Пословицы о куликовской битве
Обновлено: 07.11.2024
Направление воспитательной работы: Воспитание гражданственности и патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.
Форма проведения: поэтическая встреча.
Цель: формирование правильного представления о патриотизме, воспитание чувства долга и чести.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности воспитанников.
- способствовать воспитанию патриотических чувств.
- способствовать развитию творческих способностей у воспитанников.
Предварительная работа воспитателя: составление сценария мероприятия, с использованием интернет ресурсов, подготовка презентации в соответствии со сценарием.
Планируемые результаты: воспитание патриотизма и ответственной гражданской позиции.
Используемые технологии: организация деятельности, информационная технология.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Структура мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Итог мероприятия.
Дата проведения: 19.09.2021 г.
Место проведения: классная аудитория.
Сценарий мероприятия
Слайд № 1 Куликовская битва в Русских сказаниях, былинах, стихах.
Воспитатель: Куликовская битва, состоялась 8 сентября 1380 г. Сражение между объединёнными Русскими войсками. Во главе великий князь московский Дмитрий Иванович и войско Золотой орды темник Мамай. Историческое сражение. Великая битва. Много воды утекло, а Русский народ с благодарностью помнит и чтит подвиг Русских воинов.
Воспитатель: Товарищи кадеты сейчас мы с вами посмотрим, небольшой филь о Куликовской битве.
Слайд № 2 Короткометражный фильм (Куликовская битва) 5 минут
Воспитатель: Товарищи кадеты посмотрите, о Куликовской битве писатели написали книги, изображая сюжеты боя в романах и рассказах. Художники рисовали картины. Портреты главных героев битвы отражают, всю тяжесть того времени и трагизм поединка. Вот на слайдах моменты боя и мы свами попробуем, сопоставляя сюжет картины визуально. Проникнутся в историю прошлого, читая стихи, сказания о Куликовской битве.
Слайд № 3 Картина «Картина войска Дмитрия Донского».
Воспитатель: Приглашает кадета продекламировать стих А. Блока « На поле Куликовом».
Александр Блок
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь - стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы - ночной и зарубежной -
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь.
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль.
И нет конца! Мелькают версты, кручи.
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь.
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Воспитатель: Повожу сюжетные линии, прошу кадет включить воображение и поделится возникшими впечатлениями.
Слайд № 4 Картина «Утро на Куликовом поле».
Воспитатель: Приглашает кадет продекламировать поэму-Былину «Куликовская битва».
Куликовская битва (поэма-былина)
Вступление
Солнце тучами закрывается.
Рать монгольская надвигается,
Землю русскую - мать-Расеюшку
Погубить, распять собирается.
Перед битвой
Под копытами гнётся травушка,
Ковылей моря пригибаются,
Зверь бежит, и шумит дубравушка,
С горя горького наклоняется.Кулики кричат, вдаль торопятся,
Побросали все свои гнёздышки.
В роще дикая, злая конница
Все повыдерет перья-пёрышки.Зайцы вдаль бегут вместе с лисами,
Оленихи вскачь с оленятами.
Заполошные мыши рыскают.
И прощаются русы с хатами.На войну спешат, битву грозную.
Прощевай, жена, малы детушки.
Небо хмурится, веет грозами.
Не вернёмся мы без победушки.Сколько рабствовать под монголами?
Сколько ж нам терпеть изголения?
Хватит жить уже голью голою.
Мы же сильного роду-племени!В Куликовское поле чистое
Защищать свою волю-вольную
Собирались конники быстрые
И монахи, и пешие воины.
Начало битвы
То не просто так пыль поднимается -
Пересвет с Челубеем смыкаются.
Кони резвые, копья-то быстрые.
Оба - в волюшку - на небо чистое.В ковыли кудри русые клонятся,
А над ним уж сомкнулася конница.
Пересветушка, сердце ты ясное,
В гости к Богушку, к Солнышку красному.
Битва
Ну, а битва идёт, разливается,
А победа-то ждёт, ждёт и мается,
Думу думает, ищет решеньице -
Так кому же отдать предпочтеньице?Ноги, головы, руки и лошади -
Всё смешалось и зло, и хорошее.
Кровь одна у всех яркая, красная!
Жизнь одна у всех - двух не заказано!
Конец битвы
Вместе русские спят с монголами -
Спят последним сном успокоены,
Никуда уже не торопятся,
В гости на небо к Богу просятся.Пересвет в раю да с иконами,
К Богу тянется, бьёт поклоны он:
«Помоги ты, Бог православныя,
Ты Руси родной в битве славныя!»«Не клони, монах, русу голову -
Победила Русь над монголами.
Подвиг свЯтый твой принимается.
Будет злой монгол вечно каяться».Вот и кончилась злая битва та.
С Божьим знаменем да с молитвою
Вся монголов рать тут разбитая
В ковылях лежит позабытая.
Победа
Зоря-зорюшка, утро раннее.
Поле-полюшко - поле бранное
Куликовское, бескуликое.
Рать монгольская. Время дикое.Небо-небушко сине-чистое.
Ты, кобылушка, лошадь быстрая,
Сера в яблоках, раскрасивая,
Выноси меня с поля, сильная!Выноси-неси к дому родному
Не живого-то, уж холодного.
Во сыру-землю пусть схоронит мать -
Только мёртвому битвы не видать.Мати-матушка, что кручинишься?
Русь-Расеюшка, ты поднимешься!
Копья острые мы повынули!
Вора-ворога вон повыгнали.Зоря-зорюшка, утро раннее.
Поле-полюшко - поле бранное
Куликовское, бескуликое.
Рать монгольская вся разбитая.
После битвы
Разве можно так петь, ковыли
Под ветрами степными раздольными,
У пропитанной кровью земли,
Где сражались недавно за волю мы?Где ещё тут и там ручейком
Чуть засохшая кровь пробивается,
Там где вороны снова тайком
Человечьим мяском пробавляются.Здесь кругом ещё копья, щиты
Да и кони, и люди повалкою.
А сквозь кости степные цветы
Уж подняли головки украдкою.И курганы ещё не стоят,
Собирают лишь мёртвых станичники.
А земля сквозь кровавый закат
Ковыли подняла - всё приличнее!Здесь ещё много взрытой земли,
Что копытами в битве заверчена,
Но упрямо встают ковыли -
Мы живые, мы сильные, вечные!И встают, и, как море, шумят,
Переливчаты с белого к красному,
И поют (пусть убитые спят)
Колыбельные светлые, ясные.
Послесловие
Пусть века пролетят, пробегут,
И столетья несутся, как лошади.
Ковыли, как и прежде, цветут
Мягким морюшком, проча хорошее.
Воспитатель: Произвожу обсуждение, задавая вопросы о сюжете былины?
Слайд № 5 Картина «Поединок Пересвета с Челубеем».
Воспитатель: Прошу кадет продекламировать Песнь-Сказание «Куликовская битва».
Песнь-сказанье «Куликовская битва»
Воспитатель: Провожу разбор сюжетных линий изображающих Куликовскую битву.
Слайд№ 6 Картина «Благословения Сергия Радонежского на бой Дмитрия Донского».
Воспитатель: Накануне похода Дмитрий Иванович посетил Сергия Радонежского в Троицком монастыре. После беседы князь и игумен вышли к народу. Осенив князя крестным знамением, Сергий воскликнул: «Пойди, господине, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет ти помощник и заступник». Благословляя князя, Сергий предрек ему победу, хотя и дорогой ценой, и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю.
Воспитатель: Приглашаю кадет продекламировать стих «Куликовская битва».
КУЛИКОВСКАЯ БИТВА
Час настал, настало время
неизбежных перемен,
чтобы Русь во весь рост встала
с согнутых своих колен.Утром в поле Куликовом
стеной встала наша рать,
чтобы Русь свою родную
от злой силы отстоять.А туман лежит, не сходит
лишь рассеялся в обед.
Ратники уж ждать устали
час длиннее многих лет.Встали рядом, держат копья
и большущие щиты,
молодые и кто старше
тесно сжав свои ряды.И высматривают в поле,
где там притаился враг?
Может за лесом укрылся?
Может спрятался в овраг?Выехали в поле биться
Челубей и Пересвет,
долго, долго они бились
и обоих в живых нет.И раздался клич призывный
на ворога наступать,
Ощетинившись копьями
Русская пошла в бой рать.Звон мечей, треск новых копий,
грохот стареньких щитов,
вот уже немало воинов
полегло среди рядов.Тучей мечет в Русских стрелы
вражья орда.
А в руках могучих Русских
меч и булава.Злых врагов с коней сшибает
молодой кузнец,
вместе с ним брат бьёт дубиной
ай-да молодец.Сколько пролито уж крови,
сколько мёртвых тел.
Дмитрий Князь сам в гуще битвы
храбр в бою и смел.Вспомнил он как утром рано
поле объезжал,
и товарищ его Дмитрий
так ему сказал.-Слышишь князь, как стонет поле?
Как пред битвой мать.
Сколько воинов нам сегодня
в битве потерять?Может мёртвыми сегодня
ляжем ты и я,
только бы жила родная
Русская земля.Вот уж три часа как битва
в поле том идёт,
и последняя уж сила
на врага встаёт.Вражье племя иссякает,
плен Мамая ждёт.
На коня Мамай садится
плетью коня бьёт.И бежит с земли он Русской
в Крым к друзьям своим.
И позор летит как коршун
в небесах над ним.Враг разбит, народ ликует
спасена ведь Русь.
А у князя от убитых
на челе лишь грусть.Сколько молодых погибло,
а могло бы жить.
А теперь придётся юных
в землю хоронить.Как сумеет он утешить,
матерей, детей сирот?
Не поднимет мёртвых в поле
мужей вдовам не вернёт.Отстояли Русь родную
сохранили от врага,
чтоб свободную была бы
мать родна земля.
Воспитатель: В грозный час опасности, князь Дмитрий проявил мужество в организации отпора Золотой Орде. По его призыву стали собираться воинские отряды, ополчения крестьян и горожан. Вся Русь поднялась на борьбу с врагом. Собранное войско на Девичьем поле поражало своей многочисленностью.
Слайд 7: Картина «Князь Дмитрий Донской».
Воспитатель: Приглашаю кадета продекламировать стих «Слава Русскому войну».
Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской
Мамай ордой пошел на Русь
Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои
Он Ягодая поджидал, и тот напасть на Русь мечтал
Татар мы били уж не раз, сказал Димитрий князь народу
Так постоим же за свободу, и стал дружину собирать
Чтоб дать отпор врагам суровым
И в брод, форсировавши Дон, к Неправде подошел заслон
Оставив за собой мосты, прошли и русские полки
Литовские, Ростовские князья по праву руку встали от холма
И под покровами тумана Волынский спрятал полк в лесу
По леву руку, князь поставил, уже проверенных в боях
Князей Московских и Рязанских, Нижегородских и бояр.
Воспитатель: Масштаб Куликовской битвы не имеет себе равных в средневековье. Занимает видное место в истории военного искусства. Победа на Куликовом поле закрепила за Москвой значение организатора и идеологического центра воссоединения восточнославянских земель, показав, что путь к их государственно-политическому единству был единственным путём и к их освобождению от чужеземного господства.
Слайд№ 8: Заставка поэтической встречи.
Воспитатель: декламирую стихотворение
Рефлексия
Воспитатель: Наша поэтическая встреча подошла к концу. В заключение давайте подведем итог вместе, и каждый выскажется, используя следующие фразы:
Следующая пословица
Как и всякое крупное историческое событие, Куликовская битва обросла огромным количеством мифов и легенд начиная с названия. Куликовской битва стала только в XVI веке. А до этого она была и Донским побоищем, и битвой на Дону, а иногда и Мамаевым побоищем. Поэтому спекуляции на названии сражения, а также попытки перенести место битвы поближе к Кремлю, у историков сегодня вызывают только ухмылки.
Миф 1. Место битвы до сих пор не найдено
Первый и основной миф можно сразу опровергнуть, так как место сражения найдено, причём именно на той территории, которая указана в источниках. И находится она в устье рек Дона и Непрядвы.
О географической привязке многих античных и средневековых битв в исторической науке споры идут десятилетиями. Здесь можно вспомнить битву при Каннах во Второй Пунической войне или сражение в Тевтобургском лесу между германскими племенами и римской армией. Различные точки зрения существуют и о месте проведения таких сражений, как битва на Синих водах между войсками татарских князей и армией великого князя литовского Ольгерда или битва на Воже между русской ратью и войском Золотой Орды.
Но лишь немногие древние сражения имеют столь чёткую локализацию, как Куликовская битва: усть Дона и Непрядвы.
Экспедиции Олега Двуреченского, которые он проводил с начала 2000-х годов, именно там и обнаружили сотни находок. Среди них были наконечники, копья стрел, кольчужные кольца, латные пластины, обломки доспехов и конского снаряжения. Там же была найдена монета золотоордынской чеканки того времени. Как шутит Олег Двуреченский: «Куликовская битва отправила нам смс-ку из 1380 года».
Исследования археологов и палеоботаников позволили не только подтвердить место битвы, но и существенно изменить представление о её масштабах. Современный ландшафт представляет собой бескрайние поля, в XIV веке это была лесистая местность, изрезанная оврагами и балками глубиной в 2–3 метра. Среди них располагалось всего лишь несколько проплешин свободной земли. Их площадь составляла примерно полтора на четыре километра. Именно на них и были найдены артефакты сражения. Поэтому можно сказать, что в настоящий момент, с научной точки зрения, вопрос о месте Куликовской битвы закрыт.
Миф 2. В Куликовской битве участвовали сотни тысяч воинов
С детства все помнят картину Бубнова «Утро на Куликовом поле». На ней какие-то мужики в портках, а не доспехах, с рогатинами, а не с оружием, всматриваются в даль, ожидая прихода татар.
В учебниках и устаревшей литературе до сих пор можно встретить информацию, что в Куликовской битве участвовало 150 000 русских и 300 000 татар. Однако это не соответствует научным данным. Локализованное поле сражения, археологически подтверждённые научные представления о численности населения Древней Руси и Великой Степи, структуре и составе Княжеского войска XIV века, не позволяют говорить ни о 150 тысячах, ни о 50 тысячах, ни даже о 15–20 тысячах русских воинов. Олег Двуреченский оценивает численность русского войска на Куликовом поле в 6–7 тысяч человек, а татарского – ещё меньше.
Это вполне соотносимо с современными научными представлениями о численности войск в других сражениях того времени. В битве под Никополем 1396 года участвовало 7–9 тысяч крестоносцев против 12–15 тысяч турок Османской империи. В битве под Грюнвальдом 1410 года сражались 11 тысяч тевтонов против 16–17 тысяч польско-литовских войск. На Руси крупнейшим сражением до Куликовской битвы было сражение при Раковоре в 1268 году, в котором участвовало 3–4 тысячи русских воинов и примерно столько же рыцарей Ливонского ордена.
Стоит отметить, что не могло быть также и никаких мужиков с рогатинами, изображённых на известной картине. По археологическим данным, битва представляла собой конные сшибки, в которых участвовали хорошо вооружённые всадники.
Миф 3. На Куликовом поле русские сражались за освобождение от монголо-татарского ига
Нет ни одного свидетельства, что, выступая в поход за Дон, Дмитрий Иванович думал об освобождении Руси от татарской зависимости. «Русские полки шли за Дон боронить свои отчины от угрозы татарского разорения», – так об этом пишут в источниках.
В двух самых первых и наиболее близких ко времени сражения источниках, «Московском летописце» за 1380 год и «Воинской повести о Куликовской битве», записанной до 1386 года, пишут следующее: «Узнав о том, что Мамай пошёл на Дмитрия, великий князь собрал войско и пошёл против него». Имеется в виду, чтобы защитить себя и свою землю от нападения. А в «Воинской повести» написано: «И съвокупився съ всеми князьми рускими и съ всею силою, и поиде противу их вборзе с Москвы, хотя боронити своея отчины».
Церковные переписчики отредактировали летописи и повесть о Куликовской битве, вставив везде слова: «за святую веру христианскую». Но вставки эти были сделаны позднее, поэтому никаких сведений о каком-либо религиозном характере похода и противостояния с Мамаем в первичных источниках нет.
Война шла за деньги из-за дани, которую Дмитрий перестал платить и присвоил себе. Но понималось это в средневековых представлениях иначе, а именно как посягательство на часть князя.
Мамай не был ханом, он был беклярбеком при хане. Данная должность в настоящее время соответствует премьер-министру или министру обороны. По средневековым представлениям он был равен Дмитрию Московскому, великому князю Русского улуса. И принять притязания Мамая на выплату повышенной дани – означало бы умалить достоинство и честь и князя, и всей его земли, и всего служилого сословия, что было совершенно невозможным по средневековым представлениям.
Миф 4. Русские победили татар и Золотую Орду
Этот миф также не совсем верен. Мамай в 1380 году не представлял всех татар и всю Золотую Орду. Он возглавлял лишь собственную, Мамаеву Орду, кочевавшую между низовьями Днепра и верховьями Дона. Поэтому и назначенные им ханы не считались вполне законными. В 1380 году в Золотой Орде был законный хан Чингизид Тохтамыш, который занял Сарай. Поэтому война против Мамая не рассматривалась русскими князьями, как война против Золотой Орды. Дмитрий Иванович шёл воевать исключительно против Мамая.
Миф 5. Дмитрий сражался с Мамаем в интересах законного хана Тохтамыша.
«Куликовская битва – это внутриордынская усобица, в которой Русский улус сражался против мятежника Мамая в интересах законного хана Тохтамыша». Это очередной миф. Нет ни одного источника, свидетельствовавшего, что Дмитрий Иванович имел какие-либо отношения с Тохтамышем до битвы на Куликовом поле.
Московское правительство проводило совершенно самостоятельную линию, преследуя только свои интересы. Разумеется, в Москве знали о занятии Тохтамышем Сарая и его воцарении в Орде, но делали вид, что они понятия об этом не имеют. И после победы в Донском побоище пытались продолжить игру: «кто такой Тохтамыш». Под этим предлогом они продолжали не платить дань и после победы в Донском побоище, что послужило причиной войны в 1382 году.
Миф 6. В Куликовской битве татары сражались против татар.
Это не столько миф, сколько политика, опрокинутая в прошлое. Такие идеи преобладают в бывших республиках Советского Союза среди русофобских и прозападных критиков, способных удерживаться у власти только на волне искусственно разжигаемой ненависти к русскому народу.
С научной точки зрения, такое утверждение не имеет смысла. Татар с обеих сторон в Куликовской битве было много. На русской стороне, среди 11 имён погибших в сражении князей и важных воевод упомянуты двое татаринов. Это Андрей Серкиз и Семён Мелик. Кроме них в русском войске сражались литвины, братья Ольгердовичи, дети Ольгерда Литовского. А главным воеводой русского войска был волынец Дмитрий Боброк.
В войске Мамая источники отмечают половец (это кипчакское население степи), армян, фрязей (европейцев), черкесов (жителей северного Кавказа), ясов (осетин) и бултасов (исчезнувший ныне народ Поволжья).
Всё это говорит о том, что битва не носила национального характера.
Миф 7. Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву
Это миф, созданный церковниками в позднейшие времена, а конкретнее в XV и XVI веках. Попытки Русской православной церкви прибиться к Донскому побоищу и разделить славу воинов вполне понятны. Они в точности напоминают попытки японских монахов получить награду у сёгуна за божественную помощь в сражениях против монголов в Японии в XIII веке. Однако эти попытки не имеют никаких оснований в первоначальных источниках. Дмитрий Иванович не ездил в Троицу, не встречался с Сергием Радонежским и не получал его благословения.
Миф 8: Битва началась поединком Пересвета с Челубеем
Эта картина присутствует во всех школьных учебниках и детских книгах по истории. На самом деле ни в одном источнике, кроме самого позднего и наименее достоверного «Сказания о Мамаевом побоище», которое является художественным произведением, написанным в XVI веке, упоминаний о поединке нет. Да и в целом характер поединка не попадает ни под какие православные каноны.
Более того, по монгольской тактике никакие поединки не допускались. Сражение начиналось массированным обстрелом из луков. Дисциплинированные войска вступали в бой по общему сигналу. Именно так монголы расстреливали в Японии самураев, которые выходили перед битвой на поединок. Так что и с татарской стороны никакой Челубей выйти на поединок просто не мог.
Миф 9. Дмитрий поменялся с Бренком доспехами и ушёл биться в Передовой полк
В «Сказании о Мамаевом побоище» это описано так: «Укрепив полки, снова вернулся под своё знамя чёрное, и сошёл с коня, и на другого коня сел, и сбросил с себя одежду царскую, и в другую оделся. Прежнего же своего коня отдал Михаилу Андреевичу Бренку, и ту одежду на него воздел, ибо любил его сверх меры. И знамя своё чёрное повелел оруженосцу своему над Бренком держать. Под тем знаменем и убит был вместо великого князя».
Это совершенно невероятный миф, не имеющий никакого военного смысла и противостоящий самому понятию о княжеской чести в Средние века. Единственное рациональное зерно в этой легенде – то, что князь сражался в первом ряду. Средневековое войско состояло из бойцов, которые самостоятельно экипировались и вооружались за свой счёт. Поэтому никакого единообразия не было. Самые хорошо вооружённые воины в лучших доспехах вставали в первый ряд. Князь же был самым хорошо вооружённым и его защищали лучшие бойцы. Поэтому его место в битве было во главе войска в первом ряду.
Там же он должен был находиться для того, чтобы его знамя было видно отовсюду, со всех концов поля сражения.
Ну, и наконец, биться в первом ряду – это высшая честь. Понятие, которое лежало в основе всего средневекового общества. Дмитрий сражался в первом ряду. Всё остальное – позднейший вымысел. В том числе и рассказы о его контузии. Писали, что якобы обеспамятевшего князя нашли после битвы в помятых доспехах, но невредимого. Приводятся даже имена нашедших. Впрочем, в каждом источнике они разные.
Да и знамя Дмитрия Донского на Куликовом поле было не чёрным, а красным. «Черным» по-древнерусски. Составитель «Сказания о Мамаевом побоище» даже здесь всё перепутал.
Миф 10. Генуэзская пехота
Говорили, что на стороне Мамая в битве участвовала Генуэзская пехота. Современные исследователи, которые занимаются генуэзской пехотой, не подтверждают возможность участия каких-либо её частей в сражении на Дону. Им стоит доверять, так как они знают, где какие части располагались и в каких боях участвовала Генуэзская пехота.
Фрязи, упоминаемые в «Воинской повести о сражении» в числе наёмников Мамая, наряду с черкесами, ясами, армянами и буртасами, могли быть одиночными европейскими наёмниками, которые бросились в глаза русским участникам сражения. А именно с их слов и составлялась повесть, впоследствии отредактированная церковниками и включённая в целый ряд летописей.
Но нет никаких причин связывать их с Генуэзской пехотой и с пехотой вообще.
Миф 11. Русские потеряли 9/10 своего войска
Как сказал один великий знаток средневековой русской истории Владимир Борисович Кобрин: «Средневековые летописцы понимали число иначе, чем мы. Для них большие числа – часто просто символ, образ, означавший «очень много»».
Потери рядовых участников сражения могли быть достаточно велики по средневековым меркам. Тогда и 20 погибших братьев Ливонского ордена в Ледовом побоище – это много. Но все научные данные о характере средневековых битв не позволяют принять версию о том, что московское войско было обескровлено. Потери непосредственно в столкновениях того времени были невелики. Основные потери побеждённое войско несло при бегстве и преследовании, когда их рубили как траву. Но и это относится к войску Мамая, а не к русским.
Миф 12. Литва порубила русских раненых, возвращавшихся с Куликовской битвы
В источниках также есть указание на нападение рязанцев на Московские обозы, на московитов, после битвы. И не в летописях или сказаниях, а в документе докончании: мирном договоре между Дмитрием Московским и Олегом Рязанским, который был заключён в августе 1381 года. В этом документе сказано следующее: «когда великий князь Дмитрий и брат его, князь Владимир, бились на Дону с татарами, в ту пору награбленное добро и люди, уведенные в плен великим князем Дмитрием и его братом князем Владимиром, о том между нами общий суд, все то следует вернуть по общему решению». Это означает: «по решению суда». Но от того времени и до заключения мирного договора в августе 1381 года много чего произошло. Например, Дмитрий Донской, победив на Дону, напал на Рязань, выгнал оттуда Олега и посадил в городе своих наместников. А затем Олегу пришлось вышибать московитов из Рязани. Случилось много ситуаций, когда можно было и захватить, и ограбить, и в плен взять. Поэтому нет никаких оснований относить слова докончания к судьбе русских раненых, которых на телегах везли в Москву после Куликовского сражения.
Миф 13. Куликовская битва положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига
Часто можно услышать слова о том, что единство и независимость России родились на Куликовом поле. Как уже было сказано в статье, это неверно. Дмитрий Донской не собирался освобождать Русь от Ордынской зависимости, поэтому не мог положить этому начало. Первая мысль о возможности отделения от Золотой Орды появилась только в его завещании в 1389 году. И то это был отсыл к Божьей воле: «Буде Бог переменит Орду…». Это неудивительно для князя, который своими глазами видел и пережил 30-летнюю Великую Замятню в степи.
Русские князья, которые выступили в 1381 году против Мамая, через год, в 1382 году, не собирались повторять тех же подвигов против законного царя, хана Тохтамыша. И только суздальский князь поможет татарам покарать зарвавшегося улусника, который продолжал отказываться платить дань законному царю.
Реальными итогами Куликовской битвы стало закрепление великого княжения Владимирского в Московском княжеском доме, а значит и роли центра складывавшегося великорусского государства за Москвой.
Если же говорить о духовном и этническом плане, то можно привести слова Льва Гумилёва, который сказал: «На Куликово поле вышли владимирцы, москвичи, суздальцы, нижегородцы, а вернулись оттуда русские».
Таким образом, Куликовская битва стала историческим проявлением рождения нового этноса.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Следующая пословица
На данной странице вы найдете цитаты про Куликовскую битву, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития.
Для русских нет достойней клятвы, чем память битвы у Непрядвы.
Мы все — потомки победителей!
Мы помним из истории Руси, о славной битве Куликовской
Мамай ордой пошел на Русь
Грозя полоном и неволей, верша погромы и разбои
Он Ягодая поджидал, и тот напасть на Русь мечтал
Следующая пословица
- познакомить с Куликовской битвой;
- формировать представление о подвигах защитников Руси;
- развивать интерес к истории, любовь к Родине, умение рассуждать и анализировать
Оборудование: карта, иллюстрации, учебник, рабочая тетрадь по окружающему миру, изображения Дмитрия Донского и Мамая, таблички с пословицами, магнитофон
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы отправимся в интереснейшее путешествие по страницам истории нашего Отечества. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)
5) делать выводы.
III. Актуализация знаний. Слайд 3.
- Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока. Проверку домашнего задания проведем с помощью заданий в рабочих тетрадях. (Нескольким ученикам даются карточки с заданием, которые они выполняют отдельно от класса и самостоятельно.)
- Откройте тетради на странице 22.
Выполним графический диктант. Если вы согласны с высказыванием, пишите знак +,если не согласны, то ставьте знак -. Если не знаете ответ, ставьте ?
1. При князе Иване Даниловиче Москва была деревянной и в ней нередко случались пожары.
2. Купцы из Великого Новгорода охотно торговали в Москве.
3. Дошедшее до наших дней завещание князя Ивана Даниловича было написано на бересте.
4. Изделия московских оружейников славились на всю Русь.
5. Князь Иван Данилович ездил к хану Золотой Орды с богатыми дарами.
Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву “К”.
1. Прозвание князя Ивана Даниловича.
2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.
3. Укрепленный центр древнерусского города.
IV. Определение содержания, темы урока по названию произведения.
- Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.
- А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)
- Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: “Такие разные праздники”, “Куликовская битва”, “Славные символы Росии”)
- Куликовская битва. Слайд 4.
V. Работа над новой темой.
- Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.
Дети слушают песню.
Слайд 5. Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.
Часть 1
Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в
Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.
- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.
- Лучше биться орлом, чем жить зайцем
- Смелость города берет
- Храбрец в день битвы познается
Ответы детей: смелость, храбрость, отвага.
Часть 2
Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались
гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.
- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.
- А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)
- Ум дороже золота
- Разум силу победит
- У умной головы сто рук
Ответы детей: ум, мудрость .
Часть 3
А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей – Пересвета и Ослябю.
- Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)
- О чем это говорит?
- Не по нашему хотенью, по Божью изволенью
- Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море
- Человек так, а Бог инак
- Человек предполагает, а Бог располагает
Ответы детей: вера в Бога.
Часть 4
В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой,
8 сентября 1380 года разгорелась битва.
Учитель показывает на карте это место.
Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.
- И тихая вода крутые берега берет
Ответы детей: Скромность.
Часть 5
И сказал князь: “Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться.”
- Честь чести и на слово верит
- Береги честь с молоду
Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)
Часть 6
Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри – татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.
И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней – все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.
Начали враги теснить русских воинов.
- А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)
Часть 7
И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.
Значение победы. Слайд 15.
- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.
Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов – победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.
Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.
Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.
VI. Физкультминутка под музыку.
Аты – баты,
Мы солдаты!
Для разминки из – за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты – баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.
VII. Закрепление изученного.
- Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.
1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем
3. Приток Дона близ места Куликовской битвы
4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве
7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.
9. Военачальник монголо-татар
10. Русский богатырь, противник Челубея
11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря
По вертикали:
2. Основатель Троицкого монастыря
5. Поле битвы 8 сентября 1380 года
6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам
8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве
По горизонтали: По вертикали: 1. Челубей 3. Непрядва
4. Донской
7. Калита
9. Мамай
10.Пересвет
11. Ослябю
2. Сергий 5. Куликово
6. Москва
8. Дмитрий
- Молодцы! Хорошо усвоили материал.
VIII. Потомки помнят.
- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.
Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.
Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.
Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.
- Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)
- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое – это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.
IX. Работа в парах.
- А сейчас давайте запишем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.
- Проверим вашу работу.
- Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?
- Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!
- Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!
- Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?
- Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.
- Ребята, что же нового вы узнали на уроке?
- Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.
XII. Домашнее задание.
Стр. 70–74 в учебнике, стр.25 №3 в тетради.
Используемая литература.
1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2009г., стр.70–72, тетрадь “Окружающий мир” 4 класс, 2 часть, Москва “Просвещение” 2012г., стр. 22–26
2. О.И.Дмитриева “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”” 4 класс, издание 2, Москва “Вако” 2008г.,стр.287
Читайте также: