Продолжить пословицу без дедов нет мудрости без внуков нет
Обновлено: 25.12.2024
Ключ к пониманию образа мыслей и характера коренного народа Сибири — тувинские пословицы. Они отличаются огромным разнообразием и одновременно многозначностью, что затрудняет толкование. Однако здесь-то у детей и появляется возможность поразмышлять, подключить воображение, развить логику — поверьте, такая разминка для ума никогда не повредит.
Кроме того, тувинские народные поговорки полны чувств и эмоций, что делает их действительно интересными. А еще в них часто встречаются верблюды — экзотические для русских животные, но совершенно обычные для региона, граничащего с Монголией!
Бедняк умнее бая.
Без ветра трава не колышется.
Без воли — силы нет, без соли — вкуса нет.
Болезнь, хоть невелика, может к беде привести; огонь, хоть небольшой, может пожар наделать.
Быть на краю гибели, висеть на острие ножа.
В одиночку — слабы, вместе — сильны.
В полой воде нет рыбы, в пословице нет лжи.
В сидении нет удачи, в лежании нет счастья.
В утку промахнулся, зато в озеро попал.
Верблюд состарится, верблюжонок вырастет.
Взялся вынуть соринку, а сделал слепым.
Войлок растягивается, человек растет.
Волку не давай овец пасти, в подоле огонь не носи.
Вор боится сторожевой собаки, сказочник боится сонливого товарища.
Ворона, погнавшись за гусем, обморозила свои ноги.
Где однажды убил косулю, там охотится каждый день.
Где раз убил косулю, там каждый день охотится.
Глаза мешком закрыл, уши песком засыпал.
Гора высока, да разрушается, море глубоко, да пересыхает.
Гора коня измучает, дурной нрав человека изведет.
Горделивый хвалит коня, чванливый хвалит себя.
Горы высоки, да разрушаются; море глубоко, да пересыхает.
Грозы не бойся, богу не молись.
Длинный подол ноги опутает, длинный язык голову запутает.
До правды не договаривает, до костей не догрызает.
Дождь с ветром быстро пройдет, конь с норовом быстро устанет.
Дружба людей гору сокровищ создаст.
Дружные сойки верблюда заклюют.
Дружные сороки верблюда склюют.
Дурная голова ноги измучает.
Жалостью не накажешь.
Желудок его опередил, а честь отстала.
За злом не гоняйся, добра не чурайся.
Задние копыта идут по следу передних.
Землю корми навозом, взамен получишь урожай.
Злая мысль на свою же голову падет.
Злая мысль самому навредит.
Знающий шесть приемов, пять обманов.
И морю капля полезна.
Из маленького лентяя большой лентяй может вырасти.
Как будто в рот пнул верблюд.
Как сухожилие в огне.
Какой же ты гордый, брат мой родной, материнским молозивом вскормленный!
Клевета вреднее яда.
Когда бурганов нет, лама чувствует себя Богом.
Когда бьют по рогам одну корову,- рога ноют у тысячи коров.
Красотой чая не вскипятишь, к косе коня не привяжешь.
Кривой палец к себе тянет.
Кто долго жил, тот много видел.
Ладно тому, кто одолжал, а худо тому, кто задолжал.
Легкие сегодня лучше, чем сало завтра.
Лежачему верблюду перекати-поле в рот не вкатится,.
Ленивый говорит: «Голова болит»; обжора говорит: «Пить хочется».
Лентяй забывает, что придется голодать, кузнечик забывает, что придется умирать.
Лучше дружбу хранить, чем сокровища копить.
Лучше самому умереть, чем доброе имя схоронить.
Лучше сегодня ливер, чем завтра сало.
Лучше слетающиеся на пересуды сороки, чем сиднем сидящий лев.
Лучше узнать имя одного, чем сотню увидать в лицо.
Лучше хороший друг, чем плохая родня.
Льва ловят хитростью.
Льстец хитер, полынь горька.
Любовь братьев крепче скалы.
Маленькая лень до большой дорастет.
Меж двух собак кости не бросай, меж двух людей раздора не сей.
Между ними и вода не протечет.
Молодые состарятся, мир-спокойствие не состарится.
Мясо нужно жирное, слово нужно меткое.
На глазах юлит, за глаза хулит.
На своей голове верблюда не разглядел, у товарища на голове иголку заметил.
На сухом дереве нет плодов, в пустом слове нет проку.
Над упавшим товарищем не смейся.
Не думай о своем лице, думай о своем имени.
Не имей тысячи лан, а имей сто друзей.
Не находит слов, как будто держит во рту таволгу.
Не сравнивай себя со скалой, не сравнивай друммо с соломинкой.
Не увидев горы, не откидывай полы; не увидев воды, не снимай сапоги.
Не учись нежностям, учись трудностям.
Невнимательный человек часто ошибается, необученный конь часто брыкается.
Нет голоса красивее, чем у кукушки; нет растения наряднее, чем цветок.
Нет узла крепче двойного, нет слова сильнее правдивого.
Обидчивому человеку словечко тяжело, слабому телу соринка тяжела.
От мнительности заболевают, от надежды выздоравливают.
Получать легко, отдавать трудно.
Правда с коленную чашечку гору лжи победит.
Птица любит свое гнездо, жеребенок любит свою мать.
Пугливому коню все чудится, трусливому человеку все мерещится.
Путь народа широк.
Раненый поправится, униженный не оправится.
Рога длиннее ушей, хоть вырастают позже.
Рыба портится с головы, тополь гниет с сердцевины.
С горной вершины не сходит туман, в верном сердце не проходит любовь.
Собака слюной не насытится, нойон поборами не наестся.
Старый конь с дороги не собьется.
Сытому человеку овечий курдюк жестким кажется.
Торопливая мышь в молоке утонет.
Траве вечно не зеленеть, времени на месте не стоять.
Тупой нож не осилит мясо, лентяй не осилит работу.
У лентяя в юрте колотых дров не бывает, у хвастуна в юрте готовой пищи не водится.
У народа учись, из земли добывай.
У подхалима слов много, у лентяя причин много.
У ручья холодное дыхание, у скупца холодные глаза.
У скакуна рот завязанный, у хвастуна рот развязанный.
Горячую лошадь часто приходится сдерживать, натягивая удила.
У тополя листья горькие, у глупца слова жалкие.
Хитрый, как лиса, ловкий, как белка. (Об изворотливом человеке.)
Хороший кузнец по пальцу не ударит, искусная швея нитки не запутает.
Чванства поменьше, знаний побольше.
Следующая пословица
Татьяна Александрова ответила Анастасии
Анастасия, в профессиональном плане? Серьезно? Многие профессии становятся неактуальными со временем, жизнь совершенствуется и опыт в мытье полов и лепке пельменей никому не нужен. А уж про секс, с появлением интернета, молодые занимаются таким, что старики даже слов таких не знают. Агрессию свою поубавьте, дамочка
Нравится Показать список оценивших
Мария Александровна ответила Татьяне
Нравится Показать список оценивших
Шама Баширов ответил Ольге
На эти алименты вы своим любовникам подарочки покупаете. А на детей вам плевать по большому счёту. Воспитывать вы их не умеете, как ни тужитесь. Мальчики у вас вырастают девочками, а девочки шлюшками.
Вот результат матриархальных перекосов, когда бабам дали право выгонять мужа из семьи.
Нравится Показать список оценивших
в основном, старики и старухи - это злые, больные, всем недовольные скряги.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Каждое поколение считает себя умнее предыдущего и мудрее последующего.
Нравится Показать список оценивших
Маргарита Пересыпко
Седина признак старости а не мудрости
Нравится Показать список оценивших
По-моему, ум-это или сразу или никогда, прэтому у умных есть шанс стать мудрыми, а у глупым только злыми старикашками. Опыт не всех учит
Нравится Показать список оценивших
Та, умный не может быть мудрым. А вот как раз у глупого есть шанс стать мудрым, умным он уже не станет. С первой частью соглашусь, ум или "сразу", и если не тренировать, то сразу можно к тем в стадо - которым "никогда" и пытаться стать мудрым, главно не перемудрить.
Нравится Показать список оценивших
Неуважение к старшим - это и есть глупость. Нежелание признавать, что они мудрее - свойственная молодежи жажда рушить устои и бунтовать. Но насаждать и пропагандировать непочтительность к старикам - это уже преступно. Мы все когда-нибудь станем старыми, все понимающими, но уже не будет сил изменить то, что наворотили в юности.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Татьяна, мне повезло -моя бабушка была очень мудрой и терпеливой (жаль умерла уже) - и именно она меня воспитывала..моя мама,ей сейчас 62г - и в подметки не годится бабушке (своей матери), один возраст пришел-мудрость где-то застряла. так что - старик старику рознь. бабушке я слова поганого не сказала за всю жизнь- а она меня ни разу не наругала. мамуля же , в своей немудрсоти неукротимой сделала всё-чтобы я сейчас избегала общения с ней..
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Юля Абрамова ответила Маргарите
Нравится Показать список оценивших
Маргарита Старцева ответила Юле
Нравится Показать список оценивших
Юля Абрамова ответила Маргарите
Нравится Показать список оценивших
Маргарита Старцева ответила Юле
Нравится Показать список оценивших
Такой вот спорный в сути момент. Действительно старость, а главное мудрость нужно уважать, но если этот старый человек не взирая на всю седину своих волос валяется пьяный и обгаженный под себя в подъезде, то о каком уважении может идти речь и как можно это уважение объяснить детям.
Нравится Показать список оценивших
Нравится Показать список оценивших
Юля, старым да. мудрым 1 из 10.а что плохого или страшного в старости? живи достойно и старость будет достойная. проживая(просирая) свою жизнь - а потом сидеть на скамейке у подъезда и скулить на жизнь и детей утырков ..за всё надо брать ответственность - за мысли, слова,поступки.. тогда и не придется орать об уважении к себе старому
Нравится Показать список оценивших
Юля Абрамова ответила Ирине
Нравится Показать список оценивших
Ирина Митяй ответила Юле
Юля, с этим не спорю вообще. спорю на тему кого хочется жалеть - кого жалеть значит помогать. а кого хочется послать на хрен, потому что как прожил так и дохни. простите за грубость
Нравится Показать список оценивших
Юля Абрамова ответила Ирине
Нравится Показать список оценивших
Ирина Митяй ответила Юле
Нравится Показать список оценивших
Юля Абрамова ответила Ирине
По этому каждый должен (просто обязан) начать с СЕБЯ, прежде чем кого то осудить
А, касаемо стариков : как только видишь противную бабку или деда, сразу представить себя в старости
Нравится Показать список оценивших
Ирина Митяй ответила Юле
Юля, я и сейчас никого не прошу ни о чем, мы с мужем есть у друг друга , так и проживем )) в субботу встретила чудесную пожилую женщину лет под 80. пол часа общения - сплошное удовольствие,при том что одинока и бедна.. обняла меня под конец.. видать почувствовала симпатия от меня шедшую. было приятно обеим, тут же что главное ? и в старости не считать что тебе кто-то что-то должен..тогда помощь сама придет..
Следующая пословица
Цель: воспитание терпимости к людям иной национальности на примерах народной педагогики.
Форма: беседа, обсуждение.
Ход классного часа
1. Вступительное слово учителя.
С начала времен человечество было едино. Это была общность, в которой каждый понимал каждого, потому что все говорили на одном языке. Это была общность, противостоящая “чужим” - враждебным, злобным, непонятным силам природы. “Они”, эти силы, были против людей и против Бога. И у человечества появилось чувство “мы”. “Они” и “мы” противостояли. Но человечество было еще очень юным. Люди переоценили себя. Они решили, что равны по силе Богу. И начали строить в городе Вавилоне огромную башню, чтобы достигнуть неба и доказать свое равенство с Богом. Человечество было еще очень наивным…
Бог наказал человечество: Он смешал языки людей, строящих Вавилонскую башню. И люди перестали понимать друг друга. Они перестали быть единой общностью. И не смогли достроить башню. Разбрелись люди по свету, построили новые города, объединившись по сходству языка и внешности. И решили, что “мы” - это те, кто рядом. А другие люди, не похожие на нас, говорящие на иных языках, - это “они”.
Так люди стали делить друг друга на своих и чужих. Своих любили, защищали, считали лучшими на свете и достойными лучшей жизни. Чужим не доверяли, а порой их откровенно боялись или унижали - в зависимости от того, кто был сильнее: “мы” или “они”.
Шли века. Менялись одежды, вкусы и представления о мире. Но люди по-прежнему делили всех на своих и чужих. А однажды человечество шагнуло в космос. Шагнуло навстречу иным мирам, еще не зная, кого оно там встретит: своих, чужих или… или ему вообще придется отказаться от этих понятий?
С тех пор так и повелось: разные народы, разные языки. У каждого народа свои обычаи, своя культура, своя история.
Сегодня мы с вами остановимся на пословицах, поговорках, загадках народов Сибири – бурят, якутов, тувинцев. Ведь в них отражается многовековой опыт народа, своеобразный кодекс народа, регламентирующий воспитание подрастающего поколения.
Исторически народы Сибири жили в условиях изолированности и отдалённости от других, в суровых природно-климатических условиях. В народе всегда высоко ценились дружба и товарищество, которые принимались как признак нравственности, а одиночество всегда осуждалось. Среди всех народов Сибири и Крайнего Севера бытует поговорка типа: “У хорошего человека друзей много, у хорошего коня хозяев много” - тувинская; “Если поможешь другим, будет полезно и для тебя” - бурятская. А такие формы взаимоотношений между людьми как взаимопомощь, взаимоподдержка выработаны бесправным положением населения при колониальном режиме. Люди привыкли сочувствовать обездоленным, бесправным.
Отличительной чертой северного человека всегда была высокая степень гостеприимства, сравнимая разве что с горскими традициями приема гостей. Это неподдельное чувство доброжелательства местного населения помогало многим поколениям путешественников и политссыльных. Без такой поддержки местного населения вряд ли были бы достигнуты выдающиеся результаты научных экспедиций и геолого-изыскательских работ. Даже открытия вилюйских алмазов было связано с именами представителей коренного населения. Роль местных проводников – каюров здесь во многих случаях не менее значительна, чем талант и умение алмазо- и золотоискателей.
Двери якутских балаганов-изб всегда были открыты для приезжего человека. Домашний уют и тепло камелька-печки согревали душу гостя в любое время года. У народа саха не было привычки запирать свой дом. Ему было просто не свойственно брать, тем более присваивать чужое, за исключением чрезвычайных обстоятельств. Во всех других случаях присваивать чужое считалось большим грехом. И.А. Гончаров после посещения Якутии писал: “Я в самой беднейшей юрте… принят очень хорошо. В камин подложили дров, уступили мне передний угол, принесли молока… Сколько холодна и сурова природа, столько же добры и мягки там люди…” Отношения между людьми регулируются рядом неписанных правил: “Не принуждай жаловаться старых, не заставляй плакать младших”; “Всегда обогрей замёрзших, накорми голодных, приюте бездомных”; “Не злорадствуй над больными, не смейся над сиротами”; “Не подчёркивай при разговоре физические недостатки людей” и т.д.
Особое место у народов Сибири занимает культ предков, старших, родителей . Люди почтенного возраста олицетворяли собой мудрость, являлись главным хранителем житейского опыта и норм поведения. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: “без любви к старым нет и любви к детям”; “без дедов нет мудрости, без внуков нет радости”; “советы матери запоминай, наказы отца выполняй” (тувинская).
С момента рождения ребёнок знакомился с со своей родословной. Например, бурятские дети должны были знать своих предков до 10-12 колена, знать, откуда они родом, какого племени и рода. Знание про жизнь своих предков важно для того, чтобы ребёнок не терял своих корней, гордился своими родственниками. Через это осуществляется связь поколений. Народный поэт Бурятии Николай Дамдинов так воспел свою родословную:
“В старину когда - то бывало у бурят:
Если вдруг они о предках заговорят,
До двадцатого колена на пальцах сочтут
Всех дедов, прадедов, прапрадедов учтут!
Начинают старики по порядку, учтут не спеша,
Для почину подзовут любого малыша:
А ну-ка, сынок, без запинки нам поведай,
Кто твой отец, кто дед, кто отец деда?”
Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Привязанность к родным местам у народов Сибири, вероятнее всего, связана с тем, что жизнь их проходит в каждодневном общении с живой природой. С родными местами, с их неповторимой природой, растениями, животным миром люди связывали свои судьбы. Без связи с ними они не смыслят себя, свою жизнь. “Человек имеет родину, птицы - гнездо”, - говорят тувинцы.
Сибиряки воспитывали у детей бережное отношение к природе чаще через определённое табу - “нельзя”, которое отчасти имело и религиозную окраску. Так, считалось греховным осквернять огонь, воду (“нельзя бросать мусор, грязь в огонь, плевать в него”; “нельзя выливать в воду молоко, кровь или другое, загрязняющее её” и т.д.), так как этим можно вызвать гнев хозяев огня и воды. Или: нельзя ломать деревья, ветки, наоборот, нужно “одаривать” крупные ветвистые деревья, как это принято, например, у якутов. Такое дерево они называют “баай тиит” (“богатое дерево”), развешивают на ветках “саламу” (разноцветные куски материи), проявляя этим своё преклонение перед хозяином леса. Не то что ломать ветки, деревья, убивать без необходимости зверей, более того, считалось гревным даже громко разговаривать, смеяться, кричать в лесу, чтобы не разбудить нечистые силы и не разгневать хозяев леса, воздуха, воды.
Каждый сибиряк с младенчества усваивает мудрый совет: будь добр с природой. Недаром у северных народов распространенным афоризмом является: “Земля кормит оленей, олени кормят нас”.
Близкое общение с природой выработало у людей наблюдательность, которая развивает их умственные силы. Разум человека, его мудрость, здравомыслие всегда ценились в народе. Сибирские народы ограниченного человека сравнивают с дубиной (“глупый человек-чурбан, умный человек – море”; “умный человек рассказывает то, что видел, глупый – о том, что ел”; “сильный побеждает одного, умный - армию” - бурятские).
Остроумны и загадки сибиряков. Они развивали мыслительную деятельность, остроумие и сообразительность детей. Так, например, “Заходит мокрый, выходит - сухой” (хлеб) - бурятская; “Вечером моя мать родила, утром я мать мою родила” (замерзание и таяние льда)- тувинская; “Без рук, без ног, а всему учит”(книга)- якутская; “Что такое девять доблестей мужчин?
1. Превыше всего – согласие.
2. В море – пловец.
3. На войне – богатырь.
5. Во власти – отсутствие лукавства.
6. В работе - мастерство.
7. В речах – мудрость.
8. На чужбине – непоколебимость.
9. В стрельбе – меткость” - бурятская.
Приучение к труду с раннего детства – это положительная традиция народного воспитания бурят, тувинцев, якутов. С трех лет, как правило, малыши вовлекаются в посильный труд, связанный с общими интересами семьи. Так бурятская народная поговорка гласит: “Пусть глаза привыкают к работе”. Эта же мысль отражается в ряде пословиц: “Любишь мясо есть - лучше ухаживай за скотом” (бурятская); “Трудолюбивому – почёт, ленивому - насмешки” (тувинская); “Перед неумейкой деревья плачут” (якутская).
У всех народов Сибири принято с малых лет приучать мальчиков к “мужскому труду”, девочек – “женскому”. Так, мальчиков приучали к пастьбе скота, охоте, рыболовству, девочек – к обработке шкур, доению домашних животных, шитью одежды, приготовлению пищи и т. д. Соответственно мальчикам прививают умения, необходимые оленеводам, чабанам, охотникам, рыболовам, - мужество, правдивость, трудолюбие, преданность семье. А в девочках стараются воспитать черты, присущие будущей хозяйке, матери – женственность, ласковость, доброту, хозяйственность, скромность, гордость. Недаром в семье оленевода первый подарок мальчику- арканчик, девочке – корзинка с нитками. Народная мудрость гласит: “Трудолюбивый человек приумножает свою честь”; “От работы бежишь - в нужду попадаешь” (бурятские); “От учения бежишь – в ошибку попадаешь” (тувинская).
Важное место в народной педагогике занимает народное творчество, которое является как бы зеркалом своего времени. Устное народное творчество бытует среди народов Сибири и Севера в виде больших героических эпосов – олонхо, улигеров, сказаний, так и сказок, песен, загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Часто взрослые долгими вечерами пели народные песни, часто аккомпанируя на самодельных музыкальных инструментах - хомусе (якуты), морин хууре (буряты), загадывали детям сказки, развивающие ум, сообразительность, воображение. Олонхосуты (як.), улигершины (бур.), нимнгаканы (также улгур, самэлкил - эвенк.) в своих сказаниях воспевали красоту родного края, его героев, борющихся за утверждение счастья, добра, справедливости.
У сибирских народов много подвижных игр, отличительным признаком которых является разнообразие движений. Эти игры формируют качества, нужные охотникам, табунщикам, чабанам, оленеводам, которые живут и трудятся непосредственно общаясь с живой природой в условиях бездорожья и экстремальных ситуаций: ловкость, выносливость, настойчивость…
Своеобразным видом театрализованной игры является “осуохай” (якутский хоровод, не похожий на русский). На него похож бурятский танец “ёхор”, эвенкийский “ехорье”, эвенский “хэдэ”. Эти хороводы сопровождаются импровизированным пением, в такт которому участники совершают различные танцевальные движения.
Учитель. Давайте с вами обратимся к строкам наших русских поэтов, в которых они затрагивали культуру данных народов.
Ученик 6.
Среди коренных народов, населяющих сибирские просторы, особое место занимают эвенки. Когда в 1692 г. Пётр I организовал русское посольство в Китай, одной из его задач было изучение жизни незнакомых народов и, в частности, тунгусов. Непосредственно эту миссию взял на себя подрядчик по постройке кораблей Российского военного флота голландец И.Избрант, участник посольства. В своём дневнике он рассказывал о язычниках, называвшихся низовскими тунгусами, этом “крепком высоком народе”. Свои длинные волосы они связывали сзади пучком, который висел у них на спине. “Они большие любители красоты и поэтому очень тщательно украшают себе лицо- лоб, щеки и подбородок”. Свою кожу на теле они прошивают нитками, создавая различный орнамент. У них интересные игры и забавы, а в хижинах у них имеются вырезанные из дерева идолы, которых они кормят лучшей пищей. Охотясь и промышляя рыбной ловлей, они безбоязненно плавают по большим рекам.
В1843 г. из Баргузина известный поэт В. Кюхельбекер подробно писал о тунгусах и бурятах, делая акцент на “дикости” этих народов. Письмо сосланного декабриста было адресовано Пушкину. Но великий поэт переосмыслил эту информацию друга.
Вспомним строки А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.Хочется обратить ваше внимание на то, что Пушкин, во- первых, включил тунгусов в ряд наций и народностей России, подчёркивая тем самым их исконное неотъемлемое равенство, ставя их в строку вслед за “гордым внуком славян”и “финном”. Во- вторых, поэт ввёл в структуру стихов синекдоху “всяк сущий в ней язык”, подчёркивая причастность этого народа к языковой сфере, выражая уверенность, что эта этническая группа воспримет “слух” о нем, а возможно, и поэзию его, Пушкина. В- третьих, автор “Памятника” пророчески предвидит будущее развитие упомянутого им народа, что и побудило его присовокупить к выражению “дикий тунгус” значимое слово “ныне”.
Пророчеству Пушкина довелось сбыться. После того как в 1930 г. в состав Красноярского края России включили Эвенкийский автономный округ, началось интенсивное развитие этнокультуры тунгусов, отныне называвшихся эвенками
Вступая в своеобразный диалог “через горы времени” с великим классиком российской литературы, эвенкийский поэт А. Платонов говорит с ним в стихотворении “Пушкину”. Он подтверждает дальновидность прогноза автора “Памятника”: “Слова твои звенящие / Над севером летят”. Эвенки услышали русского поэта. Платонов убеждён а том, что Пушкин, со своей стороны, слышит песни его народа “Ты, Пушкин, погляди / На дикого тунгуса”- Ведь это я – эвенк, / Навек теперь свободный / И счастьем прорастает / Таёжная земля. / Твоё, твоё пророчество / Сбылось, великий Пушкин”. Весьма примечательно, что в своём стихотворении, посвященном Пушкину, поэт Л.Берг нарисовал образ старика – тунгуса, приехавшего на съезд в Москву и внимательно всматривающегося в черты русского поэта, воплощенного в Опекушиным в бронзе: “Старик глядит на памятник высокий / И на родном тунгусском языке / Тихонько шепчет пушкинские строки”.
С детских лет мы привыкли к словам: “Россия - многонациональная страна”. Но не всегда задумываемся о том, какой великий смысл заложен в этой привычной фразе. В нашей стране перемешались множество разных народов, языков и культур. Чтобы сполна ощутить великолепие этой “смеси”, нужно помнить о следующем:
1. Каждый народ, каким бы он маленьким не был, достоин уважения и почтения.
2. Проявлять это уважение нужно корректно и искренне.
3. Дружба между народами (как, впрочем, и между отдельными людьми) начинается не с пустых призывов, а с актов конкретной помощи, полезного сотрудничества.
4. Нужно стараться активно овладевать языком, читать литературные произведения, знакомиться с творчеством народов, которые живут рядом с нами.
Это просто замечательно, что мы, живущие в нашей стране, на Земле, такие разные! И, вместе с тем, как похожи друг на друга, когда счастливы и дружны!
В заключение классного часа вновь хочется вернуться к легенде о “Вавилонском столпотворении”.
…Шли века. Проходили тысячелетия. И вот, наконец, деление на своих и чужих стало вчерашним днем человечества. Люди научились понимать, что язык, цвет кожи, разрез глаз, обычаи и одежда могут быть разными у разных народов. Но каждый народ одинаково чувствует боль утраты и слабость любви. И кровь у всех одного цвета. И у каждого народа есть свои герои и свои подлецы. Есть Человек. И есть его “Я”. Человек может быть добрым и безнравственным. Он может быть умен или глуп, богат духовно или ограничен в своих интересах. Каждый человек уникален. Он не свой и не чужой. Он другой. И он имеет право быть собой.
Следующая пословица
Кто собою не управит, тот и другого на разум не наставит.
Учись смолоду — слюбится под старость.
Корень учения горек, а плоды его сладки.
Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.
Учить — ум точить.
Пока талант получат, век учат.
Без муки нет и науки.
Для учения нет старости.
Учение в счастье украшает, а при несчастье утешает.
Злой ученый не стоит доброго глупца.
Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
Учение образует ум, а воспитание — нравы.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Красна птица перьем, а человек — ученьем.
И медведя плясать учат.
Набирайся ума в ученье, а храбрости — в сраженье.
Не учась и лаптя не сплетешь.
Плясать смолоду учись: под старость не научишься.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Не учи рыбу плавать.
Не учи безногого хромать.
Почитай учителя, как родителя.
Не учи козу — сама стянет с возу.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит.
Яйца курицу не учат.
От учителя наука.
Учился читать да писать, а научился петь да плясать.
Хлеб с голоду, а ученье смолоду.
Век живи, век учись, а дураком помрешь.
Дурака учить, что мертвого лечить.
Оттого в люди пробился, что учился.
Смотрит в книгу — видит фигу.
Держит книгу для модели, чтобы люди поглядели.
Лучше учить, чем переучивать.
Хорошие учителя на дороге не валяются.
Иная учеба до гроба.
И молиться надобно учиться.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Яйца курицу не учат.
Бей того, кто боится, учи того, кто слушает.
Не всякий урок впрок.
Нужда научит всему.
Битьем да клятьем доброму не научишь.
И среди ученых дураки попадаются.
Сытое брюхо на ученье глухо.
Всякому делу обученье надобно.
Понамучаяшься и понаучишься.
Учи тому, сам не знаю чему.
Учение — человеку ожерелье.
Учение — путь к умению.
Плохое учение — душе пагуба.
Где учение, там и умение.
Учиться всегда пригодится.
Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Учиться никогда не поздно.
У врача лечись, у умного учись.
Была бы охота, а выучиться можно.
Больше узнаешь — сильнее станешь.
На ученье попотеем, зато в бою уцелеем.
Смелости учись у разведчика, осторожности — у минера, твердости — у летчика, меткости — у снайпера, а смекалке — у
партизана.
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
Отстал в ученье — в бою мученье.
Изучай военное дело, будешь врагов бить смело.
Не тогда изучать военное дело, когда время к бою приспело.
Тяжело в ученье — легко в походе, легко в ученье — тяжело в походе (А. Суворов).
Небрежность в ученье — гибель в бою.
Военному делу учиться всегда пригодится.
Отличник в учебе — гвардеец в бою.
Кто силен в ученье, тот герой в сражение.
Родину-мать учись защищать.
Учись, боец, командиром будешь.
Тяжело в ученье — легко в бою.
Больше пота на ученье — меньше крови в бою.
Изучай умело военное дело.
Военное дело не учить — битым быть.
От подъема до отбоя воин учится для боя.
Не поддавайся хвастовству, учись военному мастерству.
Человек неученый — что топор неточеный: можно и таким дерево срубить, да трудов много.
Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.
Ученого учить — лишь портить.
Ученому и книги в руки.
Ученье — красота, а неученье — сухота.
Учи дитя, пока поперек лавочки лежит, а как вдоль лавочки ляжет, тогда поздно учить.
Не стыдно не знать — стыдно не учиться.
Учи народ, учись у народа.
Поучая, люди учатся.
Учи товарища добрым словом, а врага — штыком.
Хорошо того учить, кто перенимает.
Учи показом, а не рассказом.
Учить дураков — не жалеть кулаков.
Учитель один не считает годин.
Обучают и медведя, а человека всему обучить можно.
Обученный повар не самоучка.
По выучке мастера знать.
Добро того учить, кто слушает.
Неразумного учить, как в бездонную кадку воду лить.
Не учи безделью, учи рукоделью.
Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду.
Учи пока поперек лавки укладывается, а во всю вытянется — не научишь.
Без успеха в учебе нет успеха в труде.
Без учебы и труда не придет на стол еда.
Без учения, без труда и жизнь не годна никуда.
Учат не только сказом, но и показом.
Учен, да недоучен.
Учение в детстве, как резьба на камне.
Учение и труд к счастью ведут.
Учение требует призвания.
Ученику — удача, учителю — радость.
Ученого учить — лишь дело волочить.
Ученого учить — только портить.
Ученого учить, как мертвого лечить.
Ученому везде дорога.
Ученый без дела, как туча без дождя.
Ученый без практики — пчела без меду.
Ученый везде почтеный.
Ученый дурак хуже прирожденного.
Ученый идет, а неученый спотыкается.
Ученый сын старше неученого отца.
Ученье — свет. Ан свет-то разный бывает: солнышко светит, и огарок свет дает.
Читайте также: