Пословицы о беларуси для дошкольников

Обновлено: 19.05.2024

Народ – воспитатель, народ – педагог. Века и тысячелетия решалась задача: осмысление, сохранение и передача следующим поколениям того всеобщего, на чём зиждется всё человечество, и того частного, что составляет неповторимое лицо данного народа.

Что как ни пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития дошкольников.

Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Пословицы и поговорки - древний жанр устного народного творчества. Они возникли в далекое время, и уходят своими корнями вглубь веков. Многие из них появились еще тогда, когда не было письменности. Поэтому вопрос о первоисточниках стоит еще открытым. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости.

Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел каждый народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из задач современного обучения и воспитания

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Почему именно они? Да всё просто.

Во первых, дошкольники ещё плохо владеют речью, и им легче воспроизвести дословно, чем передать общий смысл своими словами.

Во вторых, этот возраст является периодом, в котором обнаруживается наибольшая чуткость к языковым явлениям. Ни потому ли к месту сказанное мудрое слово глубоко западает в душу детей, запоминается на долгие годы и оказывает на них сильное эмоциональное воздействие.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

Афоризмы предельно сжаты, лаконичны, малословны, назидательны, легко запоминаются. Т.е. сама оригинальность этого вида устного народного творчества служит эффективным средством как воспитания, так и обучения.

Нет ни одного человека, который бы не знал хотя бы пять пословиц. Наш народный фольклор невероятно богат поговорками и пословицами. И в каждой из них кроется великая мудрость нашего народа, глубочайший смысл, заложенный буквально в одной короткой фразе, четкой и лаконичной. Нет такой сферы человеческой деятельности, которую бы не затрагивали слова классических старинных пословиц. Их знали многие поколения наших предков, но поговорки актуальны и сегодня. Они не устаревают, не становятся ненужными и непонятными. И в этом вся их прелесть.

Работая в направлении «воспитание нравственности детей» я часто использую в своей работе пословицы и поговорки о человеческих качествах , общечеловеческих ценностях.

Следующая пословица

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие интереса и уважения у детей старшего дошкольного возраста к обычаям, языку, культуре и истории народов разных стран в контексте культуры народов России.

Задачи: Продолжить знакомство с картой – моделью планеты Земля. Закрепить название континентов. Продолжать знакомить с национальностями народов населяющих континент Евразия.

Формировать знания детей о других народах, о национальной культуре, обычаях, играх. Воспитывать толерантность и дружбу между народами, уважение к народным традициям. Развивать познавательные и эмоциональные чувства каждого ребенка.

Активизировать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова, обозначающие название народов от слов, обозначающих место их проживания (название страны, название языков от названий стран. Познакомить с орнаментом как атрибутом украшения одежды. Познакомить с белорусской народной игрой. Развивать ловкость, быстроту, внимание.

Оборудование: карта, мультимедийный экран, презентация «Наш славянский сосед – Республика Беларусь», д/и «Народы Евразии», «Континенты», мяч, тапочки из картона по одному на каждого участника

внесение карты, рассматривание, вопросы разного типа, уточнения, повторы слов детьми, использование игровых моментов – дидактические игры, подвижная игра, объяснение, выводы.

Организационный момент: Дети идут по кругу.

Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем.

Раз–два, раз–два, повернулись, детвора.

Мы еще чуть–чуть пройдемся,

Важным делом мы займемся.

Воспитатель обращает внимание детей на карту.

- Ребята, кто из вас знает, что это такое? (Ответы детей)

- Правильно, это карта - модель планеты Земля в развернутом виде, на которой живем мы с вами и еще много других людей.

- Каким цветом на карте обозначены моря и океаны? (голубым). Леса? (зеленым). Суша? (желтым). Огромные участки суши, со всех сторон окруженные водой – это материки, или континенты. Давайте повторим эти слова вместе. (дети повторяют) А вы знаете какие-нибудь материки? (ответы детей)

- Всего их шесть. Самый большой материк – Евразия (давайте повторим вместе, он состоит из 2 частей - Европы и Азии. Рядом – Африка (давайте повторим вместе,. Два других больших материка похожи друг на друга – это Северная Америка и Южная Америка (повторите). Пятый материк – Австралия (повторите, он меньше остальных. И шестой, ледяной, материк Антарктида (повторите) находится в самом низу глобуса, люди здесь не живут, а приезжают для изучения этого континента.

- А сейчас вам надо внимательно послушать и отгадать загадку, и если вы отгадаете материк - показать его на карте.

Проводится игра "Найди материк». Один ребёнок выходит и показывает на карте, а остальные у себя на столе – с места (у каждого на столе картинки с изображением материков).

Два континента - один материк.

Он самый большой!

Он очень велик! (Евразия)

- Узнать, кто живет в этих странах, нам поможет игра «Кто в какой стране живет?»

- Для этого мы с вами станем в круг и начнём играть. Я буду называть государство, а вы национальность людей, живущих в нем. Моим помощником в игре будет мяч. Приготовились!

Цель игры: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.

Следующая пословица

1. Расширять знания о том, что наша страна многонациональна, все народы живут дружно.

2. Познакомить с Белоруссией,ее особенностях: традиции, обычаи, национальная одежда, кушанья, промысел.

3.Познакомить с символикой этой страны: флаг, гимн, герб; главным городом – Минском.

4. Воспитывать добрососедские чувства к жителям Белоруссии.

5.Активизировать словарь детей: кокошник, Олеся, Юрась, «перепеча», «драники», «деруны», «дзяд», «гарбузок».

Подготовка детей: дети знакомы с Россией, Украиной.

Подготовка педагога: ознакомление с жизнью белорусского народа из книги Цыферова «15 сестер». Куклы,одетые в национальные костюмы: русский, белорусский. Иллюстрации о Белоруссии.

Ход занятия:

Воспитатель вносит кукол, одетых в национальный русский и белорусский костюмы.

- Дети, сегодня мы с вами поговорим еще об одной стране. Посмотрите, пожалуйста, какой национальности костюм на этих куклах? (показывает кукол в русском костюме).

- Почему вы думаете, что эти куклы в русском костюме? (рассматривают костюм).

- Сегодня к нам пришли еще две куклы, посмотрите на их костюмы (рассматривают).

- Эта куклы белорусские. Их зовут Олеся и Юрась.

- Как вы думаете, почему они называются белорусскими?

- Оказывается, еще в давние времена этот народ прозвали белорусы потому, что они живут рядом с Белым (Балтийским морем). (Можно показать на карте).

- Давайте посмотрим, чем отличаются и чем похожи костюмы этих кукол.

- Да, у русской куклы одет сарафан, а у белорусской – юбка с кофточкой, жакет. У обеих кукол – передники, но узоры на них разные. На головах – кокошник. У русского мальчика надета рубашка – косоворотка, сапоги, шаровары, на голове – картуз. У белоруса – рубашка, светлые штаны, жилет, ботинки, а раньше носили – лапти. Кто знает, где живут белорусы? (в Белоруссии).

- Да Белоруссия большая стана. Главный город в Белоруссии – Минск. В Минске работает правительство Белоруссии вместе с президентом. У Белоруссии есть свой флаг и гимн (рассматривают флаг). (Педагог обращает внимание детей на выставку иллюстрации о Минске).

- Минск – большой город. Там очень много зданий интересной архитектуры (показ иллюстраций). В Минске построен большой завод (показ иллюстрации).Он выпускает машины: многотонные грузовики (показ иллюстрации). Еще есть другой завод который выпускает то же машины, эти машины называются – тракторы (показ иллюстрации).

- Еще богата Белоруссия лесом (показ иллюстрации об уборке леса).

- Зачем нужен лес? (из него изготовляют мебель, бумагу и разные нужные людям вещи).

- Добывают еще в Белоруссии торф. Кто знает, что это такое? (болотная земля). (Воспитатель показывает картинку или вносит образец торфяной земли).

- Торф используют для удобрения почвы. Торфом удобряют посадки и даже топят печи. Его нарезают кирпичиками и сушат. Торф горит лучше, чем дрова. На нем работают многие электростанции. (Показ иллюстрации).

- Раньше белорусы жили очень бедно, кругом были болота, и сеять хлеб было негде. Белорусскиекрестьяне так и говорили: «Нема земли – одни болота».Была даже поговорка: «Беден как белорусский крестьянин». Но потом болота осушили. Теперь в Белоруссии выращивают хлеб, овощи, сахарную свеклу на осушенных полях. Выращивают большие урожаи. (Педагог рассказывая, показывает иллюстрации).

-Белорусы умеют не только работать, но и отдыхать. Это танцующий и поющий народ.

- Сейчас, я предлагаю вам послушать белорусскую песню (Включается запись с народной белорусской песней).

- В Белоруссииесть национальные блюда: тонкие лепешки «перепеча», «драники» или «деруны» - они изготавливаются из муки и картофеля, пироги с начинкой «дзяд», гороховые оладьи, «гарбузок» - суп из тыквы (показ иллюстраций).

- Очень любят белорусы проводить праздники: «Масленица», «Иван Купала». Обряды – это песня и танец. Например, «Дожинок» - окончание жатвы. Когда весь хлеб убран с полей, белорусы проводили в старину об этот обряд. Пели песни и танцевали. Тем самым радовались окончанию успешной работы (показ иллюстраций).

Итог занятия.

Воспитатель читает стихотворение «Я – белорус» Н. Гилевича от имени куклы

Я – белорус. Не зря горжусь я любовью к отческим местам.

О доброй славе Белоруссии на свете знаю неспроста.

Я – белорус и тем счастливый, что мать мне речь мою дала,

Что милых песен переливы земля родная родила.

Я – белорус рожденьем, корнем, хоть не велик,а все ж скажу:

«Я из породы непокорных, перед бедой не задрожу».

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому воспитанию с детьми старшей группы Программные задачи: • продолжать учить детей рисовать цветы, используя нетрадиционные материалы: штампы, кисти от туши; • закрепить технические.

Конспект итогового комплексного занятия «Путешествие на воздушном шаре» по экологическому воспитанию для детей старшей группы Цель: Продолжать формировать у детей представлений о своей стране, главных городах России, Мордовии. Активизация в речи детей понятий: «столица»,.

Конспект ОД по музыкальному воспитанию для детей старшей и подготовительной к школе группы «Зима — какая она?» Конспект образовательной деятельность по музыкальному воспитанию для детей старшей и подготовительной к школе группы. «Зима- какая она?».

Конспект ООД по экологическому воспитанию для старшей группы «Водохранилище в опасности!» Программное содержание. Цель: формирование у дошкольников основ экологической культуры. Задачи: - расширить знания детей о природе родного.

Конспект занятия для старшей группы по нравственно — патриотическому воспитанию. «Мое село — моя малая Родина»

Конспект занятия для старшей группы по нравственно — патриотическому воспитанию. «Мое село — моя малая Родина» октября в нашем детском саду прошел семинар воспитателей Нижнегорского района по реализации проекта «Моя малая Родина». Воспитание у ребенка.

Конспект занятия по сенсорному воспитанию детей старшей группы «По сенсорным тропам» Конспект занятия по сенсорному воспитанию в старшей группе «По сенсорным тропам» Автор: Фадеева Светлана Валерьевна- воспитатель первой.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы «Беседа об овощах» Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшей группы. Тема: «Беседа об овощах». Воспитатель : Соколова О. В. МДОУ.

Конспект занятия по экологическому воспитанию для старшей группы «Берегите природу» Цель: познакомить детей с раннецветущими травянистыми растениями. Задачи: - углублять и конкретизировать представления об условиях жизни.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы «Моя Родина — Россия» МОЯ РОДИНА – РОССИЯ (занятие по патриотическому воспитанию с детьми старшей группы) Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма,.

Фотоотчет о проекте по поликультурному воспитанию детей первой группы младшего дошкольного возраста

Фотоотчет о проекте по поликультурному воспитанию детей первой группы младшего дошкольного возраста .

Следующая пословица

Расширяем свой кругозор: белорусские поговорки, пословицы и фразеологизмы. Все мы слышали русские эквиваленты крылатых выражений, но знаете ли вы, как они звучат на нашай роднай мове?

Баба с возу — кобыле легче

Баба з калёс, а каня як чорт панёс. / Баба з калёс каню свята.

Галава на галоў. / Цень на цень. / Вуха на вуха.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Каб рыбу есці, трэба ў ваду лезці. / Трэба нахіліцца, каб з ручая напіцца. / Каб вады напіцца, трэба ёй пакланіцца. / Вады не засіліш не паварушыўшыся, рыбы не зловіш не памачыўшыся. / Па дарозе ідучы, грыбоў не набярэш.

Бестолковая голова ногам покоя не дает

За дурной галавой нагам неспакой. / Скупы двойчы плоціць, а дурны двойчы ходзіць. / Галава нагам зладзей

Будет и на нашей улице праздник

Загляне сонца і ў наша ваконца. / Прыйдзе тая нядзеля, што будзе і маё вяселле. / Калісьці і наш Бог праспіцца

Будто снег на голову

Быццам з неба спаў. / Як з хмары спаў. / Няйначай з неба зваліўся.

В гости со своим самоваром не ходят

У студню вады не льюць, а ў лес дроў не вязуць. / У крыніцу не носяць вадзіцу.

В каждой шутке есть доля правды

Няма байкі без праўды. / Жарты нічога не варты, але часам праўдзяцца. / Часам жарты выходзяць на праўду.

В ногах правды нет

Сядзь, няхай полы не вісяць. / Ногі для дарогі. / Сядзьма на калодзе, пагаворым аб прыгодзе.

В одно ухо вошло, а в другое вышло

Адным вухам слухае, а другім выпускае. / У адно вуха ўпусціў, а ў другое выпусціў.

Волосы становятся дыбом

Шапка на галаве расце./ Аж шапка паднялася. / Нешта за каўнер бярэ. / Вочы слупам сталі. / Дрыжыкі працінаюць. / З капылоў далоў.

Волчий аппетит напал

Конская ежа напала. / Пропасці напалі. / Прогліца напала. / Як не ў сябе. / Як тры дні не еў./ Як з галоднага краю вырваўся. / Як ніколі хлеба ў вочы не бачыў. / Як на голад. / Есць як валоў шэсць. / Не ў свой дух.

Витать в облаках

В чужой монастырь со своим уставом не ходят

З сваёю цаною на кірмаш не едуць. / У чужую парафію са сваім звычаем не прыходзь. / У чужой бажніцы свечкі не папраўляй.

кладбище в ракове

Взбрело в голову

У галаву ўроілася (зайшло). / У каўтуне закруціла. / У галаве закруціла. / Каўтун завіў.

Вставлять палки в колеса

Дарогу перасякерваць (перасякаць, заступаць). / Шостку падкідаць. / На перашкодзе стаяць.

Выеденного яйца (ломаного гроша) не стоит

Вы́скваркі не варты. / Зломанага шэлега не варты. / Гарэлага шэлега не дам. / Тры грошы не варты.

Вышел сухим из воды

Пабыў у вадзе і не мокры нідзе. / Дарма прайшло.

Глуп, как пробка (как пень / как сивый мерин)

Дурны, як даўбешка (як доўбня, як пень, як авечка, як цецярук, як баран, як свіння, як пута, ях халява, як хамут, як бязмен). / Абух абухом.

Глаза бы мои не смотрели

Брыдка глядзець. / На вочы б не бачыць. / Гадка пазіраць.

Гол как сокол

Голы як бізун (як палец, як костка, як стары венік). / Голы як стой. / Гол як кол. / Голы гальцом. / Салому сячэ, пірагі пячэ, сенам падмазвае.

Голод не тетка

Горбатого могила исправит

Гарбатага хіба труна выпрастае (паправіць). / Гарбатага выпрастае магіла, а ўпартага дубіна. / Крывога дрэва не выпрастаеш. / З дугі аглоблі не зробіш. / Калі пень, то і будзе пень.

Усыпальница Ратынских в Пральниках

Гоняться за двумя зайцами

На сем сукоў садзіцца. / Дзвюх сарок за хвосг трымаць. / Два зайцы гнаць.

Гори синим огнем

Гары яно гарам. / А няхай яно дымам возьмецца. / Хай яго агні высмаляць. / Хай яно перуном (пылам) пойдзе. / Няхай тут усё дымам сядзе. / Каб яно дагары з дымам пайшло. / Бадай ты без агню згарэў. / А няхай ты згары. / Каб ты ўпапялеў. / Каб цябе агонь спаліў. / Агнём цябе запалі.

Готовь летом сани, а зимой телегу

Ладзь калёсы зімою, а сані летам. / На свята думай пра будзень, а ўлетку пра зіму.

Гром не грянет — мужик не перекрестится

Не прыйдзе трывога не ўспомніш і Бога. / Як трывога, тады да Бога. / Пакуль пярун не грымне, чалавек яму не паклоніцца. / Пакуль не загрыміць, мужык не перахрысціцца.

Гусь свинье не товарищ

Мядзведзь карове не брат. / Воўк сабаку не радня. / Качар курыцы не пара. / Воўк казе не таварыш. / Раўня як свіння да каня. / Багаты беднаму не брат. / Сыты галоднаму не раўня.

Давать голову на отсечение

Руку на адцён даваць. / Галаву на страце́нне даваць. / Рукі па локаць даваць адцяць. / Родам і плодам клясціся.

Дать березовой каши

Лазы даць. / Кія ўсыпаць. / Дубца даць. / Пугі ўліць. / Кулакамі пачаставаць.

Старчом стаць. / Душою дрыгнуць. \ Бараду задзерці. / Жаба цыцкі дала.

Пу́дла даць. / Не на тую нагу бот надзець. / Схібіць. / Спудлава́ць.

Дать по шее

Каўнер (каўняра) памацаць. / Па шыі накласці. / У каўнер наўскладаць (налажыць). / Па карку заехаць. / Каўша даць.

Два сапога пара

Абое рабое. / Роўны з роўнага цешыцца. / Адзін аднаго (адзін другога) не перацягне. / Які ехаў, такую стрэў.

Делать из мухи слона

Делу — время, потехе — час

Перш папрацуй, а тады і патанцуй. / Была нядзеля — і мы дудзелі, цяпер серада — працуй, грамада. / Калі на лянок, а калі ў танок. / Гульня, ды не штодня. / Годзе цалавацца, пара і на хлеб старацца.

Держи карман шире

Кішэнь падстаўляй. / Заўтра з мехам прыходзь.

Днем с огнем не сыскать

Са свечкаю (у руках) не знайсці. / І Саўка не знойдзе.

До свадьбы заживет

Пакуль жаніцца, загаіцца. / Пакуль шлюб браць нічога не знаць.

Дойти до ручки

Дуракам закон не писан

Душа ушла в пятки

Аж душа зайшлася. / І душы не было. / Душа ў пяты пайшла. / Душа трасецца. / Пад пяты коле.

Дыма без огня не бывает

Дзе не гарыць, там і не курыць. / Дзе дым, там і полымя. / Адкуль дым, адтуль і полымя. / Дзе сунічнік, там і суніцы. / І сабака на́пуста не забрэша. / Не дарма людзі гавораць. / Без прычыны і хвост не матляецца

Масленіца ў Дудутках 13 сакавіка

Eдва ноги волочить

Ледзьве ногі перастаўляць. / Ног не змяніць. / Ног змяніць не можа. / Ледзь ногі совае.

Если б знал где упадешь, то соломки б подостлал

Каб чалавек ведаў, дзе спатыкнецца, дык абышоў бы тое месца. / Каб ведаў, дзе яма, то пераступіў бы. / Каб ведаў, дзе павалішся, лепей бы там сеў (лёг). / Калі б ведаў, дзе павалішся, то абышоў бы.

Если бы да кабы выросли во рту грибы

Каб не хмель ды мароз, ён бы тын перарос. / Каб на дзятла не стралец, быў бы дзяцел маладзец. / Каб не плеш, дык і лысы не быў бы. / Кап, кап ды не цячэ. / Не здарылася б бяды, каб конь не быў худы. / Што пра тое гаварыць, што не мае быць.

Если кажется нужно перекреститься

«Мусіць» за вуха ўкусіць. / Здаецца, што й певень смяецца. / Няхай не здаецца дурной авечцы. / Як здаецца, то хрысціся. / Перахрысціся, калі здаецца.

Еще такой не родился, кто бы всем сгодился

Яшчэ гэткі не спаткаўся, каб усім ён спадабаўся. / І Бог усім не дагодзіць.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ход игры:

Воспитатель называет страну, а дети народ.Например:

Кто живет в России? – Россияне.

Кто живет в Испании? – Испанцы.

Кто живет в Японии? – Японцы.

Кто живет в Китае? – Китайцы.

Кто живет в Украине? – Украинцы.

Кто живет в Грузии? – Грузины.

Кто живет в Англии? – Англичане.

Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.

Кто живет в Германии? – Немцы.

Кто живёт в Италии? – Итальянцы

Кто живёт в Белоруссии? – Белорусы

- А на каком языке разговаривают в России? (На русском). Правильно, русский язык – это государственный язык России.

Наша страна очень большая. На территории России проживает более 100 различных народов – больших и малых. У каждого народа свои песни, танцы, игры, костюмы, национальные блюда. В нашей стране люди разных национальностей, зная свой родной язык, как правило, изучают и русский. Это нужно для того, чтобы все народы, проживающие в России, понимали друг друга.

Каждый гражданин Российской Федерации должен с уважением относиться к культуре и традициям других народов.

Мы сегодня с вами познакомимся с одним из славянских народов, нашим ближайшим соседом, добрыми другом и, как его иногда называют, нашим братским народом – с Белорусами.

Слайд 1. Это ребята, политическая карта Республики Беларусь, где разными цветами изображены области этой страны. Людей, которые проживают в этой стране, называют белорусами.

Слайд 2. А это государственный флаг Беларуси. Государственный флаг – это история и сегодняшний день народа. Во все времена люди ценили флаг государства, бережно сохраняли, верили в его славу, присягали на верность.Флаг имеет три цвета: красный, зеленый и белый. Красный цвет – с древних времен служит знаком Солнца, и одновременно это знак счастья, жизни. В старину знатные люди носили красные шапки и красные сарафаны. Зеленый цвет – цвет Природы. цвет добра, роста, развития, благополучия и мира. Белый цвет – это прежде всего цвет свободы, цвет нравственной чистоты и мудрости. На белый цвет наложен белорусский национальный орнамент. Он символизирует прежде всего трудолюбие, мастерство

Слайд 3. Государственный герб Республики Беларусь является символом Республики Беларусь.В нем запечатлены основные национальные духовные ценности белорусов: трудолюбие, дружелюбие. Зеленый контур в золотых лучах – территория Республики Беларусь, какой она запечатлена на географической карте. Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами. Земля – основа всего живого, Солнце – источник жизни. Земной шар – это знак того, что Беларусь, являясь частью планеты Земля

Слайд 4,5. Минск - столица и самый крупный город Беларуси, город-герой. Беларусь, как я уже сказала, дружественный сосед России. Раньше наши страны были одним государством.Поэтому очень много общего в исторической культуре белорусов и русских: сказки, песни, народные хороводы, игры и игрушки. Мы с вами обязательно познакомимся с самобытной культурой Беларуси.

Слайд 6. Хата - жилище в Белоруссии, чаще всего строили из дерева, потому что эта страна богата лесом, крышу покрывали соломой. Хаты - дома были хоть и небольшими, но теплыми, нарядными, с окнами к солнцу. Соломенная крыша позволяла защищать жилище от дождя и снега, при этом сохраняла природную вентиляцию помещения

Слайд 7. Гордостью каждого жилья была печь - символ домашнего уюта и тепла. Стояла она в левом углу от входа. В печи готовили пищу, печь обогревала дом.Народная пословица говорит: «Какая печь, такая и хозяйка».

Слайд 7. В правом углу дома делали святой угол, или кут. Это было место для икон, украшенных рушниками, ароматными травами и цветами. Рядом стояли стол, лава. Рушники обязательное украшение белорусские дома. Рушник - это декоративная ткань, покрытая вышитым орнаментом. Рушник - это не только украшение дома, необходимый атрибут народных и семейных обрядов, но и оберег. Каждое жилье украшали рушники, вышитые руками хозяйки, или еще такие, которые достались ей в наследство от матери и бабушки.

Слайд 8. Самое главное и самое известное национальное блюдо — белорусские драники. Это оладушки, которые готовят из тертого на терке картофеля, и подают со сметаной

Слайд 9. Национальная одежда белорусов по-своему своеобразна. Женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, безрукавки и головного убора. Рубаха (кашуля) шилась из льняного домотканого полотна. Ткаными или вышитыми узорами из красной или красно-чёрной пряжи украшались обычно рукава, плечи, воротник, манжеты. Юбка (спадница) была шерстяная или льняная, отличалась разнообразием цвета и узора (клетка, полоса). Белый льняной передник колоритом и орнаментом гармонировал с украшением рубахи. Понизу он часто украшался бахромой или кружевом

Любимый цвет одежды белорусов — белый.

Мужская одежда состояла из льняной рубахи навыпуск, узких брюк, пояса. Костюм был белого цвета, украшались орнаментом воротник, манжеты и пояс.

Головными уборами летом были соломенные шляпы.

Почти единственным видом повседневной обуви — мужской и женской, летней и зимней — у основной массы белорусского крестьянства были плетеные лыковые лапти, которые укреплялись на ногах с помощью пеньковых или шерстяных веревок, тканой тесьмы или длинных ремешков. По праздникам надевали сапоги, зимой – валенки.

Слайд 11. Среди основных ремёсел:

Наиболее распространённым занятием жителей Беларуси было плотничество, поскольку постоянно имелась потребность в строительстве жилых и хозяйственных построек. Существовали также профессиональные плотники, которые возводили мосты, плотины, мельницы, церкви и т. д.Столяры делали следующие работы: установка дверей, оконных рам, изготовление мебели, домашней утвари, сельскохозяйственный инвентарь, транспортные средства.

Широко распространено было также бондарное ремесло, которое преобладало в форме кустарного промысла. Посуда из дубовой, сосновой, еловой, осиновой клепки широко применялась в домашнем быту белорусов и изготавливалась преимущественно для нужд местного рынка.

- Ребята, давайте поиграем в белорусскую народную игру. Называется она

«Михасик» Для проведения игры по кругу ставятся по одному «лаптю» на каждого участника (мы сделали тапочки из цветного картона). Все участники игры располагаются вокруг «лаптей», водят хоровод,а ведущий в это время произносит слова: «Ты, Михасик, не зевай, не зевай - лапоточки обувай, обувай!» После этих слов участники игры останавливаются и каждый старается быстрей обуть «лапоть». Ребенок, оставшийся без «лаптя», выбывает из игры. Убирается один «лапоть», и игра продолжается до тех пор, пока останется один ребенок. Он и считается победителем.

- Понравилась вам игра, ребята? Предлагаю вам научить своих родителей и друзей играть в эту белорусские игры.

- Каждый народ имеет свои легенды. Хочу познакомить вас с легендой белорусского народа. Давайте присядем, вы послушаете и отдохнете немного.

Легенда о белорусах

Бог делил между народами земли. Одним – то, другим – то.

Пришли белорусы… Очень Богу понравились.Он и начал их наделять: «Реки вам даю полные (слайд12, пущи – немереные (слайд13, озера – несчитанные (слайд14). Жары у вас никогда не будет, но и сильных морозов – тоже. Голодать вы никогда не будете. Не уродит картошка (слайд 15), так уродит рожь (слайд 16) или еще что-нибудь. А еще звери (слайд 17) и птицы в пущах стаями, рыба в реках – косяками, пчелы в ульях (слайд 18) – миллионами. А травы ароматные – как чай (слайд 19). Не будет голода.

Женщины у вас будут красивые, дети – сильные, сады – богатые, грибов и ягод – завались. Люди здесь будут талантливые, на музыку, песни, стихи – способные. И будете жить да жить…»

- Вот такая легенда. Понравилась она вам ребята? (Ответы детей)

- Ребята, давайте вспомним названия каких континентов мы сегодня повторяли? На каком континенте находится Республика Беларусь? Как называется жилище в Беларуси? Какие символы Беларуси вы запомнили? Что нового вы узнали сегодня?

Читайте также: