Прочитай пословицы к каким произведениям

Обновлено: 22.11.2024

∨ Владимир Даль. Пословицы русского народа,
∨ Заря-зарница. Русские народные сказки, песенки-потешки, загадки,
∨ Русские народные потешки, прибаутки,
∨ Радуга-дуга.

  • Составьте с другом список книг, которые можно поместить на выставку "Устное народное творчество". Воспользуйтесь тематическим каталогом.

Русские народные сказки. Пословицы и поговорки. Загадки. Потешки и прибаутки. Народные лирические песни. Легенды. Былины. Духовные стихи. Баллады. Анекдоты. Частушки. Небылицы. Скороговорки. Колыбельные песни.

Какие труды, такие и плоды.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Терпенье и труд всё перетрут.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.
Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

  • Выпиши понравившуюся пословицу о труде, трудолюбии. Объясни её смысл.

Терпенье и труд всё перетрут. Смысл: терпенье и настойчивость победят все препятствия и преграды. Говорят, когда хотят кого-то ободрить перед трудностями, напомнить, что всё случается не вдруг. Надо не отступать и не сдаваться, а продолжать упорно добиваться своего.

  • В каких источниках информации ты мог бы найти другие пословицы о труде? Выбери ответ:

∨ в Интернете;
∨ в сборнике “Пословицы русского народа”;
∨ у мамы или бабушки;
∨ в толковом словаре (в качестве примера)

  • Прочитай русские народные песни в учебнике "Литературное чтение" на странице 16. Подчеркни слова, которые описывают берёзу.

Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя белая ,
Берёза кудрявая !
Стоишь ты, берёзонька,
Посередь долинушки ;
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные ;
Под тобой, берёзонька,
Трава шёлковая…

  • Прочитай стихотворение Ф.Прокофьева о берёзе. Подчеркни слова, которые помогают представить берёзу.

Люблю березу русскую,
То светлую , то грустную ,
В белёном сарафанчике ,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками .
Люблю ее нарядную ,
То ясную , кипучую,
То грустную , плакучую .
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнется – но не ломится !

Берёза белая, плакучая, кудрявая, ясная, кипучая, грустная, светлая.

  • Обсудите с другом, почему именно берёза является символом России.

Берёза - это дерево истинно русской природы. Красота её так поражает, что люди, думая о России, представляют сразу белую берёзку.

  • Какие слова часто используются в колыбельных песенках? Допиши.

Баю-баю-бай, усни, солнышко встаёт, угомон тебя возьмёт, спят усталые игрушки, баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок, спать пора, глазки закрывай, спокойной ночи, смотрит месяц ясный.

  • Попробуй сам сочинить колыбельную песенку. Не забудь про слова, которые в колыбельныхпесенках часто используются. Окончания слов должны совпадать по звучанию, рифмоваться. Колыбельные песни звучат мягко, напевно.

Люли-люли-люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели, посидели,
Песенку пропели:
"Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Будешь очень крепко спать -
Станем часто прилетать".

  • Найди информацию о потешках и прибаутках в разных источниках.
    Попробуй воспользоваться Интернетом.
    В любой поисковой системе (Rambler, Yandex, Mail) набери интересующие тебя слова ПОТЕШКА, ПРИБАУТКА. Прочитай об этих произведениях устного народного творчества.

ПОТЕШКА - небольшое стихотворение или песенка, позволяющее в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения. ("Сорока-ворона").

ПРИБАУТКА - стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему малышу ("Сова - большая голова").

  • Придумай сам потешки про щенка ЗАДИРИСТОГО, СПЯЩЕГО, ИГРИВОГО.

Игривый щенок

Мой щенок со мной играет,
Звонко, радостно он лает.
Ищет он себе друзей -
Поиграйте с ним скорей!

Спящий щенок

Вот устал щенок играть -
Важно всем нам отдыхать!
Лёг, уткнулся носом в лапы.
- Спи, Дружочек мой, лохматый.

Задиристый щенок

Мой задиристый щенок
Завертелся, как волчок.
Громко, радостно залаял,
Всех играть с собой заставил.

  • Сначала подбери слова, которые помогут увидеть, например, игривого щенка.

Игривый: Весёлый, бойкий, ищет друзей, радостно лает.
Спящий: Устал, важно отдыхать, уткнулся в лапы, спи, Дружочек.
Задиристый: Завертелся волчком, залаял, играть заставил.

Вспомни, с какой целью сочиняются потешки.
Начни потешку, например, со слов "Весёлый щенок громко косточку грызёт". Подбери к последнему слову рифму.

Весёлый щенок громко косточку грызёт,
Громко косточку грызёт, а котёнку не даёт.
Ты, щеночек, не скупись
И с друзьями поделись.

        • Найди информацию о небылицах. Что тебе раньше не было известно? Какие источники помогли тебе найти интересные факты?
          Обсудите с другом, от какого слова произошло слово НЕБЫЛИЦА.

        НЕБЫЛИЦА - жанр устного народного творчества, прозаическое или стихотворное повествование, как правило, комического содержания, в основе сюжета которого заключена несуразность.
        Мне раньше было неизвестно, что "небылицы" по-другому называют "небывальщины".
        Интересные факты помогают найти словари, справочники, Интернет.
        Слово "небылица" произошло от слова "небыль", то чего не было, не могло произойти в действительности.

        • Прочитай стихотворение Ю.Энтина. Является ли стихотворение небылицей? Приведи доказательства.

        Я купил на птичьем рынке говорящего кота,
        Но не знал еще, что будет с ним сплошная маета.
        Убежал мой кот из дома и явился в детский сад,
        Пел он песню «Чунга-Чанга» тридцать три часа подряд!

        Небылицы, небылицы
        Переходят все границы!
        Ну и что же? Ну и что же?
        Быль и небыль так похожи!

        В воскресенье в полвторого марсианин прилетел,
        Позвонил по телефону - познакомиться хотел.
        Я снимался в фильме и не мог пойти к нему.
        Нам, артистам знаменитым, марсиане ни к чему!

        Небылицы, небылицы
        Переходят все границы!
        Ну и что же? Ну и что же?
        Быль и небыль так похожи!

        Аппарат для сбора клюквы я недавно изобрел,
        Все мне руку пожимали и кричали: «Ты — орел!»
        Я тогда взлетел на небо и уселся на краю.
        Сочинил вам эту песню и теперь ее пою!

        Небылицы, небылицы
        Переходят все границы!
        Ну и что же? Ну и что же?
        Быль и небыль так похожи!

        Стихотворение Ю. Энтина является небылицей, потому что в нём говорится о совершенно невозможных в жизни событиях: говорящий кот, марсианин, автор взлетает на небо и садится на краю.

        Следующая пословица

        О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

        суббота, 26 июня 2021 г.

        Ответы на вопросы учебника к сказке "У страха глаза велики" для 2 класса

        Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 37-38.

        УКМ "Школа России"

        1. Назови героев сказки. Какими ты их представляешь? Чем они похожи друг на друга? Подтверди свой ответ словами из сказки.

        Герои сказки: бабушка, внучка, курочка, мышка, зайка.

        Бабушка старая и тихая. Внучка весёлая хохотушка. Курочка беспокойная, постоянно озабоченная. Мышка маленькая и безобидная. Зайка серенький и боязливый.

        Они похожи своими страхами. Каждому показалось самое страшное, чего он боялся.

        2. Обсудите с другом. В чём причина страха героев? Соотнесите содержание сказки и пословицы. Подходит ли она?

        Причина страха героев в неожиданности произошедшего. Они не ждали ничего необычного, а потому испугались.

        Пословица Робкого и тень страшит идеально подходит к содержанию сказки. Робкие герои испугались совершенно неопасного зайчика, а зайчик испугался героев.

        3. Зачем понадобилось рассказчику использовать такие необычные слова: трёх-плёх, трёх-трёх-трёх? Как звучат эти слова? Какие картины они помогают создать? Какой слышится ритм?

        Эти необычные слова нужны для того, чтобы передать звук плещущейся воды. Они звучат спокойно, размеренно. Слыша их мы видим, как покачиваются емкости с водой, как плещется в них вода.

        Вода плещется неторопливо и задаёт неспешный ритм сказке.

        4. Как начинается сказка? Каким тоном, в каком темпе следует начинать рассказывать сказку?

        Сказка начинается очень неспешно, размеренно. Начало сказки следует читать медленно, негромко, спокойным голосом и тоном.

        5. В каком темпе следует читать вторую часть сказки? Где меняется успокаивающая, размеренная интонация на быструю, напряжённую? В каких словах это выражено?

        Начиная со слов "Налетел на яблоньку ветерок. " темп ускоряется. Одновременно происходит несколько событий, очень быстрых, что и требуется передать голосом. Голос становится напряжённым, темп быстрым.

        Ускорение темпа выражено словами: хлоп, прыгнул, испугались, побросали, побежали.

        6. Какая пословица содержится в конце сказки? Ко всем ли героям она подходит? Обоснуйте свой ответ.

        В конце сказки мы видим пословицу:

        У страха глаза велики - чего нет, и то видят.

        Она идеально подходит для всех героев, ведь все они увидели то, чего нет на самом деле. Бабушка - медведя, внучка - волка, курочка - лису, мышка - кота, зайка - охотников с собаками.

        7. Подготовьтесь к пересказу по плану: жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка; пошли водоносы за водой; вёдра бросили и побежали домой. Какой страшный зверь напугал водоносов?

        Водоносов напугал испуганный заяц.

        Пересказ сказки "У страха глаза велики" для 2 класса

        Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка. Жили они дружно и часто ходили все вместе за водой.

        Вот пошли они раз за водой. Набрали вёдра и неспешно возвращались в дом.

        Шли они мимо яблоньки, что росла в саду. А под яблонькой сидел зайчик. Ветер качнул ветку, с ветки упало яблоко прямо на зайчика.

        Зайчик испугался и под ноги водоносам кинулся. Водоносы тоже испугались, побросали вёдра и побежали домой.

        Дома они попрятались друг за друга и стали делиться своими страхами.

        Бабушке показалось, что на неё медведь насел. Внучке - что на неё волк бросился. Курочка лису увидела, у мышка - кота.

        А заяц убежал в лес, сел под кустом и подумал, что чудом от охотников с собаками сбежал.

        8. Рассмотри иллюстрацию к сказке. Расскажи, что на ней изображено. Составь план ответа. Сравни его с планом в рабочей тетради.

        На рисунке мы видим, как разбегаются герои сказки.

        План ответа по рисунку к сказке "У страха глаза велики"

        1. Заяц бросается под ноги водоносам.
        2. Водоносы бросают вёдра.
        3. Заяц бежит прочь.
        4. Водоносы бегут в дом.

        План в рабочей тетради касается всех событий сказки, а план ответа к рисунку только одного события.

        понедельник, 28 июня 2021 г.

        Литературное чтение 2 класс. Ответы на вопросы учебника к разделу "Устное народное творчество"

        Ответы на вопросы учебника "Литературное чтение" 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.

        УКМ "Школа России"

        Раздел "Устное народное творчество". Проверим себя и оценим свои достижения.

        1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?

        Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.

        2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.

        Пестушка - это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.

        Потешка - тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.

        Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса

        Ножка топает топ-топ. Ручку хлопает хлоп-хлоп. Вот пойдём с тобой танцевать, Громко песенки распевать. На окне сидел котище, Под окном стоял барбос. Целый день хозяйка ищет Толстый хвост и мокрый нос.
        3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.

        Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.

        Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть.

        Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах. ; Ты пирог съел? Не я.

        Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.

        Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки.

        4. Можно ли соотнести пословицу "Труд кормит, а лень портит" с потешкой "Тит, иди молоть"?

        В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.

        5. Пословицы рассыпались. Собери их.
        Любишь кататься - люби и саночки возить. Делу время - а потехе час. Вместе тесно, а врозь скучно. Семь раз отмерь - один раз отрежь.
        6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников - крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.

        Первый рассказ называется "Собака на сене".

        В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.

        Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.

        Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.

        Второй рассказ называется "Знает кошка, чьё мясо съела".

        В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.

        Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.

        Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину - признайся, ведь всё равно тайное станет явным.

        7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему "Четыре времени года".

        Загадка - это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.

        Пример своих загадок на тему "Четыре времени года" для 2 класса

        Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)

        Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)

        Это время золотое, урожайное такое. (Осень)

        На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)

        8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.

        Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась "Каша из топора", потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.

        Из этих сказок я уже читала "Волк и семеро козлят", "Маша и медведь", "Теремок", "Лисичка-сестричка и серый волк".

        Мне больше всего нравится сказка "Лисичка-сестричка и серый волк"

        Пересказ сказки "Лисичка-сетричка и серый волк" для 2 класса

        Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.

        Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.

        Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.

        Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.

        Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.

        Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.

        9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.

        Моей подруге Алине больше всего нравится сказка "Царевна-лягушка".

        10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется"?

        Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.

        Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.

        Лиса обманывала медведя, волка, козла.

        Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке "Лиса и рак", когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки "Лиса и дятел" сумел натравить на лису собак.

        Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.

        Если каждый из друзей живёт по пословице "Как аукнется, так и откликнется" то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.

        Следующая пословица

        О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

        Следующая пословица

        + Счастье и труд рядом живут.
        Труд кормит, а лень портит.

        3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.

        Читайте также: