Разучивание поговорок и пословиц цель
Обновлено: 07.11.2024
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_poslovitsam_i_pogovorkam.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по пословицам и поговоркам .
Цели : 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками ; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование : игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки . У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица . Пословицы и поговорки учат смелости , верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки .
-А вы, ребята знаете? (ответы детей) . Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы .
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят. Как можно объяснить : «Яйца курицу не учат» ? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают» ведет от сравнения : вырастить цыплят после того , как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает : достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том , что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица . Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том , что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
- Хорошо это или плохо?
- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы . А теперь нарисуйте ту картинку по пословице , которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор) .
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу , вот послушайте :
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица ? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки ?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу) . Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять . Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Следующая пословица
В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц.
I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности и выраженные обычным языком.
• Ждать да гонять – нет хуже.
II. Афоризмы, сохраняющие конкретное содержание, но употребляющиеся в переносном смысле.
• Бодливой корове бог рога не дает.
III. Изречения, которые можно понимать только иносказательно.
• Что посеешь, то и пожнешь.
В дошкольных учреждениях описанные выше разновидности пословиц могут быть использованы во время проведения экскурсий в лес, парк, школу и т. д. ; на прогулках, на занятиях, на прогулках, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, рисованию и т. д.
Возможно также использование пословиц в повседневной жизни, в процессе индивидуальной работы по развитию речи, на праздничных утренниках.
Взрослые, писал К. И. Чуковский, мыслят словами, а маленькие дети – вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны только с конкретными образами.
Поэтические произведения многие столетия передавались от поколения к поколению. Ребенок усваивает поэтические образы народа. Сокровищница русского языка раскрывается перед ним в блестящих произведениях устного народного творчества.
Совершенные образы его – пословицы, поговорки, загадки, сказки – входят в его язык.
Ниже приводятся задания дошкольникам, предполагающие формирование у них операций мышления, элементов творческого и воссоздающего воображения на материале пословиц и других жанров.
Цель: учить детей анализировать, сравнивать, находить общее в нравственном содержании разных пословиц.
Материал: пословицы:
• Наскоро делать – переделывать.
• Поспешишь – людей насмешишь.
• Тяп-ляп – не выйдет корабль.
Иллюстрации к этим пословицам.
Методика проведения: воспитатель называет пословицу и вывешивает на доску картинку к каждой пословице.
Послепоказа всех картинок задает детям вопросы:
1. Чем похожи пословицы?
2. Какие картинки можно подобрать к первой, второй, третьей пословице?
3. Какое слово больше подходит к этим пословицам: неряха, хвастун, торопыга? Почему?
4. Какую можно придумать историю, происшедшую с торопыгами?
Цель: учить классифицировать пословицы по содержанию.
Материал: кукла Петрушка, пословицы.
• Один за всех, и все за одного.
• Один в поле не воин.
• За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Цветные карандаши, бумага.
Методика проведения:
Скажите детям, что к ним в группу пришел Петрушка. Он будет проверять, как они поняли и запомнили пословицы. Петрушка будет называть пословицы, а дети – рисовать их. Когда дети нарисуют все пословицы, попросите их сказать, что означают их рисунки, какие им соответствуют пословицы.
Цель: учить детей соотносить содержание пословицы с содержанием сказки.
Материал: пословица «У страха глаза велики»; русская народная сказка «У страха глаза велики».
Методика проведения: В гости к детям приходит «Сказочница», рассказывает детям сказку «У страха глаза велики»и объясняет, что сказка названа словами пословицы. Детям дается задание объяснить, почему так названа сказка.
Цель: систематизировать и уточнить знание детей о пословицах.
Материал: разборная ромашка, на лепестках которой написаны задания детям.
Методика проведения: разделите группу на две команды, выберите капитанов. Предложите капитанам подойти к воспитателю и вытащить по одному лепестку из ромашки.Зачитайте играющим задания:
• Вспомните и назовите пословицы о труде.
• Расскажите сказку, которая называется словами пословицы.
• Назовите пословицы о трусости, смелости, вспомните сказки о смелых и трусливых людях и животных.
Цель: учить детей изобразительными средствами передавать содержание пословицы.
Материал: пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
Методика проведения: Зачитайте детям пословицу, спросите в каких случаях ее можно использовать.Дайте задание: придумать смешные истории к этой пословице и рассказать их малышам.
Цель: учить детей отличать пословицы от других жанров литературного творчества.
Материал: знакомые детям стихи, потешки, песни.
Методика проведения: Воспитатель предлагает послушать стихотворения, потешки, сказки, пословицы и верно их квалифицировать, объясняя, чем отличаются пословицы от потешек и т. д.
Затем поручите ребятам вспомнить пословицы о дружбе, неряшестве и т. д.
Цель: учить детей заканчивать пословицы.
Материал: кукла Буратино, пословицы:
• Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.
• Кончил дело – гуляй смело.
• Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Методика проведения: Скажите детям, что к ним в гости пришёл
Буратино. Он хочет узнать, помнят ли дети пословицы. От имени Буратино
зачитайте детям начало пословицы и предложите закончить их.
Цель: в игровой форме обобщить и уточнить знания детей о пословицах.
Материал: карта путешествий (рисунок моря с несколькими островами). На карте «Остров дружбы», «Остров труда», «Остров веселья», фишки в виде корабликов.
Методика проведения: Предложите детям поиграть в путешествие. Разделите группу на две команды, выберите капитанов. Команда должна поочередно выполнять задание – достигая «островов» проговаривать пословицы, соответствующие названию «островов».
Победительницей считается та из команд, которая больше других вспомнит пословиц.
В честь команды – победительницы предложите детям послушать запись песни о путешественниках.
Публикации по теме:Использование дидактических игр в работе с дошкольниками с учетом полоролевых особенностей Проблема воспитания детей с учётом гендерных различий не нова. В разное время к ней обращались такие исследователи, как А. Моль, Л. С. Макаренко,.
Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками. Материал подготовила воспитатель Медведева Елена Николаевна. Современные.
Использование педагогом-психологом метафорических карт в работе с дошкольниками Как молодой специалист, начав работать, столкнулась с проблемой не контактности некоторых детей, связанной с их психологическими особенностями.
Использование методов проблемного обучения в работе с дошкольниками В современных условиях от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самому и поэтому перспективным.
Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Использование мультимедийных технологий в работе с дошкольниками Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и.
Использование песочных макетов в работе с дошкольниками Современный дошкольник – пытливый исследователь и деятель, готов к общению, ориентирован на познание человека и природы. Знакомство с окружающим.
Использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками «Использование тренажеров и нестандартного оборудования в работе с дошкольниками» Двигательная активность является естественной потребностью.
Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста Во всем мире проблема одаренности вызывает все больший интерес после того, как в течение многих лет она либо замалчивалась, либо подвергалась.
Педагогический опыт «Использование средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Педагогический опыт «Использования средств театрализованной деятельности в работе с дошкольниками» Абрамушкиной Татьяны Николаевны Воспитателя.
Современные технологии в образовании. Использование интерактивного оборудования в работе с дошкольниками. Вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного.
Ход занятия.
Восп. Народной мудрости нас учат пословицы и поговорки. У народа на всякие случаи есть меткое слово-пословица. Пословицы и поговорки учат смелости, верности, дружбе, трудолюбию. В них нередко говорится о животных, а подразумеваются люди. К нам на занятие пришёл Незнайка и говорит, что ему стыдно, но он не знает ни одной пословицы и поговорки.
-А вы, ребята знаете? (ответы детей). Давайте посмотрим на наш волшебный экран и узнаем некоторые пословицы.
Слайд №2. Здесь изображена курица, высиживающая цыплят.Как можно объяснить: «Яйца курицу не учат»? (ответы детей) Так говорят, когда считают молодого менее опытным, следовательно, он не может ничему научить старшего. Только взрослый человек может научить чему- либо ребёнка. Ваша мама и папа, воспитатель в детском саду, потом учитель будут передавать свои знания и умения вам, пока вы не вырастите.
Следующий слайд№3. Происхождение пословицы «Цыплят по осени считают»ведет от сравнения: вырастить цыплят после того, как они вылупились летом из яиц, трудно. Многие из них дохнут маленькими и не доживают до осени, и поэтому только осенью можно сказать, сколько цыплят удалось вырастить. Пословица означает: достижения и успехи нужно считать не в начале дела, и не ходу его, а уже по конечному результату. К этой пословице подходит ещё одна - «Сделал дело, гуляй смело.»
Слайд№4. Чтобы получать удовольствие от жизни, надо постоянно трудиться. Давайте покажем как мы всю неделю трудимся.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)
Слайд№5. Эта пословица призывает нас готовиться ко всему заранее. Появилась она в те далёкие времена, когда машин не было и люди ездили на лошадях, запряжённых летом в телегу, а зимой в сани. Хороший хозяин знал, что позаботиться о санях нужно ещё летом, тогда и первый снег с морозами не страшен! А зимними вечерами стоит подумать уже и о лете, например, починить телегу для перевозки урожая.
Она призывает заботиться о том, что понадобится тебе в будущем. Например, летом ты можешь привести в порядок свои лыжи, а зимой - починить велосипед.
Слайд№6. Пословица говорит нам о том, что нужно приложить усилия для достижения цели. Старайтесь, что бы выполнить работу. На мой взгляд, это очень мудрая пословица. Она подходит ко всем ситуациям, профессиям в жизни человека. Ты хочешь стать врачом, учителем, или ещё кем-то, чтобы добиться чего- то нужно много трудиться! Сначала стараться на занятиях в садике, потом в школе, институте и тогда только ты станешь успешным в жизни человеком!
Слайд№7. Смысл этой пословицы состоит в том, что нельзя браться сразу за несколько дел. В таком случае ты ни в одном из этих дел не добьешься успеха.
Слайд№8. Дети, как правило, очень похожи на своих родителей. Говорится с сожалением, когда хотят подчеркнуть, что дети имеют те же недостатки, что и их родители.
- Хорошо это или плохо?
- Плохо, так как можно все растерять, что везешь.
Восп. Вот мы с вами обсудили все пословицы. А теперь нарисуйте ту картинку по пословице, которая больше всего понравилась.
Дети рисуют (самостоятельный выбор).
А наш Незнайка пока вы рисовали придумал пословицу, вот послушайте:
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос
Лишь торчат на грядке
-Что это? Пословица? (нет) Правильно, загадка.
-Чем отличается пословица от загадки?
Восп. Верно, загадки надо отгадывать, пословицы и поговорки надо понимать и знать, когда их говорить. Вспомните, какие загадки вы знаете? Загадайте своим друзьям. (дети загадывают друг другу). Ну что, Незнайка прощается с вами, пойдёт пословицы сочинять. Придёт к нам в следующий раз. До свидания!
Прикреплённые файлы:
ilyustraci-k-ruskim-poslovicam-i-pogovorkam_5sgdg.ppt | 4178 Кб |
Посиделки возле самовара. Проводя с детьми различные досуги и развлечения, мы решили устроить " Посиделки возле самовара". Цель: познакомить с историей происхождения.
Занятие по познавательному развитию для детей старшей группы «Отгадайте-ка загадки!» Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – загадками; показать, что загадки может сочинять любой человек; дать представление.
Следующая пословица
Конспект НОД по пословицам и поговоркам.
Цели: 1. Познакомить детей с мудростью русского народа – пословицами и поговорками; показать, что пословицы может сочинять любой человек; дать представление о русских фольклористах.
2. Развивать у детей память, мышление; развивать умение давать полный ответ на поставленный вопрос.
3. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.
Оборудование: игрушка (Незнайка, ПК, листы бумаги, карандаши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В процессе приобщения к национальной культуре формируется естественный, корневой, глубинный патриотизм, гражданское сознание и чувство Родины.Формирование духовной культуры ребенка, как фактора личнос.
Физкультурное развлечение для детей старшей группы «Бабушка Матрена в гостях у детей».Цель: - совершенствование двигательных навыков и умений;- создание атмосферы взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу.- воспитывать заботливое отношение и желание помогать старшим.
Развлечение поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны.
Цель: Развитие эмоциональной стороны речи детей, приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
Конспект НОД для детей старшей группы " Пословица недаром молвится. "Непосредственно образовательная деятельность по теме "Пословица недаром молвица. " направлена на обогащение детьми знаний о русском фольклоре.
для родителей, логопедов, воспитателей.
Следующая пословица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цели и задачи: Познакомить детей с поговорками и пословицами, научить понимать их смысл. Дать детям понятие о народном фольклоре, приобщать их к народной культуре. М.
Занятие развивающее интерес к устному народному творчеству, воспитывающее дружеские отношения между детьми.
Тематические занятия, беседы, игры-эстафеты.
Раскрывается смысл русских пословиц и поговор на примере содержания домиков в музее "Пословиц и поговорок", г. Переславль-Залесский. Подчеркивается их значение русскими классиками.
Конспект занятия в подготовительной группе «Кубанский народный фольклор –пословицы, поговорки, песни»Дать детям понятие о народном фольклоре. Формировать интерес к народной культуре.Познакомить детей с поговорками, пословицами, научить понимать их смысл.Развивать творческий потенциал детей средствами.
Систематически проходят занятия с применением наглядных пособий и карточек на тему «пословицы и поговорки».
Читайте также: