Пушкин о пословицах и поговорках

Обновлено: 07.11.2024

Следующая пословица

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки – устные краткие изречения на самые разные темы. Неизвестно время возникновения первых поговорок – метких речений, украшающих речь выразительностью, точностью, позволяющих избежать длинных пояснений. Бесспорно, пословицы и поговорки возникли в далекой древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих речениях: Пословица недаром молвится или Пословица вовек не сломится.
Известен интерес русских писателей, в том числе и А.Пушкина, к фольклору. До Пушкина лишь немногие писатели обращались к великим языковым сокровищам, которыми владел простой русский народ. М.Ломоносов, П.Катенин, И.Крылов были особенно близки и дороги Пушкину прежде всего потому, что они начинали сближать книжный язык с языком простого народа.
До наших дней дошло 786 писем А.Пушкина 186 адресатам. В них можно выделить около 120 пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки встречаются в письмах к наиболее близким людям, друзьям поэта. Это приблизительно два десятка получателей писем.

В письмах к невесте, а затем жене Наталье Николаевне Гончаровой встречаются такие пословицы и поговорки: семь верст киселя есть; (бедному-то мужу) во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит; взялся за гуж, <не говори,> что не дюж; через пень колоду валю; дай Бог ему (Огареву. – А.Р.) ни дна ни покрышки!; было бы корыто, а свиньи будут; (отпустил я себе бороду); ус да борода – молодцу похвальба; от добра добра не ищут; плетью обуха не перешибет; начал я было за здравие, да свел за упокой; у меня голова кругом идет; рад бы в рай, да грехи не пускают; а тут я к тебе упаду как снег на голову; а то бы я наврал тебе с три короба; право, душа просит, да мошна не велит; утром дела не делаю, а так, из пустого в порожнее переливаю.
На «втором месте» по количеству полученных писем – близкий друг Пушкина, поэт, журналист и литературный критик Павел Андреевич Вяземский, который за 20 лет получил 74 письма, и в 14 из них встречаются пословицы, разговорные выражения, поговорки: а если брать, так брать, не то что и когтей марать; далеко кулику до Петрова дня – а еще дале бабушке до Юрьева дня; от тебя нет ни слуху ни духу; вот уж тут-то я невинен, как барашек!; он всех нас, стариков, за пояс заткнет; деньги-то с неба не валятся; жаль, если первый блин его будет комом; долг платежом красен; за тычком не угонишься.

Имеются пословицы в 9 письмах из 30 одному из ближайших друзей Пушкина, поэту и критику Петру Александровичу Плетневу: все перемелется – будет мука. впрочем, держусь стоической пословицы: не радуйся нашед, не плачь потеряв; от добра добра не ищут; не так страшен черт, як его малюют.
В письмах к брату Льву Сергеевичу: буду писать тебе спустя рукава, а там хоть трава не расти; я решительно не хочу выносить сору из михайловской избы, – а ты, душа, держи языка на привязи.
И.В. Киреевскому – донос, сколько я мог узнать, ударил не из булгаринской навозной кучи, но из тучи. П.А. Корсакову – пеняйте ж сами на себя. А.А. Орлову – Ф.Косичкин заварит такую кашу и паче кутью. А.Г. Родзянке – но славны Лубны за горами.
Письмо С.А. Соболевскому написано поэтом из Петербурга 15 июня 1827 года в утешение своего друга, лишившегося матери, и письмо это в самой существенной части состоит из одних пословиц: «Вечор узнал я о твоем горе и получил твои два письма. Что я тебе скажу? про старые дрожжи не говорят трожды; не радуйся нашед, не плачь потеряв. Перенеси мужественно перемену судьбы твоей, т.е. по одежке тяни ножки – все перемелется, будет мука. Ты видишь, что, кроме пословиц, ничего путного тебе сказать не сумею. Прощай, мой друг».
Как можно заметить, одни пословицы цитируются точно, но чаще поэт незначительно перефразирует пословицу: взялся за гуж, не скажу (вместо не говори), что не дюж; плетью обуха не перешибет (вместо не перешибешь).
Иногда он вставляет в известную пословицу дополнительные слова: я решительно не хочу выносить сору из (михайловской) избы, жаль, если первый блин его будет комом.
Иногда он изменяет одно или несколько слов в пословице: говорят, она (А.П. Керн. – А.Р.) премиленькая вещь – но славны Лубны (вместо Дубны) за горами. Лубны – город, где жила А.П. Керн.

Пословицы и поговорки в письмах Пушкина подчеркивают дружеское расположение его к адресату. В деловой переписке (деловых бумагах) пословицы отсутствуют.
Но больше всего Пушкин интересовался пословицами как поэт, вводя их в свои произведения. В раннем периоде творчества Пушкина пословицы и поговорки почти совсем не встречаются. Но начиная с 1820 года пословицы и поговорки все чаще проникают в его произведения. Так, уже в поэме «Руслан и Людмила» встречается: Я еду, еду, не свищу, а как наеду, не спущу. Хоть лоб широк, да мозгу мало!
Впервые большое количество пословиц, поговорок, прибауток и других элементов простонародного языка Пушкин вводит в трагедию «Борис Годунов» (1825). Вся сцена в корчме на литовской границе построена с использованием народного фольклора. Пьяные беглые монахи, шутя и балагуря, свою речь пересыпают веселыми пословицами, поговорками и прибаутками, отчего вся сцена приобретает необыкновенную выразительность.
Варлаам: Что тебе Литва так слюбилась? <. > Литва ли, Русь ли, что гудок, что гусли: все нам равно, было бы вино. да вот и оно.
Мисаил: Складно сказано, отец Варлаам. <. >
Варлаам (Григорию): Что ж ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? <. >
Мисаил: Вольному воля.
Варлаам: А пьяному рай, отец Мисаил! Выпьем же чарочку за шинкарочку. когда я пью, то трезвых не люблю; ино дело пьянство, а иное чванство; хочешь жить, как мы, милости просим – нет, так убирайся, проваливай: скоморох попу не товарищ.
Григорий: Пей да про себя разумей, отец Варлаам! Видишь: и я порой складно говорить умею. <. >
Григорий (про себя): Вот тебе, бабушка, Юрьев день.
Варлаам: Эй, товарищ! да ты к хозяйке присуседился. Знать, не нужна тебе водка, а нужна молодка; <. > у всякого свой обычай; а у нас с отцом Мисаилом одна заботушка: пьем до донушка, выпьем, поворотим и в донушко поколотим.
В заключительной сцене в Кремле, у крыльца дома Бориса, человек в толпе произносит: «Яблоко от яблони недалеко падает».
Особенно много пословиц, поговорок, сказок, народных песен использует Пушкин в прозаических произведениях. В неоконченном романе «Арап Петра Великого» встречаем 5 поговорок, в «Повестях Белкина» – 14, в «Дубровском» – 5, в «Капитанской дочке» не менее 40 пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки помогают понять характер героя. Вот коллежский регистратор в повести «Станционный смотритель», привыкший за свой век мелкого чиновника только подчиняться, покорно и молча выслушивать претензии и приказания со стороны знатных проезжих. Его отношение к жизни характеризуют пословицы: От беды не отбожишься; Что суждено, тому не миновать; Что с возу упало, то пропало. Явившись к офицеру Минскому – похитителю его дочери, он умоляет его вернуть ему его дочь и тут же добавляет: «Ваше высокоблагородие! что с возу упало, то пропало», на что Минский в крайнем замешательстве сказал: «Что сделано, того не воротишь».

Много пословиц и поговорок используют персонажи в романе «Дубровский». Кучер Антон в разговоре с Владимиром Дубровским произносит: напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь». «Господа съезжаются к нему (Троекурову. – А.Р.) на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи будут», «все мы Божии да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь». Троекуров, обращаясь к дворовому мальчику, сказал: «Ага, слуга в барина: каков поп, таков и приход».
В романе «Арап Петра Великого» поговорки, пословицы встречаются в речи и Петра, и Ибрагима. Приехав в Петербург, Петр, представляя Екатерине Ибрагима, сказал: «Узнала ли ты, Катинька, моего крестника: прошу любить и жаловать его по-прежнему». Беседуя с Корсаковым, Ибрагим произносит: «. знаешь пословицу: не твоя печаль чужих детей качать. – Смотри, Ибрагим, – отвечал смеясь Корсаков, – чтоб тебе после не пришлось эту пословицу доказывать на самом деле, в буквальном смысле».
В «Капитанской дочке» пословицы и поговорки, разговорные выражения Пушкин использует многократно. В начале романа, рассказывая о домашнем учителе – французе мосье Бопре, Петр Гринев использует устойчивое выражение: «Мы жили душа в душу», поговорку: «Несчастный француз был мертво пьян, семь бед, один ответ». Батюшка Петра Андреевича, благословляя сына, сказал: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».
Речь дядьки Петра Гринева Савельича и Пугачева просто насыщена прибаутками, пословицами и поговорками. Савельич: «Что делать? Грех попутал: вздумал забрести к дьячихе, повидаться с кумою. Так-то: зашел к куме, да засел в тюрьме». «А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается», «покушай-ка, батюшка, да и почивай себе до утра как у Христа за пазухой», «Вот тебе и государев кум! Из огня да в полымя. » Пытаясь добиться от Пугачева возмещения убытков за расхищенное барское добро, Савельич внушает своему питомцу: «с лихой собаки хоть шерсти клок».
У Пугачева «есть своя любимая народная песня («Не шуми, мати зеленая дубровушка»), своя любимая народная сказка (калмыцкая сказка об орле и вороне) и свои излюбленные народные пословицы, прибаутки, поговорки.
«Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: “В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком – да мимо”»; «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов»; «Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось. »; «Кто ни поп, тот батька»; «Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет»; «“Долг платежом красен”, – сказал он, мигая и прищуриваясь»; «Возьми себе свою красавицу; вези ее, куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».
Пословицы и поговорки в речи обитателей Белогорской крепости – капитана Миронова, его жены Василисы Егоровны, кривого старичка Ивана Игнатьевича, отца Герасима – характеризуют их как набожных, терпеливых и простых людей: Дай Бог вам любовь да совет; Господь не выдаст, свинья не съест!; В животе и смерти Бог волен; Не все то ври, что знаешь, несть спасения во многом глаголании; Не ты первый, не ты последний; Стерпится – слюбится; На грех мастера нет; Худой мир лучше доброй ссоры; Прошу любить и жаловать; «Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости Бог!), с чем в баню сходить».
Пословицы вошли и в эпиграфы глав «Капитанской дочки»: Незваный гость хуже татарина (глава VIII); Мирская молва – морская волна (глава XIV), Береги честь смолоду.
В стихотворных произведениях Пушкин использует пословицы, поговорки, разговорные устойчивые выражения значительно реже, чем в письмах и в прозе.
В стихотворении «В.Л. Давыдову» («Меж тем как генерал Орлов. »): «Митрополит, седой обжора, перед обедом невзначай велел жить долго всей России».
В «Эпиграмме» («Лечись – иль быть тебе Панглосом»): «И то-то, братец, будешь с носом, когда без носа будешь ты».
В эпиграмме на иллюстрации А.Н. Нотбека к «Евгению Онегину», помещенные в «Невском альманахе» за 1829 год: «Не плюй в колодец, милый мой».
Живой русский язык простого народа, разговорный язык приковывает к себе внимание великого русского поэта. У него появляется решительное желание говорить и писать только по-русски, не по принципу смешения французского с нижегородским, а говорить настоящим русским языком, не боясь его простоты, грубоватости и даже «библейской похабности».
В письме к П.А. Вяземскому от 1–8 декабря 1823 года Пушкин высказывается о положительных свойствах русского языка в противовес французскому: «Я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и фр<анцузской> утонченности, грубость и простота более ему пристали».
Сохранились свидетельства, что Пушкин не только интересовался пословицами и поговорками как поэт, но и сам собирал, коллекционировал и записывал пословицы и поговорки, однако пакет с собственноручными записями поэта русских пословиц и поговорок был украден в 1912 году в вагоне железной дороги у сына поэта, Александра Александровича Пушкина. Остается надеяться на то, что, может, когда-нибудь найдутся эти записи. Впрочем, творчество А.С. Пушкина, его искренний, горячий интерес к живому русскому языку способствовали тому, что и другие исследователи, в частности, В.И. Даль, заинтересовались народной речью. Так что, к счастью, нам в наследство достались словари русских пословиц и поговорок, собрания русских народных сказок.

Следующая пословица

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс делится на 4 группы, которые получают задания:

группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

группа 3 – найти пословицы народов мира;

группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Выступление первой группы.

Пословицы и поговорки

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, П. Катенин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». М.И. Шолохов назвал пословицы «сгустком разума», «крылатой мудростью». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Тише едешь – дальше будешь

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень.)

Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.)

Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась.)

Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают.)

Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики.)

Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет.)

Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут.)

Инсценировка рассказа

На улице Тихой жило-было Маленькое Дело.
А на улице Шумной жило-поживало Большое Безделье.
Большое Безделье всегда хвасталось:
– Вон я какое большое! А ты – мелюзга. Тебя и под микроскопом не видать.
Маленькое Дело помалкивало и смотрело на календарь: скоро весна.
– На календарь все глядишь? – не унималось Большое Безделье. – Думаешь, солнце припечет, дождь польет, и тебя больше будет?
Наступила весна. Маленькое Дело брало маленькую лопатку. Вскапывало маленькую грядку и сажало маленькие зернышки.
Большое Безделье брало большое одеяло, стелило его на большой поляне, брало большой журнал «Еженедельник бездельников» и отдыхало.
А когда всходили маленькие ростки и из них рождались великолепные цветы, все прохожие восхищались: какой аромат! Благодарили Маленькое Дело и приговаривали: мал золотник, да дорог.
Когда аромат цветов долетал до Большого Безделья, оно недовольно поворачивалось на другой бок и ворчало:
– И все равно я лучше!

У. А вы, ребята, как думаете?

Д. Маленькое дело лучше большого безделья.

Выступление третьей группы.

Пословицы народов мира

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.
Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Выступление четвертой группы.

Викторина

1. Вставь рисунок в пословицу.

Дареному . в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда . на горе свистнет. (Рак.)

. рубят – щепки летят. (Лес.)

Не . так и не мычи. (Ко рова.)

Не плюй в . – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому . – большое плавание. (Кораблю.)

2. Собери части пословицы.

– сколько волка ни корми
– век живи
– любишь кататься
– лучше поздно
– семь бед
– за спрос
– он все в лес смотрит
– век учись
– люби и саночки возить
– чем никогда
– один ответ
– денег не берут

Презентация на тему: " «Пословицы и поговорки» "Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" А.С.Пушкин." — Транскрипт:

1 «Пословицы и поговорки» "Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!" А.С.Пушкин

2 Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности и с той поры сопутствуют народу во всем, на протяжении всей истории. Они напоминают о себе каждый день, даже если никто их не произносит. Пословицы и поговорки – это сама жизнь, ее отражение. Это «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в них – народная мудрость. Опыт поколений, не зависящий ни от исторической эпохи, ни от моды, ни от политической или экономической ситуации. Единственное, от чего зависит этот опыт – это время, которое обогащает, наполняет его. Автором пословиц и поговорок, как правило, является народ. Кто-то когда-то верно подметил очевидное, выразил свою мысль бойко, ярко. Другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то свое. Пословицы и поговорки легко запоминаются, так как они имеют рифму. Так было изначально, так появились самые старинные пословицы и поговорки. Ведь были времена когда даже книги представляли собой огромную редкость, и все, чем располагал человек – это его собственный разум и речь. Потом, когда распространилась литература, печать, даже телевидение, кладовую мудрости стали пополнять «авторские» пословицы и поговорки – крылатые фразы героев любимых фильмов, меткие обороты в текстах книг. Но значение пословиц и поговорок в нашей жизни осталось прежним: подсказка на перепутье, утешение в беде, напоминание о том, о чем нельзя забывать.». М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа.». Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей. В пословицах и поговорках таится многовековая народная мудрость. Та мудрость, которую не смогли заменить хитроумные машины и механизмы. Та мудрость, которая на протяжении всего сознательного времени существования человечества неотступно помогала людям в самых разных ситуациях. Пословицы и поговорки появились задолго до появления письменности и передавались из уст в уста.

3 Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) Какой русский учёный собирал пословицы и поговорки?

4 Как назывался сборник В.И. Даля? «Сборник пословиц русского народа Владимира Ивановича Даля»

5 Сколько пословиц и поговорок в этом сборнике? В сборнике пословиц и поговорок.

6 Что такое пословица? Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее законченное суждение. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее законченное суждение.

7 Выберите близкие по смыслу пословицы: а) «Любишь кататься, люби 1. «Слово не стрела, а хуже и саночки возить». стрелы ранит». б) «Слово – не воробей, 2. «Без труда не вытащишь вылетит – не поймаешь» и рыбку из пруда». в) «Хоть в лесной избушке жить, 3. «С кем хлеб – соль водишь, а с любимым быть». на того и походишь». г) «С кем поведёшься, того и 4. «С милым рай и в шалаше». наберёшься».

8 Что такое поговорка? Поговорка – это яркое, меткое народное выражение, имеющее часть суждения.

9 Чем поговорка отличается от пословицы? Пословица – это законченное суждение. Поговорка – это часть суждения.

10 «Красна птица перьем, а человек ученьем»; «Повторение – мать учения»; «Учись доброму, так плохое на ум не пойдёт». Пословицы об учении:

11 «Дружба дороже денег» «Старый друг лучше новых двух» «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей» Пословицы о дружбе:

12 «Родина – мать, умей за неё постоять»; «Родная сторона – мать, чужая – мачеха»; «Человек без родины – соловей без песни». Пословицы о Родине:

13 Терпенье и труд все перетрут. Терпи, казак, атаман будешь. На хотенье есть терпенье. Взойдет солнышко и к нам на двор. Будет и на нашей улице праздник. Капля камень долбит. Стояньем города берут. Пословицы о терпении и труде:

14 «Семья крепка ладом»; «Не надобен и клад, коли в семье лад»; «Семейные нелады доведут до беды». Пословицы о семье:

15 Наиболее популярные пословицы и поговорки Яблоко от яблони недалеко падает Что в лоб, что по лбу Не лыком шит У страха глаза велики Тише едешь дальше будешь Хорошо там, где нас нет Семь пятниц на неделе Седина в бороду бес в ребро Не все коту масленица Работа дураков любит Кому война, а кому мать родна Щи да каша пища наша Шила в мешке не утаишь Что упало, то пропало

16 «Волков бояться – в лес не ходить».

17 «Не всё коту масленица» «Не всё коту масленица»

18 «Готовь сани летом, а телегу зимой»

19 «Без труда не вытащишь «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и рыбку из пруда»

20 «Семь раз отмерь, один отрежь»

22 «Одна голова хорошо, а две лучше»

23 «У семи нянек дитя без глазу»

24 «Не имей сто рублей, «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» а имей сто друзей»

Следующая пословица

Ребята, сегодня мы собрались на игру, которая называется «Сокровища мудрости народной». Например, пословицы и поговорки часто называют золотыми зернами, маленькими жемчужинами, сокровищем народной мудрости. А.С. Пушкин восхищался глубокомысленностью и замысловатостью пословиц и поговорок: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей», - говорил он собирателю русских пословиц В.И. Далю.

-Вспомните, что говорил Александр Сергеевич про сказки. («Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. ») Итак, пора начинать нашу игру. Представьте свои команды.

(Идет представление команд.)

Напоминаю правила игры. Вы выбираете тему, в которую будете играть, и цену вопроса. Если команда отвечает верно, то очки достаются ей. Если команда ответить не может, то имеет право ответить другая команда. Итак, желаю успехов!

  1. Проведение игры
  1. Тема «Пословицы и поговорки»

Необозрима область жизни, охваченная пословицами поговорками. Поговорка отличается от пословицы тем, что она всегда часть суждения. Иное дело пословица - она подкрепляет речь говорящего отдельным суждением.

  • Продолжите выражения:
  • После драки. (кулаками не машут).
  • Не буди лихо, пока. (оно тихо).
  • Составьте пословицы и поговорки.
  • Всегда, пустой, нос, кверху, колос, дерет. (Пустой колос всегда нос кверху дерет.)
  • После, храбрых, много, драки. (После драки много храбрых.)
  • Узнайте поговорку:
  • Сильная боязнь имеет большие органы зрения. (У страха глаза велики.)
  1. Тема «Загадочная»

В народной речи «загадывать» означает задумывать, замышлять, предлагать что-либо неизвестное для решения. Про загадку сам народ говорил: «Без лица в личине», то есть «лицо» загаданного предмета скрыто под маской-«личиной», под иносказанием.

  • Зубов много, а ничего не ест. (Расческа.)
  • Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста.)
  • Летит куча поросят,
    Кто их тронет - завизжат. (Пчелы.)
  • Лежит под плетнем
    И крутит хвостом, Ничего не болит, А все стонет. (Свинья.)
  • Ящик на коленях скачет,
    То поет, то громко плачет. (Гармонь.)
  1. Тема «Детская»
  • Повторите дразнилку, прослушав ее один раз:

Агап-воробей,
Не гоняй голубей,
Голуби боятся,
На крышу садятся.

  • Повторить:

Сел Афонька на быка,
В лес поехал по дрова,
А дрова сгорели,
Афоню волки съели!

  • Отгадайте загадку:

Идут четыре брата
Навстречу старшему.
Здравствуй, большак! - говорят.
Здравствуй, Васька-указка,
Мишка-середка,
Гришка-сиротка
Да крошка-Тимошка. (Пальцы рук.)

  • Узнайте считалку по словам: крыльцо, сапожник, царь, честные люди.

(На златом крыльце сидели
Царь, царевич, Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей!)

  1. Тема «Сказочная»

А сейчас попробуйте отгадать самых красивых героинь русских народных сказок.

  • Вот сирота. Ведьма привязала ей на шею камень и бросила ее в воду. А сама оборотилась красавицей и заменила ее. Хорошо, что слуга подслушал, как козленочек на берегу сестрицу звал. И рассказал все мужу несчастной. Как зовут сироту, и кто был ее мужем? (Аленушка и купец.) Из какой они сказки? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)
  • Вот еще сирота. Рябая корова выполняла за нее самую трудную работу. Узнала об этом Триглазка и погубила со злыми сестрами славную корову. Выросла из костей коровы яблоня с наливными яблоками. И благодаря этим яблокам повстречала сирота своего суженого. Как зовут сироту и за кого она вышла замуж? (Хаврошечка За «сильного человека».) Из какой они сказки? («Хаврошечка».)
  • Вот краса-девица, которая мудреней своего отца уродилась| Он за то осерчал на нее и велел ей три года быть лягушкой. Муж вызволил ее из Кощеева плена. Как зовут красну девицу и ее мужа? (Василиса Премудрая и Иван-царевич). Из какой они сказки? («Царевна-лягушка».)
  • Вот девица, богатырка, обладательница колодца с живой водой и яблони с молодильными яблоками. Поборола она своего суженого в честном поединке. Как зовут богатырку и ее суженого? (Девица Синеглазка и Иван-царевич.) Из какой они сказки? («Сказка о молодильных яблоках и живой воде».)
  • Вот прекрасная королевна, которая побила однажды великое войско. Ее муж неосторожно помог вернуть Кощею бессмертному прежнюю силу. Как зовут королевну и ее мужа? (Маръя-Моревна и Иван-царевич.) Из какой они сказки? (Марья-Моревна).
  1. Тема «Скороговорки»

Игра словом в скороговорках становится источником веселья: в одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для выговаривания именно сочетанием. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.

Проговорить четко и как можно быстрее всей командой:

  • Сыворотка из-под простокваши.
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Сшит колпак,
    Да не по-колпаковски.
  • Стоит поп на копне,
    Колпак на попе,
    Копна под попом
    Поп под колпаком.
  • Пришел Прокоп, кипит укроп;
    И при Прокопе кипит укроп,
    И ушел Прокоп, кипит укроп,
    И без прокопа кипит укроп.
  1. Тема «Песенная»

Детям в первые годы жизни матери и няньки пели песенки разного содержания. Вначале пение колыбельных песен, затем наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»- нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальцами, ручками, ножкам . Песенки более сложного содержания- это прибаутки, маленькие сказочки в стихах, поэзия смелого смешения реальных явлений, но такого, за которым угадываются действительные связи мира. В особенности это свойство обнаруживается в прибаутках-перевёртышах. Здесь все перевёрнуто, всё наоборот.

Определите тему песни:

  • А качи, качи, качи,
    Прилетели к нам грачи.
    Они сели на ворота.
    Ворота-то: скрыл, скрып!
    А Коленька спит, спит. (Колыбельная.)
  • Когда и какие действия сопровождали такими словами:
    - Ножки, ножки,
    Куда вы бежите?
    -В лесок по мошок:
    Избушку лишить,
    Чтоб не холодно жить. (Так обучают ребенка ходить.)

(Мошок - мох, лишить - прокладывать, конопатить избу мхом.)

  • Как называются такие песни:
    Ой вы, жаворонки,
    Жавороночки,
    Летите в поле,
    Несите здоровье:
    Первое - коровье,
    Второе - овечье,
    Третье - человечье.

(Веснянки. В них обстоятельно перечислялись блага, которые ждут от наступающего весеннего тепла и лета: главным было ожидание здоровья.)

  • Вниз по озеру гагарушка плывет,
    Выше бережка головушку несет,
    Выше леса крылья взмахивает,
    На себя воду заплескивает. (Плясовая песня.)
  • Догадайтесь, что это за песня и исполните ее:
    Раскудрявая береза,
    Ветра нет, а ты шумишь.
    Ретиво мое сердечко,
    Горя нет, а ты болишь.
  1. Частушки

Ученик. Частушки появились в народе во второй половине XIX столетия. Это песенки, которые обращены к людскому суду, людской совести. Частушка делает достоянием гласности всякую новизну.

- Какие частушки на школьную тему знаете вы? (Исполнение детьми частушек.)

  1. Подведение итогов урока

На табло остается карточка со значком

Это подарок участникам игры. Подсчитывается количество очков у каждой команды, награждение победителей.

Читайте также: