Пословицы о труде анализ
Обновлено: 07.11.2024
Пословицы и поговорки, созданные русским народом о труде, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к труду, к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова, отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
Выделение и осознание смысловых связей слов и словосочетаний о труде можно сформировать у старших дошкольников,соблюдая следующие условия:
• системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;
• ознакомление с семантическими компонентами пословиц и поговорок на основе приобретенного детьми опыта смыслового анализа слов и словосочетаний;
• введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.
На занятиях с детьми старшего дошкольноговозраста можно использовать мотивационные установки:
- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";
- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";
- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";
- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ?";
- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит трудиться".
Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными, уважать труд людей.
Примеры работы над пословицами и поговорками про труд и трудолюбие.
—О каком человеке говорят: «Кто много лежит, у того и бок болит», «Крутится, как белка в колесе», «Под лежачий камень вода не течет»?;
—В какой ситуации мы говорим: «Птицу узнают в полете, а человека в работе», «Работе время, а потехе час», «Кто спешит, тот людей смешит»?;
— О каком правиле поведения напоминают нам такие пословицы: «Тише едешь, дальше будешь», «Маленькое дело лучше большого безделья», «Лень к добру не приводит»?;
— О какой черте человека говорится в таких пословицах: «Делали наспех и сделали на смех», «Без терпенья нет уменья», «От самого начала думай, какой будет конец», «Своевременная помощь, – как дождь в засуху»?;
— От чего предостерегают такие пословицы: «За все браться – ничего не сделать», «Думай с вечеру, что делать поутру», «С кем поведёшься, того и набёрешься», «Глаза страшатся, да руки делают»?
2. Составление правил к поговорке «Не учи безделью, а учи рукоделью».Например:дети могут предложить:
- Учи и учись сам.
- Не бездельничай с другими.
- Помогай своим друзьям.
- Учи младших по возрасту.
3. Составление словосочетания или предложения к пословице
«Капля мала, а по капле море»
- одна капля в море;
4. Игра «Подбери слово».
Кончил дело – гуляй …
Кто… тот людей смешит.
Меньше слов, да больше…
Без печи холодно, без хлеба…
Не будет хлеба, не будет и…
Ответы: Дела, спешит, смело, голодно, обеда.
5. Подбор пословиц к сказкам
Логопед читает дошкольникам пословицу и побуждает вспомнить сказки, басни, рассказы, к которым её можно отнести.
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду – басня Крылова «Стрекоза и муравей»
Труд человека кормит, а лень портит – сказка «Морозко»
Крой да песни пой – сказка «Храбрый портняжка»
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись – рассказ Носова «Мишкина каша»
Цыплят по осени считают – рассказ Носова «Огородники»
Хорошо делай – хорошо и будет – сказка «Кобылья голова».
6. Выбор правильной пословицы
«Спор медвежат». Логопед рассказывает детям,что однажды друзья начали спорить: «Какая пословица лучше?»
Маленькое безделье, лучше большого дела.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Большое безделье лучше маленького безделья.
Маленькое безделье лучше большого безделья.
Взрослый предлагает детям разрешить спор друзей (объясняя свой выбор).
7. Выбор подходящей пословицы
Логопед предлагает детям послушать рассказ «Для чего человек работает».
Трое работников строили дом. К ним подошёл старый мужчина и спросил: «Что вы делаете?». Один работник ответил: «Камни складываю»,второй ответил: «Деньги зарабатываю»,третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня».
К которому из работников подходит пословица «Без труда человек не познает счастья», обосновывая свои ответы.
8. Инсценировка пословиц.
Предлагается детям показать мимикой, жестами то, как они понимают пословицы:
Меньше слов, да больше дела.
Много спать – дело не знать.
Нужно наклониться, чтоб из ручья напиться.
Пчелка маленькая, а и та работает.
9. Выбор лучшей пословицы
Какая пословица лучше подходит к басне Крылова «Стрекоза и муравей»?»
Щеголял смолоду, а под старость умирает с голоду
Белые руки чужие труды любят.
Кто много лежит, у того и бок болит.
Кто не работает, тот не ест.
Ленивому всегда праздник.
10. Составление ситуации, которая подтвердила бы пословицы.
Логопед предлагает детям составить ситуацию соответствующую пословицам
«Лето собирает, а зима поедает»,
«Поспешишь – людей насмешишь» и т. п.
Публикации по теме:Сценарий конкурсной программы для детей старшего дошкольного возраста «Кто больше знает стихов, пословиц и поговорок о хлебе?» Задачи. Развивать речь, коммуникативные качества; вызвать желание поделиться информацией; доставить эмоциональное удовольствие; нацелить.
План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.
Следующая пословица
Согласно цели нашей исследовательской работы в данной главе представлен семантический и лексический анализы пословиц и поговорок о труде в русском языке, что позволяет говорить о проявлении национального характера народа в различных пословичных ситуациях.
Для данного исследования были отобраны 210 русских пословиц и поговорок, в которых реализуется то или иное значение концепта «труд».
В выявленной нами классификации самую многочисленную группу в русском языке составляют пословицы, выражающие положительное или отрицательное отношение к труду. Нами было выявлено 25 примеров пословиц, с положительной характеристикой трудового процесса, что составило 11% от общего числа отобранных пословиц поговорок. С отрицательным же оттенком это составило 7%, или 14 примеров пословичных выражений.
В группе пословиц и поговорок, выражающих положительное отношение к труду, особый акцент сделан на роли работы в жизнедеятельности человека, например: Без дела жить - только небо коптить; На себя работать не барщина. Работа похвальна как признак небездействия, что отражается в следующих примерах: Труд человека кормит, а лень портит; Не то забота, что много работы, а то забота как ее нет; Не работа сушит, а забота; Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Помимо положительного отношения к труду и работе в русских пословицах и поговорках мы так же находили паремии и с отрицательной оценкой труда.
В данных пословицах и поговорках отмечается гипербализация при обозначении объёма работы: На мир не наработаешься; У бога дней впереди много: наработаемся; Всех дел не переделаешь.
В некоторых русских пословицах и поговорках проявляется склонность к персонификации трудовой деятельности, что выражает пренебрежительное отношение и возможность отсрочки выполнения работы:
Работа не черт, в воду не уйдет; Дело не малина, в лето не опадет; Дело не сокол - не улетит; Дело не голуби, не разлетятся; Дело не медведь, в лес не уйдет.
Нами были отобраны пословицы, выражающие мысль о малой награде за вложенный труд, например: От работы (сохи) не будешь богат, а будешь горбат; От трудов праведных не нажить палат каменных; Из-за хлеба на квас не наработаешь; и о его малой пользе, что складывается в отрицательное отношение к трудовой деятельности как таковой, например, в таких пословицах и поговорках, как: Работа молчит, а плеча кряхтят; Кинуло в пот, голова, что мёд, а язык - хоть выжми; Из топора не богатеют, а горбатеют; Заработали чирей да болячку да третий горб.
Следующей довольно многочисленной группой является ряд пословиц, указывающих на зависимость результатов труда от качества вложенных усилий. Данное значение реализуется в следующих пословицах:
Глубже пахать - больше хлеба жевать; В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой; Кто мелко заборонит, у того рожь мелка; Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Мысль об интенсивности труда переплетена с мыслью о его нескончаемости, например: Лёжа не работают; Лес сечь - не жалеть плеч.
Это значение может быть обозначено, как «Высокий результат дается высококачественным трудом»: Делай как-нибудь, так никак и не будет; Пашешь - плачешь, жнешь - скачешь; Посеяно с лукошко, так и выросло немножко; Свесив руки (сложа руки), снопа не обмолотишь.
В паремиях ХХ столетия объем данной лексемы значительно расширился: труд - это усилие; это источник не только материального, но и морального удовлетворения, наиболее ярко это отразилось в следующих примерах: За труд не бьют, а награды дают; Кто в труде впереди, у того ордена на груди; Труд славит человека; За подвиг трудовой награждают золотой звездой. В данных пословицах мы видим, что отношение к труду определяет значимость человека в обществе.
Так же подчеркивается, что красота и сила человека в труде; что только в труде формируется и проявляется талант и вдохновенье человека. Это также служит косвенным доказательством того, что труд, несомненно, является нравственной ценностью. Труженики всегда были достойны уважения в обществе, это реализовалось в таких пословицах, как: Кто первый в труде, тому слава везде; Кто любит труд, того люди чтут. Труженики всегда активные люди, не боящиеся работы: Заботливый всегда себе дело найдет; На охочего рабочего дело найдется. А бездельники наоборот, очень пассивны, это отразилось в следующих пословицах: Без дела сидит, в пустой угол глядит; От меня работа не заплачет. Так же здесь можно отметить, что ленивые люди предпочитают труду сон и еду, например: За дело не мы, за работу не мы, а поесть, поплясать против нас не сыскать. То есть бездельники не видят смысла в работе, если её может сделать кто-нибудь другой. И, тем самым, они живут за счет чужих трудов: Белоручка чужие труды любит.
Помимо морального удовлетворения от трудовой деятельности, у русского народа существует так же ряд пословиц о труде, как источнике материального достатка, например: Где работано, там и густо, а в ленивом дому пусто; Дело в руках - хлеб в устах. А такие пословицы как: За бесплодный труд и спасиба нет; Труд без пользы - то же безделье; показывают, что бесполезный труд, не приносящий плодов, не будет оценён и вознаграждён.
Так же были объединены в общую группу пословицы о необходимости отношения к труду с полной мерой ответственности. Дело холодка не любит.
Пословицы и поговорки данной группы содержат совет не перекладывать ответственность за результаты труда на других, а рассчитывать лишь на свои силы. Хочешь что- то сделать хорошо - сделай это сам; У семи нянек дитя без глазу. Тот и господин, кто все может сделать один.
Нами был выделен целый спектр пословиц и поговорок, которые оценивается роль орудия труда в трудовом процессе. Их количество составило 17 примеров, или 8%.
Можно выделить следующие группы с различным семантическим значением:
Роль орудий труда в достижении цели, где отмечается, что без наличия соответствующих производительных средств нет процесса труда, например: Без веретена пряжи не спрядешь; Без косы сена не накосишь; Без снастей только блох ловить. В данных примерах мы видим, что орудия труда играют одну из главнейшей роли в работе, так как без них деятельность невозможна.
В некоторых пословицах показана зависимость производительности труда от наличия или состояния орудий. Топор одевает, топор обувает; худая снасть и отдохнуть не даст.
Орудия труда создают сам трудовой процесс и без них нет трудовой деятельности, что реализовано в таких пословицах, как: Без клещей кузнец, что без рук; Без топора не плотник, без иглы не портной;
В пословицах из данной подгруппы хвалится умение в обращении с орудиями труда, например: Кабы не клин да не мох, так бы плотник издох.
В некоторых пословицах и поговорках подчёркивают, что состояние орудий труда является показателем отношения человека к труду:
У плохого мастера такова и пила; Плохому танцору одежда мешает.
Орудие труда является главным показателем отношения к самому трудовому процессу: У кого больно чист инструмент, тот плохой мастер.
Целый ряд русских пословиц выражает желание избежать чёрной работы:
Хорошо бы орать да рук не марать;
В относительно немногих поcловицах русского языка обращено внимание на желание иметь успешный результат без приложения усилий. Нам бы так махать, чтобы мозолей не набивать.
Содержательные пословичные выражения обнаружены и выделены нами в группу «Этапы трудового процесса», например: Хорошее начало полдела откачало; где пословицы отмечают важность увлечённого начала работы и тщательного добросовестного доведения начатого до конца . К этой группе относятся следующие пословицы: Конец венчает дело; Кончил дело, гуляй смело; Конец - всему делу венец.
В русских пословицах часто предметом порицания становится лень в работе. Бездельник, по мнению народа, был самым презренным человеком. Пословицы показывают отрицательное отношение к тем, кто не желает трудиться, в них с нескрываемой иронией и сарказмом высмеиваются лентяи и бездельники: От труда здоровеют, а от лени болеют; Леность наводит на бедность; Неработающий человек характеризуется как пустышка, негативное отношение к лени может быть показано через иронию, т.е. лень высмеивается как порок. Мы можем это заметить в следующих примерах: Ехал бы воевать, да ленив вставать; День гуляет, два больной, а на третий - выходной.
Часто люди говорят с насмешкой и о лентяях. У лентяя Федорки всегда отговорки; Ленивому всегда праздник; Бегает от работы, как собака от мух.
Подчёркивается также зерно добра в выполнении трудового процесса, а лень противопоставляется ему как явление, относящееся к пороку, например: Послал Бог заботу, да отнял черт работу; Труд кормит, а лень портит;
Однако в то же время не осуждают отсутствие рвения к работе, например, такие пословицы как: Ретивому коню всегда работы вдвое, а тот же корм; Работают только дураки и лошади; Работа дураков любит. На основании этих пословиц видно, что работа воспринималась как нечто подневольное, не приносящее радости или материального достатка, поэтому существовало много оправданий для избегания работы.
В следующих пословицах можно пронаблюдать наличие небескорыстного отношения к работе. Честным трудом богат не будешь; От трудов праведных не нажить палат каменных.
Таким образом, труд с одной стороны обозначает благо, подчёркивается его положительное влияние на человека. Но, с другой стороны, честный труд не приводит к состоятельности, отмечается его малая результативность для самого работника.
Так же как и лень, поспешность в работе обозначается как нежелательная, не способствующая её качественному выполнению. Поспешность нужна только при ловле блох; Скоро только блох ловят. Следовательно, критерий времени, отведённый на работу, влияет на результат, что отмечается в пословицах и поговорках русского языка:
Поспешишь - людей насмешишь;
Во многих пословицах осуждают болтунов, например: Противник дел, любитель слов, подобен саду без плодов; Не спеши языком, торопись делом; Кто словом скор, тот редко делом спор; Большой говорун - плохой работун; Следующие пословицы расширяют значение, что лишние разговоры не способствуют труду, делая акцент на предпочтении дел словам
Легко сказка сказывается, да не скоро дело делается; Меньше слов - больше дела; Словами и туда и сюда, а делами никуда.
Нами была выделена немногочисленной группа пословиц, реализующих значение «Добросовестное отношение к труду». Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня; Коси коса, пока роса. Отмечается преимущество своевременного выполнения работы. Куй железо, пока горячо; Готовь сани летом, а телегу - зимой.
Нами была выявлена ещё одна группа пословиц, дающих положительную оценку трудовой деятельности и реализующих значение «Предпочтительность труда удовольствию».
Данные пословицы и поговорки подчёркивают важность и первенствующее место труда в жизни, а отдых оценивается лишь как награда после работы. Работе время, а потехе час. Сделай дело, гуляй смело; Пословицы призывают человека отдыхать, не думая о деле только после того, как оно закончено, например: Умей дело делать - умей и позабавиться; Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем; Работать - день коротать; отдыхать - ночь избывать. В данных пословицах акцентируется внимание на том, что труд должен занимать приоритетное положение. Пей, гуляй, а работу знай.
В русском языке очень много образов животных, выражающих трудолюбие и добросовестное отношение к труду - пчела, птичка. Это отражается в следующих пословицах: Ласточка день начинает, а соловей кончает; Не велика птица - синица, да умница; Пой лучше хорошо щеглом, чем худо соловьем. Русские выделяют такие качества пчелы, как бережливость, аккуратность, неутомимость в трудовой деятельности, например: Пчела трудится - для Бога свеча пригодится; Мала пчела, да и та работает. Медлительность и неуклюжесть в работе в русских пословицах и поговорках олицетворяет медведь, например: Как медведь в лесу дуги гнёт; Ловит, как медведь перепёлку.
В русском языке трудолюбие сравнивается с такими образами из животного мира как муравей, вол, ишак, например следующие пословицы: Муравей не велик, а горы копает; Вола в гости зовут не медлить, а воду возить.
Для большого количества русских пословиц характерно выражение значения «Зависимости результата от профессионализма мастера», слаженности работы при наличии соответствующих умений: Каков мастер, такова и работа; Мастер дела берется смело. Дело мастера боится; На все руки мастер; Мастер глуп - нож туп. В нашей эмпирической части представлен также анализ русских пословиц и поговорок с точки зрения гендерного аспекта для выявления отношения к труду через понятия мужчина и женщина с учётом действий, которые они производят. При анализе русских пословиц и поговорок, возможно, учитываются глаголы, обозначающие действия, совершаемые мужским или женским родом.
В русских пословицах и поговорках мужчина, в большинстве случаев, представляется как ленивый, вечно голодный, лежащий постоянно на печи, например: Мужик с печи упал - не кто его толкал; Мужику не наносить и мешком, что баба натаскает горшком; На авось мужик и пашню пашет.
Данные половицы четко демонстрируют отношение к труду, проявленное через призму пословиц и поговорок, как к чему-то чрезвычайно сложному, изнуряющему, ненужному.
Но, тем не менее, у русского народа существуют и пословицы, которые высоко оценивают образ мужчины как труженика, это можно увидеть в следующих примерах: Мужику одна забота, чтобы шла путём работа; Мужик проказник, работает и в праздник; Мужик за спасибо семь лет работал.
В русских пословицах и поговорках понятие «женщина» представляется, по большей мере, в отрицательном значении; достаточно только привести примеры пословиц и поговорок, содержащих данное понятие: Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай!; Рада бы я пряла, да лень напала; Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила, а все языком. В русских пословицах и поговорках женщина приобретает образ глупой, ленивой, сонной, болтливой, легкомысленной, любящей погулять особы.
Русские пословицы и поговорки более категоричны и резки по способу выражения. В русских пословицах и поговорках присутствует некое давление, наставление, иногда даже угроза: Взялся за гуж - не говори, что не дюж. В данном примере показано, что если человек начал какую - либо работу, то её нужно довести до конца, чего бы это не стоило, и сделать это хорошо.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отрицательное отношение к труду преобладает в пословицах и поговорках русского народа. В данной группе было обнаружено 7% пословиц и поговорок, реализующих такие значения как: пренебрежительное отношение и возможность отсрочки выполнения работы; мысль о малой награде за вложенный труд, а так же малая польза от трудовой деятельности; отсутствие рвения к работе.
В русских пословицах и поговорках труд предстает как более тяжелое и изнуряющее явление, не приносящее радости или материального достатка, поэтому существовало много оправданий для избегания работы.
Следовательно, можно сделать вывод, что русский человек хочет достичь результатов, приложив к этому меньше усилий. Однако, во все времена ценились люди трудолюбивые, так как труд - нравственная ценность. Лентяи и болтуны всегда порицались у русского народа. Пословицы и поговорки русского народа о труде в полной мере отражают динамику русского языкового сознания. Лингвокультурологический анализ паремий позволяет в этом убедиться.
Следующая пословица
В этой пословице говорится о том, что если человек начинает новое дело не закончив старое, и не прилагает достаточно усилий, то не одно дело не даст результата.
Под лежачий камень вода не течет
В этой пословице говорится о том, что ничего самой собой не делается, если человек не приложит усилий и желания.
Дело мастера боится
В этой пословице говорится о том, что старание может победить любое даже самое сложное дело.
Поспешишь – людей насмешишь.
В этой пословице говорится о том, что серьезное дело не терпит спешки, быстрый результат может оказаться хуже чем ожидали.
За всякое дело берись смело
В этой пословице говорится о том, что не стоит бояться работы, если стараться и не лениться то любая работа наладится.
У плохого мастера и пила плохая
В этой пословице говорится о том, что если человек что то не умеет, то он всегда будет искать кого или что можно обвинить в неудаче.
Палец слаб, а кулак силен.
Капля по капле и камень долбит.
В этой пословице говорится о том, что любое дело сложиться если настойчиво добиваться результата.
Семь раз отмерь да один раз отрежь.
В этой пословице говорится что в каждом деле надо хорошо подготовиться и все проверить, прежде чем делать.
Без труда не вынешь рыбку из пруда
В этой пословице говорится о том, что самое маленькое дело тоже требует старания и терпения.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
В этой пословице говорится о том, что результат дается только тому кто готов ради него потрудиться.
Маленькое дело лучше большого безделья.
В этой пословице говорится о том, что любое даже незначительное дело ценится больше чем безделье.
Публикации по теме:Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с ЗПР» «Использование нетрадиционных техник в художественном труде как средства развития творчества у детей с задержкой психического развития».
Книга о труде и профессиях Трудится Земля Сколько нужного на свете Люди делают вокруг: Те плетут морские сети, Те с рассветом косят луг, Варят сталь, штурмуют космос,.
Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Консультация для родителей «Роль устного народного творчества в развитии речи детей. Песенки, потешки, поговорки, пословицы» Речь - чудесный.
Круглый стол «Воспитание детей в труде: за и против» Круглый стол. "Воспитание детей в труде "за" и "против". Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов по выбранной для обсуждения темы.
Пословицы и поговорки о кошках • На мышку и кошка зверь. • Сытая кошка с мышью играет. • Знает кошка, чье мясо съела. • Слепая кошка мышей не ловит. • Чем больше кошку.
Пословицы о земле МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6 «ЧЕРЁМУШКА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ Пословицы о.
Пословицы, поговорки и загадки о зиме Пословицы,поговорки и загадки о зиме. Зима – самая холодная, но в то же время сказочная пора года. В это время мороз рисует узоры на окнах,.
Родительское собрание на тему «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде» ЦЕЛЬ: обсудить с родителями проблему трудового воспитания. Повестка дня: 1. О важности трудового воспитания детей. 2. Задачи трудового воспитания.
Стихотворения для детей о патриотизме и безопасности и труде Я гражданин России! Я гражданин России, И гордо говорю, Что матушку-Россию Люблю, люблю, люблю! Люблю её красоты, И реки, и леса… Люблю.
Сюжетно-ролевые игры для детей 3–4 лет «Детское кафе» и для детей 4–5 лет «Почта» Конспект для средней группы сюжетно-ролевой игры «Почта» Цели и задачи: - продолжать работу по развитию и обогащению сюжета игры; - совершенствовать.
Следующая пословица
Мудрость пословиц и поговорок о труде научит ваших детей уважать и ценить труд других людей. Пословицы и поговорки о труде помогут в формировании и воспитании трудолюбия у ребенка. Обязательно прочитайте пословицы и поговорки о труде своим детям и проанализируйте каждую из них.
Без труда и отдых не сладок.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда нет совершенства.
Без труда ничего не дается.
Бог труды любит.
Была бы охота — заладится всякая работа.
Весело живется — работа спорится.
Взялся за гуж — не говори, что не дюж.
Всяк мастер на свой лад.
Всякая работа мастера хвалит.
Всяко ремесло честно, кроме воровства.
Всякое уменье трудом дается.
Где хотенье, там и уменье.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дела словами не заменишь.
Делать как-нибудь, так и никак не будет.
Дело мастера боится.
Дело учит, мучит и кормит.
Делу — время, потехе — час.
Его ремесло по воде пошло, по воде пошло — водой сплыло.
Железо в работе не ржавеет.
За все берется, да не все удается.
За все браться — ничего не сделать.
И то ремесло, кто умеет делать весло.
И швец, и жнец, и на дуде игрец.
Каждому — по делам его.
Как сказано, так и сделано.
Каков мастер, такова и работа.
Кому до чего, а кузнецу до наковальни.
Кому работа в тягость, тот не знает радости.
Кончил дело — гуляй смело.
Копнешь, так и найдешь.
Кто бежит, тот и догоняет.
Кто не работает, тот не ест.
Кто рано встает, тому Бог дает.
Лежебоке и солнце не в пору встает.
Ленивый — к обеду, ретивый — к работе.
Лес сечь — не жалеть плеч.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Люди работают, а лодырь потеет.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Мешай дело с бездельем — с ума не сойдешь.
Муравей не велик, а горы копает.
На острую косу много сенокосу.
Не боги горшки обжигают.
Не за свое дело не берись, а за своим не ленись.
Не игла шьет, а руки.
Не испортив дела, мастером не будешь.
Не котел варит, а стряпуха.
Не натопишь — не погреешься.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не потрудиться, так и хлеб не родится.
Не работа дорога — умение.
Не разгрызть ореха — не съесть ядра.
Не спеши языком, спеши делом.
Не столько роса с неба, сколько пот с лица.
Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что мастера доброго.
Не то забота, что много работы, а то забота, как ее нет.
Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Нетрудно сделать, да трудно придумать.
Не умел шить золотом, так бей молотом.
Не учи безделью, а учи рукоделью.
Никому не мило, когда дело хило.
Ноги носят, а руки кормят.
От скуки на все руки.
От труда здоровеют, а от лени болеют.
Откладывай безделье, а не откладывай дела.
Пашню пашут, так руками не машут.
По работе и плата.
По работе и работника знать.
По службе — ни друга, ни недруга.
Работа да руки — надежные в людях поруки.
Работа — с зубами, а лень — с языком.
Работай боле — тебя и помнить будут доле.
Работай до поту, так и поешь в охоту.
Работай-ка,не зевай-ка: лето — гость, зима — хозяйка.
Ремесло — золотой кормилец.
Ремесло пить-есть не просит, а само кормит.
Рукам работа, душе — праздник.
Рукй не протянешь, так и с полки не достанешь.
С Богом начинай, руками кончай.
С плохими косцами плох и укос.
С ремеслом не пропадешь.
Сегодняшней работы на завтра не откладывай!
Сказано — не доказано, надо сделать.
Слесарь, плотник — на все руки работник.
Совет хорошо, а дело лучше.
Страшно дело до зачину.
Терпенье и труд все перетрут.
Топор острее, так и дело спорее.
Труд кормит, а лень портит.
Труд создал человека.
Умей дело делать, умей и позабавиться.
Уменье везде найдет примененье.
Хорошая работа не один век живет.
Хорошего быка под ярмом узнают.
Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится.
Человек худеет от заботы, а не от работы.
Чем труднее дело, тем выше честь.
Что посеешь, то и пожнешь.
Что потопаешь, то и полопаешь.
Что потрудимся, то и поедим.
Что сказано, то и сделано.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Публикации по теме:Конспект беседы о труде почтальона (младшая группа) (9 ноября — Всемирный день почты) Цель: познакомить детей с работой почтальона. Воспитывать чувство уважения к людям труда. Предварительная.
Конспект беседы о труде воспитателя (младшая группа) Цель: познакомить детей с трудом воспитателя. Учить называть воспитателей по имени и отчеству, обращаться ним на «вы». Воспитывать уважение.
Консультация для воспитателей «Загадки, пословицы, поговорки-школа развития речи для детей» Загадки, пословицы, поговорки играют огромную роль по своей значимости в нашем общении с детьми. Ошибочно считать, что ребенка можно развлекать.
Пословицы и поговорки о Весне Снег теперь уже не тот - * Весенний день год кормит. Потемнел он в поле, * Весенний день - что ласковое слово. На озерах треснул лед,.
Пословицы, поговорки, приметы осени для детей Пословицы, поговорки, приметы осени для детей. Осень – время еды. Осень богатая, зима сытая. Осенью любая птица богатая. Сентябрь - проводы.
Конспект занятия по познавательному развитию в формировании речи детей «О труде хлеборобов» Программные задачи: уточнить представление детей о труде хлеборобов. Воспитывать интерес и уважение к труженикам, желание доставить им радость.
Сценарий итогового педсовета «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде» Сценарий итогового педагогического совета: «Церемония вручения грамот за достижения в педагогическом труде». Все участники педсовета становятся.
Читайте также: