обряд называется кумовство, который сплачивает людей на долгие годы. Традиционной считается трапеза в лесу под березкой или под ракитовым кустом. Для праздничного обеда заранее пекли караваи, сырники, сочни.
Сегодня, в седьмой четверг после Светлой Пасхи Христовой, 24 мая 2018 года отмечается народный праздник Семик. Он посвящен строптивой языческой богине Леле, душа которой по поверьям живет в березке. Поэтому березовые веточки - это главный атрибут праздника, выпавшего на пик Зеленых святок. В этот день можно приоткрыть завесу тайны будущего, а также заниматься светлой ворожбой. С какими приметами связан Семик, а также какие традиции дошли до нашего времени - разберем в новом материале.
Обычаи и традиции дня Семик, отмечаемого 24 мая 2018 года
В древности с наступлением праздника Семик приходило время посвящения девочек в девушки. Их принимали с почетом в более старшие ряды, заплетали яркую ленту в косу, которая считалась символом готовности выйти замуж, а также учили гадать и ворожить на суженного. Помимо этого, были и другие обычаи, а именно:
- Водить хороводы вокруг берез и просить богиню Лелю послать женскую красоту и защитить от недругов и напасти злых духов;
- Наряжать ветки берез венками из цветов или лент, чтобы попался хороший жених или муж любил крепко;
- Писать записочки с просьбами к богине Леле, которые закапывались под корнями берез;
- Принимать баню с использованием березового отвара и веника, чтобы целый год болезни стороной обходили, а женское очарование возрастало с каждым днем.
Также было принято гадать на суженного или ближайшее будущее, используя для этого венки из березки. Девушки плели себе венок, загадывали желание и отпускали его в водоем. Если венок прибивало к берегу, то в этом году девушка обязательно должна была выйти замуж. Если же венок уплыл к противоположному берегу - жених увезет ее далеко от родственников. Если же венок тонул - время выходить замуж еще не пришло.
Читайте также: