Рассказ по пословице о совести

Обновлено: 07.11.2024

Цель: расширять представления детей о понятии «совесть», о совестливых и бессовестных людях; учить рассуждать о том, зачем человеку совесть; на примере рассказа В. Осеевой «Почему?» рассмотреть поступок мальчика, пошедшего против своей совести, но сумевшего достойно выйти из неприятной ситуации.

Ход классного часа.

Учитель: что такое совесть и зачем она человеку? Давайте поговорим сегодня об этом.

Нечто невидимое, неслышимое, не определяющееся на ощупь, зовущееся совестью, является способностью человека контролировать свои поступки и самостоятельно оценивать их.

Все мы совершаем ошибки, кто-то чаще, кто-то реже. Вспомните случаи, когда вам было стыдно.

Чувство стыда – это показатель наличия совести у человека.

Какие чувства, ощущения вы испытывали?

Учитель: Народ придумал много крылатых выражений, пословиц о совести:

Совесть замучила; совесть гложет; душа не на месте; сгореть от стыда; совесть без зубов, а загрызет; наперед спроси у совести; угрызения совести.

И об её отсутствии:

Хоть наплюй в глаза: ему всё божья роса; хоть о стенку горох; душа христианская, а совесть-то цыганская.

Учитель: как отличить совестливого человека от бессовестного? Очень просто. Кто искренне переживает свой неблаговидный поступок, терзается, мается без сна, потерял покой и сам, без давления со стороны, хочет искупить свою вину, не боясь при этом вслух признаться, попросить прощения или загладить свою ошибку другим, достойным поступком, тот, несомненно, человек совестливый.

Чего не сделает человек совестливый?

ü Не обидит слабого, старого, малого.

ü Не влезет без очереди.

ü Не будет сидеть в переполненном автобусе, если рядом стоит старый человек.

ü Не свалит свою вину на другого.

ü Не станет обещать, зная, что не сдержит слова.

ü Не выгонит из дома состарившегося пса.

ü Не будет радоваться чужому горю.

Учитель: о том, какие муки совести может испытывать человек, хорошо написала в своем рассказе «Почему?» В. Осеева.

(чтение рассказа учителем или хорошо читающим учеником).

Учитель: как вы думаете, почему мальчик не признался сразу?

-Почему мама после признания сына не стала бранить его?

-Есть ли совесть у этого мальчика?

-Кто может сказать, какого цвета совесть?

-А где она находится?

-Если совесть мучает, как её успокоить? (загладить вину: попросить прощения, покаятся, совершить хороший поступок)

-Для чего человеку совесть, если она доставляет ему столько неудобств? Наверное, для того чтобы человек смог остаться человеком, умел отличать добро от зла, контролировать свои поступки, быть судьёй самому себе, отвечать за свои действия перед самим собой. А как думаете вы?

Учитель: повторю, мы все временами совершаем ошибки. Но давайте учиться признавать их – это самое трудное! Давайте учиться быть мужественными и честными перед собой, своей совестью. Это нужно, прежде всего, нам самим для того, чтобы мы могли себя уважать, и тогда нас будут уважать и окружающие. Давайте жить в ладу с собой и миром!

Учитель: продолжите фразу: «Сегодня я понял…»

Мы были одни в столовой — я и Бум. Я болтал под столом ногами, а Бум легонько покусывал меня за голые пятки. Мне было щекотно и весело. Над столом висела большая папина карточка, — мы с мамой только недавно отдавали её увеличивать. На этой карточке у папы было такое весёлое, доброе лицо. Но когда, балуясь с Бумом, я стал раскачиваться на стуле, держась за край стола, мне показалось, что папа качает головой.

— Смотри, Бум, — шёпотом сказал я и, сильно качнувшись на стуле, схватился за край скатерти.

Послышался звон… Сердце у меня замерло. Я тихонько сполз со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

Бум вылез из-под стола, осторожно обнюхал черепки и сел, склонив набок голову и подняв вверх одно ухо.

Из кухни послышались быстрые шаги.

— Что это? Кто это? — Мама опустилась на колени и закрыла лицо руками. Папина чашка… папина чашка… — горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упрёком спросила: — Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на её ладонях. Колени у меня дрожали, язык заплетался.

— Бум? — Мама поднялась с колен и медленно переспросила: — Это Бум?

Я кивнул головой. Бум, услышав своё имя, задвигал ушами и завилял хвостом. Мама смотрела то на меня, то на него.

— Как же он разбил?

Уши мои горели. Я развёл руками:

— Он немножечко подпрыгнул… и лапами…

Лицо у мамы потемнело. Она взяла Бума за ошейник и пошла с ним к двери. Я с испугом смотрел ей вслед. Бум с лаем выскочил во двор.

— Он будет жить в будке, — сказала мама и, присев к столу, о чём-то задумалась. Её пальцы медленно сгребали в кучку крошки хлеба, раскатывали их шариками, а глаза смотрели куда-то поверх стола в одну точку.

Я стоял, не смея подойти к ней. Бум заскрёбся у двери.

— Не пускай! — быстро сказала мама и, взяв меня за руку, притянула к себе. Прижавшись губами к моему лбу, она всё так же о чём-то думала, потом тихо спросила: — Ты очень испугался?

Конечно, я очень испугался: ведь с тех нор как папа умер, мы с мамой так берегли каждую его вещь. Из этой чашки папа всегда пил чай.

— Ты очень испугался? — повторила мама. Я кивнул головой и крепко обнял её за шею.

— Если ты… нечаянно, — медленно начала она.

Но я перебил её, торопясь и заикаясь:

— Это не я… Это Бум… Он подпрыгнул… Он немножечко подпрыгнул… Прости его, пожалуйста!

Лицо у мамы стало розовым, даже шея и уши её порозовели. Она встала.

— Бум не придёт больше в комнату, он будет жить в будке.

Я молчал. Над столом с фотографической карточки смотрел на меня папа…

Бум лежал на крыльце, положив на лапы умную морду, глаза его не отрываясь смотрели на запертую дверь, уши ловили каждый звук, долетающий из дома. На голоса он откликался тихим визгом, стучал по крыльцу хвостом. Потом снова клал голову на лапы и шумно вздыхал.

Время шло, и с каждым часом на сердце у меня становилось всё тяжелее. Я боялся, что скоро стемнеет, в доме погасят огни, закроют все двери и Бум останется один на всю ночь. Ему будет холодно и страшно. Мурашки пробегали у меня по спине. Если б чашка не была папиной и если б сам папа был жив, ничего бы не случилось… Мама никогда не наказывала меня за что-нибудь нечаянное. И я боялся не наказания — я с радостью перенёс бы самое худшее наказание. Но мама так берегла всё папино! И потом, я не сознался сразу, я обманул её, и теперь с каждым часом моя вина становилась всё больше.

Я вышел на крыльцо и сел рядом с Бумом. Прижавшись головой к его мягкой шерсти, я случайно поднял глаза и увидел маму. Она стояла у раскрытого окна и смотрела на нас. Тогда, боясь, чтобы она не прочитала на моём лице все мои мысли, я погрозил Буму пальцем и громко сказал:

— Не надо было разбивать чашку.

После ужина небо вдруг потемнело, откуда-то выплыли тучи и остановились над нашим домом.

— Хоть в кухню… мамочка!

Она покачала головой. Я замолчал, стараясь скрыть слёзы и перебирая под столом бахрому скатерти.

— Иди спать, — со вздохом сказала мама. Я разделся и лёг, уткнувшись головой в подушку. Мама вышла. Через приоткрытую дверь из её комнаты проникала ко мне жёлтая полоска света. За окном было черно. Ветер качал деревья. Всё самое страшное, тоскливое и пугающее собралось для меня за этим ночным окном. И в этой тьме сквозь шум ветра я различал голос Бума. Один раз, подбежав к моему окну, он отрывисто залаял. Я приподнялся на локте и слушал. Бум… Бум… Ведь он тоже папин. Вместе с ним мы в последний раз провожали папу на корабль. И когда папа уехал, Бум не хотел ничего есть и мама со слезами уговаривала его. Она обещала ему, что папа вернётся. Но папа не вернулся…

То ближе, то дальше слышался расстроенный лай. Бум бегал от двери к окнам, он зевал, просил, скрёбся лапами и жалобно взвизгивал. Из-под маминой двери всё ещё просачивалась узенькая полоска света. Я кусал ногти, утыкался лицом в подушку и не мог ни на что решиться. И вдруг в моё окно с силой ударил ветер, крупные капли дождя забарабанили по стеклу. Я вскочил. Босиком, в одной рубашке я бросился к двери и широко распахнул её.

Она спала, сидя за столом и положив голову на согнутый локоть. Обеими руками я приподнял её лицо, смятый мокрый платочек лежал под её щекой.

Она открыла глаза, обняла меня тёплыми руками. Тоскливый собачий лай донёсся до нас сквозь шум дождя.

— Мама! Мама! Это я разбил чашку! Это я, я! Пусти Бума…

Лицо её дрогнуло, она схватила меня за руку, и мы побежали к двери. В темноте я натыкался на стулья и громко всхлипывал. Бум холодным шершавым языком осушил мои слёзы, от него пахло дождём и мокрой шерстью. Мы с мамой вытирали его сухим полотенцем, а он поднимал вверх все четыре лапы и в буйном восторге катался по полу. Потом он затих, улёгся на своё место и, не мигая, смотрел на нас. Он думал: «Почему меня выгнали во двор, почему впустили и обласкали сейчас?»

Мама долго не спала. Она тоже думала:

«Почему мой сын не сказал мне правду сразу, а разбудил меня ночью?»

И я тоже думал, лёжа в своей кровати: «Почему мама нисколько не бранила меня, почему она даже обрадовалась, что чашку разбил я, а не Бум?»

В эту ночь мы долго не спали, и у каждого из нас троих было своё «почему».

Следующая пословица

-Можно ли сказать, что Марина поступила по совести?
-Приходилось ли вам слышать это выражение?
-Как вы можете его объяснить?

- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)

- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.

- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)

3. Открытие новых знаний.

а) Работа с понятием “Совесть”.

-Что такое совесть? Послушайте стихотворение, оно поможет найти ответ на вопрос. (слайд 3)

Что такое совесть?

- Мама, что такое совесть?
- Совесть, дочка, - это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живёт –
Никого не подведёт.
Совесть – клад души твоей,
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасёт тебя от бед.
Он в тебе всегда горит,
Он твой самый прочный щит.

(А. Лопатина, М. Скребцова) (Ответы детей)

-Запишите определение слова СОВЕСТЬ . (слайд 4)

-А еще говорят: Самое главное украшение человека – чистая совесть. (слайд 5)

б) Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»

-Согласны ли вы, что Совестьспособность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины.

Существует множество народных пословиц и поговорок о совести: (слайд 6)

ü В ком стыд, в том и совесть.

ü Как ни мудри, а совесть не перемудрить.

ü Совесть без зубов загрызёт.

А еще есть множество высказываний знаменитых людей:

ü Делающий постыдное, должен прежде всего стыдиться самого себя. (Демокрит)

ü Чистая совесть - самая лучшая подушка. (Г. Ибсен)

ü Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.П.Чехов)

Наверняка вы слышали такие словосочетания: (слайд 7)

¨ «Cделано на совесть»

¨ «Без зазрения совести»

¨ «Будет на моей совести»

¨ «Жить по совести»

в) Работа с понятием “Долг”. (слайд 8)

-Прочитайте внимательно слова. Кто догадался, с каким словом можно употребить все эти прилагательные?

-Что же такое долг? Найдите определение в словаре.

-В таком случае, что можно сказать о слове «долг»? (употребляют в нескольких значениях, но…)

-Если человек пытается отстраниться, уйти от оказания помощи, поступить согласно своим прихотям и желаниям, но вопреки своему долгу? (Этот поступок признают плохим)

-Как поступают чаще всего с таким человеком? (От человека, нарушившего свой долг, люди отворачиваются)

-В таком случае, что появляется у человека? (Чувство вины перед людьми или чувство стыда)

-Я нашла еще одно определение к слову ДОЛГ. (слайд 9)

-В каких случаях мы используем слово долг? (денежный, профессиональный, моральный)

-С кем или чем, по вашему мнению, нас связывает моральный долг? (слайд 10)

г) Игра «СООТВЕТСТВИЕ» (слайд 11)

- А как работает совесть?

- Какие важные дела совершает совесть? (слайд 12)

1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.

2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.

-Делаем вывод: «Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью». (слайд 13)

4. Рефлексия.

-Урок подходит к концу.

- Какое открытие сделали вы для себя, дополните предложения:

Теперь я (буду) не буду … .

5. Домашнее задание. (слайд 14)

А для всех: найти и выписать 5-6 пословиц или поговорок со словами СОВЕСТЬ и ДОЛГ. (слайд 15)

6. Итог.

-На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть»:
Словно ненаписанная повесть.

Всех поступков, помыслов сердец,
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес?

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой.

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял.

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять.

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.

-А чтобы ваша совесть не уснула, помните всегда слова философа Марка Аврелия (слайд 16)

-Всем спасибо за работу. Пусть полученные знания помогут вам в жизни.

ВложениеРазмер
sovest._dolg.pptx 1.2 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Совесть. Долг. Урок 12

Можно ли сказать, что Марина поступила по совести? Приходилось ли вам слышать это выражение? Как вы можете его объяснить?

Что такое совесть? Яркий лучик света в ней. Это путеводный свет. Он спасёт тебя от бед. Он в тебе всегда горит, Он твой самый прочный щит. Мама, что такое совесть? - Совесть, дочка, - это повесть Про хорошие дела – Жизнь их нам с тобой дала. Кто по совести живёт – Никого не подведёт. Совесть – клад души твоей,

Совесть - это способность человека осознавать свои поступки и намерения и оценивать их с позиции добра и зла. Совесть можно назвать внутренним голосом человека. Она помогает людям делать правильный выбор в сложных ситуациях.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон Совесть – способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать перед собой чувство вины .

В ком стыд, в том и совесть. Как ни мудри, а совесть не перемудрить. Совесть без зубов загрызёт. Делающий постыдное, должен прежде всего стыдиться самого себя. (Демокрит) Чистая совесть - самая лучшая подушка. (Г. Ибсен) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.П.Чехов) Существует множество народных пословиц и поговорок о совести: А еще есть множество высказываний знаменитых людей:

« C делано на совесть» «Без зазрения совести» «Будет на моей совести» «Жить по совести» Наверняка вы слышали такие словосочетания:

Моральный Национальный Государственный Семейный Сыновний Материнский Родительский Воинский Денежный Профессиональный Долг

Долг — обязанности, которые необходимо выполнять вне зависимости от своих желаний. Долг связывает человека с другими людьми и с обществом. Профессиональный долг Моральный долг

Моральный долг С кем, по вашему мнению, нас связывает долг? Родина, страна Родители, семья Друзья , одноклассники Соседи Город, село Ветераны

Игра «Соответствие» Поступать вопреки своим убеждениям жить по совести Жить честно, справедливо делать на совесть Делать что-либо хорошо, добросовестно поступать против совести Жить спокойно, не испытывая угрызения совести поступать без зазрения совести Поступать без стыда, без стеснения поступок на его совести Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то жить со спокойной совестью

1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек 2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: «Так нельзя! Исправься!» Важные дела совести:

Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью Украл? - Верни! Солгал? - Наберись сил сказать правду! Пожадничал? - Подари! Сказал злое слово? - Попроси прощения!

Домашнее задание для всех Найти и записать 5-6 пословиц или поговорок со словами СОВЕСТЬ и ДОЛГ.

«Не делай того, что осуждает твоя совесть , и не говори того, что не согласно с правдой. Соблюдай это самое важное - и ты выполнишь всю задачу своей жизни» Марк Аврелий

Спасибо за урок!

Следующая пословица

Способствовать формированию умения критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков; побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Ход классного часа.

Классный руководитель. Представьте себе, что вы совершили очень плохой поступок. За это учитель может вызвать родителей, а может просто при всём классе сказать: «Ни стыда, ни совести у тебя нет!» Как вы думаете, что страшнее?(обсуждение)

Классный руководитель. Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть ещё спит глубоким сном. Но когда-нибудь она всё-таки проснётся, как у героя этого маленького рассказа.

Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце».

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошёл себе дальше. Прошло 50 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – всё у него было. Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

- помнишь, много лет назад кто-то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я. Прости меня, - сказал человек.

- те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 50 лет, - ответил слепой.

- Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?

- Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

- Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?

- Как вы думаете, когда у него появились муки совести?

- Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своём сердце 50 лет)

- Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?

- Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т.д)

Классный руководитель. Что же такое «совесть», «стыд». Каково значение этих слов? Русский поэт Александр Яшин написал как-то такие строки:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Вот как объясняется значение слова «совесть» в словарях Ожегова и Даля: совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка

Совесть – категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Такое объяснение этого понятия нашла Ксения Фарносова в интернете

С этим словом употребляют очень сильные выражения: люди говорят: «грызёт совесть», «мучает совесть», «совесть спать не даёт», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными

А вот как объясняется значение слова «стыд»: это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины

Или такое объяснение: стыд – это чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности Стыд – это очень сильное чувство. Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть со стыда», «не знаю, куда деться от стыда»

Какие вы знаете пословицы и поговорки на тему нашего классного час?

Вот послушайте пословицы, которые для вас подготовила я

  1. Как не мудри, а совести не перемудришь.
  2. Совесть без зубов загрызёт.
  3. От человека утаишь, от совести не утаишь.
  4. Жизнь дана на добрые дела.
  5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
  6. Неправдой свет пройдёшь, да назад не воротишься.
  7. Правда, как оса, - лезет в глаза.
  8. Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.
  9. Без совести и при большом уме не проживёшь.

Высказывания известных людей.

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону. Кант Иммануил.
  2. Если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть. Франклин Бенджамин.
  3. Мы идём в гущу шумной толпы, чтобы заглушить крик собственной совести. Рабиндранат Тагор.
  4. Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой. Толстой. Л.Н.
  5. Самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив. Горький М.А.
  6. В природе разумных существ заложена способность чувствовать свои несовершенства; поэтому-то природа и дала нам стыдливость, то есть чувство стыда перед этими несовершенствами. Монтескье 3.

Откровенное обсуждение вопроса: «Чего нужно стыдиться?»

Классный руководитель : а теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нём думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба. Чего же нужно в жизни стыдиться и почему? Поиграем в игру. Я - против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно» ( вариант: поднимаете руки, если считаете, что этого нужно стыдиться).

- поношенная, но аккуратная одежда;

- непрестижная работа родителей;

- твоё «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность.

- грубое, бездушное отношение к людям

Я очень рада, что вы победили в этой игре и правильно определили, чего нужно стыдиться. Хотелось бы, чтобы и в жизни ваш внутренний судья – совесть – так же хорошо помогал вам различать добро и зло.

Классный руководитель. Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или показухи, а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.

Давайте рассмотрим три ситуации. Как поступить по совести?

Вы покупаете в магазине продукты, и продавец по ошибке даёт вам лишнюю сдачу. Как вы поступите?

Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но соседке учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трёх грубых ошибок, которые увидел в её тетради. Ваши действия?

На весенние каникулы вы вместе с классным руководителем планируете поездку в лес. Идёт бурная подготовка к весёлому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признаётся. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется. А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно в этой ситуации поступить по совести?

Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки. А чтобы совесть не молчала, нужно её тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять её постоянно работать, выполнять упражнения. Упражнения совести – это внутренняя работа ума и сердца, когда человек размышляет о том, что хорошего, что плохого сделал за день, мысленно ставит себя на место другого, старается увидеть последствия своих поступков, умеет посмотреть на свои поступки глазами людей, которых он уважает. При такой работе совесть не замолкнет и всегда будет внутренним судьёй человека. А иначе – блуждание в потёмках. Нужно вспомнить все свои плохие поступки и пойти в Храм на исповедь. А для начала попросить прощения у всех кого обидели.

Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечёт», - гласит русская пословица.

Беседа «О равнодушии»

"Не бойся врагов – в худшем случае они могут тебя убить.

Не бойся друзей – в худшем случае они могут тебя предать.

Бойся равнодушных – они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство."

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг».

Технологическая карта урока по ОРКиСЭ Моральный долг

Моральный долгСоздание условий для формирования у учащихся представлений о моральных нормах, моральном долге, моральных обязанностях.

ОРКСЭ Модуль "Основы православной культуры"урок с мультимедийной презентацией.

Цель:Формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.Задачи:—Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, .

Презентации к урокам по ОРКиСЭ.

В помощь учителю.

Презентация к уроку "Дружба" (ОРКиСЭ).


Конспект урока ОРКСЭс использованием игровой технологии по теме: «Совесть. Долг»

Цель урока: помочь учащимся осознать чувство совести и долга, как одно из морально-этических ценностей в обществе. Задачи урока: 1.Образовательная: учить объяснять, что такое долг и совесть .

Следующая пословица

Цели: познакомить учащихся с П.В. Засодимским, дать первоначальные знания о жизни писателя; расширять кругозор учащихся; прививать интерес к литературе.

Личностные: проявлять чуткость друг к другу, доброжелательность и отзывчивость..

Метапредметные: определять тему и главную мысль произведения; осмысление понятий “совесть”, развитие чувства глубокого уважения развитие коммуникативных навыков, образного мышления, умения находить нужную информацию в тексте, уметь анализировать .

Предметные: познакомить учащихся с рассказом, развивать устную речь, воображение, фантазию, творческие способности, учить анализировать текст, выражать свое мнение, чувство через разные виды работ.

Оборудование: карточки с текстами рассказов, портрет писателя.

Тип урока: урок усвоения нового материала

1.Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством П.Засодимского

3. Изучение темы урока.

Знакомство с биографией автора .

Па́вел Влади́мирович Засоди́мский (Вологдин; 1 [13] , по другим сведениям 4 [16] ноября 1843 , Великий Устюг — 4 [17] мая 1912 , Опеченский Посад Боровичского уезда , Новгородской губернии) — русский писатель .

Родился в небогатой дворянской семье. Закончив вологодскую гимназию (1863) отправился в Санкт-Петербург и некоторое время слушал лекции на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета ; затем был народным и домашним учителем. Столкнувшись с жизнью деревенской и городской бедноты, Засодимский проникся горячей любовью к тем — по его выражению — «угрюмым людям, живущим впрохолодь и впроголодь, для которых жизнь на белом свете представляется не веселее вечной каторги».

Маленькие люди и их страдания — таково обычное содержание рассказов и повестей писателя.

5.Знакомство с рассказом

Летний день был такой светлый, солнечный. Гриша проснулся в самом веселом расположении духа. Он подбежал к раскрытому окну и заглянул в сад. Все сияло и улыбалось под ясными голубыми небесами.

Гриша торопливо натянул свои длинные серые чулки, полусапожки, надел любимый матросский костюм и сбежал вниз в столовую. Отец его уже уехал в поле, и мама одна сидела за самоваром. Гриша поцеловал маму, наскоро выпил стакан густого деревенского молока. Не доев кусок булки, он выбежал на двор. В такой прелестный летний день Грише не сиделось на месте: ему не хотелось ни одной лишней минуты быть в доме.

Все утро Гриша был весел и играл на дворе: сначала возился с лохматым Медведкой, потом играл в «лошадки» с кучеровым сыном Сашкой, потом начал швырять камешками в воробьев. Хотя он не попал ни в одного воробья, но воробьи все-таки трусили и при каждом взмахе его руки с шумом перелетали с плетня на крышу сарая и с крыши – опять на плетень. Их перелеты очень забавляли Гришу, и он продолжал против воробьев свои безобидные военные действия. Щеки его разрумянились, темные глаза блестели. Гриша запыхался от беготни. Шнурок от ворота его матроски распустился, белые короткие штаны сбились, и одно колено было запачкано землей.

Вдруг, в самый разгар его беготни за воробьями, у ворот показалась какая-то девочка, в коротком рваном платье и в черной дырявой кофточке, покрытой разноцветными заплатками – коричневыми, серыми, желтыми. Густые пяди белокурых льняных волос свешивались ей на лоб, на щеки и падали на плечи. Ноги ее были босы и все в пыли. На одной ее руке болталась корзинка.

«Барин. миленький! Подай милостыньку Христа ради!» - робко проговорила девочка, увидев Гришу. Гриша в ту минуту собирался швырнуть камешком в воробьев, но остановился и подошел к девочке. «Ты – нищенка?» - спросил он ее, отирая рукой пот с лица. «Да. нищенка. Подай, барин, миленький. » промолвила девочка. Гриша с любопытством посмотрел на нее.

Девочка была очень невзрачная, такая маленькая, худенькая, с загорелым лицом; в ее больших и впалых голубых глазах и во всем лице замечалось какое-то болезненное, жалобное выражение. Девочка, казалось, была чрезвычайно запугана, боязлива, и ее тоненький голос дрожал от волнения.
Гриша разыгрался и расшалился не в меру. «Тебе хлеба надо? Да? - спросил он, заживая камень в кулак. – Подставляй руку!». И девочка доверчиво протянула к нему свою крохотную худенькую ручонку. – «На, бери!» - крикнул шалун и положил ей в руку камень.

Девочка не бросила камня и ничего не сказала; она только посмотрела на серый камешек, потом сквозь слезы взглянула на Гришу и, понурив голову, тихо пошла далее по пыльной пустынной дороге. Девочка решительно ничем не обидела Гришу – ни словом, ни взглядом, ни движением, а между тем Грише вдруг стало невесело, и лицо его омрачилось, как будто на него пала тень. Что за чудо! Что случилось? Вокруг Гриши все так же хорошо и светло, как было до прихода нищей. И воробьи чирикают так же задорно, и с шумом летают взад и вперед, как бы приглашая Гришу поохотиться за ними, - но Гриша и не смотрит на них. Гриша был вовсе не злой, не жестокий мальчик. Он просто слишком расшалился, захотел пошутить с нищей, но шутка вышла злая.

Гриша бегом бросился в кухню, сам отрезал толстый ломоть хлеба и выбежал за ворота. Он взглянул направо, взглянул налево, - девочки нет, не видать, и след простыл, он пустился бежать по дороге в поле. По обеим сторонам дороги поднималась золотая рожь. Но девочки нет, не видать. Ушла. Не догнать. Гриша усталый воротился домой. Ему стало очень-очень грустно. Он все посматривал на дорогу: не покажется ли вдали девочка. Но ее нет. «Какая она маленькая, худенькая. – вспоминал Гриша. – Она просила у меня кусок хлеба. Она, может быть, голодная». Глаза его затуманились, по щекам потекли слезы. Когда Гриша вспомнил ее молящий, жалобный взгляд, ему стало так стыдно за свою глупую шутку, стало так тяжело, так мучительно больно, что он зарыдал еще громче. Отчего она не бросила камень? Зачем ничего не сказала ему? Теперь ему кажется, что было бы гораздо легче, если бы девочка швырнула в него камнем или выбранила его как-нибудь. Но она только сквозь слезы посмотрела на него и на камешек, и ушла молча. Отчего она так посмотрела на него? «Я дождусь ее! – сказал себе Гриша. – Не пропущу мимо. я подам ей милостыню; я ей всего-всего надаю. Я поцелую ее. » И весь день Гриша бегал за ворота и смотрел в поле, на пыльную дорогу. Нет девочки, не видать. Ни один нищий не прошел мимо ворот.

Наконец мама крикнула ему из окна: «Гриша, пора домой! Уже сыро. ». Гриша пошел, сел на крыльцо и все-таки не сводил глаз с дороги.
Пошли дни за днями. Иногда, случалось, проходили мимо ворот нищие – старики, старухи, бабы с малыми ребятами, но той девочки Гриша больше не видел.

И не раз, стоя за воротами, Гриша живо представлял себе маленькую нищую, вспоминал, как она доверчиво протягивала ему ручонку, и как потом жалобно посмотрела на него и пошла от ворот. Девочка исчезла бесследно, унеся с собой его серый камешек, - пропала, точно ее никогда и не было на свете.
Теперь Грише было очень жаль ту невзрачную, оборванную девочку, - и Грише хотелось бы хоть еще один разок увидеть ее и вымолить у нее прощение за свою злую, обидную шутку.
После этого Гриша никогда не подавал нищему камень вместо хлеба.

6. Физкультминутка.

7. Закрепление изученного.

Ответить на вопросы

- Зачем подошёл Гриша к девочке?

-Что сделает Гриша?

-Что сделает девочка?

- Что было в душе у Гриши?

-Выскажи своё мнение о прочитанном.

8. Итог урока:

Вы прочитали рассказ, который должен заставить вас задуматься о том, что такое милосердие, помощь ближнему, любовь к нему. Как часто мы поступаем так же легкомысленно и равнодушно, как герой рассказа, шутим зло и грубо, причиняем боль тем, кто рядом с нами, или совсем незнакомым людям. Господь учит нас доброте, милосердию, любви. Подумайте об этом. Обратите внимание и на то, что мальчик бездумно, безжалостно, как бы играя, бросал камнем в воробьев – тварь Божию, а потом проявил жестокость по отношению к девочке. Не бывает ли и в ваших руках такого камня, который вы с азартом бросаете в птиц, собак, кошек – братьев наших меньших? А в кого полетит такой камень, когда вы станете взрослыми?

9. Рефлексия.

Подбор пословиц. Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов, а загрызёт.

Волосом сед, а совести нет.

Деньги потеряешь — можно нажить, а совесть потеряешь — беду узнаешь.

В ком есть стыд, в том и совесть.

Совесть — глаз народа.

За совесть да за честь — хоть голову снесть.

У него стыда — что волос на камне.

Стыдно сказать, а грех утаить.

10. Д/з. записать 2 пословицы о совести

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: