Ржаной хлебушко калачу дедушка смысл пословицы

Обновлено: 24.12.2024

1) расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

2) обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение

объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения

3) формирование бережного и уважительного отношения к хлебу

4) формирование навыков работы в команде

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, метод проектов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

1. Организационный момент —

объявление темы проекта, постановка цели.

- Здравствуйте, ребята! С егодня у нас в классе необычно много гостей. Все мы волнуемся. Но, вы умницы и способные ребята! Вы мне поможете вести урок? Тогда давайте улыбнёмся и пожелаем успехов друг другу! Садитесь!

- Ребята, а каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
(Дети: Интересным, необычным, хотим узнать что-то новое)

- А интересное начинается прямо сейчас – вы превращаетесь в маленьких учёных!

Повторяйте за мной:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!

Сегодня мы будем наблюдать, затем исследовать, потом экспериментировать и, наконец, делать выводы.

- Сегодня мы с вами составим справочник одного слова.

2. Планирование работы, выдвижение гипотезы,

формулирование целей и задач урока

- Итак, Справочник какого слова мы будем составлять? Догадайтесь!

- Внимание на экран! Смотрим и слушаем!

- Мы встречаемся с ним каждый день. Утром или вечером заходим в магазин и покупаем булочки, пряники, сухарики.… Но, прежде всего – этот продукт, потому что нельзя представить себе без него ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Этот продукт питания - самое надежное средство защиты людей от голода. Что же это такое?

-Какое же это слово? (Отвечают)

Самый вкусный, несравненный,

Всем знакомый с детских лет –

Это наш обыкновенный

И любимый русский хлеб:

- А что вы знаете о хлебе? Что вам известно из уроков окружающего мира? (рассказывают, получают колоски)

- А хотите узнать, как появилось слово «хлеб»? или откуда взялось выражение «Ржаной хлебушко калачу дедушка»? (да)

- Тогда мы начинаем!

- Тема нашего урока «Ржаной хлебушко - калачу дедушка».

- Поставим перед собой цели и задачи.

- При ответе используйте опорные слова:

Мы повторим … (То, что уже знаем)

Мы узнаем …(Как можно больше нового про слово «хлеб»)

Мы научимся … (Находить новую информацию про слово «хлеб»)

Мы создадим …(Иллюстрированный справочник слова «хлеб»)

- Итак, мои юные учёные, мы с вами начинаем наше увлекательное исследование.

4. Работа с информационными источниками, подведение итогов сбора необходимой информации по поставленной проблеме

- Ребята, как мы можем узнать значение слова? Где посмотреть?

- Сейчас каждая группа поработает со словарями, найдёт первое основное значение этого слова и прочитает классу . (Готовятся)

- Итак, ребята, в каких значениях употребляется слово «хлеб»? Что мы называем хлебом?

Слово хлеб имеет несколько значений.

Хлеб 1 – пищевой продукт, который выпекают из муки.

Хлеб 2 - растение, из зерна которого изготавливаются мука

Хлеб 3 – зерно, из которого делают муку

(Приклеивают на страницу 3 значения слова с рисунками)

1. Батон белого хлеба и буханка черного хлеба

4. Пропитание, пища (зарабатывать на хлеб)

5. Средства к существованию, заработок.(лёгкий хлеб-легкий заработок)

(Хлеб – это не только буханка черного хлеба или белый батон)
Хлеб – это зерно (демонстрация снопика ржи)
Хлеб – это колосья с зернами (Хлеб растет в поле)

Хлеб- это разные хлебобулочные изделия, это любая пища и средства к существованию.

Как же появилось в русском языке слово «хлеб»?

- Есть несколько версий его происхождения.

- Об этом вам расскажут ваши товарищи.

1 . Большинство исследователей считают, что родина слова «хлеб» — Греция, где в древности выпечку изготавливали в специальных горшках, которые назывались «клибаносы». Потом это слово проникло в другие языки, чаще всего немного изменяя своё звучание. До нашего времени это слово дошло как «хлеб».

(показать на презентации)

- А вот другая версия, которая мне нравится больше.

2. По другой версии , «хлеб» произошло от старо-русского «хлябь»: раньше так называли блюдо, состоящее из муки и воды. Эту жидкость, ещё её называли «похлёбка» или «хлебово», люди употребляли в пищу, «хлебали» до тех пор, пока не научились делать выпечку, которая получила название «хлеб».

- Итак, мальчики, давайте оформим 1 страничку нашего справочника . Как появилось слово «хлеб»?

- Следующая страница называется «Слова, близкие по значению».

- Ребята, чтобы вспомнить слова, близкие по значению к слову «хлеб», давайте отправимся в булочную.

( на закрытой магнитной доске картинки)

- Посмотрите, какое изобилие! Выбирайте и на вкус, и на цвет. Тот, кто правильно назовёт продукт, тот его и купит в нашей булочной.

Калач, каравай, кулич, булка, батон, хлеб, рогалик, плетёнка, лепёшка

- Ребята, это и есть слова, близкие по значению к слову «хлеб».

- Ребята, наверное, некоторые слова оказались для вас непонятными. Давайте посмотрим на экран и уточним значение некоторых слов.

Калач - старейший вид белого хлеба в России. В древней Руси калачи выпекались в форме большого замка с круглой дужкой, за которую, как за ручку, держались горожане, поедая вкусный хлеб. Из соображений гигиены за дужку калача только держались, но никогда её не ели, отдавали нищим или собакам. Отсюда дошедшее до наших дней выражение «дойти до ручки», то есть начать питаться дужками от калача, достигнуть крайней нищеты, потерять облик.

Русское слово «калач» образовано от славянского слова «коло», значит, «колесо».

В слове калач надо писать букву а, однако в древнерусском существовала форма колачь; современная форма слова – «акающая».

Каравай - большой круглый хлеб, который выпекали к праздникам и важным событиям. Караваем встречали и провожали дорогих гостей, а самые пышные и искусно украшенные караваи были главным угощением на свадьбах.

Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике — расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его молодожёны.

Слово «каравай» произошло от «корова», но опять от нашего русского «аканья» КОРОВАЙ стал КАРАВАЕМ.

Кулич – хлеб, который выпекается на Пасху.

Рогалик - маленькая булочка, имеющая форму рога. Произошло от древне-русского слова «рог»

Плетёнка - продолговатый витой белый хлеб, от глагола «плести»

Лепёшка - плоское круглое изделие из печеного теста (толковый словарь С. Ожегова) Это тоже исконно русское слово, произошедшее от слова «лепить».

- Подпишите названия хлебобулочных изделий, которые вы купили в булочной. Поставьте знак ударения во всех словах и приклейте ваши работы на страничку нашего справочника . ( Пока клеят, повторить значение слов)

- Ребята, а какие ещё хлебобулочные изделия вы знаете? Посмотрите на экран, отгадайте названия следующих изделий.

бублики, ватрушка, баранки, сушки, пряники, крендель, пирожок.

Толстая баранка (бублик)

Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой (ватрушка)

Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца (баранка)

Маленькая тонкая и очень сухая баранка (сушка)

Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурка, иногда с рисунком (пряник)

Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку (крендель)

Маленький закрытый пирог удлинённой формы (пирожок)

Жареные пирожки (в отличие от печеных) (пряженцы)

- Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем в игру «Чем я угощу друзей». Ещё раз вспомните близкие по значению слова - названия хлебобулочных изделий, добавьте к ним походящие «вкусные » прилагательные из конверта под названием «Хлебобулочные изделия».

- Я начинаю: «Я угощу Марину душистым пряженцом». Кто продолжит?

Пшеничн. ржан. свеж. черств. вкусн. хрустящ. пахуч. ароматн. аппетитн. поджарист. сдобн. мягк…, жестк. душист…, черный, белый, сдобный, пышный, подгорел…,

Пшеничный – из пшеницы

Сдобный - замешанный на молоке с маслом

Ароматный - имеющий приятный запах

- Ребята, какую песню с давних пор на Руси поют в день рождения или на именинах?

- Песня «Каравай» - обрядовая песня, которая ведет свою историю с давних времен. Ее исполняли в день рождения ребенка или на именины. На эти праздники обязательно пекли каравай. Когда этот сладкий круглый хлеб с украшениями выносили имениннику, исполнялась эта песня. Давайте и мы сейчас отдохнём, поиграем, споем эту песенку для осенних именинников нашего класса.

- Настало время следующей странички нашего Справочника, которая называется «Жизнь слова в произведениях фольклора»

- Хлеб на Руси ценился с давних пор. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества.

- Какие жанры фольклора вы знаете? (пословицы, поговорки, считалки, скороговорки, и т.д.)

- Ребята! Перед вами на столах лежат конверты, на которых написано «Пословицы». Вам нужно подобрать к началу пословицы, её конец. У каждой группы – разные пословицы. Работайте.

- Готовы? Читайте, какие пословицы у вас получились. Проверим, всё ли верно?

- Что общего у всех этих пословиц? (Они о хлебе, его значении).

- Давайте по 1 пословице приклеим на нашу следующую страничку и объясним их смысл.

(Приклеиваем, объясняем смысл)

Хлеб – всему голова ! (он - главные продукт на столе, т.е. «голова»)

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеба ни куска, так и в тереме тоска. ( без хлеба человек голоден, даже богатый, который живёт в тереме- дом в виде башни в древней Руси . )

Ржаной хлебушко – калачу дедушка.

- Ребята, а вы можете ответить, почему же ржаной хлебушко калачу дедушка? (Отвечают, получают колоски)

- Первые караваи и колобки на Руси были ржаными. Русский народ с уважением относится к ржаному хлебу. Ржаной всегда выручал едока, он – глава хлебного семейства.

- Русский ржаной хлеб с его неповторимым вкусом и ароматом до сих пор славится далеко за пределами страны как самый вкусный хлеб в мире.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Пот на спине - хлеб на столе.

- А сейчас, мои маленькие исследователи, выполните задание «Проверь себя». Найдите конверт с таким названием. Вам нужно определить жанр каждого фольклорного произведения и подписать его маркером наверху.

- Проверим и прикрепим ваши работы на страницу нашего справочника .

А богатырь Микула Селянинович отвечает ему:
Я знаю свою правду-истину-
В том сила моя непобедимая!
Не в забаву-игру трачу силу свою:
Я хлеб ращу, я народ кормлю!

За стеклянными горами
Стоит Ваня с пирогами.
Здравствуй, Ванечка-дружок!
Сколько стоит пирожок?
Пирожок-то стоит три,
А водить-то будешь ты.

  • Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб)

Уж ты, туча, с дождем!

Полей землю ковшом,

Полей ситом, решетом,

Чтобы тучной стала рожь

Полей наши пашни, дождь!

Наши предки полагали, что вода просеивается через облака, как сквозь сито или решето (приспособление для просеивания муки, сетка, натянутая на широкий обруч), тогда идёт мелкий дождь.

Иногда облака раздвигаются, и тогда дождь льет как из ведра, сильный.

Не плачь, не плачь –
Куплю калач,
А будешь плакать –
Куплю лапоть.

Плетеная обувь из лыка или веревок, охватывающая со всех сторон ступню ноги.

  • Печка, матушка, спрячь меня!
    Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.
    Поскорее съела девочка ржаного пирожка, и залезла в печь.
    («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

- Проверяем. Прикрепляем работы на страничку.

- Дорогие ребята! Вы, конечно, помните русскую народную сказку «Колобок»?

- А как вы думаете, из какой муки испекла бабка деду румяный Колобок?

- Дам вам небольшую подсказку: наши предки издревле были хлеборобами и нуждались в сытной еде, чтобы быть в состоянии выполнять тяжелую работу на земле. Пшеничная мука стоила дороже ржаной. А наши бабка с дедом были людьми какими? Бедными или богатыми?

(Отвечают, за правильный ответ получают колоски)

- Вот вы и угадали! Колобок из русской сказки был ржаным! В прежние времена крестьянскую семью, как правило, кормил сытный каравай ржаного хлеба, а калачами да булками лакомились те, кто побогаче и познатнее, — князья и бояре .

И, наверное, неспроста наши предки в старину рожь называли житом – от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

- Ребята, давайте поэкспериментируем – составим скороговорку из предложенных слов. Можно брать не все слова, одно слово можно применять несколько раз и формы слова можно менять.

Слова такие: бублик, булка, Булька, Пулька, делили, ели.

Посовещайтесь в группе и представьте свои скороговорки.

— Что говорят нам фольклорные произведения о важности хлеба? (Они утверждают, что хлеб является главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)

— Как называли хлеб в старину? (Хлеб ласково называли хлебушко и уважительно— хлеб - батюшка.)


— Хлеб на столе и по сей день является неизменным, повторяющимся изо дня в день. Каждый день что - то меняется в наших обедах, завтраках, ужинах. Но изо дня в день на обеденном столе — все тот же хлеб. И нет ему замены, нет в нем однообразия, нет надоедливой похожести. Хлеб никогда и никому не приедается. Это исключительный продукт.

- Внимание, мои юные ученые, в русском языке с давних пор есть образные, меткие, устойчивые выражения о хлебе.

- Переходим к следующей страничке нашего Иллюстрированного справочника «Когда так говорят?».

- Возьмите конверт под таким названием. На карточках с рисунками вы прочитаете эти устойчивые выражения, а на цветных карточках написаны их значения. Попробуйте составить пары: устойчивое выражение и его значение.

Перебиваться с хлеба на воду
Жить бедно, впроголодь.

Дружеское угощение, а также вообще дружба, гостеприимство.

Такими словами на Руси встречали гостей. Хлеб и соль у многих народов являются символом богатства и достатка. Предложение отведать хлеба с солью является признаком радушного отношения к гостям. Гостеприимных хозяев принято называть хлебосольными.

Иметь крепкую дружбу.

Так говорят об очень опытном, много повидавшем человеке.

- Мы подходим к завершению оформления нашего справочника. Последняя страница называется «Родственные слова».

- Что такое «родственные слова»? Как сказать по-другому? (однокоренные)

- Давайте отгадаем кроссворд, в котором зашифрованы только родственные слову «хлеб» слова.

Следующая пословица

1 слайд Описание слайда:

Презентацию подготовила учитель начальных классов МКОУ Никольская СОШ Рыжкова Любовь Владимировна село Никола 2019г

2 слайд Описание слайда:

3 слайд Описание слайда:

4 слайд Описание слайда:

5 слайд Описание слайда:

6 слайд Описание слайда:

7 слайд Описание слайда:

8 слайд Описание слайда:

9 слайд Описание слайда:

10 слайд Описание слайда:

11 слайд Описание слайда:

ТЕМА: «Ржаной хлебушко- калачу дедушка».

12 слайд Описание слайда:

13 слайд Описание слайда:

14 слайд Описание слайда:

Из истории языка и культуры Коврижка – это вид пряника, обычно медового. Слово коврижка образовано от слова коврига, которое означает большой круглый хлеб, каравай. Коврижки готовят из муки, мёда, изюма, орехов, пряностей, с добавлением сахара.

15 слайд Описание слайда:

16 слайд Описание слайда:

17 слайд Описание слайда:

18 слайд Описание слайда:

19 слайд Описание слайда:

20 слайд Описание слайда:

21 слайд Описание слайда:

22 слайд Описание слайда:

23 слайд Описание слайда:

24 слайд Описание слайда:

Выбранный для просмотра документ УРОК родной руск.docx

библиотека
материалов

Учитель: Рыжкова Любовь Владимировна

Образовательное учреждение:

МКОУ Никольская общеобразовательная СОШ

Межевского муниципального района Костромской области

Конспект урока русского родного языка

Класс: 2 класс

Тема: «Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

УМК: Перспектива

Тип урока: открытие новых знаний

Цель :

расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребляемых слов,

показать необходимость владения языком для успешного общения;

Образовательные :

Показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена.

Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом.

Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб.

Активизировать познавательную деятельность через проблемную ситуацию, развитие творческого совместного труда.

Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе.

Развивающие :

развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление умение сравнивать, группировать, делать выводы;

развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память;

развивать умение ориентироваться в информационном пространстве;

развивать коммуникативные качества учащихся, связную устную речь через умение правильно формировать свои мысли в процессе работы на уроке по теме урока.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию;

воспитывать в детях чувство гордости за свою Родину, любовь к традициям, культуре своего народа;

Воспитывать навык адекватного поведения во время урока при ответе и выполнении заданий, продолжить формирование умения работать в группах.

Планируемые результаты

Предметные:

Познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени.

Метапредметные:

Регулятивные:

формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные:

находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; устанавливают причинно-следственные связи, осуществляют анализ, сравнение, классификацию; самостоятельно находят способы решения проблемы.

Коммуникативные:

составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства

Оборудование:

учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. , проектор, ноутбук.

Образовательные ресурсы

Мультимедийная презентация к уроку

Выставка книг о хлебе, видеоклип.

Иллюстрация: «Каравай» на рушнике.

I . Орг. момент

Ребята, вам тепло? (да)

В классе нам светло? (да)

Прозвенел звонок? (да)

Начался урок? (да)

Хотите учиться? (да)

Тогда можно садиться. (да)

Все расселись по местам.

Никому не тесно? (да)

По секрету скажу вам: «Будет интересно»!

I I . Создание проблемной ситуации

Учитель или хорошо читающий ученик читает стихотворение Я.Пишумова «Загадочный рисунок»

(на экране показ презентации СЛАЙД 2 )

Подошёл к ребятам Витя,

Кто сумеет угадать,

что я начал рисовать? .

- Выскажите своё мнение, что же задумал нарисовать Витя.

(дети высказывают свои предположения, учитель продолжает)

- Угадал! - сказал Володя. -

Это солнышко восходит! СЛАЙД 3

Возразила сразу Зина:

- Здесь арбуза половина! СЛАЙД 4

- Чепуха! - смеётся Света. -

Сразу видно, зонтик это! СЛАЙД 5

Это каска со звездой! СЛАЙД 6

-Нет! - сказал, подумав, Боря.

чего тут спорить. СЛАЙД 7

Головой качает Вася:

- Я с тобою не согласен.

Я уверен, будет тут

Нарисован парашют! СЛАЙД 8

Витя свой рисунок взял,

улыбнулся и сказал:

- Вы догадливыми были,

только жаль, про хлеб забыли.

Как собрали урожай,

Испекли мы ……. каравай! СЛАЙД 9

I I I . Мотивация к учебной деятельности СЛАЙД 10

- Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся за руки. Представьте, что мы стоим на краю пшеничного поля. Стоит яркий солнечный день. Ветерок колышет спелые колосья.

-Что вы услышали? (шум ветра, шелест колосьев, пение птиц, шум мотора…)

-Что вы почувствовали? (запах травы, аромат хлеба…)

- Что вы увидели? (золотую ниву, пшеничное море…)

( Учитель пожимаем руку одному из детей, ребенок передает пожатие по кругу ).

– Мы с вами передали друг другу тепло своей души, частичку своего настроения. Надеюсь, нам с вами хватит этого тепла до конца урока. Садитесь.

I V Постановка учебной задачи

- Вы догадались, о чём пойдёт речь на уроке? (дети предлагают тему урока о хлебе, о том, как его растить, как его беречь)

- Верно, на уроке речь пойдет о чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Тема нашего урока звучит так «Ржаной хлебушко- калачу дедушка». СЛАЙД 11

- Что бы вы хотели узнать нового по этой теме?

(дети высказываются)

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием изделий их хлеба и их названиями, так же узнаем происхождение этих слов. Прочитаем интересные тексты о значимости хлеба в жизни людей, а пословицы раскроют нам истинное отношение человека к хлебу. Желаю вам интересных открытий.

V Работа по теме урока

1. Раскрытие конкретного смысла слова ХЛЕБ

- А начнём мы с легенды. (рассказывает заранее подготовленный ученик)

«Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?

На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она, пища! Спасение племени.

Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.

Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»

- Откройте учебник на стр.14. выполним упр1.

(текст упражнения читает хорошо читающий ученик или уч- ся класса по цепочке)

- Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос. Почему хлеб называют чудом земли, символом жизни?

(Дети отвечают, пользуясь прочитанным текстом).

- Почему он занимает важное место в жизни?

(Дети отвечают, используя прочитанный текст).

2. Работа с пословицами

- Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. К хлебу у русского народа во все времена относились почтительно. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. «Нет лучшего в мире цветка, чем пышный колос, нет лучшего сада, чем пышное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба» гласит народная мудрость. В народных пословицах, поговорках отразилось, бережное и уважительное отношение к хлебу.

А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе? Тогда пора собирать наш «Урожай пословиц».

-Выполним упр. 2 на стр15 учебника

( дети по цепочке читают пословицы из упражнения 2 и объясняют их значение)

- Спиши в тетрадь любые три пословицы.

3. Работа в группах

- И сегодня в каждой семье, на самом почетном месте лежит хлеб: хрустящий, с аппетитной корочкой. В мире насчитывается более 750 видов разных хлебобулочных изделий. Давайте подберём к слову хлеб признаки, которые рассказывают, какой бывает хлебушек. Я начинаю: - Хлебушек душистый, ………… (дети продолжают) золотистый, свежий, белый, черный, вкусный ароматный, мягкий, пшеничный, ржаной.

- Откройте учебник на стр.16. Посмотрите на иллюстрации и прочитайте названия хлебных изделий.

А знаете ли вы историю происхождения этих названий?

-Выполним задания упр.3

Учитель рассказывает из истории происхождения слова «коврижка» СЛАЙД 13

- Обратите внимание на иллюстрацию на слайде и в учебнике с.20. Перед вами коврижка.

Коврижка – это вид пряника, обычно медового. Слово коврижка образовано от слова коврига, которое означает большой круглый хлеб, каравай. Коврижки готовят из муки, мёда, изюма, орехов, пряностей, с добавлением сахара.

4 . Беседа о профессиях людей, вырастивших хлеб.

- Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба , о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют

- Хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей разных профессий. (На столах у ребят карточки с названиями профессий: мельник, врач, учитель, шофёр, доярка, тракторист, агроном, пекарь, комбайнер );

- Выберите те названия профессий, которые по вашему мнению имеют отношение к хлебу.

(Дети работают с места в парах, учитель)

- Расставьте названия профессий в порядке очередности процессов изготовления хлеба. (дети переставляют таблички в правильном порядке:

тракторист, агроном, комбайнёр, шофёр, мельник, пекарь).

Дети читают стихи:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Только снег сошёл в апреле.

Как поля зазеленели.

Все вместе: Мы говорим: «Хлеб

Золотой простор бескрайний

Здесь работают комбайны.

Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Пекарь: Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Все вместе: Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб хлеб вкусный, золотой

Украшал бы стол любой.

5. Правила бережного отношения к хлебу

- Спасибо ребята. У русского народа во все времена было самое почтительное отношение к хлебу. Прежде чем начать резать новый хлеб, его осеняли крестным знамением, а если вдруг хлеб падал на пол, его поднимали и извинившись целовали. Что может быть важнее хлеба? Есть, пожалуй, только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово «жизнь». В старину на Руси рожь называли житом, от слова «жить». Есть хлеб – есть и жизнь.

-А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надо относится с особенным почтением. Нет для человека запаха более приятного, чем запах свежеиспеченного хлеба. Раньше было принято печь хлеб дома. Рождение хлеба – праздник. Хозяйка, прежде чем начать печь хлеб, надевала нарядную одежду, повязывала яркий платок. Хлеб, испеченный из муки, просеянной через решето, называли решетным, через сито – ситным, а караваем называли пшеничный хлеб, испеченный в круглом каравайнике.
Ребята, давайте вместе с вами составим «Правила бережного обращения с хлебом».

(дети высказывают свои мнения, учитель помогает правильно сформулировать правила) СЛАЙД 22

Помните, ребята, такие правила:

Обращайся с хлебом бережно

Никогда не выбрасывайте хлеб . Не играй с хлебом.

Бери хлеба столько, сколько сможешь съесть.

Остатки хлеба отдай птицам, домашним животным или сделай сухарики.

- Всегда будем бережно относиться к хлебу и учить на своём примере других.

VI . Итог урока.

- Наш урок подошёл к концу.

- Что нового вы узнали?

- Что особенно запомнили?

- Какой самый главный вывод мы с вами сделали?

Учитель включает видеоклип «Хлеб»

VII . Рефлексия

- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. На вашем столе лежат солнышко и тучка, если вам урок понравился и вам было на уроке интересно, то возьмите солнышко, а если вам было неинтересно на уроке и сложно работать, то возьмите тучку.

Следующая пословица

Описание слайда:

Ржаной хлебушко – калачу дедушка Родной (русский) язык 2 класс «Ржаной хлебушко – калачу дедушка» Подготовила учитель начальных классов первой категории Гончаренко Анна Викторовна

Описание слайда:

Педагогические задачи: расширить знания учащихся об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений обще употребляемых слов, показать необходимость владения языком для успешного общения; Планируемые результат: предметные: показать значимость и ценность хлеба в наше время и в давние времена. Расширить знания обучающихся об истории хлеба, о профессиях, связанных с хлебом. Учить ценить и уважать хлеб и труд людей, вырастивших хлеб. Формировать положительно-эмоциональный настрой, умение работать в коллективе. Метапредметные: познавательные: познакомятся со словами, обозначающие предметы традиционного русского быта: слова, называющие хлебные изделия, с историей происхождения этих слов, какие из них сохранились до нашего времени. регулятивные: формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения; находят ответы на вопросы и извлекают необходимую информацию в тексте и иллюстрации; коммуникативные: составляют небольшие устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства. Личностные: испытывает положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Описание слайда:

ЛЕГЕНДА «Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем. А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем? На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени. Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости. Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ»

Описание слайда:

- Сегодня на уроке мы познакомимся с разнообразием изделий их хлеба и их названиями, так же узнаем происхождение этих слов. Прочитаем интересные тексты о значимости хлеба в жизни людей, а пословицы раскроют нам истинное отношение человека к хлебу. Желаю вам интересных открытий. - Откройте учебник на стр.14. выполним упр1. (текст упражнения читает хорошо читающий ученик или учащиеся класса по цепочке) - Вот такое коротенькое, но емкое слово « хлеб». А теперь давайте попробуем ответить на вопрос. Почему хлеб называют чудом земли, символом жизни? - Почему он занимает важное место в жизни?

Следующая пословица

-Для того чтобы получить какое-то изделие из муки, необходим труд многих людей. «Откуда хлеб пришел» помогут узнать нам наши родители. Расставьте картинки в нужной последовательности. (Родители выполняют задание. Последняя картинка колоски связаны в сноп).

-Есть у русских людей пословица : «Хлеб- всему голова». «Голова» в этой пословице имеет смысл «главный». То есть хлеб – главный продукт питания на столе в любое время приема пищи, поэтому к хлебу нужно относиться бережно.

-Колоски-то мы с вами убрали, да вот вазы подходящей для них нет. Предлагаю командам «украсить вазу для колосков» (Родители и дети украшают вазы соленым тестом, природным материалом бусинами и пуговицами в команде.)

-Молодцы все постарались и вазы получились такие красивые.

-Но из обмолоченных колосков замесили тесто. Предлагаю вам приготовить из них хлебобулочные изделия для наших игр.

-Какие красивые у вас получились калачи и пирожки, сушки и печенье. Хороший вы хлеб испекли.

-А много ли вы знаете пословиц и поговорок о хлебе? Наши мамы помогут вам их вспомнить. Перед вами пословицы и поговорки которые нужно закончить ( карточки с пословицами и поговорками разрезаны « Где блины ,/ тут и мы », « Красна изба углами , / а обед пирогами »). Ну, как все справились? Зачитываю начало пословицы дети продолжают.

-Молодцы, много знаете пословиц и поговорок о хлебе. А какие мамы умеют из хлеба бутерброды готовить! Конкурс «Удивим честной народ, приготовим бутерброд». Пока наши мамочки готовят, мы с вами поиграем в игру « Фанты »Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и говорит:

Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
Да и нет не говорите!

После этого он задает детям разные вопросы, а сам старается, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Ведущий ведет примерно такой разговор: «Что продается в булочной?» — «Хлеб».— «Какой?» Чуть-чуть не ответил игрок: «Черный и белый» , да вовремя вспомнил запрещенные слова и сказал: «Мягкий» . — «А какой хлеб ты больше любишь, черный или белый?» — «Всякий».— «Из какой муки пекут булки?» — «Из пшеничной» . И т. д. Тот, кто произнес запрещенное слово, отдает водящему фант. В конце игры все, кто остался без фанта, выкупают его.

1. Ha вопросы играющие должны отвечать быстро, ответ исправлять нельзя.

2. За каждое запрещенное слово играющий платит ведущему фант.

3. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими.

4. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания: спеть песню, загадать загадку, прочитать стихи, рассказать короткую смешную историю, вспомнить пословицу и поговорку и т. д. Самой трудной в этой игре является роль ведущего, поэтому вначале эту роль выполняет взрослый. Фанты могут выкупаться после того, как проиграет 5 человек.

Мамы представляют свой бутерброд.

- Все бутерброды были своеобразными, красочными, веселыми. Молодцы наши мамы, давайте похлопаем им!

А сейчас я предлагаю детям собрать разрезную картинку. Дети парами собирают. Из какой сказки картинки? Из сказки «Колосок».

-Ребята не только знают эту сказку, а еще Вам ее покажут. (Инсценировка сказки «Колосок»).

- Я думаю петушок , что наши мышата поняли «Кто не работает, тот не ест». Давай простим их. А мышата помогут нам накрыть стол для чаепития.

Читайте также: