Реши примеры отгадай пословицу
Обновлено: 22.11.2024
Аршин - старинная мера длины. Сейчас считается, что 1 аршин - 70.9 см. Так как у этой меры длины не было эталона, то, аршин у каждого купца был свой. Именно отсюда пошло выражение "мерить на свой аршин".
Пядь - тоже старинная мера длины. Это было расстояние от кончиков максимально разведенных в стороны большого и указательного пальцев. Пядь равнялась 17, 78 см.
Сажень - расстояние от кончиков пальцев от одной руки до другой, когда руки максимально разведены в стороны. Равнялась примерно 2,13 м.
Уступишь на пядь, потеряешь сажень.
Пядь это очень маленькое расстояние, но из-за уступки даже малого можно потерять сажень, то есть что-то большое.
4. Отгадайте пословицы по двум словам. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц. Сравните результаты работы вашей группы с результатами других групп. У всех ли получились одинаковые пословицы?
1. Сделал дело, гуляй смело.
Эта пословица учит нас тому, что сначала надо полностью сделать работу, а потом можно отдыхать.
2. Любишь кататься - люби и саночки возить.
Если любишь отдыхать, надо и хорошо работать перед отдыхом, иначе отдыхать будет не за что.
3. Язык впереди ног бежит, дело догоняет.
Рассказать о том, что ты быстро что-то сделаешь можно намного быстрее, чем сделать дело до конца.
4. Дело мастера боится.
Эта пословица нам говорит о том, что какое бы трудное дело не было, настоящий мастер с ним всегда справится.
5. Цыплят по осени считают.
Эта пословица учит тому, что нельзя заранее знать, какой результат будит в конце дела.
6. Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Поговорку учит тому, что жить одному без друга плохо. Друга надо обязательно найти, а если есть друг, им надо дорожить.
5. Для каждой русской пословицы найдите пару по смыслу среди пословиц других народов. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц.
СТРАНИЦА 90
Что имеем - не храним, потерявши плачем.
Корова не знает цены своему хвосту, пока его не потеряет.
Обе пословицы учат нас тому, что надо хранить все, что мы имеем. Мы можем потерять что-то, и только после этого понять, насколько нам была нужная потерянная вещь.
Ум хорошо, а два лучше.
Четыре глаза видят лучше, чем два.
Эти пословицы учат нас тому, что над проблемой надо думать не одному. Надо объединиться с кем-нибудь. Вместе решить проблему, сделать дела намного проще.
У семи нянек дитя без глаза.
Слишком много поваров только портят кашу.
Если одно и тоже дело делают несколько человек, то дело хорошо сделано так и не будет.
Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
Прежде чем сказать, поверни язык семь раз.
Нельзя говорить все подряд, нужно думать на тем что и как мы говорим. Это нужно для того, чтобы потом не пожалеть о том, что мы сказали.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Свой хлеб лучше чужого плова.
Нам кажется, что у других людей что-то намного лучше, чем у нас. Но надо ценить то, что есть у нас. Своя вещь, свой труд всегда лучше чужих наград.
Как волка не корми, он всё в лес смотрит.
Посади лягушку, хоть на золотой стул, она всё равно опять в лужу прыгнет.
Поспешишь - людей насмешишь.
Спешащий таракан в суп попадает.
Обе пословицы говорят нам о том, что не всегда надо спешить. Надо разобраться в деле до конца, а потом уже делать его, чтобы не попасть в глупое положение.
Здесь вы найдете ссылки на ответы к остальным заданиям из учебника «Русский родной язык» Александровой.
Вспомните пословицы с числами
Вспомните пословицы и поговорки, в которых упоминаются цифры и числа.
- У святого коня — восемь ног.
- Один волк гоняет овец полк.
- Куда один баран, туда и стадо.
- Все за одного, один за всех.
- Один в грехе, а все в ответе.
- Приятелей тысыча, а друг один.
- Одна у человека родная мать, одна у него Родина.
- Один в поле не воин.
- В одиночку не одолеешь и кочку; артелью и через гору впору.
- За один раз дерево не срубишь.
- Семь раз примерь, один раз отрежь.
- Дело делать и за себя не может, а кричит один за всех.
- Не клади все деньги в один карман.
- От любви до ненависти — один шаг.
- Потерял пять, а нашёл семь.
- Лиса семерых волков проведёт.
- У семи нянек дитя без глаза.
- Семеро одного не ждут.
- Семеро одну соломинку подымают.
- Семь вёрст до небес и все лесом.
- Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.
- У ленивого семь праздников в неделю.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Следующая пословица
Практические задания при работе с пословицами и поговорками.
По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.
1. Практическое задание. Карточка 1
Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»
Знакомство со структурой пословицы
Понимание скрытой мысли пословицы
Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"
Прочитайте и выполните задания.
Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)
Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )
1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.
1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.
2. Болтливый человек обычно не бывает умным.
3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.
2. На чужой стог вилами не указывай
3. Рыбак рыбака видит издалека.
1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.
2. Нехорошо заглядываться на чужое
3.Другому человеку не запретишь говорить
1.Мал ёрш, да колюч
2.Конь корове не товарищ
3.Слепой всегда глазами мечтает.
1.Разные люди друг друга не понимают
2.Каждый желает получить то, чего у него нет
3.И маленькое существо может за себя постоять
Хороша ложка к обеду
1.Приятно есть красивой ложкой
2.Всё должно быть вовремя и к месту
3.Без ложки не пообедаешь
Каков мастер , такова и работа
1. Хороший мастер берётся за хорошую работу
2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело
3.Не каждый работник мастер
Нет дыма без огня
1.От огня всегда дым
2.У всякого события есть последствия
3.У всякого явления есть своя причина
4.Если есть дым значит есть огонь
Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"
Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .
Что прошло, того не воротишь.
- Что написано пером, не вырубишь топором.
- Утро вечера мудренее.
- Кончил дело – гуляй смело.
- Что с возу упало, то пропало
У страха глаза велики.
- Волков бояться – в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- Трус и таракана принимает за великана.
- Не ножа бойся, а языка.
Упражнение 3 "Пойми язык мысли"
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните
Любишь кататься, люби и саночки возить.
- Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
- Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
- Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей
Хорош садовник — хорош и крыжовник .
- Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
- У способного учителя дети могут многому научиться.
- У талантливого портного вся одежда красивая.
К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).
Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.
Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.
В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.
Пословицы разных народов
1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).
1. Слово — серебро, молчанье — золото.
2. Перо сильнее меча (английск.).
2. За одного битого двух небитых дают.
3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)
3. Гусь свинье – не товарищ.
4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).
4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.
5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).
5. Что написано пером, не вырубишь топором.
6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).
6. Не все то золото, что блестит.
7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)
7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.
8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).
8. Из огня – да в полымя.
9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)
9. Поспешишь – людей насмешишь.
Задание «Половинки».
(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).
Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
За двумя зайцами погонишься,
Чем дальше в лес,
Семь раз отмерь,
В гостях хорошо,
и кошке приятно.
в лес не ходить.
нет для себя рубахи.
ни одного не поймаешь.
люби и саночки возить.
сделано на смех.
тем больше дров.
так и откликнется.
один раз отрежь.
Пропущенные слова
(задание на умственное и речевое развитие).
В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.
1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.
2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.
3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.
4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.
5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .
Слова с противоположным смыслом
(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).
В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.
Имена существительные
Ученье — свет , а не ученье — тьма .
Умный молчит, когда дурак ворчит.
Умный себя винит, глупый — своего товарища.
Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Было бы начало , будет и конец .
Будет день , будет и ночь .
Лучше горькая правда , чем красивая ложь .
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.
Ищи друзей , а враги сами найдутся.
Неверный друг — опасный враг .
Сытый голодного не разумеет.
От лени — болезнь , от работы — здоровье .
Добро побеждает зло .
Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .
Никакое худо до добра не доводит.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Трус погибает, а храбрый побеждает.
Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .
Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
Семеро одного не ждут
Одна голова хорошо, а две лучше
Один в поле не воин
Первый блин комом
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Отгадайте пословицы
Пословицы и поговорки записаны не в привычном для нас виде, а с использованием выражений научного стиля, элементов физико-математической терминологии. Формулировки в нестандартном виде можно использовать для проведения конкурсов в школе или для разминки на корпоративе. Прочитайте пословицы в такой формулировке, пусть ваши друзья, коллеги попробуют отгадать оригинальную половицу или поговорку.
Следующая пословица
Пословицы и поговорки для игр в детских садах, на уроки и олимпиады в школы. Задания с пословицами и поговорками на конкурсы для взрослых в день свадьбы, юбилея и к новогоднему столу.
Следующая пословица
Очередной выпуск полюбившейся рубрики о пословицах и поговорках, записанных «научным языком». Последние два слова взяты в кавычки неспроста, поскольку научным такой язык можно назвать с большой натяжкой. Для прохождения викторины вам понадобятся смекалка и чувство юмора!
Перед вами будут 8 зашифрованных пословиц. Под текстом каждой загадки вы найдёте галерею, состоящую из двух картинок. Чтобы проверить свою догадку и узнать правильный ответ, листайте эти картинки.
И не забудьте в конце написать, всё ли удалось угадать? Продолжайте фантазировать в комментариях и загадывайте новые пословицы: давайте поднимать настроение друг другу. :)
Пословица №1
Пернатый представитель отряда воробьинообразных, удерживаемый верхними конечностями человека, ценнее особи отряда журавлеобразных, парящей в видимом над поверхностью земли воздушном пространстве.
Читайте также: