Ради розы терпят и шипы пословица
Обновлено: 22.11.2024
8.Найдите определенно-личное предложение.
А) Весна берет свои права. (А. Фет)
Б) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)
В) Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)
Г) Тепло на солнышке.
Д) Осенний день прошуршал ломкой листвой.
9. Найдите неопределенно-личное предложение.
А) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)
Б) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)
В) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)
Г) Не слышно городского шума.
Д) Бумагу для обертывания книг берут прочную.
10. Найдите безличное предложение.
А) Дней поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин)
Б) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)
В) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)
Г) В дверь громко постучали.
Д) Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин)
11.Найдите среди данных предложений односоставное.
А) Веет с поля ночная прохлада.
Б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
В) Свет луны во все концы.
Г) В лесу держался запах прелой травы.
125.Определите тип предложения Лед как сахар.
А) односоставное
Б) двусоставное
13. Найдите назывное предложение.
А) Светает.
Б) Дождит.
В) Холодно.
Г) Дождь.
14. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой.
А) , и
Б) , и
В) , и
Следующая пословица
1. НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
а) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Определённо-личное предложение, потому что сказуемое смотрю употреблено в форме 1 лица) .
2. НАЙТИ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
г) Со скрипом опустили трап. (Трап – прямое дополнение, слово это употреблено в винительном падеже, глагол-сказуемое опустили – в форме множественного числа прошедшего времени, действующее лицо мыслится неопределённо. Это неопределённо-личное предложение) .
3. НАЙТИ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
б) Не спится, няня. (Безличное предложение, так как сказуемое не спится выражено безличным глаголом, то есть таким глаголом, при котором подлежащего не может быть, который обозначает действие, происходящее само по себе, без действующего лица) .
Остальные предложения:
1. Найти определенно-личное предложение.
б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Сказуемое будут петь, кстати простое глагольное, а не составное, потому что выражено будущим сложным временем. Предложение неопределённо-личное, так как действующее лицо мыслится неопределённо и сказуемое выражено глаголом в форме 1 лица будущего времени множественного числа) .
в) На пригорке то сыро, то жарко. (Безличное предложение, так как однородные сказуемые сыро, жарко выражены словами категории состояния) .
г) Волка шапками не закидаешь. (Обобщённо-личное предложение, так как сказуемое по форме такое же, как в определённо-личных предложениях (2 лицо) , но предложение имеет обобщённое значение: это касается любого, любой не сможет этого сделать) .
д) По иве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой бедой. (Двусоставное предложение, так как в нём есть и подлежащее, и сказуемое) .
2. Найти неопределённо-личное предложение:
а) Уже красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Двусоставное предложение, так как в нём есть и подлежащее и сказуемое) .
б) Ради розы терпят и шипы. (Шипы – прямое дополнение, в винительном падеже. Сказуемое терпят по форме такое же как в неопределённо-личных предложениях, но предложение это – обобщённо-личное, потому что имеет значение обобщённое: ВСЕ ради розы терпят шипы) .
в) Нигде жилья не видно на просторе. (Безличное предложение, сказуемое не видно выражено словом категории состояния) .
г) Со скрипом опустили трап. (Неопределённо-личное предложение. Объяснение уже есть) .
3. Найти безличное предложение.
а) Ведут ко мне коня. (Неопределённо-личное предложение) .
в) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (Определённо-личное предложение, так как глаголы-сказуемые употреблены в форме повелительного наклонения, сходной с формой 2 лица) .
г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (Россия – обращение, не член предложения, определенно-личное предложение, так как сказуемое люблю в форме 1 лица)
д) Кому-то принесли от мастера ларец. (Ларец – прямое дополнение, сказуемое принесли, предложение неопределённо-личное) .
Чтобы отличить подлежащее и прямое дополнение заменяйте слово существительным 1 склонения, например, сестра. Ради розы терпят и шипы. Ради розы терпят и сестру (сразу видно, что слово шипы употреблено в винительном падеже, а не в именительном) . Кому-то принесли от мастера ларец – Кому-то принесли от мастера сестру.
Остальные ответы1. НАЙТИ ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
а) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Определённо-личное предложение, потому что сказуемое смотрю употреблено в форме 1 лица) .
2. НАЙТИ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
г) Со скрипом опустили трап. (Трап – прямое дополнение, слово это употреблено в винительном падеже, глагол-сказуемое опустили – в форме множественного числа прошедшего времени, действующее лицо мыслится неопределённо. Это неопределённо-личное предложение) .
3. НАЙТИ БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
б) Не спится, няня. (Безличное предложение, так как сказуемое не спится выражено безличным глаголом, то есть таким глаголом, при котором подлежащего не может быть, который обозначает действие, происходящее само по себе, без действующего лица) .
Остальные предложения:
1. Найти определенно-личное предложение.
б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Сказуемое будут петь, кстати простое глагольное, а не составное, потому что выражено будущим сложным временем. Предложение неопределённо-личное, так как действующее лицо мыслится неопределённо и сказуемое выражено глаголом в форме 1 лица будущего времени множественного числа) .
в) На пригорке то сыро, то жарко. (Безличное предложение, так как однородные сказуемые сыро, жарко выражены словами категории состояния) .
г) Волка шапками не закидаешь. (Обобщённо-личное предложение, так как сказуемое по форме такое же, как в определённо-личных предложениях (2 лицо) , но предложение имеет обобщённое значение: это касается любого, любой не сможет этого сделать) .
д) По иве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой бедой. (Двусоставное предложение, так как в нём есть и подлежащее, и сказуемое) .
2. Найти неопределённо-личное предложение:
а) Уже красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (Двусоставное предложение, так как в нём есть и подлежащее и сказуемое) .
б) Ради розы терпят и шипы. (Шипы – прямое дополнение, в винительном падеже. Сказуемое терпят по форме такое же как в неопределённо-личных предложениях, но предложение это – обобщённо-личное, потому что имеет значение обобщённое: ВСЕ ради розы терпят шипы) .
в) Нигде жилья не видно на просторе. (Безличное предложение, сказуемое не видно выражено словом категории состояния) .
г) Со скрипом опустили трап. (Неопределённо-личное предложение. Объяснение уже есть) .
3. Найти безличное предложение.
а) Ведут ко мне коня. (Неопределённо-личное предложение) .
в) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (Определённо-личное предложение, так как глаголы-сказуемые употреблены в форме повелительного наклонения, сходной с формой 2 лица) .
г) Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (Россия – обращение, не член предложения, определенно-личное предложение, так как сказуемое люблю в форме 1 лица)
д) Кому-то принесли от мастера ларец. (Ларец – прямое дополнение, сказуемое принесли, предложение неопределённо-личное) .
Чтобы отличить подлежащее и прямое дополнение заменяйте слово существительным 1 склонения, например, сестра. Ради розы терпят и шипы. Ради розы терпят и сестру (сразу видно, что слово шипы употреблено в винительном падеже, а не в именительном) . Кому-то принесли от мастера ларец – Кому-то принесли от мастера сестру.
Следующая пословица
Вопрос № 1
Укажите безличные предложения.
а) Мне в душу повеяло жизнью и волей. (А. Майков)
б) Ради розы терпят и шипы. (Пословица)
в) Из воды пустой масла не извлечешь. (Пословица)
г) Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А. Пушкин)
Вопрос № 2
Укажите неопределенно-личное предложение.
а) В детстве мне ни разу не удалось запустить змея. (Ю. Олеша)
б) Бумагу для обертывания книг берут прочную.
в) Было бы глупо даже приступать к этому вопросу. (Ю. Олеша)
г) Мужайся, сердце, до конца. (Ф. Тютчев)
Вопрос № 3
Укажите среди данных предложений односоставное.
а) Тротуары заливают асфальтом.
б) Не плачь ты попусту.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин)
г) Часам к двум пополудни началась гроза.
Вопрос № 4
Определите тип данного предложения:
Тропинки в лесу замело снегом.
Вопрос № 5
Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения - это.
а) предложения, которые упортебляются только в разговорной речи
б) односоставные предложения
в) предложния, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее
г) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Вопрос № 6
Укажите определенно-личное предложение.
а) По ниве прохожу я узкою межой, поросшей кашкою и цепкой лебедой. (А. Майков)
б) Волка шапками не закидаешь. (Пословица)
в) На пригорке то сыро, то жарко. (А. Фет)
г) С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты. (Ф. Тютчев)
Вопрос № 7
Определите тип данного предложения:
В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.
а) неопределенно-личное
б) определенно-личное
в) двусоставное
г) безличное
Вопрос № 8
Найдите предложение, в котором допущеня пунктуационная ошибка.
а) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А. Пушкин)
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нём сатирика.
г) Хорошо бегать по зелёному душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под берёзами.
Вопрос № 9
Укажите среди данных предложений односоставное.
а) Свет луны во все концы.
б) В лесу держался запах прелой травы.
в) Осенний день шуршал ломкой листвой.
г) Веет с поля ночная прохлада.
Вопрос № 10
Укажите неопределенно-личное предложение.
а) В классе тепло.
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.
г) Наконец-то позвали меня.
Вопрос № 11
Укажите предложение, строение которого соответствует данной схеме: [двусост.], и [безл.]. Знаки препинания не проставлены.
а) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
б) Минута - и вдруг туман сгущается.
в) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы остались дома.
г) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
Вопрос № 12
Укажите безличное предложение.
а) Хорошо в зимнем лесу!
б) Ещё не успевшая остыть земля излучала тепло.
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.
Вопрос № 13
Укажите неопределенно-личное предложение.
а) Уж красавицы весны колесница золотая мчится с горной вышины. (А. Майков)
б) Нигде жилья не видно на просторе. (А. Фет)
в) Со скрипом опустили трап. (А. Толстой)
г) Еду-еду в чистом поле. (А. Пушкин)
Вопрос № 14
Укажите безличные предложения.
а) Не спится, няня. (А. Пушкин)
б) Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня. (А. Пушкин)
в) Кому-то принесли от мастера ларец. (И. Крылов)
г) Ведут ко мне коня. (А. Пушкин)
Вопрос № 15
Укажите определенно-личное предложение.
а) Весна берет свои права. (А. Фет)
б) Про победу Великого года будут петь в самом дальнем краю. (Н. Тихонов)
в) Наступает длинный зимний вечер. (И. Гончаров)
г) Под музыку осеннего дождя иду во тьме. (К. Фофанов)
Следующая пословица
- закрепить умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов;
- создать условия для осознания учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.
Планируемые результаты:
- осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала;
- выявлять пробелы в знаниях и устранять их.
Метапредметные:
1.Познавательные
- умение опознавать простые предложения, определять их виды;
- наблюдение за особенностями употребления простых предложений в речи и художественном тексте.
- умения интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение, использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов
2. Коммуникативные:
- осуществление взаимного контроля, умение приходить к единому мнению в рамках учебного диалога
- согласование своего мнения с партнёром для принятия общего решения в рамках учебного диалога
- адекватное использование речи для представления результата.
3. Регулятивные:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- поиск и устранение причин возникших трудностей
- оценивание своих учебных достижений, своего физического и эмоционального состояния.
- давать характеристику предложению;
- умение определять виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
Основное содержание темы, термины и понятия
- актуализация знаний о простом предложении: виды простых предложений по интонации, по цели высказывания, по количеству грамматических основ, по наличию второстепенных членов предложения по количеству главных членов предложения, по осложнённости;
- изучение интонационно правильного произношения предложения.
Тип урока: комбинированный
Организация образовательного пространства
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык: учеб. для 8 класса общеобразоват. учреждений.- М.: Пролсвещение, 2007 г.
- Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А. Д. Дейкиной, О.М.Александровой/ авт.-сост. Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011 г. с. 46-51
Формы работы:
Оборудование
- ПК, медиа-проектор, карточки-задания для контроля знаний.
ЭТАП 1. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ «ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
В 5-7 КЛАССАХ.
Цель: активизировать и закрепить знания о синтаксической структуре предложения; уяснить виды простых предложений по количеству главных членов предложения;
Планируемые результаты
Личностные: выявление пробелов в своих знаниях по ранее изученному, их устранение.
Предметные: умение опознавать простые предложения, определять их виды;
Регулятивные: владение навыками контроля и оценки своей деятельности; поиск и устранение причин возникших трудностей, выявить пробелы в знаниях по теме «Простое предложение» и устранить их.
Ситуативное задание.
Фронтальная работа. Работа с эпиграфом урока «С русским языком можно творить чудеса». (К.Паустовский)
Вопросы для учащихся:
1. Как вы понимаете это высказывание К.Паустовского?
2. При помощи чего вы выражали сейчас свои мысли?
3. О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- Сегодня на уроке мы поговорим о предложении как средстве выражения мысли: ведь, общаясь друг с другом (разговаривая, беседуя о чём-то, рассказывая что-то), люди обмениваются не словами, не словосочетаниями, а предложениями. А так как в познании чего- либо идут от простого к сложному, то и мы начнём с простого, с простого предложения. Запись темы урока.
4. Какое предложение называется простым предложением?
5. Что входит в грамматическую основу предложения?
Индивидуальная работа с таблицей: Предложение
Ученики сверяют свои записи в таблице с ответами на презентации, обсуждают результаты, исправляют ошибки.
Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь?
Характеристика предложений по таблице:
1. Выходишь ранней осенью в ближайшую рощу и удивляешься большой перемене. (односост., простое, повест., невосклиц., распрост., ослож. однород.чл.)
2. Уже не поёт, не заливается звонкой трелью соловей. ( двусост., простое, повест., невосклиц., распрост., осложн. однород.чл.)
6. Чем различаются эти предложения?
7. Какие предложения называются односоставными предложениями? двусоставными предложениями?
Цифровой диктант.
Учитель читает пронумерованные предложения, учащиеся 1 варианта записывают номера односоставных предложений, 2 вариант – номера двусоставных.
1. Ради розы терпят и шипы. (пословица)
2. Весна берёт свои права. (А.Фет)
3. Нигде жилья не видно на просторе. (А.Фет)
4. Со скрипом опустили трап. (А.Толстой)
5. Еду-еду в чистом поле. (А.Пушкин)
6. Ведут ко мсне коня. (А.Пушкин)
7. Осенний день прошуршал ломкой листвой.
8. Не спится, няня. (А.Пушкин)
9. Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей. (С.Васильев)
10. Кому-то принесли от мастера ларец. (И.Крылов)
ОТВЕТЫ: 1 вариант: 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10 2 вариант: 2, 7
Ученики сверяют свои ответы.
Учитель. У кого были ошибки? Объясните, почему вы ошиблись. Поняли ли причину? Сможете не допускать таких ошибок впредь
Читайте также: