Прочитай пословицы составь их партитуры

Обновлено: 22.11.2024

Практические задания при работе с пословицами и поговорками.

По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер.

1. Практическое задание. Карточка 1

Обучение пониманию пословиц, через осознание внешнего и внутреннего плана пословицы и формирование умения переводить концепт мини-текста на «свой язык»

Знакомство со структурой пословицы

Понимание скрытой мысли пословицы

Упражнение 1 "Скорлупка- ядрышко"

Прочитайте и выполните задания.

Соотнесите пословицу с их разъяснением . ( 1-2)

Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда. )

1. У короткого ума длинный язык.
2. Глаза - зеркало души.
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

2. На чужой стог вилами не указывай

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое

3.Другому человеку не запретишь говорить

1.Мал ёрш, да колюч

2.Конь корове не товарищ

3.Слепой всегда глазами мечтает.

1.Разные люди друг друга не понимают

2.Каждый желает получить то, чего у него нет

3.И маленькое существо может за себя постоять

Хороша ложка к обеду

1.Приятно есть красивой ложкой

2.Всё должно быть вовремя и к месту

3.Без ложки не пообедаешь

Каков мастер , такова и работа

1. Хороший мастер берётся за хорошую работу

2.Учитель учит, врач лечит, каждый делает своё дело

3.Не каждый работник мастер

Нет дыма без огня

1.От огня всегда дым

2.У всякого события есть последствия

3.У всякого явления есть своя причина

4.Если есть дым значит есть огонь

Упражнение 2 "Пословицы двойняшки"

Выберите правильное толкование пословицы. Подчеркните его .

Что прошло, того не воротишь.

  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Утро вечера мудренее.
  • Кончил дело – гуляй смело.
  • Что с возу упало, то пропало

У страха глаза велики.

  • Волков бояться – в лес не ходить.
  • Смелость города берет.
  • Трус и таракана принимает за великана.
  • Не ножа бойся, а языка.

Упражнение 3 "Пойми язык мысли"

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.
  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.
  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник .

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.
  • У способного учителя дети могут многому научиться.
  • У талантливого портного вся одежда красивая.

К каждой пословице, придуманной разными народами (в левом столбике), подберите русскую, соответствующую ей по смыслу (в правом столбике).

Поработать над инвариантностью смысла в пословицах разных народов полезно, во-первых , потому, что дети увидят, как одна и та же мысль может облекаться в разные образные словесные формулировки.

Во-вторых , это удобный случай показать, что мудрость не имеет национальных границ.

В-третьих , детям интересно понаблюдать, как в тексте отражаются приметы быта народа, природные условия разных стран, верования.

Пословицы разных народов

1. Вылетевшее слово и на четверке лошадей не догонишь (китайск.).

1. Слово — серебро, молчанье — золото.

2. Перо сильнее меча (английск.).

2. За одного битого двух небитых дают.

3. Бежал от дыма, да попал в огонь (турецк.)

3. Гусь свинье – не товарищ.

4. Не все, что кругло, – яблоко (армянск.).

4. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь.

5. Один добытый опыт лучше семи правил мудрости (арабск.).

5. Что написано пером, не вырубишь топором.

6. Быстро сделанная работа хорошей не бывает (индийск.).

6. Не все то золото, что блестит.

7. Волк и баран, сабля и шутка вместе не бывают (турецк.)

7. У кого совесть чиста, тот спит спокойно.

8. Молчаливость лучше многословия (китайск.).

8. Из огня – да в полымя.

9. Нет подушки мягче, чем чистая совесть (французск.)

9. Поспешишь – людей насмешишь.

Задание «Половинки».

(задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности).

Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.

Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.

За двумя зайцами погонишься,

Чем дальше в лес,

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

и кошке приятно.

в лес не ходить.

нет для себя рубахи.

ни одного не поймаешь.

люби и саночки возить.

сделано на смех.

тем больше дров.

так и откликнется.

один раз отрежь.

Пропущенные слова

(задание на умственное и речевое развитие).

В задании нужно догадаться, как правильно в содержании пословиц расставить слова большой — маленький, чтобы они имели поучительный смысл и верно согласовывались с существительными.

1. __________________________ пенек опрокинул __________________ воз.

2. _________________________ дело лучше _______________________ безделья.

3. Даже самое __________________ дерево выросло из ____________________ семени.

4. В _________________ лодку _______________________ груз не кладут.

5. __________________________ крючком __________________________ рыбу не выудишь .

Слова с противоположным смыслом

(задание на расширение и обогащение словаря, работа над словами-антонимами).

В этом задании нужно найти слова с противоположным смыслом сначала в пословицах, распечатанных на карточках, затем выполнять это задание на слух. Пословицы можно разделить на несколько групп, в зависимости от того, какой частью речи являются слова-антонимы.

Имена существительные

Ученье — свет , а не ученье — тьма .

Умный молчит, когда дурак ворчит.

Умный себя винит, глупый — своего товарища.

Умный делу научит, а глупый только наскучит.

Было бы начало , будет и конец .

Будет день , будет и ночь .

Лучше горькая правда , чем красивая ложь .

Злой плачет от зависти, а добрый от жалости.

Ищи друзей , а враги сами найдутся.

Неверный друг — опасный враг .

Сытый голодного не разумеет.

От лени — болезнь , от работы — здоровье .

Добро побеждает зло .

Кто солгал с утра , будет лгать и вечером .

Никакое худо до добра не доводит.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Трус погибает, а храбрый побеждает.

Чему научишься в молодости , пригодится и в старости .

Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Что посеешь …то и пожнёшь.
Сам пропадай, а …. товарища выручай.
С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда.
Сделал дело … гуляй смело.
В гостях хорошо, ……а дома лучше.
Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
Как аукнется, ….. так и откликнется.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.
При солнце - тепло………при матери - добро.
Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.

Семеро одного не ждут

Одна голова хорошо, а две лучше

Один в поле не воин

Первый блин комом

За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

Семь раз отмерь, один раз отрежь Ум хорошо, а два лучше.
Старый друг лучше новых двух.
Один за всех и все за одного.
Обещанного три года ждут.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Следующая пословица

Сказки красны не буквами , а тем, что они обозначают.
Не всякая водатдля питья годится , не всякую сказку слушать стоит.
Есои сказка сладка , то и слушать ее всякий тянется.
Всякая небылица в детской сказке хороша.

Ответы

Ответ оставил: Гость

1. strange 2. happy 3. happily 4. violent 5. terrible 6. properly 7. careful 8. tired, hungry 9. boring 10. nice 2) 1. down 2. through 3. up 4. at 5. at 6. round 7. to 8. along 9. on 10. across 3) 1. it took me 4 weeks to learn how to drive. 2. it takes a lot of time on cooking. 3. it took julia a few months to get used to her work. 4. it took us two days to solve the problem. 5. it took us a long time to get there. 6. it takes monica 3 hours to prepare for the party. 7. it took us half an hour to find a place to park. 8. it takes her a few minutes to clean her teeth. 9. it takes her children less than an hour to do their homework. 10. it takes them hours and hours to rememer their childhood.

Ответ оставил: Гость

Узнав об истории любви Базарова, я понял, что это чувство вовсе не физиологической природы, а душевной. Сам нигилист Базаров, отвергающий ее существование, не мог сопротивляться чувствам. Любовь позволила ему раскрыть черты его характера: поэтичность, доброта, искренность. Любовь преображает человека, но он никогда не знает, когда именно к нему придет это сильное и глубокое чувство.

Следующая пословица

Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

ответы

Костя Ларионов

Пожаловаться

Была бы охота — будет ладиться работа.
Труд человека кормит, а лень портит.
Раз соврал — навек лгуном стал.
Кто других не любит, сам себя губит.
Кончил дело — гуляй смело. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Следующая пословица

Запишите пословицы и поговорки, сгруппировав их по темам; темы озаглавьте. Подчеркните главные члены предложения, укажите, чем они выражены. Расскажите об особенностях построения предложений в посло­вицах. Определите спряжение глаголов.

1. Правда прямо идёт с нею не размин..ш(?)ся. 2. Язык царств..ми вороча..т. 3. Правда в огне (не)горит и в воде (не)тон..т. 4. Без зап..валы и песня (н..)поёт(?)ся. 5. Язык стяг, дружину вод..т. 6. Всяк про правду трубит да (н..)всяк правду любит. 7. Выстрелив пулю (н..)схват..шь а слово ск..зав (н..)пойма..шь. 8. Говорит бело а делает ч..рно. 9. За твоим языком (н..)поспе..шь босиком. 10. Кто гнев свой од..лева..т крепок бывает. 11. Кто много гов..рит тот мало дела..т. 12. Кто языком штурму..т (н..)много навою..т. 13. (Н..)уб(?)ёшь словом да опозор..шь. 14. (Н..)кому не вер..т а сам мел..т. 15. От мал..й искры (сыр)бор заг..рает(?)ся. 16. Правда суда не боит(?)ся. 17. Правды (н..)переспор..шь. 18. Что зна..т всё скаж..т и чего (н..)зна..т и то скаж..т.

Читайте также: