Прочитай пословицы подчеркни глаголы в неопределенной форме

Обновлено: 22.11.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

ГЛАГОЛ
I и II спряжение глаголов

1. Прочитай. Подчеркни личные окончания глаголов II спряжения.

2. Прочитай. Отметь √ пословицы, в которых даны глаголы I спряжения. Выдели окончания глаголов, над глаголами укажи лицо.

3-е л. 3-е л.
Солнышко не освет[ит], месяц не увид[ит].
3-е л.
√ Всякое семя се[ют] в своё время.
2-е л.
Крепкий орешек сразу не раскус[ишь].
2-е л. 2-е л.
√ Что посе[ешь], то и пожн[ёшь].

• Выпиши выделенный глагол и выдели в нём все значимые части слова.

рас/кус[ишь] (рас- – приставка, кус- – корень, -ишь – окончание)

3. Прочитай. Выдели личные окончания глаголов. Укажи над глаголами спряжение .

Высоко-высоко, под облаками, круж[ит] (II спр.) орёл. Круж[ит] (II спр.) он медленно, плавно, а сам зорко на землю смотр[ит] (II спр.) . Замет[ит] (II спр.) зверька или птицу, слож[ит] (II спр.) крылья, камнем вниз упад[ёт] (I спр.) и схват[ит] (II спр.) добычу.

• Подчеркни глаголы в форме будущего времени.

4. Прочитай. Определи по неопределённой форме спряжение глаголов. Отметь √ глаголы II спряжения.

сеять (I спр.) строить (II спр.) мечтать (I спр.)
солить (II спр.) болеть (I спр.) вертеть (II спр.)

5. Прочитай. Отметь √ ряд, где даны глаголы-исключения II спряжения. Над другими глаголами укажи спряжение.

II спр. I спр. II спр.
купить, сверкать, лечить
II спр. II спр. II спр.
гнать, держать, шутить

√ дышать, смотреть, видеть

6. Прочитай. Над глаголами укажи спряжение. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы настоящего или будущего времени в указанном лице и числе.

3-е л., ед.ч. 3-е л., мн.ч.
жалеть жалеет жалеют

√ услышать услышит услышат

мечтать мечтает мечтают

√ склеить склеит склеят

• Отметь √ глаголы будущего времени.

7. Прочитай. Определи по окончанию -ишь, к какой части речи относится слово и какие имеет грамматические признаки. Закончи предложение.

Если слово имеет окончание -ишь, то это слово — глагол 2-го лица, единственного числа, II спряжения.

Следующая пословица

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

Следующая пословица

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

ГЛАГОЛ
Неопределённая форма глагола

1. Прочитай. Отметь √ то высказывание, в котором все глаголы употреблены в неопределённой форме.

Люди перестают мыслить , когда перестают читать . (Д. Дидро)

√ Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. (М. Ломоносов)

• Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

2. Прочитай. Отметь √ признаки, по которым можно узнать глагол в неопределённой форме.

√ неизменяемая форма
√ нельзя определить время и число
Отвечает на вопросы √ что делать?
√ что сделать?

Оканчивается на √ -ть √ -ти √ -чь

3. Прочитай. Отметь √ ряд, где даны только глаголы в неопределённой форме. Подчеркни в других рядах слова, которые не являются глаголами. Укажи над ними часть речи.
сущ.
нести, везти, найти, гости
сущ.
стричь, жечь, речь , беречь

√ ходить, помочь, идти, учить

4. Прочитай. Укажи над выделенными словами часть речи.

5. Прочитай. Подбери и запиши глаголы в неопределённой форме, отвечающие на данные вопросы.

Что делать? читать, играть, писать, решать.
Что сделать? повторить, отдать, выйти, сжечь.

6. Прочитай. Подбери к каждому глаголу однокоренные глаголы в неопределённой форме с приставками. Запиши. Выдели в глаголах приставки.

Лить — на/лить, вы/лить, пере/лить, по/лить.
Плыть — у/плыть, до/плыть, за/плыть, от/плыть.
Ехать — под/ъехать, в/ъехать, от/ехать, с/ъехать.
Клеить — при/клеить, на/клеить, об/клеить, в/клеить.

7. Прочитай словосочетания. Укажи линиями, в каком значении употреблён глагол в каждом словосочетании.
закрыть сундук ⇒ накрыть крышкой
закрыть зонтик ⇒ сложить
закрыть собрание ⇒ прекратить

8. Прочитай. Выпиши из текста глаголы в неопределённой форме, подчеркни в глаголах изученные орфограммы.

ГЛАГОЛ
Правописание возвратных глаголов

1. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отметь √ пословицу, в которой возвратные глаголы употреблены в неопределённой форме и отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

Друг за друга д е ржаться — ничего не б о яться.
√ С умным разг о вориться — что мёду н а питься.

2. Прочитай. Образуй от данных глаголов формы настоящего или будущего времени в указанном лице и числе.

2-е л., ед. ч. 3-е л., ед. ч.
купаться купаешься купается
учимся умываешься умывается
сердится сердишься сердится

3. Прочитай. Отметь √ возвратный глагол будущего времени в 3-м лице множественного II спряжения .

√ увидятся

4. Прочитай. Допиши в глаголах буквосочетание -ТСЯ или -ТЬСЯ. Подчеркни глаголы в неопределённой форме.

1) Чтобы хорошо учи ться — не надо лени ться .
2) Скоро сказка сказывае тся , да не скоро дело делае тся .
3) Не беда ошиби ться , беда не исправи ться .
4) Доброе дело без награды не остане тся .

5. Прочитай. Вставь, где нужно, мягкий знак (ь). Запиши, в чём сходство и различие в грамматических признаках выделенных глаголов.

Что должно приснит ь ся мухе,
У слона уснувшей в ухе?
А что должно слону приснит ь ся,
Если мухе плохо спится?

Сходство: оба глагола возвратные.
Различие: глагол присниться стоит в неопределённой форме; глагол спится стоит в форме 3-го лица.

6. Прочитай. Вставь пропущенные в окончаниях глагола буквы и, где нужно, мягкий знак (Ь) в возвратных глаголах.

Увид и шь ежа, сразу даже не подума е шь, что это зверёк. Будто маленькая муравьиная кочка в траве сере е т. Как только заслыш и т ёж опасность, сейчас же в клубок сверн ё тся (3-е л., ед.ч.) . Спряч е т мордочку и лапки, во все стороны колючки выстав и т — к нему и не подступ и ш ь ся. А захоч е шь дотронут ь ся, ёж запыхтит, подпрыгн е т и больно укол е т руку.

(Г. Скребицкий и В. Чаплина)

• Подчеркни возвратный глагол, употреблённый не в начальной форме. Укажи над ним лицо и число.

7. Прочитай загадку. Вставь пропущенные окончания. Напиши отгадку. Укажи над глаголами спряжение.

II спр. I спр.
Глад ишь — ласка ет ся.
II спр. I спр.
Дразн ишь — куса ет ся. (Собака)

Следующая пословица

Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.

Читайте также: